словлена еще и тем, что в большинстве случаев эти пациенты не обладают зрелыми способами совладания (coping) с трудными жизненными ситуациями.
Итак, как показало проведенное исследование, методики Т. Кэша имеют большой потенциал для объективной оценки качества жизни, связанного с образом тела, в особенности среди пациентов эстетической хирургии. Надежность и валидность данных методик делает их ценным инструментом психологической диагностики телесной составляющей самосознания. Указанные характеристики опросников Т. Кэша позволяют использовать их в работе с различными категориями населения, начиная со старшего подросткового возраста, широко применяя в качестве инструментов, измеряющих последствия хирургического вмешательства.
Литература
1. Баранская Л. Т., Татаурова С. С., Ткаченко А. Е. Психологическая оценка результатов эффективности эстетической хирургии / / Урал. мед. журн. - 2007. - № 4(32). - С. 20-27.
2. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Изд-во МГУ, 1987.
3. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989. - 215 с.
4. Татаурова С. С., Ткаченко А. Е., Цветова Е. Г. Пограничная личностная организация пациентов и ее учет в лечебно-реабилитационном процессе // Интеграция медицины и психологии в XXI веке / Под ред. С. И. Блохиной, Е. Т. Соколовой, Л. Т. Баранской. - Екатеринбург: «СВ-96», 2007. - С. 244-253.
5. Тхостов А. Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.
6. Cash T. F., Winstead B. A., Janda L. H. Body image survey report: the great American shape-up / T. F. Cash et al. // Psychology today. - 1986. -Vol. 20. - № 4. - P. 30-44.
С. А. Минюрова
ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ПРОФЕССИОНАЛА
В статье представлена авторская психотехнология, направленная на актуализацию рефлексивной позиции человека по отношению к собственным мотивам, целям и ценностям, которая определяет выбор стратегии преобразования себя в профессии.
The article presents the author’s psychotechnology directed to the actuation of a person reflex position’s attitude to one’s own motives, aims and spiritual values, that determines the choice in the strategy of a person’s conversation in profession.
Динамизм современных социально-экономических преобразований обусловливает качественные изменения в системе «человек - профессия - обще-
ство», ставит вопрос о разработке психотехнологий, которые поддерживают личностно-профессиональное саморазвитие человека.
Анализ научной литературы позволяет выделить несколько основных групп технологий, направленных на сопровождение саморазвития:
• педагогические технологии, ориентированные на самопознание и саморазвитие личности учащихся и педагогов в условиях образовательного процесса (личностно-ориентированная технология К. Роджерса, технология педагогики ненасилия В. А. Ситарова, технология саморазвития личности Г. К. Селевко, технология обучения профессионально-творческому саморазвитию личности Л. Н. Макаровой, И. А. Шаршова и др.);
• акмеологические технологии, способствующие совершенствованию личностного и профессионального развития человека в зрелом возрасте (обучающие технологии В. В. Петрусинского, технологии игромоделирования
О. С. Анисимова, психоконсультирования Г. И. Марасанова, ресурсосбережения О. И. Жданова, оптимизации эмоциональной устойчивости М. Ф. Секач, развития аутопсихологической компетентности Л. А. Степановой и др.);
• психологические технологии, направленные на актуализацию и сопровождение профессионального развития и саморазвития человека на разных стадиях профессионализации (технологическая модель конструктивного изменения поведения Л. М. Митиной, технологии профессионального самоопределения Н. С. Пряжникова, Е. А. Климова, технология психологического сопровождения и поддержки профессионального развития Н. С. Глуханюк и др.).
Принимая позитивный потенциал, накопленный в области разработки технологий сопровождения саморазвития, мы ставим задачу поиска новых путей актуализации внутренней активности человека, которая ведет к качественному изменению им самого себя не только как субъекта деятельности, но и как личности, индивидуальности.
Нами разработана психотехнология, ориентированная на актуализацию рефлексивной позиции человека по отношению к собственным мотивам, целям и ценностям, что определяет его выбор стратегии преобразования себя в профессии. В основе предлагаемой психотехнологии лежит концептуальное представление о рефлексии как способности постигать собственный внутренний мир, а также как о конкретном механизме выбора [5]. Рефлексия традиционно рассматривается в психологии как высший уровень развития сознания и в то же время как условие, обеспечивающее активность, целостность человека [2; 6]. Исследователи раскрывают различные аспекты «выхода» личности в рефлексивную позицию, подчеркивая при этом прямую связь ее активизации с ориентацией на саморазвитие [3; 4].
Предлагаемая психотехнология включает четыре этапа: подготовка; реконструкция опыта профессионализации; рефлексия опыта профессионализации; моделирование потенциальной стратегии преобразования себя в профессии. Психологическое содержание каждого этапа составляют процессы, направленные на последовательное осознание реального состояния и перспек-
тив личностно-профессионального саморазвития. При определении сущности этих процессов мы опирались на следующие представления.
Деятельность по выбору стратегий преобразования человеком себя в профессии возможна лишь во внутренне сложном мире, который порождают личностные смысловые предпочтения, а не внешние обстоятельства [1]. Альтернативы, между которыми осуществляется выбор, являются разными жизненными отношениями, представленными в повседневности через поток отдельных целей и задач поведения и деятельности, основанных на разнообразных мотивах, ценностях. Существует особая «задача на смысл» (А. Н. Леонтьев), состоящая в том, чтобы по отдельным аспектам восстановить реальный смысл воплотившегося в них жизненного отношения и определить его ценность для собственного личностно-профессионального саморазвития. Эта задача требует различения мотивов, ценностей, без которого человек не может точно определить, между чем и чем он должен выбирать. В ходе решения «задачи на смысл» происходит внутренняя работа по соотношению проявлений мотива в нескольких пересекающихся друг с другом плоскостях, а именно: в отношении мотива к внешним и внутренним преградам, преодолеваемым человеком ради его достижения; по сопоставлению мотива с другими возможными мотивами той же деятельности; по оцениванию мотива в его отношении к нормам, принятым человеком; по соотношению мотива с образом «Я» человека. Удержание такой сложности мира является результатом особого усилия, подкрепляемого специальными психотехническими действиями, сводящими субъективно разбегающиеся жизненные отношения в единое пространство [1].
В соответствии с этим структуру предлагаемой психотехнологии составили методы и приемы, направленные именно на актуализацию действий человека по поддержанию внутренне сложного мира. Такие действия, на наш взгляд, связаны с организацией внутреннего диалога, в котором порождается «двуголосовое слово» (М. М. Бахтин), отражающее несовпадение человека с самим собой и выводящее его в рефлексивную позицию. Осмысление этого несовпадения помогает, с одной стороны, осознать противоречивость внутреннего мира развивающегося профессионала, а с другой стороны, активизирует процессы осмысления им собственных ценностей и выбора стратегии преобразования себя в профессии.
При опоре на психотехнику выбора [1] нами выделены психотехнические действия, нацеленные на создание и поддержание внутренне сложного мира: совместная презентация сознанию сопровождающих профессионализацию многообразных жизненных отношений, основанных на различных мотивах и ценностях; выявление факта пересечения жизненных отношений; структурирование как действие, направленное на обнаружение или установление разного рода связей между жизненными отношениями. Дополнительно нами выделено также действие стратегического ориентирования как определение человеком перспектив профессионализации на основе осмысленных
мотивов и ценностей для построения потенциальной стратегии преобразования себя в профессии в конкретных условиях жизнедеятельности. Актуализация этих психотехнических действий происходит в процессе поэтапной реализации разработанной психотехнологии (табл. 1).
Таблица 1
Структура психотехнологии актуализации рефлексивной позиции
профессионала
Этап технологии Психологическое содержание этапа Психотехника
Подготовка Определение готовности человека к выбору стратегий преобразования себя в профессии Психодиагнос- тика
Реконструкция опыта профессионализации Представленность сознанию многообразных жизненных отношений профессионализации, основанных на различных мотивах и ценностях Совместная презентация
Рефлексивный анализ опыта профессионализации Установление взаимосвязей между жизненными отношениями профессионализации Структурирова- ние
Моделирование потенциальных вариантов стратегий преобразования себя в профессии Определение перспектив профессионализации в конкретных условиях жизнедеятельности на основе осмысления мотивов и ценностей Стратегическое ориентирова- ние
Разделяя мнение о том, что способом существования рефлексии является культурно-обогащенная, насыщенная «пытливой мыслью» среда, опираясь на методологические положения синергетической парадигмы (И. Пригожин), гуманистической психологии (К. Роджерс), мы сформулировали два основных принципа организационно-процессуального аспекта технологии. Это принцип организации комплексной, гетерогенной, актуализирующей творческий потенциал человека среды и принцип развития партнерских взаимодействий, коактивности участников.
Нами разработаны индивидуальная и групповая формы реализации психотехнологии. Индивидуальная форма предполагает осуществление психотехнологии посредством индивидуальной консультативной работы с отдельным человеком. Групповая работа реализуется в виде психологического практикума. При проектировании обеих форм учитывались следующие требования: наличие входной диагностики и предоставление участникам систематической обратной связи для обеспечения психологической поддержки; возможность документирования процесса и результата деятельности; наличие блоков контроля утомления и релаксации участников.
Программа консультативной работы включает в себя серию сессий, в ходе которых в удобном для обратившегося за психологической поддержкой человека темпе реализуются все этапы психотехнологии. Программа практи-
кума рассчитана на шесть занятий по пять часов. Последовательность предъявления заданий направлена на актуализацию рефлексии ценностных оснований профессионализации и основана на переходе от методических приемов, которые стимулируют выражение отношения участников к своему личностно-профессиональному пути в символической форме, к приемам, базирующимся на вербальных самоотчетах, дискуссии, деловой игре.
Достижению поставленной цели способствуют разработанные нами авторские методические приемы и модификации ряда методик. Их ключевой особенностью является опора на принцип диалогичности. Методики сконструированы так, что ход их выполнения вызывает внутренний диалог участников, содержание которого предполагает сопоставление жизненных отношений в единстве трех аспектов: пространственного (сферы жизнедеятельности), временного (прошлое, настоящее, будущее), эмоционального (позитивное, негативное). При этом каждый методический прием позволяет выявить выраженность мотивов и ценностей, на которых основывается представление человека о себе как профессионале.
Входная диагностика включала изучение мотивации личностно-профессионального развития и саморазвития; ценностных ориентаций работников; личностных и субъектных характеристик; личностной саморегуляции. Были использованы методики: «Ценностные ориентации персонала» (Е. Б. Фанталова), «Якоря карьеры» (Э. Шейн в адаптации В. Э. Винокурова, В. А. Чикер), «Опросник межличностных отношений» (В. Шутц в адаптации А. А. Рукавишникова), «Шкала контроля за действием» (Ю. Куля в адаптации С. А. Шапкина).
Задача реконструкции опыта профессионализации решается с помощью двух приемов. Методический прием «Коллаж» направлен на запуск внутреннего диалога человека, определение смысловых позиций «личное Я» и «профессиональное Я» посредством создания творческой работы на тему «Я в профессии» и заполнение специально разработанных регистрационных листов. Методический прием «Ценностная сфера профессионала» (авторская модификация методики изучения ценностно-смысловой сферы Е. Б. Фантало-вой) способствует выявлению и осознанию человеком иерархической системы его ценностных ориентаций, лежащих в основе профессионализации.
Осуществить рефлексивный анализ опыта профессионализации позволяет методический прием «Субъективная картина профессионального пути» (авторская модификация методики «Каузометрия» Е. И. Головахи, А. А. Кро-ника). Этот прием дает возможность определить представленность в субъективной картине жизненного пути человека реализованности, актуальности и потенциальности событий личностного и профессионального развития, которые основываются на тех или иных мотивах и ценностях, а также формируют определенные жизненные отношения.
Выполнение задачи моделирования участниками потенциальных вариантов стратегий преобразования себя в профессии происходит путем организации групповой дискуссии на тему «Мой профессиональный путь». Во время дискуссии обсуждаются результаты диагностики, что актуализирует процесс
осознания участниками психологического содержания стратегий собственного личностно-профессионального саморазвития. Решению названной задачи способствует также организация презентации проектов на тему «Я как профессионал: реальное и потенциальное». В ходе презентации участники представляют (в образной или вербальной форме) и обсуждают варианты возможных стратегий личностно-профессионального саморазвития.
Разработанная психотехнология апробирована нами в групповой работе с сотрудниками медико-психолого-педагогического центра г. Лесной Свердловской области (30 чел.). Согласно результатам входной психодиагностики, в группе преобладали участники, для которых характерна выраженность признаков стратегии жизненного благополучия. В ходе реализации следующих этапов психотехнологии были выполнены замеры показателей ценностно-ориентационной активности, выявлены происшедшие в них значимые сдвиги (табл. 2).
Таблица 2
Ценностно-ориентационная активность участников практикума (О - критерий знаков)
Этапы психотехнологии, по завершении которых проводились замеры показателей Показатель Уровень значимости сдвига Характер сдвига
Реконструкция опыта профессионализации Ценности личного благополучия 0,005 Положительный
Ценности материального благополучия 0,021 Положительный
Ценности комфорта 0,0001 Отрицательный
Рефлексивный анализ опыта профессионализации Ценности личного благополучия 0,001 Отрицательный
Ценности авторитета 0,001 Положительный
Ценности материального благополучия 0,03 Положительный
Ценности комфорта 0,02 Отрицательный
Ценности материального благополучия 0,0004 Положительный
Моделирование потенциальных вариантов стратегий преобразования себя в профессии Ценности комфорта 0,005 Отрицательный
Ценности материального благополучия 0,0002 Отрицательный
Ценности авторитета 0,002 Положительный
Ценности комфорта 0,002 Отрицательный
Анализ полученных результатов указывает на последовательное изменение осознания участниками практикума ценностей собственной жизнедеятельности. По завершении этапа реконструкции были выявлены сдвиги в сторону повышения значимости ценностей личного и материального благополучия, но при этом обнаружено снижение уровня направленности на поддержание стабильности и комфорта в собственной жизни. Такая динамика сви-
детельствует в пользу постепенного осознания участниками как преимуществ, так и ограничений стратегии жизненного благополучия.
После прохождения этапа рефлексивного анализа данная тенденция также проявилась. Вместе с тем стал очевидным значимый сдвиг в осознании ценностей авторитета, признания со стороны других людей. Эта группа ценностей характеризует признаки стратегии жизненного успеха, к пониманию преимуществ которой постепенно пришли участники. Названные признаки были отчетливо представлены во время презентации потенциальных стратегий преобразования себя в профессии. В ходе обратной связи участники практикума отметили в качестве важнейшей задачи личностно-профессионального саморазвития повышение уровня профессиональной компетентности путем освоения новых форм деятельности (прежде всего, научно-методической), что позволило им качественно изменить представления о собственном статусе как профессионала, так и субъекта жизнедеятельности.
Полученные результаты дают возможность сделать вывод о позитивном эффекте разработанной нами психотехнологии. Она позволяет объективировать для человека значимые составляющие его профессионального развития, направляет его на осознание целей, мотивов, ценностей профессионализации, ориентирует на обдуманный выбор стратегии преобразования себя в профессии.
Литература
1. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984. - 200 с.
2. Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и трубка М. Мамарда-швили. К началам органической психологии. - М.: Новая школа, 1997. - 336 с.
3. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. - 315 с.
4. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
5. Лефевр В. А. Рефлексия. - М.: Когито-Центр, 2003. - 496 с.
6. Мамардашвили М. К. Философия и личность // Общая психология: Сб. текстов / Под ред. В. В. Петухова. - М, 1988. - С. 262-269.
Н. Н. Савина
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматриваются эффективные зарубежные социально-педагогические и социально-психологические технологии по предупреждению и преодолению делинквентного и криминального поведения. Предполагается, что зарубежный опыт профилактики подростковой делинквентности может быть переосмыслен и адаптирован для применения в отечественной практике.