Дальнего Востока и Сибири // Политехник. - 2008. -№ 06 (1487).
8. Сафонова К. И., Ерышева С. А., Белкин В. Г. Интеграция региональной инновационной инфраструктуры с научно-инновационной деятельностью вуза / К. И. Сафонова, С. А. Ерышева, В. Г. Белкин // Экономические науки. - 2009. - № 10 (59).
9. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». - URL: http:// document.kxemlin.ru/ doc.asp?ID=053857
Safonova K. I., Belkin V. G., Erysheva S. A., Chmyr’ Yu.Yu. A ROLE AND A PLACE OF UNIVERSITY IN MODERN ECONOMIC, NATIONAL, AND REGIONAL INNOVATIVE SYSTEMS
A concept mechanism is built in order to provide correctness in consideration of a nature, functions, and interaction between national, regional and in-trauniversity innovative systems. A place and a role of university in a system of economic entities followed by the Federal Law No.217 dated August 2, 2009 are set, and related problems, influencing on results of innovative processes in higher educational institutions, are described. A scheme of development of a university innovative system is given.
Keywords: an economic system, economic entities, a national innovative system, a regional innovative system, scientific and research university activity, an innovative university system.
уДК 378 Горшков М. К., Савинков В. И., Шереги Ф. Э.
ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обсуждаются проблемы повышения качества образования, его непрерывного и инновационного характера, роста социальной мобильности и активности учащейся молодежи, ее включенности в различные образовательные среды. Цель государственной политики в области образования заключается в повышении доступности образования, соответствующего требованиям модернизированной экономики. Применительно к настоящему этапу развития Российской Федерации это означает развитие современной системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Ключевые слова: доступность, эффективность профессионального образования, повышение качества образовательных услуг, модернизация, новые технологии.
Модернизация образования в России являет- всех потребителей на рынке образовательных ус-
ся органической частью и в то же время важным луг и в первую очередь самого обучающегося.
условием успеха модернизации экономики. Эко- Развитие системы непрерывного профессиональ-
номический подъем выдвигает на первый план ного образования создает механизмы включения
задачу формирования системы непрерывного работодателей в выработку образовательной по-
образования, создание независимой обществен- литики, стандартов качества профессионального
но-государственной системы оценки качества образования, позволяет более полно учитывать
образования, способной обеспечить возможнос- быстроменяющиеся потребности рынка труда.
ти гибкого перехода между различными образо- В этом контексте обеспечение доступности вательными программами, защиту интересов образования приобретает еще одно измерение:
30
© Горшков М. К., Савинков В. И., Шереги Ф. Э., 2011
формирование условий для территориальной, социальной и академической мобильности молодежи. Непрерывность образования и повышение мобильности молодежи должны стать залогом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации и одновременно интеграции и обеспечения конкурентоспособности российского образования в мировом образовательном пространстве.
В результате модернизации российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна превратиться в сферу привлекательную и открытую для инвестиций. Инвестиционная привлекательность должна быть обеспечена эффективностью деятельности, прозрачностью финансовых потоков, участием общественности в управлении образованием, независимой оценкой качества образования на всех уровнях образовательной системы. Инвестиции общества в образование будут обусловлены в первую очередь эффективностью бюджетного финансирования данной сферы. Без внедрения новых финансовых механизмов нельзя обеспечить приток в образование дополнительных внебюджетных средств.
Главным условием инвестирования общества в образование должно стать повышение его кадрового потенциала, обеспечивающего высокое качество образования и внедрение инновационных образовательных технологий. Приток в образование молодых перспективных кадров возможен только тогда, когда заработная плата в этой сфере будет конкурентоспособна по отношению к другим отраслям. Инвестиционная привлекательность образования будет напрямую зависеть от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему.
Вместе с тем инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. В настоящее время образование перестает играть ведущую роль в социализации подрастающего поколения. Средства массовой информации и коммуникации, массовая культура, реклама превращаются в активных производителей образцов и моделей поведения в подростковой и молодежной среде. В новой ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения
важны для создания позитивной ориентации молодежи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Одновременно новые технологии позволяют развивать сетевые формы организации образования, а также образовательные среды. Система образования должна выступить интегратором этих процессов, создавая условия для внесистемного, неформального образования и распространяя новые технологии на сферу молодежной политики в целом.
Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее включенности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.
Стратегическая цель государственной политики в области образования заключается в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям модернизированной экономики. Применительно к настоящему этапу развития Российской Федерации это означает: обеспечение доступности качественного общего образования, повышение качества профессионального образования, развитие современной системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Реализация названных приоритетных направлений предполагает решение таких задач, как создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования, призванной обеспечить возможность гибкого перехода между различными образовательными программами; включение работодателей в выработку образовательной политики, стандартов качества профессионального образования в целях более полного учета меняющихся потребностей рынка труда; формирование условий для территориальной, социальной и академической мобильности молодежи в целях сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации и обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке
образовательных услуг; обеспечение прозрачности финансовых потоков в системе образования; широкое привлечение общественности к управлению образованием; гарантия независимой оценки качества образования на всех уровнях образовательной системы; повышение качественного кадрового потенциала образования; обеспечение инновационного характера развития образовательной сферы; интеграции научной, образовательной и практической деятельности образовательных учреждений.
На представительном совещании в сентябре 2010 г. Президентом России Д. А. Медведевым было высказано мнение о том, что в рамках национального проекта «Образование» созданы условия для повышения качества работы учреждений профессионально-технического образования, сформулированы принципы, на которых эта система должна развиваться, а также приняты специальные законы, которые заложили основу модернизации профессионально-технического об-разования1. На совещании также было отмечено, что система профессионального образования остается несбалансированной по уровням и в значительной мере неэффективной по расходованию бюджетных средств. Министр образования и науки России А. А. Фурсенко углубил этот вывод, высказав мнение, что в полной мере соответствуют современным требованиям к образовательному процессу в настоящее время порядка 100-150 высших учебных заведений. Он же подчеркнул, что проблемы в сфере образования сегодня усугубляются сильным демографическим спадом, уменьшением числа учащихся, а значит, и дефицитом молодых специалистов, приходящих в экономику. Сказанное свидетельствует о непростых задачах, стоящих перед стратегией модернизации образования.
Модернизация образования в России происходит не автономно, а параллельно с реформированием производственных и распределительных отношений в обществе, модернизацией иных социальных институтов (здравоохранения, ЖКХ, институтов государственного управления). В этих условиях процесс модернизации образования в значительной степени подвержен влиянию ряда факторов, способных внести существенные коррективы в конечный итог реализуемых мероприятий. Среди этих факторов наиболее важные: неблагоприятные тенденции в изменении демографической ситуации; вариации спроса на специалистов на
рынке труда в связи с технологическим обновлением российских предприятий и их выходом на международный рынок товаров и услуг; рост себестоимости содержания и эксплуатации зданий учебных заведений в связи с переводом на самоокупаемость услуг (снабжение зданий электроэнергией, водой, теплом); неустойчивость платежеспособности населения на рынке образовательных услуг по причине последствий экономического кризиса; интенсификация обмена информацией в связи с широким распространением новых электронных систем, что вносит существенные коррективы в механизм приобретения общих знаний представителями молодого поколения.
В настоящее время складывается мировой образовательный рынок. Этот рынок является высококонкурентным, поскольку образование все больше становится способом продвижения страны на глобализирующемся рынке труда и международном рынке новейших технологий, постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государств при завоевании новых рынков. Вхождение России в ВТО, в Болонский процесс предоставляет новые возможности для продвижения российского образования на международной арене. Демографический спад, который характерен не только для России, но и для Западной Европы, приведет уже в ближайшей перспективе к острой конкуренции на международном и национальном уровнях за студентов высших учебных заведений. И инструментами в этой борьбе будут эффективность управления образовательным процессом, качество высшего образования, гибкость образовательных программ, возможность для студента войти в международные сети непрерывного образования, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
В новых условиях цель государственной политики в сфере образования - это создание атмосферы для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества. Поэтому для успеха модернизации образования высока значимость таких мероприятий, как: обновление кадрового корпуса за счет притока в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников; гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зар-
платы в экономике и стимулирующая качество работы; обеспечение на всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования граждан доступа к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов; регулярное обеспечение учебными заведениями потребителей и общественности информацией о своей деятельности; интенсивное взаимодействие российской системы образования с глобальной сферой образования; участие общественности в управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы); введение в действие нескольких грантовых программ, поддерживающих академическую мобильность, исследовательские партнерства университетов и бизнеса, инновационные образовательные программы.
В процессе реализации мероприятий модернизации порой требуется коррекция отдельных решений, в том числе - в связи с необходимостью учета происходящих в обществе изменений.
Поэтому важной гарантией получения приемлемого решения в разумные сроки является контроль в опоре на данные регулярного мониторинга, результаты которого позволяют, в случае необходимости, своевременно корректировать мероприятия модернизации.
На данной стартовой стадии модернизации образования не все аспекты ее реализации полностью ясны, однако представители научно-педагогической общественности стремятся высказать прогностическую оценку, что свидетельствует об их активном интересе и готовности содействовать процессу модернизации. Так, большинство руководителей органов управления образованием субъектов РФ и муниципалитетов считают важным, чтобы развитие системы образования обязательно было тесно увязано с основными направлениями долгосрочного социально-экономического развития страны, тенденциями демографических и миграционных процессов и приоритетами отраслевого и территориального развития, и в меньшей степени - с моделью обеспечения обороноспособности страны и геополитическими интересами России (табл. 1).
Таблица 1
Мнение руководителей органов управления образованием о том, с чем должно быть тесно увязано развитие системы образования (экспертная оценка, %)
Развитие системы образования В обязательном порядке Во вторую очередь Не обязательно
мнение руководителей органов управления субъектов РФ мнение руководителей муниципальных органов управления мнение руководителей органов управления субъектов РФ мнение руководителей муниципальных органов управления мнение руководителей органов управления субъектов РФ мнение руководителей муниципальных органов управления
С основными направлениями долгосрочного социальноэкономического развития страны 95,2 94,2 2,4 3,1 2,4 2,7
С тенденциями демографических и миграционных процессов 66,7 61,5 31,0 32,1 2,3 6,4
С моделью обеспечения обороноспособности страны 28,6 15,5 45,2 45,1 26,2 39,4
С приоритетами отраслевого и территориального развития 71,4 69,9 28,6 21,2 0,0 8,9
С геополитическими интересами России 45,2 28,8 38,1 41,4 16,2 29,8
Таблица 2
Мнение руководителей органов управления образованием по поводу выполнимости мероприятий приоритетов развития системы образования к 2020 г. (экспертная оценка, %)
Выполнение мероприятий Выполнимо полностью Выполнимо частично Невыполнимо
мнение руководителей органов управления субъектов РФ мнение руководителей муниципальных органов управления мнение руководителей органов управления субъектов РФ мнение руководителей муниципальных органов управления мнение руководителей органов управления субъектов РФ мнение руководителей муниципальных органов управления
Обеспечение доступности современного качества образования 52,4 52,7 47,6 46,9 0,0 0,4
Повышение конкурентоспособности профессионального образования, в том числе на международном уровне 23,8 15,5 71,4 79,4 4,8 5,1
Кардинальное обновление организационно-экономических механизмов системы образования 35,7 27,9 57,1 67,7 7,2 4,3
Создание современной системы непрерывного образования 35,7 40,9 57,1 56,2 7,2 2,9
Также высоко оценивают руководители органов управления образованием актуальность основных приоритетов развития системы образования на период до 2020 г.: на уровне субъектов РФ - в среднем на 4,5, на уровне муниципалитетов - в среднем на 4,4 баллов. В частности, ими высказаны следующие мнения по поводу выполнимости мероприятий к 2020 г. (табл. 2).
Руководители органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных органов управления образованием согласны с мнением о положительном эффекте большинства принципов совершенствования образования, кроме утверждения: «применение командных подходов», логики «деньги в обмен на обязательства». В частности, они высказали полное согласие с тем, что обеспечение всеобщей доступности качественного общего образования и доступности качественного профессионального образования (в том числе высшего и среднего профессионального образования на конкурсной основе) является условием социального развития и сплоченности страны; повышение конкурентоспособности российского образования послужит достоверным критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование
России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг; в основу модернизации системы образования должны быть положены: открытость образования к внешним запросам, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений (табл. 3).
Руководители органов управления образованием отметили важность планируемых для реализации к 2020 г. ряда общесистемных изменений в деле обеспечения для российской системы образования ведущих позиций на международном рынке образовательных услуг. В качестве наиболее значимых ими выделены: гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующей качество работы; обновление кадрового корпуса за счет притока в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников; обеспечение на всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования граждан доступа к образовательным ресурсам, прежде всего в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов (табл. 4).
Таблица 3
Позиция руководителей муниципальных органов управления образованием о результативности ряда мероприятий развития образования, %
Суждения Согласны полностью Согласны частично Не согласны
Мероприятия мнение руководителей органов управления субъектов РФ мнение руководителей муниципальных органов управления мнение руководителей органов управления субъектов РФ мнение руководителей муниципальных органов управления мнение руководителей органов управления субъектов РФ мнение руководителей муниципальных органов управления
Обеспечение всеобщей доступности качественного общего образования и профессионального образования (в том числе высшего и среднего профессионального образования на конкурсной основе) является условием социального развития и сплоченности страны 85,7 74,1 9,5 23,9 4,8 2,0
Повышение конкурентоспособности российского образования послужит достоверным критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг 81,0 74,8 19,0 23,9 0,0 1,3
Обновление организационно-экономических механизмов обеспечит соответствие системы образования перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность 61,9 55,8 38,1 39,2 0,0 5,0
Формирование системы непрерывного образования позволит максимально эффективно использовать человеческие ресурсы и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни 69,0 63,1 28,6 34,1 2,4 2,8
В основу модернизации системы образования должны быть положены:
Открытость образования к внешним запросам 85,7 78,3 14,3 16,2 0,0 5,5
Применение командных подходов, логики «деньги в обмен на обязательства» 33,3 17,3 57,1 44,0 9,5 38,7
Конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике 52,4 62,4 45,2 32,1 2,4 5,5
Адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений 81,0 68,4 19,0 25,4 0,0 6,2
Горшков М. К., Савинков В. И., Шереги Ф. Э. Пути модернизации системы высшего образования
36
Таблица 4
Оценка руководителями органов управления образованием значения, которое мероприятия развития образования будут иметь в деле обеспечения для российской системы образования ведущих позиций на международном рынке образовательных услуг
Мероприятия Решающее значение Важное, но не решающее значение
мнение руководителей органов управления субъектов РФ мнение руководителей муниципальных органов управления мнение руководителей органов управления субъектов РФ мнение руководителей муниципальных органов управления
Организационно-экономический механизм
Введение налоговых стимулов финансирования получения образования физическими и юридическими лицами 23,8 23,5 76,2 63,9
Перевод значительной части учреждений образования в статус автономных с сохранением доли государственного финансирования 14,3 9,1 66,7 37,4
Финансирование всех видов образовательных учреждений на основе подушевого принципа 54,8 29,9 40,5 49,1
Гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы 85,7 76,8 14,3 20,8
Введение в действие нескольких грантовых программ, поддерживающих академическую мобильность, исследовательские партнерства университетов и бизнеса, инновационные образовательные программы 28,6 34,7 71,4 56,6
Развитие конкуренции образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств 50,0 26,8 47,6 53,3
Принципы управления в системе образования
Участие общественности в управлении и контроле качества образования как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы) 54,8 34,1 45,2 57,3
Регулярное обеспечение учебными заведениями потребителей и общественности информацией о своей деятельности 42,9 34,3 57,1 60,6
Увеличение роли профессионального (академического) самоуправления 14,3 25,7 81,0 62,8
Интенсивное взаимодействие российской системы образования с глобальной сферой образования 57,1 40,9 40,5 50,7
Обеспечение на всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования граждан доступа к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов 57,1 63,5 42,9 32,7
Обновление кадрового корпуса за счет притока в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников 76,2 86,9 23,8 11,3
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Большинство руководителей управлений образованием субъектов РФ высказали полное согласие с тем, что бакалавриат закладывает основу для формирования профессиональной культуры и основных компетентностей учащихся; обучение в магистратуре направлено на углубленную подготовку специалистов, способных к решению сложных задач в профессиональной, деятельности, к организации новых сфер занятости, к исследованиям и управлению, магистратура предусматривает развитие исследовательских компетенций, реализацию программ по самым приоритетным и востребованным научным направлениям; реализация модернизации образования возможна лишь в условиях кардинального обновления управленческого корпуса системы образования,
наличия у работников, занимающих административные посты, современных менеджерских компетентностей; избрание ректоров вузов должно быть основано на защите кандидатами проектов развития вузов перед аттестационными комиссиями при органах исполнительной власти; национальный проект «Образование» заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас современной модели российского образования; опережающие структурные, институциональные и содержательные изменения в системе образования обеспечат открытость образования, дадут возможность экономике перейти на инновационный путь развития и войти России в число лидирующих мировых держав (табл. 5).
Таблица 5
Позиция экспертов по ряду утверждений, касающихся перспектив развития образования, %
Перспективы развития образования Согласны полностью Согласны частично Не согласны
Бакалавриат - это наиболее массовая подготовка, максимально удовлетворяющая запросы граждан на получение высшего образования 28,6 57,1 14,3
Бакалавриат закладывает основу для формирования профессиональной культуры и основных компетентностей учащихся 40,5 47,6 11,9
Обучение в магистратуре направлено на углубленную подготовку специалистов, способных к решению сложных задач в профессиональной деятельности, к организации новых сфер занятости, к исследованиям и управлению 78,6 9,5 11,9
Магистерские программы подготовки можно более точно и своевременно ориентировать на потребности работодателей 31,0 50,0 19,0
Магистратура предусматривает развитие исследовательских компетенций, реализацию программ по самым приоритетным и востребованным научным направлениям 61,9 26,2 11,9
Составление рейтингов вузов, проводимое организациями работодателей, становится ориентиром для абитуриентов в выборе учреждений профессионального образования 33,3 47,6 19,0
Модернизация образования возможна лишь в условиях кардинального обновления управленческого корпуса системы образования, наличия у работников, занимающих административные посты, современных менеджерских компетентностей 61,9 33,3 4,8
Избрание ректоров вузов должно быть основано на защите кандидатами проектов развития вузов перед аттестационными комиссиями при органах исполнительной власти 50,0 35,7 14,3
Осуществление аттестации и повышения квалификации работников системы управления образованием на основании образцов деятельности учреждений - победителей приоритетного национального проекта «Образование» 19,0 57,1 23,9
Национальный проект «Образование» заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас современной модели российского образования 50,0 47,6 2,4
Опережающие структурные, институциональные и содержательные изменения в системе образования обеспечат открытость образования, дадут возможность экономике перейти на инновационный путь развития и войти России в число лидирующих мировых держав 61,9 35,7 2,4
Таблица 6
Оценка экспертами ряда факторов, обеспечивающих усиление инновационного характера
профессионального образования, %
Факторы Очень важно Важно, но в средней степени Неважно
Значительный рост исследовательской компоненты высшего образования 66,7 33,3 0,0
Интеграция профильных образовательных программ с реальным производством 83,3 16,7 0,0
Создание системы независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ 61,9 38,1 0,0
Создание механизмов независимого присвоения квалификаций выпускникам учреждений профессионального образования 64,3 35,7 0,0
Создание широких условий для мобильности студентов, поддержанной системой зачета кредитных единиц 35,7 57,1 7,1
Сокращение числа программ, по итогам которых выдаются только дипломы государственного образца, и увеличение числа программ, требующих профессионального экзамена для выхода на рынок труда 28,6 64,3 7,1
Реальное вовлечение работодателей в разработку и реализацию государственной образовательной политики 81,0 19,0 0,0
Построение инновационной инфраструктуры вузов (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные предприятия)совместно с бизнесом 66,7 33,3 0,0
Участие некоммерческих организаций (в том числе объединений работодателей) в формировании общественно-государственной системы профессиональных стандартов и независимых профессиональных экзаменов 47,6 52,4 0,0
Создание системы государственной поддержки образовательного кредитования студентов 61,9 33,3 4,8
Усиление инновационного характера профессионального образования обеспечивается за счет ряда факторов. Руководители органов управления образованием субъектов РФ оценили их важность с точки зрения повышения качества профессионального образования (табл. 6). Ими подчеркнута важность, в частности, таких факторов, как интеграция профильных образовательных программ с реальным производством, реальное вовлечение работодателей в разработку и реализацию государственной образовательной политики.
Для формирования эффективного рынка образовательных услуг, обеспечения конкурентоспособности российского образования и повышения его качества необходимо расширить перечень организаций, имеющих право на предоставление услуг непрерывного профессионального образования, включив в него крупные коммерческие и иные необразовательные организации, имеющие ресурсы для реализации различных образовательных программ в рамках внутрифирменного обучения.
Для того чтобы обеспечить развитие указанного сектора профессионального образования и, одновременно, придать импульс к повышению
качества деятельности государственных образовательных учреждений, необходимо осуществить переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Вследствие этого такие управленческие функции, как контроль, финансирование и оценка качества деятельности, должны осуществляться по отношению именно к образовательным программам.
Создание принципиально новых механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ потребует формирования организационных и правовых условий для развития общественнопрофессиональных организаций, в состав которых войдут представители профессиональных ассоциаций, образовательного сообщества и объединений работодателей. Одной из основных задач таких организаций должно стать формирование требований к уровню необходимой профессиональной квалификации, содержанию и технологиям обучения, а также компетенциям работников, занятых в различных секторах общественного производства. Указанные общественно-профессиональные организации должны также обеспечить эффективный контроль качества образовательно-
го процесса и соответствие подготовленных кадров динамичным запросам рынка труда.
Модернизация системы образования - органическая часть модернизации экономики России2. Стержневым мероприятием модернизации образования сегодня выступает национальный проект «Образование», призванный внести положительные изменения в образовательной практике на институциональном уровне. Обладая пяти: летним временным лагом реализации, национальный проект «Образование» стал действенным стимулом творческих инициатив образовательных учреждений, связующим звеном между социальной политикой государства, направленной на модернизацию социально-экономических отношений, рост благосостояния населения, и активизацией инновационных процессов в системе общего и профессионального образования3.
Цель проводимых мероприятий - не просто выявить победителей конкурса, но и стимулировать инновационную активность всех остальных образовательных учреждений страны. Так, результаты экспертного опроса показали4, что вузы, победившие во всероссийском конкурсе, существенно отличаются от вузов аналогичного профиля, не участвующих в национальном проекте. Представители администрации субъектов РФ выделили семь преимуществ вузов - участников национального проекта: 1) правильный подход к кадровой политике, заключающийся в подборе специалистов не по внешним, «документальным» критериям, а по фактическому уровню научной квалификации; 2) более совершенную организационную структуру вуза; 3) широкое международное научное сотрудничество вуза с ведущими университетами экономически развитых стран; 4) повышенное внимание к целевой подготовке собственных кадров в аспирантуре и докторантуре; 5) умение преподавателей «вплетать» в педагогический процесс достижения современной науки; 6) ориентацию факультетов на подготовку кадров прежде всего для территориальной экономики; 7) тесное сотрудничество вуза с промышленными предприятиями в проведении производственной практики студентов.
Победа вуза в конкурсе в рамках национального проекта «Образование», по мнению представителей администрации субъектов РФ, оказала положительное влияние как на статус вуза в Целом, так и на его рейтинг среди других учебных заведений региона. Это проявилось прежде всего в значительном повышении интереса к вузу со
стороны выпускников средних школ региона. Кроме того, в общественном мнении и населения регионов, и специалистов в значительной степени вырос престиж диплома вуза - участника приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), усилился интерес к инновационному опыту вуза со стороны других вузов региона, увеличилось число заказов предприятий и учреждений региона на подготовку специалистов, активизировались международные научные контакты вуза: Многие преподаватели и научные сотрудники вуза привлечены в качестве экспертов в различные комиссии государственных органов, учреждений и производственных предприятий, вуз расширил шефство над школами в деле профессиональной ориентации школьников.
Взаимоотношения представителей региональной власти с вузами, участвующими в национальном проекте «Образование», эксперты оценивают достаточно высоко. Они отмечают, что региональные власти оказывают содействие материально-техническому, кадровому и научному развитию вузов. Сам вуз-победитель, по мнению экспертов, в целом приветствует попытку региональных властей вникнуть в его проблемы, старается внедрить результаты образовательных инноваций в образовательную программу региона.
Взаимодействие всех вузов - участников национального проекта «Образование» - с территориальными органами власти стало более плодотворным. По мнению 60% опрошенных руководителей вузов-победителей, региональные власти содействуют и материально-техническому, и кадровому, и научному развитию вуза. Остальные указали на то, что с региональными органами власти взаимодействие «корректнее», проблем нет, но и помощи нет. 60% вузов принимают активное участие в решении вопросов социально-экономического развития региона.
С результатами инновационной деятельности вузов могут ознакомиться все желающие, кто проявит к этому интерес и обратится за информацией, однако сами вузы не придают своей работе широкой гласности, что обеспечивается регулярными активными контактами вузов со СМИ5.
Эксперты дали высокую оценку взаимоотношениям вуза-победителя с общественными организациями. Большинство указали, что общественные организации осуществляют с вузом своего региона совместные программы по поддержке талантливой молодежи. Вуз-победитель
регулярно приглашает представителей общественных организаций для обсуждения планов совместных благотворительных акций, поддерживает культурные движения молодежи региона, предоставляя для этого свой клуб, шефствует над массовым спортивным движением молодежи, поддерживает творческие инициативы молодежи, предоставляя для этого свою материальную базу, хотя имеются и проблемы6.
С точки зрения экспертов, главная цель национального проекта для системы высшего профессионального образования состоит в повышении качества образования. Кроме того, они полагают, что проект позволит повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава вузов-победителей; даст стимул к ускоренной модернизации высшего профессионального образования; будет содействовать укреплению материально-технической базы вузов; поддержит молодые таланты, ученых; будет способствовать качественному усовершенствованию образовательных программ; улучшит подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов в соответствии с имеющимся и прогнозируемым спросом рынка труда; позволит сформировать новые управленческие механизмы в системе образования; будет способствовать поиску активных форм обучения и привлечению государственных и частных инвесторов для поддержки науки, работающей на социально-экономическое развитие регионов; даст толчок развитию инновационных технологий, инновационной деятельности образовательных учреждений; будет содействовать гарантированному трудоустройству студентов; окажет поддержку лидерам образования, активно внедряющим инновационные технологии; расширит доступность образования и послевузовских программ обучения с последующим трудоустройством специалистов по профессии; положительно повлияет на модернизацию образования; повысит престиж вуза в общественном мнении; усилит взаимодействие науки и образования, бизнеса и науки; будет способствовать закреплению высококвалифицированных кадров в вузе; снизит различия в системе подготовки молодых специалистов между вузами центральных и других регионов; явится стимулом для развития других вузов, пока не участвующих в национальном проекте.
Рассмотрим, как повлияло участие вузов в национальном проекте «Образование» за пос-
ледние два года на характер их образовательной и научной деятельности.
Согласно данным экспертного опроса, благодаря государственной поддержке в рамках национального проекта
«Образование» в вузах произошли следующие изменения:
- достигнуты значительные успехи в области научных исследований;
- повысились уровень и качество использования достижений современной науки в образовательном процессе;
- стали шире применяться активные формы обучения студентов и аспирантов;
- усовершенствовалась организационная структура вузов;
- активизировалось сотрудничество вузов с промышленными предприятиями по проведению производственной практики студентов.
Эти важные “Изменения соответствуют основным целям национального проекта - повышению качества образовательного процесса и инновационного уровня научной работы вузов. Однако вузам не удалось осуществить отбор талантливой молодежи на условиях предоставления беспроцентного долгосрочного образовательного кредита, но удалось только частично расширить и укрепить, международное научное сотрудничество вуза с ведущими университетами экономически развитых стран, активизировать использование модульного принципа в образовательном процессе.
Во многих вузах усовершенствовалась организационная структура вуза, в каждом втором вузе расширились демократические начала управления на уровне принятия стратегических решений образовательной политики, осуществлена целевая ориентация факультетов на подготовку кадров прежде всего для региональной экономики, стало более тесным взаимодействие с региональными предпринимателями по развитию материальнотехнической базы вуза на условиях соучреждения, развивается непрерывное образование на основе программ дистанционного обучения, активно внедряется программа двухуровневой подготовки специалистов (бакалавриат и магистратура).
В то же время, как отметили эксперты, изменения статуса вузов как ресурсных инновационных центров незначительны. Они коснулись в основном намерений вузов распространить свой инновационный опыт в других вузах, не участвующих в национальном проекте.
Реализация национального проекта «Образование» как стержневого фактора модернизации системы образования в ближайшие годы столкнется с негативной демографической тенденцией. В предстоящие пять лет государственная политика, в том числе реализация приоритетных направлений развития образования, в большой степени будет зависеть от значительного колебания численности той части населения, которую принято называть учащейся молодежью. В обозначенный период изменение численности учащейся молодежи будет подвержено негативному влиянию «демографической ямы» - резкому сокращению7.
Для Российской Федерации, не отличающейся высоким уровнем рождаемости, период до 2013 г. в демографическом плане неблагоприятный. Это может быть причиной нежелательны экономических и социальных последствий. В частности, способствовать сокращению:
- числа образовательных учреждений
- численности персонала, обслуживающего сферу образования;
- спроса со стороны населения на широкий спектр товаров и услуг, связанных со сферой образования;
- трудовых ресурсов, особенно в отраслях экономики, уже сегодня демонстрирующих уве-
личение спроса на квалифицированных специалистов.
Прогноз до 2013 г. свидетельствует что численность населения в возраст 7-22 года будет уменьшаться весь этот период. В сравнении с 2006 г., в 2012 г. численность представителей этой возрастной группы будет меньше на 21%, а численность учащейся молодежи образовательных учреждений всех типов (общеобразовательных и профессиональных) - на 17%. В то же время, за счет роста рождаемости, впервые заявившее о себе в 2000 г., уже в 2010 г. произошел рост доли учащихся в составе населения, и этот показатель в дальнейшем будет увеличиваться, прежде всего, за счет роста доли учащихся общеобразовательных школ (рис. 1, табл. 7).
Демографическая проблема приведет в основном к сокращению численности студентов. Сокращение численности преподавателей нецелесообразно так как через 4 года предстоит рост численности учащихся и, соответственно студентов вузов.
Опыт реализации национальной проекта «Образование» свидетельствует о том, что он оказывает весьма благотворное влияние на развитие вузовской науки.
0Школы ^Учреждения НПО ШУчреждения СПО ЕЗВузы
2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013
Рис. 1. Прогноз доли обучающихся по очной форме по типам образовательных учреждений, %
Таблица 7
Прогноз численности обучающихся по очной форме по типам образовательных учреждений Российской Федерации, тыс. человек
Образовательные учреждения Учебный год
2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013
Школы 14263,7 13674,8 13266,5 13174,5 13253,4 13461,0 13666,5
Учреждения начального профессионального образования 1332,4 1170,6 1041,0 912,2 788,6 670,6 555,8
Учреждения среднего профессионального образования 1836,0 1715,3 1526,2 1304,1 1112,2 964,7 869,5
Вузы 3251,2 3234,3 3086,6 2850,0 2566,4 2292,5 2058,6
Всего обучающихся по очной форме 20683,3 19795,0 18920,3 18240,8 17720,6 17388,8 17150,4
76,0
Процветание Подъем Застой Кризис Упадок Затрудняюсь
ответить
0 Преподаватели вузов, участвующих в национальном проекте □ Преподаватели вузов, не участвующих в национальном проекте
Рис. 2. Оценка преподавателями вузов - участниками национального проекта «Образование» -
состояния науки в своем вузе в 2009 г., %
Подавляющее большинство преподавателей всех вузов, участвующих в национальном проекте, оценивают состояние научной работы в своем учебном заведении положительно (рис. 2). Преподаватели вузов, не участвующих в национальном проекте, оценили состояние науки в своем учебном заведении значительно критичнее. Благотворным изменениям в вузовской науке в значительной мере способствовала государственная бюджетная поддержка.
В вузах - участниках национального проекта
- наиболее широкий ассортимент форм конечных результатов научной работы реализовали преподаватели экономического и технического профилей. Больше всего монографий и учебников написали экономисты, учебных пособий - препо-
даватели технического и гуманитарного профилей, диссертации активнее всего защищались по естественнонаучному профилю, активнее других преподаватели этой специализации занимались написанием отчетов по итогам исследования (каждый второй). В изобретениях для патентования (или патентование) лидируют аграрии (14%), у них лучшие результаты и по внедрению в производство (29%). Эти данные рождают оптимистические выводы, что сельскохозяйственная наука после долгого застоя начала возрождаться, пусть пока в отдельных, лучших вузах. Конечные результаты научной работы в формах изобретения и внедрения представлены также преподавателями технического и экономического профилей (табл. 8).
Таблица 8
Преподаватели вузов - участников национального проекта - о конечном результате своей научной работы в зависимости от специализации, %
Конечный результат научной работы Основная специализация
гуманитарная экономическая естественно- научная техническая, инженерно- техническая сельскохозяй- ственная
Выступление, доклад 37,5 35,3 70,6 54,9 57,1
Статья (статьи) 62,5 64,7 76,5 58,8 28,6
Брошюра (брошюры) 12,5 5,9 17,6 11,8 0,0
Монография 0,0 23,5 5,9 5,9 14,3
Изобретение для патентования (или патентование) 0,0 5,9 0,0 13,7 14,3
Отчет по итогам исследования 12,5 29,4 52,9 49,0 14,3
Учебник 0,0 11,8 5,9 7,8 0,0
Учебное или методическое пособие 50,0 35,3 41,2 51,0 42,9
Диссертация 0,0 11,8 17,6 2,0 0,0
Внедрение в производство 0,0 11,8 0,0 3,9 28,6
Не было конечного результата 0,0 11,8 5,9 3,9 28,6
Так ли однозначен научный успех этих вузов по сравнению с теми, которые обнародовали меньшее количество результатов своего научного труда? Значимость научной продукции во многом определяется формой, в которой представлены результаты научной работы. Выступление на конференции, организованной вузом, публикация тезисов или методическое пособие не идут в сравнение с монографией, запатентованным изобретением и тем более с запуском его в производство. Конечно, в иных тезисах в концентрированном виде могут содержаться идеи, делающие переворот в науке, а монография может быть «пустой». Но эти случаи редки. Сравнительный анализ с полным основанием позволяет сделать вывод, что преподаватели вузов, не участвующих в национальном проекте, значительно чаще обнародовали результаты своей научной работы в формах меньшего научного «калибра», чем преподаватели вузов - участников национального проекта, а в формах большего «калибра» - реже.
Инновационные инициативы вузов, поддержанные национальным проектом, были встречены в коллективах учебных заведений с большим энтузиазмом, хотя их личное участие в инновационных программах различных статусных групп неодинаково. Больше всего проявляющих большой энтузиазм и активность в реализации
инновационных инициатив - среди представителей администрации и профессорско-преподавательского состава вузов - участников национального проекта (соответственно 78% и 61%).
Активность участия преподавателей в инновационной образовательной программе вуза в значительной степени зависит от наличия у них ученой степени. В вузах - участниках национального проекта - в инновационной образовательной программе участвует значительно больше преподавателей, не имеющих ученой степени, -41%, в том числе 18,5% - активно (рис. 3).
Подавляющее большинство преподавателей вузов - участников национального проекта - участвовали в мероприятиях по совершенствованию образовательного процесса! Количественный и качественный сравнительный анализ широкого спектра мероприятий, в которых участвовали преподаватели, позволяет сделать следующие выводы:
- большинство преподавателей принимают участие в мероприятиях, касающихся совершенствования форм организации учебного процесса, пересмотра учебных программ и подготовки новых учебных курсов, а также подготовки методических материалов и учебников, что подтверждается конечными результатами их научной деятельности;
- по общему количеству участников в большинстве мероприятий лидируют преподаватели вузов, которые более двух лет участвуют в национальном проекте.
В связи с получением вузами государственной бюджетной поддержки большая часть (54%) преподавателей вузов - участников национального
проекта, отметила, что они в своей работе ориентируются на современные технологии (рис 4).
В вузах, получивших господдержку, задача всеобщей компьютерной грамотности преподавателей в целом решена, и в таком плане проблемы больше нет. Решена эта задача и в вузах, не участвующих в национальном проекте.
степени
□ Участия не принимают □ Принимают посильное участие □ Принимают активное участие
Рис. 3. Степень участия преподавателей вузов - участников национального проекта -в инновационной образовательной программе учебного заведения, в зависимости от ученой степени (%)
Особых изменений в Затрудняюсь ответить модернизации ; 3%
специализаций нет
Отдельные специализации ориентируются на современные технологии; 34%
Ориентирование специализаций не соответствует знанию студентов; 1%
Большинство специализаций нацелены на современные технологии; 54%
□ Ориентирование специализаций не соответствует знанию студентов
□ Большинство специализаций нацелены на современные технологии
□ Отдельные специализации ориентируются на современные технологии
□ Особых изменений в модернизации специализаций нет
□ Затрудняюсь ответить
Рис. 4. Мнения преподавателей вузов - участников национального проекта - о том, как меняются образовательные программы факультетов в связи с получением вузом государственной бюджетной поддержки
В современных условиях нельзя представить развитие эффективных методов обучения без применения электронной техники, электронных учебных материалов. В улучшении условий образовательной деятельности, в совершенствовании учебного процесса, его интенсификации важная роль отводится внедрению в «образовательное пространство» новейших информационных технологий. Среди преподавателей вузов - участников национального проекта - каждый четвертый участвует в совершенствовании условий образовательной деятельности за счет расширения сферы применения информационных технологий. Рабочие места многих преподавателей оборудованы разнообразной электронной техникой. Преподаватели вузов - участников национального проекта - имеют в целом
широкие возможности для использования в учебном процессе электронных учебных материалов, наличие которых в вузе подтвердили 64% опрошенных преподавателей. Формы имеющихся электронных материалов: учебные пособия, лекционные материалы, лабораторные работы, методические материалы, программы тестирования, пособия для самостоятельных работ студентов. Среди причин, по которым некоторые преподаватели не пользуются электронными учебными материалами при их наличии в вузе, назывались две:
- недостаточное количество компьютерных аудиторий, в которых могли бы работать все «предметники» по расписанию;
- отсутствие необходимого количества компьютеров для проведения полноценного занятия.
Таким образом, обеспеченность электронными учебными материалами преподавателей еще недостаточна даже в тех вузах, которые участвуют в национальном проекте.
Говорить о том, что перечисленные формы инноваций несут в себе значительный образовательный прогресс, нет оснований. Здесь, скорее всего, речь может идти о практике восполнения технологического отставания в системе образования. Такие же «инновационные» процессы происходят и в вузах, не участвующих в национальном проекте, только более медленными темпами, из-за недостатка материально-технического потенциала и квалифицированных кадров.
Мониторинг показал высокую стабильность состава профессорско-преподавательских кадров в вузах - участниках национального проек-
та. Увольнение кадров по собственной инициативе - явление редкое. Более того, за последние годы в трети вузов - участников национального проекта - наметился приток молодых кадров. Ситуация здесь более благоприятная, чем в вузах, не участвующих в национальном проекте.
Взаимодействие и взаимопомощь между ву-зами-победителями и остальными вузами страны в настоящее время трудно назвать активными. Всего 10% опрошенных руководителей вузов, не участвующих в национальном проекте, ответили, что руководство победившего вуза обращалось к ним с предложением перенять свой инновационный опыт для внедрения в практику научно-педагогической работы, но они не согласились принять предложение вуза-победите-ля, так как данный инновационный опыт им не подходит.
Одна из важных функций национального проекта. «Образование»
- содействие широкой практики непрерывного образования. Непременное условие развития современной системы непрерывного профессионального образования - создание условий для повышения роли общественных институтов в управлении образованием. Здесь речь идет не только о повышении эффективности образовательных функций, но и об усилении демократических принципов управления таким важным социальным институтом, как система профессионального образования. В рамках модернизации образования участие общественности в управлении этой сферой предполагается осуществить путем закрепления правового статуса попечительского, управляющего и наблюдательного советов образовательных учреждений. Что касается попечительских функций общественных институтов в управлении образованием, то они и ранее пользовались и в настоящее время пользуются поддержкой абсолютного большинства представителей педагогической общественности (95%). Однако такие органы общественных институтов, как управляющий и наблюдательный советы, поддержкой большинства (кроме руководителей органов управления образованием субъектов РФ) не пользуются.
Главная цель национального проекта «Образование» для высшей школы
- повышение качества образования. Для достижения этой цели необходимо усилить работу вузов по следующим направлениям:
- модернизация процесса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов-победителей;
- ускоренная модернизация образовательного процесса профессионального образования;
- укрепление материально-технической базы вузов;
- поддержка молодых талантов, ученых;
- модернизация и усовершенствование образовательных программ;
- подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов в соответствии с имеющимся и прогнозируемым спросом рынка труда;
- формирование новых управленческих механизмов в системе образования и поиск активных форм обучения;
- улучшение информационной базы вуза;
- расширение международных контактов вуза;
- привлечение государственных и частных инвесторов для поддержки науки и профессиональной подготовки специалистов, работающих на социально-экономическое развитие регионов;
- развитие инновационных технологий;
- поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений;
- содействие гарантированному трудоустройству студентов по специальности;
- регулярный обмен опытом с лидерами образования, активно внедряющими инновационные технологии;
- реформирование учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием (изменение перечня предметов, изучаемых студентами);
- расширение доступности образования и послевузовских программ обучения с последующим трудоустройством специалистов;
- усиление взаимодействия науки и образования.
Все сказанное свидетельствует о положительном эффекте национального проекта в вузах-по-бедителях, однако о конечных итогах в плане активизации их инновационной образовательной деятельности говорить еще рано.
Реализация ПНПО способствовала формированию позитивных ожиданий в сфере образования, которые касались благожелательного отношения СМИ к проблемам вузов, поддержки инновационной деятельности, новых образовательных проектов. В вузах возник интерес к само-
анализу своих образовательных достижений, определению перспектив развития.
Оценивая факторы, существенно отличающие вузы-участники национального проекта - можно выделить семь преимуществ этих вузов, требующих поддержки и стимулирования со стороны организаторов проекта в будущем:
- правильный подход к кадровой политике, заключающийся в подборе специалистов не по внешним, «документальным» критериям, а по фактическому уровню научной квалификации;
- более совершенная организационная структура вуза;
- широкое международное научное сотрудничество вуза с ведущими университетами экономически развитых стран;
- повышенное внимание к целевой подготовке собственных кадров в аспирантуре и докторантуре;
- умение преподавателей «вплетать» в педагогический процесс достижения современной науки;
- ориентация факультетов на подготовку кадров прежде всего для территориальной экономики;
- тесное сотрудничество вуза с промышленными предприятиями по проведению производственной практики студентов.
Не менее важно и в дальнейшем поддерживать усилия этих вузов на расширение практической направленности учебного процесса и взаимодействия со службой учета и регулирования рынка труда, переориентацию специализаций факультетов с учетом спроса региональной экономики на специалистов интеллектуального труда.
Необходимо также стимулировать такую пока слабо еще развитую форму повышения эффективности, унификации образовательного процесса, динамизма студентов, как использование модульного принципа образовательного процесса.
Есть такие сферы, где резерв для улучшения все еще остается большим. Это прежде всего социальные гарантии для преподавателей, условия международной коммуникации, оплата труда.
Проблемы, которые сегодня необходимо решать в вузах, участвующих в национальном проекте, проистекают, как показал мониторинг, из того, что существенного притока новых научных и преподавательских кадров в вузы не наблюдается. Также недостаточна спонсорская деятельность вуза в области поиска молодых талантов и
их безвозмездного обучения на своих факультетах, не увеличивается численность поступающих для обучения в вуз иностранных граждан, практически не растет число потенциальных соинвес-торов в развитие отраслевых факультетов вуза, сотрудники вуза не активизировали просветительскую деятельность среди населения, не стали активнее выступать в СМИ, участвовать в общественных движениях, не растет число заказов со стороны предприятий и учреждений региона на выполнение научных проектов, число желающих поступить в аспирантуру и докторантуру вуза.
Инновационная деятельность ряда вузов-по-бедителей ведется «замкнуто», и доступ к ней имеют только специалисты.
Что касается взаимодействия вузов, участвующих в национальном проекте, с территориальным органами администрации и общественными организациями, то опыт здесь положительный и достоин дальнейшей поддержки и распространения.
Примечания
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» (разработано в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Приказ Минобрнауки России от 29 июля 2009 г. № 276 «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет». Зарегистрирован Минюстом России, регистр. № 14699 от 3 сентября 2009 г.
2 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 848 «О ме-
рах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования» (а также Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2007г. №826).
3 Об основных итогах и перспективах реализации приоритетного национального проекта «Образование». «Образование в документах». Информационно-аналитический бюллетень. №2 (17), январь 2008, с. 65; О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году и задачах на 2006 год. «Образование в документах». Информационно-аналитический бюллетень. №1 (285), январь 2008, с. 36.
4 В качестве экспертов в ходе опроса, проведенного Центром социального прогнозирования и маркетинга, выступили: 1) руководители органов управления образованием субъектов РФ; 2) руководители муниципальных (районных) органов управления образованием; 3) руководители вузов; 4) руководители общественных организаций и СМИ. Всего опрошено по квотной выборке 420 экспертов.
5 Каждый пятый представитель СМИ из числа опрошенных вполне доволен степенью гласности и открытости инновационной деятельности вуза-побе-дителя, чему способствуют регулярные активные контакты вуза со СМИ, предоставление информации о своей работе и достижениях. Однако треть указала, что инновационная деятельность вуза-победителя в их регионе ведется «замкнуто», доступ к информации имеют только специалисты.
6 Всего 20% опрошенных руководителей общественных организаций в регионах отметили, что инновационной деятельности вуза-победителя присуща широкая гласность. Большинство же (58,5%) указали, что инновационная деятельность вуза-победите-ля ведется в целом открыто, ко со стороны вуза скорее «пассивно».
7 Источник прогнозных данных: Шереги Ф. Э., Зайцев С. Б. Прогноз изменения численности учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации (2007/08 - 2012/2013 учебные годы). -М. : ЦСП, 2008.
Gorshkov M. K., Savinkov V. I., Sheregi R. E. WAYS OF MODERNIZATION OF A HIGHER EDUCATION SYSTEM
The problems of increasing of quality of education, its continuous and innovative character, a growth of social mobility and activity of students, their inclusion into various educational environment are discussed in the article. The purpose of state policy in a field of education is based on increasing accessiblity to education, which accords the needs of modernized economics. In the context of a current phase of development of the Russian Federation it means development of a modern system of continuous professional education and increasing of investment appeal of a sector of education.
Keywords: accessibility, effectiveness of professional education, increasing of quality of educational services, modernization, up-to-date technobgies.