показателей самоотношения, но и повышение разных видов эмпатии, всех показателей эмоционального интеллекта, то есть повышение способности к эмоциональной саморегуляции, способности влиять на эмоциональное состояние других людей. Рисуночная диагностика («Прозрачный рисунок человека») участников до и после тренинга показывает также целый ряд позитивных изменений - повышение уверенности в себе (увеличение размеров фигуры, усиление нажима...), по-лоролевой идентичности (фигуры становятся более женственными, привлекательными, декорированными), уменьшение агрессивных проявлений (уменьшение острых углов.) и что особенно ценно - усиление прорисовки сердец - они увеличиваются в размере и усиливается нажим в их прорисовке. То есть у членов группы повышается человечность.
Базовым ограничением любого развивающего воздействия при самом высоком уровне компетентности психолога-тренера является прежде всего мотивация самого члена тренинговой группы. То есть что он хочет получить от работы с психологом, от тренинга и насколько сильна его мотивация изменения, работы над собой. Такая мотивация трудно актуализируется, так как предполагает признание у себя недостатков или проблемных зон, над которыми надо работать - что в свою очередь также является одной из задач тренинговой групповой работы.
Кроме того препятствием для предъявления своей проблемы и работы над ней в группе могут стать сложные отношения внутри реальной студенческой группы. Им может быть трудно предъявить для анализа свои проблемы, переживания перед одногруппниками. В реальной студенческой группе всегда сложное «поле» межличностных отношений, в котором психологу-тренеру нужно осуществлять доверительный, откровенный, максимально доброжелательный диалог, процесс-анализ конкретной реальной проблемной ситуации студента. Раскрыться и предъявить себя бывает легче в незнакомой группе.
Еще одним внутренним барьером самораскрытия в тре-нинговой группе, особенно реальной является имеющаяся у каждого из нас нарциссическая часть, по С. Шону [1]. То есть член группы может впоследствии пожалеть, что слишком многим личным поделился с другими. И хотя психолог в процессе работы объясняет все эти механизмы, закрытость и сдержанность некоторых членов группы может сохраняться достаточно долго.
Знание и понимание особенностей межличностного взаимодействия в системе «психолог-клиент», отработка профессиональных навыков общения с людьми разных возрастов, разного социального и культурного уровня, с разным уровнем развития, с индивидуальными личностными проблемами составляют необходимую основу подготовки студента-психолога как практика, формируют базу развивающего взаимодействия в диалогической системе «человек-человек», создают фундамент осуществления профессиональной деятельности в целом, закрепляют профессиональное самосознание и формируют профессиональную самооценку [7].
Литература
[1]. Аврамова Т.И. Гештальттренинг. Теория. Практика. - Воронеж: ВГПУ, 2006.
[2]. Аврамова Т.И., Хорошунова М.З. Активные тренинговые формы психологической работы со студентами как метод развития личностной компетентности / Т.И. Аврамова, М.З. Хорошунова // Акмеология. Специальное приложение. S3. 2013.
[3] Аврамова Т.И. Результаты и механизмы позхитивного воздействия на личность студентов в гештальттренинге / Т.И. Аврамова // Акмеология. Специальный выпуск S1-2. 2014. С. 18-19
[4]. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
[5]. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Питер, 2008.
[6]. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М,: УНИВЕРС, 2008.
[7]. Сапогова Е.Е. Практикум по консультативной психологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений направления и специальностей «Психология». - СПб.: Речь, 2010.
PERSONAL EMOTIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT BY THE METHODS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING AMONG STUDENTS.
Avramova Tatiana Ivanovna, (Voronezh, Russia) - candidate of psychological science, docent, Voronezh State Pedagogical University.
Annotation
Annotation: The group training impact means and results in the tideway of integrated conception of humanistic Gestalt approach in the work with students for the purpose of Personal emotional competence increasing are analyzed in the article.
Key words: Gestalt training, congruent feedback, identification, consultative dialog, developmental impact limitations.
УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ИНВАРИАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА
Агапов Валерий Сергеевич - доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; пр. Вернадского, д. 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: agapov.vs@mail.ru Гагарин Константин Николаевич (Москва, Россия) - аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; AlVKirichenko@yandex.ru
Кириченко Александр Викторович (Москва, Россия) - доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; AlVKirichenko@yandex.ru
Профессиональная деятельность адвоката характеризуется многими исследователями как один из наиболее сложных из числа разнообразных видов юридического труда [3,4,7].
Психолого-акмеологический анализ адвокатской практики показывает, что данный вид юридической практики имеет целый ряд особенностей, связанных с правовым регламентом профессиональной деятельности адвоката, высокими требованиями к уровню развития профессионализма и различным аспектам профессионального поведения и деловой репутации, обусловленных действующими этическими нормами поведения, сложностью и нестандартностью решаемых правовых задач, разветвленной и крайне дифференцированной системой разнообразных коммуникаций, связанных с оказанием правовой помощи доверителям, состоящей в защите их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Исследование проблемы психолого-правовых инвариант профессиональной деятельности адвоката непосредственно связано с изучением закономерностей, особенностей, детерминант профессионализма адвоката, а также системы компетенций, лежащих в его основе.
Процесс познания значимых составляющих профессиональной деятельности адвоката неразрывно связан с теоретико-методологическими разработками и экспериментальными данными различных наук, включая общую и прикладную акмеологию, общую и дифференциальную психологию, психологию труда, юридическую социологию, уголовное и гражданское право, процесс, криминалистику и другие научные дисциплины, разрабатывающие различные аспекты профессиональной деятельности специалистов-юристов [7].
Профессионализм адвоката с точки зрения юридической психологии и правовой акмеологии определяется целой системой компетенций, значимость которых может быть определена по критерию инвариантности. Акмеологической наукой категория инвариантности используется в описании ключевых параметров профессионализма. Акмеологические инварианты - система базовых качеств, умений и мотивации субъекта профессиональной деятельности, которые, независимо от ее содержательных и специфических характерологических особенностей, закономерно являются основанием высокой продуктивности и стабильность деятельности [2].
Инвариантность (от лат. invarians, irivariantis - неизменяющийся) большинством научных справочников, энциклопедий
и словарей в буквальном смысле трактуется, как свойство какого-либо объекта (субъекта) не изменяться при изменении условий, в которых он существует. Свойство некоторых значимых для системы параметров оставаться постоянными в условиях определенных преобразований.
Инвариантность является, как правило, качественным показателем неизменности и постоянства в однородных системах и определяет их структуру. Другими словами, инварианты - некие базовые параметры явления, определяющие его структуру. При этом, сообразно данной парадигме, структура может рассматриваться как инвариант системы.
Инвариантность трактуется как универсальный критерий научного познания в описании каузальности: причинно-следственные отношения между отдельными параметрами явления, оставаясь неизменными, отражают его структуру, реализуя принцип сохранения, как фундаментальное основание существования окружающего нас мира.
С позиций психолого-акмеологического подхода инварианты профессионализма могут рассматриваться как система стандартов профессиональной деятельности, определяющая нормы, правила, традиции и, самое главное, базовые компетенции, обеспечивающие высокую эффективность профессиональной деятельности в форме высокой продуктивности и стабильности в достижении значимых профессиональных результатов деятельности.
Инварианты профессионализма - это те ключевые, базовые характеристики субъекта профессиональной деятельности, при отсутствии которых эффективная профессиональная деятельность принципиально невозможна. И в этом смысле, критерием классификации определенного параметра, характеристики, нормы как инварианта профессионализма является невозможность высокоэффективной профессиональной деятельности при условии их отсутствия или слабом, несоответствующим требованиям профессиональной деятельности, уровне развития. Именно система инвариант профессионализма выступает в качестве условий возможности и достаточности высокоэффективной профессиональной деятельности.
Другими словами, система инвариант профессионализма, как ключевой критерий, выступает в качестве базиса, определяющего основания высокоэффективной профессиональной деятельности. Например, качественное отличие профессионализма от дилетантизма деятельности, состоит, именно, в использовании инвариант профессионализма в первом случае и отсутствии таковых - во втором случае. При этом наличие инвариант профессионализма обеспечивает в полной мере достижение эффективного результата в первом случае. Во втором случае, его отсутствие, превращает профессиональную деятельность в неэффективную, то есть, по сути, она перестает быть профессиональной. В этом смысле она может представлять собой некую активность, имитацию бурной деятельности, обусловленной личностной системой мотивации, где достижение искомого профессионального результата маловероятно.
Выступая в качестве стандарта (от англ. standard - образец, норма), в форме образца, эталона, модели, система инвариант профессионализма задают алгоритм качественной и количественной диагностической оценки параметров, необходимых и достаточных для реализации высокоэффективной профессиональной деятельности. Именно система инвариант профессионализма является основанием формирования перечня необходимых и достаточных компетенций, обеспечивающих эффективную реализацию функциональных обязанностей, возлагаемых на субъект высокоэффективной профессиональной деятельности.
Таким образом, выявление инвариант профессионализма, в рамках целенаправленных исследований, формирует научно-методологическую основу для мультипликации успешного профессионального опыта через подготовку и реализацию нормативных документов, регламентирующих модели эффективной профессиональной деятельности, профессиогра-фические и акмеографические параметры специалиста, образовательные стандарты, качественные параметры систем подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации специалистов различного профиля.
Анализ результатов реализованного нами диссертационного исследования позволил выявить следующие специфические системы инвариант, отражающие особенности профессиональной деятельности адвоката.
Прежде всего, следует выделить правовые инварианты профессиональной деятельности адвоката, которые отражают необходимость глубокого знания основ юриспруденции, весь спектр норм права, в рамках профессиональной деятельности, которая жестко регламентирована и определяется законом. Высокая степень правовой регламентации профессиональной правоприменительной деятельности адвоката является направляющим вектором формирования у него профессиональной установки непреложного следования букве закона и формирующая высокий уровень его правосознания.
Адвокатская деятельность, в соответствии с действующим законодательством, состоит в оказании субъектом этой деятельности (адвокатом), на профессиональной основе, квалифицированной юридической помощи доверителям, состоящей в защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, а также обеспечения их доступа к правосудию[8].
При этом в качестве адвоката может быть только лицо, которое в соответствии с Федеральным законом № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» получило статус адвоката и право заниматься адвокатской деятельностью. Особо следует отметить, что, реализуя возложенные на него законом функции, адвокат выступает в качестве независимого профессионального советника по юридическим вопросам.
Адвокат оказывает правовую помощь по целому спектру вопросов, связанных с дачей правовых консультаций и справок в устной и в письменной форме; составлением заявлений, жалоб, ходатайств и других документов юридического характера; представлением интересов доверителей в различных государственных и общественных инстанциях, а также в судах различной юрисдикции. Кроме этого адвокат может оказывать правовую помощь иного характера, которая не запрещена федеральным законодательством.
Далее следует отметить психологические инварианты, играющие существенную роль в профессиональной деятельности адвоката. По мнению большинства исследователей, которые изучают профессиональную деятельность субъектов юридического труда различного профиля с позиций права, философии, социологии, культурологии и других дисциплин, непсихологического профиля, успех данного вида профессиональной деятельности на 10% предопределяется знанием законов и 90% - знанием человеческой психологии. Данная особенность профессиональной деятельности субъектов юридического труда закономерно распространяется и на профессиональную деятельность адвоката.
Психологические инварианты на уровне прикладной адвокатской практики предполагают сформированную систему знаний в области межличностных коммуникаций, социальной перцепции [1], визуальной психодиагностики [1,5,6], оказания психологического воздействия в профессиональных целях, построения межличностных отношений, а также владение адвокатом технологиями установления психологического контакта и развития межличностных отношений с доверителями, формирования доверительных отношений, выявления неискренности, оказания психологического воздействия в профессиональных целях, профессионального адвокатского профайлинга [6].
Анализ результатов проведенного нами диссертационного исследования показал, что профессионализм юридического труда адвоката нормативно задается целым рядом профессионально обусловленных инвариант, среди которых одними из наиболее весомых являются психологические инварианты профессиональной деятельности адвоката.
Полномочия адвоката в рамках профессиональной деятельности распространяются на сбор сведений, которые необходимы для оказания правовой помощи доверителям, запрашивает справки, характеристики и иные документы, которые органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организаций должны выдать адвокату запрашиваемые им документы не позже месячного срока, с момента получения данного документа. Адвокат имеет право по делам, в рамках которых он оказывает помощь доверителям, получать значимую информацию от лиц, которые добровольно готовы с ним ею поделиться. Он вправе, опираясь на действующие правовые нормы, заниматься сбором и представлением различных предметы и документы, которые могут быть признаны судебными инстанциями в качестве вещественных и иных доказательств.
На договорной основе адвокат имеет право привлекать, в целях оказания защите доверителя экспертной помощи, специалистов различного профиля. Адвокат, может встречаться со своим доверителем наедине в условиях, которые обеспечивают соблюдение конфиденциальности, включая периоды содержания подзащитного под стражей. И наконец, он вправе предпринимать иные, не противоречащие действующему законодательству, действия.
Анализ юридических возможностей адвоката по защите прав, свобод и интересов доверителей показывает, что львиную долю среди них занимают коммуникации, задающие систему требований, определяющих успешность их реализации в условиях профессиональной деятельности. Именно на основе данных психологических инвариант и формируются социально-коммуникативные компетенции, составляющие основу высокого уровня профессионализма адвоката в его профессиональной деятельности по оказанию правовой помощи его доверителям.
Реализованная в рамках диссертационного исследования экспертная оценка базовых параметров, составляющих социально-коммуникативную компетентность адвоката (N=24), выступила в качестве основы построения ее структурной модели. Построенная нами модель, отражающая акмеологи-ческий уровень социально-коммуникативной компетентности адвоката, состоит из системы детерминант, обеспечивающих высокую продуктивность и стабильность ее реализации в рамках высокоэффективной профессиональной деятельности. При этом под детерминантами нами понимается система наиболее выраженных параметрических характеристик социально-коммуникативной компетентности адвоката, которые являются основанием высокой эффективности его профессиональной деятельности. Исследование весовых параметров детерминант показало, что структура модели социально-коммуникативной компетентности адвоката представлена правовой, информационно-психологической, социально-перцептивной, регулятивной, конфликтологической, аутопсихологической, экспертной, представительской детерминантами, выступающими как единая, целостная система, обеспечивающая высокую эффективность его профессиональной деятельности. Весовые параметры определялись по следующей формуле.
п
^Х; ^ ех1г
1=1
0 < х1 < 1
Комплексным технологическим инструментарием в решении профессионально важных задач адвокатской практики, обусловленных требованиями психологических инвариант профессионализма адвоката, и, обеспечивающим высокую эффективность его профессиональной деятельности является система разработанных нами технологий психолого-правового (адвокатского) профайлинга. Предложенная нами методологическая основа адвокатского профайлинга позволила построить его как систему психологических технологий, в основе которых лежат закономерности и особенности визуальной диагностики, социальной перцепции, профессиональной проницательности адвоката и состоящие из:
- технологий проведения «скрининга», направленного на выявление скрываемых доверителем существенных обстоятельств дела, по которому работает адвокат;
- технологий выявления неискренности в показаниях доверителя, свидетелей;
- технологий составления психологического портрета доверителя, судьи, прокурора, присяжных заседателей, свидетелей и других субъектов судебного разбирательства на основе проведения визуальной психологической диагностики для[1,6].
Организационные инварианты формируют систему высоких требований к организационной стороне, играющий значимую роль в профессиональной деятельности и определяются глубокими знаниями адвоката в области нормативных и практических основ работы системы правосудия, Прокуратуры, МВД РФ, ФСБ РФ, налоговых органов и других структур.
Адвокат, в соответствии с действующим законодательством, представляет интересы доверителя в различных видах
судопроизводства, включая конституционное, гражданское и административное, а также представляет интересы или защищает права, свободы и интересы доверителя в рамках уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях РФ.
Кроме этого адвокат представляет интересы доверителя в третейском суде, в международных коммерческих арбитражах (судах) и иных структурах, занимающихся разрешением конфликтов. Он также участвует в качестве представителя доверителя в структурах органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и иных организациях.
Адвокат вправе представлять интересы доверителя в системе органов государственной власти, судов и правоохранительных органов иностранных государств, международных судах, а также в негосударственных органах иностранных государств.
И наконец, адвокат представляет интересы доверителя в рамках исполнительного производства, а также в процедурах исполнения уголовного наказания. У него также есть право представлять интересы доверителя в налоговых органах.
Морально-нравственные инварианты, играющие значимую роль в профессиональной деятельности адвоката, жестко детерминируют необходимость соблюдения предписанной системы нравственных и правовых норм, обуславливают социально значимые параметры личности адвоката, обеспечивающие высокий уровень профессионализма его деятельности.
Система морально-нравственных инвариант предъявляет высокие требования, касающиеся уровня социализации, нормативности поведения, особой роли адвоката в обществе в правовой защите людей, нуждающихся в юридической помощи. Система морально-нравственных инвариант выступает в качестве доминирующего критерия, определяющего профессиональную пригодность адвоката.
Морально-нравственные инварианты, конкретизированные в Кодексе профессиональной деятельности адвоката предъявляет высокие требования к личности субъекта адвокатской деятельности. Факт присвоения статуса адвоката конкретному лицу определяет необходимость соблюдения установленных норм профессиональной деятельности и, прежде всего, требует от него сохранения чести и достоинства [9].
Основу его профессиональной независимости адвоката, высокий уровень доверия к нему, твердую убежденность доверителей в его порядочности составляют его безупречная честность и добросовестность. При этом адвокату предписано избегать ситуаций, характеризующихся несовместимыми со званием адвоката злоупотреблениями, подрывающими доверие к нему [9].
Осуществляя профессиональную деятельность адвокат должен быть образцом в исполнении своего профессионального долга, проявляя необходимые (инвариантные) качества, включая честность, благоразумие, добросовестность, квалифицированность, принципиальность и своевременность в исполнении своих обязанностей, активность в защите прав, свобод и интересов доверителей, используя все законные средства, на основе Конституции РФ, действующего законодательства и Кодекса профессиональной деятельности адвоката. Адвокату предписано уважительное отношение к правам, чести и достоинству доверителей, с которыми он работает, оказывая правовую помощь. В профессиональной деятельности адвокат, согласно Кодексу, руководствуется, прежде всего, буквой закона и системой норм нравственности, которые играют более значимую роль, чем воля доверителя[9].
Акмеологические инварианты, играющие значимую роль в профессиональной деятельности адвоката, предписывают постоянное совершенствование системы знаний и повышения профессиональной квалификации адвоката.
В соответствии с действующим законодательством адвокат, получая статус адвоката после сдачи квалификационного экзамена и принесения присяги, берет на себя обязательства непрерывно заниматься своим профессиональным развитием, реализацией его личностно-профессионального потенциала [8].
Система акмеологических инвариант профессионализма адвоката формирует необходимость изыскивать достаточные внутренние резервы, мобилизовывать необходимые личностные ресурсы для реализации профессионально-деятельност-
ных функций на уровне инновационно-творческого решения юридических задач по защите прав, свобод и интересов его доверителей.
Таким образом, экстраполируя выявленные психолого-акмеологические закономерности и особенности инвариант профессионализма на высокоэффективную профессиональную деятельность адвоката, следует отметить следующие функции инвариант профессионализма в профессиональной деятельности адвоката.
1. Система инвариант профессионализма адвоката служит обеспечению высокого уровня юридической безопасности доверителей (физических и юридических лиц) с точки зрения защиты их прав, свобод и интересов, жизни и здоровья, имущества, с учетом существующих систем юридических рисков.
2. Система инвариант профессионализма обеспечивает, при условии их неукоснительного соблюдения, высокую конкурентоспособность адвоката на внутреннем и международном рынке юридических услуг.
3. Система инвариант профессионализма формирует основу для соблюдения требований профессиональных регламентов высокоэффективную профессиональную деятельность адвоката, вводимых Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексом профессиональной деятельности адвоката [8,9].
4. Система инвариант профессионализма адвоката обеспечивает качество оказания юридической помощи доверителям с позиций защиты их прав, свобод и интересов и обеспечения доступа к правосудию.
5. Система инвариант профессионализма, целенаправленно формируя профессиональные признаки, свойства, качества, способствует формированию качественных систем классификации и кодификации требований, предъявляемых для отбора адвокатов.
6. Система инвариант профессионализма инициирует необходимый уровень образовательных стандартов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации адвокатов.
7. И, наконец, система инвариант профессионализма характеризует уровень зрелости адвокатского сообщества нашей страны, его интегрированности в систему государственных и социальных институтов, степень его управляемости и эффективности, является основой для оценки его потенциала в обеспечении безопасности системы «личность-общество-государство», а также выступает в качестве критерия оценки системы профессиональных отношений в адвокатуре.
Литература
[1] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
[2] Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М., 2007.
[3] Кириченко А.В., Кучер С.А Психолого-акмеологические основы построения системы безопасности современной коммерческой структуры// Новый юридический журнал. 2012, № 2, С. 56-65.
[4] Кириченко А.В., Шеремета И.В. Развитие профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга// Акмеология. 2012, № 2, С. 37-48.
[5] Кириченко А.В., Шеремета И.В. Психолого-акмеологические особенности развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга// Право и жизнь 2013, № 178 (4), С. 134-154.
[6] Кириченко А.В. Психолого-акмеологические закономерности профессионального профайлинга// Акмеология. 2014, Том 1-2.
[7] Кириченко А.В. Перспективы развития правовой акмеологии// Акмеология. 2014, Том 1-2. С. 102-105.
[8] Кодекс профессиональной деятельности адвоката от 31 января 2003 года (с изменениями и дополнениями, утвержденными II Всероссийским съездом адвокатов 08.04.2005; III Всероссийским съездом адвокатов 05.04.2007; VI Всероссийским съездом адвокатов 22.04.2013).
[9] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
PSYCHOLOGICAL AND LEGAL INVARIANTS OF COUNSEL
Agapov Valery Sergeevich - Doctor of Psuchology, Professor of the Acmeology and Psychology of Professional Activity Department,
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; 84, Vernadskiy prospect, Moscow 119606, Russia; e-mail: agapov.vs@mail.ru.
Gagarin Konstantin Nikolaevich (Moscow, Russia) - advanced student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; AlVKirichenko@yandex.ru Kirichenko Alexander Viktorovich (Moscow, Russia) - D.Ps. Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84; AlVKirichenko@yandex.ru
Abstract
The article is devoted to the problems of psychological and legal professional activity of invariant lawyer. It analyses the relevance, significance, condition of the investigated problem, and also features a technological invariant professionalism of counsel using the latest scientific psychological and legal developments.
Key words: psychological and legal professional invariants, activity of lawyer
УДК 159.99
ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ
Акимова Наталья Николаевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и служебной деятельности, Российский государственный социальный университет, ул. Вильгельма Пика, 4; akimov_72@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена проблеме соотношения психологического времени личности и ее мотивационно-смысловой сферы. Определены связи различных мотивационных и смысловых аспектов личности и субъективного переживания прошлого, настоящего, будущего времени жизни, его эмоционально-смысловая нагру-женность.
Ключевые слова: Мотивация, смысл, личностный смысл, психологическое время личности.
Взаимодействие личности и психологического времени в контексте ее жизненного пути рассмотрено в исследованиях К.А. Абульханова-Славской, В.И. Ковалева, О.В. Кузьминой, Д.А. Леонтьева, А.В. Серый и др. На необходимость учета (изучения) временного аспекта деятельности личности указывали многие исследователи (Н.А. Берштейн, Д.А. Леонтьев, Б.А. Сосновский, Г. Элинберг и др.). Исследовательский интерес для нас представляет взаимосвязь, взаимодействие, взаимо-опосредованность переживания времени и мотивационно-смысловых аспектов личности в контексте жизнедеятельности. Соотношение смысловых, мотивационных характеристик личности и ее временных аспектов рассматривается в трудах О.А. Арестовой, Ф.Е. Василюка, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Голо-вахи, В.П. Зинченко, В.А. Иванникова, А.А. Кроника, Д.А. Леонтьева, А.В. Серого, С.Я. Рубинштейна и др. Смысловая сфера, определяемая как «первое измерение» психологической реальности, является преобразующей пространство и время [3]. Через термины «переживание времени», «отношение ко времени» в работах Е.И. Головахи, А.А. Кроника [2] раскрывается смысловая нагруженность психологического времени личности. Смысл хотя и вневременен сам по себе, все же «не индифферентен ко времени», он воплощается во временной форме. Смысл как пограничное образование, в нем сходятся сознание и бытие, идеальное и реальное, жизненные ценности и бытийные возможности их реализации (Васи-люк Ф.Е., 2007). Взаимосвязь мотивации и психологического времени показана в трудах О.А.Арестовой, В.Г. Асеева, В. Вилюнаса, Е.И. Головахи, А.А. Кроника, Ж.Нюттена, С.Я. Рубинштейна и др.
Таким образом, одной из основных проблем исследования психологического времени личности состоит в выяснении того, как из различных форм переживания психологического времени у человека формируется осознанная картина времени его жизни, выполняющая функцию мотивационно-смысловой регуляции жизненного пути. Нами организовано и проведено пилотажное исследование, направленное на выявле-