деятельности и роли экспертов в решении установленных законом кадровых процедур для всех заинтересованных лиц, но и способствует усилению влияния экспертизы в решении вопросов повышения эффективности государственной службы.
В целях повышения эффективности экспертной деятельности в системе госслужбы предложена система методов и технологий экспертной оценки: интервью, беседа, анкетирование, метод комиссий, метод «Суда», метод «мозговой атаки», метод Делфи, метод 360 градусов, позволяющих, при условии их комплексного применения, повышать уровень объективности экспертных оценок. Разработанная и предложенная для практического применения система критериев оценки госслужащих, в рамках проведения конкурсов, аттестаций и работе комиссий по урегулированию конфликта интересов, состоит из трех блоков: 1) соответствие культуре госслужбы: профессиональная мотивация; гражданская позиция; активность профессиональной позиции; готовность к саморазвитию; 2) профессиональная компетентность госслужащего: образовательный уровень; профессиональный опыт; специальные профессиональные знания, умения и навыки; общие инструментальные навыки; 3)личностно-деловые качества: навыки эффективной коммуникации; соблюдение этики делового общения; ответственность; организаторские способности.
На основании анализа результатов проведенного исследования была разработана система прикладных научно- практических выводов и рекомендаций.
1. Необходима разработка Положения «О независимых экспертах», в котором определить статус независимого эксперта, регламент организации его работы, порядок отбора и назначения экспертов, а также финансирования их деятельности.
2. Практика нуждается в специальной системе управления экспертной деятельностью: создании банка данных экспертов, целенаправленном обучении и постоянном повышении уровня профессиональной подготовки экспертов.
3. Для совершенствования деятельности независимых экспертов предлагается также усиление мер стимулирующего и мотивационного характера, разработка критериев (показателей) результативности деятельности независимых экспертов, используемых при их аттестации, а также мер стимулирующего характера (в т.ч. меры, касающиеся морального и материального поощрения и другие).
4. Дополнительной разработки требуют вопросы ответственности независимых экспертов за результаты работы в составе кадровых комиссий.
5. Необходимо принятие этических стандартов поведения экспертов.
Перспективы дальнейших исследований автор видит в разработке и внедрении в широкую практику государственной службы системы психолого-правовых технологий экспертной деятельности.
Р.В. Вольнов
ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Научно-технологический прогресс, усовершенствовав средства коммуникации, сделал современный мир более взаимосвязанным, более управляемым, но и более уязвимым, подвергающим национальную безопасность трансформациям, испытаниям неопределенного характера и масштаба. Процессы глобализации проходят в мире отнюдь не безболезненно. И каков этот мир будет в будущем, во многом зависит от той модели мироустройства, которая будет спроецирована на психику и сознание человека сегодня.
Внедрение современных информационных технологий во все сферы общественной жизни существенно повысило зависимость безопасности общества, каждого конкретного человека от надежности функционирования информационной инфраструктуры, достоверности используемой информации, ее защищенности от несанкционированной модификации, а также противоправного доступа к ней. Человечество становится заложником глубины, сложности используемых информационных технологий, способности обеспечить их безопасное использование.
Системное понимание самого явления, противодействие негативному информационнопсихологическому воздействию индивидуальному, групповому и общественному сознанию,
совершенствование работы данной направленности в зоне ответственности различных государственных структур, общественных организаций и коммерческих компаний является насущным требованием времени. Его выделение в качестве самостоятельного предмета теории и социальной практики связано также с тем, что процессы и технология воздействия информационной среды на духовную сферу обладает качественной спецификой, которая определяет необходимость рассмотрения в концептуальном, методологическом и методическом плане.
Замалчиваемая, нередко игнорируемая проблема информационно-психологических угроз, связанная с разнообразным информационным воздействием на психику человека, практически выведена из правового поля, что существенно тормозит научное и практическое решение поставленных вопросов.
Важнейшая черта развивающейся информационной сферы заключается в превращении ее в основной инструмент воздействия на всю жизнь и деятельность человеческого социума. При этом внедрение в различные сферы жизни общества новых информационных технологий не только обеспечивают удобство и большую производительность, но и зачастую таит в себе немалую опасность, актуализирует вопросы манипулятивного воздействия, достоверности используемой информации, ее защищенности от несанкционированной модификации, а также неправомерного доступа к ней.
Сегодня человек постоянно сталкивается с чем -то новым, неожиданным. Исчезают прежние и появляются новые виды профессиональной деятельности. Индивидуумы вынуждены жить в условиях неопределенности, и только информация способна помочь им приспособиться к этим изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам. При этом информационная сфера заряжена не только плюсовым, но и минусовым знаком, без реагирования на ее потенциальные негативные проявления невозможно безопасное развитие личности, общества и государства не только непосредственно в информационной, но и в политической, экономической, социальной, духовной, военной и других сферах.
Особое место в информационной сфере общества занимают индивидуальное, групповое и массовое сознание людей, которое все в большей степени подвергается агрессивным информационным воздействиям, что в ряде случаев наносит ущерб психическому и нравственному здоровью граждан, разрушает моральные нормы жизни общества, приводит к дестабилизации социально-политической обстановки. Другими словами, информация, став мощным средством познания и преобразования мира и самого человека, в то же время превратилась для него в самую серьезную угрозу.
В последнее время, делая акцент на информационно-психологической безопасности, чаще говорят об информационной безопасности государств, экономических и юридических структур, информационных систем, забывая за этим многообразием человека, личность, с которой связана высшая цель прогресса, раскрытие ее творческого потенциала и самоактуализации.
Угроза информационно-психологической безопасности личности - это прежде всего социально-психологические факторы, не разрешенные личностью сознательно и влияющие на ее мотивацию, суждения, намерения, предпочтения и поведение посредством неадекватно осознаваемого воздействия, нарушающие свободу личности и создающие возможность управления ей. Естественно, любое наличие такого фактора, воздействующего на личность, уже само по себе формирует ситуацию информационно - психологической небезопасности. Однако данная угроза совершенно не обязательно будет фактически реализована кем-то и кому-то во вред, и эта необязательность делает трудным регулирование. Ее наличие или широкое распространение всего лишь является фактором риска, проявляющимся уже на уровне группового и массового сознания.
Реализованная информационно-психологическая угроза безопасности личности оказывает влияние на ценностно-мотивационную структуру человека посредством неадекватно осознаваемой информации, тогда как безопасное воздействие информации на личность подразумевает ее адекватное осознание, влечет за собой процесс переработки информации относительно уже сформированной ценностно-мотивационной сферы личности, усложняя ее в рамках прежнего непротиворечивого опыта.
Реализованная информационно-психологическая угроза приводит к удовлетворению потребности низшего уровня за счет вынужденного и неподконтрольного сознанию изменения значений ценностно-мотивационной системы, формируя новую этику и новые побуждения, а значит, увеличивая личностной риск за счет новизны опыта.
Не стоит подвергать сомнению тот факт, что человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке и обмене информацией. Неразрывная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он взаимодействует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий полноценной жиз недеятельности.
Причем закономерностью общественного развития, по мнению Г.В.Грачева, «является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения. Усложнение и динамичность социальных процессов в обществе, влияние происходящих общественных изменений непосредственно на повседневную жизнь человека делают его все более зависимым от потока сообщений средств массовой коммуникации. Все меньше сведений, необходимых для своего социального поведения и жизни в обществе он может получить, основываясь только на своем повседневном опыте».
Знание своих индивидуально-психологических свойств личности, частных особенностей и общих закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях.
Вероятно, необходимо различать безопасность и защищенность, когда ситуация оценивается как опасная, однако субъект обладает средствами защиты (опытом уклонения от опасностей и их преодоления) и осознает это. Наличие опасных факторов в данном случае не препятствует удовлетворению потребности в безопасности. А поскольку абсолютная безопасность в отношении бытия человека невозможна, то можно не делать различий между субъективной составляющей ситуативной безопасности и защищенностью человека.
Состояние безопасности можно рассматривать как результат или готовность субъекта к адекватной реакции на существующие или потенциальные угрозы, исходящие от внешней среды. Любые реакции по обеспечению безопасности осуществляются всегда в целях сохранения целостности системы и поддержания устойчивости ее состояния в определенном коридоре жизненных проявлений. Обеспечение безопасности предполагает прежде всего наличие у субъекта знаний об имеющихся и возможных угрозах, а также о методах реагирования на них.
На индивидуально-личностном уровне психологическая защита реализуется в следующих разновидностях: внутриличностная психологическая защита и индивидуальная социальнопсихологическая защита, которая подразделяется на межличностную психологическую защиту (при взаимодействии в межличностных коммуникативных ситуациях) и защиту от информационно-психологических воздействий в масс-коммуникационных и контакт -коммуникационных ситуациях (т.е., соответственно, при взаимодействии с информационными источниками или в составе определенных групп). Она реализуется посредством формирования специфической регулятивной системы и комплекса защитных механизмов и алгоритмов поведения, которые образуют индивидуальную психологическую защиту.
Информация может быть не только средством адаптации человека к жизни, но и мощнейшим орудием оказания воздействия на поведение человека с целью побудить к различным действиям. В результате в случае, когда такие действия не соответствуют собственным интересам человека, т.е. осуществляется манипуляция его поведением, возникает необходимость защиты самой личности от негативного информационно-психологического воздействия.
В последнее время все чаще говорят об «информационно-психологической безопасности»
- «самозащите» граждан от негативных информационно-психологических воздействий. Риски в этой сфере связаны с незрелостью личности, недостатками личностного самоопределения, внушаемостью, установкой на чрезмерный конформизм или нонконформизм, с ошибками восприятия и интерпретации информации. Важно, чтобы каждый гражданин стремился обеспечивать свою информационно-психологическую безопасность и умел включать соответствующие механизмы.
Другими словами, информационное воздействие на личность вызывает прежде всего психоэмоциональную напряженность и влечет за собой определенные неадекватные изменения в ее поведении, что делает необходимым изучение психолого-акмеологического механизма целенаправленного саморегулируемого приспосабливающегося поведения, являющегося основой самозащиты личности.
Для работы в этом направлении необходим теоретически обоснованный научный подход, имеющий разработанную психотехнику поэтапного изучения устойчивости психики человека к различным по направленности и силе информационным воздействиям. Психотехника должна способствовать развитию умения противостоять негативным влияниям внешней информационной среды. Человека, строго говоря, нельзя ничему научить, он может только сам научиться, а наша задача - помочь ему в этом.
Один из вариантов индивидуально-личностной защиты может основываться на транзакциональной когнитивной теории копинг-поведения, разработанной Р.Лазарусом и С.Фолькманом, которые рассматривали поведение как результат транзакций между человеком и средой и их взаимодействия. Регуляция взаимодействия среды и личности осуществляется посредством ключевого процесса, получившего название копинг. Англоязычное слово «копинг» вошло в русский научный оборот как преодоление чего-либо, возвращение на оптимальные позиции, совладание со стрессом и психологическая профилактика стресса, более четко ограничив понимание стрессоустойчивости, чем это можно описать в более общих терминах, например, адаптации и гомеостаза.
Стресс рассматривается как особое состояние, в его структуру, наряду с эмоциями, включаются компоненты мотивации, интеллектуальные и перцептивные особенности чувственного восприятия.
Стресс и копинг - два неразделимых, постоянно действующих в психике человека процесса. Резкое нарушение равновесия двух составляющих приводит к потере адаптации и страданию индивида. Копинг выполняет две основные функции: регуляции эмоций и управления проблемами, вызывающими стресс. Эти функции используются в большинстве стрессовых ситуаций, а пропорция каждой из них изменяется в зависимости от того, как ситуация оценивается.
Усилия, с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяются как копинг-проблемы, т.е. копинг - это деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованием среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям в условиях стресса. Значит, если стресс - это результат нарушения равновесия между организмом и средой, то копинг - это восстановление равновесия.
Р.Лазарус отмечал, что не любое воздействие среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее. Поведение, направленное на уменьшение негативного информационно-психологического воздействия внешней среды, можно определить как копинг-поведение.
Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии, «Я-концепции», личностно-средовые факторы) на основе имеющегося у него личного опыта (копинг-ресурсы личности).
Указанные связи проявляются неоднозначно, их минимальная совокупность в виде симптомокомплекса личностных свойств образует личностный копинг- потенциал (копинг-ресурс), выступающий в качестве важного акмеологического условия эффективного преодоления негативных информационно-психологических воздействий.
Эффективность информационно-психологической самозащиты личности должна определяться сформированностью оптимальных стратегий копинг-поведения, которые подразделяются на активные и пассивные, составляющие в психике личности единое системное образование. При этом превалирование активных копинг-стратегий должно формировать, как правило, адаптивные формы поведения в условиях стресса, а превалирование пассивных стратегий
- приводить к дезадаптивному поведению.
Рассматриваемая концепция стала одним из ведущих направлений теории стресса, в которой умение преодолевать стресс рассматривается как фактор, помогающий личности поддерживать социальную адаптацию в период воздействия стресса, а также негативных информационно-психологических воздействий.
Социально-психологические, индивидуально-психологические и индивидуальнотипологические свойства личности достоверно связаны с эффективностью их копинг-поведения в стрессовых ситуациях, обусловленных информационным воздействием, являются базисом обеспечения информационно-психологической самозащиты личности.
Таким образом, информационно-психологическая самозащита - это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки, но в то же время она нередко искажает, отрицает, трансформирует или фальсифицирует восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей. Изменения, которые происходят при помощи копинг- поведения в собственном бессознательном, и составляют сущность информационно-психологической самозащиты личности.
Информационно-психологическая безопасность, представляя собой сложное системное образование, обеспечивается прежде всего осознанием личностью негативных информационнопсихологических воздействий, умениями и навыками информационно-психологической самозащиты. При этом общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин неадекватно отражает окружающий человека мир, т.е. информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.
В эту систему защиты вписывается акмеологическое обеспечение, которое представляет собой технологическую систему, предназначенную для формирования, сохранения и восстановления адаптивного поведения личности.
В данных условиях замалчивание проблемы, отсутствие соответствующих законодательных решений создает условия для широкого влияния неосознаваемых деструктивных, манипулятивных информационных воздействий на людей, способствует закреплению негативных стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, приводящих к его деградации, утрате качеств национально-этнической, культурной идентификации и разрыву с исторической традицией.
Культура общества, психологическая грамотность населения не позволяют автоматически распознавать негативные информационно-психологические воздействия и до определенной степени противостоять им на уровне убеждений. Бездействует экспертный корпус, обученный оценивать негативные информационно-психологические воздействия, определять характер, величину и опасность конкретных информационнопсихологических угроз и вырабатывать методы оперативного противостояния.
К сожалению, существующие социальные механизмы контроля и нейтрализации негативного воздействия на личность в большей мере учитывают внешние условия, вместе с тем широко известно, что внутренние образования более эффективно позволяют человеку самому обеспечивать собственную безопасность. В этой связи наиболее оправданный путь - путь познания своих индивидуально-психологических свойств личности, как гарант общей культуры, необходимого и достаточного условия безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях.
Литература
1. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М., 1998.
2. Грачев Г.В., Мельник И. Манипулирование личностью. Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М., 2002.
3. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. - М., 2001.