Научная статья на тему 'Публикационная активность преподавателей Ленинградской духовной академии (1958–1964)'

Публикационная активность преподавателей Ленинградской духовной академии (1958–1964) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«хрущевские гонения» / Ленинградская духовная академия / Русская Православная Церковь / архиепископ Михаил (Мудьюгин) / архиепископ Михаил (Чуб) / протоиерей Ливерий Воронов / протоиерей Андрей Сергеенко / священник Петр Гнедич / Н. Д. Успенский / А. И. Иванов / М. А. Добрынин / “Khrushchev persecutions” / Leningrad Theological Academy / Russian Orthodox Church / Archbishop Mikhail (Mudyugin) / Archbishop Mikhail (Chub) / Archpriest Liveriy Voronov / Archpriest Andrei Sergeenko / Priest Peter Gnedich / N.D. Uspensky / A.I. Ivanov / M. A. Dobrynin

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Диакон Николай Александрович Тарнакин

В статье анализируется публикационная активность преподавателей Ленинградской духовной академии в 1958–1964 гг., в период т. н. хрущевских гонений. Предметом рассмотрения являются богословские статьи преподавателей Академии, опубликованные в «Журнале Московской Патриархии» и сборнике «Богословские труды». Данные публикации распределены по тематикам: 1) библеистика; 2) богословие; 3) патрология; 4) история; 5) церковно-практические дисциплины; 6) инославие, экуменическая деятельность. Показано преобладание статей, посвященных т. н. борьбе за мир. Отмечено, что ряд работ — профессора А. И. Иванова, священника Михаила Мудьюгина, епископа Михаила (Чуба), профессора Н. Д. Успенского — отличается высоким научным уровнем. Делается вывод, что на фоне развернувшейся в стране антирелигиозной кампании сам факт продолжения научно-исследовательской работы в ЛДА, проявляющейся, в частности, в публикационной активности преподавателей, воспринимается как своего рода сопротивление академической корпорации давлению государства. Также отмечается, что отдельные статьи сохраняют научную ценность по сей день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Publishing Activity of Teachers of Leningrad Theological Academy (1958–1964)

The article analyzes publishing activity of teachers of Leningrad Theological Academy in 1958–1964, during the period of the so-called Khrushchev’s persecutions. The subject of consideration is theological articles by professors of the Academy, published in the “Journal of Moscow Patriarchate” and “Theological Works” collection. These publications are divided into rubrics according to the following topics: 1) biblical studies; 2) theology; 3) patrology; 4) history; 5) church-practical disciplines; 6) heterodoxy, ecumenical activity. The predominance of articles devoted to the so-called fight for peace is shown. At the same time, it is noted that a number of works — by Prof. A. I. Ivanov, priest Mikhail Mudyugin, Bishop Mikhail (Chub), Prof. N. D. Uspensky — are distinguished by a high scientific level. It is concluded that against the background of the anti-religious campaign unfolded in the country, the very fact of continuing research at Leningrad Theological Academy, manifesting itself particularly in the publication activity of professors, is perceived as a kind of resistance of the academic corporation to state pressure. It is also noted that individual articles retain their scientific value to this day.

Текст научной работы на тему «Публикационная активность преподавателей Ленинградской духовной академии (1958–1964)»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 2024

Диакон Николай Тарнакин

Публикационная активность преподавателей Ленинградской духовной академии (1958-1964)

УДК 271.2(470.23-25)-756-9:001.8(091) DOI 10.47132/1814-5574_2024_3_351 EDN CJOCXE

Аннотация: В статье анализируется публикационная активность преподавателей Ленинградской духовной академии в 1958-1964 гг., в период т. н. хрущевских гонений. Предметом рассмотрения являются богословские статьи преподавателей Академии, опубликованные в «Журнале Московской Патриархии» и сборнике «Богословские труды». Данные публикации распределены по тематикам: 1) библеистика; 2) богословие; 3) патрология; 4) история; 5) церковно-практические дисциплины; 6) инославие, экуменическая деятельность. Показано преобладание статей, посвященных т. н. борьбе за мир. Отмечено, что ряд работ — профессора А. И. Иванова, священника Михаила Мудьюгина, епископа Михаила (Чуба), профессора Н. Д. Успенского — отличается высоким научным уровнем. Делается вывод, что на фоне развернувшейся в стране антирелигиозной кампании сам факт продолжения научно-исследовательской работы в ЛДА, проявляющейся, в частности, в публикационной активности преподавателей, воспринимается как своего рода сопротивление академической корпорации давлению государства. Также отмечается, что отдельные статьи сохраняют научную ценность по сей день.

Ключевые слова: «хрущевские гонения», Ленинградская духовная академия, Русская Православная Церковь, архиепископ Михаил (Мудьюгин), архиепископ Михаил (Чуб), протоиерей Ливерий Воронов, протоиерей Андрей Сергеенко, священник Петр Гнедич, Н. Д. Успенский, А. И. Иванов, М. А. Добрынин.

Об авторе: Диакон Николай Александрович Тарнакин

Магистр теологии, выпускник аспирантуры Санкт-Петербургской духовной академии, заместитель директора Издательства СПбДА. E-mail: tarnakin.n.a@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9218-346X

Для цитирования: Тарнакин Н, диак. Публикационная активность преподавателей Ленинградской духовной академии (1958-1964) // Христианское чтение. 2024. № 3. С. 351-360.

Статья поступила в редакцию 26.06.2024; одобрена после рецензирования 02.07.2024; принята к публикации 03.07.2024.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3 2024

Deacon Nikolai Tarnakin

Publishing Activity of Teachers of Leningrad Theological Academy (1958-1964)

UDK 271.2(470.23-25)-756-9:001.8(091) DOI 10.47132/1814-5574_2024_3_351 EDN CJOCXE

Abstract: The article analyzes publishing activity of teachers of Leningrad Theological Academy in 1958-1964, during the period of the so-called Khrushchev's persecutions. The subject of consideration is theological articles by professors of the Academy, published in the "Journal of Moscow Patriarchate" and "Theological Works" collection. These publications are divided into rubrics according to the following topics: 1) biblical studies; 2) theology; 3) patrology; 4) history; 5) church-practical disciplines; 6) heterodoxy, ecumenical activity. The predominance of articles devoted to the so-called fight for peace is shown. At the same time, it is noted that a number of works — by Prof. A. I. Ivanov, priest Mikhail Mudyugin, Bishop Mikhail (Chub), Prof. N. D. Uspensky — are distinguished by a high scientific level. It is concluded that against the background of the anti-religious campaign unfolded in the country, the very fact of continuing research at Leningrad Theological Academy, manifesting itself particularly in the publication activity of professors, is perceived as a kind of resistance of the academic corporation to state pressure. It is also noted that individual articles retain their scientific value to this day.

Keywords: "Khrushchev persecutions", Leningrad Theological Academy, Russian Orthodox Church, Archbishop Mikhail (Mudyugin), Archbishop Mikhail (Chub), Archpriest Liveriy Voronov, Archpriest Andrei Sergeenko, Priest Peter Gnedich, N.D. Uspensky, A.I. Ivanov, M. A. Dobrynin.

About the author: Deacon Nikolai Alexandrovich Tarnakin

Master of Theology, Postgraduate School Diploma of St. Petersburg Theological Academy; Deputy

Director of SPbDA Publishing House.

E-mail: tarnakin.n.a@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9218-346X

For citation: Tarnakin N., deacon. Publishing Activity of Teachers of Leningrad Theological Academy (1958-1964). Khristianskoye Chteniye, 2024, no. 3, pp. 351-360.

The article was submitted 26.06.2024; approved after reviewing 02.07.2024; accepted for publication 03.07.2024.

Введение

К началу периода т.н. хрущевских гонений, к 1958 г., Ленинградская духовная академия и семинария, открытая 14 октября 1946 г., достигла пика в своем развитии. Академия имела большое число учащихся и преподавателей, в ней действовал единственный в стране заочный сектор обучения. Профессорско-преподавательская корпорация Духовных школ насчитывала 25 человек: 7 профессоров, 9 доцентов и 9 преподавателей, причем отметим, что среди них были такие известные церковные деятели, как протоиереи Виталий Боровой (1916-2008), Ливерий Воронов (1914-1995) и Иоанн Белёвцев (1928-2019), будущий митр. Владимир (Котляров; 1929-2022) (см. об этом: [Митрофанов, 2005; Карпук, 2018; Котляров, 2022]) и др.

Как и дореволюционные духовные школы России, Академия вновь стала центром притяжения и консолидации научных и преподавательских кадров. В нее стали стекаться оставшиеся в живых после репрессий 1930-х гг. и Великой Отечественной войны педагоги и выпускники дореволюционных духовных академий и семинарий: прот. Василий Верюжский, А. И. Макаровский, С. А. Купрессов, Н. Д. Успенский, В. В. Четыркин, Д. Д. Вознесенский (см. подр.: (Белёвцев, 1958; Матвеев, 1966; Уржумцев, 1975; Ириней Середний, 1970); [Шкаровский, 2004; Костромин, 2016; Карпук, 2016а]) и др.

Следует отметить, что сложности с формированием преподавательского состава у ЛДА возникли с первых же дней существования (см.: [Шкаровский, 2015, 130]). Во-первых, после репрессий 1930-х гг. существовал недостаток квалифицированных преподавателей (см.: [Кашеваров, 2017, 21]), во-вторых, власти, как правило, отказывали в регистрации по месту жительства в Ленинграде ранее репрессированным лицам, в-третьих, на некоторых предполагаемых преподавателей поступали негативные отзывы уполномоченному1, иногда даже от священнослужителей (см.: [Шкаровский, 2015-2016, т. I, 378]).

Тем не менее, несмотря на все сложности, во многом именно благодаря трудам вышеперечисленных и многих других преподавателей духовных учебных заведений в СССР во 2-й пол. XX в. возродилась и продолжила развитие русская богословская наука. Однако казавшиеся вполне благоприятными перспективы такового развития научно-исследовательской работы преподавателей ЛДА к 1958 г. начинали все более зависеть от религиозной политики советского государства.

В целом нач. 60-х гг. XX в. для Русской Православной Церкви стало временем, когда «между государством и религиозными организациями наступило значительное охлаждение отношений» [Зинчук, 2016, 34]. Соответственно, научно-исследовательская работа в подобной ситуации либо осложняется, либо возникает вопрос о самой ее возможности.

Тем не менее в 1958-1964гг. научно-исследовательская работа в ЛДА продолжалась, сопровождаясь публикациями преподавателей Академии в имевшихся в те годы журналах. В настоящей статье анализируется публикационная активность преподавателей путем рассмотрения их богословских статей, размещенных в «Журнале Московской Патриархии» (далее также — ЖМП) и сборнике «Богословские труды» (далее также — БТ).

Основная часть

В рассматриваемый период богословские статьи могли быть опубликованы в двух официальных церковных изданиях: в «Журнале Московской Патриархии» (выпускавшемся с 1943 г., см. об этом: [Любартович, 2003]) и издаваемом с 1960 г. сборнике «Богословские труды» (см. об этом: [Карпук, 2023]). Отметим, что если

1 Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР (позже — при Совете министров СССР).

в многопрофильно-официальном «Журнале Московской Патриархии» из-за нехватки места печатаемые материалы отличались краткостью, то в «Богословских трудах», созданных специально для публикации научных статей, смогли выйти в свет уже более обширные работы отечественных ученых-богословов.

Особо следует подчеркнуть, что число статей, опубликованных в те годы всего лишь в двух изданиях, весьма велико. Рамки настоящей статьи не позволяют подробно рассмотреть их все, поэтому ограничимся кратким обзором, распределив публикации по следующим тематикам: 1) библеистика; 2) богословие; 3) патрология; 4) история; 5) церковно-практические дисциплины; 6) инославие, экуменическая деятельность.

Библеистика

Подавляющее большинство опубликованных работ по этой тематике представляло собой популярные статьи на различные библейские сюжеты. Строго научные статьи по библеистике писали профессор ЛДА А. И. Иванов (Иванов, 1959а; Иванов, 1959б; Иванов, 1960а), а также, как ни странно, не-библеисты свящ. Михаил Му-дьюгин (Мудьюгин, 1962; Мудьюгин, 1964)2 и еп. Михаил (Чуб), который первым из русских церковных ученых откликнулся на открытие кумранских рукописей (Михаил Чуб, 1957; Михаил Чуб, 1958). Отметим, что одну статью написал ректор Ленинградских духовных школ проф.-прот. Михаил Сперанский ((Сперанский, 1964), о нем см.: [Павлов, Уржумцев, 1984]). Более подробно тема состояния библеи-стики в СССР была рассмотрена в статьях автора (см.: [Тарнакин, 2017; Добыкин, Тарнакин, 2017а; Добыкин, Тарнакин, 2017б; Добыкин, Тарнакин, 2017в; Добыкин, Тарнакин, 2018а; Добыкин, Тарнакин, 2018б; Добыкин, Тарнакин, 2018в; Тарнакин, 2018а; Тарнакин, 2018б]).

Богословие

Статья свящ. Петра Гнедича (псевдоним — священник П. Викторов), написанная на основе проповедей свт. Филарета Московского, посвящена домостроительству спасения человека (Викторов, 1959а). Статья Н. А. Заболотского о богословии св. Григория Паламы — сокращенный текст лекции, прочитанной 7 марта 1963 г. в ЛДА, и потому в ней излагается краткое житие святого, приводятся упоминания о паламических трудах отдельных богословов, рассматриваются ключевые моменты богословия святителя (толкование Св. Писания, христианская философская традиция, личный мистический опыт и мистический опыт Церкви) (Заболотский, 1963а).

Следующие публикации тесно связаны с начавшимися в те годы богословскими собеседованиями и встречами с инославными.

Так, статья Н. Д. Успенского была опубликована после первого собеседования с представителями Германской Евангелической Церкви в Арнольдсхейме (1959) (Успенский, 1960а; 1960б).

Статьи Н. Д. Успенского и прот. Петра Гнедича посвящены рассмотрению учения о Церкви. Оба автора отмечали важность вопроса о границах Церкви и соблюдения верности нормам, в частности, «врачевать всякого рода заблуждения» допустимо только «соборно» (Успенский, 1959; Гнедич, 1962).

Профессор протоиерей Ливерий Воронов рассматривал различные стороны православного учения о священстве, которые привлекли «особое внимание и возбудили наибольший интерес богословов — участников Экуменического движения» (Воронов, 1962, 53).

Доклад Н. Д. Успенского на встрече с профессорами-богословами Афинского университета 31 мая 1962 г. в ЛДА был опубликован в виде статьи, в которой сделан

2 Будущий архиепископ, профессор и ректор ЛДА (1966-1968) (о нем см.: [Костромин, 2015]). 354 Христианское чтение № 3, 2024

исторический экскурс к богословским трудам Академии и рассмотрен актуальный для тех лет вопрос «сотрудничества Поместных Православных Церквей в деле осуществления христианских идеалов мира, свободы, братства и любви между народами» (Успенский, 1962а, 66).

Патрология

Среди немногочисленных самостоятельных патрологических исследований, проведенных в советские годы, большая часть принадлежит выпускнику и преподавателю ЛДА архиеп. Михаилу (Чубу) (о нем см.: [Даниленко, 1985]). В рассматриваемый период статьи архиеп. Михаила представляют собой предисловие и перевод на русский язык сочинений св. Мефодия Патарского, например диалога «О свободе воли», молитвы из сочинения «О воскресении», второго Слова «О житии и деянии разумъ-не» и др. (Михаил Чуб, 1961; Михаил Чуб, 1964).

Священнику Петру Гнедичу (псевдоним — священник П. Викторов) принадлежит цикл публикаций, посвященный различным юбилейным датам еп. Игнатия (Брян-чанинова)3, прп. Серафима Саровского, свт. Димитрия Ростовского. Статьи отличаются научным подходом, выделяющим их среди привычной житийной литературы, а также достаточно подробным разбором трудов святых (Викторов, 1958а; Викторов, 1958б; Викторов, 1959б).

История

Статья проф. А. И. Иванова посвящена 150-летию со дня основания Ленинградской (Санкт-Петербургской) духовной академии. В ней рассматривается весь период существования Академии по 1959 г. включительно, причем особое внимание уделяется ее новейшей истории (1946-1959) и развитию научной деятельности (Иванов, 1959в).

A. И. Иванов, рассматривая труды русских церковных историков, посвященные греческому Востоку, и отмечая тесные и давние связи России с Византией, указывал на особый научный интерес к православному Востоку Петербургской духовной академии. Описывая вклад ее профессоров и выпускников в византиноведение, автор уделяет внимание трудам проф. И. Е. Троицкого и архим. Порфирия (Успенского) (Иванов, 1960б).

Статья прот. Виталия Борового посвящена «Collectio Avellana» — основному источнику по истории взаимоотношений Востока и Запада в кон. V — нач. VI вв. Автор рассматривает историю названия и описаний сборника, его разные издания, состав и содержание памятника, его общий характер и достоинства как исторического памятника, время и методы композиции сборника. Особое внимание он уделяет проблематике установления личности составителя-редактора (Боровой, 1960).

B. А. Некрасов опубликовал цикл памятных статей, посвященных истории и современному положению старейших и наиболее значимых действующих соборов Ленинграда — Николо-Богоявленского и Князь-Владимирского (Некрасов, 1960; Некрасов, 1961).

Церковно-практические дисциплины

Значительный вклад в развитие литургической науки был внесен проф. Н. Д. Успенским, который опубликовал ряд работ о православной вечерне, эортологии, текстологии богослужебных текстов, христианской гимнографии и сравнительной литургике (Успенский, 1960в; Успенский, 1961а; Успенский, 1961б; Успенский, 1962б; Успенский, 1963).

3 Прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей на Поместном Соборе 1988 г.

Инославие. Экуменическая деятельность

Н. Д. Успенский опубликовал также цикл статей, посвященных Англиканской церкви, в которых рассматривал историю появления и развития англиканства, его современные внутренние течения, особенности устройства храмов и совершения англиканских богослужений, особо останавливаясь на отличиях от православного богослужения (Успенский, 1962б).

Ряд статей прот. Андрея Сергеенко, посвященных проблематике старокатоли-чества, рассматривает историю старокатолического движения, а также взаимоотношения старокатоликов с Православными Поместными Церквами и переговоры ста-рокатоликов с Русской Православной Церковью (Сергеенко, 1958а; Сергеенко, 1958б; Сергеенко, 1960).

М. А. Добрынин4 опубликовал несколько циклов статей о Яковитской, Сиро-Халдейской, Эфиопской, Коптской и Малабарской Церквах, в которых рассказал об их жизни, вероучении, таинствах, богослужении, управлении и духовенстве (Добрынин, 1958а; Добрынин, 1959а; Добрынин, 1959б; Добрынин, 1959в;).

В статьях свящ. Владимира Котлярова (будущего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира; 1929-2022), посвященных Малабарской Церкви и христианам Индии5, подробно рассматривается происхождение, история, вероучение, миссионерская и просветительская деятельность, а также социальное служение и медицинская миссия Малабарской Церкви (Котляров, 1962а; Котляров, 1962б).

Статьи протоиереев Ливерия Воронова и Евгения Амбарцумова, М. А. Добрынина, А. И. Иванова (о нем см.: [Карпук, 2016б]), А. Ф. Шишкина, Л. Н. Парийского, Н. А. Заболотского посвящены т. н. борьбе за мир — одной из характерных особенностей рассматриваемого периода в Русской Православной Церкви. В этих статьях описываются разнообразные встречи иностранных делегаций, поездки русских делегаций к ино-славным и т.д., а также многочисленные юбилейные даты и внутрицерковные события (Воронов, 1963; Амбарцумов, 1960; Добрынин, 1958б; Добрынин, 1961; Добрынин, 1963; Иванов, 1958а; Иванов, 1958б; Шишкин, 1960; Шишкин, 1962; Парийский, 1960; Парийский, 1963; Заболотский, 1963б; Заболотский, 1963в; Заболотский, 1963г).

Заключение

Таким образом, анализ публикационной активности преподавателей ЛДА в 19581964 гг., в период т.н. хрущевских гонений, позволяет сделать следующие выводы.

Невзирая на политическую обстановку в стране — намерение властей окончательно принизить роль религии, в т.ч. закрыть ЛДА, — преподаватели Академии старались в меру возможности заниматься наукой и публиковать результаты исследований. При том, что для желающих опубликовать свои научные труды были доступны всего лишь два церковных издания, количество таковых публикаций было весьма значительно.

Отмечается большое число циклов публикаций таких преподавателей, как архиеп. Михаил (Чуб), прот. А. Сергеенко, свящ. П. Гнедич, Н. Д. Успенский, А. И. Иванов, М. А. Добрынин.

Несмотря на прошедшую в ноябре-декабре 1958 г. чистку библиотек приходов и Духовных школ, сопровождавшуюся изъятием множества книг и постановкой иностранной литературы на цензорский контроль, преподаватели ЛДА все же старались по возможности использовать актуальную богословскую литературу и привлекать иностранные источники. В связи с этим некоторые из упомянутых нами статей сохраняют свою научную ценность и по сей день.

4 Выпускник Восточного факультета ЛГУ, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, закончивший в 1958 г. ЛДА (о нем см.: [Иванов, 1964]).

5 М. А. Добрынин и свящ. В. Котляров в своих публикациях употребляют устаревшее наименование Маланкарской Церкви — Малабарская.

Как представляется, на фоне развернувшейся в стране антирелигиозной кампании сам факт продолжения публикационной активности преподавателей ЛДА можно воспринимать как своего рода сопротивление академической корпорации давлению государства.

Источники и литература

Источники

1. Амбарцумов (1960) — Амбарцумов Е, прот. Ответный визит делегации Русской Православной Церкви в Германскую Демократическую Республику // ЖМП. 1960. №9. С. 63-73.

2. Белёвцев (1958) — Белёвцев И., свящ. Проф. А. И. Макаровский (некролог) // ЖМП. 1958. № 7. С. 28-30.

3. Боровой (1960) — Боровой В., прот. Collectio Avellana как исторический источник (к истории взаимоотношений Востока и Запада в конце V и начале VI вв.) // БТ. 1960. № 1. С. 111-139.

4. Викторов (1958а) — Викторов П., свящ. [Гнедич П., свящ.]. Святитель-подвижник (к 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти епископа Игнатия Брянчанинова (1807-1867-1957 гг.)) // ЖМП. 1958. № 1. С. 57-69.

5. Викторов (1958б) — Викторов П., свящ. [Гнедич П., свящ.]. Преподобный Серафим Саровский (к 125-летию со дня кончины) // ЖМП. 1958. № 5. С. 64-70.

6. Викторов (1959а) — Викторов П., свящ. [Гнедич П., свящ.]. Тайна Боговоплощения (проповеди Митрополита Московского Филарета в дни Благовещения) // ЖМП. 1959. № 4. С. 45-51.

7. Викторов (1959б) — Викторов П., свящ. [Гнедич П., свящ.]. Святитель Димитрий Ростовский (к 250-летию со дня кончины) // ЖМП. 1959. № 2. С. 64-73.

8. Воронов (1962) — Воронов Л., прот. Православный взгляд на сакраментальную сторону священства // ЖМП. 1962. № 9. С. 53-64; № 10. С. 64-72.

9. Воронов (1963) — Воронов Л.., прот. Первая рабочая сессия комиссии Христианской мирной конференции «Мир и Экумена» // ЖМП. 1963. № 6. С. 36-47.

10. Гнедич (1962) — Гнедич П., прот. О православном понимании Церкви и единства церковной жизни // ЖМП. 1962. № 8. С. 48-61.

11. Даниленко (1985) — Даниленко Б., диак. Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Тамбовский и Мичуринский (некролог) // ЖМП. 1985. № 11. С. 48-50.

12. Добрынин (1958а) — Добрынин М.А. Коптская Церковь // ЖМП. 1958. № 11. С. 60-70.

13. Добрынин (1958б) — Добрынин М.А. Церковное празднество в Ленинграде // ЖМП. 1958. № 10. С. 9-10.

14. Добрынин (1959а) — Добрынин М.А. У братьев-христиан Эфиопии // ЖМП. 1959. №4. С. 70-77.

15. Добрынин (1959б) — Добрынин М.А. Эфиопская Церковь // ЖМП. 1959. №6. С. 77-80; № 7. С. 69-72.

16. Добрынин (1959в) — Добрынин М.А. Эфиопская Церковь (церковное управление и духовенство) // ЖМП. 1959. № 7. С. 69-72.

17. Добрынин (1961) — Добрынин М.А. Во имя единения и мира // ЖМП. 1961. №4. С. 8-29.

18. Добрынин (1963) — Добрынин М..А. 50-летие епископского служения Святейшего Патриарха Алексия // ЖМП. 1963. № 5. С. 52-74; № 6. С. 60-73; № 7. С. 55-74.

19. Заболотский (1963а) — Заболотский Н. О богословии св. Григория Паламы // ЖМП. 1963. №8. С. 62-71.

20. Заболотский (1963б) — Заболотский Н. Об энциклике «Pacem in terris» [«Мир на земле»] // ЖМП. 1963. № 6. С. 74-80.

21. Заболотский (1963в) — Заболотский Н. Папа Иоанн XXIII (некролог) // ЖМП. 1963. № 7. С. 75-79.

22. Заболотский (1963г) — Заболотский Н. Перспективы русско-англиканских богословских собеседований после конференции 1956 года // ЖМП. 1963. № 5. С. 43-46.

23. Иванов (1958а) — Иванов А.И. Начало нового учебного года в Ленинградской духовной академии и семинарии // ЖМП. 1958. № 10. С. 12-13.

24. Иванов (1958б) — Иванов А. И. Связи Ленинградской духовной академии с богословами Запада // ЖМП. 1958. № 10. С. 14-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Иванов (1959а) — Иванов А.И. О новооткрытом памятнике священной новозаветной письменности // ЖМП. 1959. № 8. С. 79-80.

26. Иванов (1959б) — Иванов А.И. Новое апокрифическое «Евангелие Фомы» // ЖМП. 1959. № 9. С. 72-74.

27. Иванов (1959в) — Иванов А.И. Славный юбилей (к 150-летию со времени основания бывшей Петербургской, ныне Ленинградской, духовной академии) // ЖМП. 1959. №4. С. 59-67.

28. Иванов (1960а) — Иванов А.И. Текстуальные памятники Священных Новозаветных писаний // БТ. 1960. № 1. С. 54-83.

29. Иванов (1960б) — Иванов А. И. Греческий Восток в трудах русских церковных историков // ЖМП. 1960. № 10. С. 45-52; 1961. № 1. С. 47-54.

30. Иванов (1964) — Иванов А., свящ. М. А. Добрынин (некролог) // ЖМП. 1964. № 1. С. 21-23.

31. Ириней Середний (1970) — Ириней (Середний), иером. Димитрий Димитриевич Вознесенский (некролог) // ЖМП. 1970. № 9. С. 37-38.

32. Котляров (1962а) — Котляров В., свящ. Малабарская Церковь // ЖМП. 1962. № 2. С. 70-76.

33. Котляров (1962б) — Котляров В., свящ. У братьев-христиан Индии // ЖМП. 1962. № 2. С. 23-31.

34. Матвеев (1966) — Матвеев А. Проф. С.А. Купрессов (некролог) // ЖМП. 1966. №2. С. 30-31.

35. Михаил Чуб (1957) — Михаил (Чуб), еп. К десятилетию открытий на берегах Мертвого моря // ЖМП. 1957. № 12. С. 54-64.

36. Михаил Чуб (1958) — Михаил (Чуб), еп. Иоанн Креститель и община Кумрана // ЖМП. 1958. № 8. С. 65-72.

37. Михаил Чуб (1961) — Михаил (Чуб), еп. Извлечение из славянского сборника творений св. священномученика Мефодия // БТ. 1961. № 1. С. 145-151.

38. Михаил Чуб (1964) — Михаил (Чуб), еп. Диалог св. священномученика Мефодия «О свободе воли» // БТ. 1964. № 3. С. 187-208.

39. Мудьюгин (1962) — Мудьюгин М, свящ. Протоиерей Лев Липеровский. Чудеса и притчи Христовы. Издание Западноевропейского Экзархата Московской Патриархии. Париж, 1962 // ЖМП. 1962. № 9. С. 79-80.

40. Мудьюгин (1964) — Мудьюгин М, свящ. Любовь к Богу и к людям в Ветхом и Новом Завете // ЖМП. 1964. № 10. С. 68-73.

41. Некрасов (1960) — Некрасов В.А. Николо-Богоявленский собор в Ленинграде (к 200-летию со дня освящения) // ЖМП. 1960. № 12. С. 22-30.

42. Некрасов (1961) — Некрасов В.А. Князь-Владимирский собор в Ленинграде // ЖМП. 1961. №6. С. 29-36.

43. Павлов, Уржумцев (1984) — Иннокентий (Павлов), иером., Уржумцев П. Заслуженный профессор протоиерей Михаил Кронидович Сперанский (1888-1984гг.) (некролог) // ЖМП. 1984. № 12. С. 38-40.

44. Парийский (1960) — Парийский Л.Н. 3-я богословская конференция «Пюиду» в Бьевре // ЖМП. 1960. № 12. С. 61-66.

45. Парийский (1963) — Парийский Л.Н. Божие терпение к человеку как призыв к диалогу и к работе по упрочению человеческого существования в атомный век // ЖМП. 1963. № 8. С. 29-34.

46. Сергеенко (1958а) — Сергеенко А, прот. К переговорам старокатоликов с Русской Православной Церковью // ЖМП. 1958. № 11. С. 48-55.

47. Сергеенко (1958б) — Сергеенко А., прот. Взаимоотношения старокатоликов с Православными Поместными Церквами // ЖМП. 1958. № 12. С. 56-63.

48. Сергеенко (1960) — Сергеенко А, прот. Очерки из истории старокатолического движения // БТ. 1960. № 1. С. 141-174.

49. Сперанский (1964) — Сперанский М, прот. Святой апостол и евангелист Матфей (историко-экзегетический очерк) // БТ. 1964. № 3. С. 5-33.

50. Уржумцев (1975) — Уржумцев П.В. Профессор Николай Дмитриевич Успенский (К 50-летию научной деятельности) // БТ. 1975. № 13. С. 8-19.

51. Успенский (1959) — Успенский Н.Д. Соборность Церкви // ЖМП. 1959. № 7. С. 45-51.

52. Успенский (1960а) — Успенский Н.Д. Спасение верой // ЖМП. 1960. № 9. С. 38-41.

53. Успенский (1960б) — Успенский Н.Д. Богословские собеседования в Арнольдсхей-ме // ЖМП. 1960. № 8. С. 23-30.

54. Успенский (1960в) — Успенский Н.Д. Православная вечерня (историко-литургический очерк) // БТ. 1960. № 1. С. 5-52.

55. Успенский (1961а) — Успенский Н.Д. Молитвы Евхаристии св.Василия Великого и св. Иоанна Златоуста (в чине православной литургии) // БТ. 1961. № 2. С. 63-76.

56. Успенский (1961б) — Успенский Н.Д. Тропарь апостолу Луке в греческом его подлиннике // БТ. 1961. № 2. С. 77-81.

57. Успенский (1962а) — Успенский Н.Д. Задачи православного богословия в современной жизни Церкви // ЖМП. 1962. № 9. С. 64-70.

58. Успенский (1962б) — Успенский Н.Д. Англиканская литургия («Вечеря Господня») с православной точки зрения // ЖМП. 1962. № 8. С. 61-67; № 9. С. 17-23.

59. Успенский (1963) — Успенский Н.Д. Богослужебные отпусты // ЖМП. 1963. №12. С. 52-69.

60. Шишкин (1960) — Шишкин А. Ф. Пленум Комиссии церквей по международным делам в г. Сент-Эндрюсе (Шотландия) (заметки наблюдателей) // ЖМП. 1960. № 12. С. 52-61.

61. Шишкин (1962) — Шишкин А. Ф. Десять дней в Голландии // ЖМП. 1962. № 4. С. 27-33.

Литература

62. Добыкин, Тарнакин (2017а) — Добыкин Д.Г., Тарнакин Н.А. Русская православная библеистика в СССР. Период с 1922 по 1953 гг. // Христианское чтение. 2017. № 4. С. 225237. EDN ZDPILR.

63. Добыкин, Тарнакин (2017б) — Добыкин Д. Г., Тарнакин Н. А. Текстология и библейская история в трудах православных библеистов в СССР. Период с 1953 по 1964 гг. // Христианское чтение. 2017. № 5. С. 61-73. EDN ZOLJSR.

64. Добыкин, Тарнакин (2017в) — Добыкин Д.Г., Тарнакин Н.А. Актуальные вопросы в трудах православных библеистов в СССР. Период с 1953 по 1964 гг. // Христианское чтение. 2017. № 6. С. 108-122. EDN ZXAMGN.

65. Добыкин, Тарнакин (2018а) — Добыкин Д.Г., Тарнакин Н.А. Отдельные направления исследований православных библеистов в СССР. Период с 1964 по 1982 гг. // Христианское чтение. 2018. № 1. С. 71-84. EDN YQAQQZ.

66. Добыкин, Тарнакин (2018б) — Добыкин Д.Г., Тарнакин Н.А. Православные библеисты в богословских диалогах с инославными (1964-1982 гг.) // Христианское чтение. 2018. № 2. С. 68-78. EDN YWWITQ.

67. Добыкин, Тарнакин (2018в) — Добыкин Д.Г., Тарнакин Н.А. Русская православная библеистика в 1982-1991 гг. // Христианское чтение. 2018. № 4. С. 93-104. EDN XWQFGH.

68. Зинчук (2016) — Зинчук С.М. Основные направления государственно-церковных отношений в СССР (1946-1953 гг.) // Вестник КГУ. 2016. № 6. С. 32-35.

69. Карпук (2016а) — «В современных учебных заведениях им зажжена лампада знания перед алтарем вечной истины». Документы по истории развития богословской науки

в Ленинградской Духовной Академии в первые годы ее существования (Вступ. статья, публ. и примеч. Д.А. Карпука) // Христианское чтение. 2016. №4. С. 110-156.

70. Карпук (2016б) — КарпукД.А. Педагогическая и научно-исследовательская деятельность профессора А. И. Иванова в Ленинградских духовных академии и семинарии (К 40-летию со дня кончины) // Христианское чтение. 2016. № 5. С. 223-244.

71. Карпук (2018) — Карпук Д.А. «Все в руках благого Промысла Божьего и Совета Академии». Заслуженному профессору протоиерею Иоанну Белёвцеву 90 лет // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 1. С. 133-144.

72. Карпук (2023) — Карпук Д.А. «Труды Ленинградской Духовной Академии»: нереализованный проект 1953-1954 гг. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 3 (15). С. 56-73.

73. Кашеваров (2017) — Кашеваров А.Н. Митрополит Григорий (Чуков) и воссоздание духовных школ в Ленинграде в 1944-1946 годах // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 1. С. 19-25.

74. Костромин (2015) — Костромин К., прот. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) (19122000): музыкант, полиглот, инженер и богослов. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2015. 144 с.

75. Костромин (2016) — Костромин К., прот. Рождение церковно-исторической школы Ленинградской духовной академии. Очерк (ad Memorandum) // Христианское чтение. 2016. № 4. С. 12-35.

76. Котляров (2022) — Митрополит Владимир (Котляров) (27 мая 1929 г. — 19 января 2022 г.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. №4 (12). С. 135-138.

77. Любартович (2003) — Любартович В. У истока возрождения издательского дела Московской Патриархии // ЖМП. 2003. № 9. C. 6-11.

78. Митрофанов (2005) — Митрофанов Г., прот. К 10-летию служения Высокопреосвя-щеннейшего митрополита Владимира на Санкт-Петербургской митрополичьей кафедре // Христианское чтение. 2005. № 25. С. 12-25.

79. Тарнакин (2017) — Тарнакин Н.А. Анализ статей по библейскому богословию в журналах Московской Патриархии с 1946 г. по 1991г. // Материалы IX международной студенческой научно-богословской конференции. Ч.2 / Под ред. прот. К. Костромина. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2017. С. 399-407. EDN YMOWGV.

80. Тарнакин (2018а) — Тарнакин Н.А. Православные библеисты второй половины ХХ века — наследники святителя Филарета (Дроздова)? // Экзегетика и герменевтика Священного Писания: Материалы студенческой конференции весна-осень 2017. Сергиев Посад: МДА, 2018. Т. 2. С. 237-251. EDN KUGOHU.

81. Тарнакин (2018б) — Тарнакин Н.А. Деятельность Библейской группы при Ленинградской Духовной Академии (1969-1975 гг.) // Материалы X Международной студенческой научно-богословской конференции: Сб. докладов. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2018. С. 152-157. EDN OSPSIB.

82. Шкаровский (2004) — Шкаровский М. В. Верюжский Василий Максимович, прот. // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. С. 30-31.

83. Шкаровский (2015) — Шкаровский М.В. Создание и деятельность Ленинградских Богословско-пастырских курсов в 1944-1945 гг. Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2015. № 2 (63). С. 121-139.

84. Шкаровский (2015-2016) — Шкаровский М.В. Санкт-Петербургские Духовные школы в XX-XXI вв. СПб., 2015. Т. I; СПб., 2016. Т. II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.