I Гусев В. А., Радинская А. В.
о Публично-частное партнерство § как механизм поддержки развития ^ инновационно-инвестиционных процессов
о
^ Гусев Вячеслав Александрович
m Национальная академия государственного управления при Президенте Украины (Киев)
Ведущий научный сотрудник Института проблем государственного управления и местного самоуправления Кандидат экономических наук Старший научный сотрудник gusievva@gmail .com
Радинская Анастасия Викторовна
Первая морская академия (Севастополь) Старший преподаватель
Аспирант Академии муниципального управления (Киев) enchor@mail .ru
РЕФЕРАТ
В статье раскрыто содержание категориально-понятийного комплекса «публично-частное партнерство» и обосновано его применение в качестве механизма развития инновационно-инвестиционных процессов в национальной экономике. Определены направления действия механизма публично-частного партнерства для активизации инновационно-инвестиционных процессов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
государственно-частное партнерство, публично-частное партнерство, публичные партнеры, инновационно-инвестиционный процесс, национальные проекты
Gusiev V. A., Radinskaya A. V.
Public-Private Partnership as Mechanism of Support of Innovative and Investment Processes Development
Gusiev Vjacheslav Aleksandrovich
National Academy for Public Administration under the President of Ukraine (Kiev, Ukraine) Leading Researcher of Institute of Problems of Public Administration and Local Government PhD in Economy Senior Researcher gusiev.va@gmail .com
Radinskaya Anastasiya Viktorovna
First Sea Academy (Sevastopol, Russian Federation) Assistant Professor
Graduate student of Academy of Municipal Management (Kiev, Ukraine) enchor@mail .ru
ABSTRACT
The article reveals the concept of categorical conceptual complex "public-private partnership" and reasonable its use as a mechanism for the development of innovation and investment processes in the national economy. The author determines the directions of the mechanism of public-private partnerships to enhance innovation and investment processes.
KEYWORDS
state-private partnership, public-private partnership, public partners, innovative-investment process, national projects
Постановка проблемы. Утверждение инновационно-инвестиционной модели раз- g вития национальной экономики, что определено одним из приоритетных направ- | лений государственной политики в программных документах политического руко- о водства многих стран мира, связано с достижением широкомасштабной генерации о и распространения инновационно-инвестиционных процессов во всех отраслях m национальной экономики, а также на региональном уровне. Это требует соответ- х ствующего ресурсного обеспечения, которое опирается на инвестиционные, ин- н формационные, организационные, а также другие ресурсы. «с
Принимая во внимание ограниченность государственных ресурсов, проблему m ресурсного обеспечения инновационно-инвестиционных процессов предлагается решать через организацию сотрудничества государственного и частного секторов национальной экономики, что реализуется через соответствующие институциональные механизмы.
Анализ публикаций по вопросам развития сотрудничества частного предпринимательства и государства показывает, что проблема привлекает внимание как научно-педагогических работников, так и законодателей. Это находит свое отражение в научных публикациях, учебно-методических материалах [1; 2; 3], а также в актах законодательства1.
Проблема имеет во многих странах мира свое законодательное урегулирование как государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) или публично-частное партнерство (далее — ПЧП), под которым понимаются различные формы средне- и долгосрочного сотрудничества частного предпринимательства и государственных институтов на взаимовыгодных условиях для реализации общественно значимых социально-экономических проектов.
Следует отметить полноту сформированной законодательной основы сотрудничества органов публичной власти и частного предпринимательства в Евросоюзе (англ. Private Public Partnership (PPP))2. В Украине законодательство в области ГЧП формируется на базе Закона Украины «О государственно-частном партнерстве»3. В Российской Федерации более чем 60 субъектов Федерации приняли региональные законы о ГЧП; также был разработан законопроект «Об основах государственно-частного партнерства» на федеральном уровне4.
Анализ законодательных актов Украины и РФ в области ГЧП свидетельствует, что существующее и перспективное законодательство сужает круг партнеров со стороны государства, ограничивает объект соглашения о ГЧП транспортно-дорожной, коммунальной инфраструктурой или арендой имущества, а по форме соглашений они сводятся к концессионным договорам или к договорам о разделе продукции.
Целью статьи является раскрытие категориально-понятийного комплекса «публично-частное партнерство» для его инсталляции в законодательство и опреде-
1 О государственно-частном партнерстве: закон Украины [Электронный ресурс] // Верховная Рада Украины : официальный веб-портал. URL: http://www.rada.gov.ua (дата обращения: 16.04.2014); Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации: проект федерального закона [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 11.04.2014).
2 Best International Practices in Public Private Partnership with Regards to Regional Policy Issues / EBRD, November 2005; European Commission. Green Paper on Public-Private Partnerships and Community Law on Public Contracts and Concessions. Brussels : European Comission, 2004; OECD. Public-Private Partnerships: In Pursuit of Risk Sharing and Value for Money. Paris : OECD, 2008.
3 О государственно-частном партнерстве: Закон Украины [Электронный ресурс] // Верховная Рада Украины : официальный веб-портал. URL: http://www.rada.gov.ua (дата обращения: 16.04.2014).
4 Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации: Проект федерального закона [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 11.04.2014).
2 ление направления действия ПЧП для активизации инновационно-инвестиционных ^ процессов.
о Изложение основного материала. Большинство определений ГЧП, которые расо крываются в научных публикациях и нормативно-правовых актах, определяют его го следующие основные характеристики: среднесрочные или долгосрочные отношения х партнеров на договорной основе, которые основаны на общих целях; возможность н- участия в этих отношениях многих партнеров, распределение рисков, доходов и < ресурсов между сторонами ГЧП. В то же время в научных публикациях распростра-т нен термин «публично-частное партнерство» вместо «государственно-частное партнерство», что в большей степени отвечает содержанию сотрудничества субъектов публичного и частного секторов и соответствует категориям как действующего, так и перспективного законодательства, где уже даны определения категориям: публичная власть, публичное право, юридические лица публичного права, публичные финансы и т. д.
Публично-частное партнерство определяется как институциональное и организационное объединение органов, организаций, учреждений, созданных публичной властью (система государственного управления и местного самоуправления) на национальном, отраслевом, региональном уровнях (публичный партнер), и частного предпринимательства (частный партнер), отношения между которыми закреплены на определенный период времени как на институциональной, так и на договорной основе. Это предполагает взаимодействие сторон путем инвестирования финансовых, интеллектуальных и материально-технических ресурсов для достижения конкретных целей относительно реализации общественно значимых и стратегически важных социально-экономических проектов в разных сферах деятельности. В частности, это могут быть национальные проекты, которые обеспечивают технологическое обновление и модернизацию на инновационной основе базовых отраслей реального сектора национальной экономики, предоставление общественных услуг в масштабе всей страны или отдельных территорий.
ПЧП, которое имеет признаки политико-управленческой категории, в отличие от ГЧП расширяет круг партнерских отношений между частным сектором и государством, которое представлено субъектами публичного права. В частности, такими субъектами выступают юридические лица публичного права, которые согласно ст. 81 п. 2 Гражданского кодекса Украины создаются актами Президента Украины, органов государственной власти или актами органов местного самоуправления. Субъектами ПЧП (публичные партнеры) могут быть также национальные академии, научные организации, высшие учебные заведения, государственные корпорации и холдинги, банковские учреждения, профессиональные объединения и другие организации, которые образованы соответствующими законодательными или нормативно-правовыми актами, а привлечение этих субъектов к сфере ПЧП расширяет его ресурсную базу.
Таким образом, ПЧП представляет собой институциональный и организационный альянс между частным предпринимательством и государством в лице органов государственной власти и государственного управления, органов местного самоуправления, а также государственных организаций и учреждений. Основные формы реализации ПЧП следующие:
• контракты, которые предоставляются государством частным предприятиям на выполнение определенных работ, предоставление определенных общественных услуг;
• концессии как система отношений между публичным партнером (концедентом) и частным партнером (концессионером), которые возникают в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью на определенный срок и за плату;
• образование совместных предприятий;
• предоставление публичным партнером частному партнеру гарантий относитель- g но возвращения им кредитов, полученных для реализации приоритетного инно- | вационно-инвестиционного проекта; о
• финансирование проектов за счет средств государственного или местных бюд- о жетов и других источников в соответствии с общегосударственными и местными m целевыми инновационно-инвестиционными программами; х
• соглашения относительно реализации приоритетных инновационно-инвестици- н онных проектов и участия в национальных проектах; «с
• трастовое управление отдельными производствами, распределение продукции, m развитие отдельных территорий, топливно-энергетических комплексов, а также соглашения достижения общих целей относительно решения актуальных социально-экономических задач и т. п. [7].
Институт ПЧП должен развиваться как система взаимодействия в формах соучастия частного сектора в процессах государственного управления, которое предусматривает влияние частного сектора на формирование государственной политики, на разработку государственно-управленческих решений, а также на их реализацию и осуществление контрольных функций. В такой форме взаимодействия институт ПЧП выступает в качестве элемента гражданского общества и становится одним из влиятельных факторов его развития в стране. Партнерство между публичным и частным сектором позволяет, кроме мобилизации дополнительных ресурсов, использовать компетенцию, опыт, интеллектуальный капитал всех партнеров, что синерги-чески должно усилить эффективность их взаимодействия в формате ПЧП.
Обоюдная выгода сторон в ПЧП заключается в следующем: во взаимообогащении сторон управленческими навыками в процессе общего участия в реализации масштабных проектов; в получении сторонами ПЧП экономического или социального эффекта от реализации общего проекта, экономии бюджетных средств органами государственной власти; в снижении административных барьеров и повышении качества услуг, которые предоставляются государством; в предвидении и распределении экономических рисков реализации проектов между сторонами ПЧП. Все это способствует эффективному осуществлению политико-административных, управленческих, инновационно-инвестиционных процессов, контроля над расходами Правительства, повышению качества услуг, сокращению численности административного и управленческого персонала.
Механизм функционирования ПЧП включает не только механизм взаимодействия публичных и частных партнеров, но и учет всего массива экономических, политических, правовых, социальных факторов, присущих деятельности этих сторон в ПЧП. Это определяет многомерный и сложный характер функционирования института ПЧП и требует системного подхода к проектированию соответствующих институтов для управления им, в частности, налаживание релевантных коммуникаций между сторонами ПЧП. Такие коммуникации наиболее эффективны при использовании технологий GR-менеджмента (government relations) [5].
При реализации ПЧП должны быть предусмотрены меры устранения или ослабления рисков возникновения коррупционных схем ввиду возможности сращивания государственного аппарата с частным бизнесом в коррупционных целях, игнорирования социальных вопросов в условиях погони за прибылью. Кроме того, возможно также возникновение рисков, связанных с влиянием внешних и внутренних факторов на предмет договора о ПЧП, которые могут включать политические, инвестиционные, финансовые, экологические и другие риски. Реализация ПЧП предполагает действие системы управления рисками, которая включает: выявление рисков, проведение оценки рисков и вероятности их возникновения, осуществление мониторинга (контроля) рисков, проведение анализа их влияния на выполнение условий договора, последствий их возникновения; выбор формы управления рисками.
2 Мировой опыт показывает, что институт ПЧП в государстве может стать одним ^ из эффективных механизмов реализации национальных проектов, инновационной, о кадровой, образовательной, промышленной политики. Институционализация ПЧП о как фактора социально-экономического и общественного развития будет способен ствовать:
х • утверждению правовых основ взаимодействия публичных и частных партнеров н- в общей сфере деятельности;
< • углублению и расширению связей между наукой, предпринимательством, обоз разованием и государством;
• повышению уровня доверия субъектов предпринимательской деятельности к органам, организациям и учреждениям государственной власти и местного самоуправления (публичной власти);
• снижению рисков у субъектов предпринимательской деятельности благодаря их распределению между публичным и частным партнером;
• формированию мотивации у субъектов частного предпринимательства относительно частных инвестиций в социальные инновации, связанные с улучшением социально-бытовых условий жизни, экологии, гигиены и безопасности труда, культуры и досуга, что также раскрывается в таких категориях, как «социальная ответственность бизнеса», «территория социальной ответственности бизнеса».
Особую роль играет ПЧП в сфере инновационной деятельности, содержанием которой является сотрудничество между властными государственными и управленческими структурами, территориальными общинами, а также другими юридическими лицами публичного права — субъектами инновационных процессов: научными учреждениями и организациями, инновационными структурами, финансово-кредитными учреждениями и другими (публичные партнеры) юридическими (или физическими) частными лицами — субъектами инновационных процессов (частными партнерами) по вопросам:
• содействия широкомасштабному генезису инновационно-инвестиционных процессов;
• формирования инновационной культуры в среде предпринимателей и сознания в обществе императивов относительно безальтернативности инновационно-инвестиционной модели развития национальной экономики;
• разработки методов ресурсного обеспечения приоритетных инновационно-инвестиционных проектов на корпоративных принципах (корпоративное финансирование);
• трансфера интеллектуальной собственности, созданной в научно-технической сфере на государственные средства, субъектам инновационных процессов для введения этих объектов в хозяйственное обращение через реализацию инновационных процессов;
• обеспечения прозрачности в тендерных процедурах относительно отбора инновационно-инвестиционных проектов для их государственной поддержки по результатам проведенных научной, научно-технической, экологической и других экспертиз с привлечением профессиональных общественных организаций. ПЧП в сферах научной, инновационной и образовательной деятельности осуществляется по направлениям:
• формирования и развития национальной инновационной системы;
• реализации среднесрочных и долгосрочных научно-технических и инновационных программ и проектов;
• организации и обеспечения проведения общих комплексных исследований;
• проведения комплексной инновационной экспертизы инновационно-инвестиционных проектов;
• научного сопровождения инновационно-инвестиционных проектов и трансфера 2 технологий; |
• формирования развитой инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес- о инкубаторы, центры трансфера технологий и др.); о
• подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения т реализации национальных проектов, приоритетных инновационно-инвестицион- х ных проектов, программ модернизации национальной экономики; н
• формирования технологических платформ, которые распространены в странах «с Евросоюза как эффективное средство реализации государственной научно-тех- т нологической, инновационной политики путем объединения в формате ПЧП ресурсов разных сторон: государства, предпринимательства, науки, образования с целью определения научно-технологических приоритетов, введения в хозяйственный оборот научно-технических разработок, в которых просматриваются перспективы их инновационного внедрения, и технологической модернизации производств
за наиболее перспективными для национальной экономики направлениями научно-технического прогресса;
• организации эффективного взаимодействия большого, среднего и малого бизнеса в сфере инновационной деятельности.
Мировой опыт свидетельствует, что проекты в формате ПЧП носят разнообразный характер, а их направленность зависит от национальных приоритетов и направлений государственной политики. По результатам [4] анализа материалов более 900 проектов ПЧП выяснено, что в странах с высоким уровнем социально-экономического развития приоритетными проектами ПЧП являются проекты в отрасли здравоохранения, образования. В странах с трансформационной экономикой (ряд стран Центральной и Восточной Европы и Украина) больше всего инфраструктурных проектов в формате ПЧП относятся к транспортной инфраструктуре: строительство дорог, метро, аэропортов и других объектов.
На рисунке представлена дополненная четырехсторонняя структурно-логическая схема ПЧП в сфере реализации национальных и государственных целевых программ, национальных и приоритетных инновационно-инвестиционных проектов, направленных на модернизацию национальной экономики, где в качестве публичных партнеров выступают институты власти, науки и образования и частным партнером — предпринимательские структуры [2, с. 635].
Следует отметить, что в России ПЧП находит свое место в сфере высшего образования в формате «тройной спирали» — как взаимодействие между публичной властью, университетом и бизнесом в создании инновационной инфраструктуры при университете, а также в организации проектно-ориентированной программы подготовки кадров. В качестве примера можно привести реализацию ПЧП в учебно-научном инновационном комплексе «Томский университет систем управления и радиоэлектроники» [6, с. 345].
Медленное продвижение Украины и России по инновационному пути развития национальных экономик, что подтверждается данными статистики о количестве инновационно-активных промышленных предприятий, объясняется несоответствием императивных заданий инновационного развития национальных экономик их институциональному и ресурсному обеспечению, включая кадровое обеспечение.
Без соответствующей профессиональной подготовки кадров, потенциально способных стать субъектами инновационной деятельности, без осознания ими сущности и значимости этой деятельности, активизации творческой энергии этих кадров и ее направления на широкомасштабный генезис инновационных процессов невозможно обеспечить прогрессивные структурные сдвиги для модернизации национальной экономики на инновационной основе. Достижение этой цели требует ре-
НАУКА
ГОСУДАРСТВО
♦ Прогнозирование технологического развития (foresight)
♦ Прикладные НИОКР
♦ Научное сопровождение проектов
♦ Научная, технологическая
и инновационная экспертиза
I
♦ Государственные инновационные ресурсы
♦ Институциональная среда в формате национальной инновационной системы
♦ Государственная поддержка ПЧП
♦ Предложение национальных проектов и программ
Национальные программы
Национальные проекты
Приоритетные инновационно-инвестиционные проекты
ОБРАЗОВАНИЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
♦ Подготовка специалистов
и менеджеров по приоритетным направлениям инновационно-инвестиционных процессов
♦ Подготовка государственных управленцев
♦ Повышение квалификации кадров
♦ Формирование инновационной культуры
Т
♦ Предложение инновационно-инвестиционных проектов и участие в их выполнении
♦ Инвестиционные и финансовые ресурсы
♦ Освоение новых сегментов внутреннего и внешнего рынков
♦ Заказ на подготовку повышения квалификации кадров
Схема публично-частного партнерства в сфере реализации национальных проектов и государственных целевых программ, приоритетных инновационно-инвестиционных проектов
шения в формате ПЧП следующих приоритетных заданий в сфере высшего образования:
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров как субъектов (или потенциальных субъектов) инновационно-инвестиционных процессов по приоритетным направлениям инновационно-инвестиционной деятельности, способных к творческому труду, профессиональному развитию, освоению и внедрению наукоемких технологий в реальном секторе национальной экономики;
• внедрение учебных программ, которые включают вопросы инновационного развития;
• подготовка научно-педагогических работников, которые должны владеть инновационными технологиями организации учебного процесса;
• формирование инновационной культуры у субъектов инновационных процессов, в частности, корпоративной у субъектов — юридических лиц, а также индивиду-
альной у субъектов — физических лиц, на основе которой формируются моти- 2 вационный фактор их участия в инновационных процессах и креативные под- | ходы к их реализации; о
• реализация в сфере образования парадигмы непрерывного образования как о императива изменений социально-экономических реалий, потребностей чело- т века и общества, мирового прогресса относительно постоянного профессио- х нального роста кадров — субъектов инновационных процессов и непрерывного н роста инновационного потенциала национальной экономики за счет качествен- «с ного развития человеческого фактора. т Повышенного внимания требует подготовка государственно-управленческих
кадров для управления инновационными процессами, что составляет содержание инновационного менеджмента как учебной дисциплины и вида предметной деятельности. Такая управленческая подготовка специалистов, в частности, их обучение по программам инновационного менеджмента является сейчас базовой составляющей современного бизнес-образования, состояние которого определяет ход социально-экономических реформ, а также инновационных преобразований в стране.
Сейчас в системе высшего образования Украины не осуществляется подготовка специалистов в необходимом количестве не только на перспективу кадрового обеспечения структурно-инновационной перестройки украинской экономики в направлении развития наукоемких производств и отраслей, но и даже в требуемых объемах для обеспечения текущих потребностей в инженерно-технических кадрах для традиционных отраслей индустриального уклада. Так, за годы независимости Украины соотношение между специалистами естественно-технического и гуманитарного профиля изменилось с пропорции 80:20 на пропорцию 20:80. При этом 70% всех специалистов с гуманитарным, экономическим, юридическим образованием не могут трудоустроиться по полученной специальности.
Императивы структурных и технологических изменений в национальной экономике инновационного характера требуют пересмотреть государственную политику в сфере высшего образования, в частности, обеспечить стратегическое планирование подготовки кадров с высшим образованием, которое должно учесть:
• уровень обеспеченности отраслей национальной экономики, других сфер экономической деятельности специалистами с высшим образованием;
• текущую и среднесрочную потребность в специалистах с высшим образованием в разрезах специальностей и профессий в отраслях и регионах;
• факторы влияния на формирование общей и дополнительной потребности в специалистах в отраслевом, региональном разрезах и по видам экономической деятельности (объемы производства, объемы инвестиций, численность занятых, уровень безработицы, возрастная структура работающих, средний уровень заработной платы, демографический аспект);
• ожидаемые изменения в динамике предложения специалистов на рынке труда по отраслям экономики, в региональном разрезе;
• предложения работодателей относительно подготовки специалистов по направлениям специальностей.
Выводы. Обеспечение эффективной государственной поддержки становлению института ПЧП является одной из ключевых задач государства. Однако до последнего времени в Украине, как и в России, не сформированы принципы государственной поддержки, не определены формы и критерии их предоставления и, соответственно, не создано надлежащего правового и методологического обеспечения реализации ПЧП. В этом контексте следует в актах законодательства, которые регулируют вопросы инновационно-инвестиционной деятельности, ввести законодательные нормы, которыми определить принципы, виды, органи-
g зационно-правовые формы реализации ПЧП как эффективного механизма акти-
| визации инновационно-инвестиционных процессов в национальной экономике.
о Разнообразие инновационно-инвестиционных проектов и программ, имеющих
о перспективы инновационного внедрения в разных отраслях национальной эконо-
m мики и представляющих интерес публичных и частных партнеров относительно их
х реализации в формате ПЧП, требует определенной их координации на государ-
н- ственном уровне. И для этого целесообразно создание консультативно-совеща-
< тельного и координирующего органа по вопросам организации ПЧП при правитель-
m стве с представительством в этом органе отраслевых министерств.
Литература
1. Гагарин П. А. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации масштабных проектов [Электронный ресурс] // Экспертный совет при Комиссии Московской городской думы по законодательству. URL: http://www.expert-mgd-ru/test/publications/publications_133. html (дата обращения: 17.04.2014).
2. Национальная экономика : учебник / под общ. ред. Р. М. Нуреева. М. : Инфра-М, 2011. 655 с.
3. Панкратов А. А. Государственно-частное партнерство в современной практике: основные теоретические и практические проблемы : монография / А. А. Панкратов. М. : Анкил, 2008. 248 с.
4. Рожкова С. Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики. [Электронный ресурс] // Рынок Ценных Бумаг : электронная версия профессионального ежемесячного журнала. URL: www.rcb.ru/rcb/2008-01/8902/ (дата обращения: 10.04.2014).
5. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством : учеб. пособие / под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой. М. : РОССПЭН, 2012. 407 с.
6. Гусев В. О. Державна Ыновацмна полiтика: методолопя формування та впровадження : монографiя / В. О. Гусев. Донецьк: Юго-Восток. 2011. 624 с.
7. С'мсон О. Е. Правова модель приватно-публiчного партнерства в Ыновацмнм сферi : монографiя / О. Е. Омсон. Харюв : Право, 2013. 448 с.
References
1. Gagarin P. A. State-private partnership as instrument of realization of scale projects [Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak instrument realizatsii masshtabnykh proektov] [Electronic resource] // Expert Advice at Commission of Moscow municipal Thought on a legislation. URL: http://www. expert-mgd-ru/test/publications/publications_133.html (date of appeal: 17.04.2014).
2. National economy [Natsional'naya ekonomika] : textbook / under the general editorship M. Nuriev. M. : Infra-M, 2011. 655 p.
3. Pankratov A. State-private partnership is in modern practice: basic theoretical and practical problems [Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sovremennoi praktike: osnovnye teoreticheskie i prakticheskie problem] : monograph / A. Pankratov. M. : Ankil, 2008. 248 p.
4. Rozhkova S. Analysis of world experience of the use of state-private partnership in different industries of economy [Analiz mirovogo opyta ispol'zovaniya gosudarstvenno-chastnogo part-nerstva v razlichnykh otraslyakh ekonomiki] [Electronic resource] // Equity market : the electronic version of the professional monthly magazine. URL: www.rcb.ru/rcb/2008-01/8902/ (date of appeal: 10.04.2014).
5. GR-connections of with the state: theory, practice and mechanisms of cooperation of business and civil society with the state [GR-svyazi s gosudarstvom: teoriya, praktika i mekhanizmy vzaimodeistviya biznesa i grazhdanskogo obshchestva s gosudarstvom]: tutorial / under the editorship L. V. Smorgunova and L. N. Timofeyva. M. : RUSSPEN [ROSSPEN]. 2012. 407 p.
6. Gusiev V. A. The Public innovative policy: methodology of forming and introduction [Derzhavna innovatsiina politika: metodologiya formuvannya ta vprovadzhennya] : monograph / V. A. Gusiev. Donetsk : South-East [Yugo-Vostok]. 2011. 624 p.
7. Simson O. E. Legal model of privately-public partnership in an innovative sphere [Pravova model' privatno-publichnogo partnerstva v innovatsiinii sferi] : monograph / O. Simson. Kharkov : Right [Pravo], 2013. 448 p.