УДК 94(470.25)"18/19"(036)
Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2014. Вып. 3
Е. А. Зонтова
«ПУШКИНСКИЙ УГОЛОК» В ПУТЕВОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XIX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.
Путеводная литература по «Пушкинскому уголку» как важный исторический источник обладает бесценным качеством: она помогает восстановить в воображении читателя-экскурсанта полуразрушенный или разрушенный памятник. Путеводители хранят в описаниях и изображениях конкретные факты о многих не дошедших до нас достопримечательностях, помогают полнее, в отдельных деталях, представить исторический путь заповедника. В работе ставится цель охарактеризовать путеводную литературу, найти структурные особенности, характерные для жанра, выявить научно-методическую основу путеводителей. Исследование затрагивает период с возникновения первых путевых заметок по пушкинским местам до создания полноценных путеводителей по Государственному заповеднику «Пушкинский уголок». Библиогр. 15 назв.
Ключевые слова: «Пушкинский уголок», путевые заметки, Михайловское, государственный Пушкинский заповедник, путеводитель.
E. A. Zontova
"PUSHKINSKIJ UGOLOK" IN GUIDING LITERATURE OF THE LATE XIX — FIRST HALF OF XX CENTURY
"The Pushkinskij Ugolok" guiding literature, as a significant historical source, possesses a priceless quality: it helps to recall the dilapidated or destroyed monument in a reader's and sightseer's imagination. The guide-books keep in its descriptions and images the specific facts about lots of lost places of interest; the guide-books help to imagine the historical way of the Reserve in the separate details and entirely. In the article the guiding literature is characterized, the structural peculiarities that are typical for this genre are found and the methodological basis of the guide-books is revealed. The main part of the research is devoted to the period from the beginnings of the first Pushkin places travel notes till the creation of the full-fledged guide-books of the Pushkin State Reserve "The Pushkinskij Ugolok". Refs 15.
Keywords: The Pushkinskij Ugolok, travel notes, Mihailovskoe, Pushkin State Reserve, a guidebook.
«Пушкинским уголком» во второй половине XIX — первой половине ХХ в. назывался современный Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское». Пушкинский заповедник был открыт в 1922 г., но его история началась задолго до этого. Усадьба «Михайловское», родовое имение А. С. Пушкина, приобрела известность после пребывания в ней ссыльного поэта в 1824-1826 гг. «Пушкинский уголок», привлекший внимание к себе после смерти поэта, существенно изменялся в последующее время. В нем жил сын поэта Г. А. Пушкин, здесь устраивалась колония для престарелых писателей. В годы советской власти в Михайловском были не редки пожары.
Не стремясь рассказать историю пушкинских мест, обратимся к путеводной литературе — документальному свидетелю прошлого заповедника. Рассказ о путешествии является одной из древнейших форм литературы. На Руси с XI в. существовал
Зонтова Eвгения Александровна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Российская Федерация, 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21; [email protected]
Zontova Evgeniia A. — post graduate student, St. Petersburg State Economic University, 21, Sadovaya ul., St. Petersburg, 191023, Russian Federation; [email protected]
жанр древнерусских «хождений» («Хожение игумена Даниила», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина). Путевой очерк прошел долгий путь становления и развития, показав себя как жанр гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям.
В XIX в. к очерковому жанру прибегали многие известные русские писатели — А. С. Пушкин, А. Н. Радищев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский и др. Именно путевой очерк может соединять воедино элементы истории, статистики, естественных наук. В нем могут быть высказаны взгляды по тем или иным вопросам политики, рассказано о личных приключениях, чувствах и мыслях, столкновениях с встреченными людьми. Автор такого очерка в любой момент может остановить естественный ход повествования, связанный непосредственно с путешествием, и вставить в произведение лирическое отступление.
К жанру путеводной литературы по «Пушкинскому уголку» можно отнести в дореволюционный период путевые очерки и заметки, воспоминания о путешествиях, путеводные записки, а с образованием заповедника и путеводители, более официальное издание.
Путеводитель всегда находил своего читателя, но наибольшую популярность он приобрел после образования Государственного заповедника «Пушкинский уголок». И какое бы название он ни носил («галлерея видов», «спутник», «альбом-путеводитель», «руководство при экскурсиях»), значение слова «путеводитель» сохранялось: книга, сопровождающая читателя в пути, рекомендующая ему маршрут познавательной прогулки.
Общеизвестно, что книга не подвластна времени. Иногда высказывается мнение, что путеводитель составляет исключение. Ведь в наш динамический век срок его практической службы кажется очень коротким. С изменениями внешнего облика и территориального состава памятных мест некоторые данные в путеводителях со временем устаревают. Но, утратив утилитарное значение, путеводитель приобретает другое, не менее важное — становится документом эпохи, важным историческим источником, который доносит до нас атмосферу того, что «было стерто с лица земли безжалостным временем». Путеводители хранят в описаниях и изображениях конкретные факты о многих не дошедших до нас достопримечательностях, помогают полнее, в отдельных деталях, представить исторический путь заповедника.
Как ни парадоксально, авторами первых путеводителей стали не обитатели пушкинских мест, «знатоки их достопримечательностей», а те, кто менее всего был осведомлен об этом — путешественники, приезжавшие почтить память великого поэта. Действительно, потребности в путеводителях по всей стране у людей, редко покидавших привычные места, еще не было. Да и восприятие исторических и художественных достопримечательностей, требующее определенного уровня культуры, было иным. Между тем рассказ о пушкинских местах Псковской губернии имел спрос среди высокообразованных людей. Источники, которыми пользовались путешественники, не всегда отличались надежностью [1, с.6], а личные впечатления были достаточно основательны и глубоки. И тем не менее те сочинения, в которых «странствующие очевидцы» руководствовались стремлением добросовестно передать впечатления об увиденном читателю, составили заметную страницу в истории путеводителей по пушкинским местам.
Наиболее полные и интересные сведения о пушкинских местах содержатся в сочинениях конца XIX — начала XX в. В. П. Острогорского, К. К. Случевского, П. Южного, а также М. Гаррис.
«В летние месяцы 1884, 1885, 1886, 1887 и 1888 годов я имел счастье сопутствовать Великому Князю Владимиру Александровичу в его путешествиях по северу и западу России» [2, с.1], — так начинается рассказ путешественника К. К. Случевского. Это один из видов путевого очерка того времени. К. К. Случевский описывает нелегкий путь в Святогорский монастырь, где похоронен А. С. Пушкин; касается его истории: «Святогорский монастырь, находящийся в 108 верстах от Пскова, возник только во второй половине XVI века, на, так называемых, Синичьих горах, и известен всей России потому, что приютил останки Пушкина» [2, с.104]. Автор дает довольно подробное описание монастыря, его ограды, рассказывает об основных доходах, которые приносят две местные ярмарки, о ежегодных панихидах по А. С. Пушкину. Познакомив читателя с историей, бытом и традициями Святогорского монастыря, он преднамеренно не дает «какую-либо характеристику Пушкина в путевом очерке — это не имело бы значения» [2, с.104] .
Вечер этого дня, полного впечатлений от пребывания в Святогорском монастыре, был проведен путниками в Михайловском, у сына великого русского поэта — Григория Александровича Пушкина. «В любезной беседе хозяина и хозяйки время к ночи подошло очень быстро; воспоминаниям о Пушкине отведено было, конечно первое место» [2, с.104]. К. К. Случевский обращает внимание на оформление меню обеда, где было изображено Михайловское времен А. С. Пушкина. Несмотря на то, что дом, приютивший путников на ночлег, был построен в 1860-е годы, некоторое сходство в общем его расположении с усадьбой поэта сохранилось: посредине длинный одноэтажный дом, с обеих его сторон два небольших флигеля. Перед домом осталась круглая куртина. Из вещей А. С. Пушкина сохранились кресло, ятаган, подаренный ему на Кавказе графом И. Ф. Паскевичем, и четыре бильярдных шара. По мнению К. К. Случевского, вид с балкона в ясный день очарователен: «От дома вниз идет ступеньками терраса; широкая долина развертывается перед глазами верст на шестнадцать, ее обрамляют далекие, поросшие лесом холмы; глубоко внизу течет по зеленому лугу синяя река Сороть; вправо и влево совсем близко блещет по одному озеру. Говорят, что простой народ не знает, а называет его Зуево» [2, с.107].
Путевой очерк К. К. Случевского оказал влияние на многих путешественников, писавших о пушкинских местах позднее, и, в частности, на известного литератора В. П. Острогорского, результатом чего стал выпуск альбома «Пушкинский уголок» [3]. У составителя этого издания и художника, академика Василия Максимовича Максимова появилась идея съездить летом «в те места, которые так любил поэт, где он так много жил и перечувствовал, где за два года ссылки в Михайловском, так расцвел и окреп его дивный гений и где, наконец, в Святогорском монастыре, в уготованной им самим могиле, покоится его прах» [3, с.1]. Путешественникам хотелось самим повидать эти дорогие каждому русскому места; узнать, хранится ли здесь память поэта, жив ли еще кто-нибудь из знавших его, знает ли его грамотный народ, как содержится могила А. С. Пушкина, — словом, интересно было посмотреть, «каков этот "уголок земли" теперь, так сказать, накануне столетия рождения поэта и через 61 год после его роковой смерти» [3, с.1].
Результатом поездки, о которой рассказывает В. М. Максимов в заключении книги, явился ряд авторских работ: снимков, этюдов и рисунков. «В предположении, что ввиду наступающего чествования столетия Пушкина, может быть, небезынтересно было бы русской публике иметь в руках такой сборник, где нашли бы себе место, как относящиеся до "Уголка" рисунки и этюды, так и важнейшие биографические сведения о пребывании и отношениях Пушкина к этому уголку, а также и о его обитателях и гостях» [3, с.2].
В 1898 г. в периодической печати часто указывалось, что через год, 26 мая 1899 г., наступает 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина. В газетах появились напоминания о знаменательном юбилее великого русского поэта, который стал своеобразным юбилеем всей нашей художественной народной литературы. Было принято решение об академическом издании сочинений А. С. Пушкина. Псковское земство и дворянство «стали подумывать» о приобретении села Михайловского в собственность, — словом, русское общество стало мало-помалу готовиться к предстоящему культурному торжеству.
Через год в одном из выпусков газеты «Приднепровский край» за 1899 г. писатель П. Южный рассказывал о своей поездке в Пушкинские Горы по случаю 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина: «А что это так много едет к Пушкину? Что это он сделал, что заслужил такую память?» — спрашивал писатель ямщика. «Стало быть, чин какой большой имел, — отвечал ему ямщик, — значит, и почет ему». Другой ямщик, человек лет сорока пяти, отвечал на этот же вопрос: «Сказывают, стало быть, Пушкин книжки умные сочинял. Господа читали и, стало быть, теперь панихиду отправлять будут» [4, с.1-2]. Писатель, насколько был в силах, ясно, просто и толково постарался разъяснить ямщикам — за что чествуют А. С. Пушкина, кто он был и что делал. Еще много раз в Святых Горах, в Михайловском, в Тригорском, в других местах путешествия ему приходилось убеждаться, что А. С. Пушкин у себя на родине плохо известен «крестьянскому люду».
О пушкинских местах начала ХХ столетия мы узнаем из сочинений П. П. Семенова [5, с.316] и П. Г. Соболева [6, с.93], которые дают достаточно полную информацию по исторической географии этих мест: «В 22 верстах от Новгородки расположено село Табаленец с населением около 450 человек, и при нем Святогорский мужской монастырь. Селение и монастырь расположены в красивой, холмистой местности, при озере Табаленец; монастырь стоит на горе, в прежнее время известной под именем Синичьей, а по построении монастыря — Святой. Основан монастырь в XVI в. по повелению царя Ивана Грозного, по случаю явления чудотворной иконы Божьей Матери; в нем теперь две церкви: одна на горе — Успения Богородицы, построенная в начале XVII в., а другая под горою — св. Николая, основанная в 1780 г. В монастыре покоится прах А. С. Пушкина» [5, с.316].
Подробное описание «Пушкинского уголка» 1910-1920-х годов оставила путешественница М. Гаррис. Она несколько раз побывала здесь. Широко образованная, Гаррис отличалась наблюдательностью и эмоциональностью, что помогало ей расположить к себе читателя. Ее сочинение «Уголок Пушкина с фотографическими снимками» вышло в 1923 г. Вот что увидела автор во время поездки сюда в 1914 г.: «Усадьба продана была сыном поэта Г. А. Пушкиным, родовое гнездо опустело. Михайловское во многом переменилось, и перемены эти неприятно поражают взгляд. Надо думать, что во время изгнанничества Пушкина здесь не было
ни этих старательно расчищенных дорожек, ни подстриженных деревьев в куртинах. Все это "благоустройство", напоминающее с иголочки новенькую усадьбу, построенную по плану современного хозяина, на развалинах старого "дворянского гнезда" — совершенно не вязалось с представлением о прежней усадьбе поэта, "калиткой ветхою, с обрушенным забором", с шаткими ступеньками на крыльце, с неотопленным из-за экономии дров домом по зимам... Не умеем мы хранить наших заповедных уголков: или доведем все до такого разрушения, что только один "лопух вырастет" или переусердствуем не в меру. Так было и с Михайловским: вовремя ничего не взяли на хранение, а потом спохватились и начали воздвигать во славу Пушкина какие-то нелепые постройки, подстригать деревья, округлять клумбы» [1, с.95-97].
Говоря о Михайловском, автор не могла не вспомнить о жизни здесь А. С. Пушкина, о той роли, которую сыграла старая вотчина Ганнибалов в творчестве и в истории развития «величайшего нашего гения». Не задаваясь целью писать самостоятельное исследование на тему «Пушкин в Михайловском», она позволила себе в ограниченных рамках очерка дать беглый обзор двухлетнего пребывания поэта в его родовой усадьбе и его связи с нею вообще, основываясь на имеющихся в пушкинской литературе материалах по этому вопросу и письмах самого поэта.
В 1911 г. в Михайловском была устроена колония для престарелых литераторов. М. Гаррис писала о ней: «"Колония для литераторов", "музей" — на расстоянии все это звучало очень внушительно, но на деле оказалось, что, несмотря на прекрасное оборудование помещения и других приспособлений для колонии, таковой в сущности и не было. Из "литераторов" в Михайловском жила одна только В. В. Починков-ская, бывшая когда-то секретарем редакции в "Гражданине" у Достоевского. Нужда привела ее сюда. Две другие обитательницы никак, казалось бы, не могли быть связаны с колонией имени Пушкина. В. В. Починковская объяснила мне, что никакой организации в Михайловском нет. Членам колонии даются стол и помещение, и этим все и ограничивается. Колония была открыта за год перед тем, и за это время никто из почитателей Пушкина не приезжал, ответственное лицо в ней не живет, и поэтому неудивительно, что старушки, заброшенные и забытые в глуши, были напуганы моим появлением, не зная, имеют ли они какое-нибудь право допускать посторонних посетителей, так как сама возможность паломничеств в имение поэта, видимо, никак не предусматривалась» [1, с.56].
Облик Михайловского второго десятилетия ХХ в., созданный путешественницей М. Гаррис, свидетельствует о том, что усадьба отстроилась заново после пожара 1908 г. Дом был восстановлен, позже здесь обосновалась колония для престарелых литераторов, а в 1911 г. был устроен музей. Опыт использования усадьбы оказался не очень удачным. Все эти события наложили отпечаток на облик Михайловского.
Возвращаясь к восстановленному дому поэта и комнате, служившей кабинетом А. С. Пушкину, М. Гаррис пишет: «Представьте: большой дубовый письменный стол с красным сукном самого новейшего образца, диван и кресла "под старину" и несколько стульев. К устройству этого музея не было приложено ни знания, ни любви к делу, ни самой элементарной добросовестности. Но если местный Пушкинский комитет при всем своем усердии не мог ни до чего лучшего додуматься, кроме малинового дерева и венских стульев, то наши "присяжные пушкинисты" должны были как-то вмешаться в это дело...»[1, с.103].
Не существует более эмоционального и одновременно скептического путевого очерка этого времени, чем «Уголок Пушкина.» М. Гаррис. Она впервые обнаружила те изъяны, о которых кроме посетителей усадьбы никто знать не мог, впрочем, и посетителей, как мы уже убедились, здесь почти не было. В каком еще путеводителе можно встретить подобные слова: «Из музея спешишь скорее уйти.» [1, с.105]. Уже позднее читатель начинает понимать, что автор стремится к природе, которая осталась неискаженной. «Стоит только отойти в сторону от разукрашенной усадьбы, как "минувшее объемлет живо". Оно живет в великолепной старинной аллее, современнице поэта, в старинном фруктовом саду, в густом, темном от разросшихся сосен и елей, парке, в красавице Сороти, на берегах озера, на его зеркальной поверхности. Эта картина не изменилась до сих пор» [1, с.105-106].
В сочинение М. Гаррис включен ряд фотографий, сделанный ею во время путешествия в 1914 г. и в целом подтверждающий ее негодование по поводу устроенного в усадьбе музея.
В разные периоды совершались путешествия в «Пушкинский уголок». Связаны они были с паломничествами к «святым местам» — в «Михайловские рощи», в Три-горское и Святогорский монастырь. Вызывались они и историко-литературными задачами — найти какую-нибудь до сих пор не известную деталь из жизни поэта, изучить по сохранившимся следам обстановку, его окружавшую, людей, с которыми он общался, — одним словом, раскопать и принести еще один кирпичик для того огромного здания, которое называют теперь «наукой о Пушкине». Из очерков «Пушкинского уголка» составилось направление литературы, в которое вошло множество разнообразного материала, начиная с самостоятельных научных исследований, как, например, обследование и опись библиотеки в Тригорском [7], и заканчивая путевыми заметками и впечатлениями, в текст которых авторы вводили не имеющий никакого отношения к А. С. Пушкину бытовой материал, в виде сценок в вагоне и разговоров с ямщиками.
Литература эта, включающая в себя множество фактов, неправдоподобных историй и повторяющихся подробностей вроде бесед с «пушкинскими стариками и старухами», изложенных в разных вариантах многими авторами, которые «гонялись за "стариками", пока те не вымерли» [1, с.6], должна была быть когда-нибудь пересмотрена и собрана в одно целое. Этим и будут охарактеризованы последующие десятилетия.
Впрочем, с изучением «следов Пушкина» в родных его местах к началу 1920-х годов было покончено. Совсем плохо сберегаемый уголок поэта к тому времени совсем погиб. В 1918 г. постройки в обеих усадьбах, в Михайловском и Тригорском, были сожжены, парки если не совсем, то в значительной степени вырублены. О том, удалось ли во время разгрома усадеб что-нибудь спасти, никаких сведений не поступало. Не было сведений и о том, в каком состоянии находились в Успенском Свято-горском монастыре могила поэта и намогильный памятник.
Государственным Пушкинским заповедником «Пушкинский уголок» стал в 1922 г. Это событие полностью совпадает со временем появления первых путеводителей по пушкинским местам. Предшествующие путевые заметки — художественный жанр, восходящий к описанию путешественником облика увиденных им мест. На формирование этого жанра, как мы могли убедиться выше, влияли путевые записки самих путешественников, различные легенды, истории, услышанные
во время поездок, а также мнение автора и его впечатления. Путеводителем же автор «Словаря русского языка» С. И. Ожегов называет справочную книгу, содержащую сведения о каком-либо месте, где мнение автора и его впечатления выражаются лишь «в советах к путешествию» [8, с.516]. Подобное издание не является рассказом о посещенном автором месте, оно содержит справки и указания, которые смогут помочь читателю, и прежде всего будущему туристу, «ориентироваться среди наблюдаемого и обозреть все, что следует» [9, стб.1077].
Изменения, произошедшие в литературном жанре, используемом при описании пушкинских мест, отнюдь не случайны. Они непосредственно связаны с превращением в 1922 г. «Пушкинского уголка» в Государственный заповедник. Это знаменательное событие оказало заметное влияние на дальнейшую судьбу усадьбы в Михайловском и литературы о ней. С 1922 г. стала осуществляться тщательная охрана заповедной усадьбы и парков. Небольшой коллектив молодого музея, возглавляемый В. М. Никифоровским, приступил к научно-экспозиционной и экскур-сионно-массовой работе. Начала функционировать первая экскурсионная станция. За первые два десятилетия существования заповедника государство затратило на его охрану, изучение и реставрацию большие суммы. «Пушкинский уголок» превратился в богатый коллекциями музей, крупное научное и культурное учреждение.
В литературе возрос интерес к «Пушкинскому уголку». Появлялись первые путеводители, публикации в сборниках, журналах и газетах. Сюда приезжали с творческими командировками известные писатели, художники, ученые, многие из которых стали авторами первых путеводителей по заповедным местам. В их числе писатель П. Г. Соболев, исследователи-пушкинисты Ф. А. Васильев-Ушкуйник, П. М. Устимо-вич и А. К. Гладкий, а также сотрудники музея-заповедника «Пушкинский уголок» О. Ломан и А. Гордин.
Путеводители 1922-1941 гг., сугубо справочные издания, отличались от путевых заметок конца XIX — начала XX в., рядом характерных черт, вызванных особенностью жанра. Путеводитель, как и любая справочная книга, имел свои определенные признаки, структуру, цели и задачи. Ниже будут рассмотрены основные из них.
СТРУКТУРА ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО ПУШКИНСКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ (1922-1939 гг.)
I. ОПИСАНИЕ ДОРОГИ ДО ЗАПОВЕДНИКА И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ В ЕГО ПРЕДЕЛАХ
Одним из первых вопросов, возникающих при организации экскурсии в Пушкинский заповедник, становится проблема, «как добраться и где поселиться».
«Пушкинский уголок» Псковской губернии, усадьбы Михайловское, Тригор-ское, Петровское и Святогорский монастырь, по словам А. Гордина, «выпали из поля зрения, прежде всего, из-за их отдаленности от центра» [10, с.3]. Первая четверть XX в. подарила России новые железнодорожные пути, сделавшие экскурсии в пушкинские места более доступными, но все еще трудными.
Большинство путеводителей этого времени предлагают экскурсантам способы решения этой проблемы в виде «Рекомендуемых маршрутов экскурсий и туристских походов в пушкинские места». В путеводителе А. К. Гладкого 1931 г. дано несколько подобных маршрутов [11, с.55].
Описывая первый маршрут, А. К. Гладкий предлагал отправиться не по железной дороге, а по большому «массированному тракту» (бывшему Варшавскому шоссе), добраться до Луги. Маршрут представлялся очень сложным из-за отсутствия экскурсионного транспорта. Например, по Пскову предлагалось передвигаться следующим образом: «С вокзала трамваем через Пролетарский бульвар нужно доехать до Некрасовской улицы, а затем влево по этой улице пройти пешком до Георгиевского спуска, где необходимо переехать р. Великую.» [11, с.56]. Возможным представлялось путешествие на поезде из Ленинграда через Псков до станции Тригорская, где всегда можно было найти подводу, которая доставляла экскурсантов в Пушкинские Горы на экскурсионную станцию. Путешествие между селами музея-заповедника предлагалось совершить пешком, поэтому огромную роль в путеводителе играют описания местности, указания, где и куда свернуть. Автор путеводителя советует экскурсантам и туристам, отправляющимся в пушкинские места, внимательно ознакомиться с приложенной к путеводителю картой маршрутов и выбрать тот самый путь, по которому проезжал А. С. Пушкин.
В путеводителе «Пушкинские уголки Псковской губернии» Ф. А. Васильева-Ушкуйника «в помощь экскурсантам» помещалось расписание поездов, следующих из Москвы и Ленинграда [12, с.8]. Важную роль автор путеводителя отводил вопросу проживания в заповеднике, так как экскурсия была рассчитана на несколько дней из-за обилия музейных объектов: «Экскурсионная база рассчитана на 30 человек и дает за 1 рубль в течение 3 дней полное содержание (кроме простынь, подушек и одеял). Во избежание неудобств, необходимо приблизительно за 2 недели сообщить количество экскурсантов и время предполагаемого выезда, адресуя на имя заведующего заповедником "Пушкинский уголок" Василия Митрофановича Никифо-ровского в Святые Горы Псковской губернии» [12, с.71].
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В связи с растущим интересом к заповеднику авторы путеводителей снабжали его описания историческим вступлением. Часто вступление называли «Прошлым и настоящим Пушкинского заповедника». Здесь приводились сведения о предках поэта, проживавших на этой территории, о жизни самого А. С. Пушкина в родовом имении и о дальнейшей судьбе этих мест, включая возникновение здесь Государственного музея-заповедника «Пушкинский уголок». Однако основное содержание путеводителей составляли описания памятных мест и достопримечательностей. Можно сказать, что это первые специализированные путеводители, рассчитанные, как и большинство современных изданий этого жанра, прежде всего на осмотр заповедника.
Описания путешественников, путевые заметки конца XIX в. не имели каких-либо структурных особенностей. Они не являлись в полной мере справочной литературой, так как во многом сведения о пушкинских местах их авторы получали не
из официальных источников, а часто комментировались ими самими. Содержание путевых заметок, как упоминалось, включало массу отступлений, отражающих впечатления автора. При этом путешественник не всегда имел возможность «повидать» все усадьбы, исторически связанные с именем А. С. Пушкина в Псковской губернии, и рассказать о них в путевом очерке.
Авторы первых путеводителей по Пушкинскому заповеднику 1922-1941 гг., имея больше возможностей, сведений и информации, по-новому подошли к материалу и излагали его в соответствии с исторически сложившейся планировкой заповедника. В то время он делился на четыре части — село Михайловское, село Тригор-ское, Святогорский монастырь и могила А. С. Пушкина (в 1936 г. к заповеднику были присоединены Савкина горка и Петровское). Соответственные названия получали и четыре части путеводителя. Эта структура оказалась настолько удачной, что была положена в основу современных путеводителей.
III. КРАТКИЕ ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Путешествия в Святые Горы, Михайловское, Тригорское в конце XIX и начале XX в. были плохо организованными паломничествами на могилу поэта и носили индивидуальный характер. Экскурсий, как метода образовательной работы, в Пушкинском уголке до 1922 г. не существовало. С их возникновением во многих путеводителях появляются отдельные главы под названием «Краткие общие методические сведения» [12, с.6-7] или «В помощь экскурсанту и экскурсоводу, как организовать и провести экскурсию» [10, с.199-200]. Уже само определение понятия экскурсии дает некоторые основные методические указания: экскурсия есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию, наблюдению [13]. Также «экскурсии строятся, главным образом, на зрительном материале, но не следует ограничиваться только им: звуки, запахи, иногда осязательные ощущения могут способствовать работе над темой экскурсии» [12, с.6].
IV. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА О ПУШКИНСКИХ МЕСТАХ
Литература о пушкинских местах к началу деятельности заповедника была весьма обширной и разнообразной. При этом она не была равноценной по своему научному значению. Почти все авторы путеводителей этого периода посчитали верным ввести главу, включающую перечень основных, наиболее достоверных с научной точки зрения работ, посвященных пушкинским местам. Таким образом, читателю предоставлялась возможность более глубокого изучения темы. В список литературы включались исследования, статьи, биографические материалы и очерки, мемуары, художественные произведения о А. С. Пушкине михайловского периода, а также существующие справочники и путеводители.
V. ИЛЛЮСТРАЦИИ И ФОТОГРАФИИ
Один из лучших путеводителей второй четверти XX в. - путеводитель А. К. Гладкого «По пушкинским местам. Руководство при экскурсиях через Псков в Пушкинский госзаповедник» [11]. Большим достоинством этой книги является ее впечатляющее художественное оформление. Здесь использованы многочисленные фотографии, гравюры, литографии, планы, схемы, в том числе и литография П. Александрова по рисунку псковского землемера И. Иванова «Сельцо Михайлов-ское». Часть фотоснимков выполнена сотрудниками фотокабинета Государственной публичной библиотеки, а также заведующим Псковским художественным музеем, художником И. Н. Ларионовым. Остальные иллюстрации предоставлены Ленинградским государственным музеем социалистической реконструкции сельского хозяйства СССР.
Наметившаяся тенденция иллюстрирования путеводителей фотографиями и планами давала читателю возможность зрительно представить достопримечательности пушкинских мест. Мысленно «реконструировать» перестроенные или совсем не сохранившиеся здания помогали изображения усадеб на старинных гравюрах и литографиях, а также описания их в путевых заметках второй половины XIX в. Сопоставление старых изображений зданий с реально сохранившимися позволяло мысленно освободить их от позднейших наслоений, вернуть им утраченный облик пушкинского времени.
Уже первые путеводители по «Пушкинскому уголку» несли многозначную нагрузку, ведь они были обязаны удовлетворить любознательность самой широкой аудитории. Читателей такой справочной литературы можно разделить на две группы:
1. Туристы и экскурсанты из рабочих, колхозников, комсомольцев и пионеров-учащихся, приезжающие впервые в музей-заповедник для общего ознакомления.
2. Специалисты, чей интерес сосредоточен на определенной теме.
Характер путеводителей столь же многообразен, сколь многообразен читательский спрос, тем не менее в этом жанре наметились два направления, нацеленных на осмотр или изучение Пушкинского заповедника.
Первое направление представлено путеводителями О. Ломан, П. М. Устимовича и А. К. Гладкого. Задача путеводителей такого типа заключалась в том, чтобы «указать экскурсантам пути к первоначальному знакомству с Пушкиным и местами, связанными с его памятью, а также натолкнуть на большие пути, ведущие к глубокому и всестороннему изучению жизни и творчества гениального русского поэта» [14, с.4]. Массовый выпуск подобных путеводителей не преследовал цели глубокого изучения пушкинских мест, а вел лишь к первоначальному знакомству с ними. В годы советской власти такие путеводители «сыграли значительную роль в приобщении трудящихся к сокровищам культуры». В 1924 г. на книжных прилавках появился иллюстрированный путеводитель «Михайловское, Тригорское и могила Пушкина» П. М. Устимовича. Главной задачей этого путеводителя было «в нескольких словах дать памятку о поэте и помочь приезжему разобраться в его прогулках по местам, где незримо витает тень Пушкина» [15, с.3].
Для первого направления характерно то, что сам тип популярного издания становился все более разнообразным и удобным для читателя. Были разработаны
первые образцы портативного путеводителя-справочника. В 1931 г. выходит в свет путеводитель А. К. Гладкого [11], книжка небольшого размера, служащая «путевод-ством» и справочным материалом для любознательных. Удобный карманный формат имел и выпущенный к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина в 1937 г. путеводитель, составленный научным сотрудником музея-заповедника О. Ломан [14].
Карманные путеводители, содержавшие лишь элементарные сведения о Пушкинском заповеднике, безусловно, не могли удовлетворить образованных читателей, число которых год от года неуклонно росло. Интерес к путеводителям стали проявлять педагоги, представители науки, что определило развитие второго направления путеводителей.
Во второй четверти XX в. с развитием экскурсионного дела в музее-заповеднике, с появлением туристско-экскурсионных учреждений к путеводителям стали предъявлять новые требования — приблизить их содержание к экскурсионной практике. Усилилась и тенденция к более глубокому освещению материала. Еще в 1924 г. вышел первый специализированный путеводитель с методическими разработками экскурсий — «Пушкинские уголки Псковской губернии». Путеводитель был составлен Ф. А. Васильевым-Ушкуйником, с теоретической стороны — по мето-дико-экскурсионным пособиям, имеющимся в экскурсионной литературе, а с практической — на опыте нескольких одиночных посещений «уголков Пушкина» и одной групповой экскурсии [12].
В 1939 г. список специализированных путеводителей пополнился. В свет вышел литературный путеводитель А. Гордина «Пушкин в Михайловском. Литературные экскурсии». Эта книга стала результатом двухлетнего опыта работы автора в государственном Пушкинском заповеднике со школьниками Ленинграда, Москвы, Тулы и других городов. В предисловии А. Гордин отмечал: «Экскурсия эта особого типа, она резко отличается от экскурсий, например, в литературные музеи. Прежде всего, по характеру экспонатов и, следовательно, по подходу к ним. Экспонаты ее таковы, что нуждаются в особенно тщательно продуманном комментарии, основанном на широком историческом, историко-литературном, художественном материале, который был бы занимателен и доступен для учащихся» [10].
Организованная экскурсионная работа со школьниками стала проводиться в заповеднике с 1936 г. К моменту издания путеводителя А. Гордина она дала весьма положительные результаты. Все побывавшие в «Пушкинском уголке» юные экскурсанты единодушно говорили, что экскурсия впервые раскрыла перед ними во всей глубине и конкретности замечательные страницы жизни и творчества поэта, пробудила желание снова и снова перечитывать его бессмертные творения. Учителя указывали, что экскурсия послужила серьезным стимулом к развитию интереса к творчеству не только А. С. Пушкина, но и к художественной литературе вообще. Большое образовательное и воспитательное значение экскурсии не подлежало сомнению.
Любопытным фактом является то, что к числу достопримечательностей Пушкинского заповедника А. Гордин впервые причисляет и памятные литературные места, к примеру «Скамью Онегина» в Тригорском парке. Именно с ней связывает легенда сцену пушкинского «романа в стихах» — объяснение Онегина с Татьяной. Недаром уже в семье Вульф скамья носила сохранившееся до сих пор название «Скамья Онегина». Путеводитель сообщает: «На скамейке, стоявшей здесь под сенью лип
и дубов, назначали свидания, происходили объяснения. Действующим лицом их бывал и Пушкин» [10, с.4].
Путеводитель построен по экскурсионному принципу и предлагает полный текст экскурсий, с ориентацией на среднюю группу учащихся 8-10-х классов. Последовательность глав соответствует последовательности маршрутов экскурсий. Особо выделены места остановок. Материал несколько шире того, который может быть практически сообщен учащимся на экскурсии. В целях полноты, последовательности и живости изложения в путеводителе приведены некоторые документы, письма, мемуары. Объединяя большой, часто малодоступный материал и будучи при том снабжен достаточным количеством иллюстраций, путеводитель приобрел самую широкую популярность среди читателей. Заслуга А. Гордина — как автора одного из лучших первых путеводителей по Пушкинскому заповеднику — несомненна. Тщательная документированность повествования и введенные автором описательные элементы были отмечены современниками А. Гордина.
Именно к концу первой четверти XX в. в России формировалось новое понимание «достопамятностей», ради которых стоило бы предпринимать путешествие или совершать прогулку. Рост исторического знания подготавливал перелом во взглядах на памятники далекого прошлого, интерес к которым все более пробуждался. С открытием государственного Пушкинского заповедника резко возросло число желающих познакомиться с родовым имением А. С. Пушкина «Михайловское», ставшим главным действующим лицом в новом виде популярной литературы — путеводителях.
Рассмотрев начальный период развития заповедника до 1941 г., необходимо отметить, что путеводная литература на протяжении всего этого времени развивалась вместе с заповедником. Ее особенности как в идейном, так и в жанровом своеобразии непосредственно связаны с научно-методической основой путеводителей.
Таким образом, первые описания села Михайловского создавались с целью увековечивания памяти поэта и места его ссылки, а также для просветительской деятельности. С появлением первых путеводителей смысл их написания менялся в зависимости от потребностей читателей: это были либо небольшие карманные путеводители с достаточно краткими сведениями для большинства экскурсантов, либо путеводители с более глубоким освещением материала, различные тематические и специализированные справочники для специалистов, сосредоточенных на определенной теме.
Путеводитель по Пушкинскому заповеднику как важный исторический источник обладает бесценным качеством: он помогает восстановить в воображении читателя-экскурсанта полуразрушенный или разрушенный памятник, образно оживить прошлое. Эта характерная для бурного XX в. проблема еще раз доказывает актуальность темы исследования.
Источники и литература
1. Гаррис М. Уголок Пушкина с фотографическими снимками. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. 106 с.
2. Случевский К. К. По северо-западу России. Т. 1. СПб.: Изд-во А. Ф. Маркса, 1897. 456 с.
3. Острогорский В. П. Альбом «Пушкинский уголок». 1799-26 мая 1899. М.: Изд-во художеств. фототипии К. А. Фишер, 1899. 119 с.
4. Южный П. Пушкинские праздненства. Путевые наброски. IV. В Святых Горах // Приднепровский край, 1899. 1(13) июня, № 502. С. 1-2.
5. Семенов П. П. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Т. 3. СПб.: Изд-во А. Ф. Девриен, 1900. 456 с.
6. Соболев П. Г. Спутник по Пскову и окрестностям. СПб.: Изд-во Б. А. Суворина, 1914. 112 с.
7. Модзалевский Б. Л. Поездка в село Тригорское в 1902 г. СПб.: Типогр. Имп. Академии наук, 1903. 190 с.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. 748 с.
9. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Д. Н. Ушакова. В 4 т. Т. 3. М.: Изд. центр «Терра», 1996. 1424 стб.
10. Гордин А. Пушкин в Михайловском. Литературные экскурсии. Л.: Учпедгиз, 1939. 220 с.
11. Гладкий А. К. По пушкинским местам: руководство при экскурсиях через Псков в Пушкинский госзаповедник. М.; Л.: Огиз «Физкультура и туризм», 1931. 60 с.
12. Васильев-Ушкуйник Ф. А. Пушкинские уголки Псковской губернии. М.: Т-во В. В. Думнова, 1924. 72 с.
13. Анциферов Н. О методах и типах историко-культурных экскурсий. Пг.: Начатки знаний, 1923. 39 с.
14. Ломан О. По Пушкинским местам: путеводитель. Калинин: Изд-во и типогр. изд-ва «Пролетарская правда», 1937. 108 с.
15. Устимович П. М. Михайловское, Тригорское и могила Пушкина. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1927. 51 с.
Статья поступила в редакцию 10 января 2014 г.