УДК 130.2
Г.Я. Дубовский Омская гуманитарная академия
ПУРИМ
(еврейский религиозный и национальный праздник: сюжет, специфика, историческая основа, степень актуальности)
В статье изложен сюжет еврейского национального религиозного праздника Пурим. Описаны элементы язычества, выделяющие праздник из еврейской религиозной традиции. Рассмотрена историческая основа сюжета. Показана высокая степень актуальности Пурима.
Ключевые слова: Пурим, еврейский вопрос, религиозная традиция, язычество.
Пурим - праздник, который евреи справляют, вспоминая об избавлении от опасности поголовного физического уничтожения. По многим причинам Пурим давно перестал быть только религиозным ритуалом и стал одним из способов национальной самоидентификации, а также важным средством отождествления национальных и религиозных признаков.
Событие - историческая основа праздника - произошло в V в. до н.э. в Персии - державе, которая простиралась, как сказано в Танахе (еврейская Библия), «от Оду до Куша», то есть от Индии до Эфиопии. Все евреи жили тогда в Персии.
История Пурима рассказана в Танахе - в Книге Эстер (Мгилат Эстер, т.е. Свиток Эстер - на иврите, сокр. МЭ), в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия - еврейского историка, участника Иудейской войны I в. н.э., когда был разрушен Второй Храм в Иерусалиме, и в сказаниях Агады (фольклорная часть Талмуда). В православной Библии - в Книге (не свиток!) Есфири. Синодальный перевод Библии не всегда точен, а иногда сознательно искажен.
Предание таково. Персидский парь Ахашверош на третьем году правления устроил в своей резиденции - городе Шушане (Сузы) - грандиозный пир для знати. Пир длился 180 дней. Царь позвал на пир (МЭ. I. 6-7) всех жителей Шушана. На седьмой день, «когда хорошо стало на сердце у царя от вина» (МЭ. I. 10), он захотел похвастаться перед собутыльниками красотой своей жены - царицы Вашти, угощавшей в это время на женской половине дворца жен приглашенных вельмож. Поскольку по восточным обычаям считалось неприличным женщине красоваться перед чужими мужчинами, то Вашти отказалась выйти. Царь разгневался и спросил вельмож: как быть? Семеро главных советников решили, что если самому царю не подчинилась жена, то их жены тем более не будут подчиняться своим мужьям, и предложили прогнать Вашти, что тот и сделал. Царь решил взять новую жену и устроил смотр самых красивых девушек государства. Их оказалось очень много. Только на четвертый год пришла очередь Эстер - героини предания. Еврейская девушка (ее настоящее имя - Ха-дасса, такое имя в ходу до сих пор) родом из Вавилона. Она рано потеряла родителей и была удочерена дядей Мордехаем. Эстер понравилась царю больше остальных и стала царицей, но при этом «не рассказывала о народе своем, о происхождении своем, потому что Мордехай велел ей, чтобы она не рассказывала. ...А слово Мордехая Эстер выполняла так же, как тогда, когда была у него на воспитании» (МЭ. II. 10, 20).
По просьбе Эстер Мордехай был назначен сторожем «у царских врат». Правда, по МЭ получается, что Мордехай был там по своей инициативе. Он узнал о заговоре придворных против царя и через Эстер сообщил об этом.
Вскоре царь возвеличил Амана-амалекитянина (из племени амалекитян), и все сановники падали перед ним ниц. Все, кроме Мордехая. Аман - потомок Амалека, то есть из народа, который бог, согласно Агаде, создал, чтобы наказывать евреев за их грехи. «Имя Амалека служило для Израиля предостережением, как плетка для наказанного ребенка» (Танхума Ха-кодум. Агада, с. 64). Амалек считался извечным врагом Израиля (см. в Танахе: Шмот (Имена - или Исход) 17:16 и Дварим (Слова - или Второзаконие) 25: 17-19). Не удивительно, что
Мордехай не воздавал почестей Аману. Этим он вызвал его ненависть. А когда Аман узнал, что Мордехай - еврей, то есть из народа, ненавистного амалекитянам, то убедил царя уничтожить всех евреев Персии, значит, всех евреев вообще. Но ни царь, ни Аман не знали, что Эстер - еврейка, не знали, что она родня Мордехаю. Чтобы выбрать благоприятный для истребления евреев день, Аман, как принято на Востоке, гадал, бросая жребий - «пур». Отсюда и название праздника - «Пурим». В конечном счете жребий выпал в пользу евреев.
Мордехай каким-то образом узнал о готовящемся и, одевшись в лохмотья, стал плакать перед воротами дворца, чтобы привлечь внимание Эстер. Она прислала доверенного, через которого Мордехаю удалось убедить Эстер открыть царю, что она еврейка, и умолить отменить приказ. Было это на 12-й год царствования Ахашвероша. Эстер была его женой уже пять лет и несколько ему надоела: «А я не звана была к царю вот уже тридцать дней» (МЭ. IV. 11). Тот, кто входил к царю без спроса, рисковал головой, в крайнем случае положением. И Эстер колебалась. Но Мордехай убедил ее рискнуть, применив такой аргумент: «не полагай в душе своей, что спасешься в доме царском одна из всех иудеев. Ибо если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к Иудеям из иного места, а ты и дом отца твоего погибнете; и кто знает, не для такой ли поры и достигла ты силы и достоинства царского» (МЭ. IV. 13-14). Слова Мордехая доказывают, что общество делилось на кланы, кровное родство было важнее всего - даже религии. Мордехай, стало быть, родич по материнской линии. А если так, то почему Эстер усыновил он, а не кто-нибудь из «дома отца твоего»? Эстер вовсе не хрестоматийная героиня, как ее подает позднейшая традиция, т.е. Агада, если она надеется отсидеться. Слова Мордехая, похоже, содержат шантаж и угрозу донести на Эстер, а также раскрывают причину того, почему Мордехай велел Эстер скрывать свое происхождение. Кроме того, из текста МЭ выходит, что антиеврейские настроения, точнее, настроения против общины, которая не поклонялась местным богам, росли, и Аман (скорее всего, собирательный образ) этим воспользовался. Все это позволяет предположить, что в основе предания какие-то реальные события.
Вернемся к преданию. В свою очередь, Эстер попросила Мордехая поститься вместе с остальными евреями Шушана три дня и сама постилась, а через три дня, одевшись по-царски, пошла к царю, который принял ее очень хорошо и пообещал выполнить любую просьбу. Эстер попросила всего лишь пригласить Амана на прием. Приглашение к царю и царице, которая не должна была показываться на публике, было знаком высшего доверия, и вдохновленный Аман по совету своей жены велел приготовить для Мордехая виселицу в 50 локтей, т.е. 25 метров.
Накануне царю не спалось, он стал читать летописи и вспомнил, что Мордехай спас ему жизнь. На другой день пришел Аман, чтобы заодно утвердить приказ о казни Мордехая. Но царь приказал воздать Мордехаю высшие почести, а Аман должен был вести коня Мордехая под уздцы. Эстер открыла царю свою национальность и родство с Мордехаем. Царь, узнав, что Аман хотел уничтожить народ его любимой жены и его верного слуги и спасителя, издал новый указ, в котором говорилось: «иудеи отнюдь не преступники, но являются наилучшими подданными и привержены тому Богу, который сохранил за мною и моими предками царскую власть» (Иосиф Флавий. Кн. 11, гл. 6). Царь приказал повесить Амана на виселице, приготовленной для Мордехая, и не только отменил приказ об истреблении евреев, но и разрешил им отомстить врагам по всей Персии. За два дня евреи убили 75 тыс. человек вместе с их семьями (МЭ. VIII. 11), в том числе 10 сыновей Амана. Причем сама Эстер просила не ограничивать убийства одним днем (МЭ. IX. 13-16). Убийства шли по всей стране 13-го адара (адар: февраль-март, в основном март), а в столице Шошане - 13-го и 14-го ада-ра. И «Многие из народов страны стали иудеями, потому что охватил их страх перед иудеями» (МЭ. VIII. 17). Мордехай стал главой правительства вместо Амана. После избиений евреи устроили праздник.
Когда справляется Пурим? 13-го адара устраивается пост в память о посте Эстер и всех евреев Шушана в канун судьбоносных событий. Пост начинается с рассветом. Читают мо-
литву Моше (Моисея) из Торы (Пятикнижие), которую он произнес после греха создания золотого тельца. Выбор молитвы указывает на то, что при Ахашвероше евреи совершили не менее тяжкий грех, грозивший не менее тяжкими последствиями. В Агаде рассказано об участии евреев в гигантском пире, длившемся 180 дней, который, в сущности, был гигантским языческим жертвоприношением. Для вина использовались священные сосуды из Храма. Получается, что евреи из страха перед властями оскверняли свою веру и святыни, причем 180 дней подряд, и за это должны быть наказаны.
Сам Пурим справляется 14-го адара, но в Иерусалиме и в тех городах, которые во времена Йегошуа бин Нуна (Иисус Навин), т.е. во времена завоевания (если принимать традицию) евреями Страны Израиля (Эрец Исраэль), она же Земля Обетованная - примерно в ХШ-ХП вв. до н.э., - были обнесены стенами, справляется 15-го адара. В 2012 г. 14-го адара выпадает на 8 марта. 14-го и 15-го адара евреи времен Ахашвероша праздновали после уничтожения своих врагов: 14-го - адара по всей стране, где избиение шло один день, а 15-го адара - в столице, где избиение шло два дня. Теперь столица перенесена в Иерусалим.
Как справляется Пурим? Его ритуалы разработаны до мельчайших подробностей, а обычаи канонизированы. Оказывается, все уничтоженные враги были потомками Амалека, стало быть родичами Амана, что косвенно подтверждает клановый характер общества. Основой реального исторического сюжета были какие-то разборки между кровнородственными группами. Сообщается, что евреи не пользовались имуществом уничтоженных врагов, т.е. делали все по идейным соображениям. Обратимся к специфике Пурима.
Во-первых, в Пуриме есть обычай, о котором не сообщают ни Мгилат Эстер, ни Талмуд. В этот день устраивается шуточное, сатирическое представление - «Пурим шпил» («игра, представление» на идише) - карнавал с переодеваниями и масками, как правило, в современном контексте. А события Мгилат Эстер берутся как сюжет. Только в этот день разрешались театральные представления. В этот день выбирали «пуримского раввина» - объект шуток, а его маске придавали черты того из руководителей общины, которого хотели высмеять. Маске же Амана придавали черты самых ненавистных из современных антисемитов. Таким образом, в этот день религиозные евреи отводили душу и выпускали пар, что способствовало смягчению внутренней социальной напряженности, следовательно, сплочению общины.
Во-вторых, более важно то, что самый веселый еврейский праздник содержит элементы языческой культуры, даже в косвенной форме строжайше запрещенной иудаизмом. Устраивается карнавал с масками, то есть с изображениями живых существ, людей. Это прямо запрещено традицией. Даже имена героев не еврейские по происхождению, а языческие. Эстер (Иштар-Астарта) - вавилонская и переднеазиатская богиня любви и плодородия, проводимые ею обряды сопровождались оргиями. «Вавилонская блудница» - один из самых отрицательных эпитетов Танаха. Мордехай (Мардук) - главный бог Вавилона.
Если появление языческого имени Эстер можно объяснить стремлением героини скрыть свое происхождение, а в Мгилат Эстер называется еврейское имя Хадасса (на иврите «мирт»), то Мордехай называется только Мордехаем. А раз при этом перечисляется его родословная: сын Яира, сына Шими, сына Киша из колена Биньямина (МЭ. II. 5), то Мордехай
- настоящее имя. Согласно Иосифу Флавию, евреев с таким именем было немало. С именами в Мгилат Эстер происходит нечто интересное. Ахашверош, царь, - в греческой транскрипции Агасфер, то есть так называемый «Вечный жид».
Еще один пример влияния вавилонских языческих обычаев на Пурим: в этот день пекут треугольные пирожки с маком, которые называются «уши Амана». Но по вавилонским поверьям треугольные уши у демонов. Иудаизм, вообще, заимствовал вавилонскую демонологию, это видно из Талмуда и более поздних преданий.
И в-третьих, единственный раз в году, в празднование Пурима, разрешается «отбросить тормоза» - потерять самоконтроль, предаться тому, что называется пороком, но отражает глубинные потребности человеческой натуры и единство человека с природой (безудержное веселье, пьянство, поклонение идолам. Разумеется, осознание необходимости самоконтроля,
остается. Поэтому рекомендовалось: «Каждый человек обязан опьянеть в Пурим до такой степени, чтобы не видеть различия в выражениях «Проклят Аман» и «Благословен Мордехай» (Элиягу Ки-Тов. Т. I. С. 339). Но вечером того же дня вся община - мужчины, женщины и дети - должны прийти в синагогу и читать Мгилат Эстер.
Специфика Пурима требовала объяснений в рамках традиции. Реакция была двойственной. С одной стороны, события, связанные с Пуримом, считаются предвестием качественно нового этапа в жизни еврейского народа, избавления всего человечества от сил зла и возвращения к состоянию до грехопадения, когда решатся все проблемы и люди будут существовать в непосредственном контакте с богом и без помех выполнять свое предназначение или, другими словами, реализуют свою истинную сущность - служение Богу. Поэтому «Все еврейские праздники в будущем будут отменены - кроме Пурима. Более того, в будущем, после прихода Машиаха (Мессии), будут отменены все Книги Пророков и Писаний (за ненадобностью. - Г.Д.) - за исключением Книги (так в тексте - Г.Д.) Эстер, существование которой столь же незыблемо, как и существование Пяти книг Торы» (Элиягу Ки-Тов. Т. I. С. 350). Однако в Талмуде, который формировался примерно во II-VI вв. н.э., есть возражения против включения Мгилат Эстер в Танах. Это единственное ветхозаветное сочинение, не найденное среди рукописей в окрестностях Мертвого моря (примерно II в. до н.э. - I в. н.э.).
Значение Пурима и связанных с ним понятий и образов растет, по крайней мере не снижается, из-за актуальности сюжета - проблемы сохранения и физическою выживания еврейского народа. Ведь Пурим - праздник в память спасения от геноцида, угроза которого особенно проявилась через 2,5 тыс. лет после рассказанного в Мгилат Эстер. И эта угроза остается, судя по обстановке вокруг Еврейского государства, и не только там. Актуальность Пурима и Мгилат Эстер в том, что можно без особой натяжки извлечь модель судьбы еврейскою народа в галуте (диаспоре) и модели поведения как евреев, так и антисемитов.
Название «Мгилат Эстер» буквально - «Свиток Эстер». «Разворачивание свитка» -раскрытие сокрытого - судьбы евреев в галуте. В доказательство того, что в Мгилат Эстер содержатся универсальная модель жизни евреев галута и их проблемы, описанная ситуация повторяется до сего дня даже в деталях, например:
- Сталин собирался евреев, осужденных по «Делу врачей», публично повесить на Красной площади, причем чуть ли не в тот же день, на который Аман готовил казнь Мордехаю, во всяком случае в марте-адаре. Эта казнь должна была стать сигналом для еврейских погромов по всему СССР и поводом для депортации. И в тот самый день, 6 марта 1953 г., когда была намечена казнь, объявлено о смерти Сталина.
- В Нюрнберге в 1946 г. повесили 11 главных нацистов (Аман и 10 его сыновей), и один из них - самый оголтелый пропагандист антисемитизма Штрайхер - перед казнью кричал, что их казнь - это Пурим. Правда, повесили их в ночь на 16 октября.
Насколько эти совпадения неслучайны, каждый решает сам. Но в Мгилат Эстер и Агаде содержится универсальное описание антисемитизма: личного - кровная вражда и зависть Амана, ненавистника Израиля, идейного - в аргументах, предъявленных Аманом властям. Уже в древности антисемитская идеология - прикрытие личных интересов, предрассудков и фобий.
Идейный антисемитизм представлен вкратце в Мгилат Эстер (III. 8) и подробно в Агаде в обращениях Амана к царю и к царским советникам. Разумеется, Агада не является достоверным и независимым источником, но она концентрированно отражает распространенные мнения. В этих обращениях содержится полный набор аргументов для обоснования геноцида, которые повторяются современными антисемитами, скорее всего, не читавшими Агаду. Жалобы Амана царю:
- Евреи высокомерны, они издеваются над нами и нашими богами.
- Евреи неблагодарны, обманывают своих благодетелей - правителей тех стран, которые приютили евреев, например своего благодетеля - египетского фараона.
- Непонятно, как они выжили до сих пор (не иначе колдовство, магия, тайная власть).
- Их законы не такие, как у других народов, а наши законы они не соблюдают: зачем
нам нужен такой народ?
- Мы готовы возместить убытки от гибели евреев, которые платят налоги (см. МЭ. III. 9).
Письмо Амана царским советникам:
- Евреи всегда возрождаются на беду другим народам.
- Методы борьбы с евреями, которые применялись раньше: изгнание, убийство лучших евреев, обращение в рабство - не годятся: евреи продолжают жить.
- Вывод: единственный способ покончить с евреями - убить их всех (чем не окончательное решение еврейского вопроса? - Г.Д.)
Но если признать, что МЭ и Агада говорят об антисемитизме, имеет смысл знать, какие уроки эти тексты дают евреям диаспоры. Как относиться к ассимиляции? Она понимается в МЭ и Агаде как отказ от своей веры (пир, длящийся 180 дней, шире - отказ от своих святынь и религиозных ценностей; значит, национальность и религия отождествляются) и не спасает народ от угрозы гибели, а навлекает на него обвинения в притворстве и тайном заговоре. Все евреи рассматриваются извне как единое целое, и ненависть к одному из них (Амана к Мордехаю) переносится на всех. Если гибнет весь народ, отдельные его представители не имеют шансов на спасение. Если все евреи связаны одной судьбой, они должны держаться вместе. В этом суть разговора Мордехая с Эстер в МЭ (IV. 13-14).
Сюжет МЭ содержит загадки, даже если понимать его буквально. Почему «Мгилат Эстер», ведь главный герой (во всех смыслах) - Мордехай? Он:
- воспитывает Эстер и направляет ее действия даже когда она царица: «А слово Мордехая Эстер выполняла так же, как тогда, когда была у него на воспитании» (МЭ. II. 20);
- узнает о заговоре против царя;
- убеждает Эстер идти к царю;
- составляет царский указ об избиении врагов еврейскою народа и следит за его выполнением;
- гнев бога смягчает (по Агаде) молитва не Эстер, а Мордехая, которого Агада называет единственным праведником своего поколения;
- получает царские почести и становится главой правительства;
- в молитве, которой заканчивается МЭ, имя Мордехая на первом месте;
- наконец, в ритуале, при чтении МЭ в синагоге община повторяет стихи, где имя не Эстер, а Мордехая.
Тем не менее - «Свиток Эстер».
Сюжет МЭ можно рассматривать как авантюрный, и даже шпионский. По МЭ и Агаде Мордехай действует как глава или резидент службы безопасности еврейской общины Вавилонии, тем более, что он принадлежит к ее верхушке. По Агаде он член Санхедрина - коллективного органа, существовавшего примерно с VI в. до н.э. по II в. н.э. в Стране Израиля и, возможно, в Вавилонии. Функции этого органа менялись, но в общем он всегда был высшим религиозным и юридическим, а иногда и политическим органом общины, верховным арбитром.
Итак, Мордехай:
- скрывал свое происхождение и связь с царицей;
- из Вавилона прибыл в столицу;
- постоянно следил за происходящим во дворце и имел наблюдательный пункт;
- готовил, внедрил агента - Эстер - и руководил ею, направляя все ее действия: уговоры Мордехая отдают шантажом;
- руководил действиями властей в пользу своей общины.
Насколько реален сюжет Мгилат Эстер? Он реален, как ни странно, в силу своей необычности. Судя по МЭ, взгляды, традиции и поведение евреев того времени показаны существенно непохожими на взгляды и традиции религиозных евреев более позднего времени, когда каноны иудаизма установились:
- Сильное влияние вавилонских обычаев и религии: языческие, в том числе вавилонские, имена.
- Нет стремления к самоизоляции: еврейка выходит замуж за нееврея, и к тому же
язычника, и это нигде не осуждается.
- Видно стремление обратить иноплеменников в свою веру, даже насильно: многие не-евреи из страха стали евреями.
- И это при сильных пережитках родо-племенных отношений - принципе коллективной ответственности кровных родичей: евреи убивают своих врагов вместе с их семьями, и это тоже никак не осуждается. Но ведь и Аман следует тому же принципу.
Реален и антисемитизм в древности, судя по всем античным источникам, касавшимся отношения к евреям (Манефон, Цицерон, Филон Александрийский, Иосиф Флавий, Тацит, Плутарх и другие). Особенно информативен Филон - еврейский философ I в. н.э., участник острейшего конфликта евреев с остальными жителями египетской Александрии при Калигуле и Клавдии. Уже тогда везде, где жили евреи, было много людей, готовых расправиться с ними и пользовавшихся теми же аргументами, какими пользовался легендарный Аман.
Историческую основу имеет сюжет МЭ. Ее автор обнаруживает знание государственного устройства и обычаев царского двора Персии того времени. Шушан - это Сузы, теперь не существующий город на юго-западе Ирана, в древности одна из столиц на границе между основными частями Персидской монархии - Ираном и Вавилонией. Ахашверош - это Артаксеркс I (465-424 гг. до н.э.), сын Ксеркса, того, который хотел завоевать Грецию. Значит, события МЭ отнесены ко времени Перикла и строительства Парфенона.
В античных источниках о сюжете МЭ ничего не говорится, хотя контакты Греции с Персией были интенсивными, многообразными и постоянными, в т.ч. в Сузах бывали греческие послы. Правда, от античных источников дошли обрывки, а от «варваров», то есть тех источников, которые не относились к европейской традиции, в большей степени сохранившей свою преемственность, и того меньше (кроме Египта, где много текстов уцелело из-за сухого климата). Однако события такого масштаба и яркости (массовое избиение по стране или хотя бы в столице великой державы) должны были оставить след в источниках, тем более что сохранились «Анабасис» Ксенофонта и написанная Плутархом биография Артаксеркса Второго, который был внуком Артаксеркса Первого. Эта биография начинается так: «Артаксеркс Первый, всех, кто царствовал в Персии, превосходивший милосердием(!) и величием духа». Кроме того, Плутарх интересовался культурой и историей евреев (см. его «Застольные беседы»), он был современником Иудейской войны, о которой рассказал Иосиф Флавий. Поэтому Плутарх, упоминая Артаксеркса Первого, вряд ли умолчал бы о событиях МЭ. Короче говоря, в буквальном смысле того, о чем говорится в МЭ, не было.
Но было другое. В середине V в. до н.э. при Артаксерксе-Ахашвероше в истории еврейского народа произошли события, которые считаются важнейшими, потому что в это время еврейский народ, точнее его верхушка, сделали выбор, который определил всю дальнейшую судьбу народа. Соответственно и деятели того времени - Эзра и Нехемья - это важнейшие деятели в истории евреев. Это понимала еще Агада. В талмудическом трактате Сан-хедрин говорится: Эзра, не предупреди (т.е. не появись раньше - Г.Д.) его Моисей, был достоин, чтобы через него была дана Тора народу израильскому (Агада. С. 152).
Реальные события такие: в регионе Ближнего и Среднего Востока, которым завладели персы, издревле существовали влиятельные храмовые общины: области и хозяйственные комплексы, объединенные вокруг храма какого-нибудь бога. Держава персов была громадной, и сохранять ее только силой не имелось возможности, поэтому персам надо было иметь опору на местах. Такой опорой стали в том числе храмовые общины в обмен на льготы и уважение к их богам. Поэтому персы сразу после завоевания Вавилонии разрешили евреям вернуться в Страну Израиля, точнее, в ее южную часть - Иудею, где Иерусалим. Персам это было легко сделать, так как они были язычниками, следовательно, готовы были верить сразу во многих богов, рассуждая так: в каждом месте есть свой бог, и если хочешь, чтобы там тебе было хорошо, поклоняйся ему. Отец Ахашвероша Ксеркс, когда пытался завоевать Грецию, принес жертвы греческим богам. Так рассуждали практически все, не исключая древних евреев, - отсюда влияние вавилонских обычаев и верований, многочисленные и посто-
янные впадения в язычество евреев, начиная с Соломона. Он считал Бога, которому построил в Иерусалиме храм, главным, но не единственным даже на своей территории. Поэтому первый храм с начала и почти до конца своего существования, т.е. с X по VII в. до н.э., был пантеоном. Что же говорить о чужой земле? Персидские цари, как и римские императоры, приносили богатые жертвы в иерусалимском храме, рассматривая его как храм одного из богов, и объявляли себя сыновьями египетских богов, как и уважаемый евреями Александр Македонский.
К середине V в. до н.э., то есть ко времени Ахашвероша, персидская экспансия была остановлена греками и скифами. Как всегда бывает в истории империй, чтобы поддержать прежний уровень доходов, стало быть, сохранить прежнюю власть, но не имея возможности грабить чужих, начали грабить своих, в том числе и храмовые общины. Это усилило сепаратизм в без того рыхлой державе, поэтому усилилась и потребность в местных союзниках. Делать союзниками местных правителей, то есть давать им льготы, значило дать им независимость, потому что местные правители - это в основном вожди племен или вельможи, а иногда и потомки прежних династий с прочными связями и вооруженной силой на своей территории. Продолжать опираться на храмовые общины было нельзя - нельзя одновременно давать и отнимать. Именно в таких обстоятельствах персам в данном регионе лучше всех подошла иерусалимская храмовая община. Грабить у нее и бояться, что она прогонит персов, было нечего: до середины V в. до н.э., то есть спустя полвека после окончания вавилонскою плена и возвращения на родину, евреи составляли 20% населения маленькой Иудеи и жили в ней некомпактно, в шести районах, то есть в окружении неевреев. Храма не было, стен Иерусалима не было. При таком состоянии общины от нее вообще не было толку. Если же считать толк в том, что евреи молят за царя своего бога, то и тут у них под боком имелся конкурент - самаритяне с уже существующим храмом этому же богу.
Следовательно, чтобы иерусалимская община могла стать опорой, ее надо было укрепить. Поэтому в 458-7 гг. до н.э. царь (то есть Ахашверош) снял с нее основной налог и дал гражданскую автономию, а Иудею, где находилась община, и Иерусалим сделал провинцией с наместником - «паха», который имел право набирать себе солдат и вскоре стал назначаться из иерусалимских первосвященников. Как только все это произошло, евреи потянулись в Иудею. Примерно за двадцать лет их доля в населении Иудеи выросла с 20% до 70%. Усиление иерусалимской общины могло привести ее к желанию отделиться от Персии. Получается, что слабая община - безопасная, но бесполезная; сильная община - полезная, но опасная. Проблему ко взаимной выгоде решил Эзра. Он добился изоляции еврейской общины прежде всего от соседей и вообще от других народов. Он запретил и расторгнул смешанные браки, отказался признать одноплеменниками единоверцев-самаритян и, как следствие, община прекратила массовый прием желающих, то есть массовое обращение в иудаизм, хотя до того (МЭ.'УШ. 17: «И многие из народов страны стали Иудеями») и после того (в правление Маккавеев в конце II в. до н.э.) было стремление обратить в иудаизм как можно больше народа.
Изоляция еврейской общины означала усиление к ней враждебности окружающих, значит, давала гарантию, что иерусалимская община не поведет за собой другие народы отделиться от Персии. Напоминаю, что Иерусалим имел природные возможности для того, чтобы стать крепостью и центром обороны. Поскольку евреи Иерусалима самоизолировались, персидский царь заключил с ними союз, и они получили право иметь войско, налоговые льготы, деньги и материалы на восстановление храма, который через 70 лет после возвращения евреев в Иудею не был восстановлен. «Паха» стали назначаться из иерусалимских первосвященников. Идейную базу этим процессам дал Эзра, а организацией занялся в 445 г. до н.э. специально посланный царский сановник («виночерпий царя»), еврей из нежреческого рода Нехемья. Усиление общины вызвало образование вооруженной враждебной коалиции соседних правителей. Для формирования обороны и был послан Нехемья. Он организовал восстановление храма, ополчение, построил стену вокруг Иерусалима, переселил в него каждую
десятую малую еврейскую семью и сплотил общину, отменив долги евреев друг другу. И все это произошло в правление Ахашвероша-Артаксеркса.
В результате в середине V в. до н.э. еврейская община и еврейская традиция сделали выбор, который привел к качественному отличию от других общин и традиций и к последствиям, до сих пор влияющим на судьбу еврейского народа:
1. Еврейская община отказалась не только ассимилироваться, но и ассимилировать, то есть противопоставила себя другим народам по всем направлениям.
2. Еврейская традиция отождествила себя в общем только с одной кровно-родственной группой и тем самым, во-первых, опять-таки противопоставила свой народ другим народам; во-вторых, отказалась от возможности стать мировой религией. Объективно еврейский народ, и особенно его традиция, тогда единственная форма национальной самоидентификации, таким образом поставили себя в вечную оппозицию. Получается, что события того времени -это окончательное оформление еврейского вопроса.
И все эти процессы отразились в Мгилат Эстер и основанной на ней Агаде, то есть в национально-религиозной традиции, которая говорит, что со времени Эстер существование еврейского народа зависит только от него самого, от того, насколько он соблюдает свою часть договора с Богом, записанную в религиозных текстах. Традиция отождествляет народ и религиозную общину, а это окончательно (точнее, на две тысячи лет, до появления Б. Спинозы, который вышел из религиозной общины, но не перешел в христианство и продолжал считать себя евреем) оформилось в V в. до н.э. при Артаксерксе-Ахашвероше, царе из Мгилат Эстер. Теперь рассчитывать на чудо уже было нельзя, можно было рассчитывать на свои силы, и об этом говорит Агада: «Как с утренней зарей кончается тьма, так с Эстер время чудес окончилось» (Агада. С. 153). Значение этих событий и то, что оно было понято, отразилось и в том, что Мгилат Эстер стала частью Танаха, значит, религиозного канона, довольно быстро: появилась МЭ не раньше середины V в. до н.э., а вошла в Танах не позже рубежа IV-III вв. до н.э., и это несмотря на сильные языческие элементы в МЭ, о чем сказано выше. Как это произошло, неизвестно.
Почему верхушка еврейской общины выбрала самоизоляцию? Видимо потому, что «лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы евреи обратили в свою веру персидского паря, то главой общины стал бы он сам, а не ее руководство.
Таким образом, оформилось религиозное, национальное и политическое противостояние евреев другим народам, перешедшее в открытый конфликт, в котором евреи победили, опираясь на царскую власть. Эти события отразились в МЭ и Пуриме. Можно сказать, что, отмечая Пурим, отмечают возникновение еврейского вопроса.
Правда, надо иметь в виду, что выработка принципа противопоставления себя другим народам шла долго, непоследовательно и окончательное решение не принято до сих пор. Пока нет единого критерия принадлежности к еврейскому народу.
Библиографический список
1. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. - Пер. С.Г. Фруга. - М. : Раритет, 1993. -
319 с.
2. Библия. Книги Священного писания : The Society for distributing Hebrew Scriptures. - England, U.K. -Б.г. - 1808 с.
3. Иосиф Флавий. Иудейские древности.
4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Плутарх. - Т. III. - М. : Наука, 1964. - 546 с.
5. Учение. Пятикнижие Моисеево. - Пер. И.Ш. Шифмана. - М. : Республика, 1993. - 335 с.
6. Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. Лурье С.Я. Антисемитизм в древнем мире // Библиотека Флавиана. - Вып. 3. - М. ; Иерусалим : Еврейский ун-т в Москве, 1994. - 222 + 168 с.
7. Шифман, И.Ш. Ветхий Завет и его мир / И.Ш. Шифман. - М. : Политиздат, 1987. - 239 с.
8. Элиягу Ки-Тов. Книга нашего наследия. - T. I. - М. ; Иерусалим : Гешарим, 2006. - 367 с.
© Дубовский Г.Я., 2011
Автор статьи - Григорий Яковлевич Дубовский, кандидат исторических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.
Рецензент - Н.Н. Большаков, кандидат философских наук, профессор, Омская гуманитарная академия.