Научная статья на тему 'Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии'

Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Боровикова Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.: РАГС, 1998. - 25с.

2. Карасева А.Э. Психологические особенности беременных женщин с различным характером родовой деятельности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -Томск: ТГУ, 2005. - 23с.

3. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов: Перинатальная психология, медико-социальные проблемы. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 318с.

4. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 288с.

5. Подобина О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 22с.

В.К. Юнг

ПСИХОТЕРАПИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ГЕРМАНИИ

Психотерапевты различных стран мира наиболее эффективной считают 12-ти шаговую программу работы с аддиктами, которая использовалась нами в процессе психотерапевтической работы с русскоязычными переселенцами в Германии. Данная программа была подвергнута некоторой модификации, учитывающей этнические и ментальные характеристики данного контингента аддиктов. 12-шаговая модель рассматривалась как один из вариантов позитивного продвижения аддиктов на пути формирования трезвеннической установки.

Известно, что гуманистическая модель объяснения зависимости требует понимания алкоголизма, при котором ярлыки типа «Я - алкоголик» ассоциировались бы с необходимостью перемен. Тогда в качестве конечных целей психотерапии выступают личностная сила и свободный выбор. В экзистенциально ориентированной модели психотерапии окончательное выздоровление должно приводить к открытию человеком в себе личностной силы. Некоторые аддикты не желают или не могут принять решение отстаивать свою собственную личностную силу. Для них будет лучше признать свое бессилие и глубину своего социального падения. Данная модель является очень полезной, а для некоторых из них и единственно возможной.

Во всех психотерапевтических моделях запрещается присвоение ярлыков, которые имеют негативную окраску, так как они усиливают низкую самооценку и чувство тревожности зависимого человека, поддерживая его потребность употреблять алкоголь для того, чтобы справиться с этими чувствами.

Несмотря на то, что 12-шаговая модель помогла многим аддиктам избавиться от алкогольной зависимости, она дает побочный эффект, формируя идеологию личного бессилия, вплоть до патологического состояния неверия в себя. Не вызывает сомнения, что эта модель нуждается в дальнейшей разработке и модификации.

Психотерапевтическая работа с русскоязычными переселенцами по этой программе потребовала учета их маргинального статуса, который явно дает о себе знать при использовании различных техник, методов и форм работы. Зарекомендовавшая себя в мировой практике терапевтическая 12-ти шаговая программа была адаптирована с учетом особенностей российской ментальности и русской духовной культуры.

Была также проведена работа по разработке психотерапевтических моделей, предваряющая каждый шаг. Известно, что в содержание 1-го шага входит признание бессилия перед алкоголем и того, что жизнь стала неуправляемой. Это значит, что уже на первом этапе аддикт признает свое бессилие и потерю контроля над собой. Следует отметить, что русский человек предпочитает две крайние позиции: от самоуничижения и покаяния до веры в свою сверхсилу. Для русского менталитета характерна также экстернальность, то есть стремление в качестве причин аддик-ции называть кого-либо из социального окружения, случайность или общество в целом. Известно, что такая ориентация носит невротический характер и может сохранять устойчивой в структуре личности.

В связи с этим на первом шаге нами предлагалась работа с эталоном «сильного человека». У аддикта формировалась ответственность за происходящее, а также предлагался ряд упражнений, направленных на развитие интернальности. Содержание отдельных занятий включало работу с аддиктом по осознанию права на ошибку и формирование готовности просить и получать психологическую поддержку.

Обычно у зависимых людей существует проблема расщепления «Я»: пьяный человек не похож на себя в трезвом состоянии. Химические реакции, конечно, усиливают эту расщепленность. Раскол на части - это основная составляющая нежелательной привычки. Проблема заключается в том, чтобы соединить зависимую часть личности с «трезвой». Для соединения этих противоположностей применялись специальные упражнения, требующие актуализации представлений в воображении.

При рассмотрении содержания 2-го и 3-го шагов была учтена особенность русского менталитета - обращение к за помощью к Богу именно в состоянии алкогольного опьянения. Мы опирались на то, что в традициях православия присутствует покорность, идея богочеловечества, вера в наличие потенциала божественного в человеке. На данном этапе требовался поиск совместно с аддиктами возможности духовного роста с опорой на духовный потенциал русской культуры.

Четвертый шаг предполагал оценку своей жизни с нравственной точки зрения, а также признание достоинств и обязательств перед другими. На данном этапе потребовалась работа с агрессией и ближайшим окружением аддикта. Это объясняется тем, что проблема со-зависимости актуальна для русской семьи, а причины алкоголизации частично лежат в проблемах межличностного общения. Кроме консультирования родственников, создания «групп поддержки», потребовался поиск «внутренних опор» и способов активизации личностного ресурса.

На пятом шаге требовалось не только покаяние, но и поиск причин алкогольной зависимости, включая самопрощение, развитие доверия к себе и другим. Работа по развитию доверия и прощению имела три направления: доверие к другим и прощение тех, кто обидел; просьба о прощении у других; доверие к самому себе и прощение себя.

На шестом и седьмом шагах аддиктам предлагалось начинать действовать, совершать новые попытки формирования трезвеннической установки, несмотря на возможные неудачи и горести. Здесь было важно опереться на характерную для русского человека привычку «откладывать самое важное на потом». Известно, что если русский человек действует и терпит неудачу, то он очень редко методично предпринимает все новые и новые попытки. Горести, неудачи и боль - знакомые российскому человеку точки жизненного пути. Попытка их всячески избежать в новых обстоятельствах (новая страна) еще более усиливали проблему. На данном этапе проводилась работа по прояснению запретов и атрибутированию ответственности, связанной с употреблением алкоголя, прежде всего, себе. Отдельно проводилась работа со страхами, неуверенным поведением аддиктов и развитием внутренних энергосберегающих ресурсов личности.

Опыт показал, что одним из лучших способ повышения чувства личной силы аддиктов, была возможность сделать нечто такое, что раньше они считали невозможным. Процесс формирования трезвеннической установки в значительной мере ускорялся, если аддикт зрительно представлял выздоровление и новые стратегии общения и поведения. В случаях затруднения с представляемыми образами требовалась дополнительная работа или поиск «вторичных выгод» от трезвого образа жизни. При этом иногда использовалась техника якорения, в ходе которой аддиктов просили вспомнить удачные моменты из их жизни, когда они чувствовали себя здоровыми и сильными. Акцент делался на ситуациях актуализации позитивных психических состояний и их сохранении в настоящем.

Иногда для избавления от старых негативных переживаний и душевных травм, толкающих на реализацию негативных побуждений, использовалась методика «похорон» алкогольной аддикции со всеми символами и днями «траура». Позитивный эффект давало также выполнение упражнения «переключение сценария», связанное с быстрым изменением направления негативных, нежелательных ощущений на позитивные. Эта техника была эффективна при выработке положительных привычек, связанных с трезвым образом жизни. Данная методика не выявляла лежащих в основе аддикции проблем, но была очень полезной для завершения более глубокого процессинга и построения позитивного направления на будущее.

Восьмой и девятый шаги предполагали составление списка всех, кому аддикт причинил зло и развитие стремления загладить свою вину. При этом было учтено, что алкоголизация часто способствует изменению характеристик межличностного общения. Поэтому требовалось обязательное рассмотрение возможных паттернов поведения членов семьи и других значимых лиц. На данном этапе целесообразным было проведение занятий, направленных на выявление экспектаций (ожиданий), на развитие способности приятия других людей и возможность эмпатийных переживаний.

Исходя из содержания 10-го шага, планировалось оказание психологической поддержки выбранного аддиктом нового образа жизни, свободного от алкогольной зависимости. Психологическая поддержка включала ведение ежедневных дневниковых записей; групповое выделение психологических преимуществ новой жизни и концентрацию на них; работу с «радостью» (общение с новыми людьми, расширение возможностей, заботы о здоровом теле); ежемесячные групповые встречи; индивидуальное консультирование; углубление медитативно-молитвенных компонентов практики; совместные семейные вечера отдыха.

На 11-ом шаге необходимой представлялась работа по обучению аддикта простым медитативным техникам, начиная с опыта работы по релаксации и заканчивая глубинной молитвенной медитативной практикой. Психологическое сопровождение прохождения аддиктом этого шага предполагало работу по программе «Исцеляющий потенциал православной молитвы».

В процессе прохождения аддиктами данного шага использовались основные принципы работы с русскими аддиктами в русле православных традиций, которые были предложены Б.С. Братусем. Им разрабатывалась идея, что успех при решении проблемы алкоголизма и наркомании имеют только те подходы, которые учитывают духовный характер этих заболеваний. Это было основным аргументом для предложения духовно-ориентированных путей преодоления нарушений.

После выполнения 12-го шага участникам терапевтической группы в целях укрепления сформированных установок на трезвость предлагалась авторская программа профилактики алкогольной зависимости, в соответствии с которой была построена работа консультационного анонимного центра при терапевтическом институте (РВЫ вшЬИ). В содержание программы были включены следующие разделы: природа алкогольной зависимости, социальные, психологические, демографические фак-

торы ее возникновения; психологические теории алкогольной зависимости; правовые аспекты алкогольной зависимости; социальная дезадаптация как последствие алкоголизации; личностно-ориентированная психоактивная профилактика алкоголизма.

После прохождения 12-ти шаговой программы аддикты вновь разделялись на группы. В качестве критериев дифференциации выступали выявленные психологические характеристики поведения, протекания запоя, длительности употребления алкоголя, возможности появления возрастных кризисов, решаемых с помощью ад-диктивного поведения и др.

При построении моделей индивидуальной работы с каждым из аддиктов мы придерживались методики, предложенной Бурно М.Е., в которой предлагались личностные варианты выявления специфики психотерапевтического и психореабилитационного подходов недеградированных алкоголиков. Далее в соответствии с типом группы была разработана система занятий, ориентированная на применение различных техник работы и выбор психотерапевтических направлений по формированию у русскоязычных переселенцев резистентности к алкоголю.

Выработка трезвеннической установки - необходимое звено в комплексной терапии алкогольных аддиктов, предполагающей реализацию ряда этапов: нормализацию психосоматоневрологического статуса; выработку отвращения или сенсибилизации организма к алкоголю; поддерживающую (противорецидивную) терапию.

В связи с этим конкретное содержание психотерапевтической работы с ад-диктом можно условно разделить на три составные части:

- достигнуть по возможности адекватного отношения аддикта к своему заболеванию, приводящему к соматической и социальной катастрофе;

- обучить аддикта основам адаптации к конкретной микросоциальной среде с помощью антиалкогольных психотерапевтических методик;

- осуществить поддерживающую психотерапию в целях полной стабилизации трезвеннической адаптации больного к алкогольному окружению.

Как показывают исследования, признание аддиктами самого факта наличия у себя заболевания часто не ведет к желаемым результатам, так как они усваивают понятие «хронический алкоголизм» и находят в какой-то степени тождество между этим понятием и характером своего пьянства. Это не порождает у них мотивов и стремлений изменить свою установку по отношению к алкоголю. Наоборот, когда аддикты узнают, что из этого вытекает необходимость воздерживаться от спиртного всю жизнь, это сильно затрагивает их эмоциональную сферу. Они стремятся защитить свою алкогольную позицию и не верят в то, что больны (а, если даже и есть хронический алкоголизм, то не такой, который бы не позволил пить умеренно). У них начинает работать психологическая защита в виде вытеснения.

Алкоголиков, отрицающих у себя заболевание, не чувствующих аномальности в своей форме алкоголизма (отсутствие правильного отражения своего состояния в переживаниях) условно можно разделить на четыре категории:

- аддикты, которые ничего не знают о хроническом алкоголизме как о болезни;

- аддикты, у которых присутствует алкогольная доминанта, резко выражено влечение к алкоголю и имеют место значимые переживания (стыд, позор быть алкоголиком);

- аддикты, которые отличаются от предшествующей группы тем, что обладают склонностью к образованию сверхценных идей и вязким слабоподвижным мышлением;

- деградированные аддикты, с которыми психотерапия затруднена.

Больные хроническим алкоголизмом делают проступки часто потому, что

не видят в своих алкогольных действиях ничего предосудительного. Это объясняется тем, что в большинстве случаев люди реагируют на собственные представления и на интерпретацию окружающих в большей степени, чем на непосредственную ре-

альность. В связи с этим в ходе терапии выделялись особенности представлений аддиктов об окружающем, а затем они корректировались в нужном направлении. При этом учитывалось, что у аддиктов слабо выражена способность замечать собственные недостатки, просчеты, поступки. Потребовалось эту способность возрождать, тренировать, углублять.

Внимание аддикта фиксировалось на том, как важно быть критичным по отношению к себе, к своим поступкам. Психотерапевт стремился помочь аддикту найти недостатки, проявить самокритичность, но не в общих чертах, а детально, образно. Совместными усилиями психотерапевта и аддикта поощрялось критическое отношение к себе, к своему поведению, к образу жизни, отношениям с людьми.

Известно, что нормы морального поведения у человека, заболевшего хроническим алкоголизмом, претерпевают существенную трансформацию. Но этот процесс происходит для человека незаметно, исподволь, неосознанно и соответствует изменившемуся под воздействием болезни поведению. Вследствие этого в большинстве случаев у аддиктов не возникают внутренние моральные конфликты. Наоборот, у них образуются особые, алкогольные моральные нормы и понятия.

В процессе терапии аддикты нуждались в психологической помощи, связанной со сменой алкогольного стереотипа восприятия окружающей действительности на трезвеннический. Для этого требовалось «наступление» на его алкогольную позицию с целью уточнения и развития представлений о жизненных перспективах в случае дальнейшего пьянствования (психическая деградация, употребление суррогатов, соматические осложнения, потеря семьи и работы и т.д.), изменение понятий и мировоззрения, на которых строилась его алкогольная позиция, чувство собственного достоинства и смысл жизни. Мы исходили из того, что больные хроническим алкоголизмом считают себя «знатоками» жизни и смотрят на непьющих критично. Поэтому требовалось сформировать у них адекватное представление об их образе жизни, показав, что оно является ущербным. Важнейшим этапом в работе с хроническими алкоголиками было закрепление трезвеннической установки в повседневном существовании.

Наблюдения подтвердили, что аддиктивному пациенту тяжело признавать и выносить собственные чувства, так как его самооценка и способность заботиться о себе не отличаются надежностью и основательностью. Лечение алкоголиков связано с учетом их потребностей в комфорте, безопасности и контроле. Уязвимость систем саморегуляции делает их предрасположенными к употреблению алкоголя, провоцирует их к этому и поддерживает надежду на помощь химических веществ.

Из этого следует, что именно в сфере саморегуляции, проводилась, в основном, психотерапевтическая коррекция. Задачей терапевта являлось выявление тех психологических факторов, которые ведут к возникновению алкогольной зависимости. Однако не следует сбрасывать со счета, что наряду с концепцией психологического объяснения зависимости существует концепция, что «зависимость - это болезнь». Современные исследователи пришли к выводу, что необходимо интегрировать и учитывать обе эти парадигмы при рассмотрении алкогольной зависимости. Установлено, что патологические и фатальные последствия алкоголизма обычно развиваются в течение двух-трех десятков лет.

При организации психотерапевтической работы с аддиктами использовалось индивидуальное консультирование, групповые занятия, а также осуществлялось руководство их самостоятельной работой по профилактике и борьбе с алкогольной зависимостью. В каждом из названных видов работы выделись: информационный блок; индивидуальная работа с психологическими причинами алкогольной зависимости; сотрудничество с АА и другими группами, работающими с зависимостями (темоцентрированные, тренинговые группы); психологическая поддержка и психосоциальная

реабилитация; организация совместных мероприятий; обучение составлению личного плана трезвости, навыкам самоподдержки, техникам совладания; психологическая помощь созависимым, то есть работа с семьей и другими близкими людьми.

Психотерапевтическую работу предварял обязательный диагностический этап, сочетающий медико-биологические и психодиагностические исследования. Диагностическая работа разворачивалась по следующим направлениям: диагностика психологического состояния, диагностика представлений аддиктов об их состоянии и ситуационная диагностика. Первое направление включало в себя определение психического состояния в данный период, специфику самоотношения, определение уровня потребности в поисках ощущений, связанных с алкогольной зависимостью.

По каждому из названных направлений подбирались соответствующие методики. Так, методика М. Цуккерман использовалась для диагностики «потребности в поисках ощущений». Мы исходили из того, что высокий уровень (11-16 баллов) потребности в ощущениях свидетельствует о наличии бесконтрольного влечения, о подверженности аддикта участвовать в рискованных или противоправных мероприятиях. При наличии высокого уровня можно было говорить о вероятности повторного правонарушения или зависимого поведения. В таком случае в процессе индивидуальной работы исследовался механизм, запускающий поведение «в поисках новых (острых) ощущений».

Данные, свидетельствующие о наличии тревожности, фрустрации, агрессивности у аддиктов, были получены с помощью методики диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку). Она также позволяла определить степень ригидности аддикта, давая основания для вывода как о слабой подверженности изменениям, так и о тенденциях психики к устойчивости.

На начальных этапах работы с аддиктами потребовались данные об их психических состояниях, так как они служили основанием для первичного отнесения участников к определенной психотерапевтической группе (по признакам агрессивности, тревожности, фрустрации).

В процессе работы определялись также качественные и количественные характеристики самоотношения (саморуководство, самоценность, отраженное само-отношение, самопринятие, самопривязанность, самообвинение). Для этого была использована методика Пантилеева С.Р.

Высокий балл по шкале «саморуководство» позволял сделать вывод, что аддикт отчетливо переживает свое «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение; считает, что его судьба находится в его собственных руках, испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних переживаний и целей.

Содержание фактора «отраженное самоотношение» давало возможность понять, насколько, по мнению самого аддикта, его личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание или противоположные им чувства. Здесь речь идет не о действительном, а о предвосхищаемом, отраженном отношении других людей, т. е. о самоотношении, зависящем от реальных отношений, демонстрируемых другими людьми.

Интересными представляются данные, полученные по фактору «самоценность», положительный полюс которого отражает ощущение аддиктом ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемую ценность своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства. Противоположный полюс шкалы свидетельствовал о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного «Я», отстраненности и безразличии к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.

Данные по фактору «самопринятие» давали возможность выявить наличие у аддиктов чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя, пусть даже с некоторыми недостатками. Эти материалы позволяли судить о том, насколько они одобряют свои планы и желания, являются снисходительными и дружественными по отношению к себе.

Дополнением к предыдущим данным было исследование по фактору «само-привязанность», который концентрирует внимание на желании или нежелании аддик-та изменяться по отношению к наличному состоянию, а также отражает некоторую ригидность Я-концепции, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я» за счет положительного, полностью принимающего отношения к себе, даже с оттенком некоторого самодовольства. Переживание самопринятия зачастую сопровождалось привязанностью к неадекватному образу «Я». В последнем случае, тенденция к сохранению такого образа рассматривалась как один из механизмов самосознания. Противоположный полюс фактора «са-мопринятие» был связан с сильным желанием аддикта измениться, с неудовлетворенностью собой, с тягой к соответствию с идеальным представлением о себе.

Содержание изучаемого фактора «самообвинение» было связано с интра-пунитивностью, с самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес «Я». Обычно аддикт, соглашающийся с этими утверждениями, был готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. При этом установка на самообвинение сопровождалась внутренней напряженностью, самообнаженностью и открытостью к восприятию отрицательных эмоций, что свидетельствовало о существованием устойчивых аффективных комплексов, сопровождаемых тревожностью и повышенным вниманием к внутренним переживаниям, в первую очередь, отрицательного характера. Эти переживания могли иметь место независимо от того, приписывал ли аддикт собственные неудачи и промахи себе самому или некоторым неподвластным ему обстоятельствам.

Второе направление психодиагностического исследования позволяло учитывать представления аддиктов о себе, о результативности работы, а также выявлять линии их перспективного развития, что позволяло осуществить субъектный подход и подобрать индивидуальные формы работы. С этой целью использовались проективные методы исследования. Так, при использовании методики «Самопроек-ция в будущее» давалось задание описать свой обычный день через 10 лет. В ходе анализа выявлялось наличие у аддикта позитивного или негативного взгляда на себя в будущем (успешность - неуспешность); видение себя в числе аддиктов или нет; наличие рядом с ним членов семьи или значимых близких.

В процессе работы аддикт получал возможность увидеть ситуацию как бы со стороны и активизировать одно из альтернативных Я, на которое в процессе работы можно было опираться. При этом ему предлагалось написать короткий рассказ о самом себе как о главном герое. После этого их просили сочинить и проанализировать два-три варианта продолжения рассказа. В ходе работы отслеживалось, насколько легко аддикт смог увидеть возможность решения проблемы; какие опоры он нашел в себе и в мире (что именно и кого именно); как он видит свою проблему (оценивает ли он ее вообще как проблему). Видение различных вариантов осмысления сложившейся ситуации имело терапевтический эффект, расширяя диапазон выборов, уменьшая сопротивление изменениям и усиливая позитивные представления о себе и своих возможностях.

На данном этапе использовалась также методика «Я глазами моих близких». Данные, полученные с помощью этой методики, помогали при работе с самим аддик-том и его близкими. Для выявления отношения аддикта к алкоголю, для выяснения алкогольных традиций семьи использовалась анкета, которая позволяла определить

его отношение к алкоголю; к алкогольным традициям и семейным мифам; наличие навыков самопомощи и техник совладания в трудных ситуациях; содержание мировоззренческих позиций; востребованность помощи; веры в себя и в свои возможности; ожидания от участия в психотерапии. Данные анкетирования также использовались в дальнейшем для отнесения аддиктов к одной из психотерапевтических групп.

Для экспресс-диагностики потребностей, удовлетворяемых посредством аддиктивного поведения, применялась методика Ваисова С.Б. (модифицированный вариант для работы с алкоголиками), которая была также ориентирована на определение социально-приемлемых способов их реализации.

На первом этапе осуществлялось присоединение к аддикту и выявлялись их переживания в период алкогольного опьянения и в период «желания выпить». Во время беседы психолог задавал вопросы, ориентированные на уточнение испытываемых эмоций и желаний. Ответы на вопросы давали материал для выдвижения гипотез о потребностях аддиктов, которые они удовлетворяют посредством алкогольного опьянения. Затем изучалось наличие этих потребностей и способов их удовлетворения в повседневной жизни, когда аддикт находится в трезвом состоянии.

На следующем этапе предполагалось проведение психотерапевтической работы с выявленными проблемами и консультативная работа по обучению аддиктов социально приемлемым способам реализации своих потребностей. Было установлено, что в числе факторов, способствующих возникновению алкогольной аддикции, чаще всего находятся нереализованные потребности аддикта. Среди них: коммуникативные потребности; невозможность проявления накопившейся агрессии; потребность в новых переживаниях, в защите от чужого влияния; экзистенциальные потребности в смысле жизни; невозможность самореализации; потребность в энергизации и мотивации активности; потребность в помощи, сопереживании, поддержке; сексуальные потребности. Для прослеживания индивидуальной траектории аддикта в «алкогольную жизнь» проводилась работа по ее событийному описанию.

Е.И. Погорелова РИТУАЛЫ, МИФЫ И СИМВОЛЫ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Для понимания этнопсихологических процессов знание закономерностей ритуалов, мифов и символов является необходимым условием. Именно поэтому в статье мы постарается рассмотреть данную проблему.

Символизация - это неотвратимый социально-психологический процесс. Он является необходимым условием в формировании культуры и общества в целом, позволяя закреплять в памяти человечества определенные образы, идеи, формы поведения и т.д. Анализируя символику мифов и символов, мы приближаемся к пониманию субъективного мира, психологической «terra incognito». Понимание данной проблемы является также важным при необходимости изучения специфики ритуалов у различных народов.

В работе мы будем опираться на идеи Э. Тейлора, О. Ранка, Рэглана, Сигела, Р.М. Волкова, В. Проппа, Дж. Кэмпбелла, К.Г. Юнга и др. Психика в современном ее понимании состоит из сознательных и бессознательных процессов. Неосознаваемая часть психики более древняя и имеет два содержания: коллективное бессознательное и личностное бессознательное. Коллективное бессознательное является образом мира, сформировавшимся еще в древние времена. По свое природе оно сверхличностное, его содержание принадлежит человечеству, этносу, народу. Содержанием коллективного бессознательного, представленным у индивида, являются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.