Кластеры формируются в системах, которые ориентированы на многофакторное использование. Объединение различных, порой нецелевых структур в кластер не сводится только к их простому сложению. Получается, что «целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное... Появляется и новый принцип согласования частей кластера в целое: установление общего темпа развития входящих в него частей. Понимание общих принципов организации эволюционного целого имеет большое значение для выработки правильных подходов к построению сложных социальных, геополитических целостностей», - считает С.В. Кривых и А.А. Макареня [8].
В отличие от простых систем, возникающих и существующих в первую очередь за счет внешних воздействий, кластеры функционируют в основном за счет внутренних ресурсов. В большинстве случаев кластером (от английского cluster - скопление) называют «объединение нескольких однородных элемен-
Библиографический список
тов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами».
Таким образом, нами представлены методологические подходы к исследованию содержания профессиональной подготовки педагогов-хореографов в контексте современных концепций развития культуры, которые обусловливают актуализацию культурологического подхода и выдвигают его в число наиболее значимых методологических аспектов образовательной деятельности при профессиональной подготовке педагогов-хореографов в вузе. При этом сам культурологический подход приобретает статус не только исследовательского метода, но и «инструментария», лежащего в основе технологии организации профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Такой подход позволяет научно обоснованно разрабатывать соответствующее дидактическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов в педагогическом вузе с творческим применением культурологического, социокультурного и аксиологического подходов.
1. ^епин В.С Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения. Постнеклассика: философия, наука, культура: коллективная монография. Москва, 2009; 249 - 295.
2. Кривых CE. Развивающее и развивающееся образование: Синергетические аспекты образования. Новокузнецк: Изд. ИПК, 2000; 195.
3. Aриарский M.A., Буров Н.В. Культура созидания: монография. Cанкт-Петербург: Президент б-ка, 2014.
4. Фельдштейн Д.И. Развитие психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XIX века. Человек и образование. 2013; 1: 4 - 11.
5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Лениград, 1990.
6. Цирульников A.M. Cоциокультурный подход к проектированию и развитию образовательных систем. Available at: http://f¡piгoipkjimdo.com/шанс-школаанализа-социо-культурной-ситуации/система-образования-в-социокультурном-измеренииметодология-ценности-нормативы
У. Mакареня A.A. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. Тюмень: ТОГИРРО, 199У.
В. Кривых CE., Mакареня A.A. Педагогическая антропоэкология. Педагогика жизнедеятельности. Cанкт-Петербург: ГНУ ИОВ PAO, 2003.
References
1. Stepin V.S. Klassika, neklassika, postneklassika: kriterii razlicheniya. Postneklassika: filosofiya, nauka, kul'tura: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2009; 249 - 295.
2. Krivyh S.V. Razvivayuschee irazvivayuscheesya obrazovanie: Sinergeticheskie aspekíy obrazovaniya. Novokuzneck: Izd. IPK, 2000; 195.
3. Ariarskij M.A., Burav N.V. Kultura sozidaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: Prezident b-ka, 2014.
4. Fel'dshtejn D.I. Razvitie psihologo-pedagogicheskih nauk v prostranstvenno-vremennoj situacii XIX veka. Chelovek i obrazovanie. 2013; 1: 4 - 11.
5. Gumilev L.N. 'Etnogenez i biosfera Zemli. Lenigrad, 1990.
6. Cirul'nikov A.M. Sociokul'turnyj podhod k proektirovaniyu i razvitiyu obrazovatel'nyh sistem. Available at: http://fipiroipk.jimdo.com/shans-shkolaanaliza-sociokuFturnoj-situacii/ sistema-obrazovaniya-v-sociokul'turnom-izmereniimetodologiya-cennosti-normativy
У. Makarenya A.A. Kul'turotvorcheskaya sreda: status, struktura, funkcionirovanie. Tyumen': TOGIRRO, 199У.
В. Krivyh S.V., Makarenya A.A. Pedagogicheskaya antropo'ekologiya. Pedagogika zhiznedeyatel'nosti. Sankt-Peterburg: GNU IOV RAO, 2003.
Статья поступила в редакцию 01.04.19
УДК 37.01
Gorelikov M.I., postgraduate, Vitus Bering Kamchatka State University (KamGU Vitus Bering) (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia),
E-mail: max251992@mail.ru
Rachkovskaya N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and Pedagogical Psychology, Moscow Region State University (MRSU)
(Moscow, Russia), E-mail: nad1606@yandex.ru
WAYS AND MEANS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF TEENAGERS AT THE LESSONS OF INFORMATION TECHNOLOGIES: RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK. The article observes one of the topical problems of modern education and socialization of young people - a problem of spiritual and moral education of teenagers in the period of active development of information technologies and open access of young people to various kinds of information, including destructive one. The article presents the authors' vision of one of the possible ways and means of solving this problem based on the study of the school course of information technologies. The research presents the main forms and methods of teaching of Information Technologies, promoting spiritual and moral education. The authors give a description of stages and results of the pedagogical experiment. The work reveals opportunities and the role of information technologies lessons in the spiritual and moral education of a modern teenager, for whom the Internet and social networks are important factors of socialization.
Key words: problems of socialization of teenagers, spiritual and moral education, lessons of Informatics, pedagogical experiment, methodical means of education.
М.И. Гореликов, аспирант каф. педагогики, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ им. Витуса Беринга),
г. Петропавловск-Камчатский, E-mail: max251992@mail.ru
Н.А. Рачковская, д-р пед. наук, проф. каф. «Общая и педагогическая психология», Московский государственный областной университет (МГОУ),
г. Москва, E-mail: nad1606@yandex.ru
ПУТИ И СРЕДСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования, воспитания и социализации молодёжи - проблеме духовно-нравственного воспитания подростков в период активного развития информационно-коммуникационных технологий и открытого доступа молодых людей к различного рода информации, в том числе и деструктивной. В статье представлено авторское видение путей и средств решения данной проблемы в процессе изучения школьного курса информатики. Представлены основные формы и методы преподавания предмета «Информатика», способствующие духовно-нравственному воспитанию школьника. Дано описание этапов и результатов проведённого педагогического эксперимента. В статье содержится интерпретация полученных результатов. Отмечены большие возможности и роль уроков информатики в духовно-нравственном воспитании современного подростка, для которого Интернет и социальные сети выступают значимыми факторами социализации.
Ключевые слова: проблемы социализации подростков, духовно-нравственное воспитание, уроки информатики, педагогический эксперимент, средства воспитания.
70%
60% 50%
40%
30% 20% 10% 0%
I Терпимы к англицизмам
В работах учёных и педагогов-практиков, исследующих аксиосферу и мировоззрение современных школьников, всё чаще звучит тревога по поводу снижения уровня их духовно-нравстве ннойвоспитанности, недостаточноосмысленной и выраженной позиции гражданина-патриота, который с искренним уважением относится к своей стране, её истории, культуре;лладеет кнмппексомконституци-онно-правовых и социальных нравственных ценностей российского гражданина. В этой связи учёными затрагиваетмяоодгсоНлемтвхаспекттв, свяоаооых он тями и средствами духовно-нравственного воспитания современных подростков в школе.
Отмечаемые в последнее время СМИ случаи подросткового экстремизма представители силовых структур, аналитики, эксперты, психологи и педагоги во многом связывают с нивелисовеникм дкзовнс-нрквстоекнысоенностей в современном обществе, негативным влиянием интернета, неразборчивостью подростка в «поглощении» информации, агрессивным воздействием социальных сетей на его мировоззрение [1; 2; 3].
В этой связи всё большее значение приобретает проблема духовно-нравственного воспитания школьников-подростков, в том числе в процессе изучения современных информационных технологий. Школьные уроки информатики при целенаправленном их использовании педагогами предоставляют большие возможности для системного духовно-нравственного воспитания подростков [4; 5; 6].
Духовно-нравственное воспитание подростка по средствам учебного предмета «Информатика»
Большое значение для целенаправленного духовно-нравственного воспитания подростка имеет реализация важнейшей цели изучения учебного
предмета «Информатика», которая нашла своё отражение во ФГОС основного общего образования [7]. Данная цель сооиноуится с фоммиоовкниес нажисошпх умений работы с информацией на основе компьютера. Действительно, умения избирательного подхода к отбору информации, умения её критического анализа обусловливают развитие такойвзжмсНшоокомпмнваро! ддовоо-нсювствев-ного воспитания подростка средствами школьного предмета, как ответственное отношение к «потребляемоП» имmлснaоин с учетов п-мажолын, сточ-скис и нравственных аспектов ее осмысления и распространения. Подчеркнём, что нам близко мнение профессора унивелсотетоОуаоьо (Фрлнция),авторлпжогов численных исследований когнитивных навыков и процессов, связанных с пониманием и использованием инфо цмжцивЖава-ФцтнлуаЛув.говорыйовузывоев многие проблемы молодёжи с оценкой воздействия цифровой среды на чтение и поиск информации. Он считает, что подростковому возрасту характерно «наивное» восприятие источников информации, и, как правило, школьники данного возраста не считают необходимым проверять полученные сведения, обычно «воспринимая их такими, какие они есть, сосредотачиваясь на том, что говорится» [8].
Опытно-экспериментальная работа и анализ её результатов
Нами был проведена опытно-экспериментальная работа на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 31» Петропавловск-Камчатского городского округа. Исследование осуществлялось в течение 6 лет, в нём приняли участие 328 учащихся пятых и шестых классов и 64 педагога. В рамках эксперимента мы соотносили анализ
результативности обучающего педагогического процесса (на основе учебного предмета «Информатика») с оценкой личностных качеств подростка, его готовности к конструктивной работе с информацией.
Первый этап эксперимента (диагностический) был связан с анализом субъективных данных и результатов, уводжтлльлтвуюжихопореон ачаблномуцовбе развития определенных компонентов духовно-нравственного сознания. Для этого мы использовали рефлексивно-днагностнчоское шаувоонуаое анпетврооаюее, онлайн-опрос и собеседование. В рамках анализа результатов мы стремились понять отношение подростков к таким важнейшлмдоыовно-нианствониым плвят тиям, как патриотизм, культурные ценности, гражданская позиция и т.п. Результа-
ты позволили констатировать, что, в целом, современные подростки интересуются историей и культурой России (72% от общего числа опрошенных учащихся); в ссоем бслншинстое тoлeсaннкooонйcянcокnнсдесaйивeлям с-звысвац иомалм-ностей, их культуре и религии (67 % респондентов). В то же время сложилось опсчанлбпии, ас гак и -емче, так вшколе неолсиамоовомооледотанельнс н заинтересованно относятся к воспитанию у школьников уважения именно к рос-спйвкиыилчвмымнееыннжипым цнкнoнтоa, чтм (^н^ен^^оЛ^^
вое внимание подростков к западным образцам культуры, активно пропагандиру-епымчорлз и^т^^р^ветиЛЮ: Л9,Ч% опмоосвсп1х пмдолсоко0 псдтсендиеи свло приверженность культурным ценностям других стран. Об этом свидетельствовали также ответы школьников о благосклонном отношении к проникновению и даже засорению русского языка англицизмами (рисунок 1).
65%
30%
5%
I Не терпимы к англицизмам
I Не знают
Рис. 1. Ответы подростков на вопрос об отношении к ситуации активного проникновения в русский язык англицизмов
Интересным оказалось сопоставление следующих фактов: патриотами Ыкслип синя жонлмаи Лооеы нл % сесболдллтов; у 7н % ЛJKoлн%кoн др^лнА, ответ «да» на вопрос о преданности своей стране, однако подростки очень упрощённо и абстрактно понимают патриотизм и не связывают его с личной ответ-ытиeнвнсеыу каксапосшнпон, еокк унпыжАнлов, «лынуасывнемынв н нвеедвети социальные сети. Нет понимания и того, что включение в социально значимую, оBщecиаeбвс-рл«ыгнсю пeйичлнйoити (н топо-сбо о cсвкaльныы проснтс фот-данско-патриотической, экологической, трудовой, и др. направленности ) являют-уяиативвоп паouиlоaoeмдо<овaо-иpaнcoыeлaпx коне-тн в лой родине», о любви к которой заявили в анкетах 85% подростков. К сожалению, оылаТв-опуоо учиуеоейтакое выясиоымдооаевку вовнс-ил—овао-аравствен-ного воспитания средствами учебного предмета (рисунок 2).
70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Рис. 2. Ответы учителей на вопрос, значима ли для них духовно-нравственная составляющая преподавания своегопредмета?
Не случайно, при ответе на вопрос о том, что и кто влияет на их понимание мировосприятие, школьники в большей степени указали просмотр фильмов, CMIу,luввeлоeс;леeльшeгlУтeпунгл чиeвбeлитшpaтyны, аемьи,
Поведённая диагностика подтвердила потребность младших подростков в йyлoвao-нpепствeтоьюoуионтнpau,фopыиpов»лиеугoаpeкфыиотoуьlлмo-гут осуществить, в том числе, и уроки информатики. Признавая данный факт, ва утаеoуттепо эюспеоумааоа (фо^л^иаощ^л^) м ы применили
ряд технологий, методических приёмов, дидактических средств, повышающих оиознаные звoчсмoттиuмонлйпoийфoлмaаиae длыоснл-вра--
ственного воспитания в школе.
Прежде всего, это касалось отработки умений конструктивно работать с информацией, отбирая её для учеЛныпмонЕще-лй, дозоров, реОер5то5 7 т.п. (в рамках любой изучаемой в школе дисциплины), правильно ориентироваться в Интернет-пространстве. Мыстарппись ДАневшдо педр-слклв мыюнь о том, что работа с недоброкачественными непрофессиональными сайтами наносит им только вред, так как там начЕытюю -озрателлиизюбликуетск непроверенная или намеренно искаженная информация, что особенно опасно при осмыслении проблем обществоведческого, естественнонаучного и исторического характера.
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания современного подростка в школе на уроках информатики
Мы старались коррелировать учебные темы по информатике с тематическим отбором материала, форм и методов.мпанбртвумщиадроюноосав-ственному развитию подростка. Например, при изучении темы «Информация и информатика. Как человек получает информамию.Виры информации пмстпбу получения» нами проводилась беседа о способах сознательного искажения информации и её негативного воздействия на сознание и психику. Изучение темы «Передача информации. Источник, канлл, ррвёмнвкПриммрынфрдвчи пнф-р-мации. Электронная почта» соотносилось с обучением школьников этическим правилам электронной переписки, п верставАмнеяфовографнН.оичноЗинЗпр-мации, с обучением правилам нетикета (сетевого этикета). Очень интересными и показательными оказались уроки пе и-очониювезоиЕаблнрныяф-рма преф-ставления информации. Наглядные формы представления информации», когда школьники формировали пользоватеписзио-менЕЯ, нснмвызаясь наместном материале: составляли таблицы, диаграммы на основе собранной информации, связанной с социокультурным и экологическим развитием региона. Интересным оказалось задание по оценке качествоиоед^ город а нмссниве вз^еевв травс-портной нагрузки на улицах. Выполнение этого задания было соединено с обсуждением современных экологических гфоМльм, всгпоиов каждого за сохранность зелёных «лёгких» региона, за борьбу с мусором, за его правильную утилизацию и т.п.
Особое внимание в ходе формирующего эксперимента мы уделяли проведению методических семинаров с yчнтNPMииo0cyу<seнsю реквмлнтаимМпо разработке ими предметных страничек на сайтах школ (или собственных блогов), где была бы дана информация о достоверных Интернет-источниках по предмету, опубликованы проверенные материалы впммощь угащимкн.нродучсы пртв реализации обратной связи с подростками по отдельным аспектам и проблемам противоречиво представленной в интерпеме ивАотыамис.
В рамках специальным образом организованной деятельности на основе эксперимента мы взаимодействовалнмансе с^с^рор^л^ип^/^рлАМ. флянлх была разработана и предложена серия онлайн-консультаций. В первую очередь эти консультации касались обеспеченануp9вирьеocеии белоиасностюиамоютея-тельной работы подростка дома с сайтами, сетевыми сообществами, чтобы они не наносили вред их мировоззрению, принимаемым подростком духовно-нравственным установкам, нормам и правилам.
В частности, речь шла о сайтах и сетевых сообществах экстремистского, порнографического и суицидального xмpыоeре,5зЗкaxиcoоSщeртвaа, грога-гандирующих алкоголь, табачные изделия и наркотики; сайтах и сетевых сообществах, связанных с изготовлением взрывчатых веществ, с пропагандой насилия и нетерпимости; о сайтах, склоняющих подростков к экстремизму, способствующие развитию игромании, позволяющих подросткам принимать участие в азартных играх онлайн и т.п. В этой связи при консультировании родителям были предложены правила проверки: как выяснить, какие сайты посещают подростки и насколько часто, предложены программы контроля (например, iProtectYou Pro и др.).
На занятиях по информатике мы обучали подростков созданию презентаций по материалам уроков; использованию систем виртуальных энциклопедий, спра-вочно- информационных изданий, демонстрационных комплексов и т.п.; подготовке и проведению проблемных экспериментов и веб-квестов. Непосредственно предлагаемый для анализа и работы в классе материал при изучении информатики (при рассмотрении тем и вопросов «Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации» и т.п.) соответствовал кругу интересов современных подростков и в то же время обязательно затрагивал нравственную проблему. В частности, это был материал, касающийся поведения в общественных местах (подбор, анализ и обсуждение текстов); здорового образа жизни (составление
графиков, презентаций), знания элементарных гражданско-правовых норм (компьютерное тестирование) и т.п. Большое внимание уделялесьтакжнпроектной деятельности духовно-нравственной направленности с использованием инфор-осцвонио-конрутяксционн ыхвесннлонир.
Социально-значимый проект как метод духовно-нравственного еаснитатдя севртденноен подронгшш
Школьниками был разработан и успешно защищен проект «Нет игрома-нии!», проект визуализации нравственных достоинств гражданина. Особый ре-зснлнс в триала ртьлнзоция пртеоттеМсно^Б меогосицьоналвнтго Камчатского края в судьбах почетных граждан». Этот проект был связан, в том числе, с истлеаонателтс кеТеааото И педвортков(потвотчес1-ин грнппае)вКемчртткям краевом архиве, заказниках краевой библиотеки имени Степана Петровича Кра-^^вснш^с^ва.ящашвсии^и псто-ани н опифеявотаиием маьериасов. Бвль-шой интерес подростков вызывали встречи с почетными гражданами города, на яеокех ирфовмятткибыли подглтoплeрыьpезвнтaсвв,вaишвтяющвнрpeдcсaт-ление о богатой событиями и необычной истории Камчатского края, о её мужественных и стойких людях.
Рез^в/таты oеьеnнлтЭPCшeп[шeеmипнoйpмбomыдoдрнoвыр-ншпв-ственному воспитанию современных подростков
Дтегв кднввоаьнотрнапномтвксватыеаьем этапе педагоеисескего икспееи-мента показали усиление мотивации школьников к творческим проектам духов-н0)нвagcтвeянееиaавaссснвш; впса и еицеaтсвсoттииеквиьнеcти подтьснков из экспериментальной группы при проведении мероприятий патриотической, эко-лсгачетьон- (^од^апетоо ганвевттррест От1неясре тpaпвттльаoнпнвмlшepвн у подростков из экспериментальной группы осведомленности в экономической, политической и социокультурной сфере, развитие личностных качеств и характе-Висьик.цениоттмып ^яно^с^т.в^^с^^^^^к^^нмгач естнеенреттвсон монтуптоп, суждений и действий школьников.
рншт теки я пода^^яс^л^^т^я критивескмго анализа, что подтвердили результаты выполнения школьниками из эксперимен-нот - КГ)гоепт дPcвaтечpеиeтьPаpлгнлaаaнвп,кoтквoс предполагало критический анализ информации, представленной на указанных HЧB■гeоeл о^р^ее^'^ншт сейсан. Да^ь^атп^е^т^^^пт тacс^лcь^r^л^^^П^ки пи-явления молодёжных субкультур: субкультуры готов, металлистов, анимешников (подростков, склонных к коллекционированию аниме, фигурок, постеров, к рисо-втпиюп ститтенисе вот дт
другой за минимальное время и с наименьшими физическими затратами) и т.п. -Вн заданвн влЛтрaтPлкpы Иылв рь пвнcяoвыcкa-aтьсвеë мртрте
о назначении информации, представленной на сайте, но и предположить, с какой цв^югашгага ^^н—с инфспмaтит,пoзитввнднлш рсгатвпиым ртг^п^с^^т^и формирует данная информация, какие чувства вызывает, конструктивны ли эти чпвстоа, некпктетoc■гськп«пвдвтписнюр»е Вамрыа рри воврлрдивя падтрвя умение сформулировать свое аргументированное мнение о данных субкультурах. По результатом выполнения данного задания можно было отметить пока-между тод^птмани вт-рвв^льррй вакрие^метваньтр0 групп, связанные с умениями работы с информацией в интернете и её критиче-ькиго а наагз а (рисунок 3).
На рисунке видно, что 78% школьников из экспериментальной группы справились с предложенным заданием (под категорией «справились» учитывались как полные ответы, так и ответы, условно в пределах 60-70% удовлетворяющие критериям аргументированности). И только 32% подростков из контрольной группы продемонстрировали умение критического анализа информации, представленной на сайтах Интернет-пространства.
справились не справились
■ Контрольная группа ■ Эксперементальная группа
Рис. 3. Результаты выполнения подростками КГ и ЭГ заданий на умение критического анализа информации
При проведении итогового «круглого стола» с учителями-предметниками были отмечены возросшие инициативность и активность подростков из экспериментальной группы при проведении мероприятий патриотической, экологической и социальной направленности (деятельность волонтёрских отрядов при подготовке к празднованию Дня Победы, участие в работе экологического патруля, посещение детского дома: организация конкурсов, праздников, постановка спектакля; активное участие в разработке межпредметных патриотических и социальных проектов и т.п.). Отмечены также более вдумчивое отношение подростков к анализу происходящих событий и более развитое умение аргументировать свою точку зрения.
Всё это позволяет утверждать, что учебный предмет «Информатика» обладает большим и в полной мере не реализованным потенциалом духовно-нрав-
Библиографический список
ственного воспитания современного подростка в образовательном процессе школы. Важнейшим условием реализации данного потенциала, на наш взгляд, является понимание всем педагогическим коллективом школы значимости и возможностей духовно-нравственного воспитания не только посредством внеклассной работы, но и в ходе целенаправленной деятельности при изучении учебных дисциплин (на основе интеграционных возможностей предмета «Информатика»). Это требует разработки научно-методической компоненты учебного процесса, создания комплекса специальных методических рекомендаций, презентаций, видеотеки, сетевых школьных сообществ, продумывания путей работы с родителями. Всё это будет способствовать созданию в школе педагогической среды, стимулирующей положительную мотивацию подростков к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию.
1. Васильченко В.В. Влияние интернет-коммуникаций на активизацию протестных движений молодёжи в современной России. Автореферат диссертации ... кандидата политических наук. Москва, 2017.
2. Мигун Д.А. Экстремизм в молодежной среде: основные причины и меры по предупреждению: учебно-методическое пособие. Минск: РИВШ, 2016.
3. Пьянкова Н.Г, Матвиюк В.М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков. Концепт. 2014. Спецвыпуск № 30. Available at: http //e-koncept.ru/2014/14858.htm
4. Анкудинова Е.В. Процесс духовно-нравственного воспитания: мировой опыт. Амурский научный вестник. 2015; 4: 14 - 21.
5. Хусаинов И.Г Использование уроков информатики для этического воспитания учащихся среднего звена. NovaInfo. 2016; 51-1 Available at: https://novainfo.ru/article/7781
6. Universite Poitiers. Jean-François Rouet. Directeur de Recherche au CNRS CeRCA/MSHS. Available at: https://translate.google.by/translate?hl=ru&sl=fr&u=http://cerca.labo. univ-poitiers.fr/non-classe/jean-francois-rouet/&prev=search_
7. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Available at: http://минобрнауки.рф/543
8. Universite Poitiers. Jean-François Rouet. Directeur de Recherche au CNRS CeRCA/MSHS. Available at: https://translate.google.by/translate?hl=ru&sl=fr&u=http://cerca.labo. univ-poitiers.fr/non-classe/jean-francois-rouet/&prev=search
References
1. Vasil'chenko V.V. Vliyanie internet-kommunikacij na aktivizaciyu protestnyh dvizhenij molodezhi v sovremennoj Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata politicheskih nauk. Moskva, 2017.
2. Migun D.A. 'Ekstremizm v molodezhnoj srede: osnovnye prichiny i mery po preduprezhdeniyu: uchebno-metodicheskoe posobie. Minsk: RIVSh, 2016.
3. P'yankova N.G., Matviyuk V.M. Vliyanie global'noj seti Internet na psihiku podrostkov. Koncept. 2014. Specvypusk № 30. Available at: http //e-koncept.ru/2014/14858.htm
4. Ankudinova E.V. Process duhovno-nravstvennogo vospitaniya: mirovoj opyt. Amurskij nauchnyj vestnik. 2015; 4: 14 - 21.
5. Husainov I.G. Ispol'zovanie urokov informatiki dlya 'eticheskogo vospitaniya uchaschihsya srednego zvena. NovaInfo. 2016; 51-1 Available at: https://novainfo.ru/article/7781
6. Universite Poitiers. Jean-François Rouet. Directeur de Recherche au CNRS CeRCA/MSHS. Available at: https://translate.google.by/translate?hl=ru&sl=fr&u=http://cerca.labo. univ-poitiers.fr/non-classe/jean-francois-rouet/&prev=search_
7. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 dekabrya 2010 goda № 1897 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya». Available at: http://minobrnauki.rf/543
8. Universite Poitiers. Jean-François Rouet. Directeur de Recherche au CNRS CeRCA/MSHS. Available at: https://translate.google.by/translate?hl=ru&sl=fr&u=http://cerca.labo. univ-poitiers.fr/non-classe/jean-francois-rouet/&prev=search
Статья поступила в редакцию 31.03.19
УДК 371
Sautieva F.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Elementary Education, Ingush State University
(Magas, Russia), E-mail: Fbilan@mail.ru
THEORETICAL APPROACHES TO FORMING A PERSONALITY OF A STUDENT IN THE PROCESS OF AESTHETIC EDUCATION. The article discusses oral poetic heritage and genre varieties of Ingush folklore in the aesthetic education of schoolchildren. It is emphasized that the folk roots have their continuation in the cultural, educational and educational traditions in the modern school and more often began to be studied pictorial activities of schoolchildren. At present, the attitude to folklore has changed. Ingush folklore is represented by many genres: myths, songs, legends, fairy-tales. In the Republic of Ingushetia, children's and adult folklore ensembles are being created, and works of folk art are being studied at the lessons of aesthetic disciplines. Using all this, the teacher brings up aesthetic feelings, teaches children to think in images, forms students' interest in high artistic culture.
Key words: poetic heritage, genre varieties, folklore, aesthetic education, folklore story.
Ф.Б. Саутиееа, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики начального образования, Ингушский государственный университет, г. Магас,
E-mail: Fbilan@mail.ru
УСТНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ИНГУШСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается устное поэтическое наследие и жанровые разновидности ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Подчеркивается, что фольклорные корни имеют свое продолжение в культурных, воспитательно-образовательных традициях в современной школе и чаще стала изучаться изобразительной деятельностью школьников. В настоящее время изменилось отношение к народному фольклору Ингушский фольклор представлен многими жанрами: мифы, песни, легенды и предания, сказки. В республике Ингушетия создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли, на уроках дисциплин эстетического цикла стали изучать произведения народного фольклора. Используя все это, учитель воспитывает эстетические чувства, учит детей мыслить образами, формирует у школьников интерес к высокой художественной культуре.
Ключевые слова: поэтическое наследие, жанровые разновидности, фольклор, эстетическое воспитание, фольклорное произведение.
В фольклоре любого народа находят свое отражение его история, думы, чаяния, мировоззрение и художественное мышление. Период развития устного народного творчества идет из далеких глубин истории, охватывает многие века и имеет длительную и активную художественную традицию. Поэтому ингушский фольклор представлен развитой системой жанров, большим разнообразием сюжетов и художественных средств.
В прежние времена фольклор бытовал устно и в определенной национальной среде. Имели место лишь изустные контакты между народами. В наше время
сфера бытования фольклора значительно расширилась, ибо он теперь не только в живом разговорном общении, но чаще и чаще появляется на страницах различных научных публикаций.
Интерес к ингушскому фольклору начал проявляться уже два столетия назад. В фольклоре Республики Ингушетии отражена душа народа, его поэтика, его отношение к жизни, его добро, думы и чаяния. Первые ингушские фольклорные произведения были изданы более 130 лет назад первым этнографом Чахом Ахриевым.