Научная статья на тему 'Психосоциальная реабилитация пациентов в условиях психиатрического дневного стационара'

Психосоциальная реабилитация пациентов в условиях психиатрического дневного стационара Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
601
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психосоциальная реабилитация пациентов в условиях психиатрического дневного стационара»

Системный подход позволяет рассматривать жизнедеятельность человека в контексте социальных взаимоотношений. Пациент, страдающий деменцией, не прекращает свое существование как личность (эта личность динамично меняется в процессе болезни, но в каждый дискретный момент времени она обладает универсальными личностными характеристиками. Поступивший информационный декодированный сигнал подвергается обработке центральной нервной системы определенной личности с интерпретативно - обусловленным разнообразием ответа. Участие в процессе взаимодействия с пациентом неформального опекуна, члена семьи привносит в процесс их взаимодействия компонент пристрастности, эмоциональной вовлеченности, детерминируя особый уровень экспетаций, фрустрация которых является дезадап-тивной для ухаживающего, часто не трактующего поведение больного как болезненное, усиливая конфликтность общения, феноменологически проявляясь в претензиях, критике по отношению к больному. Дестабилизация психического состояния ухаживающего с развитием психодезадаптаци-онных нарушений, психических расстройств пограничного уровня обусловливает изменение аффективного реагирования, определяя механизм становления феномена «Экспрессивных («Выражаемых») Эмоций» (частые критические замечания, высокий уровень враждебности, высокая тревожность ухаживающих и др.), которые характеризуются высокой интенсивностью предъявления вербальной информации в единицу времени, зашумляя основную содержательную часть высказывания, затрудняя для пациента с деменцией качественное декодирование информации, поступающей в процессе этого общения.

Негативная оценка ухаживающим действий пациента несет отдельное самостоятельное значение, повышая стрессогенность среды для больного.

Итак, качество и уровень социального приспособления больного с деменцией, а также структура синдрома деменции (когнитивные и психопатологические симптомы) опосредуются комплексом биологических и психосоциальных факторов.

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА

Т.Н. Сперанская, О.П. Красова, С.А. Патер

КПБ им. Н.Н. Солодникова, г. Омск E-mail авторов: [email protected]

В настоящее время, помимо лечебнопрофилактической, важнейшей функцией психиатрического дневного стационара, является восстановительная. Цель её - не чувствовать себя отверженным в обществе, изгоем, не таким, как все, человеком второго сорта. Потому реабилитационная работа в отделении проводится на всех уровнях, начиная врачом и заканчивая младшим медицинским персоналом. Создание атмосферы искренности и взаимного доверия, установления адекватного контакта с пациентом, требует творческого подхода от всех сотрудников отделения. Реабилитация в условиях психиатрического дневного стационара имеет определенные особенности. В ней ведущая роль отводится социальному работнику, который по направлению лечащего врача осуществляет восстановление и развитие социальных навыков пациента.

Дневной стационар - связующее звено между внебольничным и стационарным психиатрическими звеньями. В нем проводится как долечивание после выписки из стационара, так и купирование обострения у пациентов, направленных диспансером. В отделении осуществляются лечебнодиагностическая, психотерапевтическая, логопедическая, психолого-коррекционная, социореаби-литационная виды помощи, а также проводятся медико-социальная, трудовая экспертизы и полное обследование лиц призывного возраста. В отделение принимаются пациенты с обострением психических заболеваний (шизофрения, шизоаффектив-ные психозы, биполярное аффективное расстройство); пациенты с рекуррентными аффективными расстройствами, в случае отсутствия ажитации, выраженной тревоги или значительной заторможенности, при сохранении относительно упорядоченного поведения; пациенты с расстройствами личности в состоянии субкомпенсации, декомпенсации; пациенты с органическими расстройствами ЦНС в случае декомпенсации астенической, неврозоподобной, ипохондрической, аффективной симптоматики. Не подлежат приему в отделение пациенты с психическими расстройствами, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих; пациенты со стойкими суицидальными тенденциями или суицидальными попытками в анамнезе без критики к содеянному; страдающие судорожными припадками со склонностью к генерализации; пациенты, злоупотребляющие наркотическими, токсическими веществами и алкоголем.

Дневной стационар работает по пятидневной неделе, исключая работу в ночное время, при необходимости в две смены. Лечение пациентов осуществляется ежедневно. Допускается сокращение времени ежедневного пребывания пациента, а так же предоставление дней, свободных от посещения для непосредственного включения пациен-

24

Тюменский медицинский журнал № 1, 2011

тов в обычную жизненную обстановку.

Отличительной чертой дневного стационара для взрослого населения является, то, что в нём получают необходимую медицинскую помощь пациенты трудоспособного возраста. Большое значение приобретает возможность получения комплексной лечебно-профилактической и социальной реабилитационной помощи пациентам, минуя круглосуточный стационар. Всем работающим больным, на период лечения, оформляется лист временной нетрудоспособности. Амбулаторный режим пребывания в отделении мало изменяет привычный жизненный режим пациента, его пребывание дома, в кругу семьи, в обычной обстановке, способствует тому, что человек с помощью поддержки близких быстрее выздоравливает, стремится к выходу на работу, строит реальные планы на будущее. Амбулаторный режим пребывания также способствует уменьшению стигмы психической болезни, а отсутствие постоянного и широкого контакта с другими психическими больными позитивно отражается на состоянии пациентов.

Важное значение в работе с психически больными приобретает психологическая коррекция. Она включает в себя специальные методы исправления черт личности, относимых к психологическим факторам риска заболеваемости (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, слабый тип высшей нервной деятельности, акцентуиро-ванность и др.), с целью профилактики нервнопсихических расстройств и психосоматических недугов. В рамках данного направления проводятся индивидуальные занятия, консультации с пациентами, направленные на оказание помощи по решению семейных, личных и личностных проблем, проводятся занятия по профилактике стресса, организации досуга и решению проблемы одиночества.

Большое значение приобретает групповая работа. Групповые занятия позволяют пациентам общаться друг с другом, обмениваться мнениями, решать личные и семейные проблемы. Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительностью 1 час каждое. Проведение групповых занятий с пациентами, страдающими психическими заболеваниями имеет свои особенности, которые важно учитывать. Занятия с новой группой начинаются со знакомства и должны предоставлять свободу самовыражения и нести за собой преимущественно положительные эмоции. Непродуктивно в работе с такими пациентами применять оценочные суждения, делать сравнение их работ с другими. Необходимо демонстрировать безусловное принятие, одобрение. Продуктивными представляются похвалы, иногда просьбы, невербальные знаки внимания и расположения (улыбки, кивки и т. п.). После знакомства, на последующих занятиях, можно приме-

нять рисуночные методики, которые позволят лучше узнать членов группы (например, проективные тесты и тематические задания. Предлагая пациентам эти задания, важно подчеркнуть, что это не тест, не проверка чего-либо, а просто рисунок Нужно стараться создать в группе непринужденную, доверительную атмосферу. При проведении группового занятия нужно очень тщательно дозировать своё внимание и пресекать претензии отдельных членов группы на лидерство и особое к себе отношение. Всё внимание одному пациенту может быть уделено дополнительно, после занятия, в ходе индивидуальной терапии.

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ И СОМАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ У НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Д.А. Турсункулова, Н.М. Шавази,

В.И Лим., Б. И. Закирова

Самаркандский медицинский институт Самаркандский ф-л РНЦ экстренной медицинской помощи

Е-mail авторов: [email protected]

Основной причиной перинатального поражения центральной нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста являются родовые травмы различной природы, общий наследственный фон организма, его генотип, определяющий характер реакции на то или иное внешнее воздействие.

Целью работы явилось изучение влияния соматогенных и наследственных факторы на развитие энцефалопатий у 102 новорожденных и детей раннего возраста.

Клинико-генеалогический анализ выявил более высокую частоту встречаемости перинатального поражения центральной нервной системы у родственников первой степени родства, в сравнении с родословными группы детей, не имевших ее (соответственно в 49,0% и 9,8%). Наследственная отя-гощенность по данным признакам оказалась более высокой при тяжелых формах энцефалопатии (52,9%), нежели при её среднетяжелых формах (31,4%) и тем более при легком течении заболевания (15,7%), что позволяет включить их в общий комплекс критериев определения группы “риска” и степени у каждого конкретного ребенка.

Наиболее значимыми соматогенными факторами явились: со стороны матери - перинатальная патология в родословной и у самой матери, экстра-генитальные воспалительные заболевания; соматическая и инфекционно-аллергическая патология; патология беременности; обменно-гормональные

№ 1, 2011 Тюменский медицинский журнал

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.