Научная статья на тему 'Публичный интерес как основание для ограничения или прекращения права собственности'

Публичный интерес как основание для ограничения или прекращения права собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2493
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС / PUBLIC INTEREST / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / THE TERMINATION OF RIGHTS OF PROPERTY / THE LIMITATION OF RIGHTS OF PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исакова Н. А.

Рассматривается публичный интерес, как категория и основание для ограничения или прекращения права собственности. Проведено разграничение частноправовых и публично-правовых интересов в обществе. Раскрываются основные признаки публичного интереса, его характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The public interest as a ground for restricting or termination of ownership

The article discusses the «public interest» as a category and the reasons for restriction or termination of ownership. A distinction of private and public interests in society. The author presents the main features of the public interest and its characteristics.

Текст научной работы на тему «Публичный интерес как основание для ограничения или прекращения права собственности»

УДК 34 ББК 67

ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ИЛИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

НИНА АЛЕКСАНДРОВНА ИСАКОВА,

адъюнкт кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

E-mail: [email protected]. Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Ю.М. Аристаков

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается публичный интерес, как категория и основание для ограничения или прекращения права собственности. Проведено разграничение частноправовых и публично-правовых интересов в обществе. Раскрываются основные признаки публичного интереса, его характеристика.

Ключевые слова: публичный интерес, ограничение права собственности, прекращение права собственности.

Annotation. The article discusses the «public interest» as a category and the reasons for restriction or termination of ownership. A distinction of private and public interests in society. The author presents the main features of the public interest and its characteristics.

Keywords: public interest, the limitation of rights of property, the termination of rights of property.

При реализации права собственности, собственнику необходимо принимать во внимание интересы как всего общества, так и государства. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации возрастает экономическая и социальная значимость объектов недвижимости. Учитывая данную значимость объектов недвижимого имущества и тенденцию к увеличению количества оснований их отчуждения в пользу государства, исследование понятия «публичные интересы при ограничении и прекращении права собственности» приобретает особую актуальность. Но, прежде чем рассмотреть данное понятие, для начала необходимо определится с понятием «интерес» и «публичный интерес»

Объектом исследования множества гуманитарных наук является такое понятие как «интерес». Немало внимания данному понятию уделено и в юриспруденции, в частности в гражданском праве. Как известно, право не может быть абстрагировано от различных форм проявления интереса, так как основной задачей права является достижение баланса различного рода интересов, их упорядочение и разграничение. По мнению многих ученых-исследователей, интерес сочетает в себе субъективную и объективную сторону. «Субъ-

ективная сторона интереса заключается в психической настроенности субъекта интереса по адресу какого-либо объекта или явления, его устремленности обладать теми или иными объектами окружающей действительности (или каким-либо образом соприкасаться с ними) либо познать объекты или явления действительности. Объективная же сторона интереса состоит в некоторой независимости, обособленности интереса от его субъекта. То есть интерес, не только получает отражение в сознании субъекта, но и существует как факт окружающей нас действительности»^, с. 33].

Понятие «интерес» в праве достаточно неоднозначно на наш взгляд, это объясняется делением общественных отношений (предмета регулирования) на два самостоятельных отношения: частные и публичные, требующие особого метода. Как известно в деятельности правоохранительных и контролирующих органов, регулируемых нормами публичного права, приоритетным является интерес общества и государства, который осуществляется по средствам установления правил и запретов, обязательных для исполнения.

Понятие «публичность» появилось с возникновением государства как особой формы публичной власти. В настоящее время провести четкую грань между

частным и публичным правом невозможно, более того в частном праве наблюдается публицизация. Это, прежде всего, связано с возрастающей ролью государства в экономических отношениях, в социальной обеспеченности общества и граждан, заботе о всеобщем благополучии, в защите прав малых социальных групп населения или всего общества в целом.

В России понятия публичного, государственного и общественного интереса зачастую употребляются как тождественные, однако некоторые исследователи находят между ними различия.

Публичный интерес в научной литературе понимается по разному. Ключевым исследователем публичного интереса является Ю.А. Тихомиров. Он определяет его как интерес признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит гарантией ее существования и развития[2, с. 55].

Публичный интерес также предлагают отождествлять с потребностью всего народа, принявшие форму сознательного желания, побуждения, намерения и стремления. Так, К.Ю. Тотьев понимает под публичным интересом жизненно необходимое состояние больших социальных групп. Обязанность по реализации (достижению, сохранению, развитию) которого лежит на государстве[3, с. 25].

Ю.А. Тихомиров писал: «очевидно, что «личное начало» в обществе не стоит противопоставлять его общественным интересам. Частный интерес как индивидуальный, так и коллективный, нуждается в защите со стороны государства и требует обеспечения социальной направленности такого интереса. «Раздвигаются» его границы до горизонтов публичности в регионе, стране, мире. Важно находить баланс интересов граждан, групп, слоев, меньшинства и большинства. В сфере правового регулирования решение этой задачи достигается путем параллельного развития, взаимодействия публичного и частного права» [2, с. 58].

Отметим, что публичный интерес иногда подменяется ведомственным, или, что еще хуже узкими и корыстными интересами ограниченного круга лиц.

В.М. Баранов писал, «национальный интерес при желании можно оформить как угодно и каким угодно образом. Если нужно, то это будет уровень федерального законодательства; нужно — региональный уровень. Или, например, может выступить чиновник и громогласно объявить: «Тут есть национальный ин-терес»[4, с. 84]. Данная подмена легко объясняется тем, что поскольку бюрократия действует от имени государства, то при определенных навыках риторики довольно легко выдает за интерес публичный укрепле-

ние собственного квазипубличного интереса.

А.В. Кряжков полагает, что конструкция «государственные и общественные интересы» представляется неточной. В ней заключено, с одной стороны, разделение и, с другой стороны, противопоставление названных групп интересов — государственных и общественных, поэтому было бы целесообразно употребить понятие «публичные интересы». Таким образом, публичный интерес — это общественный интерес, признанный государством и урегулированный правом[5].

В свою очередь, В.Д. Мазаев отмечает, что публичный интерес не сводится к государственному интересу. С его точки зрения, принципиально важно в публичном интересе видеть интерес всего гражданского общества, который поддерживается и защищается не только государством, но и гражданским обществом. Публичный интерес, указывает В.Д. Мазаев, нельзя понимать только как интерес государства, отделенный от интересов граждан и общества. Публичный интерес есть общесоциальный интерес, отражающий в концентрированной форме весь спектр интересов в обще-стве[6, с. 27-28].

М.И. Клеандров расширяет субъектный состав носителей общественных интересов. По его мнению, в Указе Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»[7, с. 436] введен новый субъект права, интересы которого могут стать пределом реализации права собственности, — «будущие поколения». В интересах названного субъекта должна быть установлена особая граница осуществления права собственности, в частности, в сфере природопользования, и эта граница должна определять пределы реализации права собственности современного поколения. М.И. Кле-андров указывает: «Речь не идет о формах собственности, сконструированных в монохронологическом виде. Именно так сконструирована ст. 9 действующей Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Вопрос следует поставить иначе — только ли сегодняшнему собственнику любой формы собственности принадлежат природные ресурсы, либо следует думать и говорить также и о завтрашнем собственнике — частном, государственном и (или) ином? Все это настолько не вписывается в нашу правовую материю, настолько способны многие отрасли права поставить с ног на голову, настолько предстоит огромная работа по радикальной, концептуальной переработке

действующего законодательства и концептуальному переосмыслению нарабатываемых законопроектов, что легче не замечать проблему»[8, с. 767-792].

Учитывая вышеперечисленные теоретические концепции, отметим, что они не вполне корректно объединяют интересы разных субъектов. Понятие «общество» и «государство» нельзя наделять одинаковым смыслом — это общеизвестная аксиома. В таком случае нельзя и отождествлять понятия «общественный» и «государственный», более того недопустимо использовать объединяющий термин — «публичные интересы».

В обоснование приведенной позиции, В.Д. Мазаев под публичными интересами понимал, прежде всего, интересы, связанные со сферой государственной власти, с наиболее важными потребностями общества, которые невозможно удовлетворить помимо государственной организации. В то же время под публичными интересами можно понимать и интересы, признаваемые правом, но которые достигаются посредством деятельности таких институтов гражданского общества, как, например, местное самоуправление и др. Конституционно признанные интересы местного самоуправления осуществляются через местные публичные образования, через публичную власть. Также гражданское общество может осуществлять свои публичные интересы через конституционно признанные формы непосредственно: путем проведения выборов, референдумов, сходов и собраний граждан»[6, с. 27-28].

С этой позицией трудно согласиться: она демонстрирует отношение к местному самоуправлению как к общественному институту — данная концепция детально была проработана в рамках общественной (хозяйственной) теории самоуправления. Так, Н.М. Коркунов, характеризуя эту теорию, писал: «Общественная теория видит сущность самоуправления в предоставлении обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов — политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое ведало только свои собственные интересы»[5]. Однако любые попытки реализовать на практике идеи общественной теории наталкиваются на ряд неразрешимых проблем. Основная сложность — это невозможность точного разделения местных и общегосударственных вопросов, реального разграничения частноправовых и публично-правовых интересов в обществе.

Публичный интерес всегда является законным ин-

тересом, так как закреплен в законодательстве и соответствует ему.

Так, Конституция РФ не содержит понятия публичный интерес, но, тем не менее, на конституционном уровне определены в наиболее общем виде важнейшие публичные интересы: создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), обеспечение жильем (ст. 40), здравоохранение (ст. 41), охрана окружающей среды (ст. 42) и иное. Ряд публичных интересов закреплен в соответствующих федеральных законах и подзаконных нормативных актах, например Земельный кодекс РФ.

Гражданское право регулирует имущественные отношения. Является правом частной собственности, в нем господствует и лидирует индивидуальная воля. Казалось бы, именно в гражданском праве не должно быть места публичным интересам, общей пользе и нравственным устоям[9, С. 5].

Использование термина «интерес» в тексте Гражданского Кодекса Российской Федерации насчитывает около 100 указаний на учет тех или иных интересов в гражданском праве. Однако в ГК РФ есть место и публичным интересам — более 10 статей посвящены именно ему. При этом в законе указываются разные терминологии, например: необходимость учитывать и защищать интересы национальной безопасности (ст. 1360). Интересы государства (ст. 969), социальные интересы (ст. 969), интересы общества (ст. 242), общественные интересы (ст.ст. 1349, 1473, 1515).

Говоря об ограничении и прекращении права частной собственности на имущество в публичных интересах, Конституция РФ и ГК РФ в качестве основания данного ограничения права собственности указывает на «государственные нужды», но не на «публичные и общественные интересы» и даже не на «общее благо».

Отметим, что Российская Федерация закрепляет за собой приоритет своих интересов перед интересами других собственников, например, в Конституции РФ присутствуют такие формулировки как принудительное отчуждение имущества для государственных и муниципальных нужд, в ГК РФ в ст. 235 ч. 2 основанием принудительного прекращения права собственности является изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Причем, такие ограничения права собственности могут допускаться, только при условии предварительной и справедливой компенсации.

Так же обратим внимание на несовпадение терминологии Конституции РФ и ГК РФ и многих западноевропейских конституций. В Конституции РФ и ГК РФ указана категория — «государственные нужды», а в

конституциях большинства зарубежных стран используется категория «публичный интерес» или «общественный интерес», т.е. такими понятиями обосновывается целесообразность института принудительного прекращения права собственности лица и изъятия его имущества (его передачи в публичную собственность)[5].

Законное понятие государственных нужд, содержалось в ст. 3 ФЗ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [10], под ними понималось обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Данное определение является общим и нечетким, так как в Законе под государственными нуждами понимают любые товары, услуги, работы, необходимые государству, без каких либо ограничений по виду имущества и форме собственности.

Но, в связи с принятием ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2014 г. определение термина «государственные нужды» исчезает из законодательства Российской Федерации, так как ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» утрачивает силу. Данный факт, безусловно, воспринимается частными собственниками отрицательно, так как в законе право государства на урегулирование вопросов, связанных с приобретением, прекращением и переходом права собственности приобретает абсолютный характер. Однако в законах российской Федерации должны быть четко закреплены границы осуществления такого права, и в общем виде должны определяться интересами частных собственников. Принудительное изъятие собственности возможно лишь в исключительных случаях, и все эти

исключения (необходимость защиты стратегических интересов государства, обеспечение безопасности и обороны страны и т.д.) должны быть четко прописаны в законодательных актах.

Категории «ограничение права собственности» и «публичные нужды» также содержатся в международных нормах и принципах международного права, а также в международных договорах, в которых одним из участников является Российская Федерация. Например, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в ч. 2 ст. 17 указывает, что никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. Также Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20 марта 1952 г. содержит в ст. 1 формулировку, о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Таким образом, понятие публичного интереса при ограничении и прекращении права собственности используется как родовое понятие, объединяющее интересы государственные и общественные. Однако научный смысл словосочетания «публичный интерес» гражданским законом не раскрывается. Надо полагать, что законодатель исходит из позиции известности термина «публичный интерес» всем и каждому. Но в настоящее время понятие публичного интереса является проблематичным как в теории, так и в практике.

Из приведенных определений следует ряд выводов о том, что публичный интерес при ограничении и прекращении права собственности:

• должен совпадать с общественным интересом, выступая его сущностным проявлением и официальным выражением;

• служит осуществлению задач регулирования, сформулированных в законодательном порядке;

• выражается в содержании системы правовых норм;

• должен быть признан и обеспечен государством.

Характеристики публичного интереса при ограничении и прекращении права собственности:

1) отражает материальные условия жизни общества и формируется под влиянием общественных потребностей;

2) призван вести к общему благу, экономическому и социальному прогрессу;

3) связан с волевой деятельностью государства, другими словами публичная власть, выявляя общественные потребности, закрепляет их в нормах права,

таким образом, защищая их;

4) закладывается публичной властью в содержание частноправового регулирования и формулируется в виде задач гражданско-правового регулирования;

5) публичный интерес не должен противопоставляться частным интересам, а наоборот интерес публичный должен служить частным интересам и участники гражданско-правового регулирования должны быть заинтересованы в проведении публичного интереса;

6) публичный интерес сложнее и более трудоемко осуществим, в отличие от интереса частного. Другими словами частному лицу проще купить земельный участок и удовлетворить свои потребности, чем сформулировать цели и задачи, служащие общему благу и экономическому прогрессу и последовательно претворить их в жизнь, сделав экономику эффективной и социально ориентированной.

Таким образом, публичный интерес при ограничении и прекращении права собственности можно определить как служащий общему благу и экономическому прогрессу, законный общественный и государственный интерес, носителями которого являются общество и государство в лице публичной власти, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, который призван удовлетворять социально-экономические потребности общества, посредством изъятия имущества из собственности частных лиц либо путем ограничения правомочий собственника.

Игнорирование или недооценка публичных интересов в частном праве может составлять угрозу серьезных социальных и экономических потрясений.

Литература

1. Богатырев Ф.О. Интерес в гражданском праве // Журнал российского права. — 2002. — № 2.

2. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. — М.: Издательство БЕК, 1995. — 339 с.

3. Тотьев К.Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве // Государство и право. 2002. № 9.

4. Баранов В.М. Деструктивное воздействие права и национальные интересы // Журнал российского права. — 2005.- № 12.

5. Саурин А.А. Право собственности в Российской Федерации: конституционно-правовые пределы реализации и ограничения: монография. — М.: Статут,

2014. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Мазаев В.Д. Понятие и конституционные принципы публичной собственности: Учебное пособие. — М.: Институт права и публичной политики. 2004. — 123с.

7. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 6.

8. Клеандров М.И. О двух хронологических векторах права собственности / Сб. мат. междунар. науч. конф. «Собственность в XX столетии (социально-экономические, политические и правовые аспекты)». М., 2001.

9. Щенникова Л.В. Гражданско-правовое регулирование: публичные интересы, общие пользы, добрые нравы: монография. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 144 с.

10. Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105 (утратил силу). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

Reference:

1. Bogatyrev F.O. Interes v grazhdanskom prave // Zhurnal rossijskogo prava. — 2002. — № 2.

2. Tihomirov Ju.A. Publichnoe pravo. Uchebnik. — M.: Izdatel'stvo BEK, 1995. — 339 s.

3. Tot'ev K.Ju. Publichnyj interes v pravovoj doktrine i zakonodatel'stve // Gosudarstvo i pravo. 2002. № 9.

4. Baranov V.M. Destruktivnoe vozdejstvie prava i nacional'nye interesy // Zhurnal rossijskogo prava. — 2005.- № 12.

5. Saurin A.A. Pravo sobstvennosti v Rossijskoj Federacii: konstitucionno-pravovye predely realizacii i ogranichenija: monografija. — M.: Statut, 2014. Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tant Pljus».

6. Mazaev V.D. Ponjatie i konstitucionnye principy publichnoj sobstvennosti: Uchebnoe posobie. — M.: Institut prava i publichnoj politiki. 2004. — 123s.

7. Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF. 1994. N 6.

8. Kleandrov M.I. O dvuh hronologicheskih vektorah prava sobstvennosti / Sb. mat. mezhdunar. nauch. konf. «Sobstvennost' v XX stoletii (social'no-jekonomicheskie, politicheskie i pravovye aspekty)». M., 2001.

9. Shhennikova L.V Grazhdansko- pravovoe regulirovanie: publichnye interesy, obshhie pol'zy, dobrye nravy: monografija. — M.: Norma: INFRA-M, 2013. — 144 s.

10. Sobranie zakonodatel'stva RF, 25.07.2005, N 30 (ch. 1), st. 3105 (utratil silu). Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tant Pljus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.