Научная статья на тему 'Пути изучения этимологии лингвистических терминов на уроках русского языка'

Пути изучения этимологии лингвистических терминов на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1187
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИН / TERM / ЭТИМОЛОГИЯ / ETYMOLOGY / ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА СЛОВА / INNER FORM / КОРЕНЬ / ROOT / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / ОРФОГРАФИЯ / ORTHOGRAPHY / ПАДЕЖ / CASE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Атлан А. В.

В статье характеризуются пути использования этимологии лингвистических терминов в школьном курсе русского языка. Показано, что анализ происхождения лингвистических терминов на уроках русского языка помогает школьникам усвоить значение и написание терминов, стимулирует интерес к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterizes the ways of using the etymology of linguistic terms in a school Russian language course. It is shown that the analyses of the origin of linguistic terms on Russian language lessons helps pupils to learn the meaning and spelling of terms and stimulates interest in the subject.

Текст научной работы на тему «Пути изучения этимологии лингвистических терминов на уроках русского языка»

Таким образом, обобщающее повторение вопросов культуры речи и, в частности, синтаксических норм современного русского литературного языка будет способствовать формирование коммуникативной компетенции старшеклассников и позволит им подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку в форме Единого государственного экзамена.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нарушевич А.Г. Русский язык. Тесты для подготовки к ЕГЭ с комментированными ответами. М.: Просвещение, 2015. - 189 с.

2. Гингель Е.А.Новый вариант задания 7 на ЕГЭ-2015. Тренировочные упражнения. 11 класс // Русский язык. Первое сентября. М.: Первое сентября, 2015. - № 1. - С. 34-38.

3. Нарушевич А.Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2013. - 223 с.

УДК 81'33 ББК 81.1

А.В. Атлан

ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭТИМОЛОГИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье характеризуются пути использования этимологии лингвистических терминов в школьном курсе русского языка. Показано, что анализ происхождения лингвистических терминов на уроках русского языка помогает школьникам усвоить значение и написание терминов, стимулирует интерес к предмету.

Ключевые слова: термин, этимология, внутренняя форма слова, корень, семантика, орфография, падеж.

A.V. Atlan

WAYS OF STUDING THE ETYMOLOGY OF LINGUISTIC TERMS ON RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Abstract. The article characterizes the ways of using the etymology of linguistic terms in a school Russian language course. It is shown that the analyses of the origin of linguistic terms on Russian language lessons helps pupils to learn the meaning and spelling of terms and stimulates interest in the subject. Keywords: term, etymology, inner form, root, semantics, orthography, case.

Этимология как раздел языкознания, изучающий происхождение слов, выявляющий их внутреннюю форму, имеет важное лингводидактическое значение. Поиск происхождения слова, его родственных связей приучает школьников «вдумываться в слова, анализировать их <...> и в результате развивает речемыслительные способности» [5, 148]. Этимологические разыскания «побуждают учащихся к установлению связи между названием и предметом, неизменно вызывая интерес детей, чувство захваченности, любопытства» [4, 92]. Характеристика основных проблем использования этимологического анализа в школьной практике содержится в книгах И.В. Прониной [8] и Л.И. Шелеповой [14, 87 - 99].

Одним из путей использования этимологии в школьном курсе русского языка является истолкование происхождения изучаемых лингвистических терминов.

Каждая отрасль науки использует ту или иную терминологию. Как отмечает И.П. Сусов в своей «Истории языкознания», постепенное формирование русской лингвистической терминологии происходило (с опорой на античную, греко-латинскую традицию) уже в средневековой Руси: «Первоначально русские лингвистические термины были очень расплывчаты. Лишь постепенно формируется своя терминологическая система. При этом используются словообразовательные ресурсы родного языка и строго отбираются возникшие при переводах разных текстов дублеты. Утверждается стремление к ясности терминов, к более строгим определениям» [10, 121]. На всех этапах развития языкознания «возникновение новых идей обычно связано и с появлением новых терминов, и с нестандартным использованием старых» [11, 179]. Академик Д.С. Лихачев подчеркивал важную роль терминов в развитии науки: «В науке очень важно найти нужное обозначение для обнаруженного явления - термин. Очень часто это значит закрепить сделанное наблюдение или обобщение, сделать его заметным в науке, ввести его в науку, привлечь к нему внимание» [6, 481].

Не менее важно внимание к терминологии в процессе преподавания, поскольку усвоение термина неразрывно связано с усвоением обозначаемого им научного понятия.

Этимологические справки к изучаемым лингвистическим терминам могут быть полезны для усвоения школьниками семантики данных терминов. Это относится как к названиям разделов языкознания, так и к наименованиям различных языковых явлений. Так, происхождение слова морфология от древнегреческих слов morphe ('форма') и logos («слово») непосредственно соответствует предмету данной лингвистической дисциплины, изучающей образование грамматических форм слова. Термин междометие связан по происхождению с предлогом между и глаголом метать, что объясняется своеобразием синтаксического употребления междометий: слова этой части речи обычно не связаны синтаксически с другими словами, «брошены» между ними. При работе со школьниками учитель может использовать объяснение этимологии данного слова, содержащееся в научно-популярной книге Н.М. Шанского: «Ведь это слова, которые в качестве рядовых членов предложения не выступают. В составе предложения они оказываются изолированными словами-одиночками, островками непосредственного чувства и воли, как бы брошенными между словами, передающими мысли и образующими определенные словосочетания и фразы. Кстати, именно этим объясняется и их общее наименование - междометие, которое точно калькирует латинское interjectio (inter = между, ср. интернациональный; ject = мет-, брос-, кид-, io = -ие» [13, 129].

В то же время необходимо учитывать исторические изменения лексического значения, вследствие которых этимология не всегда способна объяснить современное значение слова. Так, термин грамматика исторически связан с древнегреческим gramma ('буква'). Б.А. Ольховиков пишет: «Слово грамматика, которое обозначает для античности грамматику или грамматическое искусство, - <...> производное от грамма - "письмо, буква" (алфавита). Слово грамматика, таким образом, изначально имело значение "наука о буквах". Следовательно, для древних греков слово "грамматика" было связано с письмом (письменностью): нельзя писать, не зная законов письма» [7, 38]. Современная же грамматика не может быть определена как наука о письме, и, таким образом, в своем смысловом развитии данный термин далеко ушел от своего первоначального, этимологического значения.

Во многих случаях этимология лингвистических терминов может быть использована для усвоения их орфографии. Так, усвоению написания термина фонетика, и прежде всего - безударного гласного в корне этого слова, может способствовать его сопоставление с исторически родственными словами симфония, телефон, где [о] находится под ударением. С этой же целью термин морфология можно сопоставить со словом аморфный, термин грамматика - со словами телеграмма, программа и другими словами, восходящими к древнегреческому gramma ('буква') [3, 99]. Для объяснения написания двух букв Ф в слове суффикс полезными могут быть сведения о том, что данное слово образовано от латинского слова fixus, что означает 'крепкий' (родственное слово - фиксировать) с помощью латинской приставки sub-, означающей 'под', а также 'вслед за', причем последний звук приставки уподобился первому звуку корня.

Учителю необходимо обращать особое внимание на историко-этимологические комментарии к лингвистическим терминам, содержащиеся в школьных учебниках русского языка. Так, много внимания уделяется этимологии лингвистических терминов в учебнике русского языка для четвертого класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной.

Здесь характеризуется этимология терминов фонетика [1, 8], графика [1, 14], орфография [1, 19] , морфология [1, 29], синтаксис [1, 33], пунктуация [1, 34] и некоторых других. В одних случаях приводится краткая этимологическая справка, входящая в состав определения соответствующего понятия, например: «Орфография (от греческого orthos - правильный и grapho - пишу) - правописание, то есть система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний» [1, 19]; «Пунктуация (от латинского punctum - точка) - все правила о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте» [1, 34]. В других случаях используется развернутое повествование о происхождении термина. Так, интересен рассказ о слове синтаксис, где прослеживается историческая связь данного термина с военной лексикой древнегреческого языка, а также содержится ссылка на Аполлония Дискола, который считается основоположником синтаксиса как научной дисциплины: «<...> синтаксис - слово греческое и состоит из двух частей. Приставка syn- означает 'совместимость, совокупность' (соответствует русской приставке со-: соученик, сотоварищ). Слово taxis в греческом языке в первую очередь было военным термином: "построение, колонна, место в строю" и т.п. Позднее учёные стали использовать этот термин в грамматике, так как грамматический строй, так же как и военный, требует чёткости и строгого порядка. Древнегреческий учёный Аполлоний Дискол писал: "Из правильного соединения слов составляются предложения"» [1, 49 - 50].

Особенно ценным является то, что в некоторых случаях авторы учебника предлагают школьникам объединить слова по их общему историческому корню. Так, в связи с этимологиче-

ской справкой о происхождении слова фонетика («от греческого phone (фонэ) - звук, звучание») дается задание: «Продолжи ряд слов с греческим корнем -фон-. Что означают эти слова?». Ученики должны продолжить ряд «Фонетика, магнитофон...» [1, 8]. Текст о палеографии как науке, изучающей памятники древней письменности, сопровождается заданием: «Какие ещё слова греческого происхождения от слова grapho (пишу) есть в русском языке? Запиши несколько таких слов, начни со слова палеография» [1, 40].

Обращается внимание не только на этимологию заимствованных терминов, но и на термин склонение, который содержит исконно славянский корень:

«Мы говорим: слово склоняется. Прислушайтесь к этому термину. Что ещё склоняется, наклоняется? (Кстати, латинское слово declinatio - его наши предки как раз и перевели словом "склонение" - можно перевести и иначе: отклонение, наклон, склон.)

Слово в именительном падеже никуда не наклоняется. Оно стоит прямо, как столб, вбитый в землю» [1, 127].

Отмечается в учебнике и случай изменения лексического значения слова, ставшего названием части речи. Сведения, которые получают при этом школьники, будут полезны и впоследствии при изучении литературы:

«В старославянском языке слово ГЛАГОЛЪ означало "слово", "речь"; "глаголить" значило "говорить". Одна из двух славянских азбук называлась глаголицей, это название образовалось от слова ГЛАГОЛЪ.

Употребление слова глагол в старом значении можно встретить в стихах поэтов XVIII -XIX веков: "Глагол времён - металла звон!" (Г. Державин). "Глаголом жги сердца людей!", "Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся, душа поэта встрепенётся, как пробудившийся орёл." (А. Пушкин).

Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной из частей речи» [2, 53].

Подробно рассматривается в данном учебнике (с опорой на книгу Л.В. Успенского «По дорогам и тропам языка») происхождение названий падежей. Так, об именительном падеже рассказывается:

«История его восходит к древним временам Греции и Рима.

Первыми название для него придумали греки - onomastike ptosis <...>. Римские ученые перевели эти слова на латынь: casus nominativus <...>. И греческое onoma <...>, и римское nomin <...> одинаково значили "ИМЯ"» [1, 102].

Подробно и доступно объясняется здесь происхождение названия родительного падежа: «Родительный падеж можно было бы назвать еще "родительским" падежом. В латинском языке он назывался Genetivus casus <...>, что можно было истолковать как "падеж родства": сын своего отца, внук Льва Толстого, потомки Пушкина.

Это можно распространить и шире, если "родство" понимать не в узком, прямом смысле. Говоря "ветка пальмы", мы представляем себе ветку, которая "рождена" пальмой. Таким было исходное, начальное значение этого падежа. Затем он приобрел и разные другие оттенки значения, например, понятие о части, отделенной от целого:

Вороне где-то бог послал кусочек (чего?) СЫРУ» [1, 107].

При изучении предложного падежа авторы учебника предлагают детям самим объяснить, почему этот падеж так называется: «В книге "По дорогам и тропам языка" ученый-языковед Лев Успенский назвал предложный падеж "самым предложным, наипредложнейшим" из нашей шестёрки падежей. Попробуй догадаться почему. Тогда ты сможешь самостоятельно объяснить, почему предложный падеж так называется. Ответить тебе помогут вопросы предложного падежа» [1, с. 115].

Таким образом, уже в начальных классах полезным будет пристальное внимание к происхождению изучаемых лингвистических терминов. Такой подход должен получить развитие и в ходе дальнейшего изучения русского языка.

Так, в учебнике русского языка для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта уже в первом параграфе «Зачем человеку нужен язык» дается этимология слова лингвистика: «Лингвистика (от лат. лингва - "язык") - наука о языке» [9, 107]. Такая этимологическая справка помогает уяснить значение слова и сделать проверяемым написание безударного гласного в первом слоге, то есть одновременно отвечает на вопросы «почему так называется» и «почему так пишется».

Этимологическими справками сопровождаются в данном учебнике и определения других лингвистических терминов: орфография [9, 15], орфограмма [9, 16], фонетика [9, 50], орфоэпия [9, 57], лексика [9, 66], омонимы [9, 95] и др. Например: «Омонимы - разные по значению слова, но одинаковые по звучанию и написанию (от греч. "омос" - одинаковый + "онима" - имя)». Это

освобождает учащихся от механического запоминания и делает значение слова осмысленным, а написание проверяемым или, по крайней мере, объяснимым.

Наряду с материалами учебников, учитель может использовать материалы научно-популярной лингвистической литературы. Так, рассказы о происхождении и истории некоторых лингвистических терминов (склонение, наклонение, спряжение, названия падежей) содержатся в книгах Н.М. Шанского, предназначенных для учителей и школьников [12, 144 - 150; 13, 38 - 46].

Проведение этимологической работы с изучаемыми лингвистическими терминами будет способствовать осознанному усвоению учащимися данных терминов как в плане выражения (звуковая структура и орфографический облик слова), так и в плане содержания, а тем самым и лучшему пониманию языковых явлений, обозначаемых данными терминами. Такая работа учит видеть и понимать пути развития лингвистической мысли, пути познания человеком своего языка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. Русский язык: учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Ч. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - М.: Баласс, 2006. - 144 с.

2. Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. Русский язык: учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Ч. 2 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - М.: Баласс, 2006. - 128 с.

3. Ваганов, А.В. Организация самостоятельной работы студентов при проведении спецсеминара «Этимология в школе» // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов ТГПИ. Ч. V. Таганрог.: Изд-во ТГПИ, 1999. С. 85-110.

4. Ваганова, Л.П. Воспитательные возможности этимологии в школе // Воспитательная работа при обучении русскому языку. - Ростов н/Д.: РГПИ, 1987. - С. 91 - 97.

5. Введенская, Л.А., Колесников, Н.П. Этимология / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 338 с.

6. Лихачев, Д.С. Письма о добром // Д.С Лихачёв. Мысли о жизни. Письма о добром. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2014. С. 445- 572.

7. Ольховиков, Б.А. Общая теория языка. Античность - XX век / Б.А. Ольховиков. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 304 с.

8. Пронина, И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа / И.В. Пронина. М.: Просвещение, 1964. - 100 с.

9. Русский язык. Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. - М.: Дрофа, 2003. - 304 с.

10. Сусов, И.П. История языкознания / И.П. Сусов. М.: АСТ: Восток Запад, 2006. - 295 с.

11. Храковский В.С. Концепция членов предложения в русском языкознании XIX века // Грамматические концепции в языкознании XIX века. - Л.: Наука, 1985. - С. 124-180.

12. Шанский, Н.М. В мире слов. Кн. для учителя / Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 1985. - 255 с.

13. Шанский, Н.М. Занимательный русский язык. В 2-х ч. Ч. 1 / Н.М. Шанский. - М.: Дрофа, 1996. - 320 с.

14. Шелепова Л.И. Русская этимология. Теория и практика / Л.И. Шелепова. - М.:, Издательский центр «Академия», 2007. - 124 с.

УДК 801.1 ББК 81.2Рус

А. Ю. Туранова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ УСТНОЙ РЕЧИ Д. БЫКОВА (НА МАТЕРИАЛЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ «ОДИН»)

Аннотация. Данная статья посвящена синтаксическому строю устной речи Д. Быкова, характеристике ее структуры. Роль радиоведущего, в которой выступает автор исследуемых текстов, позволяет раскрыть новые аспекты языковой личности и установить характерные черты идиости-ля.

Ключевые слова: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение, простое предложение, языковая личность, идиостиль.

GENERAL CHARACTERISTIC OF D. BYKOV SPEECH SYNTACTIC SYSTEM (ON RADIO BROADCAST «SINGLE (ODIN)» MATERIAL)

Abstract. This work is devoted to the syntactic structure of D. Bykov speech and characteristics of its structure. The role of broadcaster which he acts as the author of texts can reveal new aspects of the linguistic identity and to establish the characteristics of idiostyle.

Keywords: compound sentence, complex sentence,simple sentence, language personality, idios-

tyle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.