13.4. ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Пенкина Валентина Александровна, аспирант. Место учебы: Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Подразделение: кафедра национальной безопасности. E-mail: [email protected]
Аннотация
В деле интеграции муниципальных образований Московской области в глобальное информационное пространство выделено три базовых направления.
Первое: развитие на муниципальном уровне информационно-коммуникационных технологий, выходящее за рамки наращивания технологической оснащенности муниципалитетов (программно-аппаратных средств для ведения сайтов органов местного самоуправления). Широкая интеграция его органов в информационное пространство рассматривается как реализация совокупности прав граждан в сфере информации и как отражение растущей роли местного самоуправления.
Второе: информационная интеграция муниципальных образований Московской области требует концептуальной основы, которая отсутствует как на российском, так и на международном уровне. Примерное (типовое) «Положение об информационных ресурсах муниципального образования» недостаточно, так как в числе основных задач органов местного самоуправления в сфере муниципальных информационных ресурсов задач информационной интеграции не содержит.
Третье: показана необходимость устранения правовой неопределенности путем совершенствования действующего законодательства в сфере информации. Показано, что отсутствие четко прописанных функций и полномочий МСУ в данной сфере ведет к тому, что при определении на федеральном уровне, равно как и на уровне субъекта Федерации, расходных полномочий муниципалитетов, расходы на информатизацию во внимание не принимаются.
Для эффективной интеграции муниципальных образований Московской области в глобальное информационное пространство им целесообразно интегрировать свои информационные ресурсы. Данная категория - одна из ключевых, так как именно она дает возможность моделировать и налаживать информационные правоотношения на муниципальном уровне.
Ключевые слова: информационное пространство, муниципальное образование, местное самоуправление, информационные ресурсы, Московская область.
INTEGRATION OFMUNICIPAL FORMATIONS OF THE
MOSCOWREGION IN THE GLOBAL INFORMATION SPACE
Penkina Valentina Alexandrovna, postgraduate student/ Place of study: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation. Department: National Security chair. E-mail: [email protected]
Annotation
In the integration of municipal formations of the Moscow region in the global information space is allocated three basic directions.
First, the development at municipal level of information and communication technologies beyond the capacity of technological equipment of municipalities (software and hardware for the management of sites of local authori-ties).Wide integration of its organs in the information space is considered as a realization of the totality of the rights of citizens in the sphere of information and as a reflection of the growing role of local government.
Second, the information integration of municipal formations of the Moscow region requires a conceptual framework that is missing on both Russian and international level. An approximate (standard) "Regulations on information resources of the municipality" is not enough, as the main task of local authorities in the field of municipal information resources problems of information integration does not.
Third: the necessity of elimination of legal uncertainty by improving the existing legislation in the sphere of information. It is shown that the lack of clearly defined functions and authorities of LSG in this field leads to the fact that when you define at the Federal level, as well as at the level of the Federation, the expenditure powers of municipalities, expenditures on information technology are not taken into account.
For effective integration of municipalities of the Moscow region in the global information space it is expedient to integrate their information resources. This category is one of the key, as it allows to model and to establish an information relationship at the municipal level. Keywords: information space, municipal education, local government, information resources, Moscow region.
Информационная интеграция муниципальных образований Московской области тесно связана, прежде всего, с развитием регионального информационного пространства, интенсивно формировавшегося в последние годы в Московской области. В 2014 г. из бюджета области на информирование населения было израсходовано 2,642 млрд. руб., в 2015 г. - 2,614 млрд. руб. В 2016 г. московское Правительство ищет пути дальнейшего сокращения бюджета Главного управления по информационной политике Московской области1. В ходе модернизации региональной медиа среды были существенно обновлены телевидение «Подмосковье» и одноименная ежедневная газета, по субботам стал выходить еженедельник «Наше Подмосковье», заработал портал «В Подмосковье». В результате сформировалось единое информационное пространство Московской области. В областной ме-диахолдинг вошли телеканал «360° Подмосковье», областные и муниципальные газеты, портал inmosreg.ru, радио. Объединение областных СМИ в единый холдинг стимулировало конвергенцию, журналистские коллективы стали производить совместный мультимедийный контент. Руководство медиаполити-кой в регионе исходит из того, что именно глобальное информационное пространство, сеть Интернет является и в ближайшей перспективе останется единственным активно растущим информационным сегментом, способным привлекать все новую аудиторию, в
1 Правительство Московской области. Официальный портал
http://mosreg.ru/multimedia/novosti/all/Edinoe_informpr609768065/
ИНТЕГРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Пенкина В.А.
основном молодежь. В связи с этим при формировании областного медиахолдинга в основу было положено присутствие в Интернете на базе портала inmosreg.ru.
Главной целью модернизации областных СМИ руководство медиа-политикой области ставит полезное информирование населения, которое могло бы «черпать из информационных ресурсов всю самую актуальную и полезную информацию: о детских садах, об обжаловании действий и решений чиновников, о предложениях по благоустройству дворов и т.п.». Областное руководство исходя из высокого темпа и ритма жизни, высокой занятости, когда «человек сегодня настолько занят, что СМИ должны помогать ему ориентироваться в реальной повседневной жизни» . Отметим, что аналогичные цели ставят перед собой на своем уровне компетенции и ответственности и органы местного самоуправления. Таким образом, важно, чтобы интеграция муниципальных образований Московской области в глобальное информационное пространство реализовывалась с учетом развития, содержания и системного построения регионального информационного пространства, не дублируя, а эффективно дополняя его.
В деле интеграции муниципальных образований Московской области в глобальное информационное пространство мы видим три базовых направления.
Во-первых, это развитие на муниципальном уровне информационно-коммуникационных технологий. Это не означает простое наращивание технологической оснащенности муниципалитетов, т.е. программно-аппаратных средств для ведения сайтов органов местного самоуправления. Такая оснащенность выполняет вспомогательную функцию и помогает технически реализовать задачи МСУ в информационной сфере, а также отражать его деятельность по решению вопросов местного значения и способствовать этой деятельности. В данном случае следует исходить из того, что местное самоуправление - есть реализация принципа народовластия. Широкая интеграция его органов в информационное пространство следует рассматривать как реализацию совокупности прав граждан в сфере информации. Кроме того, наращивание интеграции в информационное пространство органов МСУ следует рассматривать и как отражение растущей роли местного самоуправления. Таким образом, наращивание мощности программно-аппаратных средств в органах местного самоуправления не должно становиться самоцелью, а должно быть подчинено раскрытию и реализации принципа народовластия. Именно на этой программно-идеологической основе может базироваться информационная интеграция муниципальных образований.
Во-вторых, информационная интеграция муниципальных образований Московской области требует концептуальной основы, которая отсутствует как на российском, так и на международном уровне. Примерное (типовое) «Положение об информационных ресурсах муниципального образования» в числе Основных задач органов местного самоуправления в сфере муниципальных информационных ресурсов (п. 2.2. Положения) задач информационной интеграции не содержит.
2 Интервью зам. председателя правительства МО Н. Виртуозо-вой порталу Riamo.ru 26 июня 2014 г./ http://riamo.ru/article/ 25005/virtuozova-my-hotim-sozdat-v-podmoskove-edinoe-informatsionnoe-prostranstvo.xl
В-третьих, необходимо устранить правовую неопределенность путем совершенствования действующего законодательства в сфере информации. В связи с тем, что сфера информации, информатизации и связи в соответствии с действующим законодательством отнесена к ведению Российской Федерации, законодательство о местном самоуправлении3 данных вопросов не затрагивает ни в части вопросов местного значения, ни в части полномочий. В то же время, решение абсолютно всех вопросов местного значения, не говоря уже о межмуниципальной информационной интеграции и интеграции МСУ в глобальное информационное пространство, требует работы с информацией и использования информационно-коммуникационных технологий. В этом смысле действующее информаци-
4
онное законодательство никаких новых возможностей в плане информатизации для МСУ не содержит. В соответствии с федеральным законом «Об информации» её обладателем может быть муниципальное образование, там же введено новое понятие муниципальной информационной системы. В то же время, отсутствие четко прописанных функций и полномочий МСУ в данной сфере ведет к тому, что при определении на федеральном уровне, равно как и на уровне субъекта Федерации, расходных полномочий муниципалитетов, расходы на информатизацию во внимание не принимаются.
Для эффективной интеграции муниципальных образований Московской области в глобальное информационное пространство им целесообразно интегрировать свои информационные ресурсы. Данная категория - одна из ключевых, так как именно она дает возможность моделировать и налаживать информационные правоотношения на муниципальном уровне. Ранее действовавшим законодательством информационные ресурсы определялись как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Старый Закон также определял информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности5.
В действующем Законе базовое понятие информационные ресурсы, определяется лишь применительно к государственным источникам: как информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы. В то же время, согласно Закону требования к государственным информационным системам распространяются и на муниципальные информационные системы, если это не противоречит приоритетному в данном случае законодательству о местном самоуправлении (ч. 4 ст. 13). Таким образом, по аналогии целесообразно определить и муниципальные информационные ресурсы, что даст возможность сформировать правовую основу интеграции муниципальных образований в информационное пространство. Соответственно, закон о местном самоуправлении целесообразно дополнить опре-
3 Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016 № 40-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2016, N 7. Ст. 905.
4 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»/ Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448; 2015, N 29 (часть I). Ст. 4389.
5 Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу).
делением муниципальных информационных ресурсов как информации, содержащейся в муниципальных информационных системах, а также имеющейся в распоряжении муниципальных органов сведений и документов.
Определение информационных ресурсов муниципального образования, данное в «Примерном положении об информационных ресурсах муниципального образования» (п. 1.5. Положения) представляется излишне громоздким. В частности здесь дублируются источники поступления информации, так как информационные ресурсы, созданные, приобретенные, накопленные за счет средств бюджета МО это также и ресурсы полученные «на других законных основаниях».
Формирование муниципальных информационных ресурсов Московской области - базы решения вопросов местного значения и интеграции в информационное пространство берет начало в момент становления местного самоуправления в регионе и затронул большинство муниципальных образований6. В то же время, данный процесс не был научно проработан, концептуально выстроен и велся бессистемно и даже хаотично. После принятия профильного Федерального закона «Об информации», движение, в данном направлении, как это ни парадоксально, затихло. При этом большая часть положений о муниципальных информационных ресурсах, утвержденных органами местного самоуправления ещё до принятия Закона, продолжает действовать. Наряду с этим, принимаются и новые положения о муниципальных информационных ресурсах, понятийный аппарат которых остается в основном без изменений.
В 2010 г. региональные власти приняли «Положение об учете и регистрации информационных систем Московской области» . На территории Московской области 378 муниципальных образований, в большинстве которых как показало, проведенное нами обследование справочно-поисковых систем и баз данных правовых актов, положение о муниципальных информационных ресурсах не принималось.
В целом, процесс формирования нормативной базы МСУ в указанной сфере, медленно, но идет. Скорость его распространения определяется, вероятно, уровнем готовности органов МСУ не столько к информатизации и информационной интеграции, сколько к введению для нее правового регулирования. При этом, для органов МСУ чаще всего проще «запустить» информационные процессы и технологии (в части программно-аппаратных средств и ресурсов), чем принять их адекватное правовое обоснование, а тем более -концептуально разрабатывать вопросы интеграции в глобальное пространство. Так ещё в 2009 г. Советом муниципальных образования МО было разработано «Положение об официальном веб-сайте муниципального образования в сети Интернет» от 31.12.2009 (в ред. на 08. 2014 г.)8
Следует обратить внимание на то, что информационный обмен (интеграция) - процессы не просто аппаратные (технические), а ключевая составляющая ре-
шения всех вопросов местного значения. В связи с этим, информационный потенциал муниципалитета, прежде чем он вступит во взаимодействие, интеграцию, должен иметь статус - правовое обоснование, правовое регулирование и правовую защиту. Все это требует системного и полного нормативного правового обеспечения. Разработанное модельное (типовое) «Примерное положение об информационных ресурсах муниципального образования» пока не имеет статуса
Таким образом, пути интеграции муниципальных образований Московской области в глобальное информационное пространство технически и содержательно могут быть проложены лишь на адекватной правовой основе, которая на данный момент системно не разработана.
Список литературы:
1. Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016 № 40-ФЗ)// Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2016, N 7. Ст. 905.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»/ Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448; 2015, N 29 (часть I). Ст. 4389.
3. Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу).
4. Постановление Губернатора Московской области от 30.06.1999 N 224-ПГ «О Реестре государственных и муниципальных информационных ресурсов и систем Московской области» (утратило силу).
5. Постановление Губернатора МО от 02.03.2010 N 21-ПГ «Об учете и регистрации информационных систем Московской области».
6. Интервью зам. председателя правительства МО Н. Виртуозовой порталу riamo.ru 26 июня 2014 г./ http://namo.ru/article/25005/virtuozova-my-hotim-sozdat-v-podmoskove-edinoe-informatsionnoe-prostranstvo.xl
7. Правительство Московской области. Официальный портал http://mosreg.ru/multimedia/novosti/all/ Edinoe_informpr609768065/
8. Совет муниципальных образований Московской области. Официальный сайт/ http://lawru.info/dok/2009/ 12/31^902762.11^
6 Постановление Губернатора Московской области от 30.06.1999 N 224-ПГ «О Реестре государственных и муниципальных информационных ресурсов и систем Московской области» (утратило силу).
7 Постановление Губернатора МО от 02.03.2010 N 21-ПГ «Об учете и регистрации информационных систем Московской облас-
ти»
8
Совет муниципальных образований Московской области. Официальный сайт/ http://lawru.info/dok/2009/12/31/n902762.htm