Р.А. ЛУКЬЯНОВА
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии БГПУ им. М. Акмуллы
Путь истины Ризаитдина Фахретдина
Главная цель прихода людей в эту жизнь и прохождение ими жизненного пути заключается в познании итога прохождения этого пути.
Р. Фахретдин
«По ряду объективных и субъективных причин специальная литература о жизни и деятельности Ризаитдина Фахретдина немногочисленна. Первые заметки о нём и его трудах появились ещё до 1917 г. Заслуживают внимания слова великого татарского поэта Габдуллы Тукая, который в письме Ахмеду Урманчиеву дал высокую оценку первым литературным произведениям Р. Фахретдина. Следует отметить, что автор этих произведений достаточно критично относился к самому себе и своему творчеству, говоря, что
- i
«мало понимает в создании художественных произведений»1.
Ризаитдин Фахретдинов, он же Ризаитдин (Риза), Ризаитдин бин Фахретдин, родился 22.12.1858 г. (4.01.1859 г.) в деревне Ки-чучатово (Юлдаш) Бугульминского уезда бывшей Самарской губернии (ныне Альметьевский район Татарстана) в семье имама-мудариса Фахретдина бен Сайфутдина. История его рода восходит к временам Булгарского царства:
1. Тансар
2. Кармыш аль-Булгари бине Тансар
3. Бахшанда (Бак шунда) бине Кармыш
4. Кайбулла (Хабибулла) бине Бакшанда
5 Жанкилде бине Кайбула
* Лукьянова Рушания Абдурахмановна, е-mail: [email protected]
1 Байбулатова, Л. Ф. «Асар» Ризы Фахретдина: источниковая основа и значение свода / Лилия Байбулатова. Казань: Татар. кн. изд-во, 2006, с. 4.
6. Тумкай (Туй-Мухаммет) бине Жанкилде
7. Ишкай (Ишмухаммет) бине Тумкай
8. Юлдаш бине Ишкай
9. Бикмухаммет бине Юлдаш
10. Субханкул бине Бикмухаммет
11. Сайфетдин бине Субханкул (1778-1861)
12. Фахретдин бине Сайфетдин (1819-1891)
13. Ризаитдин бине Фахретдин (1859-1936)
Риза родился в семье имама. Серьёзное обучение Ризаитдина у суфия шейха Закира-ишана Камалова началось с 1867 года в медресе при 1-й мечети Чистополя. В ученические годы им была собрана рукописная библиотека из сочинений мыслителей Древнего Востока. Владея арабским, персидским и турецким языками, Ризаитдин начал преподавательскую деятельность (80-е гг. Х1Х века) в среде младших учащихся медресе. Для их обучения Ризаитдин Фахретдин составил учебники математики и татарского языка, изданные в 1886-1887 гг. В том же 1887 году в Казани была опубликована «Книга по морфологии» («Китабе эттэсриф») - произведение Ризаитдина Фахретдинова, знакомящее читателя с грамматикой арабского языка. Позже на гонорар от продажи одной из своих книг Ризаитдину удалось построить здание и открыть новометодную школу. В годы учёбы Ризаитдин Фахретдин много и прилежно занимался. Сохранилось 10 томов рукописей, переписанных им в разные годы2.
Хроника свидетельствует о том, что Ризаитдин Фахретдин состоял в браке с 1885 года и имел большую семью:
Жена - Нурджамал (Нуризиган) Абдулнасыровна;
Сын - Габдрахман (1887-1936);
Сын - Габдулахад (1889-1938);
Сын - Габдрашид (1892-1953);
2[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.infoislam.ru/publ/religiia/tatarskie bogoslovv/tatarskie bogoslovv riza fakhretdin 185 9 1936/39-1-0-28003
Дочь - Зайнаб (1893-1985);
Сын - Сагид (1900-1944);
Дочь - Асьма (1906-1993)3.
Большая семья требовала много сил и забот, но, несмотря на сложности, Ризаитдин Фахретдин находит время для исследовательской работы. «В 1887 году он успешно выдерживает испытания на должность имама. Слава о молодом талантливом наставнике из Кичучата разлетелась по всему краю. В июле 1889 г. общество деревни Ильбак Бугульминского уезда пригласило Р. Фахретдинова на должность местного имама и мударриса»4. В мечети этого селения Ризаитдин служил по февраль 1891 г. М. Роднов отмечает беспрецедентный случай даже для нашего времени, когда, будучи рядовым деревенским муллой, Ризаитдин Фахретдин написал несколько книг.
В своих сочинениях Ризаитдин Фахретдин особое внимание уделяет вопросам нравственности и морали. Необычайной популярностью среди читателей пользовались книги о воспитании. Они неоднократно переиздавались в 1898-1916 гг. в Казани, Уфе, Оренбурге в серии традиционного жанра «Насихат» («Наставление»). Отдельные выпуски содержали обращение к детям, а именно к мальчику и девочке; к взрослым членам семьи «Воспитанный отец», «Воспитанная мать», «Воспитанная женщина»; изложения по проблемам в семье и школе «Воспитание ребёнка», «Новоме-тодная школа», «Убеждение» и др. Риза пишет: «Труд матерей самый тяжёлый и кропотливый. Если хвалимы садовники, вырастившие яблоневые, апельсиновые, лимонные сады, то хвалимы и ма-
- 5
тери, воспитавшие и вырастившие хороших детей»5.
3 Роднов, М.И. Семья Р. Фахретдинова по материалам земской переписи 1900-1901 гг. // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: Материалы межрегионального симпозиума (13 мая 2005 г.). Уфа: ООО «Принт+», 2006, с.15-20.
4 Роднов, М.И. Указ. соч.
5 Сборник на старотат. яз. / Ризаэтдин бин Фахретдин. Воспитанная мать [Текст] = Тэрбияле ана. - Казань: Издательство Императорского университета, 1898. - 16 с.
Ризаитдин Фахретдинов является крупным религиозным деятелем и публицистом. Им написаны повести «Салима, или Целомудрие» (1889), «Асма, или Проступок и наказание» (1903), в которых он выступает сторонником приобщения своего народа к достижениям европейской культуры, поднимает проблему эмансипации женщины. В работе «Культура ученичества» Риза говорит о знании как о благословенном украшении каждого человека и лучшем из достоинств: «Знание - причина избавления от любых трудностей. Знание - это сокровище, которое никогда не заканчивается. Знание - это свет, который в этом мире спасает от слепоты, а в том мире - от мучений. Знание - друг в одиночестве, разделяющий секреты на чужбине, украшение перед друзьями, острое оружие против врагов... Знание - это такое благо, получив которое человек не будет нуждаться в других благах»6.
В 1891 году Ризаитдина Фахретдина, известного своими трудами, приглашают на должность казыя в Духовное управление. Исследователь Р. Марданшин пишет о том, что Фахретдин, увидев множество рукописей, лежавших «мёртвым грузом» в архиве ДУМ, загорелся собственными изысканиями. Вспоминая этот случай, он говорил, смеясь: «Если кто-нибудь понаблюдает за мной со стороны, то скажет: что за богатство ищет в архиве Риза кадий. Однако для меня узнать верные даты рождения или смерти трех-четырёх ученых дороже, чем ведро золота»7.
В 1906 году Р. Фахретдинов переезжает в Оренбург. Работа в издательстве газеты «Вакыт» (1906-1908) увлекает Ризаитдина, но, по воспоминаниям Джамала Валидова, шумная, беспокойная среда газетчиков, живущих злободневностью и одним днём, тяго-
6 Ризаэтдин бин Фахретдин. Культура ученичества [Текст] = Шэкердлек эдэби. - Казань: Издательство Императорского университета, 1899. - 47 с.
7 Татарские богословы: Риза Фахретдин (1859-1936) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.info-
islam.ru/publ/religija/tatarskie_bogoslovy/tatarskie_bogoslovy_riza_fakhretdin_1859_1936/39-1-0-28003
тила уже седого и спокойного по натуре учёного, - «нужен был тихий уголок, чтобы отдаться более серьёзной и творческой работе».
В период с 1908 по 1918 гг. Ризаитдин возглавляет редакцию журнала «Шура». Почти в каждом номере под рубрикой «Замечательные люди и великие события» публикуются биографические сведения о видных деятелях культуры и науки, список состоял из 170 (179) фамилий, среди которых Газали, Ибн Рушд, Декарт, Мечников и др. Многие из этих очерков опубликованы позже отдельными книгами. В материалах журнала публиковались программы предметов новометодных учебных заведений, учебные планы. Главное историческое произведение Фахретдинова - многотомный историко-биографический труд «Асар» («Сочинения»). Изданные в Оренбурге первые 2 тома (1900-1908 гг.) содержат около 1 тысячи жизнеописаний деятелей мусульманской культуры. Рукопись последних томов считается пропавшей. Она была изъята полицией при обыске в доме Фахретдинова в 1911 году.
Произведения Ризаитдина Фахретдина содержат религиозно-просветительские идеи, оказавшие большое влияние на последовавшие изменения в социальной жизни тюркских народов. «Нации, достойные жить на свете, - пишет Ризаитдин, - и обязаны иметь самостоятельное, суверенное мышление и мировоззрение, прогрессировать соответственно изменениям и прогрессу эпохи... Народы пришли в мир не стоять на жизненном пути, а затем, чтобы идти неустанно вперёд и стремиться ввысь»8.
В числе запрещённых изданий Фахретдинова - книга «Дини вэ иджтимагый мэсьэлэлэр» («Религиозные и социальные проблемы». Оренбург, 1914 г.), изъятая властями по доносу. Эти факты -ещё одно свидетельство глубины знаний Фахретдинова, его чувствования и детального анализа культурно-политических перемен, происходивших в России и на ее окраинах.
8[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://kraeved.opck.org/biblioteka/konferencii/tatari_v_oren_kraye/fahretdinov.php
Главный труд Фахретдинова в сфере богословия - «Религиозные и социальные вопросы». В нём излагаются основные положения ислама. Другое значительное богословское сочинение -«Комментарий на изречения Мухаммеда». Труд, раскрывающий этические нормы «Джауа-мигуль кэлим шэрхе» («Комментарии к изречениям пророка». Оренбург, 1916 г.), - произведение Фахретдинова, послужившее итогом педагогических изысканий мыслителя. Книга была изучена и переписана (кириллица) в 1980-1986 гг. М. Рахимкуловой с переводом арабских слов, а в 1986 г. была подготовлена к печати Р. Утябаевым-Карими.
Литературная и публицистическая деятельность Фахретдинова способствовала формированию широкого круга читателей-мусульман и их ориентации на проблемы традиционной и современной культуры. В декабре 1917 года Ризаитдин участвовал в работе III Всебашкирского учредительного курултая (съезда).
С научной деятельности Ризаитдина Фахретдинова начинается новый этап в развитии общественной мысли Башкортостана. Из Оренбурга в Уфу Фахретдинов вернулся в 1918 году, после закрытия журнала «Шура». В том же 1918 г., подчиняясь решению Всероссийского съезда (Москва), Ризаитдин вновь принимает должность кадия в Уфе. А с 1922 года Фахретдинова избирают муфтием Центрального Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири. Татарский учёный А. Хайруллин пишет, что Ризаитдин Фахретдин сотрудничал с известным политическим деятелем и религиозным реформатором Д. Афгани, академиком Самойловичем, учёными Бартольдом и Крачковским. Несмотря на занятость и преклонный возраст, Фахретдинов серьёзно озабочен проблемой сохранения и спасения архива Духовного собрания мусульман в Уфе, начав работу по систематизации и изучению его исторических документов.
С избранием Фахретдинова муфтием и руководителем Духовного управления, он ходатайствует перед Народным комисса-
риатом по делам национальностей об издании религиозного журнала. В 1924 году Ризаитдину Фахретдинову наконец-то удаётся получить разрешение на его издание. На страницах журнала публикуются статьи Фахретдинова, Тарджиманова, казыя Джахангира Абызгильдина, Мухлисы Бубинской, богословские сочинения, суры Корана, информационные материалы.
В 1927 году ЦДУМ объединил около 14 825 приходов. Но уже к маю 1930 года более 10 000 мечетей было закрыто, 90-97% мулл и муэдзинов были лишены возможности исполнять свои обязанности. Фахретдинов не мог не протестовать против таких решений. Несмотря на аресты, закрытие мечетей и уничтожение религиозной литературы Ризаитдину Фахретдину удалось спасти часть документов в архиве ЦДУМ.
А. Хайруллин пишет, что последние годы жизни для Р. Фахретдина прошли в тяжелых материальных условиях. К нему несколько раз обращались с предложением из Венской академии наук о продаже, за огромные деньги, личного архива, но Ризаитдин Фахретдин отказывался. Большую часть сохранившихся рукописей по просьбе известного востоковеда, академика А.Н. Самойловича Ризаитдин передаст в архив Ленинградского отделения востоковедения Академии наук СССР.
Скончался Ризаитдин Фахретдинов 11 апреля 1936 года на 78-м году жизни. После его смерти начались массовые аресты руководства Духовного управления. Известный татарский ученый А.К. Хабутдинов так описывает те скорбные события: «Тысячи мусульман, узнав о смерти Фахретдина, собрались тайно ночью в его родном ауле для прочтения «джаназа» (поминальной молитвы) по усопшему»9.
Похоронен Ризаитдин Фахретдин на мусульманском кладбище в Уфе. Лилия Байбулатова в своей книге «Асар» пишет, что по-
9 Хабутдинов, А.К. 150-летию со дня рождения Ризаитдина Фахретдина / «Ислам в Российской Федерации»: http://pda.islamrf.ru/news/culture/legacy/6881/
сле смерти Р. Фахретдина несколько десятилетий его жизнь и творчество оставались закрытой темой. Научная общественность обратилась к его творчеству лишь в 1960-е гг. Сегодня имя Ризаитдина Фахретдина занимает достойное место в списке мусульманских учёных-богословов ХХ века.
В современных условиях жёсткого противостояния Запада и Востока, вызванного очередным экономическим и политическим кризисом, признание парадигмы многополярного мира очевидно. Особую значимость философского исследования в сложившихся условиях приобретает опыт России, представляя её национально-культурное наследие народов. Просветители, труды которых долгое время были преданы забвению, «возвращают» наше прошлое, возрождая корни национальных традиций и ценностей. Один из них Ризаитдин Фахретдин. Пройдя нелёгкий жизненный путь, Ризаитдин Фахретдин сумел сохранить духовную чистоту, доброе сердце, развить ясный ум и талант учёного, познающего Истину.
Лукьянова Р.А. Путь истины Ризаитдина Фахретдина. Имя известного учёного и богослова Ризаитдина Фахретдинова останется не только в истории России, но и в мировой просветительской мысли ХХ века.
Ключевые слова: «Асар», кадий, мусульманский богослов, «Насихат», новометодная школа, общественный деятель ХХ века, просветитель, религиоведение, Ризаитдин Фахретдин, «Шура».
Lukyanova R.A. Path of truth from Rizitdin Fahretdin. Name a famous scientist and theologian Rizaitdin Fakhretdinov remain not only in the history of Russia, but also in the world of Enlightenment thought of the twentieth century.
Key words: Rizitdin Fahretdin, kadi, muslim theologian, "Nasihat", new-methodological school, public figure of XX century, enlightener, religious, "Shura".