Научная статья на тему 'Пути оптимизации процесса обучения экологии'

Пути оптимизации процесса обучения экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / САМООБРАЗОВАНИЕ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TEACHING METHODS / ECOLOGY / OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / DIFFERENTIATED APPROACH / SELF-EDUCATION / TEACHING AIDS / METHODICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оказова Зарина Петровна

Эффективность и качество работы школы оцениваются комплексно и целостно, по многим параметрам: по уровню сформированности у учащихся основных черт личности, нравственной убежденности, по уровню трудовой и физической подготовленности, эстетической воспитанности, по наличию у школьников глубоких и прочных знаний, готовности и умения творчески применять свои знания. Цель поиск путей оптимизации процесса обучения экологии в современной школе. Идея оптимизации обучения качественно преобразует и процедуру выбора методов обучения. Она требует дифференцированного подхода к оценке возможностей каждого метода, установления, какие задачи могут быть наиболее успешно решены с помощью того или иного метода. Овладение методикой оптимизации обучения требует улучшения методической работы в школах, деятельности методических объединений учителей, включение в программы по самообразованию учителей психолого-педагогической и специальной методической подготовки. Оптимизация призвана повысить эффективность и качество учебного процесса. На первом этапе необходимы дополнительные затраты времени на самообразование педагога, которые в перспективе окупаются экономией времени за счет ликвидации дополнительных занятий, внеурочных опросов и т. д. Учитель приобретает навык выбора оптимальных решений, повышается культура и эффективность педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO OPTIMIZE THE PROCESS OF ECOLOGY TRAINING

The effectiveness and quality of the work of the school are assessed in a comprehensive and holistic manner, in many parameters: in terms of the level of the students'' basic personality traits, moral conviction, the level of work and physical preparedness, aesthetic education, the students have deep and strong knowledge, readiness and ability creatively apply their knowledge. The goal is to find ways to optimize the process of teaching ecology in a modern school. The idea of learning optimization qualitatively transforms the procedure for choosing teaching methods. It requires a differentiated approach to assessing the capabilities of each method, determining which tasks can be most successfully solved by using one or another method. Mastering the methodology of learning optimization requires improving the methodological work in schools, the activities of teachers'' methodological associations, the inclusion in the self-education programs of teachers of psychological, pedagogical and special methodological training. Optimization is designed to improve the efficiency and quality of the learning process. At the first stage, additional time is required for the teacher''s self-education, which in the long term pays off by saving time by eliminating extra classes, after-hours interviews, etc. The teacher acquires the skill of choosing the optimal solutions, the culture and effectiveness of pedagogical activity is enhanced.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации процесса обучения экологии»

Okazova Zarina Petrovna WAYS TO OPTIMIZE ...

pedagogical sciences

УДК 37.018.74

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ

© 2018

Оказова Зарина Петровна, доктор сельскохозяйственных наук, доцент кафедры геоэкологии и землеустройства Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362000, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 46, e-mail: [email protected])

Аннотация. Эффективность и качество работы школы оцениваются комплексно и целостно, по многим параметрам: по уровню сформированности у учащихся основных черт личности, нравственной убежденности, по уровню трудовой и физической подготовленности, эстетической воспитанности, по наличию у школьников глубоких и прочных знаний, готовности и умения творчески применять свои знания. Цель - поиск путей оптимизации процесса обучения экологии в современной школе. Идея оптимизации обучения качественно преобразует и процедуру выбора методов обучения. Она требует дифференцированного подхода к оценке возможностей каждого метода, установления, какие задачи могут быть наиболее успешно решены с помощью того или иного метода. Овладение методикой оптимизации обучения требует улучшения методической работы в школах, деятельности методических объединений учителей, включение в программы по самообразованию учителей психолого-педагогической и специальной методической подготовки. Оптимизация призвана повысить эффективность и качество учебного процесса. На первом этапе необходимы дополнительные затраты времени на самообразование педагога, которые в перспективе окупаются экономией времени за счет ликвидации дополнительных занятий, внеурочных опросов и т. д. Учитель приобретает навык выбора оптимальных решений, повышается культура и эффективность педагогической деятельности.

Ключевые слова: методика преподавания, экология, оптимизация образовательного процесса, дифференцированный подход, самообразование, средства обучения, методическая подготовка.

WAYS TO OPTIMIZE THE PROCESS OF ECOLOGY TRAINING

© 2018

Okazova Zarina Petrovna, doctor of Agricultural Sciences, associate professor of the Department of Geoecology and Land Management North Ossetian State University K. L. Khetagurova (362000, Russia, Vladikavkaz, Vatutina street, 46, e-mail: [email protected])

Abstract. The effectiveness and quality of the work of the school are assessed in a comprehensive and holistic manner, in many parameters: in terms of the level of the students' basic personality traits, moral conviction, the level of work and physical preparedness, aesthetic education, the students have deep and strong knowledge, readiness and ability creatively apply their knowledge. The goal is to find ways to optimize the process of teaching ecology in a modern school. The idea of learning optimization qualitatively transforms the procedure for choosing teaching methods. It requires a differentiated approach to assessing the capabilities of each method, determining which tasks can be most successfully solved by using one or another method. Mastering the methodology of learning optimization requires improving the methodological work in schools, the activities of teachers' methodological associations, the inclusion in the self-education programs of teachers of psychological, pedagogical and special methodological training. Optimization is designed to improve the efficiency and quality of the learning process. At the first stage, additional time is required for the teacher's self-education, which in the long term pays off by saving time by eliminating extra classes, after-hours interviews, etc. The teacher acquires the skill of choosing the optimal solutions, the culture and effectiveness of pedagogical activity is enhanced.

Keywords: teaching methods, ecology, optimization of the educational process, differentiated approach, self-education, teaching aids, methodical preparation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Эффективность и качество работы школы оцениваются комплексно и целостно, по многим параметрам: по уровню сформированности у учащихся основных черт личности, нравственной убежденности, по уровню трудовой и физической подготовленности, эстетической воспитанности, по наличию у школьников глубоких и прочных знаний, готовности и умения творчески применять свои знания. Следовательно, все задачи обучения, воспитания и развития учащихся должны решаться комплексно [1-3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Перед учителями встает целый ряд вопросов: как, не упрощая учебной информации, обеспечить глубокое и прочное усвоение материала всеми учащимися; как достичь целенаправленного развития на всех этапах обучения ведущих общеэкологических понятий; как максимально решать не только задачи обучения, но и задачи воспитания и развития учащихся; как преодолеть противоречие между увеличивающейся от класса к классу самостоятельностью учащихся и отсутствием у них необходимых умений и навыков для положительного проявления возросшей степени самостоятельности; каким образом на каждом уроке обеспечивать последовательное воспитание культуры умственного труда школьников; как

добиться, чтобы все используемые на уроке средства наглядности и дидактические материалы, все содержание и оформление биологического кабинета максимально способствовали решению задач обучения, воспитания и развития учащихся; как развить у всех школьников заинтересованность и стремление к глубокому изучению экологии [4-11].

Выяснение этих и других подобных вопросов необходимо для комплексного решения задач обучения, воспитания и развития учащихся, поставленных перед школой в связи с объективными потребностями развивающегося социалистического общества. Важно изыскивать такие пути решения поставленных задач, которые, обеспечивая достижение высоких результатов учебно-воспитательного процесса, не приводили бы к перегрузке учащихся и перегрузке самого учителя [12].

Формирование целей статьи (постановка задания) -поиск путей оптимизации процесса обучения экологии в современной школе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Один из таких путей состоит в оптимизации процесса обучения. Термин «оптимальный» означает «наилучший для данных конкретных условий». Под оптимизацией учебного процесса понимается целенаправленная, систематическая деятельность учителя по выбору таких задач, содержания, форм, методов и средств обучения, которые обеспечивают максимально возможные в данных условиях результаты обучения, воспитания и раз-

274

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Оказова Зарина Петровна ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ...

вития школьников при минимальных затратах времени [13-14].

Для организации оптимального процесса обучения биологии необходимо:

- для каждой темы и каждого урока темы комплексно планировать задачи образования, воспитания и развития школьников с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся данного класса, особо предусматривая устранение недостатков в знаниях, умениях и навыках, а также в уровне воспитанности учащихся этого класса;

- отбирать и конкретизировать содержание каждого урока таким образом, чтобы обеспечивалось решение намеченных для данного урока учебно-воспитательных задач, усвоение школьниками ведущих общебиологических понятий, развитие познавательного интереса, самостоятельности, целеустремленности и упорства школьников в приобретении знаний;

- избирать для каждого урока оптимальное сочетание методов и средств обучения, которое обеспечивало бы качественное решение намеченных основных задач каждого этапа урока с учетом возможностей учащихся класса, включая слабоуспевающих и наиболее подготовленных школьников;

- создавать на каждом уроке благоприятные учебно-материальные, гигиенические, морально-психические условия обучения и воспитания;

- систематически анализировать в единстве результаты выполнения учебно-воспитательных задач урока и затраты времени учащихся и учителя, выявляя причины плохого усвоения материала школьниками, недостатков в их воспитании, перегрузок и предусматривая устранение этих причин на последующих уроках.

Охарактеризуем подробнее следующие этапы деятельности учителя по оптимизации процесса обучения: комплексное планирование задач и выбор содержания, методов и средств обучения.

Комплексное планирование задач урока. На этом этапе учителю важно исходить из необходимости комплексной постановки задач обучения, воспитания и развития для каждого урока. Начинающие учителя часто недооценивают обязательную конкретизацию задач урока. Осознанный выбор учителем для каждого урока комплекса задач и внесение их в план урока является залогом успешной работы [15].

Планирование учебно-воспитательных задач может быть осуществлено и без фиксирования их в планах. Качество решения любой задачи повышается, если она глубоко продумывается и осознается учителем. Это справедливо и в отношении деятельности ученика. Зная цели и задачи урока, учащийся более осознанно воспринимает учебный материал, овладевает умениями и навыками. Поэтому часть задач урока, продуманных и запланированных учителем, целесообразно довести до сведения учащихся: сообщить им, какие понятия они должны усвоить на данном уроке, какие навыки и умения приобрести и др.

Важным моментом первого этапа оптимизации является направленное изучение и учет психофизиологических особенностей школьников. Учитель должен хорошо знать способности и возможности каждого ученика, его сильные и слабые стороны, уровень подготовленности по предмету, причины пробелов в знаниях и воспитании и с учетом этого конкретизировать учебно-воспитательные задачи каждого урока. Без такой конкретизации планы уроков становятся шаблонными, педагогическое влияние - ослабленным, а весь учебно-воспитательный процесс оказывается далеко не оптимальным [16-17].

Важно для каждого урока выбрать оптимальное сочетание задач, т. е. планировать те конкретные задачи обучения, воспитания и развития, которые могут быть решены на данном уроке наиболее успешно.

Для облегчения планирования работы некоторые учителя вначале продумывают материал целой темы и

проектируют комплекс задач на всю тему, а затем конкретизируют задачи для каждого урока, учитывая его содержание, возможности и уровень знаний учащихся, сохраняя при этом и комплексность, т. е. обязательное решение на каждом уроке задач обучения, воспитания и развития школьников [18].

При составлении планов комплексного решения задач обучения, воспитания и развития школьников учителя руководствуются, как правило, лишь школьной программой по биологии и методическим пособием, рекомендации в котором даются с учетом возрастных особенностей учащихся.

Комплекс задач в каждом классе решается с учетом конкретных условий: содержания урока, возрастных особенностей учащихся, уровня их знаний и др. [19-21].

Выбор содержания, методов и средств обучения. Для того чтобы осуществить эти этапы оптимизации обучения, прежде всего следует конкретизировать содержание урока, избрать логику изложения материала и раскрытия основных идей, учитывая при этом необходимость установления связи обучения с жизнью, теории с практикой, а также, учитывая подготовленность и способности учащихся данного класса к усвоению нового материала.

Определив учебно-воспитательные задачи и содержание каждой смысловой части темы, следует выбрать оптимальные для их изучения формы учебных занятий, виды уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической цели: урок усвоения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, учебная экскурсия, комбинированный урок и т. д. Затем уже приступать к выбору оптимального сочетания методов и средств обучения для каждого занятия [22].

При выборе методов для отдельных этапов урока необходимо исходить из того, оптимальным ли будет использование избранного метода в данных конкретных условиях: будут ли с его помощью достаточно глубоко раскрыты задачи обучения, воспитания и развития данного этапа урока и задачи урока в целом; будет ли достаточно легко и глубоко усвоен учащимися новый материал. Далее следует избранные методы соотнести со средствами обучения.

Осознанный подход учителя к выбору задач, содержания, методов и средств обучения обеспечивает разнообразие методов и средств обучения подключает к усвоению знаний все виды чувственного восприятия школьников; продуманное соотношение содержания, методов и средств обучения с выбранными задачами и с особенностями учащихся класса обеспечивает восприятие и глубокое усвоение материала каждым школьником, способствует решению конкретных задач воспитания и развития учащихся; логика раскрытия содержания, сменяемость методов и средств обучения стимулируют познавательную активность школьников, способствуют поддержанию работоспособности класса и профилактике утомляемости; дает возможность учащимся раскрыть свои возможности и способности, выяснить для себя наиболее рациональные приемы овладения знаниями [23-24].

Идея оптимизации обучения качественно преобразует и процедуру выбора методов обучения. Она требует дифференцированного подхода к оценке возможностей каждого метода, установления, какие задачи могут быть наиболее успешно решены с помощью того или иного метода. Нельзя увлекаться каким-то одним «модным» методом обучения или искусственно уравнивать применение всех методов - понемногу на каждом уроке, а следует осознанно избирать для каждого конкретного случая наилучший комплекс методов [25-27].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Овладение методикой оптимизации обучения требует улучшения методической работы в школах, деятельности методических объединений учителей, включение в программы по самообразованию учителей психолого-педагогической и

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

275

Okazova Zarina Petrovna pedagogical

WAYS TO OPTIMIZE ... sciences

специальной методической подготовки. Необходимость этого нашла отражение в движении учителей, происходящего под девизом «От творчески работающего учителя - к творчески работающему коллективу». Во многих школах учителя стараются осуществлять оптимальный выбор учебно-воспитательных задач, содержания и методов обучения.

При этом несколько меняется и сам характер вну-тришкольного контроля. Директора и завучи школ начинают обсуждение уроков с выяснения того, как учитель обосновал оптимальность выбранного плана, насколько ему удалось реализовать идею оптимизации процесса обучения, насколько при этом изменился объем домашнего задания учащихся. Такой характер контроля учит педагогов методике оптимального построения учебного процесса.

Оптимизация призвана повысить эффективность и качество учебного процесса. На первом этапе необходимы дополнительные затраты времени на самообразование педагога, которые в перспективе окупаются экономией времени за счет ликвидации дополнительных занятий, внеурочных опросов и т.д. Учитель приобретает навык выбора оптимальных решений, повышается культура и эффективность педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Никишина С.Н., Бомбина Т.В. Преподавание экологии в школе //Глобальные проблемы экологии. Мат. МНПК. г. Орехово-Зуево. 2016. С. 145-151.

2. Оказова З.П. Социальные аспекты готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии //Известия Чеченского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 143-148.

3. Садыхова Ж.И. Преподавание экологии: ответственность и устойчивое развитие //Труды международного симпозиума Надежность и качество. Пенза. 2011. С. 372-373.

4. Назыров А.Д., Журкина И.П., Маликова Т.Ш. Преподавание экологии //Экологическая безопасность и культура - требование современности и перспективы: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. г. Уфа. 2014. С. 129-131.

5. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.

6. Гордеева Д.С., Тюнин А.И., Апухтин А.С., Демцура С.С. Нерешенные проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 63-67.

7. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.

8. Кудинова Г.Э., Розенберг А.Г., Костина Н.В. Экологическое образование - один из факторов устойчивого развития региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 60-63.

9. Носова Т.М., Шведов В.Г. Музей в развитии экологической культуры обучаемых в инклюзивном образовании // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 88-92.

10. Сенатор С.А., Казанцев И.В., Матвеева Т.Б., Кудинова Г.Э. Инновационные возможности экологического образования в интересах устойчивого развития // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 228-233.

11. Learning Sharing. Manual for Adult Education Practitioners / ed. by A. Carl-sen and J. Irons. Vilnius, 2003. 104 p.

12. Еськов В.М., Пшенцова И.Л., Глущук И.В. Преподавание экологии как системной дисциплины в школе. Синергический подход в экологии // Экологический вестник Югории. 2005. № 1. С. 85-94. 276

13. Дьяченко Г.И., Леган М.В. Тестирование - в помощь качеству преподавания экологии //Наука. Промышленность. Оборона: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. г. Новосибирск. 2010. С. 199-201.

14. Атабекова С.Ф. Методика преподавания экологии и ее связь с педагогикой //Научная жизнь. 2011. № 5. С. 97-99.

15. Прокофьева Е.С., Абрамян Г.В. История развития, структура, функции и особенности использования чат-ботов в преподавании экологии и биологии // Информационные технологии в экологии: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. г. Нижневартовск. 2018. С. 191-194.

16. Леонтьева Т.Л., Багаутдинов Г.М. Использование компьютерных игр в преподавании экологии // Безопасность жизнедеятельности: современные проблемы и пути их решения: сб. статей Междунар.науч.-практ. конф. г. Уфа. 2011. С. 188-189.

17. Buican Denis. Mendel dans l'histoire de la génétique. Paris: Ellipses, 2008. 224 p.

18. Баландина Н.В. Формирование экологической культуры школьников через систему внеурочной деятельности //Актуальные проблемы экологии и охран труда: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. г. Курск. 2015. С. 41-46.

19. Чуйкова Л.Ю. Социальные процессы и региональная концепция экологического образования школьников на современном этапе //Астраханский вестник экологического образования. 2010. № 1. С. 194-200.

20. Цагараева Е.Ф. Использование инновационных технологий в экологическом образовании в средних школах Владикавказа //Известия Чеченского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 136-141.

21. Яо Л.М. Экологическое образование молодежи для устойчивого развития Республики Татарстан // Управление устойчивым развитием. 2017. № 4. С. 65-74.

22. Богданова В.П. Подходы к разработке содержания образования, обладающего адаптационным потенциалом //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 470.

23. Тарасов С.В. Образовательная среда как социокультурная и педагогическая реальность //Образование: ресурсы развития. 2012. № 1.С. 7-13.

24. Примбетова А.И. Экологическое образование как педагогический феномен //Развитие научных направлений в современных условиях: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. г. Москва. 2017. С. 61-64.

25. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 26-29.

26. Ларионова О.А., Сенькова Л.А. Экологическая экспедиция и экскурсия-практикум как способ формирования экологической компетентности детей 10-12 лет //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9. С. 530-534.

27. Eliade M. Les aspects de mitlie Paris: Gallimard, 2003. 313 p.

Статья поступила в редакцию 28.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.