Научная статья на тему 'Путь длиной в четверть века (к 25-летию Мемориального Дома-музея академика А. А. Ухтомского в Рыбинске)'

Путь длиной в четверть века (к 25-летию Мемориального Дома-музея академика А. А. Ухтомского в Рыбинске) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
214
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSEUM EDUCATION / МЕМОРИАЛЬНЫЙ ДОМ-МУЗЕЙ АКАДЕМИКА А.А.УХТОМСКОГО / MEMORIAL HOUSE-MUSEUM OF ACADEMICIAN A.A.UKHTOMSKY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бикташева Наталия Николаевна

Статья представляет собой очерк музейно-педагогической и культурно-просветительской работы Мемориального Дома-музея академика А.А.Ухтомского в городе Рыбинске за двадцать пять лет его работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is an essay on the museum-pedagogical and cultural-educational work of the Memorial House-Museum of academician A. A. Ukhtomsky in the city of Rybinsk for twenty-five years of its work.

Текст научной работы на тему «Путь длиной в четверть века (к 25-летию Мемориального Дома-музея академика А. А. Ухтомского в Рыбинске)»

ОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH

КУЛЬТУРОЙ

issn гггг-гьъъ

Электронное периодическое рецензируемое неумное издание

всходит С 2010 гола

К 25-летию Мемориального Дома-музея академика А.А.Ухтомского в Рыбинске

УДК 069-052

Бикташева Н.Н.

Путь длиной в четверть века

Аннотация. Статья представляет собой очерк музейно-педагогической и культурно-просветительской работы Мемориального Дома-музея академика А.А.Ухтомского в городе Рыбинске за двадцать пять лет его работы.

Ключевые слова: музейная педагогика, Мемориальный Дом-музей академика А.А.Ухтомского.

Двадцатого сентября 2015 года исполняется 25 лет со дня открытия в городе Рыбинске единственного в России Мемориального Дома-музея академика Алексея Алексеевича Ухтомского (1875 - 1942) - ученого-физиолога, продолжателя университетской школы, основанной И.М.Сеченовым, автора учения о доминанте как основном системообразующем принципе в поведении человека, определяющем психологическую и нравственную направленность личности. Идеи Ухтомского не просто по-прежнему актуальны, но определяют в XXI веке развитие наук о человеке.

Многоплановость наследия А.А.Ухтомского создала широкие перспективы для планирования и претворения в жизнь образовательных программ и культурно-просветительской деятельности музея, истории этой работы и посвящен очерк.

Музей был открыт в доме на бывшей Выгонной улице, некогда принадлежавшем деду ученого, князю Николаю Васильевичу Ухтомскому, - в котором прошло детство будущего академика. Интерьер гостиной XIX века был воссоздан по воспоминаниям, оставленным Алексеем Алексеевичем. Период его учебы в Рыбинской мужской классической гимназии представлен учебниками, тетрадями с прописями, школьным атласом и альбомом с детскими рисунками, иллюстрирующими жизнь в Рыбинске второй половины XIX века. Есть в собрании и юношеские рисунки периода учебы в Нижегородском кадетском корпусе имени графа Аракчеева.

http://cr-joumal.ru/rus/joumals/355.html&j_id=24

И хотя в музее представлен весь жизненный путь А.А.Ухтомского - так, в другом зале реконструирован рабочий кабинет учёного в Научно-исследовательском физиологическом институте в Ленинграде - но тема детства закономерно определила работу коллектива в области музейной педагогики.

Идея создания дома-музея А.А.Ухтомского в городе Рыбинске родилась ещё в 1950-е годы, когда в Рыбинский историко-художественный музей поступили материалы от ученика Ухтомского А.В.Мацкевича и друга семьи Ухтомских А.В.Берзиной. В последующие годы коллекция существенно пополнилась многочисленными экспонатами и материалами. До открытия музея, во второй половине 1980-х была собрана передвижная выставка, рассказывающая о самом Ухтомском и идее создании музея. Эту выставку сотрудники рыбинского музея-заповедника сделали с целью привлечения в обществе внимания к личности ученого. Выставка еще путешествовала по городу: была в Д.К. Полиграфзавода, в ОКЦ, интернате №2, а затем привезена в школу №5.

В то время это была самая большая школа города Рыбинска (директор Н.А.Лавренова). В школе стали проводиться конференции памяти ученого, на которых ребята выступали с докладами, раскрывающими различные стороны деятельности выдающегося земляка. На конференции в школе часто присутствовал и поощрял памятными подарками ребят, получивших призовые места, депутат Областной думы Евгений Ершов.

Учащиеся приходили в музей не только на экскурсии, но и за консультациями для написания своих докладов. Нужно отметить, что интересной формой работы по освоению наследия А.А.Ухтомского в школе №5 были диспуты для старшеклассников, затрагивающие взгляды ученого и его вклад в науку. Сотрудничество со школой № 5 продолжалось более десяти лет.

Но особенно активно музей сотрудничал с коллективом школы № 19, находившейся рядом с музеем. Педагоги школы принимали участие в сохранении самого здания, особенно после расселения дома в 1986 году. Нужно отметить, что учителем биологии Н.В.Сусловым еще до открытия Дома-музея был создан в школе экологический клуб под названием «Доминанта», в котором ребята знакомились с наследием А.А.Ухтомского. С открытием же музея в 1990 году взаимодействие активизировалось. Школой и Музеем была совместно подготовлена авторская программа «Школа доминанты самосовершенствования личности по Ухтомскому». Ее цель -воспитать в учащихся осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя. Ее главная задача - подготовить выпускника к творческой деятельности на нравственной основе.

Начиная с 1993 года школа №19, совместно с Домом-музеем, начала проводить школьные научные конференции, посвященные памяти академика А.А.Ухтомского. Нужно отметить, что не только старшеклассники, выступающие на конференциях с докладами и получавшие консультации по своим темам, занимались освоением наследия академика А.А.Ухтомского, но и ученики начальной школы. Сотрудники музея выступали на родительских собраниях с целью привлечения внимания к выдающейся личности ученого и значимости открытых им этических

законов: «Двойника», «Заслуженного собеседника» и «Возмездия». В школе был создан экспериментальный класс, получивший название «Класс Ухтомского» (классный руководитель Н.Барабанова), который на базе Дома-музея стал осваивать курс «самосовершенствование личности». Регулярно на музейные занятия приходили и ученики начальных классов, руководимых отличником народного просвещения Жанной Александровной Соколовой. На занятиях, предусматривающих расширение кругозора ребенка и формирование нравственного сознания на основе святоотеческих традиций воспитания, использовались следующие формы работы: чтение вслух тех книг, которые когда-то читал Алексей Ухтомский, знакомство с рисунками и дневниками будущего ученого, рассказ о родословной А.А.Ухтомского, составление своей родословной. Наиболее популярными были тематические занятия по темам «В гостях у княжны Анны Николаевны», «Детство Алеши Ухтомского» и экскурсия «Рассказ о Выгонной улице». Позднее эти занятия легли в основу музейно-образовательной программы для детей «Рыбинский особнячок».

Параллельно со школой №19 музей начал сотрудничать с открытым в городе Рыбинске в 1991 году центром дополнительного образования «Молодые таланты» (тогда организация называлась Рыбинский научно-исследовательский центр). Он был открыт с целью выявления, развития и поддержки одаренной молодежи. Сотрудниками музея совместно с преподавателем Рыбинского авиационно-технологического института, кандидатом технических наук В.М.Садчиковым, была разработана комплексная программа для разновозрастных творческих групп «Воспитание творческой личности на основе научного и гуманитарного наследия академика А.А.Ухтомского». Основной задачей программы было помочь молодому человеку стать личностью, научиться воспринимать другого человека рядом с собой и овладеть навыками научно-исследовательской работы. Программа состояла из 12 семинаров с методическими рекомендациями и списком литературы. Каждый из семинаров был рассчитан на 6-8 занятий с учетом 3-х уровневой подготовки (низкого, среднего, высокого). Целесообразность объединений в разновозрастные творческие коллективы - РТК - (учащиеся школ, студенты, молодые рабочие) при музее обуславливалась тем, что объединение в творческом коллективе способствует формированию более оригинальных и разнообразных путей мышления. Коллективный уклад работы А.А.Ухтомский считал «поистине прогрессивным началом в науке и жизни, поскольку только там, где в самом деле дороже общее дело, весь коллектив приветствует и вынашивает в себе появившиеся внутри его дарования» [1]. Участники творческой группы через знакомство с наследием академика А.А.Ухтомского приобщались к различным областям знаний: биологии, медицине, психологии, этике, литературе, истории и краеведению.

А.А.Ухтомский был представителем великокняжеской династии Рюриковичей, и этот факт без сомнения был интересен для ребят, интересующихся историей. Сотрудники музея даже занялись поисками представителей этого рода, живущих за рубежом, - и они увенчались успехом. Были найдены представители рода во Франции и Австралии.

Внимание членов группы обращалось на тот факт, что в своем гуманитарном наследии А.А.Ухтомский не раз писал о вреде научного авантюризма, заменяющего истинные знания. Для

современных молодых людей очень важно не просто получать рафинированные знания, выдавая их за свои, - необходимо направлять их на самостоятельную деятельность, соблюдая научную этику. На занятия группы приглашали интересных людей: приходили врач Т.А.Серебряков, врач-психиатр В.В.Семенов, доктор философских наук Л.А.Голубева и другие.

Не случайно из творческой группы вышли успешные молодые адвокаты, культурологи, артисты, историки, врачи. Среди них: получивший премию «Золотая маска» актер и режиссер Алексей Смирнов (Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук Марина Гоголева (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук Надежда Михайлова (Санкт-Петербург), адвокаты и юристы Александр Кузнецов и Дмитрий Соватеев, юрист Мария Щенникова, кандидат исторических наук Екатерина Васильева, аспирант университета культуры, специалист по вопросам культуры при правительстве Москвы Татьяна Смирнова и другие.

Главная задача, которая всегда стояла перед сотрудниками музея, заключалась в том, чтобы музей не был пассивным хранилищем вещей, документов, книг и предметов, принадлежавших выдающемуся человеку, а превращался в активную творческую лабораторию по образованию и воспитанию учащихся, с начальной школы и даже детского сада.

С этой целью в 2005 году была разработана и выпущена музейно-образовательная программа «Рыбинский особнячок», о который было упомянуто раньше. Программа, состоящая из 16 занятий, рассчитана на 3-4 года обучения детей от 6 до 9 лет. Она знакомит с нравственным, духовным, историческим опытом поколений, формирует чувства патриотизма, развивает воображение и фантазию, дает представления об обычаях и традициях предков, образе жизни людей в XIX веке. По этой программе педагоги успешно работают до настоящего времени.

За большой вклад в исследовательскую и научно-методическую работу с детьми по освоению наследия академика А.А.Ухтомского коллектив музея в 2009 году был награжден Дипломом Международного института независимых педагогических исследований ЮНЕСКО.

Благодаря плодотворному сотрудничеству коллектива Мемориального Дома-музея с центром дополнительного образования «Молодые таланты» ежегодная городская муниципальная научно-практическая конференция учащихся традиционно стала посвящаться памяти академика А.А.Ухтомского. В нынешнем 2015 году состоялась 22-ая конференция, которая проходит теперь на базе Авиационно-технологического университета им. Соловьева. Помимо школьников, в ней участвуют студенты городских колледжей, а работу секций возглавляют ученые университета. Сотрудники музея всегда принимают участие в работе секции исторического краеведения. Между авиационным колледжем, являющимся подразделением института, и мемориальным Домом-музеем А.А.Ухтомского уже более 10 лет существует договор о сотрудничестве.

В течение почти 25 лет рыбинские школьники и студенты Ярославского, Петербургского и Московского университетов обращались к наследию А.А.Ухтомского в своих докладах, курсовых, дипломных работах и кандидатских диссертациях, получая консультации в Мемориальном Доме-

музее. Среди рыбинских школьников и студентов - большое число участников не только городских и областных научных конференций, но и российских. Это конференции в Обнинске, Москве, Ярославле: «Юность, наука, культура», «Научный потенциал XXI века», «Шаг в будущее» и др.

Однако надо постоянно думать о том, чтобы музей был не только институтом социальной памяти, также был посещаем горожанами и гостями города. С целью привлечения в Дом-музей посетителей с 2003 года начал функционировать выставочный зал. За последующие годы в стенах музея А.А.Ухтомского прошло 70 исторических, художественных и декоративно-прикладных выставок. Была проведена серия выставок, посвященных рыбинцам XIX - начала XXI века разных профессий: предпринимателям, врачам, учителям. Также выставка по истории Рыбинского научного общества, приуроченная к 100-летию его создания; выставка в связи с 20-летием создания центра «Молодые таланты» и его сотрудничеством с музеем; выставка к 20-летию Дома-музея академика А.А.Ухтомского.

Но все-таки больше было художественных выставок, и две из них были связаны с именем Ухтомского. Это выставка Виктора Горюнова, работавшего художником-оформителем музея в 1990 году, «По дорогам академика Ухтомского». Горюнов представил посетителям места, связанные с жизнью А.А.Ухтомского, как в Рыбинске, так и в Петербурге. Вторая выставка -художника-любителя Сергея Михайловича Бадаева, человека, знавшего А.А.Ухтомского еще подростком. Его мать Евлампия Ивановна в конце 30-х годов присматривала за домом Алексея Алексеевича по его просьбе. Вместе с сыном они в 1932 году были в Ленинграде в гостях у Ухтомского, и тогда ученый заметил способности мальчика к рисованию и даже предписал матери оставить сына у него с целью определить в художественное училище. Из-за тяжелого материального положения семьи этому не суждено было случиться.

На персональной выставке Бадаева посетители музея увидели много работ посвященных А.А.Ухтомскому, большую часть из которых Сергей Михайлович подарил музею.

Выставочная деятельность Мемориального Дома-музея стала темой дипломных работ студенток Рыбинского Авиационно-технологического университета, кафедры социально-культурных технологий и туризма, Юли Кувшинниковой и Анны Белясевой.

С 2008 года музей сотрудничает с Ярославским Рериховским обществом. Плодами взаимодействия стали четыре выставки, знакомящие с творчеством Николая и Святослава Рерихов. Сотрудники Рериховского общества приезжали с лекциями, а его член журналист и музыковед Л.Янковская написала большую статью о деятельности музея в российском общественно научном и художественном журнале «Культура и время» №1 за 2011 год.

За 25 лет работы музей подготовил 3 буклета и один набор открыток, рассказывающих о жизни и деятельности А.А.Ухтомского. Сотрудники музея, помимо статей в местной прессе, имеют научные публикации в изданиях Института развития образования (ИРО) (г. Ярославль) по линии

Международной академии наук педагогического образования, а так же в сборниках «Золотаревских чтений», журнале «Рыбная Слобода», изданиях Рыбинской и Углической епархии.

И вновь обращаясь к школьной музейной педагогике, необходимо отметить, что наиболее успешным было сотрудничество со школой №19, которая с 2003 года стала носить имя Ухтомского. Школа долгое время была региональной и федеральной площадкой по организации самовоспитания учащихся на основе наследия А.А.Ухтомского по технологии профессора Г.Н.Селивко (г. Ярославль, Институт развития образования). Курс по программе «Самосовершенствование личности» под руководством Г.К.Селивко объединил теоретические идеи формирования устойчивых доминант и идеи саморазвивающего обучения, что позволило успешно внедрять их в учебно-воспитательный процесс. В специальном курсе «Самосовершенствование личности по Ухтомскому» через учебные процессы, внеклассную, кружковую и научно-исследовательскую работу учащихся им прививались навыки самопознания, самовоспитания, самообучения, самореализации. Технология Г.К.Селивко привлекла учителей не только актуальностью идей, но и как завершенная программа действий, обоснованная научной и доступной теорией, снабженной методическим аппаратом и практическим тренингом [2].

Эту технологию взяла под свое «научное крыло» Международная академия наук педагогического образования (МАНПО). В результате к 2005 году 23 школы страны получили Дипломы о статусе федеральной экспериментальной площадки МАНПО. К тому времени было еще около 130 кандидатов на этот статус. Необходимо сказать, что школа №19 им. Ухтомского была первой экспериментальной площадкой МАНПО и успешно работала в этом направлении почти 20 лет. К сожалению, объединение школ №19 и №32 на некоторое время прервало этот процесс. В настоящее время в городе школы под №19 не существует, школа № 32, получившая имя А.А.Ухтомского в 2010 году, только начала осваивать наследие академика А.А.Ухтомского и заниматься по технологии Г.Н.Селивко.

Вместе с тем, в г. Рыбинске по данной технологии занимается гимназия №8, гимназия №18, в Рыбинском районе - Арефинская и Октябрьская средние школы. В целом, в России и странах ближнего зарубежья более 1000 школ занимаются освоением наследия акад. А.А.Ухтомского по технологии Г.К.Селивко.

Таким образом, сотрудничество с институтом развития образования, в первую очередь, в лице Германа Константиновича Селивко, Ольги Юрьевны Соловьевой, Ольги Ефимовны Хабаровой позволило привлечь к наследию А.А.Ухтомского внимание большого числа педагогов.

Начиная с 2000 года, 25 июня, в день рождения А.А.Ухтомского, учителя школ города и района, преподаватели колледжей и техникумов собираются на семинары и конференции, которые проводятся музеем совместно с ИРО на базе Арефинской школы при поддержке Арефинской сельской администрации. В 2015 году в Арефине состоится 10-я, юбилейная конференция, посвященная 140-летию со дня рождения А.А.Ухтомскому.

Необходимо отметить, что в Арефинской школе, с которой уже много лет у музея заключен договор о сотрудничестве, ведется конкретная работа по изучению исторического прошлого сельца Вослома и усадьбы князей Ухтомских, исследуется флора и фауна края, определяется современное состояние усадебного парка, воссоздается его план и даже чистится усадебный пруд.

Объединенными усилиями Арефинской школы, мемориального дома-музея и школы им. Ухтомского была создана программа «Возрождение земли Ухтомского», направленная на создание единого культурно-образовательного и исторического пространства, на формирование имиджа территории. Она включает в себя, элементы музея, образовательного учреждения, клуба, выставочного зала, гостиницы, базы отдыха и т.д. Еще в 2005 году на средства президентского гранта, выигранного музеем, на месте усадьбы «Вослома», что в 5 км от села Арефино, была установлена памятная плита, гласящая, что 13 (25) июня в усадьбе родился будущий выдающийся ученый. В программе намечено построить на месте бывшей усадьбы «Дом отдыха и творчества ученых России». Студентами-выпускниками Полиграфического колледжа был сделан макет усадьбы в масштабе 1:50; студентами лесного техникума Анной Зудовой и Александром Ивановым были проведены исследования усадебного парка, анализ таксонометрического состава флоры. Эти труды вылились в дипломные работы «Прошлое, настоящее и будущее усадьбы "Вослома"» и работу по городской усадьбе князя Николая Васильевича Ухтомского, с предложениями по ее озеленению. В результате студентами был сделан и реализован проект озеленения охранной территории Дома-музея академика А.А.Ухтомского.

Администрацией Арефинского сельского поселения была отмечена практическая значимость программы «Возрождение Земли Ухтомского», и в Генеральном плане Арефинского поселения территория усадьбы Ухтомских (5 га) была зарезервирована как особо охраняемая природная территория с целью использования для реализации программы.

Нужно отметить, что часть этой большой программы реализована на средства президентского гранта, данного «на осуществление проекта по распространению гуманитарного наследия академика А.А.Ухтомского». Архитектором О.Б.Протасовой был разработана «Концепция развития музейно-образовательного комплекса имени Ухтомского»; сделана, с приобретением оборудования, передвижная выставка «Ухтомский и Рыбинск»; был разработан экскурсионный маршрут «По дорогам академика А.А.Ухтомского»; выполнен проект «Дома Заслуженного Собеседника» на охранной территории Мемориального Дома-музея (архитектор В.Семенов) и др.

Наша программа была замечена и одобрена академиком В.Зинченко, академиком В.Новиковым, академиком РАО А.Батуевым, депутатом Государственной Думы А.Грешневиковым. В период с 2009 по 2011 годы творческий коллектив (Н.Н.Бикташева, В.А.Озеров и М.В.Краюхин) были награждены национальной премией «Культурное наследие» и дипломами за организацию волонтерского движения по восстановлению, изучению и популяризации усадьбы князей Ухтомских в Арефинском сельском поселении Ярославской области. Приказом министра культуры Авдеева все участники получили звание лауреатов национальной премии «культурное

наследие» от фонда «Возрождение русской усадьбы при поддержке Министерства Культуры РФ и правительства города Москвы».

Безусловно, мемориальный музей является институтом социальной памяти, но в XXI веке его задача не только сохранять наследие, но и расширять границы самого музея. Программа «Возрождение Земли Ухтомского» позволяет это сделать.

Сегодня само здание дома-музея, купленного дедом будущего ученого князем Н.В.Ухтомским в 1867 году, нуждается в серьезной реставрации. После которой нужно воссоздать в нем обстановку XIX века, т.е. сделать музей по-настоящему мемориальным. А современную экспозицию, рассказывающую об А.А.Ухтомском и его открытиях, разместить во вновь построенном на «музейной» земле доме, в «Доме Заслуженного Собеседника». Здесь же должна разместиться библиотека А.А.Ухтомского, в настоящее время в ней более 900 книг. Безусловно, книги с пометками на полях нужно перенести на электронные носители.

По проекту архитектора В.Семенова в музее нового типа запланирован зал заседаний, а в цокольном этаже - небольшая гостиница для приезжающих исследователей. В проекте архитектора О.Протасовой на охранной территории музея предусматривается установка памятника А.А.Ухтомскому.

До полной реализации программы «Возрождение Земли Ухтомского» еще далеко, поскольку необходимое финансирование возможно получить лишь путем включения программы в план социального развития Ярославской области, а может быть, и при условии включения в федеральную программу.

Сотрудники музея руководствуюся словами А.А.Ухтомского: «Заглядывая в будущее мы строим далекий проект <...> нужно уметь достигать цели несмотря ни на что <...> не переставая, повторяя неоднократно библейское правило «будь что будет, а делай, что надобно» [3].

Сохранение и преумножение духовного, исторического и культурного наследия России - одна из ведущих задач современного общества, во многом определяющая прогресс его развития. Важнейшую роль в этом процессе играют и Мемориальные музеи, работа которых направлена не только на сохранение памяти о великих сынах России, внесших свою лепту в ее процветание, но и на передачу культуры, духовных и нравственных ориентиров будущему поколению.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Соколова Л.В. Этические воззрения А.А.Ухтомского. - Рыбинск: Рыбинская городская организация общества «Знание», 1989. - 17 с.

[2] Технология саморазвития личности А.А.Ухтомского - Г.Н. Селевко. По материалам международной научно-практической конференции. Ярославль. - М., 2005. - 122 с.

[3] Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. - 576 с.

© Бикташева Н.Н., 2015. Материал поступил в редакцию 10.08.2015.

Бикташева Наталия Николаевна,

заведующая отделом,

Мемориальный Дом-музей академика А.А.Ухтомского (Рыбинск)

Biktasheva N.

The path of a quarter century length

Abstract. The article is an essay on the museum-pedagogical and cultural-educational work of the Memorial House-Museum of academician A. A. Ukhtomsky in the city of Rybinsk for twenty-five years of its work.

Key words: museum education, Memorial house-museum of academician A.A.Ukhtomsky (Yaroslavl region, Rybinsk).

Biktasheva Natalia Nikolaevna,

Head of Department,

Memorial house-museum of academician A.A.Ukhtomsky (Yaroslavl region, Rybinsk)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.