2.19. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА
Адамчук Екатерина Евгеньевна, аспирант. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы. Филиал: Южно-Российский институт управления. E-mail: volovik84@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается публично-правовое и частноправовое регулирование договора строительного подряда с позиции конвергенции публичного права и частного права. Делается вывод о разноотраслевом характере отношений, возникающих из договора строительного подряда.
Ключевые слова: публичное право, частное право, конвергенция, договор строительного подряда.
PUBLIC-LEGAL REGULATION OF RELATIONS ARISING FROM THE CONSTRUCTION CONTRACT
Adamchuk Ekaterina Evgenyevna, postgraduate student. Place of study: Russian Academy of National Economy and Public Administration. Branch: South-Russian Institute of Management. E-mail: volovik84@yandex.ru
Annotation: In the article public and private legal regulation of construction contract from a position of convergence of public law and private law is considered. The conclusion about belonging to different branches of law relations, arising out of a construction contract, is drawn. Keywords: public law, private law, convergence, construction contract.
В современной юридической литературе одной из популярных тем исследования последних десятилетий выступает рассмотрение соотношения публичного и частного права. Этот вопрос имеет длительную историю. Еще со времен Древнего Рима известны категории - jus publicum и jus privatum. Однако, несмотря на последующие разработки в этом направлении, справедливым остается замечание И.А. Покровского, что «сам критерий различий между правом публичным и частным остается до сих пор невыясненным» [6, с. 41]. Ученый объяснял это двумя причинами: во-первых, граница между публичным и частным правом на протяжении истории менялась (то, что в одну эпоху регулировалось на началах юридической децентрализации, и, соответственно, относилось к сфере частного права, в другую регулировалось приемом юридической централизации, становилось частью области публичного права; есть примеры обратного процесса), во-вторых, помимо отмеченной исторической изменчивости границы между публичным и частным правом «даже в каждый данный момент эти границы не представляют резкой демаркационной линии» [7, с. 44-45]. И.А. Покровский видел разницу между публичным и частным правом не в различии интересов или отношений, а в различии приемов правового регулирования, т.е. за основу он взял формальный критерий. Как отмечает Е.М. Тужилова-Орданская, «современные ученые-цивилисты в большинстве своем придерживаются именно данной теории, дополнив и усовершенствовав ее» [9, с. 293]. Есть точка зрения, высказанная Г.В. Мальцевым, согласно которой введение понятия «публичный порядок» снимает необходимость разделения права на частное и публичное. Публичный порядок определяется как «объективно существующее в
обществе, сбалансированное состояние социальных интересов, образующих естественным образом сложившуюся иерархию, где отдельные (частные) интересы не должны противоречить общим, а если это случается, то на законных основаниях частное дело должно быть ограничено и поставлено под контроль ради общих, но не государственных интересов» [5, с. 759]. В настоящее время преобладающей тенденцией мирового правового развития является конвергенция в сфере права, которая предполагает взаимовлияние и взаимопроникновение публичного и частного права [4, с. 6]. Полагаем, что идея конвергенции как система представлений о взаимовлиянии и взаимопроникновении публичного и частного права является перспективной, поскольку отрицает противопоставление этих правовых сфер и утверждает необходимость поиска оптимального сочетания публичных и частных начал в правовом регулировании. Примером такого взаимного влияния служит Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ). В.Ф. Яковлев указывает, что в Гк РФ содержатся элементы публично-правового регулирования, что необходимо для эффективного регулирования экономических отношений. К ним относятся положения о лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности, о принудительной реорганизации юридических лиц, о государственной регистрации юридических лиц и сделок с недвижимостью и т.д. [10, с. 136-138]. В свою очередь, законодатель в п. 3 ст. 2 ГК РФ предусмотрел возможность применения гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, в случаях, предусмотренных законодательством.
Целью настоящего исследования является установление публично-правового регулирования отношений, возникающих из договора строительного подряда. Не претендуя на всестороннее рассмотрение заявленной темы, ограничимся анализом влияния публичного права на определение предмета договора строительного подряда, а также на отдельные аспекты его заключения и исполнения.
Договор строительного подряда - пример гражданско-правового договора, где частноправовое регулирование сочетается с публично-правовым. Это связано с тем, что отношения, возникающие при осуществлении строительной деятельности, имеют разную отраслевую принадлежность. Отношения между заказчиком и подрядчиком, возникающие на основании договора строительного подряда, обладают всеми признаками имущественных отношений, которые являются предметом гражданского права. Соответственно, они будут регулироваться методом юридического равенства сторон. Однако строительство обладает спецификой, предполагающей установление отношений не только между заказчиком и подрядчиком, но и отношений с участием публичных органов. Характер этой связи принципиально иной, что предполагает использование соответствующего метода правового регулирования - метода власти и подчинения.
В соответствии с п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловлен-
3'2017
Пробелы в российском законодательстве
ную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 740 ГК РФ). Однако в правоприменительной практике распространены случаи, когда необходимо установить, применяются ли к отношениям сторон общие положения о договоре подряда или положения о строительном подряде. Е.Б. Козлова связывает подобные ситуации с законодательной неопределенностью термина «строительные работы», что затрудняет квалификацию возникших между сторонами отношений. В связи с этим обосновывается положение о том, что «императивно предмет договора строительного подряда должны составлять работы, требующие в соответствии с законодательством, регулирующим градостроительную деятельность, допуска саморегулируемой организации. Иные работы, связанные со строительной деятельностью, могут выполняться подрядчиком как по договору строительного подряда, так и по договору подряда. В связи с этим и правило о распространении норм о договоре строительного подряда на отношения, связанные с капитальным ремонтом, должно быть закреплено императивно» [3, с. 24]. Следует согласиться с этим предложением, поскольку оно вносит определенность в квалификацию отношений по поводу строительного подряда. Обратим внимание, что в связи с многообразием деятельности, опосредуемой подрядными договорами, к гражданскому законодательству привлекается градостроительное законодательство.
В законодательстве также отсутствует понятие «строительная деятельность». Однако в п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрдК РФ) содержится определение строительства, под которым понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). В соответствии с ГрдК РФ субъектом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта, является застройщик. Отметим, что градостроительному законодательству термин «подрядчик» неизвестен. При этом застройщик может быть одновременно и подрядчиком, а может выступать заказчиком по договору строительного подряда.
В литературе различают строительство и строительную деятельность. Так, Р.Р. Ганеев определяет строительную деятельность как включающую «в себя не только непосредственно строительство, но и выполнение застройщиком определенных обязанностей и требований законодательства о градостроительной деятельности, связанных с подготовкой к строительству, оформлением и согласованием необходимой документации, а также оформлением прав на результат строительства» [2].
В.В. Витрянский выделяет административные предпосылки договора строительного подряда, которые влияют на его заключение и исполнение. К ним он относит: формирование земельного участка и его кадастровый учет, получение необходимых администра-
тивных разрешений на возведение соответствующего объекта строительства для обеспечения соответствия вновь возводимого здания или сооружения целевому назначению земельного участка и требованиям градостроительной документации, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, наличие утвержденных правил землепользования и застройки [1, с. 6-9]. Дополним этот перечень выдачей саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 1. ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете. Состав технической документации предусмотрен в ч. 12 ст. 48 ГрдК РФ. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 13 ст. 48 ГрдК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
Производство строительных работ одновременно подчиняется и правилам ГК РФ, и положениям ряда других нормативных правовых актов. К ним относятся: ст. 52 ГрдК РФ «Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства», ст. 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», которой предусмотрено право саморегулируемых организаций разрабатывать и утверждать стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального».
Для цели настоящего исследования интерес представляет и такой этап исполнения договора строительного подряда, как сдача-приемка результата выполненных работ. По общему правилу, в сдаче-приемке результата работ, выполненных по договору строительного подряда, участвуют стороны договора -заказчик и подрядчик. Согласно п. 2 ст. 753 ГК РФ в предусмотренных законом или иными правовыми актами случаях в приемке результата работ должны участвовать представители государственных органов и
органов местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставляется, в том числе, акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора) (п. 4 ч. 3 ст. 52 ГрдК РФ).
Следует согласиться с В.Ф. Попондопуло, который отмечает, что «деятельность по выполнению работ опосредуется разными по природе отношениями: 1) подрядными отношениями, складывающимися между подрядчиком и заказчиком (предметом гражданско-правового регулирования); 2) публичными отношениями, возникающим и между государством в лице его органов, с одной стороны, и участниками подрядных отношений - с другой» [8, с. 575].
Рассмотренные в настоящей статье особенности предмета договора строительного подряда, порядка его заключения и исполнения позволяют сделать вывод о комплексном регулировании соответствующих отношений нормами публично-правового и частноправового характера. Однако применение этих актов различной отраслевой принадлежности сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, законодатель не использует в них единую терминологию. Во-вторых, речь идет об источниках регулирования, обладающих неодинаковой юридической силой. Это ставит вопрос о соотнесении положений этих нормативных актов, что может стать предметом дальнейших исследований.
Список литературы:
1. Витрянский В.В. Договор строительного подряда и иные договоры в сфере строительства // Хозяйство и право. 2005. № 7 (приложение).
2. Ганеев Р.Р. Строительство как разновидность предпринимательской деятельности // Юрист. 2014. № 18. Текст получен из СПС «КонсультантПлюс», разд. «Юридическая пресса».
3. Козлова Е.Б. Развитие системы договорных моделей, опосредующих создание объектов недвижимого имущества в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. - 510 с.
4. Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма, 2011. - 240 с.
5. Мальцев Г.В. Соотношение частного и публичного права: проблемы теории // Гражданское и торговое право зарубежных стран: учебное пособие / под общей редакцией В.В. Безбаха и В.К. Пучинского. - М.: МЦФЭР, 2004. - 896 с.
6. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. 6-е изд., стереот. М.: Статут, 2013. - 351 с.
7. Op. cit.
8. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право : учебник / В.Ф. Попондопуло. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 800 с.
9. Тужилова-Орданская Е.М. Взаимодействие частного и публичного права: методология исследования проблемы // Методологические проблемы цивилисти-ческих исследований: Сборник научных статей. Ежегодник. Вып. 2. 2017 / Отв. ред. А.В. Габов, В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. - М.: Статут, 2017. - 424 с.
10. Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс и государство // Вестник ВАС РФ. 1997. № 6.
Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат».