Научная статья на тему 'Путешествие как способ социального бытия и становления личности'

Путешествие как способ социального бытия и становления личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3976
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Беккер И. Л.

В статье дается подробный анализ путешествия как социокультурного и психологопедагогического феномена; обосновывается взгляд на путешествие как на универсальный способ бытия и познания мира. Рассматриваются модели построения взаимоотношений человека с миром и людьми в процессе путешествия. На основе западноевропейской и отечественной педагогической традиции описаны условия, позволяющие сделать путешествие эффективным средством воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путешествие как способ социального бытия и становления личности»

человеческого поведения, воспитательный процесс в любом демократическом обществе дает возможность выработки стратегий воспитательного влияния на общество через решение задач педагогического обеспечения, социальной защиты личности, что стимулирует общественный прогресс и процветание.

Проблема патриотических ценностей - одна из важнейших в современной педагогической науке.

список литературы

1. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 1999. 12 декабря.

2. Сиземская И. Н., Гессен С. И.: Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным // Педагогика. 2002. №4. С.44-47.

3. Гасанов З. Т. Проблема воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. №4. С.24-30

4. Федеральная целевая программа молодежь России (на 2001-2005). Постановление правительства РФ от 16.02.01 // Официальные документы в образовании. 2001. №9. С.40-44.

5. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. №4. С. 117-120.

6. Karasse R. Recherche en education et socialisation de l'enfant // Humanite Dimanche. 2000, 7 января.

7. Saranga K. Mais que font les parents? // Nouvel Observa-teur. 2000, 15 декабря.

8. Note d' information // Service des statistiques. EN. 2000. 25. 09.

путешествие как способ социального бытия и становления личности

И. л. БЕККЕР Кафедра педагогики

В статье дается подробный анализ путешествия как социокультурного и психолого-педагогического феномена; обосновывается взгляд на путешествие как на универсальный способ бытия и познания мира. Рассматриваются модели построения взаимоотношений человека с миром и людьми в процессе путешествия. На основе западно-европейской и отечественной педагогической традиции описаны условия, позволяющие сделать путешествие эффективным средством воспитания.

В настоящее время человечество в целом и российский народ в частности сталкивается серьезной трудноразрешимой проблемой, суть и смысл которой в следующем: как современному человеку найти свое место в жизни? Человечество пытается решить это вопрос на философском, психологическом, социальном и иных уровнях, стремясь найти оптимальные способы включения человека в активную жизнь, в ходе которой он мог бы быть полезным обществу, иметь возможность осуществить свои мечты, желания, реализовать возможности. Одним словом, речь идет о поиске оптимальных путей социализации.

В современном мире проблема успешной и эффективной социализации личности становится все более и более значимой. Усложнение социальной обстановки, постоянное повышение требований общества к личности увеличивает объективно необходимое время для ее успешной адаптации и интеграции в разнообразные социальные структуры. В связи с этим возникает необходимость целенаправленного анализа факторов социализации, оценка их социально-педагогической значимости и эффективности.

В современной теории социального воспитания социализация рассматривается в нескольких взаимодополняющих аспектах [2, 3, 8, 9].

Во-первых, социализация рассматривается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление к социальной среде (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы смысл социализации наиболее раскрывается через понятие «адаптация».

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической зарубежной психологии и отечественной и педагогике (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Т. Ф. Яркина, Е. В. Бондаревская, П. А. Гагаев). С гуманистических позиций социализация рассматривается как процесс самоактуализации, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей; как процесс преодоления тех или иных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению, а также как процесс приобщения к высшим общечеловеческим ценностям. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания, стремящийся выйти за пределы своего актуального природно-социального бытия.

Таким образом, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности в течение всей жизни.

В то же время следует иметь ввиду, что социализация, как таковая, культуро- и природосообразна. Она происходит с конкретным человеком, в конкретных социокультурных и природных условиях. «В центре социализации находится не человек вообще, не философская абстракция, но социальный стереотип, определенный исторический тип, связанный с определенными условиями существования, с конкретными моделями социального взаимодействия и символическими формами, живая и противоречивая личность» [9 : 35].

В процессе социализации человек взаимодействует природным и социальным миром во всей много-

гранности его проявлений. Взаимодействуя с миром, он включается в разнообразные виды деятельности, которые сами по себе становятся факторами социализации, так как специфика вида деятельности, задаваемая как природными свойствами человека, так и социально признанными способами ее осуществления, модифицирует взаимоотношения человека с миром, накладывает на них специфический отпечаток.

Одним из таких факторов является путешествие. Это один из древнейших видов деятельности человека. Вероятнее всего, путешествие как особый вид деятельности появилось тогда, когда человечество начало вести осёдлый образ жизни. Для того чтобы осознать себя путешествующим (путешественником), человек должен ощутить себя осёдлым, живущим на одном месте и получающим от этого образа жизни всё необходимое для жизни. Традиционно путешествие рассматривается в его «физическом» смысле как деятельность, связанная с перемещением по Земле, для достижения каких-то значимых для отдельного человека (ими народа) целей и удовлетворения определенных потребностей.

Мы предлагаем более широкую философскую интерпретацию этого явления. В наиболее общем смысле путешествие есть шествие человека по жизненному пути, его выбор и преодоление. На этом пути человек осуществляет самопознание, определяет цель, смысл и истинность бытия. Истинное путешествие - это духовная деятельность по постижению чего-то нового, ранее неизвестного и неизведанного - того, что изменяет жизнь человека, выводит его за грань обыденности, гармонизирует его взаимоотношения с природой, людьми и самим собой.

Главными онтологическими характеристиками путешествия являются наличие цели и добровольность (свобода). Этим путешествие отличается от бессмысленных, бесцельных скитаний и бродяжничества.

В психологическом плане путешествие привлекательно, прежде всего тем, что позволяет человеку выйти за грань повседневности, изменяет его обыденное восприятие и сознание. В путешествии человек ощущает и себя, и мир по-другому, не так как обычно. Такое изменение «угла зрения» раскрывает перед человеком новые грани бытия.

Как правило, для того чтобы успешно осознать и понять то или иное явление, необходимо «выйти» за его пределы, оказаться от него на некотором удалении.

Для того, чтобы обыденный мир «проявился» в сознании человека, чтобы человек увидел «себя в обыденном мире», а «обыденный мир в себе», то есть что бы произошёл акт рефлексии, необходимо удалиться от этого мира, «разрушить» его и создать «альтернативную» реальность, пусть даже внешне похожую на обыденную, на ту, в которой человек привык жить, но иную по сути взаимоотношений реальности и личности.

Это является основой и поводом (зачастую неосознаваемым) для всех путешествий и в дальние неизвестные края, и в вымышленные миры. Вообще, любое путешествие, где и как бы оно ни совершалось, дает

человеку ощущение свободы. Это ощущение является мощным психологическим фактором, раскрепощающим мышление и эмоции. Неслучайно именно в путешествиях человеку приходят в голову интересные и нестандартные мысли, а свежие впечатления и новые картины мира будоражат воображение и пробуждают тягу к творчеству.

С этих позиций мы можем взглянуть на путешествие не только как на социокультурное, но и как на педагогическое явление. Оно предстает перед нами как фактор социализации, воспитания, образования, имеющий практически неограниченный потенциал. Педагогический смысл путешествия в том, что с его помощью ткань обыденности разрывается, и пред человеком неожиданно и непредсказуемо обнажаются новые «срезы» бытия, пробуждая его физические и духовные силы

Путешествие даёт возможность по-новому увидеть и воспринять привычные грани обыденности («...когда постранствуешь, воротишься домой - и дым отечества нам сладок и приятен»). И это, в общем-то, неудивительно: ведь из путешествия человек возвращается не таким, каким он туда отправился. В путешествии происходит обновление, а обновлённый человек по-новому воспринимает обыденность, в лоно которой он погружается, вернувшись из путешествия.

Еще одним психологическим основанием социальной и образовательной ценности путешествия является возможность целостного, нерасчлененного, интуитивного познания мира.

Путешествие, таким образом, становится особым способом существования, выстраивания взаимоотношений человека с миром, уникальным способом бытия и познания. В некотором смысле, его можно рассматривать как универсальный, целостный способ бытия человека в мире.

являясь целостным способом существования человека в мире, путешествие позволяет постигать мир интуитивно, целостных формах его проявления, в целостном бытии.Познание в путешествии - это живая деятельность целостного человека, погружающегося в окружающий мир и, по словам Н. О. Лосского, воспринимающего предметы внешнего мира непосредственно в подлиннике.

Путешествие как способ освоения реальности по сути своей диалектично, противоречиво. Путешествуя, человек имеет возможность соприкоснуться с миром как с целостностью, целостно пережить и почувствовать его как нечто нераздельно существующее. И даже если путешествие совершается с научными целями, а путешественник является носителем изощренного, усовершенствованного наукой интеллекта, смотрит на мир как ученый - исследует, анализирует, «препарирует» его - тем не менее, все эти интеллектуальные операции происходят на фоне мощного эмоционально окрашенного, нерасчлененного, целостного и интуитивного восприятия действительности, которое может служить, и часто действительно служит, более глубокому рациональному познанию.

Рассматривая путешествие в его онтологическом аспекте, как способ бытия и средство постижения мира, можно предположить, что путешествуя в мире природы, мире цивилизации (материальной культуры) и в мире духа, выстраивая с миром и окружающими людьми определенные отношения, интерпретируя эти отношения, явления и факты бытия, придавая им определенный смысл, человек получает универсальную возможность для самопознания и, соответственно, потенциал для позитивного изменения мира и самого себя, то есть для самореализации.

Поскольку путешествие есть один из видов высшей деятельности человека, возникающий на относительно позднем этапе развития цивилизации, то естественно предположить, что путешествие, как таковое, позволяет удовлетворять, в первую очередь, высшие, достаточно сложные и во многом противоречивые потребности человека.

Наличие и осознание человеком той или иной потребности, которая может быть удовлетворена с помощью путешествия, определяет его цель и форму.

С учётом общепринятых в науке классификаций потребностей, и исходя из специфики путешествия как особого вида деятельности, можно выделить и разграничить основные группы потребностей, которые могут быть в той или иной степени удовлетворены в процессе путешествия.

Витальные (материальные) потребности, удовлетворяемые в процессе путешествия, исторически всегда были связаны с открытием и освоением новых территорий, на которых может быть обеспечено комфортное существование. Фактически все серьезные географические открытия были побочным результатом поисков новых земель и богатств, которые они таят. В современном мире путешествие удовлетворяет еще одну витальную потребность человека - потребность в физической активности, рекреации и оздоровлении, а также в приобретении специфических практических навыков, например, навыков взаимодействия с природными стихиями и выживания в экстремальных ситуациях, вызванных природными катаклизмами.

В процессе путешествия в полной мере могут быть удовлетворены психические (душевные) потребности, прежде всего, потребность в ярких и разнообразных впечатлениях, в мощном положительном эмоциональном заряде, который служит основой душевного здоровья, позволяет гармонизировать отношения с людьми и природой, скорректировать самооценку, глубже осознать себя, научиться глубже и тоньше чувствовать и понимать людей.

Путешествие позволяет удовлетворить широкий круг социальных потребностей, в первую очередь познавательных, образовательных и коммуникативных; потребности, связанные с установлением и повышением социального статуса личности (в тех случаях, когда путешествие рассматривается в референтном для личности социальном слое как социально одобряемая деятельность), а также потребность в освоении новых социальных ролей.

Наиболее сложная и противоречивая группа потребностей, удовлетворяемых в процессе путешествия, -потребности духовные. К этой сфере относятся высшие проявления человеческого духа, связанные с эстетическим, философским и религиозным постижением мира, со стремлением человека выйти за пределы обыденного бытия и приобщиться к высшим ценностям и тайнам.

В свою очередь, эта классификация может быть уточнена и детализирована на основе преобладающего типа отношений с миром и людьми, которые человек по-разному выстраивает в зависимости от того, какова основная потребность, удовлетворяемая им в процессе путешествия.

Предлагаемая классификация потребностей является в высшей мере условной. Тем не менее, она имеет смысл, так как, осваивая мир целостно, человек всегда удовлетворяет, в первую очередь, какую-то преобладающую потребность, а удовлетворение остальных носит «фоновый» характер. В зависимости от того, какая потребность является доминирующей, содержание и структура одной и той же деятельности (в нашем случае - путешествия) и отношение человека, осуществляющего деятельность, к самому процессу и полученному результату может быть различным.

Мы предлагаем рассмотреть модели взаимоотношений человека с миром, реализуемые средствами путешествия. Поскольку каждая из этих моделей носит социализирующий характер, то есть тем или иным образом способствует развитию и формированию личности, осваивающей социальный опыт в процессе путешествия, можно говорить о них как о социальнопедагогических.

Путешествие как способ приобретения материальных благ.

К этой модели относятся все виды путешествий, преследующих сугубо утилитарные, практические цели, начиная от экспедиций по поиску новых земель, драгоценных металлов и полезных ископаемых, и кончая деловыми поездками современных бизнесменов.

В зависимости от нравственных установок и приятых целей люди могут очень по-разному выстраивать свои отношения с природой и другими людьми. Спектр этих отношений простирается от бережного и почти сакрального отношения к природе, свойственного многим первобытным племенам, интуитивно понимающим, что разумное ограничение в потреблении природных благ есть главнейшее условие их существования, до разнузданно-хищнического потребления цивилизованных людей, для которых путешествие -всего лишь условие, позволяющее приобрести неограниченную добычу и обогатиться за счет уничтожения природы и грабежа себе подобных.

Путешествие как образ жизни

Как правило, эту модель реализует человек, знающий осёдлый образ жизни, живший оседло, но в силу определенных жизненных обстоятельств вынужденный путешествовать и проводящий в путешествии большую часть своей жизни. Он приял и признал этот

образ жизни, смирился с ним, достиг высокой степени личного совершенства и гармонии с окружающим миром именно в путешествии. Такой человек осознает себя путешествующим, абсолютно спокойно и уверенно чувствует себя в дикой природе, идеально приспособлен к ней, вписан в нее. Его мировоззрение и самосознание обусловлено постоянным общением с природой, которое является одновременно и условием и результатом принятого образа жизни. Такой человек по-своему мудр, хотя может и не иметь образования; он глубоко и тонко чувствует природу, никогда не причинит ей вреда. Он берет от нее только то, что нужно ему для поддержания жизни. Наиболее полно соответствует данному описанию герой многих произведений В. К. Арсеньева Дерсу узала.

Путешествие как способ самоутверждения

Человек, реализующий эту модель, видит в путешествии (как правило, это путешествие в дикой природе) лучший способ самоутверждения. Он стремится доказать самому себе и окружающим свою значимость, продемонстрировать в полной мере свои физические и морально-волевые качества. Для такого человека путешествие - своеобразная игра, где ставкой является жизнь. Такой человек (в пределе) готов либо погибнуть, либо победить в борьбе с природой ради самоутверждения. В рамках этой модели можно разграничить крайний (экстремальный) и умеренный (спортивный) варианты.

По первому варианту свои взаимоотношения с миром большинство экстремалов-путешественников. Они в меньшей степени, чем спортсмены заинтересованы в формальных результатах путешествия, выражающихся в спортивных разрядах и званиях. Экстремальное путешествие никак не регламентируется ни по длительности, ни по сложности, ни по выбору района.

Спортсмены-путешественники серьезное внимание уделяют мерам безопасности. Любому спортивному путешествию присваивается определенная категория сложности. Это означает, что к данному путешествию предъявляются определенные требования и ограничения по длительности, протяженности маршрута, сложности и количеству естественных препятствий, району проведения, сезонности и пр. Маршрут и группа регистрируется в маршрутно-квалификационной комиссии, которая принимает решение о соответствии сложности маршрута квалификации спортсменов, и дает «добро» на совершение путешествия. Движение группы по маршруту контролируется контрольно-спасательной службой района, в котором совершается путешествие.

Классическим примером путешественника-экс-тремала является Наоми Уэмура (Япония). Его карьера путешественника началась в университете после того, как он потерпел неудачу в игровых видах спорта. Для самоутверждения он начал совершать одиночные походы и восхождения на горные вершины. Н. Уэмура добился выдающихся результатов, в одиночку достигнув Северного Полюса, покорив несколько гималайских восьмитысячников и ледовый щит Гренландии, сплавившись по Амазонке. Его «лебединой песней»

стало зимнее восхождение на г. Мак-Кинли (Аляска). Из этого путешествия он не вернулся. К этой когорте можно также отнести Федора Конюхова и ряд зарубежных путешественников, таких как Карло Маури (Италия), Крис Бонингтон (Великобритания) гималайский проводник-шерпа Норгей Тенцинг.

Спортсмены-путешественники - это многочисленная армия людей, занимающихся спортивным туризмом, альпинизмом и пр. Среди них есть выдающиеся личности, такие как В. и Е. Абалаковы, М. Хергиани, блестящая многочисленная плеяда советских альпинистов и туристов-спортсменов 50-90-х годов, а также английские и французские и итальянские альпинисты, осваивавшие в 50-60-х годах прошлого века Гималаи.

Путешествие как способ познания и изучения мира.

Такая модель реализуется путешественником-учё-ным, путешественником-исследователем. Маршруты научных экспедиций в дикой природе очень явственно отличаются от спортивных и экстремальных маршрутов и по их построению, и по тактике прохождения, и по взаимоотношениям участников. Путешественнику-исследователю тоже приходится бороться со стихиями, преодолевать трудности походной жизни, терпеть лишения и даже оказываться на краю гибели, как это не раз бывало с Т. Хейердалом, В. К. Арсеньевым, Н. К. Рерихом, Ф. Нансеном, Р. Амундсеном и другими. Главное для исследователя - это те научные результаты, которые он сможет получить в результате путешествия. Поиск этих результатов заставляет ученого рисковать. Зачастую этот риск приводит к гибели. Но это не добровольный и желанный «спортивный» риск, а вынужденная необходимость.

Принципиально иной оказывается и психологическая позиция исследователя по отношению к природным объектам и культурным ценностям, встречающимся на маршруте. Они воспринимаются, соответственно, не только и не столько как естественные препятствия или источники эстетического наслаждения, но как объекты исследования. Такой подход наполняет душу исследователя чувствами, мыслями и переживаниями, неведомыми путешественнику-спортсмену или добытчику материальных ценностей.

Путешествие как способ и средство получения образования.

Этот вид путешествия считается наиболее ценным с педагогической точки зрения, поэтому мы остановимся на описании этой модели несколько подробнее. Путешествие традиционно использовалось с образовательными целями, и педагогика имеет в этом отношении многовековую традицию, которая, видоизменяясь и приобретая новые облики и формы, продолжает существовать в современном обществе. Как справедливо отмечает С. И. Гессен, «такое путешествие не есть пассивное созерцание чужого уклада жизни, но активное сопричастие культурной работе, совершающееся за пределами Родины, погружение в самый процесс творчества иного культурного круга» [1 : 211-212].

Путешествие с образовательными и познавательно-просветительскими целями может быть как реаль-

ным, то есть совершаться в пространстве и времени, так и виртуальным, то есть совершаться «в духе». Таким «путешественником» является любой учёный, писатель или художник, знакомящийся или изучающий те или иные явления по литературным или иным информационным источникам. «Духовное» путешествие может быть в своем роде не менее захватывающим, чем реальное путешествие в горах, пустыне или океане.

Рассматривая путешествие как способ и средство для получения образования, С. И. Гессен обращает внимание, что в западноевропейской педагогике путешествие как неотъемлемую часть процесса образования молодого человека рассматривали в основном Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо.

Так джентльмен, описанный в трактате Локка «Мысли о воспитании» завершает своё образование путешествием по Франции и Испании, следуя традициям английского образованного общества, и Локк даёт целый ряд наставлений молодому юноше, желающему извлечь из путешествия возможно большую образовательную пользу.

Говоря о выгодах, которые дает путешествие для развития юного джентльмена, Дж. Локк отмечает две: «первое - это усвоение языка, второе - повышение умственного развития и обогащение практическим опытом благодаря наблюдению и общению с людьми разных нравов, обычаев и образа жизни, отличающихся между собою и особенно от тех, которые молодой человек наблюдал в своем приходе и по соседству» [5 : 221].

Он считает, что правильнее всего отправлять молодого джентльмена за границу. «когда он, зная уже хорошо законы и обычаи, природные и моральные преимущества и недостатки своей страны, имеет о чем обменяться мыслями с иностранцами и может надеяться, что извлечет из беседы с ними какие-либо знания» [5 : 221-222]. «.Поездка за границу будет мало полезна, если путешествие не откроет ему глаз, не сделает его осмотрительным и сдержанным, не приучит смотреть глубже поверхности и под безобидным покровом вежливого и любезного обращения сохранять свободу и безопасность в общении с иностранцами и с людьми вообще, не теряя их доброго мнения. Тот, кого посылают в путешествие в возрасте и с мыслями человека, желающего извлечь для себя из этого пользу, может повсюду вступать в общение и знакомиться с выдающимися людьми. Знакомство с такими людьми могло бы показать им, что считается хорошим воспитанием в этой стране и что в ней заслуживает внимания; .от таких лиц можно в один день узнать больше, чем за целый год шатания по гостиницам [5 : 223].

Вероятно, следуя образцу Локка, и Руссо присоединяет к «Эмилю» особую главу «О путешествиях».

Говоря о развитии личности, он замечает, что в образовательном отношении путешествие может принести как пользу, так и вред, или, по крайней мере, оказаться, бесполезным для развития ума и чувств. «Для образования недостаточно объезжать страны; надо уметь путешествовать. Человек, совершающий путешествие с образовательной целью, по мнению Руссо, должен в первую очередь уметь наблюдать,

то есть не просто любопытствовать и глазеть по сторонам, беспорядочно впитывая разрозненные впечатления» [7 : 556].

Руссо справедливо замечает, что молодые люди, дурно воспитанные, и дурно направленные, заражаются в своих путешествиях всеми пороками народов, ими посещаемых, и не перенимают ни одной из добродетелей, перемешанных с этими пороками.

Ю.М. Лотман отмечает, что русская литературная традиция восемнадцатого века подарила нам сатирическую маску щёголя-путешественника, набивающего свою пустую голову «парижским воздухом» [6]. Такой образ был закреплён сатирами Д. И. Фонвизина и

Н. И. Новикова. Молодой российский поросёнок, поехавший «для просвещения ума и сердца» в Париж и вернувшийся оттуда «совершенной свиньёй» был настолько распространённой маской, что образ его вставал за каждой фигурой «россиянина в Европе».

Насколько бессмысленным и вредным может оказаться «образовательное путешествие», если человек не готов к нему интеллектуально и духовно, свидетельствует В. О. Ключевский, описывая Петровскую эпоху.

«Неподготовленные и равнодушные, русские дворяне, массами посылаемые для обучения, с широко раскрытыми глазами и ртами смотрели на нравы, порядки и обстановку европейского общежития, не различая див культуры от фокусов и пустяков, не отлагая в своём уме от непривычных впечатлений никаких помыслов.

...По возвращении домой с этих проводников культуры легко свеивались иноземные обычаи и научные впечатления, как налёт дорожной пыли, и домой привозилась удивлявшая иностранцев смесь заграничных пороков с дурными родными привычками, которая. вела только к духовной и телесной испорченности...» [3 : 451].

Путешествие может дать необходимый образовательный эффект. Однако, по мнению Ж.-Ж. Руссо, «чтобы наблюдать, для этого нужно иметь глаза и обращать их именно на тот предмет, который хочешь знать».

Естественно предположить, что Руссо имеет в виду «подготовленные» глаза и соответственно, подготовленный ум и чувства, для того, чтобы наблюдения во время путешествия принесли пользу и обогатили душу и сердце человека. Кроме того, путешественник должен знать и предмет своего наблюдения, то есть иметь о нём определённое представление, понятие и суждение, чтобы затем сопоставить его с теми впечатлениями, которые он получил, наблюдая явление в реальности. В противном случае путешествие не даст образовательного, развивающего эффекта, поскольку неподготовленному путешественнику «незнакомо искусство мыслить». Это очень важное в педагогическом плане наблюдение Руссо. Не только путешествие как процесс, с его организационной и материальной стороны должно быть подготовлено, должен быть подготовлен духовно и нравственно и сам путешественник. Таким образом, путешествия полезны далеко не всем.

«Они пригодны лишь для людей, которые настолько тверды, что могут выслушивать ложные учения, не обольщаясь ими, могут видеть примеры порока, не увлекаясь ими. Путешествия дают дальнейшее развитие природным наклонностям и окончательно делают человека добрым или злым. Возвращаясь из странствий по свету, человек бывает тем, чем он будет всю жизнь. И «тот, кто хорошо одарён природой, и в ком хорошие задатки получили хорошее развитие, и кто путешествует с искренним желанием научиться, те возвращаются более лучшими и мудрыми, чем были при отправлении» [7 : 559-560].

«Сведения, извлекаемые при путешествиях, зависят от цели, с которою это путешествие предпринимается... Всё должно делаться на разумном основании, должно подчиняться своим правилам. И для путешествий, если принимать их за часть воспитания, должны быть свои правила. Путешествовать ради путешествия -значит, слоняться, быть праздношатающимся; чтобы учиться - тоже слишком неопределённая цель: учение, не имеющее определённой цели не имеет смысла. Я желал бы показать молодому человеку осязаемый интерес в учении, и этот интерес, удачно выбранный, придавал бы учению определённую окраску...» [7: 560].

Очевидно, что такой тип путешественника не возникает сам собой. Он должен быть воспитан - подготовлен интеллектуально, эмоционально, нравственно и физически к путешествию не только как продолжению или завершению образования и окончательного формирования души, но и как к особому экзамену на зрелость и духовную стойкость. Не зря сам Руссо отправляет своего Эмиля в путешествие (в ходе которого он находит счастье своей жизни - Софию) лишь тогда, когда он полностью уверен в умственных и душевных способностях своего воспитанника в твёрдости его нравственности, чистоте помыслов и чувств.

Для современной педагогики эти идеи имеют существенное значение. Путешествие как средство воспитания и социализации становится предметом изучения социальной педагогики и позволяет рассмотреть его как специфическое средство взаимодействия человека с окружающей средой и выстраивания этих отношений на всех этапах жизни.

Понятое в более глубоком, неутилитарном смысле, путешествие имеет громадное значение для образования личности. Чтобы обнаружить своё собственное лицо, то есть найти своё жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни. Через сопоставление с иным приходим мы к сознанию своего личного достояния. Глубокое постижение родного языка, родной культуры, своей профессии возможно лишь через ознакомление с чужим языком, чужой культурой, чужой профессией.

Важен не только общеобразовательный, но и профессиональный аспект такого путешествия. Конечно, для того, чтобы иметь образовательное значение, путешествие должно быть связано с высшей ступенью обучения своей профессии, с определением своего призвания. На этом именно основывался в старину в

Западной Европе обычай странствия, обязательного для подмастерья, желающего получить от цеха степень мастера. В настоящее время такой подход к путешествию возрождается

Путешествие как способ духовной реконструкции и(или) преобразования мира.

Это, как правило, путешествия, совершаемые «в духе», с помощью фантазии. Количество этих путешествий бесчисленно, а формы - исключительно многообразны. Все философские, социальные и литературно-художественные построения - есть плоды таких путешествий. В истории известно много случаев, когда результаты этих путешествий, представленные в форме литературно-художественного произведения, социально-политического или философского трактата, делали путешественника великим и знаменитым, но часто, одновременно со славой, приносили ему и мученический венец. Они исключительно важны для развития и наполнения души человеческой, поскольку именно в этих путешествиях человек приобретает полную, неограниченную свободу. Наверное, они полезны и в воспитательном плане, хотя, на наш взгляд, это орудие воспитания - обоюдоострое. Оно может принести не только пользу, но и вред, уводя человека от реальной жизни в мир грёз, фантазии, игры, виртуальной реальности. Опасность таких «путешествий» для человека духовно неподготовленного, слабого очень хорошо показана в русской классической и современной литературе.

Преобразование мира в путешествии может носить и вполне практический характер, в том случае, когда само путешествие совершается в реальном пространстве и времени. В последнее время широко распространились путешествия с экологическими, или, точнее сказать, с эколого-воспитательными целями. Как правило, юные путешественники под руководством взрослых, в рамках не слишком сложного с технической точки зрения похода, выполняют разнообразные задания природоохранных организаций, связанные, в основном с очисткой и приведением в порядок отдельных природных и культурных объектов. Однако есть и более сложные экологические путешествия, когда очищаются и восстанавливаются, то есть приводятся в первозданное состояние труднодоступные объекты природы и памятники культуры, так или иначе пострадавшие от антропогеннного воздействия. В качестве примера можно привести специальные экспедиции на Эльбрус с целью очистки его от мусора, накопившегося за многие годы функционирования научно-исследовательских станций и активной туристской деятельности.

Путешествие как средство и способ духовного совершенствования.

Любое путешествие преобразует душу человека. Оно может наполнить и обогатить её, или наоборот, опустошить, сделать похожей на пустыню, довести до сумасшествия. Однако есть путешествия, которые совершаются людьми с исключительно духовными целями, для того, чтобы наполнить душу благодатью, божественной красотой и мудростью, очистить от греха

и скверны, а также выполнить данное свыше предназначение, миссию. Такие путешествия известны человечеству с древности. Все великие пророки и учителя человечества отдали дань духовному путешествию, в их числе Христос и Будда, пророки, апостолы, святые.

Путешествие как средство рекреации и оздоровления.

Несмотря на кажущуюся легковесность и незначительность, развлекательные и рекреационные путешествия, а также путешествия с целью физического и психического оздоровления наиболее востребованы и популярны. Наблюдения за современной жизнью показывают, что именно такого рода путешествия являются одним из показателей не только материального благосостояния, но и показателем социальной стабильности, психологического благополучия большинства членов общества, их уверенности в завтрашнем дне. Путешествие как средство развлечения, отдыха и оздоровления наиболее успешно эксплуатируется в экономическом плане. Ииндустрия развлекательного и оздоровительного туризма в настоящее время является одним из наиболее привлекательных и экономически выгодных направлений бизнеса. Люди готовы платить значительные деньги за отдых, развлечения и лечение в специально организованной и подготовленной, «окультуренной» для этих целей среде. Основными компонентами такого путешествия являются более высокий, чем в обычной жизни, уровень сервиса, быстрая смена ярких впечатлений и наличие возможностей для восстановления и укрепления здоровья. Фактически, туризм в его исходном, так сказать, классическом варианте, очевидно, имел в своей основе именно развлекательную функцию, к которой, в большей или меньшей степени, примешивались функции оздоровительная и познавательная.

Путешествия как особый вид развлечения, отдыха и восстановления здоровья очень важны для человека, прежде всего потому, что именно в процессе путешествия человек имеет возможность получить яркие и незабываемые впечатления, которые создают ощущение душевного комфорта и обновления и физического оздоровления.

Путешествие как средство и способ общения, гармонизации взаимоотношений с миром и людьми.

Иногда путешествия предпринимаются для того, чтобы обрести гармоничные отношения с миром, другими людьми и самим собой. Для людей, путешествующих с такой целью, красота природы, эстетическая и историческая ценность культурных памятников, встречающихся в путешествии, имеет значение эмоционального фона, на котором выстраиваются отношения с другими людьми. Часто люди отправляются в такие путешествия, надеясь найти друзей или спутника жизни. В этом случае эмоционально окрашенное общение на фоне красот природы или шедевров культуры является истинной целью путешествия. Сложность и длительность маршрута, способы передвижения, да и сам район путешествия для такого путешественника

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не слишком важны, лишь бы они не были чересчур обременительными и не мешали главной цели путешествия.

Путешествие как средство и способ бегства от мира и самого себя

Мировая культура знает много путешественни-ков-скитальцев. Они - путешественники поневоле, гонимые людьми, собственной совестью или волею высших, неподвластных человеку сил. В любом случае, судьба их трагична.

Трагична судьба изгнанника, живущего и гибнущего вдали от родины, разлученного с отечеством и вынужденного скитаться по чужим странам из-за политических или религиозных убеждений. Трагична судьба беженца, спасающегося от стихийных бедствий или социальных катастроф: войны, политических преследований и геноцида. Трагична судьба мыслителя, скитающегося из страны в страну, гонимого войной, голодом или преследованиями тирана. Но ещё трагичнее судьба человека, скитающегося по поле рока, обречённого на этот тяжкий и бессмысленный труд в наказание за совершенные преступления или смертные грехи, пусть даже совершенные по неведению.

Естественно, что классификация по типам отношений человека и мира в процессе путешествия не может рассматриваться как универсальная, единственно возможная или исчерпывающая. Однако нам она представляется достаточно содержательной и практически ориентированной, поскольку на основе большинства из предложенных в данной классификации моделей можно в большей или меньшей степени целенаправленно выстраивать определенную социально-педагогическую работу.

Предлагаемый «модельный ряд» позволяет более глубоко и отчетливо осознать путешествие не только как социокультурный, но и как социально-педагогический феномен.

список литературы

1. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

2. Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб.: Специальная литература, 1997. - 192 с.

3. Ключевский В. О. О русской истории. - М.: Просвещение, 1993. - 576 с.

4. Кривов Ю.И. Западные теории социализации подрастающих поколений. - Пенза: ИПКиПРО, 1997. - 70 с.

5. Локк Джонс Педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1939. - 320 с.

6. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. - М.: Книга, 1987. - 336 с.

7. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / /Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1981. - 656 с.

8. СластенинВ.А., Исаев И.Ф., МищенкоА.И., ШияновЕ.Н. Педагогика: Учебное пособие для студ. Пед. Учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

9. Социальная педагогика: Монография /Под ред В. Г. Бочаровой. - М.: Владос, 2004. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.