УДК 330.322.16
ПУТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Олеся Валентиновна Новоселова, магистрант Тел.: 8 (926) 310-79-17, e-mail: [email protected]
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор В. А. Шумаев Московский университет им. С. Ю. Витте http://muiv.ru
Рассматриваются основные особенности, преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства; особое внимание уделяется проблемам финансирования малых и средних предприятий. Предложены основные направления финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, источники финансирования, кредит, венчурное финансирование, лизинг, кредитные кооперативы, франчайзинг
В современной экономике важную роль играет малое и среднее предпринимательство, несет на себе повышенную социальную и экономическую нагрузку. Успешное развитие государства в условиях научно-технической революции во многом связано с функционированием малых и средних предприятий, а также с их мобильностью. Возникающие в обществе экономические и социальные проблемы более успешно чаще всего разрешаются именно малыми предпринимательскими структурами по сравнению с крупными.
Значение малого и среднего бизнеса обусловлено тем, что его развитие является основой по поддержанию здоровой конкуренции в стране, а также необходимым условием повышения конкурентоспособности производимых на ее территории товаров и услуг на мировом рынке. Данная функция обеспечивается их многочисленностью, гибкостью и большой свободой ценовой политики. Кроме того, во всех развитых странах именно небольшие фирмы являются важнейшей средой изобретения и внедрения инноваций, обеспечивая совместно с крупными компаниями успешное функционирование экономики страны. В настоящее время малые и средние предприятия играют особо важную роль, обеспечивая дополнительную занятость населения путем трудоустройства избыточной массы высвободившихся в результате мирового финансового кризиса трудовых ресурсов.
Малым и средним предпринимательством является предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики, имеющими определенные, установленные законом критерии. К данным критериям, как правило, относятся численность работников, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота и др.
В соответствии Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в настоящее время существуют два критерия для определения принадлежности к малому и среднему предпринимательству:
1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать: микропредприятия с численностью персонала от 1 до 15 человек; малые предприятия с численностью персонала от 16 до 100 человек; средние предприятия - численность от 101 до 250 человек.
2. Параметром для второго критерия является размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов, которые определяются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных статистических наблюдений. В
настоящее время данный критерий за предшествующий год без учета НДС для микропредприятий установлен в размере 60 млн рублей, для малых предприятий - 400 млн рублей, а для средних - 1000 млн рублей [1].
Эффективное функционирование экономической системы в стране зависит от оптимального сочетания в ней крупного, среднего и малого бизнеса. Экономическую и техническую мощь страны определяют крупные предприятия, которые способствуют стабилизации народного хозяйства и развивают капиталоемкие проекты. Средние предприятия в большей степени зависят от конъюнктуры внутреннего рынка; они, как правило, тесно связаны с национальными интересами и действуют на местных рынках. Малые предприятия придают экономике страны мобильность, они обладают способностью к быстрым структурным и технологическим сдвигам, т. к. не связаны с обширной производственной программой, не обременены многочисленным персоналом и не имеют финансовых обязательств перед акционерами, ожидающими дивиденды. Малым предприятиям легче перестроить свою рыночную стратегию, когда будет найдена новая, выгодная «ниша», и манипулировать ценами на свою продукцию [3].
К основным преимуществам малого и среднего предпринимательства относятся:
• более низкий объем первоначальных инвестиционных вложений, что способствует существенному сокращению сроков строительства, перевооружения и внедрения новых технологий и механизмов автоматизации производства;
• возможность принятия более гибких и оперативных решений, т.к. в малом и среднем предпринимательстве значительно упрощена процедура принятия решений, что способствует возможности быстрой и адекватной реакции на изменения конъюнктуры рынка, а также путем перехода от одного вида деятельности к другому;
• ориентация на специфику региональных рынков обеспечивается приспособленностью малого и среднего бизнеса к изучению пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик современного рынка и, в первую очередь, нацелена на удовлетворение данных потребностей;
• оптимизация воспроизводственной системы за счет выполнения вспомогательных функций по отношению к крупным производителям, т. е. выполнение малыми предприятиями некоторых задач крупного предприятия, которые отличаются от их основного вида деятельности. Данная особенность приобретает все более широкие масштабы и разноплановые формы: субподряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, отдельные виды обслуживания в автосервисе и предприятиях быстрого питания и др. Следует отметить, что крупный бизнес не подавляет малый, а, наоборот, взаимодействует с ним, особенно в сфере инновационных разработок [5];
• благодаря высокой маневренности и гибкой структуре могут внедрять и разрабатывать инновационные проекты с высокой отдачей [4].
Открытие своего бизнеса является не только перспективным, но и достаточно сложным и даже рискованным делом. Учитывая специфические экономико-организационные возможности и особенности малого и среднего предпринимательства, необходимо обратить внимание на выявленные на практике основные проблемы и недостатки, препятствующие развитию данного вида предпринимательства в России. Для предприятий малого и среднего бизнеса характерны высокая степень риска, финансовая и коммерческая неустойчивость, маленький уровень финансовых резервов, ограниченность основных фондов, значительная зависимость от инициативы и способностей руководителя, небольшой объем хозяйственной деятельности, небольшая численность работников и ограниченность управленческого персонала, незначительный объем привлеченных ресурсов и другие показатели, определяющие его экономическую устойчивость.
В целом положение малого и среднего предпринимательства продолжает оставаться достаточно сложным. Часть зарегистрированных малых фирм так и не приступает к хозяйственной деятельности, а значительная их часть и вовсе ликвидируется. Большинство проблем и трудностей, с которыми крупные предприятия могут справиться благодаря ис-
пользованию внутренних ресурсов и возможностей экономического влияния на внешнюю среду, для малого предпринимательства предоставляют непосредственную угрозу к существованию.
Среди основных причин, вызывающих трудности в деятельности малых и средних предприятий, на первый план выступают неплатежеспособность и нехватка собственных оборотных средств.
В то же время факторами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства в России, являются сложности с доступом предпринимателей к источникам финансирования, а также отсутствием условий и интереса вложений имеющихся собственных средств.
Следует отметить, что различные стадии развития малого предприятия вызывают определенные проблемы привлечения заемного капитала. На стадии создания предприятия, еще до начала его деятельности и получения финансовых результатов, требуется расход значительных денежных средств, и чем сложнее или рискованнее является проект, тем труднее привлечение капитала.
Подавляющее большинство финансовых учреждений не предоставляет стартового финансирования из-за наиболее рискованной стадии деятельности, поэтому данный этап является наиболее сложным для малых и средних предприятий. Это обстоятельство обуславливает использование собственных средств учредителей, но в большинстве случаев данных средств не хватает, и приходится искать другие источники финансирования. Даже если первоначальные средства будут найдены, функционирующим малым предприятиям требуются ресурсы для расширения своей деятельности для упрочнения своего положения на рынке. Следовательно, привлечение финансовых ресурсов является важнейшим направлением финансовой политики предприятий. Но отечественные банки неохотно выдают кредиты малому предпринимательству. Основная причина в том, что работа с малым бизнесом приводит к довольно высоким издержкам на обслуживание кредитов при увеличении числа кредитуемых и повышении рисков невозврата выданных ссуд. Поэтому если они и кредитуют малые предприятия, то под достаточно высокий процент и под значительный объем залога либо поручительство третьих лиц.
Объем выданных кредитов малому и среднему предпринимательству за 2012 г. составил 6,9 трлн, что образует 43,6% от общего объема выдач. Крупнейшим банком на рынке кредитования малого и среднего бизнеса остается «Сбербанк», объем его выданных кредитов за первые шесть месяцев 2012 г. составил чуть более 333 млрд руб., у его ближайшего конкурента банка «Уралсиб» - 285,6 млрд руб., в «Промсвязьбанке» этот показатель превысил 123 млрд руб. [7].
Несмотря на это, получение кредита остается крайне проблематичным для малых и средних предприятий. По результатам опроса, проводимого Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», в 2012 г. только 20% предпринимателей ответили утвердительно на вопрос о доступности кредитов для малого и среднего бизнеса, 65% дали отрицательный ответ [6].
Рассмотрим некоторые варианты решения данной проблемы и определим их основные преимущества и недостатки для малого и среднего предпринимательства.
1. Венчурное финансирование является одним из наиболее эффективных инновационных инструментов, в первую очередь ориентированных на малый и средний бизнес с большим потенциалом роста. Привлекательность заключается в том, что венчурный инвестор может финансировать предприятие без предоставления какого-либо залога или заклада, а также без условий возврата денежных средств через заранее установленный срок и без выплаты процентов. К основным недостаткам венчурного финансирования, касающихся прежде всего малых предприятий, можно отнести то, что предприниматель частично теряет независимость и некоторые венчурные инвесторы предъявляют компаниям слишком жесткие требования. Это объясняется тем, что, беря на себя высокий риск по проекту, инвестор, естественно, ожидает и больших доходов. Следовательно, венчурное
финансирование имеет более высокий уровень риска из-за отсутствия гарантий устойчивого роста начинающей компании, однако успешные новые технологии могут окупить расходы на их разработку в сотни тысяч раз.
2. Кредитные кооперативы могли бы стать цивилизованной альтернативой банкам в кредитовании малых и средних предприятий при условиях разумной поддержки государства. Они основывается на объединении физических и (или) юридических лиц по тому или иному признаку с целью помощи друг другу в финансировании. Поэтому кредитный кооператив из единомышленников будет более гибкий, чем банк, по части выдачи займов. Но если кооператив обанкротится, то его участники не получают компенсации, в отличие от банковских вкладчиков. Именно эта незащищенность и страх потерять вложенные деньги не дают вкладчикам вступать в кооператив, поэтому данная форма финансирования пока не получила заметного распространения.
3. Лизинг выполняет, прежде всего, кредитные функции, взаимосвязи финансовых интересов партнеров. Для получения лизингового кредита не требуется залога, и процентная ставка ниже банковского кредита. Стоимость лизингового имущества не включается в налоговую базу, и к нему применима ускоренная амортизация, что позволяет малым предприятиям сэкономить по налогу на имущество и уменьшает налогооблагаемую прибыль. Тем самым, предприятия, уменьшая собственные затраты на приобретение лизинговой техники, имеют возможность больше ресурсов направлять в оборотные средства. Но при этом лизингополучатель не является собственником своих основных средств и не имеет возможности использовать их в качестве залога при получении займа, кроме того, он принимает на себя ответственность за состояние лизингового объекта (риск старения имущества). Однако положительных моментов, присущих лизингу, гораздо больше, чем отрицательных, а исторический опыт развития лизинга во многих зарубежных странах подтверждает его важную роль в помощи кредитования малого и среднего предпринимательства.
4. Франчайзинг представляет собой смешанную форму крупного и малого предпринимательства, где крупные компании (франчайзеры) предоставляют право малым предприятиям (франчайзи) действовать на рынке сбыта от имени первого. Главная привлекательность франчайзинга в том, что малое предприятие не нужно создавать с нуля. Использование франчайзинга позволяет малым предприятиям владеть небольшой фирмой с управленческим мастерством крупного бизнеса, который за фиксированную плату оказывает помощь: в стратегии маркетинга с акцентом на рекламу; в первоначальном обучении кадров; в оформлении дизайна и закупки оборудования; в закупке по рыночным ценам и др. Между тем франчайзи, помимо потери части доходов, придется смириться с ограничением самостоятельности и постоянным контролем со стороны франчайзера. Несмотря на все свои преимущества и недостатки, франчайзинг представляет собой наилучшую возможность организовать собственный бизнес для начинающего предпринимателя или даже человека, не занимавшегося ранее предпринимательской деятельностью.
Из вышесказанного следует однозначный вывод о том, что в современный период развития мировой экономики малое и среднее предпринимательство, не требующее крупных стартовых вложений и гарантирующее высокую скорость оборота ресурсов, является активным участником рыночных отношений.
Малое и среднее предпринимательство имеет множество преимуществ, позволяющих им успешно функционировать на рынке, хотя ему также принадлежит и ряд недостатков, из-за которых многие малые предприятия так и не приступают к ведению своей деятельности либо в скором времени банкротятся. Развитие собственного дела невозможно без соответствующего финансирования, а сложность в получении кредитов в банке является одной из ключевых проблем малого и среднего предпринимательства. Поэтому, начиная свое собственное дело и столкнувшись с проблемами получения кредита в банке, возможно, стоит обратить внимание на такие источники финансирова-
ния, как франчайзинг, лизинг, кредитные кооперативы и венчурное финансирование. И, рассмотрев их основные преимущества и недостатки, определить возможности применения данных форм финансирования к развитию своего бизнеса. Литература
1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».. URL: http://base.consultant.ru
2. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учебник / М.Г. Лапуста. М.: ИНФРА - М, 2011.
608 с.
3. Строителева Т.Г. Проблемные аспекты управления персоналом малых предприятий //Управление персоналом. 2008. № 3. С. 61.
4. Чеберко Е. Ф., Казаков В. А. Место малого инновационного предпринимательства в современной экономике // Проблемы современной экономики. 2012. № 3(43). С. 128-133.
5. Роль малого предприятия в современной экономике // Малый бизнес в России и за Рубежом. [Электронный ресурс]. URL: http://www.smallbiznes.net/EconomyBusiness.php
6. Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ-2012 // Аналитический отчёт [Электронный ресурс]. URL: http://www.opora.ru|upload/law_data/index_2012.pdf
7. Рейтинг банков по объему выданных кредитов малому и среднему бизнесу в I полугодии 2012 года [Электронный ресурс].URL: http://rating.rbc.ru/graphs/full.shtml72012/ 11/19/33821467
Financial Support for Small and Medium Businesses
Olesya Novoselova, undergraduate
Scientific supervisor - Doctor of Economics, Professor V.A.Shumayev Moscow University after S.Y.Witte
The basic features, advantages and disadvantages of small and medium businesses are dwelled on, focusing on the problems of financing small and medium enterprises. The main directions of financial support for small and medium businesses are offered.
Keywords: small and medium enterprises, financing, credit, venture financing, leasing, credit cooperatives, franchising.