мы, задачи // Безопасность в техносфере. - 2009. - № 4. - С. 4-7.
2. Безопасность деятельности: Энциклопедический словарь / Под ред. О. Н. Русака. - СПб.: Информационно-издательское агентство «Лик», 2003. - 504 с.
3. Безопасность дорожного движения: Программы для системы дополнительного образования де-
тей / Под ред. П. В. Ижевского. - М.: Просвещение, 2009.
4. Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы: Методическое пособие / Под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
5. Правила дорожного движения Российской Федерации: Официальный текст, илл. -М., 2009.
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
WAYS OF DEVELOPING PHILOLOGY STUDENTS' KNOWLEDGE OF THE HISTORY OF THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODS
В. Д. Янченко
В данной статье рассмотрены возможности формирования у студентов-филологов системы знаний по истории методики преподавания русского языка, определены разнообразные пути, которые классифицированы в соответствии с традиционными, инновационными, информационными образовательными технологиями.
V. D. Yanchenko
The article describes the possible ways of developing philology students' knowledge of the history of the Russian language teaching methods, defines various methods classified in accordance with the traditional, innovative, information educational technologies.
Ключевые слова: история методики преподавания русского языка; традиционные, инновационные, информационные образовательные технологии; система знаний по истории методики преподавания русского языка.
Keywords: history of the Russian language teaching methods; traditional, innovative, information educational technologies; knowledge of the history of the Russian language teaching methods.
Впервой трети XXI века у исследователей в области методики преподавания русского языка возрастает потребность в интеграции традиционного (исторического) и современного (инновационного) содержания, передаваемого более успешно, чем раньше, с помощью информационных технологий обучения.
Рассмотрим возможные пути формирования у студентов-филологов системы знаний по истории методики преподавания русского языка, основанные на традиционных, инновационных, информационных образовательных технологиях [1].
Традиционные образовательные технологии ориентированы на сообщение знаний и способов действий, передаваемых учащимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения (традиционная лекция, чтение, конспектирование, лабораторные работы репродуктивного типа).
В обучении студентов одновременно с традиционными технологиями внедряются альтернативные по форме и содержанию информационные и инновационные технологии.
Инновационные образовательные технологии ориентируют педагога на создание таких форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную познавательную активность обучающегося, на формирование системного мышления и способности порождать идеи при решении творческих задач. Инновации предполагают отход от традиционного способа работы; это технологии активного обучения, в их основе лежат новые идеи, требующие трансформации или ломки устоявшихся взглядов. К ним относятся технологии активного деятельностного типа (проблемная лекция, метод исследовательских проектов, игровые процедуры, дискуссии, анализ конкретных ситуаций и т. п.). Инновационные образовательные технологии требуют особого оснащения учебной аудитории для проведения дискуссии, круглого стола, современного методического обеспечения для студентов и преподавателей, а также их соответствующей предварительной подготовки.
Пути вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу по истории методики преподавания русского языка, основанные на инновационных образовательных
технологиях, многообразны. В контексте изучения истории методики преподавания русского языка, на наш взгляд, целесообразны: лекция с вопросами для активизации внимания слушателей, дискуссия (диспут, круглый стол), исследовательская работа (проектный метод), учебно-деловая игра и другие формы учебно-познавательной деятельности, основанные на переносе знаний из других, близкородственных учебных дисциплин.
Информационные образовательные технологии - это комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих работу с информацией, включающих в себя ее обработку, хранение, передачу и отображение, неразрывно связанных с применением компьютерной техники, коммуникативных сетей. Под этим термином в основном понимается как самостоятельное использование компьютерной техники, так и насыщение ею учебного процесса (например, применение в обучении видеоряда программы Microsoft Office PowerPoint).
I. Рассмотрим возможные пути работы со студентами-филологами по истории методики преподавания русского языка периода последней трети XX века на основе традиционных образовательных технологий.
1.1. Традиционная лекция. Формат лекции позволяет познакомить студентов-филологов с крупнейшими представителями методики преподавания русского языка последней трети XX века, с передовыми идеями и значимыми научными трудами того времени. Для активизации внимания студентов используются риторические вопросы, с целью установления обратной связи проводится анкетирование, выявляющее потребности обучаемых. Например, в ходе лекции на тему «А. В. Текучев - первый академик в области методики преподавания русского языка» нами выяснялись познавательные потребности студентов-филологов. В начале лекции студенты могли задать преподавателю интересующий их вопрос и сдать его в письменной форме, а преподаватель в процессе чтения лекции отвечал на заданные вопросы, акцентируя внимание на ключевых позициях. Таким образом, устанавливалась обратная связь, у студентов развивался навык формулирования более точных аналитических вопросов, активизировалось внимание к истории науки, что способствовало лучшему усвоению учебного материала.
1.2. Чтение научно-исторических источников. Чтение - это эффективный способ совершенствования профессиональной компетентности студентов-филологов. В методике преподавания русского языка особой ценностью обладает изучающее (аналитическое) чтение, в котором уделяется внимание восприятию каждого слова.
Для чтения рекомендуется использовать следующие современные источники: монографии по методике преподавания русского языка (И. Э. Абдрахмановой, О. В. Алексеевой, Н. А. Беловой, Э. В. Криворотовой, Г. М. Кулаевой, И. А. Сотовой др.); публикации в научно-методической периодике; сборники материалов научно-методических конференций, в которых нашел отражение научный диалог ученых, принадлежащих к различным научно-методическим школам.
1.3. Конспектирование. Навыки конспектирования необходимы студенту-филологу на лекциях и в процессе
работы с первоисточниками. Конспектирование предполагает формирование умения извлекать тему, микротемы, фиксировать их письменно в виде кратких записей, а также трансформировать краткие записи в полный конспект.
В классификации, представленной в словаре «Педагогическое речеведение» [2], конспекты выделяются по следующим критериям: а) по объему (краткий, подробный, смешанный); б) по количеству перерабатываемых источников (монографические и обзорные); в) по степени эквивалентности первоисточнику (интегральный и селективный). В процессе конспектирования создаются вторичные тексты-исследования, которые, как индикаторы, свидетельствуют о понимании студентами прочитанного материала и о формировании у них умений интерпретировать исходный текст. Безусловно, изучение и конспектирование статей крупных педагогов и методистов-русистов последней трети XX века из разнообразных сборников материалов научных конференций и периодических изданий расширяет представления будущих учителей-словесников об истории методики преподавания русского языка, открывает возможность для извлечения полезного методического опыта, формирует педагогическое мышление. Рекомендуем использовать для конспектирования статьи М. Т. Баранова, которые представляют особую ценность в обучении студентов-филологов.
Для совершенствования навыков конспектирования у студентов-филологов рекомендуются следующие источники: Выборнова В. Ю. Учим конспектировать // Русский язык в школе. - 1991. - № 2; Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1997. - С. 91; Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. - М., 1998. - С. 91-92.
I.4. Лабораторные работы репродуктивного типа по методике преподавания русского языка. Лабораторные работы по методике преподавания русского языка являются традиционным приемом формирования профессиональной компетентности будущего учителя-словесника.
Целесообразно дополнить содержание лабораторных работ вопросами и заданиями по истории методики преподавания русского языка:
1) Какие проблемы методики преподавания русского языка являются наиболее актуальными в период последней трети XX века?
2) Какие перспективы открываются перед современными исследователями методики преподавания русского языка в первой трети XXI в.?
3) Откройте «Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» (авт. колл.: Л. А. Тро-стенцова, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский), найдите историческое содержание (например, текст об А. М. Пешковском (упр. 182, с. 81), об А. А. Шахматове (упр. 221, с. 103) и т. п.). В чем оно проявляется? Сформулируйте вывод.
II. Представим пути работы со студентами-филологами по истории методики преподавания русского языка периода последней трети XX века на основе инновационных образовательных технологий (дискуссия, исследовательская
работа (проектный метод), учебно-деловая имитационная игра (в том числе - лекция вдвоем), путь переноса знаний из других, близкородственных учебных дисциплин). «Новое (новации, новшества) в методике преподавания русского языка - это закономерный результат плодотворного развития методики как науки, в которой продолжается процесс формирования содержания, отбора целей, уточнения терминологии, определения границ новых понятий, осмысления результативности новых подходов и технологий в современных условиях образования», - пишет А. Д. Дейкина, подчеркивая исключительную роль инноваций в современной методике преподавания русского языка [3].
2.1. Дискуссия, вызывающая активную реакцию студенческой аудитории. Практика преподавания методики русского языка подтверждает правомерность использования дискуссии в обучении студентов-филологов. Например:
Какие формы работы, способствующие развитию речи учащихся, преобладают в современных учебниках по русскому языку для 7-го класса под научной редакцией Н. М. Шанского: устные (беседа, дискуссия) или письменные (свободный диктант, изложение, сочинение)? Свой ответ аргументируйте.
Дискуссионное обсуждение подобных вопросов развивает у студентов-филологов коммуникативные умения и навыки, активизирует мыслительную деятельность, формирует педагогическое мировоззрение, развивает способности к самосовершенствованию в педагогической профессии.
2.2. Исследовательская работа (проектный метод). Исследовательская работа представляет собой изучение монографической темы с последующей защитой рефератов и курсовых работ по истории методики преподавания русского языка, выполнение коллективного исследования с персональным вкладом. Исследовательская работа проводится для стимулирования у студентов-филологов учебной мотивации. Для организации исследования обучаемым могут быть предложены следующие темы:
1) Методика внеклассной работы в научном наследии Н. Н. Ушакова.
2) Страницы истории методики: периодизация развития русского языка как учебного предмета (по материалам трудов М. Т. Баранова, Т. К. Донской, М. С. Лапатухина, М. Р. Львова, А. В. Текучева).
3) Отражение вопросов методики орфографии в изложении Н. Н. Алгазиной М. Т. Баранова, М. М. Разумовской и др. (по выбору).
2.3. Учебно-деловая имитационная игра. Она может проводиться в форме пресс-конференции, в процессе которой подготовленный студент-филолог выступает в роли основного докладчика, специалиста, методиста-русиста, эксперта, а остальные студенты готовят для него вопросы по заранее объявленной теме. Примерная тематика деловой игры «Пресс-конференция» по истории методики преподавания русского языка:
1) Развитие методики преподавания русского языка в 1970-1984 гг.
2) Ведущие научные школы в методике преподавания русского языка.
3) Современное состояние методики преподавания русского языка, ее потребности и перспективы.
Целесообразно использовать такой инновационный прием обучения, как лекция вдвоем, которую проводят преподаватель и подготовленный студент. В этом случае учебная информация излагается преподавателем и студентом поочередно. Предложенная форма работы активизирует восприятие учебного материала, мотивирует будущих учителей-словесников к обучению, формирует навыки выступления перед аудиторией, открывает перспективу будущей педагогической деятельности.
2.4. Учебные экскурсии. Могут быть организованы экскурсии по московским адресам ученых-филологов Ф. И. Буслаева, В. И. Даля, В. В. Виноградова, А. М. Пешков-ского, Д. Н. Ушакова и др. Продолжительность учебных экскурсий составляет приблизительно 1,5-2 часа.
III. Состоятельны формы работы со студентами-филологами по истории методики преподавания русского языка периода последней трети XX века, основанные на информационных образовательных технологиях (виртуальные учебные экскурсии, мультимедийные занятия и видеопрезентации, создание виртуального музея истории методики преподавания русского языка).
В выборе инновационных форм обучения нами принимались во внимание результаты социологических опросов студентов-филологов.
3.1. Виртуальные учебные экскурсии с использованием фотографий и видеоматериалов по истории методики преподавания русского языка. Виртуальные учебные экскурсии - это эффективный способ обучения студентов-филологов с использованием материалов и по сценарию учебных экскурсий.
3.2. Мультимедийные занятия и видеопрезентация Microsoft Office PowerPoint. Презентация позволяет наглядно представить текстографическую информацию, ее систематизация осуществляется гибридно. Это позволяет будущему учителю-словеснику изучать материал в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент. С помощью видеопрезентации возможно осуществить историческую реконструкцию развития методики преподавания русского языка.
3.3. Создание виртуального музея истории методики преподавания русского языка. Благодаря виртуальному музею открывается возможность продемонстрировать обучаемым путь от возникновения и декларации научной идеи до ее распространения и конкретного воплощения в практику преподавания, эволюцию методики преподавания русского языка, динамику развития науки, подчеркнуть специфику каждого этапа в ходе изучения значимого периода последней трети XX века: 1970-1984, 19841991, 1992-2000 гг. Например, на слайдах, посвященных развитию методики преподавания русского языка в 19701984 гг., представлены работы таких крупных ученых в области методики преподавания русского языка, как А. В. Те-кучев, В. П. Озерская, Т. В. Напольнова.
3.4. Создание виртуальной энциклопедии по истории методики преподавания русского языка. Коллективное со-
ставление краткой виртуальной энциклопедии представляется перспективным направлением в работе по формированию педагогического мировоззрения студентов-филологов. В качестве образца правомерно использовать принцип построения виртуальной энциклопедии «Вики-педия». Для удобства поиска информации все статьи, содержащие исторические материалы, в виртуальной энциклопедии располагаются в алфавитном порядке.
«Актуальным вопросом вузовского педагогического образования является поиск форм и содержания, которые помогают преодолевать скепсис и нигилизм студентов в отношении будущей профессии», - пишет А. Д. Дейкина [4]. В связи с этим особую ценность приобретает методическое научное наследие, изучение которого формирует новое профессиональное сознание студентов-филологов. Выбор оптимальных путей обучения, интеграция традиционного (исторического) и современного (инновационного) содержания, передаваемого с помощью информационных технологий, будут способствовать преодолению отстраненности и формированию профессиональной компетентности будущих учителей русского языка.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
2. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Ми-хальской; сост. А. А. Князьков. - М.: Флинта: Наука, 1998. - С. 91.
3. Дейкина А. Д. Новации в методике преподавания русского языка // Новые аспекты в преподавании русского языка в школе и вузе. Материалы междунар. научно-практической конференции / Сост. и науч. ред. А. Д. Дейкина, Л. А. Ходяко-ва. - М., 2002. - С. 1.
4. Дейкина А. Д. Методические и организационные основы вузовских форм обучения на современном этапе развития высшей школы // Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития: Матер. межвуз. науч.-практ. конференции / Сост. А. Д. Дейкина и др. - М., 2007. - С. 10.
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
TUTORIAL SUPPORT OF MEDICAL STUDENTS' INDEPENDENT LEARNING
П. Н. Сошникова
В данной статье представлено описание тьютор-ского сопровождения самостоятельной познавательной деятельности студентов медицинского вуза. Процедура тьюторской деятельности многоуровневая, включает в себя несколько компонентов и проектов, что позволяет модернизировать образовательный процесс и достичь положительныхре-зультатов в развитии познавательной самостоятельной деятельности студентов.
P. N. Soshnikova
The article describes tutorial support of medical students' independent learning. The procedure of tutorial work is multi-level and includes several components and projects, which allows to modernize the educational process and to achieve positive results in developing students' independent learning.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение, тьютор, тьюторская поддержка, компонент тьютор-ской деятельности, проект предметный, процессуальный проект, психологический проект, диагностируемый проект, организационный проект.
Keywords: tutorial support, tutor, component of tutorial work, subject project, process project, psychological project, diagnosed project, organizational project.
Исторически так сложилось, что преподавание общеобразовательных предметов на первом курсе вуза ведется весьма автономно, без опоры на преемственные связи с предметами профессионального цикла. Все это приводит к тому, что у пер-
вокурсников складывается мнение о дискретности, разрозненности изучаемых в вузе дисциплин. Так исследования, проведенные нами в середине первого семестра в Челябинской государственной медицинской академии, показывают: во-первых, студенты медицин-