Научная статья на тему 'ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПРИОРИТЕТ В РАЗВИТИИ ВУЗОВ РОССИИ'

ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПРИОРИТЕТ В РАЗВИТИИ ВУЗОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / УНИВЕРСИТЕТЫ / ТОП-100 / ПРОГРАММА "5-100" / РЕЙТИНГ ВУЗА / ЗАРПЛАТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ЦИТИРУЕМОСТЬ / ИНДЕКС ХИРША / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ БАЗЫ SCOPUS И WEB OF SCIENCE / PUBLICATION ACTIVITY OF UNIVERSITY WORKERS / UNIVERSITIES / TOP 100 / 5-100 PROGRAM / UNIVERSITY RANKING / FACULTY MEMBERS' SALARIES / CITATION / HIRSCH INDEX / EFFECTIVE PROFESSOR CONTRACT / INTERNATIONAL SCIENTOMETRIC DATABASES SCOPUS AND WEB OF SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова А. Д., Евграфов А. А., Муругова О. В.

Список научных трудов является визитной карточкой каждого, кто связан с научной и педагогической деятельностью в высших учебных заведениях. В 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», предписывающий, что к 2020 г. не менее пяти российских университетов войдут в топ-100 мирового рейтинга университетов (THE World University Rankings, QS World University Rankings, SJTU Academic Ranking of World Universities). В статье рассматривается анализ вопросов, связанных с увеличением публикационной активности вузов России (особенное внимание уделяется вузам-участникам государственной программы «5-100»), выявляются основные тенденции и последствия рейтинговой гонки университетов, исследуется реальное положение дел в российском высшем образовании. Актуальность и научно-практическое значение данной работы заключается в демонстрации того, что на сегодняшний день приоритетом всех вузов России является банальное «накручивание» публикационной активности и цитируемости их сотрудников. Формально-количественный подход к важному вопросу публикационной активности преподавателей ухудшает качество образования и науки в учебных заведениях РФ. В работе делается вывод, что успешная деятельность российских вузов и их выход на мировой уровень возможен только при условии смещения ориентиров от повышения мест в рейтинговой таблице к качественному улучшению научной и педагогической деятельности университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLICATION ACTIVITY AS A PRIORITY IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN UNIVERSITIES

The list of published research papers is the hallmark of everyone involved in scientific and pedagogical activities in higher educational institutions. In 2012, V. Putin, the President of the Russian Federation, signed a decree entitled “On measures to implement state policy in the field of education and science”, which states that by 2020 at least five Russian universities will join the top 100 world university rankings (THE World University Rankings, QS World University Rankings, SJTU Academic Ranking of World Universities). The article examines the issues related to the increase in the publication activity of Russian universities, with special attention paid to universities participating in the 5-100 state program). It also identifies the main trends and consequences of the university rating race, and looks at the real situation in Russian higher education. The motivation and scientific relevance of the work is to demonstrate that today the priority of all universities in Russia is a primitive manipulation of publication activity rating, just as with their researcher’ citation indices. A formal-quantitative approach to the important issue of publication activity worsens the quality of education and research in educational institutions of the Russian Federation. The work concludes that the successful activity of Russian universities and their progress towards the international standards is possible only if the benchmarks are shifted from higher places in ranking tables to a qualitative improvement in the scientific and pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПРИОРИТЕТ В РАЗВИТИИ ВУЗОВ РОССИИ»

DOI: 10.15593/2224-9354/2020.3.6 УДК 378:001.891

А.Д. Иванова, А.А. Евграфов, О.В. Муругова

ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПРИОРИТЕТ В РАЗВИТИИ ВУЗОВ РОССИИ

Список научных трудов является визитной карточкой каждого, кто связан с научной и педагогической деятельностью в высших учебных заведениях. В 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», предписывающий, что к 2020 г. не менее пяти российских университетов войдут в топ-100 мирового рейтинга университетов (THE World University Rankings, QS World University Rankings, SjTu Academic Ranking of World Universities). В статье рассматривается анализ вопросов, связанных с увеличением публикационной активности вузов России (особенное внимание уделяется вузам-участникам государственной программы «5-100»), выявляются основные тенденции и последствия рейтинговой гонки университетов, исследуется реальное положение дел в российском высшем образовании. Актуальность и научно-практическое значение данной работы заключается в демонстрации того, что на сегодняшний день приоритетом всех вузов России является банальное «накручивание» публикационной активности и цитируемости их сотрудников. Формально-количественный подход к важному вопросу публикационной активности преподавателей ухудшает качество образования и науки в учебных заведениях РФ. В работе делается вывод, что успешная деятельность российских вузов и их выход на мировой уровень возможен только при условии смещения ориентиров от повышения мест в рейтинговой таблице к качественному улучшению научной и педагогической деятельности университетов.

Ключевые слова: публикационная активность преподавателей, университеты, топ-100, программа «5-100», рейтинг вуза, зарплата преподавателей, цитируемость, индекс Хирша, эффективный контракт преподавателя, международные наукометрические базы Scopus и Web of Science.

Одна из самых острых проблем российского общества - это эффективность образования, зависящая прежде всего от системы управления [1, с. 6] и способствующая «установлению более тесной связи теории с практикой, профессиональной деятельностью будущего специалиста» [2, с. 11]. Современная парадигма высшего образования в Российской Федерации заключается в том, что «развитие высших учебных заведений неразрывно связано с форми-

© Иванова А.Д., Евграфов А.А., Муругова О.В., 2020

Иванова Алла Дмитриевна - канд. пед. наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», e-mail: alla.ivanova@mail.ru.

Евграфов Александр Александрович - аспирант 3 года обучения по направлению «Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», e-mail: evgrafov.alexander92@yandex.ru

Муругова Оксана Владимировна - аспирант 3 года обучения по направлению «Машиностроение» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», e-mail: murugova.oxana@mail.ru.

рованием интеллектуального потенциала выпускников, усвоением и закреплением ими новых знаний, умений и навыков, выработкой актуальных и востребованных в обществе профессиональных и общекультурных компетенций, воспитанием личности посредством вовлечения ее в учебно-исследовательскую и научную деятельность» [3, с. 169]. Исходя из этого, список научных трудов является визитной карточкой каждого, кто так или иначе связан с научной и педагогической деятельностью в вузе.

К научным трудам профессорско-преподавательского состава (I II 1С) вузов принято относить монографии, авторефераты и диссертации, учебники, научные отчеты, рецензии, статьи, доклады и тезисы, рефераты, аннотации и др. Студенты и аспиранты во время обучения пишут курсовые, дипломные работы и диссертации в качестве итоговой отчетности по результатам обучения, а в качестве промежуточной отчетности - рефераты, статьи и тезисы на научные студенческие конференции. Необходимое число публикаций для кандидатской и докторской диссертаций регламентировано пунктом 13 действующего «Положения о порядке присуждения ученых степеней» [4]. При этом для бакалаврских и магистерских квалификационных работ в приказе Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 [5] нет никаких требований к наличию публикаций. Тем не менее, публикационная активность ППС и студентов сегодня является одним из важнейших факторов успешности деятельности учебного заведения, и вузы заинтересованы в написании сотрудниками и учащимися как можно большего количества научных статей. Действительно, опубликование письменных работ имеет множество положительных сторон: статьи наглядны, их легко подсчитать, они удобны для подведения промежуточных итогов исследовательской деятельности, позволяют автору заявить о себе и о возможной перспективности собственных разработок, а также формируют портфолио. Но в последние годы в российском образовании наблюдается искусственное завышение значимости публикационной активности над остальными формами научно-педагогической деятельности в России.

Эта непростая ситуация берет начало еще с 2012 г., а именно с подписания Президентом РФ В.В. Путиным указа «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [6]. Данный указ предписывал, что к 2020 г. не менее пяти российских университетов войдут в топ-100 мирового рейтинга университетов (THE World University Rankings, QS World University Rankings, SJTU Academic Ranking of World Universities). Также там было запланировано увеличение к 2015 г. доли работ российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах (Web of Science) до 2,44 %. Программа получила название «5-100» и обеспечила финансовой поддержкой 21 вуз России, отобранный по результатам конкурсов, проведенных в 2013 и 2015 гг. [7]. В список «счастливчиков» попали НИУ ВШЭ, НИТУ МИСиС, ТГУ, ТПУ, УрФУ, ДВФУ, КФУ, МФТИ, МИФИ,

ЛЭТИ, ИТМО, НГУ, ННГУ, Самарский университет, СПбПУ, БФУ им. И. Канта, Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, РУДН, СФУ, ТюмГУ, ЮУрГУ.

Общей задачей всех вузов-участников стало повышение индекса цитирования научных статей своих сотрудников, а также наращивания исследовательского потенциала и приведение качества образовательных услуг к мировому уровню [8]. На выполнение поставленной Президентом задачи государством каждый год выделяется около 10 млрд руб., которые распределяются между участниками [9].

Сегодня самое время поговорить о явных и неявных результатах выполнения заявленной программы. Проект «5-100» инициировал среди университетов России стремительную гонку за рейтингами и показателями с целью получения бюджетных поступлений, а поскольку научный вклад вузов проще всего оценить выпуском публикаций, то их число в последние годы увеличилось в несколько раз. Уже в 2015 г. доля «вузовских» публикаций в БД Scopus (38 %) превысила долю «академических» публикаций (35 %), авторами которых являются сотрудники институтов Российской академии наук [10].

«Stimago Journal & Country Rank» [11] - это общедоступный портал, включающий журналы и научные индикаторы стран, разработанные на основе информации, содержащейся в базе данных Scopus. Указанные там показатели можно использовать для оценки и анализа разных научных областей. Рассмотрим график (рисунок) распределения публикаций в индексируемых Scopus-источниках за период 2007-2018 гг. (данные получены при помощи интернет-платформы «Stimago Journal & Country Rank»).

90000 80000 70000 60000 50000 40000

2008 2010 2012 2014 2016 2018

Рис. Изменение количества научных публикаций за период 2007-2018 гг. (для сравнения взяты страны, соседствующие с РФ в рейтинге по числу публикаций)

Легко заметить, что после 2012 г. наблюдается резкий рост числа научных публикаций в России. Но попробуем выяснить, позволило ли это войти нашим университетам в списки лидирующих вузов мира?

Обратимся к таблице, в которой приведены лучшие результаты, полученные российскими вузами во время участия в программе «5-100». К большому сожалению, ни один наш участник проекта так и не смог попасть в сотню ведущих мировых университетов. Только МГУ имени М.В. Ломоносова смог занять 95-е место во всемирном рейтинге университетов (QS World University Rankings), поднявшись на 31-ю позицию по сравнению с предыдущим исследованием [12], но при этом не являясь участником программы «5-100».

Достижения российских вузов, состоящих в программе «5-100» [13]

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

THE World University Rankings (публикуется британским еженедельным изданием Times Higher Education)

Количество участников проекта в топ-100 0 0 0 0 0 0 0

Ранг лучшего российского вуза 276-300 201-225 226-250 196 161 188 194

QS World University Rankings (публикуется британской консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds)

Количество участников проекта в топ-100 0 0 0 0 0 0 0

Ранг лучшего российского вуза 116 120 114 107 108 108 95

«Тренд на „рейтингование" и дифференциацию образовательных учреждений продолжается уже несколько лет. Все это началось из-за того, что образование рассматривалось как услуга, а абитуриенты должны были иметь некий ориентир, понимать, насколько престижен вуз» [14]. К тому же, с рейтингами (т.е. цифрами) удобно работать и чиновникам: не надо напрягаться и вдумываться, чем именно тот или иной вуз лучше, чему вуз учит и как воспитывает молодое поколение, какие полезные для российского общества исследования он проводит?

Каким же образом обеспечивается повышение рейтинга российских университетов? Догадаться нетрудно - колоссальным увеличением (а вернее «накручиванием») числа вузовских научных публикаций. «Сегодня контракты между вузом и профессором заключаются таким образом, что в них предусматривается обязанность сотрудника не только вести преподавательскую деятельность, но и реализовывать академические, финансовые, коммерческие нормативы (публикации научных статей в журналах Scopus и WoS, наличие у преподавателей соответствующего индекса Хирша)» [15, с. 56]. В итоге многие вузы к работе (хоть на минимально условную ставку) начинают привлекать знаменитых российских и зарубежных ученых с их статьями и разработ-

ками [10, с. 10]. Как правило, KPI, зарплата и работа профессорско-преподавательского состава вуза напрямую связывается с соблюдением жестких публикационных условий: «на сайтах ведущих российских университетов уже опубликованы новые условия конкурсного избрания на должности профессора и доцента кафедры для устраивающихся к ним на работу преподавателей. Среди них обязательное наличие от 2 до 5 публикаций в журналах, индексируемых в системах Web of Science и/или Scopus» [16, с. 26]. В эффективном контракте ППС прописываются обязательное количество публикаций (с явным предпочтением зарубежных журналов) и число цитирования их научных работ, но «бесплатные публикации в журналах Scopus и Web of Science, особенно по социально-экономическим направлениям, требуют ожидания рецензирования статьи более двух лет, без гарантии опубликования и часто с отказом без объяснений» [17, с. 15]. Чтобы сохранить рабочее место и получать нормальную зарплату, преподаватели вынуждены (зачастую за собственные же деньги!) публиковаться в «хищнических/мусорных» журналах и изданиях с запятнанной репутацией [9; 10, с. 12], а кафедры и факультеты - проводить множество серийных конференций. Студентам приходится регулярно и по всем предметам «для галочки» писать около- и псевдонаучные статьи, брать в соавторы своих преподавателей и обязательно многократно цитировать работы своих научных руководителей (для накрутки их индекса Хирша). При всем этом реальная научная важность публикуемых статей практически не проверяется и особо никого не интересует.

Но справедливости ради отметим, что публикационный бум захватил уже весь мир и стал этаким научно-рейтинговым бизнесом. Об этом с сожалением пишет Уильям Хорнедей, директор Нью-Йоркского зоологического общества: «Достоин глубокого сожаления тот факт, что до сих пор не нашелся видный научный деятель, который бы твердо и бесстрашно призвал прекратить тратить время, силы, деньги и бумагу для печати этих научных отбросов, научного мусора» [18].

За последние годы из-за «рейтинговой гонки» ценность публикации в российских рецензируемых журналах резко упала - печатная работа в зарубежном издании для научной репутации автора «стоит» гораздо выше: «Высшая категория в базе Web of Science по баллам оказывается в 40 раз ценнее российского „ваковского" журнала. При этом в мировой практике все наоборот: активно обсуждается необходимость учитывать в экспертных группах собственное качество статей, а не „влиятельность" журналов» [19]. Кроме того, иностранная публикация и обходится дороже: «взнос для открытого доступа в одну из баз журналов Open Access free стоит от 1,5 тыс. долл. до 3 тыс. евро» [16, с. 28]. Но, к сожалению, главная опасность такого подхода кроется в том, что наши ученые ради высокого рейтинга, индекса Хирша и более-менее достойной зарплаты вынуждены свои достижения (даже стратегически важные

для суверенитета и обороноспособности государства!) публиковать исключительно в западных изданиях, а свои открытия предпочитают патентовать не в России, а в США и ЕС. И, кстати, не поэтому ли работы наших технарей, физиков, математиков, химиков, биологов импортные журналы печатают с радостью и бесплатно, а вот за публикацию своих статей гуманитариям (экономистам, социологам, педагогам и др.) приходится выкладывать круглые суммы в валюте? Все это очень напоминает катастрофическую ситуацию в постсоветской науке - когда от фонда Сороса по программе «срочной индивидуальной помощи» 64 тысячи ученых из государств бывшего СССР получили одноразовые гранты по 500(!) долларов каждый «по разным специальностям фундаментальных естественных наук» [20]. Даже сегодня, через четверть века, о количестве наших технических и естественно-научных разработок и ноу-хау, фактически отданных «за еду», можно только догадываться.

Надо отметить, что количество публикаций далеко не всегда переходит в качество, а внедрение политики исключительного превосходства зарубежных изданий приводит к невозможности точной оценки динамики научного развития вузов Российской Федерации. Вследствие вынужденного выполнения заданных требований, наши университеты уже насчитывают сотни, а порой и тысячи публикаций, написанных только для рейтингов и отчетности и почти не содержащих существенно значимой научной и практической ценности. Но, говоря о рейтингах, нельзя забывать неписанное (но свято соблюдаемое) правило: в рейтинге всегда побеждает тот, кто его составляет! Мы почему-то все стараемся играть на чужом поле и по чужим правилам, а ведь зачастую параметры сравнения уже изначально подбираются под конкретные учебные заведения. Например, если бы мы во главу рейтинга авиационных вузов мира поставили бы знание башкирского языка, то априори (а главное -прозрачно, честно и без подтасовок) победителем стал бы Уфимский государственный авиационный технический университет, а если татарского -то Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева!

Кроме описанного, стоит отметить, что «рейтингование» вузов прекрасно коррелирует с бюрократизацией учебного процесса, которая «экспоненциально растет год от года: каждый год появляются новые и меняются прежние формы основных документов, что требует пересмотра всей документации, сопровождающей учебный процесс. Эта постоянная и непродуктивная занятость морально выматывает и демотивирует творческих педагогов, постоянно работающих над улучшением своей работы. И наоборот, педагоги-ремесленники (или «урокодатели») в этом перманентном цейтноте чувствуют себя относительно комфортно, ведь зачастую многочисленные проверки и аудиты начинаются и заканчиваются документацией и, если с «бумажками» все хорошо, то содержание учебного процесса особо и не контролируется» [21, с. 437].

Бездумная концентрация исключительно на рейтингах принуждает администрации вузов выбирать наиболее простые пути достижения первенства, в то время как реальная наука становится слишком громоздким и неповоротливым механизмом, к тому же не гарантирующим достижение поставленных целей в заданные сроки. Безусловно, нельзя однозначно утверждать, что все вузы-участники «5-100», равно как и остальные российские вузы, не желающие оставаться в стороне, всецело приняли стратегию повального повышения рейтингов, напрочь позабыв и о продвижении российской науки, и о повышении научной грамотности учащихся. Кроме того, «рейтинги удачно отражают только одну сторону деятельности университетов - научно-исследовательскую, в то время как образовательная и социальная миссии вузов остаются практически неохваченными» [22, с. 30]. Вот и возникает вопрос: верно ли выбраны текущие приоритеты развития образовательного и научного сообщества Российской Федерации и не упустят ли наши вузы нечто фундаментальное и важное в погоне за сиюминутными победами, заработав славу очередного «взбесившегося принтера»? Необходимо менять и развивать не только саму систему вузовских рейтингов, но и возрождать утраченный престиж научной публикации: «Не хотелось бы, чтобы молодое поколение России повторило судьбу египтян, разучившихся строить монументальные технически совершенные пирамиды» [23, с. 181].

Список литературы

1. Стегний В.Н. Социологический анализ отношения преподавателя к системе управления вузом // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. -2015. - № 2. - С. 6-14.

2. Насибуллин Р.Т., Шарипов Ф.В. Высшее образование России в лабиринтах инновационного развития // Высшее образование сегодня. - 2017. -№ 9. - С. 7-14.

3. Лакман И.А., Иванова А.Д., Муругова О.В. Методическое обеспечение педагогической практики аспирантов технических и экономических направлений // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 4. - С. 169-173.

4. О порядке присуждения ученых степеней [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 (ред. от 01.10.2018). -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152458/8af0961a8a1 cae81e691dc69dc02108292933253 (дата обращения: 10.03.2020).

5. Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&

base=LAW&n=198566&fld= 134&dst=1000000001,0&md=0.7877379740917902# 040223930655565465 (дата обращения: 10.03.2020).

6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599. - URL: https://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25/6.pdf (дата обращения: 10.03.2020).

7. В Минобрнауки заявили, что правила отбора вузов в проект «5-100» будут изменены - ТАСС [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/ obschestvo/6319913 (дата обращения: 10.03.2020).

8. Проект «5-100» [Электронный ресурс]. - URL: https://indicator.ru/ label/proekt-5-100 (дата обращения: 10.03.2020).

9. Проплаченные статьи и псевдоконференции: как вузы пытаются повысить свои рейтинги [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2019/09/09/810746-proplachennie-stati-i-psevdokonferentsii-kak-vuzi-pitayutsya-povisit-svoi-reitingi (дата обращения: 10.03.2020).

10. Гуськов А.Е., Косяков Д.В., Селиванова И.В. Стратегии повышения публикационной активности университетов - участников Проекта 5-100 // Научная и техническая библиотеки. - 2017. - № 12. - С. 5-15.

11. Scimago Journal & Country Rank [Электронный ресурс]. - URL: https://www.scimagojr.com/countryrank.php (дата обращения: 10.03.2020).

12. МГУ вошел в топ-100 лучших вузов мира по качеству образования [Электронный ресурс]. - URL: https://www.msu.ru/news/mgu-voshel-v-top-100-luchshikh-vuzov-mira-po-kachestvu-obrazovaniya.html (дата обращения: 10.03.2020).

13. Проект «5-100» [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1 %82_5-100#cite_note-_30f8f6dadc20df4c-48 (дата обращения: 10.03.2020).

14. Преподавательский суррогат [Электронный ресурс]. - URL: https://www.uralinform.ru/ analytics/society/299695-prepodavatelskii-surrogat/ (дата обращения: 10.03.2020).

15. Крайнов Г.Н. Будет ли эффект от эффективного контракта в системе высшего образования? // Высшее образование в России. - 2017. - № 5. - C. 52-58.

16. Алавердов А.Р. Публикационная активность преподавателей отечественной высшей школы и резервы ее повышения // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28, № 2. - С. 23-36.

17. Никулина И.Е. Эффективный контракт в вузе как драйвер повышения качества труда научно-педагогических работников // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27, № 5. - C. 9-19.

18. Бесполезных научных публикаций стало слишком много [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4244116?utm_referrer= https %3A %2F %2Fzen.yandex.com %2F %3Ffrom %3Dspecial&utm_campaign= dbr&utm_source=YandexZenSpecial (дата обращения: 10.03.2020).

19. Рубцов А. Журнальная имитация: чем опасна новая методика Ми-нобрнауки [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/opinions/society/ 11/02/2020/5e4114479a794708f1fd4fe1?utm_referrer=https %3A %2F %2Fzen.yan dex.com %2F %3Ffrom %3Dspecial&utm_campaign=dbr&utm_source=YandexZen Special (дата обращения: 10.03.2020).

20. Госдума о работе Фонда Сороса. Депутаты решили защитить фонд от спецслужб [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. - 1995. - 21 февр. - № 31. -URL: https://www.kommersant.ru/doc/102546 (дата обращения: 10.03.2020).

21. Лакман И. А., Иванова А. Д. Перспективы применения кейс-обучения в высшей школе // Электронное обучение в непрерывном образовании: материалы V междунар. науч.-практ. конф. - Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2018. -С. 433-440.

22. Газизова А.И. Превосходство в высшей школе: опыт и перспективы // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - Вып. 2 (18). -С. 27-31.

23. Мухаметшин Р.Р., Иванова А. Д. Как заинтересовать студентов инженерных специальностей учебным процессом // Молодежный вестник УГАТУ. - 2019. - № 2(21). - С. 177-182.

References

1. Stegnii V.N. Sotsiologicheskii analiz otnosheniia prepodavatelia k sisteme upravleniia vuzom [Sociological analysis of educators' attitude towards university management system]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2015, no. 2, pp.6-14.

2. Nasibullin R.T., Sharipov F.V. Vysshee obrazovanie Rossii v labirintakh innovatsionnogo razvitiia [Higher education in Russia in the labyrinths of innovative development]. Vysshee obrazovanie segodnia, 2017, no. 9, pp. 7-14.

3. Lakman I.A., Ivanova A.D, Murugova O.V. Metodicheskoe obespechenie pedagogicheskoi praktiki aspirantov tekhnicheskikh i ekonomicheskikh napravlenii [Methodological support of the pedagogical practices of graduate students of technical and economic disciplines]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2018, no. 4, pp.169-173.

4. O poriadke prisuzhdeniia uchenykh stepenei [On the procedure for awarding academic degrees]. RF Government Decree of Sep. 24, 2013 no. 842, rev. Oct. 01, 2018, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152458/8af 0961a8a1cae81e691dc69dc02108292933253 (accessed 10 March 2020).

5. Ob utverzhdenii poriadka provedeniia gosudarstvennoi itogovoi attestatsii po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniia - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta i programmam magistratury [On approval of the procedure for conducting state final certification for educational programs of

higher education - bachelor's, specialist and master's programs]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198566&fld= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.7877379740917902#040223930655565465 (accessed 10 March 2020).

6. O merakh po realizatsii gosudarstvennoi politiki v oblasti obrazovaniia i nauki [On measures to implement state policy in education and science]. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 no. 599, available at: https://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25/6.pdf (accessed 10 March 2020).

7. V Minobrnauki zaiavili, chto pravila otbora vuzov v proekt "5-100" budut izmeneny - [The Ministry of Education and Science: The rules for selecting universities in the project "5-100" will be changed]. TASS, available at: https://tass.ru/obschestvo/6319913 (accessed 10 March 2020).

8. Proekt "5-100" [The 5-100 project]. Available at: https://indicator.ru/label/ proekt-5-100 (accessed 10 March 2020).

9. Proplachennye stat'i i psevdokonferentsii: kak vuzy pytaiutsia povysit' svoi reitingi [Sponsored articles and pseudo-conferences: How the universities are trying to increase their rankings]. Available at: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/ 2019/09/09/810746-proplachennie-stati-i-psevdokonferentsii-kak-vuzi-pitayutsya-po-visit-svoi-reitingi (accessed 10 March 2020).

10. Gus'kov A.E., Kosiakov D.V., Selivanova I.V. Strategii povysheniia publikatsionnoi aktivnosti universitetov - uchastnikov Proekta 5-100 [Strategies to improve publication activities of the universities participating in project 5-100]. Nauchnaia i tekhnicheskaia biblioteki, 2017, no. 12, pp. 5-15.

11. Scimago Journal & Country Rank. Available at: https://www.scimagojr.com/ countryrank.php (accessed 10 March 2020).

12. MGU voshel v top-100 luchshikh vuzov mira po kachestvu obrazovaniia [Moscow State University entered the Top 100 Universities in terms for education quality]. Available at: https://www.msu.ru/news/mgu-voshel-v-top-100-luchshikh-vuzov-mira-po-kachestvu-obrazovaniya.html (accessed 10 March 2020).

13. Proekt "5-100" [The 5-100 project]. Available at: https://ru.wikipedia.org/ wiki/ %D0%9F%D 1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1 %82_5- 100#cite_note-_30f8f6dadc20df4c-48 (accessed 10 March 2020).

14. Prepodavatel'skii surrogat [Teaching surrogate]. Available at: https://www.uralinform.ru/analytics/society/299695-prepodavatelskii-surrogat/ (accessed 10 March 2020).

15. Krainov G.N. Budet li effekt ot effektivnogo kontrakta v sisteme vysshego obrazovaniia? [Whether there will be an effect from effective contract in the system of higher education?]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2017, no. 5, pp. 52-58.

16. Alaverdov A.R. Publikatsionnaia aktivnost' prepodavatelei otechestvennoi vysshei shkoly i rezervy ee povysheniia [Faculty publication activity and resources for its increase]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2019, vol. 28, no. 2, pp. 23-36.

17. Nikulina I.E. Effektivnyi kontrakt v vuze kak draiver povysheniia kachestva truda nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov [Effective contract at the university as a driver of work quality improvement of scientific and pedagogical workers]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2018, vol. 27, no. 5, pp. 9-19.

18. Bespoleznykh nauchnykh publikatsii stalo slishkom mnogo [There are too many useless scientific publications]. Available at: https://www.kommersant.ru/ doc/4244116?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com%2F%3Ffrom%3Dspe-cial&utm_campaign=dbr&utm_source=YandexZenSpecial (accessed 10 March 2020).

19. Rubtsov A. Zhurnal'naia imitatsiia: chem opasna novaia metodika Minobr-nauki [Magazine imitation: Why the new methodology of the Ministry of Education and Science is dangerous]. Available at: https://www.rbc.ru/opinions/society/ 11/02/2020/5e4114479a794708f1fd4fe1?utm_referrer=https%3A%2F°/o2Fzen.yandex. com%2F%3Ffrom%3Dspecial&utm_campaign=dbr&utm_source=YandexZenSpecial (accessed 10 March 2020).

20. Gosduma o rabote Fonda Sorosa. Deputaty reshili zashchitit' fond ot spetssluzhb [The State Duma on the work of the Soros Foundation. Deputies decided to protect the foundation from security services]. Gazeta Kommersant, Feb. 21, 1995 no. 31, available at: https://www.kommersant.ru/doc/102546 (accessed 10 March 2020).

21. Lakman I.A., Ivanova A.D. Perspektivy primeneniia keis-obucheniia v vysshei shkole [Prospects for implementation of case-education in higher education]. Elektronnoe obuchenie v nepreryvnom obrazovanii 2018. Proceedings of Int. Sci.-Pract. Conf. Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University, 2018, pp. 433-440.

22. Gazizova A.I. Prevoskhodstvo v vysshei shkole: opyt i perspektivy [Leadership in higher education: Experience and prospects]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2015, no. 2(18), pp. 27-31.

23. Mukhametshin R.R., Ivanova A.D. Kak zainteresovat' studentov inzhenernykh spetsial'nostei uchebnym protsessom [How to interest the students of engineering specialty in the education process]. Molodezhnyi Vestnik UGATU, 2019, no. 2(21), pp. 177-182.

Оригинальность 77 %

Получено 11.03.2020 Принято 08.04.2020 Опубликовано 28.09.2020

A.D. Ivanova, A.A. Evgrafov, O.V. Murugova

PUBLICATION ACTIVITY AS A PRIORITY IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN UNIVERSITIES

The list of published research papers is the hallmark of everyone involved in scientific and pedagogical activities in higher educational institutions. In 2012, V. Putin, the President of the Russian Federation, signed a decree entitled "On measures to implement state policy in the field of education and science", which states that by 2020 at least five Russian universities will join the top 100 world university rankings (THE World University Rankings, QS World University Rankings, SJTU Academic Ranking of World Universities). The article examines the issues related to the increase in the publication activity of Russian universities, with special attention paid to universities participating in the 5-100 state program). It also identifies the main trends and consequences of the university rating race, and looks at the real situation in Russian higher education. The motivation and scientific relevance of the work is to demonstrate that today the priority of all universities in Russia is a primitive manipulation of publication activity rating, just as with their researcher' citation indices. A formal-quantitative approach to the important issue of publication activity worsens the quality of education and research in educational institutions of the Russian Federation. The work concludes that the successful activity of Russian universities and their progress towards the international standards is possible only if the benchmarks are shifted from higher places in ranking tables to a qualitative improvement in the scientific and pedagogical activities.

Keywords: publication activity of university workers, universities, top 100, the 5-100 program, university ranking, faculty members' salaries, citation, Hirsch index, effective professor contract, international scientometric databases Scopus and Web of Science.

Alla D. Ivanova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Social Technologies, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: alla.ivanova@mail.ru.

Aleksandr A. Evgrafov - Postgraduate Student, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: evgrafov.alexander92@yandex.ru

Oksana V. Murugova - Postgraduate Student, Ufa State Aviation Technical University, e-mail: murugova.oxana@mail.ru.

Received 11.03.2020 Accepted 08.04.2020 Published 28.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.