2. Baeva I. A. Psihologicheskaya bezopasnost obrazovatelnoy sredyi kak resurs psihicheskogo zdorovya sub'ektov obrazovaniya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2012. N 4. C. 11-17.
3. Baeva I. A. Psihologiya bezopasnosti kak osnova analiza ekstremalnoy situatsii // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. N 145. SPb., 2012. S. 6-18.
4. Grachev A. A. Terminalnyiy obraz v psihologicheskom proektirovanii organizatsii // Problemyi pedago-giki i psihologii. 2013. N 3.
5. Zhuravlev A. L., Kupreychenko A. B. Sotsialno-psihologicheskoe pro-stranstvo lichnosti. M.: Institut psi-hologii RAN, 2012.
6. Karpov A. V., Ponomareva V. V. Psihologiya refleksivnyih mehanizmov deyatelnosti. M.: Institut psi-hologii RAN, 2004.
7. Kornilova T. V., Chumakova M. A. Shkalyi tolerantnosti i intolerantnosti k neopredelennosti v modi-fikatsii oprosnika S. Badnera // Eksperimentalnaya psihologiya. 2014. T. 7. N 1. S. 92-110.
8. Kornilova T. V. Psihologiya neopredelennosti: edinstvo intellektualno-lichnostnoy regulyatsii resheniy i vyiborov // Psihologicheskiy zhurnal. 2013. N 34(3). S. 89-100.
9. Kurbatov V. I., Kurbatova O. V. Sotsialnoe proektirovanie. Rostov n/D, 2001.
10. Melnikova E. N. Chas H. Rossiya XXI vek. M., 1996. 672 s.
11. Morosanova V. I., Bondarenko I. N. Diagnostika samoregulyatsii cheloveka. M.: Kogito-Tsentr, 2015. 304 s.
12. Stolyarenko L. D. Pedagogicheskaya psihologiya. Rostov n/D, 2003.
Baeva I. A., Bordovskaia N. V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. 8 (1). P. 86-99. http://psychologyinrussia.com/volumes/8_1_2015.php
Е. В. Ивлев, О. А. Кожемякина, А. В. Микляева, О. В. Рудыхина
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-29-02438/17, «Психологические, социальные и средовые ресурсы здоровья учащихся разных ступеней образования в современной России», 2017-2019 гг.
Статья посвящена обобщению и систематизации эмпирических данных о психосоциальных ресурсах здоровья учащейся молодежи, представленных в отечественной и зарубежной психологической литературе. Предпринята попытка интеграции имеющихся в литературе теоретических подходов и эмпирических фактов с целью создания целостного представления о ресурсах здоровья молодежи на разных этапах образовательного пути. В ходе исследования выделены три уровня психосоциальных ресурсов здоровья учащейся молодежи (внутриличностные, межличностные и социальные ресурсы здоровья) и дана их содержательная характеристика. Проведенное исследование позволило обобщить большое количество разрозненных эмпирических исследований различных психосоциальных ресурсов здоровья учащейся молодежи, выделить инвариантные ресурсы здоровья, а также ресурсы, специфичные для разных ступеней образования.
Ключевые слова: здоровье, психическое здоровье, психологическое здоровье, физическое здоровье, холистический подход, психосоциальные ресурсы здоровья, школьники, студенты.
E. Ivlev, O. Kozhemyakina, A. Miklyaeva, O. Rudykhina
PSYCHOSOCIAL RESOURCES OF HEALTH OF THE STUDYING YOUTH IN DOMESTIC AND FOREIGN EMPIRICAL RESEARCHES
Article is devoted to generalization and systematization of empirical data on the psychosocial resources of health of the studying youth presented in domestic and foreign psychological literature. An attempt of integration of the theoretical approaches and the empirical facts which are available in literature for the purpose of creation of complete idea of resources of health of youth at different stages of an educational way is made. During the research three levels ofpsychoso-cial resources of health of the studying youth (intra personal, interpersonal and social resources of health) are allocated and their substantial characteristic is given. The conducted research has allowed to generalize a large number of separate empirical researches of various psychosocial resources of health of the studying youth, to allocate invariant resources of health and also the resources specific to different steps of education.
Keywords: health, mental health, psychological health, physical health, holistic approach, psychosocial resources of health, school students, students.
Введение
Здоровье молодежи в настоящее время находится в числе приоритетов государственной политики и рассматривается как важнейший фактор прогрессивного развития российского общества. Задачи, связанные с укреплением здоровья молодежи, предполагают не только констатирующие исследования здоровья, но и изучение факторов, определяющих его формирование, поддержание и развитие. Можно предполагать, что эти факторы различаются на разных этапах жизни человека и, в частности, на разных ступенях образования (у учащихся средних и средних специальных учебных заведений, у студентов высшей школы). Не случайно в рамках мониторингового исследования школьников 4, 5, 8, 9, 11-х классов обнаружена вариативность показателей здоровья и выраженности его компонентов в зависимости от возраста школьников и от ступени образования, на которой они находятся [1]. Однако сегодня проведение подобных исследований затруднено многообразием определений и теорий здоровья, которое провоцирует аналитическое дробление предметного поля исследований здоровья и не позволяет создать целостную картину здоровья моло-
дежи в контексте детерминирующих его факторов.
Преодоление сложившейся ситуации возможно путем разработки таких подходов к исследованиям здоровья, которые интегрировали бы существующие концепции на качественно новом уровне. Современные ученые, развивая определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения, где здоровье понимается как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие» [2], на первый план выводят холистический подход к пониманию здоровья. В контексте холистического подхода выделяются восемь характеристик здоровья (психическое, духовное, эмоциональное, социально-психологическое, физическое, сексуальное, социетальное и энвайронмен-тальное здоровье) [3], оценка которых осуществляется в том числе в контексте концепции качества жизни, связанного со здоровьем [4, 5, 6]. Такая трактовка здоровья с необходимостью ставит перед исследователями задачу изучения факторов, способствующих достижению и / или поддержанию здоровья, то есть ресурсов здоровья.
Ресурсы здоровья в самом широком смысле понимаются как морфофункцио-нальный и психологический потенциал организма изменять баланс здоровья в положительную сторону [7]. Очевидно, что ресурсы здоровья неоднородны и отражают различные аспекты человеческого бытия. Однако единого подхода к классификации ресурсов здоровья на сегодняшний день не выработано, что затрудняет решение задач, связанных с разработкой инструментов для оценки ресурсов здоровья молодежи в частности и, как следствие, констатирующей и прогностической оценки здоровья данной возрастной группы в целом. Кратко остановимся на некоторых подходах к классификации ресурсов здоровья.
В рамках биопсихосоциальной модели здоровья [8, 9], которая представляет большой интерес в контексте холистической трактовки здоровья, выделены биологический, личностно-психологический и социально-психологический уровни функционирования человека. На основании этой модели можно предполагать существование нескольких уровней ресурсов здоровья: биологических ресурсов (психофизиологические особенности, обеспечивающие физический уровень здоровья человека), психологических ресурсов (особенности личности, отражающие показатели ее благополучия), социально-психологических ресурсов (особенности социальных связей личности с другими людьми, своим социальным окружением, обеспечивающие ее включение в различные институты общества).
Некоторые исследования посвящены анализу ресурсов отдельных компонентов здоровья, и в их рамках также демонстрируется сложность и многоуровне-вость данного феномена. Так, при исследовании ресурсов психологического здоровья могут быть выделены макросоци-альные, социально-психологические и личностные ресурсы здоровья [10]. В других
исследованиях выделяются внутрилич-ностный, межличностный, социальный, институциональный, деятельностный ресурсы здоровья [11, 12].
Разнообразие факторов, которые могут рассматриваться в качестве ресурсов здоровья, предполагает междисциплинарное изучение данного феномена. Очевидно, что задачи психологии в этой связи концентрируются вокруг изучения ресурсов здоровья, которые имеют психологическую или социально-психологическую природу. Эти ресурсы обобщенно могут быть названы психосоциальными ресурсами здоровья. Несмотря на то что в современной научной литературе представлено огромное количество исследований, прямо или косвенно претендующих на изучение психосоциальных ресурсов здоровья молодежи, единого взгляда на структуру психосоциальных ресурсов здоровья и их роли в формировании / поддержании здоровья к настоящему моменту не выработано.
С учетом вышесказанного цель данной статьи заключается в обобщении и систематизации имеющихся в современной литературе сведений о психосоциальных ресурсах здоровья молодежи на разных этапах образовательного пути.
Методы
Изучение проблематики здоровья проведено с помощью теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы психологической направленности. Принимая во внимание разнообразие трактовок конструкта «здоровье» и возникающие в связи с этим трудности в процессе обобщения и систематизации данных, при отборе публикаций мы учитывали методологическую ясность подхода, реализованного в исследовании, а также обоснованность выводов, формулируемых по его результатам. Холистический подход к феномену здоровья, выступающий теоретико-методологической базой нашего исследо-
вания, позволил на этапе обобщения результатов исследований, посвященных анализу ресурсов отдельных компонентов здоровья, экстраполировать результаты на здоровье в целом. Конкретная тематика публикаций, подвергавшихся анализу, представлена в таблице.
Результаты
Обзор научных публикаций, посвященных анализу психосоциальных ресурсов здоровья учащейся молодежи, позволил сгруппировать их в три блока и выделить на этом основании различные уровни ресурсов здоровья:
внутриличностные ресурсы здоровья — характеристики личности, обеспечивающие поддержание физического, психического и психологического благополучия, конструктивное отношение к собственному здоровью и реализацию здоровьесберегающе-го поведения;
межличностные ресурсы здоровья — характеристики отношений субъекта с другими людьми, создающие условия для поддержания физического, психического и психологического благополучия, конструктивного отношения к собственному здоровью и реализации здоровьесберегающего поведения;
социальные ресурсы здоровья — характеристики положения субъекта в системе социальных отношений, создающие условия для поддержания физического, психи-
ческого и психологического благополучия, конструктивного отношения к собственному здоровью и реализации здоровьесбере-гающего поведения.
Группировка представленных в литературе эмпирических данных о психосоциальных ресурсах здоровья в соответствии с предложенной структурой позволила дать выделенным видам ресурсов содержательную характеристику.
Внутриличностные ресурсы здоровья описаны в современной литературе наиболее полно. К их числу можно отнести в первую очередь особенности рефлексивной и регуляторной сфер личности, создающие условия для поддержания психологического благополучия и реализации здоровье-сберегающего поведения.
Так, представленные в литературе данные свидетельствуют о том, что важнейшим ресурсом здоровья учащейся молодежи является такая рефлексивная личностная характеристика, как позитивное самоотношение, значимость которого (прежде всего в аспекте поддержания психологического благополучия) убедительно продемонстрирована и на выборке школьников [13, 14], и на выборке студентов [15]. Другими значимыми личностными характеристиками, сохраняющими значение на всех этапах обучения, в контексте анализа ресурсов здоровья выступают жизнестойкость [16, 17] и оптимизм [18, 19].
Тематика проанализированных публикаций, посвященных изучению психосоциальных ресурсов здоровья
Тематика публикаций Публикации, в которых анализируются различные психосоциальные ресурсы здоровья учащихся (%)
внутриличностные межличностные социальные
Отношение к здоровью 8,1 1,6 1,6
Психологическое здоровье 24,2 8,1 3,2
Психическое здоровье 1,6 4,3 14,5
Физическое здоровье 24,2 4,3 4,3
Среди регуляторных характеристик личности, рассматриваемых в качестве ресурсов здоровья подростков, юношей и молодых взрослых, наибольшее значение традиционно придается тем компонентам направленности личности, которые обеспечивают реализацию здоровьесберегающего поведения: мотивации к здоровому образу жизни [20, 21, 22, 23, 24], здоровьесбере-гающим установкам [20, 25], месту ценности здоровья в субъективной иерархии ценностей [19, 26, 27]. Вместе с тем ряд исследований показывает высокую ресурс-ность и других аспектов психической саморегуляции, проявляющихся за пределами собственно здоровьесберегающего поведения: способности эффективно справляться с эмоциональным напряжением и негативными эмоциями (тревогой, гневом, виной) [28, 29, 30], осознания возможности контроля над основными видами деятельности (в частности, над учебной деятельностью [1, 14, 18, 31, 32]). Перечисленные факторы также показали свою значимость в детерминации здоровья на разных образовательных ступенях (школа, среднее специальное учебное заведение, высшее учебное заведение).
В дополнение к рефлексивным и регуля-торным ресурсам здоровья на студенческих выборках получены данные о взаимосвязи здоровья и психодинамических аспектов регуляции деятельности, прежде всего экстраверсии [33] и низкого уровня выраженности поведенческих проявлений, понимаемых как интегральный показатель общей активности, чувствительности, интенсивности и настроения [34]. Эти данные позволяют предполагать, что свойства темперамента могут рассматриваться в качестве самостоятельного ресурса здоровья учащейся молодежи наряду с рефлексивным и регуляторным потенциалом, однако необходимо подчеркнуть, что эмпирических подтверждений этому положению для учащихся школьного возраста в процессе
анализа литературы нами обнаружено не было.
В целом при характеристике внутрилич-ностных ресурсов здоровья учащейся молодежи можно считать установленной высокую значимость рефлексивности и способности к саморегуляции, осуществляемой в том числе в различных аспектах здо-ровьесберегающего поведения, что в совокупности дает основания говорить о ресурсном значении субъектности личности по отношению к собственному здоровью [15, 33, 35, 36] и жизни в целом [37, 38]. Этот вывод подтверждается и представленными в литературе данными о тесной связи здоровья с уровнем личностной зрелости молодых людей [15], а также с ее отдельными параметрами: духовно-творческим потенциалом [39], тенденцией к самоактуализации [15, 40], осмысленностью жизни [41, 42]. Вероятно, значение субъектности личности как ресурса здоровья возрастает по мере взросления человека: об этом свидетельствует тот факт, что эмпирические данные о взаимосвязи здоровья и различных аспектов субъектности сконцентрированы вокруг проблематики старшего подросткового и юношеского возраста, а также периода ранней взрослости.
Межличностные ресурсы здоровья учащейся молодежи, согласно имеющимся эмпирическим данным, многообразны и охватывают все без исключения сферы отношений, актуальные для соответствующих возрастных периодов. Показано, в частности, что в качестве значимых ресурсов здоровья в период обучения в школе, среднем специальном и высшем учебном заведении выступают конструктивные отношения со сверстниками, родителями и педагогами.
Отношения со сверстниками приобретают характер ресурсных в том случае, когда не содержат элементов виктимизации [16, 43, 44], с одной стороны, и позволяют получить достаточный уровень инструмен-
тальной и эмоциональной поддержки [45, 46, 47], с другой стороны. Отдельное значение в подростковом возрасте и далее приобретают романтические отношения со сверстниками, удовлетворенность которыми также является ресурсом здоровья [46]. Отношения с родителями, выступающие ресурсом здоровья, характеризуются достаточным уровнем оказываемой ребенку поддержки [48, 49] в сочетании с соответствующим возрасту контролем [50, 51] и включенностью родителей в дела детей [48]. Поддержка является важнейшей стороной и ресурсных отношений с педагогами [43, 49]. Отметим, что, анализируя межличностные ресурсы здоровья, исследователи обращаются не только к анализу качества отношений, но обращают внимание и на возможности субъекта распознавать нюансы тех межличностных отношений, в которые он вовлечен: в нескольких исследованиях, в частности, в качестве ресурса здоровья рассматривается эмоциональный интеллект [52, 53].
Социальные ресурсы здоровья могут быть охарактеризованы как стабильность системы социальных отношений, в которую включен учащийся. Такие изменения, как переход на новую ступень обучения [54, 55], смена места жительства [56] или иные формы миграции [57], оказываются факторами, угрожающими здоровью подростков, юношей и молодых людей. Другой стороной социальных ресурсов здоровья является широта социальных отношений, в которые включен учащийся: включение в профессиональную [58], спортивную [59] или досуговую [49] деятельность, выраженная религиозная [19] или гражданская [60] позиция оказываются положительно связанными с показателями здоровья. Еще одним аспектом социальных ресурсов здоровья является благополучие социальных отношений и, в частности, отсутствие отношений дискриминации и / или самодискриминации, например, по признакам эт-
нической принадлежности [61, 62] или сексуальной ориентации [63, 64]. В качестве третьего аспекта можно отметить субъективную доступность ресурсов системы здравоохранения [11] и информации, связанной со здоровьем и здоровым образом жизни [65].
Обсуждение результатов
Обзор научных публикаций показал, что на сегодняшний день накоплен достаточно большой массив эмпирических данных, позволяющих охарактеризовать психосоциальные ресурсы здоровья учащейся молодежи, сгруппировав их в три блока: внутриличностные (особенности личности, обеспечивающие поддержание различных аспектов ее благополучия), межличностные (особенности отношений учащихся, создающие условия для благополучия на разных уровнях их жизнедеятельности и для реализации здоровьесберегающего поведения), социальные (положение учащихся в системе социальных отношений, создающее условия для их благополучия и определяющее конструктивное отношение к своему здоровью).
Проведенное исследование показало, что проблематика здоровья является дискуссионной в силу разобщенности научных взглядов на содержание понятия «здоровье» [2], отсутствия единой модели поведения, связанного со здоровьем [66], выделения разноуровневых факторов здоровья и здо-ровьесберегающего поведения (например, изучаются особенности биологической подструктуры личности [34], характеристики рефлексивной сферы [17], целостные психологические феномены в виде самоактуализации [17, 40], субъектности [37], жизнестойкости и зрелости [15]).
Следует отметить, что выделенные виды психосоциальных факторов неоднородно исследованы у учащихся разных ступеней образования, что также осложняет построение единой модели психосоциальных
факторов здоровья учащейся молодежи. В частности, внутриличностные ресурсы здоровья являются широко изученными и на выборках школьников, и на выборках студентов. Межличностные ресурсы здоровья активно изучаются прежде всего в исследованиях здоровья учащихся школ. Социальные ресурсы здоровья, напротив, в большей степени изучены на материале студенческих выборок.
Обобщая, отметим, что в качестве внут-риличностных ресурсов здоровья учащейся молодежи целесообразно рассматривать в первую очередь различные характеристики рефлексивной и регуляторной сфер личности, обеспечивающие позитивное самоотношение, эффективное совладающее поведение и саморегуляцию, в том числе в аспектах поведения, связанного с реализацией ценностей здорового образа жизни. К межличностным ресурсам здоровья це-
лесообразно относить достаточный уровень воспринимаемой подростками и молодыми людьми инструментальной и эмоциональной поддержки со стороны значимых других. В число социальных ресурсов здоровья целесообразно включать показатели разнообразия сфер социальной активности, стабильности социальных условий жизни и их позитивной эмоциональной окраски, субъективную доступность медицинской помощи и информации, связанной со здоровьем.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки инструментов, направленных на оценку психосоциальных ресурсов здоровья учащейся молодежи, что, в свою очередь, будет способствовать формированию целостного представления об условиях, ресурсах и факторах здоровья и здоровьесберегающего поведения у учащихся разных ступеней образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Драганова О. А. Психологическое здоровье обучающихся на разных ступенях образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7 (часть 1). С. 127-131.
2. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения // http://docs.cntd.ru/document/ 901977493 (дата обращения: 11.11.2017).
3. Цветкова Л. А., Антонова Н. А. Междисциплинарный подход к изучению здоровья // Концепт душевного здоровья в человекознании / отв. ред. О. И. Даниленко. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. С. 72-83.
4. Stewart A. L., Ware J. E. Measuring functioning and well-being: the medical outcomes study approach. Duke University Press. Durham, 1992. P. 291-303.
5. Вассерман Л. И., Громов С. А., Михайлов В. А., Лынник С. Д., Флерова И. Л. Концепция реабилитации и качество жизни: преемственность и различия в современных подходах // Психосоциальная реабилитация и качество жизни. СПб.: СПбНИПИ им. В. М. Бехтерева, 2001. С. 103-115.
6. Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М.: Олма-Пресс, 2002. 314 с.
7. Коренева Н. М. Здоровье и его социальная обусловленность // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2005. № 8 (46). С. 206-211.
8. Engel G. The Clinical Application of the Biopsychosocial Model // Am. J. Psychiatry. 1980. Vol. 137. N 5. P. 535-544.
9. Engel G. From Biomedical to Biopsychosocial: Being Scientific in the Human Domain // Psychosomat-ics. 1997. Vol. 38. N 6. P. 521-528.
10. Белинская Е. П., Мельникова Н. М., Писарева Л. Ю. Гуманитарные аспекты здоровья и благополучия: причины исследовательского интереса и основные теоретические подходы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 111-116.
11. Хватова М. В. Психологические факторы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 8 (100). С. 131-137.
12. Хватова М. В., Глушкова И. М. Детерминанты и уровни развития ресурсов психологического здоровья студентов // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 5-6 (027-028). С. 372-380.
13. Голянич В. М., Бондарук А. Ф., Ходаковская О. В., Загашева М. В. Психологическое здоровье школьников подросткового возраста // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. Т. 11. № 1. С. 194-195.
14. Гущина Т. И., Андреева И. Г. Развитие самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 5-6 (157-158). С. 111-120.
15. Яковлева Н. В. Исследование индивидуальных различий здоровьесберегающей деятельности личности // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 3. С. 202-214.
16. Moore B., Woodcock S. Resilience, Bullying, and Mental Health: Factors Associated with Improved Outcomes // Psychology in the Schools. Aug. 2017. Vol. 54. N 7. P. 689-702.
17. Пучкова И. М. Психологическая готовность к профессиональной деятельности во взаимосвязи с психическим здоровьем личности // Образование и саморазвитие. 2015. № 3 (45). С. 169-176.
18. Ruthig J. C., Haynes T. L., Stupnisky R. H., Perry R. P. Perceived Academic Control: Mediating the Effects of Optimism and Social Support on College Students' Psychological Health // Soc. Psychol. Educ. 2009. Vol. 12. N 2. P. 233-249.
19. Burris J. L., Brechting E. H., Salsman J., Carlson C. R. Factors Associated with the Psychological Well-Being and Distress of University Students // Journal of American College Health. 2009. Vol. 57. N 5. P.536-543.
20. Лебедева Н. М., Татарко А. Н., Чирков В. И., Лю Ц. Культурно-психологические особенности отношения к здоровью русских и китайских студентов // Психологический журнал. 2007. T. 28. № 4. C. 64-74.
21. Башкирова Ю. В. Факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье учащейся молодежи // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2011. Т. 6. № 1. С. 383-386.
22. Ушакова Я. В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Социальные науки. 2007. № 4. C. 197-202.
23. Козина Г. Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи: дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2007. 183 с.
24. Кретова И. Г., Беляева О. В., Ширяева О. И., Комарова М. В., Чигарина С. Е., Косцова Е. А. Влияние социальных и психологических факторов на формирование здоровья студентов в период обучения в высшем учебном заведении // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 4. С. 85-90.
25. Смайлова С. А. Особенности внутренней картины здоровья у тревожных подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47-2. С. 304-314.
26. Сидоренко О. А. Психолого-педагогические условия и средства формирования ценностного отношения к здоровью у подростков // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / гл. ред. И. О. Логинова. Красноярск: Версо, 2012. С. 46-50.
27. Тишкова А. С. Отношение к здоровью и здоровому образу жизни у студентов первого курса психологического факультета // СМАЛЬТА. 2015. № 4. С. 58-61.
28. Вовк О. Н., Гончарова Н. А., Смирнова Н. В., Большова Н. А., Клименко В. М. Исследование психологических и физиологических показателей здоровья будущих психологов с разным уровнем личностной тревожности [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011. № 4. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_ 2011_4_2559.pdf (дата обращения: 03.11.2017).
29. Луценко Е. Л., Габелкова О. Е. Выявление типологии личностей, склонных к различным формам здоровьесберегающего / здоровьеразрушающего поведения // Вестник психофизиологии. 2014. № 4. С. 52-59.
30. Панкова Н. В. Эмоциональное благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2011. № 4 (74). С. 148-151.
31. Волочков А. А. Психологическое здоровье и активность студента // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014. № 1. Серия 1: Психологические и педагогические науки. С. 57-68.
32. Аршинская Е. Л. Факторы образовательной среды, влияющие на психологическое здоровье подростков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 46. С. 70-74.
33. Raynor D. A., Levine H. Associations Between the Five-Factor Model of Personality and Health Behaviors Among College Students // Journal of American College Health. 2009. Vol. 58. N 1. P. 73-82.
34. Солдатова О. Г., Савченков Ю. И., Шилов С. Н. Темперамент человека как фактор, влияющий на уровень здоровья // Физиология человека. 2007. Т. 33. № 2. С. 76-80.
35. Басалаева Н. В. Проблема психологического здоровья студентов-первокурсников. Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / гл. ред. И. О. Логинова. Красноярск: Версо, 2012. С. 114-123.
36. Шерешкова Е. А. Изучение особенностей отношения к психологическому здоровью у подростков — воспитанников интерната // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2007. Т. 13. С. 134-139.
37. Волкова Н. Г., Девятовская И. В., Сыманюк Э. Э. Психологическая гармония как фактор самоподдержки психологического здоровья на этапе профессионального обучения личности // Педагогическое образование. 2009. № 1. С. 4-10.
38. Соколовская Л. Б. Актуализация духовно-творческого потенциала личности как фактора психологического здоровья молодого человека: дис. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2004. 191 с.
39. Швецова В. А. Влияние духовно-творческого потенциала личности студента на его психологическое здоровье // Психология обучения. 2012. № 12. С. 40-53.
40. Залевский Г. В., Кузьмина Ю. В. Психология здоровья студенческой молодежи: учеб. пособие. Томск: Томский государственный университет. 2012. 144 с.
41. Коптева Н. В. Онтологическая уверенность как экзистенциальное измерение психологического здоровья // Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества / под ред. А. А. Волочкова. Пермь: Перм. гос. гум. пед. ун-т, 2015. С. 135-160.
42. Brassai L., Piko B. F., Steger M. Existential Attitudes and Eastern European Adolescents' Problem and Health Behaviors: Highlighting the Role of the Search for Meaning in Life // The Psychological Record. Oct. 2012. Vol. 62. N 4. P. 719-734.
43. Ганузин В. М. Синдром педагогического насилия как форма дидактогении [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 5 (22). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 05.10.2017).
44. Menrath I., PrUssmann M., Muller-Godeffroy E., PrUssmann C., Ravens-Sieberer U., Ottova-Jordan V., Thyen U. Subjective health, school victimization, and protective factors in a high-risk school sample // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics: JDBP. Jun. 2015. Vol. 36. N 5. P. 305-312.
45. Ji-Kang С., Hsi-Sheng W. School Violence, Social Support and Psychological Health Among Taiwanese Junior High School Students // Child Abuse & Neglect. Oxford. Apr. 2013. Vol. 37. N 4. P. 252-263.
46. Suldo S. М., Thalji-Raitano A., Kiefer S. M., Ferron J. M. Conceptualizing High School Students' Mental Health Through a Dual-Factor Model // School Psychology Review. 2016. Vol. 45. N 4. P. 434-457.
47. Лифинцева А. А. Влияние межличностных факторов на психосоматическое здоровье подростков // Вопросы психологии. 2013. № 4. С. 34-44.
48. Larsson M., Sundler A. J., Ekebergh M., BjorkM. Altering the Parenting Role: Parents' Experience of Supporting the Health and Well-Being of Their Adolescent Girls // Child & Youth Care Forum. Jun. 2015. Vol. 44. N 3. P. 419-432.
49. Capp G., Berkowitz R., Sullivan K., Astor R. A., De Pedro K., Gilreath T. D., Benbenishty R., Rice E. Adult Relationships in Multiple Contexts and Associations with Adolescent Mental Health // Research on Social Work Practice. Oct. 2016. Vol. 26. N 6. P. 622-629.
50. Кузнецова В. Б. Чувствительность к подкреплению и семейные факторы как предикторы проблем психологического здоровья детей и подростков в разных возрастных группах [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. URL: http://psyjoumals.ru/psyclin/2013/n1/ 58919.shtml (дата обращения: 02.11.2017).
51. Липанова Л. Л., Насыбуллина Г. М., Короткова М. О. Роль семьи и общеобразовательных учреждений в укреплении здоровья и формировании образа жизни детей и подростков // Acta Biomedica Scientifica. 2013. № 3-1 (91). С. 85-90.
52. Ширко С. М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологического здоровья у студентов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 2 (17). С. 268-269.
53. Белашева И. В. Эмоциональная компетентность как критерий и ресурс психологического здоровья личности // Акмеология. 2016. № 3 (59). С. 143-152.
54. Bewick B., Koutsopoulou G., Miles J., Slaa E., Barkham M. Changes in Undergraduate Students' Psychological Well-Being as They Progress Through University // Studies in Higher Education. 2010. Vol. 35. N 6. P. 633-645.
55. Wynaden D., Wichmann H., Murray S. A Synopsis of the Mental Health Concerns of University Students: Results of a Text-Based Online Survey from One Australian University // Higher Education Research & Development. 2013. Vol. 32. N 5. P. 846-860.
56. Snedker К. A., Herting J. R. Adolescent Mental Health: Neighborhood Stress and Emotional Distress // Youth & Society. Sep. 2016. Vol. 48. N 5. P. 695-719.
57. Shoshani А., Nakash O., Zubida H., Harper R. A. School Engagement, Acculturation, and Mental Health among Migrant Adolescents in Israel // School Psychology Quarterly. Jun. 2016. Vol. 31. N 2. P.181-197.
58. Symonds J., Dietrich J., Chow A., Salmela-Aro K. Mental Health Improves after Transition from Comprehensive School to Vocational Education or Employment in England: A National Cohort Study // Developmental Psychology. Apr. 2016. Vol. 52. N 4. P. 652-665.
59. Малинаускас Р. К., Думчене А. Л. Психическое здоровье студентов педагогических вузов // Физическое воспитание студентов. 2010. № 3. С. 45-47.
60. Riekie H., Aldridge J. M., Afari E. The Role of the School Climate in High School Students' Mental Health and Identity Formation: A South Australian Study // British Educational Research Journal. Feb. 2017. Vol. 43. N 1. P. 95-123.
61. Park I., Wang L., Williams D. R., Alegría M. Does Anger Regulation Mediate the Discrimination-Mental Health Link among Mexican-Origin Adolescents? A Longitudinal Mediation Analysis Using Multilevel Modeling // Developmental Psychology. Feb. 2017. Vol. 53. N 2. P. 340-352.
62. Pillay Y. Racial Identity as a Predictor of the Psychological Health of African American Students at a Predominantly White University // Journal of Black Psychology. Febr. 2005. Vol. 31. N 1. P. 46-66.
63. Mustanski B., Andrews R., Pucket, J. A. The Effects of Cumulative Victimization on Mental Health Among Lesbian, Gay, Bisexual, and Transgender Adolescents and Young Adults // American Journal of Public Health. March 2016. Vol. 106. N 3. P. 527-533.
64. Pearson J., Thrane L., Wilkinson L. Consequences of Runaway and Thrownaway Experiences for Sexual Minority Health during the Transition to Adulthood // Journal of LGBT Youth. 2017. Vol. 14. N 2. P. 145-171.
65. Garcia C. M., Lechner K. E., Frerich E. A., Lust K. A., Eisenberg M. E. College Students' Preferences for Health Care Providers when Accessing Sexual Health Resources // Public Health Nurs. Sep. — Oct. 2014. Vol. 31. N 5. P. 387-394.
66. Рассказова Е. И. Психологические факторы поведения, связанного со здоровьем: на пути к ин-тегративной модели // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 4. С. 124-139.
REFERENCES
1. Draganova O. A. Psihologicheskoe zdorove obuchayuschihsya na raznyih stupenyah obrazovaniya // Sovremennyie naukoemkie tehnologii. 2016. N 7 (chast 1). S. 127-131.
2. Ustav (Konstitutsiya) Vsemirnoy organizatsii zdravoohraneniya // http://docs.cntd.ru/document/ 901977493 (data obrascheniya: 11.11.2017).
3. Tsvetkova L. A., Antonova N. A. Mezhdistsiplinarnyiy podhod k izuche-niyu zdorovya // Kontsept dushevnogo zdorovya v chelovekoznanii / otv. red. O. I. Danilenko. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2014. S. 72-83.
4. Stewart A. L., Ware J. E. Measuring functioning and well-being: the medical outcomes study approach. Duke University Press. Durham, 1992. P. 291-303.
5. Vasserman L. I., Gromov S. A., Mihaylov V. A., Lyinnik S. D., Flerova I. L. Kontseptsiya reabilitatsii i kachestvo zhizni: preemstvennost i razlichiya v sovremennyih podhodah // Psihosotsialnaya reabilitatsiya i kachestvo zhizni. SPb.: SPbNIPI im. V. M. Behtereva, 2001. S. 103-115.
6. Novik A. A., Ionova T. I. Rukovodstvo po issledovaniyu kachestva zhizni v meditsine. M.: Olma-Press, 2002. 314 s.
7. Koreneva N. M. Zdorove i ego sotsialnaya obuslovlennost // Byulleten VSNTs SO RAMN. 2005. N 8 (46). S. 206-211.
8. Engel G. The Clinical Application of the Biopsychosocial Model // Am. J. Psychiatry. 1980. Vol. 137. N 5. P. 535-544.
9. Engel G. From Biomedical to Biopsychosocial: Being Scientific in the Human Domain // Psychosoma-tics. 1997. Vol. 38. N 6. P. 521-528.
10. Belinskaya E. P., Melnikova N. M., Pisareva L. Yu. Gumanitarnyie aspektyi zdorovya i blagopoluchiya: prichinyi issledovatelskogo interesa i osnovnyie teoreticheskie podhodyi // Vestnik Kemerovskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2017. N 2. S. 111-116.
11. Hvatova M. V. Psihologicheskie faktoryi razvitiya akmeologicheskih resursov psihologicheskogo zdorovya molodezhi // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyie nauki. 2011. N 8 (100). S. 131-137.
12. Hvatova M. V., Glushkova I. M. Determinantyi i urovni razvitiya resursov psihologicheskogo zdorovya studentov // Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessyi. 2011. N 5-6 (027-028). S. 372-380.
13. Golyanich V. M., Bondaruk A. F., Hodakovskaya O. V., Zagasheva M. V. Psihologicheskoe zdorove shkolnikov podrostkovogo vozrasta // Zdorove — osnova chelovecheskogo potentsiala: problemyi i puti ih resheniya. 2016. T. 11. N 1. S. 194-195.
14. Guschina T. I., Andreeva I. G. Razvitie samootnosheniya kak faktora psihologicheskogo zdorovya detey podrostkovogo vozrasta // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyie nauki. 2016. T. 21. N 5-6 (157-158). S. 111-120.
15. Yakovleva N. V. Issledovanie individualnyih razlichiy zdorovesberegayuschey deyatelnosti lichnosti // Eksperimentalnaya psihologiya. 2015. T. 8. N 3. S. 202-214.
16. Moore B., Woodcock S. Resilience, Bullying, and Mental Health: Factors Associated with Improved Outcomes // Psychology in the Schools. Aug. 2017. Vol. 54. N 7. P. 689-702.
17. Puchkova I. M. Psihologicheskaya gotovnost k professionalnoy deyatelnosti vo vzaimosvyazi s psihicheskim zdorovem lichnosti // Obrazovanie i samorazvitie. 2015. N 3 (45). S. 169-176.
18. Ruthig J. C., Haynes T. L., Stupnisky R. H., Perry R. P. Perceived Academic Control: Mediating the Effects of Optimism and Social Support on College Students' Psychological Health // Soc. Psychol. Educ. 2009. Vol. 12. N 2. P. 233-249.
19. Burris J. L., Brechting E. H., Salsman J., Carlson C. R. Factors Associated with the Psychological Well-Being and Distress of University Students // Journal of American College Health. 2009. Vol. 57. N 5. P. 536-543.
20. Lebedeva N. M., Tatarko A. N., Chirkov V. I., Lyu Ts. Kulturno-psihologicheskie osobennosti otnosheniya k zdorovyu russkih i kitayskih studentov // Psihologicheskiy zhurnal. 2007. T. 28. N 4. C. 64-74.
21. Bashkirova Yu. V. Faktoryi, okazyivayuschie negativnoe vliyanie na zdorove uchascheysya molodezhi // Zdorove — osnova chelovecheskogo potentsiala: problemyi i puti ih resheniya. 2011. T. 6. N 1. S. 383-386.
22. Ushakova Ya. V. Zdorove studentov i faktoryi ego formirovaniya // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Sotsialnyie nauki. 2007. N 4. C. 197-202.
23. Kozina G. Yu. Fizkulturno-ozdorovitelnaya deyatelnost kak sotsialnyiy faktor formirovaniya zdorovya sovremennoy studencheskoy molodezhi: dis. ... kand. sotsiol. nauk. Penza, 2007. 183 s.
24. Kretova I. G., Belyaeva O. V., Shiryaeva O. I., Komarova M. V., Chigarina S. E., Kostsova E. A. Vliyanie sotsialnyih i psihologicheskih faktorov na formirovanie zdorovya studentov v period obucheniya v vyisshem uchebnom zavedenii // Gigiena i sanitariya. 2014. T. 93. N 4. S. 85-90.
25. Smaylova S. A. Osobennosti vnutrenney kartinyi zdorovya u tre-vozhnyih podrostkov // Problemyi sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015. N 47-2. S. 304-314.
26. Sidorenko O. A. Psihologo-pedagogicheskie usloviya i sredstva formirovaniya tsennostnogo otnosheniya k zdorovyu u podrostkov // Psihologicheskoe zdorove cheloveka: zhiznennyiy resurs i zhiznennyiy potentsial: Materialyi Vseros. nauch.-prakt. konf. / gl. red. I. O. Loginova. Krasnoyarsk: Verso, 2012. S. 46-50.
27. Tishkova A. S. Otnoshenie k zdorovyu i zdorovomu obrazu zhizni u studentov pervogo kursa psiholo-gicheskogo fakulteta // SMALbTA. 2015. N 4. S. 58-61.
28. Vovk O. N., Goncharova N. A., Smirnova N. V., Bolshova N. A., Klimenko V. M. Issledovanie psiholo-gicheskih i fiziologicheskih pokazateley zdorovya buduschih psihologov s raznyim urovnem lichnostnoy tre-vozhnosti [Elektronnyiy resurs] // Elektronnyiy zhurnal «Psihologicheskaya nauka i obrazovanie». 2011. N 4. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_ 2011_4_2559.pdf (data obrascheniya: 03.11.2017).
29. Lutsenko E. L., Gabelkova O. E. Vyiyavlenie tipologii lichnostey, sklonnyih k razlichnyim formam zdo-rovesberegayuschego / zdoroverazrushayuschego povedeniya // Vestnik psihofiziologii. 2014. N 4. S. 52-59.
30. Pankova N. V. Emotsionalnoe blagopoluchie i psihologicheskoe zdorove podrostkov iz semey gruppyi riska // Uchenyie zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. 2011. N 4 (74). S. 148-151.
31. Volochkov A. A. Psihologicheskoe zdorove i aktivnost studenta // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. 2014. N 1. Seriya 1: Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. S. 57-68.
32. Arshinskaya E. L. Faktoryi obrazovatelnoy sredyi, vliyayuschie na psihologicheskoe zdorove podrostkov // Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera. 2015. N 46. S. 70-74.
33. Raynor D. A., Levine H. Associations Between the Five-Factor Model of Personality and Health Behaviors Among College Students // Journal of American College Health. 2009. Vol. 58. N 1. P. 73-82.
34. Soldatova O. G., Savchenkov Yu. I., Shilov S. N. Temperament cheloveka kak faktor, vliyayuschiy na uroven zdorovya // Fiziologiya cheloveka. 2007. T. 33. N 2. S. 76-80.
35. Basalaeva N. V. Problema psihologicheskogo zdorovya studentov-pervokursnikov. Psihologicheskoe zdorove cheloveka: zhiznennyiy resurs i zhiznennyiy potentsial: materialyi Vseros. nauch.-prakt. konf. / gl. red. I. O. Loginova. Krasnoyarsk: Verso, 2012. S. 114-123.
36. Shereshkova E. A. Izuchenie osobennostey otnosheniya k psihologicheskomu zdorovyu u podrostkov — vospitannikov internata // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. 2007. T. 13. S. 134-139.
37. Volkova N. G., Devyatovskaya I. V., Syimanyuk E. E. Psihologicheskaya garmoniya kak faktor samo-podderzhki psihologicheskogo zdorovya na etape professionalnogo obucheniya lichnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie. 2009. N 1. S. 4-10.
38. Sokolovskaya L. B. Aktualizatsiya duhovno-tvorcheskogo potentsiala lichnosti kak faktora psihologicheskogo zdorovya molodogo cheloveka: dis. ... kand. psihol. nauk. Krasnoyarsk, 2004. 191 s.
39. Shvetsova V. A. Vliyanie duhovno-tvorcheskogo potentsiala lichnosti studenta na ego psihologicheskoe zdorove // Psihologiya obucheniya. 2012. N 12. S. 40-53.
40. Zalevskiy G. V., Kuzmina Yu. V. Psihologiya zdorovya studencheskoy molodezhi: ucheb. posobie. Tomsk: Tomskiy gosudarstvennyiy universitet. 2012. 144 s.
41. Kopteva N. V. Ontologicheskaya uverennost kak ekzistentsialnoe izmerenie psihologicheskogo zdorovya // Aktivnost, tsennostnaya napravlennost i psihologicheskoe zdorove studenchestva / pod red. A. A. Volochkova. Perm: Perm. gos. gum. ped. un-t, 2015. S. 135-160.
42. Brassai L., Piko B. F., Steger M. Existential Attitudes and Eastern European Adolescents' Problem and Health Behaviors: Highlighting the Role of the Search for Meaning in Life // The Psychological Record. Oct. 2012. Vol. 62. N 4. P. 719-734.
43. Ganuzin V. M. Sindrom pedagogicheskogo nasiliya kak forma didaktogenii [Elektronnyiy resurs] // Meditsinskaya psihologiya v Rossii: elektron. nauch. zhurn. 2013. N 5 (22). URL: http://mprj.ru (data obrascheniya: 05.10.2017).
44. Menrath I., Prussmann M., Muller-Godeffroy E., Prussmann C., Ravens-Sieberer U., Ottova-Jordan V., Thyen U. Subjective health, school victimization, and protective factors in a high-risk school sample // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics: JDBP. Jun. 2015. Vol. 36. N 5. P. 305-312.
45. Ji-Kang C., Hsi-Sheng W. School Violence, Social Support and Psychological Health Among Taiwanese Junior High School Students // Child Abuse & Neglect. Oxford. Apr. 2013. Vol. 37. N 4. P. 252-263.
46. Suldo S. M., Thalji-Raitano A., Kiefer S. M., Ferron J. M. Conceptualizing High School Students' Mental Health Through a Dual-Factor Model // School Psychology Review. 2016. Vol. 45. N 4. P. 434-457.
47. Lifintseva A. A. Vliyanie mezhlichnostnyih faktorov na psihosomaticheskoe zdorove podrostkov // Vo-prosyi psihologii. 2013. N 4. S. 34-44.
48. Larsson M., Sundler A. J., Ekebergh M., Bjork M. Altering the Parenting Role: Parents' Experience of Supporting the Health and Well-Being of Their Adolescent Girls // Child & Youth Care Forum. Jun. 2015. Vol. 44. N 3. P. 419-432.
49. Capp G., Berkowitz R., Sullivan K., Astor R. A., De Pedro K., Gilreath T. D., Benbenishty R., Rice E. Adult Relationships in Multiple Contexts and Associations with Adolescent Mental Health // Research on Social Work Practice. Oct. 2016. Vol. 26. N 6. P. 622-629.
50. Kuznetsova V. B. Chuvstvitelnost k podkrepleniyu i semeynyie faktoryi kak prediktoryi problem psi-hologicheskogo zdorovya detey i podrostkov v raznyih vozrastnyih gruppah [Elektronnyiy resurs] // Klinich-eskaya i spetsialnaya psihologiya. 2013. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n1/ 58919.shtml (data obrascheniya: 02.11.2017).
51. Lipanova L. L., Nasyibullina G. M., Korotkova M. O. Rol semi i obscheobrazovatelnyih uchrezhdeniy v ukreplenii zdorovya i formirovanii obraza zhizni detey i podrostkov // Acta Biomedica Scientifica. 2013. N 3-1 (91). S. 85-90.
52. Shirko S. M. Vzaimosvyaz emotsionalnogo intellekta i psihologicheskogo zdorovya u studentov // Vo-prosyi psihicheskogo zdorovya detey i podrostkov. 2017. N 2 (17). S. 268-269.
53. Belasheva I. V. Emotsionalnaya kompetentnost kak kriteriy i resurs psihologicheskogo zdorovya lich-nosti // Akmeologiya. 2016. N 3 (59). S. 143-152.
54. Bewick B., Koutsopoulou G., Miles J., Slaa E., Barkham M. Changes in Undergraduate Students' Psychological Well-Being as They Progress Through University // Studies in Higher Education. 2010. Vol. 35. N 6. P. 633-645.
55. Wynaden D., Wichmann H., Murray S. A Synopsis of the Mental Health Concerns of University Students: Results of a Text-Based Online Survey from One Australian University // Higher Education Research & Development. 2013. Vol. 32. N 5. P. 846-860.
56. Snedker K. A., Herting J. R. Adolescent Mental Health: Neighborhood Stress and Emotional Distress // Youth & Society. Sep. 2016. Vol. 48. N 5. P. 695-719.
57. Shoshani A., Nakash O., Zubida H., Harper R. A. School Engagement, Acculturation, and Mental Health among Migrant Adolescents in Israel // School Psychology Quarterly. Jun. 2016. Vol. 31. N 2. P. 181-197.
58. Symonds J., Dietrich J., Chow A., Salmela-Aro K. Mental Health Improves after Transition from Comprehensive School to Vocational Education or Employment in England: A National Cohort Study // Developmental Psychology. Apr. 2016. Vol. 52. N 4. P. 652-665.
59. Malinauskas R. K., Dumchene A. L. Psihicheskoe zdorove studentov pedagogicheskih vuzov // Fizi-cheskoe vospitanie studentov. 2010. N 3. S. 45-47.
60. Riekie H., Aldridge J. M., Afari E. The Role of the School Climate in High School Students' Mental Health and Identity Formation: A South Australian Study // British Educational Research Journal. Feb. 2017. Vol. 43. N 1. P. 95-123.
61. Park I., Wang L., Williams D. R., Alegría M. Does Anger Regulation Mediate the Discrimination-Mental Health Link among Mexican-Origin Adolescents? A Longitudinal Mediation Analysis Using Multilevel Modeling // Developmental Psychology. Feb. 2017. Vol. 53. N 2. P. 340-352.
62. Pillay Y. Racial Identity as a Predictor of the Psychological Health of African American Students at a Predominantly White University // Journal of Black Psychology. Febr. 2005. Vol. 31. N 1. P. 46-66.
63. Mustanski B., Andrews R., Pucket, J. A. The Effects of Cumulative Victimization on Mental Health Among Lesbian, Gay, Bisexual, and Transgender Adolescents and Young Adults // American Journal of Public Health. March 2016. Vol. 106. N 3. P. 527-533.
64. Pearson J., Thrane L., Wilkinson L. Consequences of Runaway and Thrownaway Experiences for Sexual Minority Health during the Transition to Adulthood // Journal of LGBT Youth. 2017. Vol. 14. N 2. P. 145-171.
65. Garcia C. M., Lechner K. E., Frerich E. A., Lust K. A., Eisenberg M. E. College Students' Preferences for Health Care Providers when Accessing Sexual Health Resources // Public Health Nurs. Sep. — Oct. 2014. Vol. 31. N 5. P. 387-394.
66. Rasskazova E. I. Psihologicheskie faktoryi povedeniya, svyazannogo so zdorovem: na puti k integra-tivnoy modeli // Teoreticheskaya i eksperimentalnaya psihologiya. 2016. T. 9. N 4. S. 124-139.