11 мая 2011 г. исполняется 115 лет со дня основания Томского института практических инженеров императора Николая II, ныне - Национального исследовательского Томского политехнического университета. О признании заслуг университета в области образования и науки говорят следующие исторические факты.
• Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1940) и Октябрьской Революции (1971).
• Стал родоначальником более 20 вузов, академических и отраслевых НИИ, открытых в Новосибирске, Красноярске, Омске, Кемерово, Иркутске, Барнауле, Новокузнецке, Томске и других городах страны.
• В 1997 г. Указом Президента РФ включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
• В 2007 г. стал победителем конкурса инновационных образовательных программ вузов в рамках приоритетного национального проекта «Образование ».
• В 2009 г. получил категорию «Национальный исследовательский университет».
Ученые и выпускники ТПУ способствовали освоению территории, прилегающей к транссибирской магистрали, обеспечили подготовку высококлассных специалистов для становления промышленности и экономики Сибири, Дальнего Востока, республик Средней Азии, сыграли решающую роль в развитии нефтегазовой, угольной, металлургической отраслей в азиатской части страны.
Победа в конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» , определила вектор развития вуза на ближайшие десять лет как национального исследовательского университета мирового уровня, ориентированного на кадровое обеспечение ресурсоэффективной экономики и разработку соответствующих технологий.
В состав Национального исследовательского Томского политехнического университета входят 6 интегрированных научно-образовательных и 5 учебных ин-
ститутов, 3 факультета, 98 кафедр, 17 научно-образовательных центров и 68 научно-исследовательских лабораторий. На базе ТПУ и учреждений РАН созданы и реализуют научно-образовательную деятельность 18 совместных кафедр, лабораторий и центров, успешно действует 12 центров коллективного пользования. «Инновационный пояс» ТПУ насчитывает более 70 малых инновационных предприятий.
Профессорско-преподавательский состав университета - около 2 тысяч человек, из них 313 докторов и 1239 кандидатов наук, 26 заслуженных деятелей науки и техники, 15 членов РАН и РАМН, 5 лауреатов Госпремии, 125 членов общественно-профессиональных академий, 11 лауреатов премии Правительства, 21 лауреат именных и международных премий, 2 лауреата премии Президента РФ. В вузе обучается 22500 студентов, более 1800 из них - иностранные (17% контингента очной формы обучения).
Вклад ТПУ в развитие системы высшего профессионального образования и страны в целом характеризуют следующие показатели:
■ 150 тыс. выпускников, из них более 300 - лауреаты Ленинской и Государственной премий, Герои Социалистического Труда, академики, заслуженные деятели науки и техники; более 350 - первооткрыватели месторождений. Золотой фонд России:
- Николай Камов - конструктор уникальных отечественных вертолетов;
- Николай Никитин - автор и строитель Останкинской телебашни;
- Дмитрий Бондарев - создатель первого отечественного автомобиля «Рус-собалт»;
- Матвей Капелюшников - изобретатель первого в мире турбобура;
- Николай Урванцев - первооткрыватель Норильского рудного района;
- Каныш Сатпаев - первооткрыватель одного из крупнейших в мире Джезказганского меднорудного месторождения, организатор и первый президент Академии наук Казахстана;
- Олег Алимов - создатель аппарата для бурения в космосе, с помощью которого был получен первый лунный грунт станцией «Луна-24»;
- Геннадий Месяц - крупнейший в миреученый-электрофизик, создатель двух академических институтов, вице-президент Российской академии наук.
■ Более 10% руководителей региональных энергосистем, атомных станций и других предприятий.
■ Создание и развитие в России международно признанной системы общественно-профессиональной аккредитации в области техники и технологии.
■ Проект национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров.
■ Комплексная программа развития вуза.
■ Системный проект «Технические университеты России».
■ Проект «Университетыинновационного типа».
■ Система опережающего элитного технического образования.
■ Система кадрового резерва.
■ Система управления качеством подготовки специалистов и проведения научных исследований.
■ Система изучения иностранного языка и формирование мультикультур-ной среды.
■ Образовательный стандарт вуза.
Томский политехнический сегодня - это динамично развивающийся университет, имеющий богатые традиции и нацеленный в будущее.
Ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета Петр Савельевич Чубик согласился ответить на вопросы редакции.
- Петр Савельевич, что означает для ТПУ статус «исследовательский университет»?
- Этот статус придает нашему развитию дополнительный импульс, поскольку за каждым нашим достижением стоят конкретные человеческие усилия и результаты, которые они приносят. К примеру, два научных коллектива ТПУ стали победителями конкурса в рамках выполнения Постановления Правительства № 220 «О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования», в результате чего в университете созданы две ультрасовременные лаборатории. Руководители этих лабораторий, ученые с мировыми именами, а теперь почетные профессора ТПУ
- Ханс Михаэль Кренинг, профессор университета г. Саарбрюккена, 6 лет руководивший Фраунгоферовским институтом неразрушающих методов контроля при университете г. Саарбрюккена (Германия), и Торстейнн Инги Сигфуссон (Исландия), лауреат Премии «Глобальная энергия» 2007 г., - читают лекции и проводят научные исследования в ТПУ, создавая международные коллективы из ученых ведущих зарубежных вузов. Их работа ориентирована на решение конкретных актуальных задач для промышленности и общества. Это и есть то, что называется наукой, ответственной перед обществом.
- В свете сказанного как Вы оцениваете место, которое ТПУ занимает в российском и мировом научно-образовательном пространстве?
- Сегодня университет занимает третью строчку в рейтинге 159 технических и технологических вузов России. В его составе - единственный за Уралом учебно-исследовательский ядерный реактор, старейшая в Сибири научно-техническая библиотека с фондом более 2,7 миллиона томов, суперкомпьютерный кластер «СКИФ-политех», разветвленная сеть центров здоровья, спорта и отдыха для студентов и сотрудников.
В настоящий момент в университете работают 4 международных научно-образовательных центра и 18 международных лабораторий. Партне+рами ТПУ являются известные университеты и фирмы США, Японии, Германии, Франции, Чехии, Италии и других стран. По программам FP7, TEMPUS, МНТЦ, CRDF, DAAD и другим объем международных научных контрактов составляет более 100 млн. руб. в год. Ежегодно публикуется более 1500 статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования). По объему внебюджетных НИОКР среди вузов Минобрнауки РФ мы занимаем четвертое место в России, по объему зарубежных контрактов - второе.
- Отечественное высшее профессиональное образование переходит на ФГОС. Каковы успехи ТПУ в этом направлении?
- Действительно, в настоящее время в России осуществляется модернизация системы высшего профессионального образования, включающая в себя создание сети федеральных университетов, национальных исследовательс-
ких университетов, введение образовательных стандартов третьего поколения.
ТПУ первым в России перешел на новые образовательные стандарты, которые позволяют выстраивать индивидуальные образовательные траектории студентов, что является одним из важнейших шагов к повышению качества образования и узнаваемости российского диплома в мире. Разработанные в соответствии со «Стандартом ООП ТПУ» основные образовательные программы были представлены на XII Всероссийском форуме «Образовательная среда-2010» (сентябрь 2010 г., ВВЦ) и награждены дипломом Министерства образования и науки РФ за разработку инновационных образовательных технологий.
- Что сегодня, на Ваш взгляд, обеспечивает качество высшего профессионального образования в области науки, техники и технологий?
- Отмечу лишь один аспект этой комплексной задачи. Следуя ключевому для университета принципу стратегического партнерства с промышленностью, ТПУ активно развивает практику совместного - в рамках договоров о сотрудничестве - формирования содержания основных образовательных программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров. Как результат, в 2009 г. мы имеем более 140 программ, свыше 4 тыс. человек, прошедших обучение, 252 договора с крупнейшими предприятиями (ОАО «Газпром», ОАО «НК “Роснефть”», ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнёва», ОАО «Сибирский химический комбинат», ФГУП «Горно-химический комбинат», ЗАО «Энергомаш», ООО «Томскнефтехим»), рядом атомных станций (ОАО «Концерн Энергоатом», ООО «Евраз Холдинг», ОАО «НИИПП») и администрациями Красноярского края, Республики Бурятия, Республики Алтай и других регионов России. Важным фактором является также выход на мировую образовательную и промышленную арену.
- Как развивается международная деятельность университета? Существует ли интерес к сотрудничеству с ТПУ со стороны зарубежных партнеров?
- Международное сотрудничество является одним из приоритетных направлений развития нашего университета. В 2005 г.
Томский политехнический университет принят в Ассоциацию ведущих европейских университетов в области инженерного образования и исследований CESAER и в консорциум
ведущих европейских и азиатских технических университетов CLUSTER. ТПУ -единственный российский вуз, принятый в столь авторитетные европейские ассоциации. В 2007 г. ТПУ вступил в Ассоциацию инженерных университетов Европы T.I.M.E., в основе работы которой лежит идея интернационализации образовательных программ. Благодаря целенаправленным усилиям в этой сфере Томским политехническим разработаны и реализуются 11 магистерских Double Degree-программ совместно с ведущими зарубежными университетами. Важным направлением деятельности является международная оценка реализуемых в университете образовательных программ. Программа подготовки бакалавров по направлению Electrical Engineering аккредитована в INTAC ABET (США), программа подготовки дипломированных специалистов Computer Engineering - в CEAB (Канада), десять программ получили европейский знак качества стандарта EUR-ACE. Все это говорит о высоком качестве подготовки и интересе к нам со стороны зарубежных партнеров.
- Что дают студенту политехнического связи и сотрудничество его преподавателей с зарубежными коллегами?
- Прежде всего, это возможность увидеть мир - другую образовательную среду, потягаться силами со сверстниками, обучающимися по подобным образовательным программам в других странах. ТПУ активно развивает международные обмены в целях проведения совместных научных исследований, научных стажировок, организации и участия в работе международных выставок и конференций. За первый год выполнения Программы развития НИУ 337 студентов и аспирантов обучались или прошли стажировку и практику в зарубежных университетах, участвовали в международных конференциях; 376 сотрудников университета за этот же период повысили квалификацию в ведущих мировых научных центрах. Для студентов ТПУ - это опыт образовательной, культурной жизни, мощный стимул к работе, творчеству, возможность стать конкурентоспособными специалистами - ведь чем раньше молодые люди увидят перспективы, тем более мотивированным для них станет процесс обучения.
- Что такое вузовская наука сегодня, может ли наука в вузе развиваться «суверенно », сама по себе?
- Успешный вуз не может жить изолированно от задач и потребностей общества, экономики страны. ТПУ активно сотрудничает с внешними партнерами в бизнесе, науке, производстве. Университет имеет договоры со многими отечественными бизнес-структурами, в том числе с ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО ХК «НЭВЗ-Союз», ОАО «Салаватнефтемаш», ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнёва», ОАО «Алроса», ЗАО «НК “Роснефть”».
Преимущество вузовской науки перед академической состоит как раз в том, что сегодня университет не только предлагает бизнесу востребованные научнотехнические разработки, но и готовит команды специалистов, способных их внедрять, эксплуатировать, а также модернизировать создаваемые технологии и приборы. Так, в марте нынешнего года прошла Петербургская техническая ярмарка. ТПУ представил пять проектов в конкурсе «Лучший инновационный проект и лучшая научно-техническая разработка года». Три из них награждены Дипломами I степени и золотыми медалями в соответствующих конкурсных но-
минациях На XVII Международной выставке-конгрессе «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» (№-ТесЬ’2011) в Санкт-Петербурге томские политехники получили дипломы за вклад в развитие научно-промышленного комплекса России; одна разработка ТПУ отмечена дипломом и специальным призом в номинации «Успешное продвижение товара на рынок», вторая получила диплом в номинации «Лучший инновационный проект в области приборостроения».
Отмечу, что, по данным независимого рейтингового агентства «РейтОР», Национальный исследовательский Томский политехнический университет в сводном рейтинге вузов по итогам 2010 г. занял 19-е место из 444 участвовавших в исследовании вузов по числу выпускников, входящих в настоящее время в научно-образовательную элиту. В рейтинге вузов по первому высшему образованию представителей блока «Академики РАН» ТПУ занимает 5-е место (из 90 вузов) и с 8-го по 13-е места среди 366 вузов - по образованию, которое имеют ректоры вузов.
- Из каких источников финансируется деятельность ТПУ?
- Важнейшей задачей в финансово-экономической сфере деятельности является развитие механизмов многоканального финансирования и обеспечение роста консолидированного бюджета университета. Если в 2000 г. бюджет вуза был всего лишь на уровне 500 млн. рублей, то в 2009 г. он составил уже 3,8 млрд.; а в 2010 г. - более 4 млрд., из которых 1,8 млрд. мы заработали сами. В 2010 г. в Томском политехническом университете создан Фонд целевого капитала (эндаумент). Основной целью Фонда является формирование и использование дохода от целевого капитала как долговременного устойчивого дополнительного источника развития. Отличительной чертой эндаумента является строго целевой характер деятельности. Первый взнос в Фонд внес Президент РФ Д.А. Медведев.
- Участвует ли университетское сообщество в делах города, региона, страны в целом?
- Следует отметить активную гражданскую позицию политехников. В марте этого года наши студенты из Центра волонтерской и общественной деятельности совместно с ФК «Томь» и благотворительным фондом «Обыкновенное чудо» им. А. Петровой провели первую акцию по сбору средств для детей, больных раком крови. Среди других мероприятий - обеспечение группой волонтеров из числа студентов ТПУ комфортного пребывания на матче ФК «Томь» людей с ограниченными возможностями и томичей старшего поколения. Опыт работы в направлении сбора средств и помощи людям с инвалидностью стал первым для волонтеров Центра.
Университет победил в конкурсе учебных заведений Российской Федерации за право стать центром подготовки волонтеров для участия в организации и проведении XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи. В Томском политехническом будут готовить волонтеров в области коммуникационных и ^-технологий. Это позволит нам, студентам и преподавателям, вложить свой интеллектуальный инновационный потенциал в развитие здорового образа жизни, спорта, в укрепление взаимопонимания и продуктивных отношений между странами.
Открывая заседание Общественной палаты Российской Федерации по науке и инновациям в марте этого года, мы говорили об аккредитации образовательных программ аспирантской подготовки, повышении роли научного руководителя аспиранта, о возможности придания вузам самостоятельности при присуждении ученых степеней. Был поднят вопрос о финансовом обеспечении аспирантской и докторантской подготовки, а также о новых формах кооперации академической науки с вузовской в области подготовки кадров высшей квалификации. Обсуждалась возможность взаимодействия вузов и промышленных предприятий по проблемам подготовки кадров высшей квалификации.
Совместно с АИОР ТПУ активно участвует в общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии и реализации проекта регистрации и сертификации профессиональных инженеров в регистре АРЕС, что является важнейшим шагом при переходе страны к двухуровневой системе образования.
- Петр Савельевич, что Вы можете сказать о молодом поколении политехников?
- Молодежь - это будущее университета. У нас с 2005 г. действует программа «Кадровый резерв», направленная на поддержку и выращивание лидеров университета завтрашнего дня.
Руководство активно поддерживает молодежные инициативы в научно-образовательной сфере. Например, в 2010 г. на базе ТПУ при содействии Администрации Томска, Томского регионального отделения Российского союза молодых ученых проведен II Форум молодых ученых Сибирского федерального округа «Международное сотрудничество: новый взгляд на развитие карьеры молодого ученого» (I Форум также состоялся на площадке ТПУ в 2009 г.). В работе форума участвовали: А.В. Щеглов, Председатель Совета Российского союза молодых ученых; Фрессине Жан-Мари, советник по науке, технологиям и космосу Посольства Франции в РФ, руководитель Департамента по науке, техноло-
гиям и космосу Посольства Франции в РФ; Р.М. Пырма, заместитель начальника Управления планирования проектов и программ в сфере молодежной политики Федерального агентства по делам молодежи; И. Станиславичун, президент Европейской ассоциации молодых ученых EURODOC; М. Тарарин, атташе по науке и технологиям Департамента по науке, технологиям и космосу Посольства Франции в РФ; В. Эппеншванднер, координатор международной деятельности Союза молодых ученых Австрии; Г. Штайнаккер, генеральный консул Федеративной Республики Германия в Новосибирске; И. Ахтенберг, директор представительства Немецкого научно-исследовательского сообщества (DFG) в РФ/ СНГ; Г. Бергхорн, глава Представительства Германской службы академических обменов DAAD в Москве. Всего в работе форума приняли участие более 150 ученых из 29 регионов России и 10 стран.
В рамках форума по инициативе молодых докторов и кандидатов наук нашего университета при поддержке гранта РФФИ прошла II Международная научнопрактическая конференция молодых ученых «Ресурсоэффективные технологии для будущих поколений». Тематика конференции, в полной мере отражающая приоритетные направления развития вуза, привлекла к обсуждению актуальных научных проблем молодое поколение политехников - студентов, аспирантов, а также молодежь других вузов города и региона.