УДК 373.292:75
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Представлен авторский вариант осуществления художественного развития старших дошкольников в рамках реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования, заключающийся в формировании готовности личности к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства. Такой путь решения обозначенной проблемы будет эффективным при соблюдении ряда педагогических условий. Осуществление процесса формирования готовности детей старшего дошкольного возрастак художественно-проектной деятельности предполагает реализацию авторской модели, результативность которой проверяется посредством использования ряда критериев и показателей.
Ключевые слова: художественно-проектная деятельность, язык изобразительного искусства, формирование готовности у старших дошкольников к участию в художественно-проектной деятельности.
Введение
В основополагающих документах дошкольного образования: Законе «Об образовании в РФ», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (2013г.) и др. отмечается, что дошкольное образование должно базироваться на принципе интеграции образовательных областей, обеспечивающих формирование интегра-тивных качеств личности ребенка дошкольного возраста, гармоничное вхождение личности в общество.
Гармоничное вхождение личности в общество обусловлено уровнем развития ее духовно-нравственной культуры, которая во многом зиждется на эстетических ценностях (Б. Т. Лихачев, Б. П. Юсов, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, В. И. Волынкин, И. А. Лыкова и др.). Именно поэтому сегодня программы дошкольных образовательных учреждений, в рамках реализации Федерального государственного стандартадошкольного образования должны быть ориентированы на организацию совместных видов деятельности детей и взрослых, видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения и детского творчества, личностного и художественно-эстетического развития. К таким видам деятельности мы относим художественно-проектную деятельность.
Сущность формирования готовностидетей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности
Дошкольный период развития ребенка сензитивен для его художественного развития в изобразительной деятельности, формирования готовности к участию в художественно-проектной деятельности (Л. С. Выготский, Л. А. Парамонова, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса). Художественное развитие ребенка открывает дополнительные возможности для реализации его творческого потенциала; предполагает образное восприятие мира, «правополушарный» тип мышления, способность к эмоциональной отзывчивости на явления искусства и действительности, возможность воспринимать и оценивать художественное произведение в единстве его содержания и формы, способность выражать свое видение мира, свои мысли, чувства на невербальном языке искусства (Б. Т. Лихачев, Б. П. Юсов, Н. Л. Стариченко и др.).
В работах педагогов, психологов отмечаются огромные потенциальные возможности развития детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Г. В. Тришина
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
е-таП:
Однако эти возможности в практической деятельности часто используются недостаточно (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Н А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Б. П. Юсов, А. А. Мелик-Пашаев, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.). Развитие личности в определенной деятельности происходит при условии, что личность становится ее субъектом (А. Н. Леонтьев), однако без освоения языка той или иной деятельности невозможно её постижение. В процессе освоения ребенком языка изобразительного искусства идет активная работа мозга, развиваются мыслительные способности. Полноценное освоение дошкольником изобразительной деятельности возможно при условии осуществления комплексного, системного подхода к организации процесса освоения детьми дошкольного возраста основ языка изобразительного искусства (художественных материалов, технических приемов и техник изображения, некоторых закономерностей изображения в различных художественных системах и др.) на доступном для каждого возрастного этапа уровне (Н. Л. Стариченко).
Наиболее эффективно художественное развитие ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его начальной художественной компетентности осуществляется в творческой деятельности, которая лежит в основе не только художественной, но и проектной деятельности (Л. А. Парамонова). Проектная деятельность - это инновационная образовательная технология и средство комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей общества в образовательную систему. Сегодня проектная деятельность является одной из ведущих, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в школе. Следовательно, начальной ступенью, закладывающей основы готовности к активному участию в проектной деятельности ребенка, является этап дошкольного детства. Творческая деятельность как единая основа художественной и проектной деятельности обусловила использование в образовательном процессе совместно этих двух видов деятельности. В последнее время эти два понятия используются в тандеме как художественно-проектная деятельность (В. П. Фалько и др.), следовательно, мы можем говорить об интеграции художественной и проектной деятельности в формировании готовности дошкольника к художественно-проектной деятельности. Поскольку проектная деятельность с художественным содержанием решает задачи как художественно-эстетического образования, так и интеллектуального развития ребенка, задачи развития его творческой продуктивной инициативности (Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса), то формирование готовности дошкольника к художественно-проектной деятельности представляется нам особенно важным уже в дошкольном возрасте. Исследовательский характер и игровые формы ее организации позволяют осуществлять проекты с художественным содержанием в непосредственной образовательной деятельности (НОД) и в свободное время, интегрировать различные виды художественной деятельности, задействовать широкий спектр социальных партнеров (музеи, библиотеки, другие учреждения дошкольного образования), позволяет формировать партнерское взаимодействие и сотрудничество между различными участниками педагогического процесса, в том числе между детьми и их собственными родителями. Таким образом, формирование готовности к художественно-проектной деятельности у ребенка старшего дошкольного возраста позволяет решать насущные актуальные проблемы художественного развития личности в условиях реализации современной образовательной политики. Формирование готовности к художественно-проектной деятельности у детей именно старшего дошкольного возраста (результат освоения дошкольной образовательной программы) мы понимаем, как готовность ребенка к освоению программы начальной школы в области изобразительной деятельности: как развитую способность к художественному виденью, владение основами языка изобразительного искусства, способность к самостоятельному изобразительному творчеству; готовность к активному участию в проектной деятельности художественно-изобразительного содержания.
Условия формирования готовности к художественно-проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами
изобразительного искусства
Различным аспектам проблемы формирования художественно-проектной компетентности детей старшего дошкольного возраста посвящены работы В. В. Краевского, О. Е. Лебедева, М. В. Рыжакова, Ю. Г. Татура, И. Д. Фрумина, А. В. Хуторского, О. В. Чураковой, Ю. В. Стюарт, А. Г. Гогоберидзе, и др. Все исследователи, изучавшие природу компетентности, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер. Некоторые теоретические и практические аспекты проблемы готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности отражены в педагогической науке, но вместе с тем, в целом, проблема требует дальнейшего изучения. Отсутствие достаточного количества теоретических и методических разработок в данной области и потребность практических работников в конкретных рекомендациях по организации эффективного образовательного процесса, направленного на художественное развитие личности ребёнка, обусловили поиск путей решения данной проблемы. Анализ существующих концепций и методических разработок, направленных на художественное развитие детей старшего дошкольного возраста, передового педагогического опыта, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности привел нас к выводу о том, что эффективность процесса формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной средствами изобразительного искусствабудет зависеть от следующих педагогических условий:
• педагогу необходимо осознавать сущность художественного развития личности ребенка дошкольного возраста в изобразительной деятельности как освоение языка изобразительного искусства;
• художественное развитие личности старшего дошкольника должно осуществляться в соответствии с возрастными нормами освоения языка изобразительного искусства, и определяться той основной проблемой, которую ребёнок в данный момент может и должен решать;
• технология формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектнойсредствами изобразительного искусства должна предполагать многовариантность использования компонентов языка изобразительного искусства, интеграцию видов деятельности, проектную деятельность.
Модель формирования готовностистарших дошкольников к художествен-но-проектнойдеятельностисредствами изобразительного искусства
В соответствии с выявленными педагогическими условиями нами была разработана модель формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства, которую мы представили в графическом варианте. Она состоит из трех блоков целевого, процессуального и результативного.
Модель формирования готовности старших дошкольников к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства
I. Целевой блок
цель — формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства, как готовность ребенка к освоению программы начальной школы в области изобразительной деятельности задачи:
- овладение основами языка изобразительного искусства (знания, умения, навыки в области языка изобразительного искусства),
- развитие способности к художественному виденью,_
- развитие способности к самостоятельному изобразительному творчеству;
- формирование готовности к активному участию в проектной деятельности художественно-изобразительного содержания_
II. Процессуальный блок
Организационно-деятельностный компонент
Виды взаимодействия участников
педагоги - дети (на всех этапах проектной деятельности)
педагоги - дети - родители (родители -чаще на этапе сбора информации и презентации проекта)
педагоги - дети - социальные партнеры (социальные партнеры - чаще на этапе сбора информации)
Содержательный компонент
1. Когнитивный аспект - накопление знаний в области языка изобразительного искусства и способов творческого преобразования данных, а также знаний о проектной деятельности (ее этапах и возможностях включения в художественно-проектную работу).
2. Практический аспект - формирование умений и навыков в области использования художественных материалов и технических приемов изображения и некоторых закономерностей изображения, а также активное включение в проектную деятельность. З.Чувственно-мотивационный аспект - развитие интереса к художественно-проектной деятельности, развитие способности эмоционально откликаться на явления искусства и действительности
III. Результативный блок Результат: высокий уровень сформированности готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности изобразительного искусства характеризуется готовностью ребенка старшего дошкольного возраста (7-8 лет) активно участвовать в художественно-проектной деятельности и получать творческие продукты художественно-изобразительной деятельности._
Критерии и показатели формирования готовности старших дошкольников к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства
На протяжении последних десятилетий в педагогической науке «неоднократно обострялись вопросы оценки и измерения количественных и качественных приращений в области эстетического и художественного развития личности», формирования ее художественных способностей [4, с. 23]. В настоящее время существует несколько концепций художественного развития дошкольников. Многие из этих концепций представляют в качестве критериев оценки уровня художественного развития художественно-творческие способности, эстетическое восприятие, творческое мышление, воображение, различные эстетические качества личности. Мы не оспариваем такую точку зрения, но настаиваем на том, что целенаправленный процесс формирования готовности старших дошкольников к художественно-проектной деятельности требует конкретизации критериев художественного развития личности не только в соответствии с возрастными особенностями, но и в соответствии с особенностями понимания сущности самого феномена художественно-проектной деятельности. В соответствии этим нами были выделены следующие критерии оценки готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобра-
зительного искусства: овладение старшими дошкольниками языком изобразительного искусства, художественно-творческая активность старшего дошкольника, способность получать продукты художественно-изобразительной деятельности. Каждый критерий имеет свои показатели в соответствии с тремя уровнями сформированности готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства.
Продуктивный — высокий, креативный, плодотворный, высокорезультативный уровень сформированности готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства характеризуется готовностью ребенка старшего дошкольного возраста (7-8 лет) активно участвовать в художественно-проектной деятельности и получать творческие продукты художественно-изобразительной деятельности.
1. Ребенок обладает высоким уровенем сформированности знаний и умений в области использования художественных материалов и технических приемах изображения ими, о некоторых закономерностях изображения в различных художественных системах (знания основных, составных цветов, контрастах для создания выразительной работы, доперспективных способах передачи пространства и др.); способах и приемах передачи собственных эмоций, впечатлений в изображении;
2. Дошкольник владеет знаниями о способах обследования натуры, у него очень хорошо развито умение целенаправленно наблюдать натурные объекты, видеть целостно и дифференцированно, быстро и легко сравнивает объекты и составные их части; ребенок имеет глубокие знания и о способах получения многообразия изображения одного и того же предмета, явления (способах творческого преобразования) и прекрасно владеет ими на практике;
3.Сформированы глубокие знания и четкие представления об этапах проектной деятельности и возможностях собственного включения в художественно-проектную работу. Дошкольник обладает высоко развитым умение активно участвовать в художественно-проектной деятельности и получать творческие продукты художественно-изобразительной деятельности. На высоком уровне сформировано умение работать в парах, в малых группах, в команде и достигать результата (сотворчество).
Частично-продуктивный —средний, конструктивный, базисный уровень сформированности художественно-проектной компетентности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности характеризуется готовностью ребенка старшего дошкольного возраста (7-8 лет) участвовать в художественно-проектной деятельности и часто получать творческие продукты художественно-изобразительной деятельности.
1. Ребенок обладает средне выраженным уровнем сформированности знаний и умений в области использования художественных материалов и технических, приемах изображения ими, о некоторых закономерностях изображения в различных художественных системах (знания основных, составных цветов, контрастах для создания выразительной работы, доперспективных способах передачи пространства и др.); способах и приемах передачи собственных эмоций, впечатлений в изображении;
2. Владеет достаточными знаниями о способах обследования натуры, средне развито умение целенаправленно наблюдать натурные объекты, видеть целостно и дифференцированно, с помощью взрослых (подсказки, схемы, наводящие вопросы) сравнивает объекты и составные их части. Ребенок имеет некоторые знания и о способах получения многообразия изображения одного и того же предмета, явления (способах творческого преобразования) и частично владеет ими на практике;
3. Сформированы некоторые знания и представления об этапах проектной деятельности и возможностях собственного включения в художественно-проектную работу. Дошкольник обладает умением участвовать в художественно-проектной деятельности и часто получает творческие продукты художественно-изобразительной деятельности. Сформировано умение работать в парах, в малых группах, в команде и дости-
гать результата (сотворчество), недостаточно активно и продуктивно проявляет свои индивидуальные особенности и склонности.
Репродуктивный- низкий уровень сформированности готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства характеризуется слабой готовностью ребенка старшего дошкольного возраста (7-8 лет) участвовать в художественно-проектной деятельности и получать творческие продукты художественно-изобразительной деятельности.
1. Дошкольник обладает низким уровнем сформированности знаний и умений в области использования художественных материалов и технических приемах изображения ими, о некоторых закономерностях изображения в различных художественных системах (знания основных, составных цветов, контрастах для создания выразительной работы, доперспективных способах передачи пространства и др.); способах и приемах передачи собственных эмоций, впечатлений в изображении, допускает ошибки, требуется частая помощь педагога;
2. Ребенок недостаточно владеет знаниями о способах обследования натуры, слабо развито умение целенаправленно наблюдать натурные объекты, видеть целостно и дифференцированно, не может быстро и легко сравнивать объекты и составные их части. Дошкольник не имеет глубоких знаний о способах получения многообразия изображения одного и того же предмета, явления (способах творческого преобразования), недостаточно владеет ими на практике;
3. Ребенок имеет некоторые знания и нечеткие представления об этапах проектной деятельности и возможностях собственного включения в художественно-проектную работу. Обладает слабо развитым умением участвовать в художественно-проектной деятельности и получать творческие продукты художественно-изобразительной деятельности. На низком уровне сформировано умение работать в парах, в малых группах, в команде и достигать результата (сотворчество).
Таковы на наш взгляд основные и необходимые критерии и показатели оценки уровня сформированности готовности старших дошкольников к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства.
Заключение
Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства - это процесс творческого взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения, детей, их родителей, социальных партнеров (музеи, библиотеки и др.) по формированию готовности ребенка к освоению программы начальной школы в области изобразительной деятельности. В связи с этим особое значение приобретает поиск эффективных путей формирования готовности к художественно-проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Один из таких путей мы выработали в ходе нашего исследования и сумели предложить педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования готовности к художественно-проектной деятельности и модель формирования готовности старших дошкольников к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства, результативность которой обеспечивается рядом специфических критериев и показателей. Таким образом, мы можем констатировать, что художественное развитие личности ребенка в детском дошкольном учреждении в современных образовательных условиях может осуществляться путем формирования его готовности к художественно-проектной деятельности.
Список литературы
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. Высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. М.: Просвещение, 1967. - 93с.
3. Ильинская И. П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника / Начальная школа - № 1. - 2009. - С. 20 - 25.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. -
304 с.
5. Стариченко Н. Л. Изобразительная деятельность дошкольника и младшего школьника — ступени развития / Н.Л. Стариченко // Преемственность в воспитательном процессе ДОУ и начальной школы. - Белгород: БелГУ, 1999. - С. 75 - 83.
6. Torrance E. PTheNature of Creativity as Manifesting Testing // The Natureof Creativity / Sternberg R. J. (Ed) - Cambridge 1988. - P. 32 - 75.
7. Эдвардс Б. Художник внутри вас /пер. с англ.; Худ. Обл. Б.Г. Клюйко. - Минск: Попурри, 2000. - 256 с.
8. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1963. - 23 с.
THE FORMATION WAYS OF SENIOR PRESCHOOLERS READINESS TO PARTICIPATE IN AN ART AND DESIGN ACTIVITIES BY MEANS OF THE FINE ARTS
Belgorod National Research University
e-mail:
G. V. Trishina
There is an author's artistic embodiment of the senior preschool children's development represented, in the framework of the Federal state standard of preschool education, which consists in the formation of person's readiness to the art- project activities by means of art. This way of solving the identified problem will be effective under certain pedagogical conditions. Implementation of thesenior preschool children's skills formation process to art- project activity involves the implementation of the author's model, the impact of which is checked by using a number of criteria and indicators.
Keywords: art and design activity, language of the fine arts, senior preschool children's skills formation for participation in art and design activity.