УДК 159.9.072
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Д.А. ДУБРОВИНА - МБОУ СОШ№137, г. Челябинск E-mail: daria.89@mail.ru
Аннотация
Рассмотрена проблема дезадаптации младших подростков, представлены результаты исследования на этапе перехода из младшего в среднее звено школы, разработана программа психопрофилактики дезадаптации младших подростков.
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, психопрофилактика, младшие подростки.
С преобразованием социально-экономических условий развития общества, социальной дифференциацией, происходят качественные изменения уровня жизни населения, снижение воспитательного потенциала в семье. Ухудшение психологического здоровья подрастающего поколения, негативное влияние средств массовой информации на формирование личности ребенка, усиление криминальной субкультуры на общество и семью, изменение уровня социальных гарантий, разрушение традиционного понимания моральных и нравственных норм, изменение ценностей обусловили рост дезадаптированных подростков. По данным Т.Ф. Фарафутдиновой школьная дезадаптация у подростков детерминирована истощаемостью нервной системы, незрелостью эмоционально-волевой сферы, неусидчивостью, отставанием по ряду предметов, а также ограниченностью социально-психологических ресурсов, которые требуются для компенсации последствий социального стресса и снижения психофизического и эмоционального напряжения [4]. Дезадаптация подростков является одной из актуальных проблем не только для специалистов: психологов и педагогов, - но и в целом для общества.
Социальная дезадаптация, по мнению Е. Ю. Петровой, представляет собой сложное психолого-педагогическое явление, которое является результатом нарушения механизма адаптации и личностной социализации [1]. По определению Р.В. Овчаровой, социальная дезадаптация - это ухудшение процесса приспособления поведения человека к общепринятым нормам жизни в силу воздействия тех или иных внутренних или внешних факторов, несправедливых или завышенных требований, перегрузок, трудностей и возникающего в ответ сопротивления, несогласия, самозащиты и т. д. [3]. Научно-методологическую концепцию нашего исследования составили психолого-педагогические, философские, социологические концепции, характеизующие сущность процесса дезадаптации и возрастные особенности младших подростков предрасположенных к отклоняющемуся поведению.
Различные аспекты процесса дезадаптации нашли отражение в трудах Л.В. Андреевой, О.Н. Апанасенко, С.А. Беличевой, О.В. Глуздовой, И.С. Кона, В.А. Крутецкого, Р.В. Овчаровой, Е. Ю. Петровой, А.М. Прихожан, Е.В. Славутской, В.А. Фокина, М.В. Шакуровой и др. Возрастные особенности подростков с отклоняющимся поведением изучены C.B. Березиным, С.А. Беличевой, А.С. Белкиным, Р. Бэрон, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, О.В. Глуздовой, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберг, И.С. Кон, В.Ф. Кондратишко, А.Е. Личко, Л.М. Семенюк, Е.Т. Соколовой, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др. Влияние дезадаптации на возрастные особенности подростков раскрыты в исследованиях Л.М. Аболина, Б. Н. Алмазовой, С.А. Беличевой, К.Н. Волкова, А.В. Жукова, В.Г. Каган, А.Е. Личко, С.В. Смирновой, В.Э.
Чудновского и др. Проблема здоровьесбережения рассмотрена К. А. Абульхановой-Славской, С.В. Алексеевой, Р.И. Айзман, И.А. Аршевским, И.П. Березиным, В.В. Генецинским, Н.П. Дубининой, А.С. Залмановой, В.П. Кащенко, В.П. Петленко и др. Для нашего исследования оказались значимыми исследования в области психопрофилактики дезадаптации подростков Х.Д. Аликперова, В.М. Алиевой, Ю.М. Антоняна, Т.Н. Беркалиева, C.B. Бородина, А.Д. Висловой, А.Я. Гришко, Л.В. Готчиной, К.К. Горяинова, В.Т. Лисовского, Г.М. Миньковского, A.B. Наумова, C.B. Полубинской, В.П. Ревина, Л.И. Романовой, В.Н. Чернышовой и др. С целью изучения социальной адаптации младших подростков на этапе перехода из начального в среднее звено школы было проведено исследование. по методикам: «Изучение агрессивного поведения» А.Басса и А. Дарки, тест изучения школьной тревожности Филипса, тест по определению самооценки Н.Г. Казанцевой. Обсудим результаты диагностики.
Высокий уровень агрессивного поведения испытывают 13% испытуемых. Высокий уровень вербальной агрессии и чувства вины преобладает у девочек. Косвенную агрессию испытывают 30% подростков. Они могут сплетничать или говорить плохо о другом, в порыве злости могут сломать попавшуюся под руку вещь, хлопнуть дверью. 40% учащихся раздражительны, отмечают, что быстро приходят в ярость, когда над ними насмехаются, их раздражают люди, бывают грубы с ними, готовы взорваться в любую минуту. Обида - это скрытая агрессия, ее испытывают 20% подростков, считают, что их недооценивают, им не везет и жизнь поступает с ними несправедливо. Вербальную агрессию испытывают 90% учащихся, оценивают свое состояние как конфликтное, могут сказать все, что думают, повышают голос, ругаются. Чувство вины свойственно 95% испытуемых. Они отмечают, что часто сожалеют о сделанном, живут неправильно, неудачи огорчают их. Физическую агрессию проявляют 70% подростков, они драчливы, могут причинить вред другим, часто вступают в драку, споры решают с помощью кулаков.
Школьная тревожность изучалась по шкалам: фрустрация потребности в достижении успеха, переживание социального стресса, страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношении с учителями, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, общая тревожность в школе.
Высокие показатели определены по шкалам: переживание социального стресса - 23% учащихся, фрустрация потребности в достижении успеха - у 14% подростков, страх не соответствовать ожиданиям окружающих - у 28% школьников, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу в 25% случаев.
Оптимальный уровень тревожности выявлен по шкалам: страх ситуации проверки знаний -19% учащихся, проблемы и страхи в отношении с учителями - у 27% подростков, общая тревожность в школе - 35% школьников.
Низкие показатели обнаружены по шкалам: фрустрация потребности в достижении успеха -45%, страх самовыражения - 57% учащихся.
У 61% подростков преобладает неадекватная самооценка (завышенная самооценка - 37%, заниженная - 24%), адекватная самооценка наблюдается у 39% респондентов. В результате диагностики определили три группы адаптации подростков:
1. Полная адаптация - 55% учащихся, наблюдается средний уровень агрессивности, оптимальная тревожность, адекватная самооценка.
2. Неполная адаптация - 27% подростков имеют высокий уровень агрессивности, заниженный или повышенный уровень тревожности, неадекватную самооценку.
3. Дезадаптация - 18% школьников, выявлен высокий уровень агрессивности, высокий уровень тревожности, низкая самооценка.
Проведенное исследование послужило основанием в разработке программы психопрофилактики дезадаптации младших подростков.
Цель программы психопрофилактики: создать условия для мобилизации внутренних личностных факторов, способствующих развитию личности младшего подростка,
Задачи психопрофилактики:
1. Определить сущность процесса профилактики дезадаптации подростков с учетом здоровьесберегающих технологий.
2. Обучить подростков контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние.
3. Способствовать формированию у подростков устойчивых позитивных установок.
4. Сформировать у подростков ценностное отношение к здоровому образу жизни через систему внеклассных мероприятий.
5. Укрепить психическое и физическое здоровье подростков через комплекс социально-психологических, психолого-педагогических и медицинских мероприятий.
Программа психопрофилактики дезадаптации младших подростков направлена на мобилизацию внутренних и внешних факторов развития личности, на формирование позитивных ценностей, ответственного отношения к поступкам, на коррекцию самооценки, формирование стрессоустойчивости, умения противостоять негативным факторам, формирование здорового образа жизни.
Список литературы
1. Петрова, Е.Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоление// Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. 11 (126) С. 166 -169
2. Практикум по психологии здоровья. / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб: Питер, 2005. -351 с.
3. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.
4. Фарафутдинова, Т.Ф. Бродяжничество: социально-психологический портрет подростка-девианта // Проблемы психологической науки в XXI веке: материалы юбилейной междунар. науч.- практ. конф. - Саратов, 2006. - С.153-155.
PSYCHOPROPHYLAXIS DISADAPTATION YOUNGER TEENAGERS IN THE CONDITIONS EDUCATIONAL INSTITUTION
D.A. DUBROVINA - GES №137, Chelyabinsk
Abstract
The problem of disadaptation younger teenagers, the results of research on the transition from primary to secondary school link, a program psychoprophylaxis disadaptation younger teenagers.
Keywords: adaptation, disadaptation, psychoprophylaxis, younger teens.
References
1. Petrov, E. School maladjustment and pedagogical conditions of its overcoming // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University (TSPU Bulletin). 2012 11 (126) P. 166 -169.
2. Practicum on Health Psychology. / Ed. G.S. Nikiforova. - St. Petersburg: Piter, 2005. - 351 p.
3. Ovtcharova, R.V. Practical psychology of education: Proc. Guide for students. psychol. factor. universities. - M.: Publishing Center «Academy», 2003. - 448 p.
4. Farafutdinova, T.F. Vagrancy: socio-psychological portrait of teenage deviant // Problems of psychological science in the XXI Century: Proceedings of the Jubilee Intern. nauch.- Pract. Conf. -Saratov, 2006. - P. 153-155.