Научная статья на тему 'Психолого-правовой анализ причин, условий и факторов нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции'

Психолого-правовой анализ причин, условий и факторов нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2361
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / POLICE OFFICER / СОСТОЯНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАКОННОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / CURRENT SITUATION OF SERVICE DISCIPLINE AND LEGALITY IN LAW-ENFORCEMENT BODIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / PROFESSIONAL DEFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Щелкушкина Екатерина Александровна

В статье представлены психологические аспекты нарушений служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел. Приводятся психологические характеристики сотрудников полиции, склонных к нарушению служебной дисциплины и законности. Описаны факторы, влияющие на нарушение сотрудниками полиции служебной дисциплины и законности (обусловленные спецификой полицейской деятельности; личностного свойства; социально-психологического характера).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Щелкушкина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psihological legal analysis of the reasons, conditions and factors of violations of service discipline and legality by police of ficers

Рsychological aspects of violations of service discipline and legality in law-enforcement bodies are presented. Psychological characteristics of the police officers inclined to violation of office discipline and legality are prosented. The factors influencing the violation by police officers of service discipline and legality (caused by specifics of police activity; personal qualities; social and psychological character) are described.

Текст научной работы на тему «Психолого-правовой анализ причин, условий и факторов нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции»

которые элементы рассогласованности эго-идентичности профессионала на уровне семантического пространства. Приведенные маркеры имеют количественные характеристики,что может быть использовано для скрининго-вой диагностики.

Литература

1. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания : учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 336 с.

2. Китаев-СмыкЛ.А. Выгорание персонала, выгорание личности, выгорание души // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2. С. 43-50.

3. Исследования хронического профессионального стресса у врачей скорой медицинской помощи Невского района Санкт-Петербурга / В.М. Лы-маренко [и др.] // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2012. № 3. С. 39-45.

4. Мухамеджанова Н.М. Проблема свободы и порядка в модернизирующихся обществах // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 7. С. 53-59.

5. Обознов АА, Доценко О.Н. Эмоциональная направленность учителей как личностный ресурс их устойчивости к выгоранию // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 5. С. 227-237.

6. Посохова СТ. Личностный адаптационный синдром в экстремальных условиях профессиональной деятельности // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 4. С. 7-13.

7. Редина Т.В. Эмоциональное выгорание педагогов коррекционных образовательных учреждений // Знание Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 222-227.

8. Солдатова ЕЛ, Шевченко А.А. Взаимосвязь психического выгорания и показателей статусов эго-идентичности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Психология. 2013. Т. 3. № 3. С. 13-16.

9. Щербинина О.А. Асоциальная личность как объект исследования современной психологии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 4. С. 281-285.

ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН, УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ НАРУШЕНИЙ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАКОННОСТИ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

А. С. Душкин, Е. А. Щелкушкина

Аннотация: в статье представлены психологические аспекты нарушений служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел. Приводятся психологические характеристики сотрудников полиции, склонных к нарушению служебной дисциплины и законности. Описаны факторы, влияющие на нарушение сотрудниками полиции служебной дисциплины и законности (обусловленные спецификой полицейской

деятельности; личностного свойства; социально-психологического характера).

Ключевые слова: сотрудник полиции, состояние служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, профессиональная деформация.

В условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации и реализации на практике основ-

ных положений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [1], Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], Указа Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» [3], Постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» [4] в «Дорожной карте» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации определены основные параметры работы с кадрами, отвечающие требованиям сегодняшнего дня [12]. Их значимость и важность объясняются тем, что от уровня профессионализма, дисциплинированности и компетентности сотрудников полиции, их профессиональной мотивации, готовности и способности стоять на страже закона, в решающей степени зависят укрепление государственности, общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [6, 14, 16,19].

Проводимая в настоящее время реформа органов внутренних дел Российской Федерации направлена прежде всего на то, чтобы в органах внутренних дел остались наиболее подготовленные и дисциплинированные сотрудники полиции, выполняющие свои должностные обязанности, руководствуясь принципами законности и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Однако приходится констатировать, что, к сожалению, на сегодняшний момент еще не полностью решены проблемы в сфере соблюдения сотрудниками полиции служебной дисциплины и законности. Состояние служебной дисциплины и законности не только во многом обусловливает результативность оперативно-служебной деятельности по защите конституционных прав и законных интересов граждан, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, но и непосредственно влияет на авторитет органов внутренних дел в обществе [18, 20].

Анализ обзоров состояния служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел вызывает серьезную обеспокоенность ростом правонарушений со стороны личного состава [23, 34]. Участие сотрудников полиции в совершении преступлений и административных правонарушений, превышение ими должностных полномочий, неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, утрата табельного оружия и служебных документов, совершение дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями, недостойное поведение в быту, как правило, имеют широкий общественный резонанс, увеличивая степень недоверия граждан к органам внутренних дел в целом [7, 10, 32].

Исследование проблемы служебной дисциплины и законности сотрудников полиции предполагает анализ различных аспектов проблемы, в том числе психолого-правовых. Существенным элементом системного исследования, на наш взгляд, является определение причин, условий и факторов, вызывающих действия и бездействие сотруд-

ников полиции, которые противоречат требованиям нормативных правовых актов и правомочных руководителей и отнесены по учетам МВД России к нарушениям служебной дисциплины и законности [18, 27, 29].

О причинах нарушения служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции можно судить, исходя из оценки дисциплинарной практики в итоговых документах по результатам оперативно-служебной деятельности МВД России за 2014 г. и предыдущие годы, выступлений и публикаций руководителей министерства, департаментов и служб, обзоров работы по укреплению служебной дисциплины и законности, публикаций ведомственных и независимых средств массовой информации, специально проведенных исследований и опросов сотрудников полиции. В официальных документах и выступлениях руководителей (начальников), как правило, указываются виды и масштабы нарушений служебной дисциплины и законности, но не анализируются причины и факторы этих негативных явлений.

Для полного понимания сущности нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции необходимо разобраться в причинах и условиях, способствующих данным нарушениям, к числу которых можно отнести:

- низкий уровень правовой культуры сотрудников, в том числе слабое знание личным составом действующего законодательства, нормативных правовых актов, регламентирующих служебную деятельность;

- низкие нравственные и профессиональные качества сотрудников поли-

ции, среди которых корыстные устремления, неуважение прав граждан, безразличие к интересам службы, профессиональная деформация личности;

- нечеткое определение должностных обязанностей каждого сотрудника;

- недостаточная профессиональная подготовленность сотрудников подразделений по работе с личным составом к индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками полиции;

- искажение показателей работы с целью достижения высоких результатов отчетности, постановка нереальных задач подчиненным, что толкает их на сокрытие заявлений и сообщений о преступлениях, искажение статистики;

- формализм и невнимание при рассмотрении обращений граждан;

- недооценка руководителями (начальниками) важности организации воспитания подчиненных, их самоустранение от данного вида работы;

- недостаточный контроль над профессиональным психологическим отбором кандидатов на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные организации МВД России со стороны руководства и сотрудников кадровых подразделений;

- недостойное поведение руководителей (начальников) различных уровней, подающих отрицательный пример подчиненным;

- формальное проведение служебных проверок, влекущее за собой неадекватное наказание виновных;

- низкий уровень правовой защищенности сотрудников полиции.

Еще одна причина, которую надо устранить в первую очередь, — слабое взаимодействие кадровых подразделений, подразделений по работе с лич-

ным составом, инспекций по личному составу с подразделениями собственной безопасности, что влияет на процесс сбора, анализа и обобщения точной, объективной,достоверной информации о реальном состоянии служебной дисциплины и законности в системе МВД России.

Необходимо отметить, что причины нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции определяются субъективными и объективными факторами: юридическими, политическими, экономическими, психолого-педагогическими [30, с. 35].

Среди причин можно выделить следующие:

1. Слишком широкое понимание законности.

2. Недостаточная связь науки с практикой, неиспользование апробированных и подтвержденных результатов исследований.

3. Отсутствие правовой защищенности сотрудников полиции.

4. Халатность при выполнении должностных обязанностей либо отсутствие соответствующего образования и необходимых практических навыков.

5. Недостаточно отлаженная государственная и внутриведомственная система контроля за законностью в сфере управления.

6. Слабая профессиональная подготовленность определенной части личного состава, особенно в вопросах применения мер принуждения, профессиональной этики и морали.

Служебная деятельность сотрудников полиции имеет свои отличительные характеристики. Выполнение должностных обязанностей сопряжено с самостоятельностью принятия и

реализации юридически значимых решений, повышенной ответственности сотрудников за свои действия [17, 28]. Кроме того, несение ими службы нередко сопряжено с наличием опасных ситуаций, характеризуется недостаточной определенностью ролевых функций, психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с антиобщественным контингентом граждан, что требует от сотрудника решительных действий и способности пойти на риск [13, 29]. Эти специфические особенности служебной деятельности в совокупности с социальными и семейно-бытовыми проблемами способны оказывать негативное влияние на личностные характеристики сотрудников полиции, содействуя развитию у них комплекса неудовлетворенности своим положением в обществе, оказывая в итоге отрицательное влияние на состояние служебной дисциплины и законности [35].

Следствием развития данных качеств могут быть поведенческие проявления со стороны сотрудников полиции, которые, вступая в противоречие с профессиональной этикой, влекут за собой нежелательные оценки граждан.

Анализ литературы, материалов исследований и статистических данных позволяет классифицировать факторы объективной реальности, в той или иной мере оказывающие воздействие на изучаемую проблему [8, 9, 10, 21].

Немаловажным в системе рассматриваемого причинного комплекса является низкий уровень правосознания сотрудников полиции, что нередко объясняется слабой профессиональной подготовленностью и изначально

искаженными ценностными ориента-циями [6, 11, 27].

Ценностные ориентации большинства сотрудников полиции оказывают самое непосредственное влияние на формирование личностной идеологии, профессиональной ментальности, а также их правосознания. Д.А. Рясов справедливо отмечает, что значение ценностных ориентаций в исследовании субъективных факторов личности сотрудника полиции невозможно преувеличить, особенно если в деятельности такого сотрудника преобладает антиобщественная направленность, как правило, его ценностные ориентации являются очень важным (иногда завершающим) звеном в процессе нарушения служебной дисциплины и законности [31]. Представляется, что в формировании личности сотрудника полиции ценностные ориентации способны играть многоплановую роль.

Во-первых, они могут стимулировать сложившиеся мотивы поведения и укреплять социальную или антисоциальную линию поведения сотрудника полиции. Так, если материальные потребности возникли у сотрудника, которому присуща корыстная ценностная ориентация, то можно предполагать с большой долей вероятности формирование устойчивого корыстного мотива, который, в свою очередь, будет реализован в его преступной деятельности.

Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях могут служить сдерживающим фактором в формировании антисоциальных потребностей и блокировать образование антиобщественного мотива поведения сотрудника полиции. Материальные потребности у сотрудника полиции с другой, законопослушной

ценностной ориентацией будут направлены не на преступное извлечение выгод имущественного характера, а, например, на законный заработок необходимых ему средств.

В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным мотивом поведения, например по политическим и нравственным причинам.

По данным проведенного Е.В. Соп-невой, В.В. Сергеевым, Д.А. Рясовым опроса сотрудников различных служб и подразделений органов внутренних дел, очевидно, что одной из главных причин нарушения служебной дисциплины и законности, по мнению 78,4 % сотрудников, является низкий уровень самодисциплины нарушителей, 54,3 % участников опроса высказали мнение о том, что к нарушителям относятся лица с низким уровнем общей культуры [33, с. 75].

Такие результаты подкрепляет мнение П.И. Новгородцева, который утверждает, что «сущность и содержание правоохранительной деятельности органов внутренних дел предполагают обязательное сочетание нравственного и правового элемента устойчивости ее субъекта» [22, с. 105]. Другими словами, для сотрудника атрибутивным качеством должна быть высокая правовая культура. Принятие правильного решения и твердость в его исполнении предполагают, что субъект правильно осознает свои права и обязанности, берет на себя ответственность за последствия своих поступков.

К иной группе причинного комплекса, носящего индивидуально-личностный характер, относятся обстоятельства, связанные с характеристиками среды (служебного коллекти-

ва), в которой осуществляют свою профессиональную деятельность сотрудники полиции.

Одним из подходов к изучению проблемы соблюдения служебной дисциплины и законности является анализ групповых норм, социальных детерминант поведения. Во взаимодействии с социальной группой, служебным коллективом сотрудник усваивает групповые нормы поведения, и от того, как он их усвоил, зависит последующее поведение:

—конформное внешнее — выражение согласия с правилами группы при внутреннем противлении;

- конформное внутреннее — принятие ценностных ориентаций группы;

- нонконформное — непринятие установок группы, противостояние групповым мнениям, целям.

К выделенной группе причин внутреннего свойства относится совокупность процессов, происходящих в сознании должностных лиц полиции и основанных на корпоративном характере взаимоотношений в коллективе того или иного подразделения. Формирующаяся субкультура, воспитанная на корпоративных интересах, в первую очередь связанных со стремлением повысить раскрываемость преступлений, подталкивает сотрудников к нивелированию официальных данных о зарегистрированных преступлениях и их раскрываемости [21, 27].

Таким образом, наличие указанных объективных обстоятельств обусловливает возникновение следующей группы причин и условий, выделенных в качестве причинного комплекса, носящего личностный характер, которые, в свою очередь, могут

быть обусловлены как психологическими качествами и недостатками самих сотрудников полиции, так и факторами, зависящими от воздействия среды, в которой им приходится осуществлять свои служебные функции. В группу психологического комплекса могут входить не только слабость общечеловеческих качеств, необходимых для сотрудника полиции, но и недостаточность или полное отсутствие сугубо деловых свойств (профессиональное мастерство, высокий уровень профессиональной культуры) и наличие профессиональной деформации.

Проведенное нами исследование сотрудников полиции, допустивших нарушения служебной дисциплины и законности, позволяет заключить, что для них характерны следующие особенности [18]:

- профессиональное образование получено в гражданских образовательных организациях, в связи с этим отмечается низкая профессиональная адаптация к службе в органах внутренних дел;

- не сформированы мотивы служебной деятельности, нет стремления к повышению уровня образования, выстраивания служебной карьеры, приобретению новых знаний и профессиональных навыков;

- узко утилитарные (материальные) ценности в сторону личного обогащения, перенос ответственности за свои действия на несовершенство нормативных правовых актов, руководителей, кадровую политику системы МВД России, на некомплект кадров в подразделении, на негативный пример других сотрудников, без оценки анализа (рефлексии) собственного поведения);

- отсутствие стремления к самовоспитанию и самосовершенствованию, а также нежелание обсуждать проблемы своего поведения на собрании служебного коллектива.

Другую группу факторов, негативно влияющих на служебную дисциплину и законность, можно представить в виде профессиональных стереотипов и установок, представляющих собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляющихся в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознание. Отрицательное влияние стереотипов обычно реализуется в упрощенном подходе к решению проблем: в ошибочном представлении, что имеющийся уровень знаний, умений, навыков и компетенций гарантированно обеспечивает успешность деятельности. Для сотрудников полиции данные стереотипы и установки очень опасны.

В психолого-правовой литературе указанные факторы дифференцируют по различным основаниям, например: факторы, обусловленные спецификой полицейской деятельности; факторы личностного свойства; факторы социально-психологического характера.

К факторам, обусловленным спецификой полицейской деятельности, относят [15, 17, 28]:

- излишне детальную правовую регламентацию поведения, способную привести к формализации деятельности и бюрократизму;

- пробелы в правовом регулировании властных полномочий, приводящие к злоупотреблениям и необоснованному их использованию сотрудниками полиции;

- корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников полиции и отчуждения их от общества;

- повышенная ответственность за результаты работы, сопряженная с воз-можнойойооййййойо неоднозначной их оценкой в перспективе;

- психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления физических и психических ресурсов личности;

- экстремальность (необходимость выполнения оперативно-служебных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

- контакт с правонарушителями, способный привести к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона и т. п.).

К факторам, отражающим особенности личностных свойств сотрудников полиции, относят:

- неадекватный персональным возможностям уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

- недостаточную профессиональну-юуюуюую и морально-психологическую подготовленность;

- специфическую связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника полиции (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т. п.);

- профессиональные установки и шаблоны (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, чрезмерной подозрительности и др.);

- особенности социально-психологической дезадаптации личности сотрудников полиции, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами;

- изменение мотивации профессиональной деятельности (потеря интереса к профессиональной деятельности, разочарование в профессии и пр.).

Факторами социально-психологического характера являются [7, 11]:

- неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

- неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы;

- недостаточная общественная оценка деятельности полиции, ведущая к осознанию сотрудниками безысходности, возникновению профессионального бессилия и ощущения неуверенности в необходимости и значимости своей профессии.

Лояльно-снисходительное отношение к указанным факторам рано или поздно оборачивается нарастанием атмосферы напряженности в коллективе, индуцированием среди сотрудников не-гативистическихустановок,росту мер-кантилизации при исполнении служебных обязанностей вплоть до слияния с криминальными элементами. С.Г. Беспалая в своем исследовании подчеркивает, что источником негативных явлений в подразделениях нередко являются сотрудники, которые до посту-

пления на службу отличались дефектами нравственно-этического развития, низкой культурой и несформиро-ванной профессиональной мотивацией [5, с. 67].

В научной литературе подобное нередко относят к профессиональной деформации, проявляющейся не только в противоправных действиях сотрудников полиции и нарушениях ими служебной дисциплины, но и характерных личностных изменениях в виде развития жестких профессиональных стереотипов, подозрительности, переноса профессиональной роли в сферу внеслужебных отношений. Развитие проявлений рассматриваемого феномена объясняется действием разнообразных факторов, связанных не только со спецификой служебной деятельности, но и с недостаточным уровнем профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций сотрудников полиции, особенностями процесса их социализации [15, 19 ]. Личностные метаморфозы, происходящие с сотрудниками полиции, требуют повышенного внимания, поскольку они накапливаются постепенно, оставаясь в течение долгого времени не заметными, завершаясь психологическим срывом конфликтов, чрезвычайным происшествием [36].

Особенности личности профессионально деформированного сотрудника проявляются по-разному и во многих сочетаниях, но в итоге их развитие приводит к профессиональной бесполезности данного сотрудника или (в худшем случае) к нарушению им служебной дисциплины и законности или аморальным действиям.

Личностные изменения, обусловливающие нарушения служебной дис-

циплины и законности, можно определить в процессе наблюдения за поведением сотрудника полиции на основе анализа совершаемых им поступков и действий. Механизм их возникновения имеет сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности сотрудника, в его поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в его личности сотрудника, приводя к ее перестройке, что позднее проявляется уже в повседневном поведении. Установлено, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, а затем начинают исчезать положительные качества, на смену которым приходят негативные психические свойства, изменяющие психологический портрет сотрудника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в основе причин, условий и факторов, влияющих на нарушение сотрудниками полиции служебной дисциплины и законности, лежат как те или иные дефекты их личности, так и причины объективного характера:

- социально-экономические проблемы, недостатки в организационно-управленческой деятельности, в первую очередь отсутствие должного ведомственного контроля;

- несовершенство критериев оценки правоохранительной деятельности;

- рассогласованность ведомственной практики и положений закона;

- недостатки в профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу, формализм в организации вхождения в должность;

- правовой нигилизм и профессиональная деформация сотрудников.

В современных условиях важную роль в обеспечении должного уровня служебной дисциплины и законности играют пересмотренные в связи с реформой органов внутренних дел Российской Федерации нормы, регламентирующие обязанности и права должностных лиц: повышенный контроль за исполнением принятых решений и персональной ответственностью за их исполнение, успешностью профессиональной деятельности подчиненных, за обстановкой в служебных коллективах и уровнем морально-психологического состояния личного состава.

Литература

1. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 702.

3. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 43. Ст. 5808.

4. Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 50 (ч. 6). Ст. 7075.

5. Беспалая С.Г. Психологический прогноз склонности к делинквентному поведению у сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 232 с.

6. Витольник ГА., Душкин А.С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта МВД России, 2014. 126 с.

7. Гаврилова Т.В. Акмеологические условия профилактики нарушений служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. наук. М., 2012. 28 с.

8. Гаврина ЕЕ. Психологические особенности проявления деструктивных отклонений в поведении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 87-95.

9. Гаврина ЕЕ. Специфика проявления агрессии в поведении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 51-59.

10. ГавринаЕ.Е. Специфика проявления коррумпированного поведения сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 64-69.

11. Гущина Е.Н. Психологические аспекты причин нарушения служебной дисциплины в коллективе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 1 (15). С. 79-81.

12. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. 2013. № 1. С. 4-17.

13. Душкин А .С. Компетентностный подход в кадровой политике полицейских структур зарубежных стран // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 132-143.

14. Душкин А.С. Об отдельных вопросах реализации компетентностного подхода в подготовке полицейских в системе МВД России // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы III Междунар. науч.-практ. конференции. Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. С. 236-238.

15. Душкин А.С. Особенности профессионального психологического отбора в полицейских структурах зарубежных стран // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России: сб. материалов I Все-рос. науч.-практ. конф. специалистов ведомственных психологических служб. Т. I. СПб.: С.-Петерб. им. В.Б. Бобкова ф-л РТА, 2012. С. 102-109.

16. Душкин А.С. Особенности профессиональной деятельности психологов полиции России // Образование в условиях модернизационныхпроцессов современного общества: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посв. 20-летию факультета психологии КГУ им. К.Э. Циолковского). Калуга: КГУ, 2013. С. 418426.

17. Душкин А.С. Психологические аспекты повышения эффективности профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 132-143.

18. Душкин А.С. Психопрофилактика нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции // Актуальные проблемы пси-

хологической работы в органах внутренних дел: материалы межвуз. науч.-практ. круглого стола. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2014. С. 88-91.

19. Душкин А.С, Зуева Е.Г. Психологическое сопровождение профилактической деятельности сотрудников органов внутренних дел: монография. М.: ДГСК МВД России, 2014. 122 с.

20. Душкин А.С, Щелкушкина Е.А. Професси-ографическое изучение деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 106-117.

21. Кожевникова Н.В. Проблемы нарушений служебной дисциплины сотрудниками правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 4 (31). С. 22-24.

22. Новгородцев П.И. Право и нравственность // Правоведение. 1995. № 6. С. 103-113.

23. О состоянии кадрового обеспечения в органах внутренних дел Российской Федерации: иллюстр.-справ. материалы. М.: ДГСК МВД России, 2013. 94 с.

24. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции: курс лекций. М.: ДГСК МВД России, 2012. 152 с.

25. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел: учеб. пособие / под общ. ред. В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2008. 80 с.

26. Павленко К.А. Служебная дисциплина в системе правоохранительной службы Российской Федерации: монография / под ред. Ю.Н. Стари-лова. Воронеж: Научная книга, 2012. 174 с.

27. ПапкинА.И. Причины формирования мотивов девиантного поведения у сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 135-146.

28. Пряхина М.В, Душкин А.С, Мартиросова Н.В. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России на основе компетентностного подхода: монография. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2012. 136 с.

29. Пряхина М.В, Душкин А.С. Профессиогра-фическое описание основных видов деятельности в системе МВД России: учеб.-метод. пособие. М.: ДГСК МВД России, 2013. 112 с.

30. Ряпухина И.А. Правовые основы обеспечения законности и дисциплины в органах внутренних дел: науч.-практ. пособие. Белгород: Белгор. юрид. ин-т МВД России, 2009. 48 с.

31. Рясов Д.А. Преступность сотрудников органов внутренних дел: монография. М.: Илекса, 2009. 152 с.

32. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. С.Н. Бочарова. М.: ДГСК МВД России, 2013. 88 с.

33. Сопнева Е.В. Сергеев В.В., Рясов Д.А. Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел. Ставрополь: Ставр. ф-л Краснодар. ун-та МВД России, 2009. 131 с.

34. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2011 год: сб. аналит. и информ. материалов. М.: ДГСК МВД России, 2012. 83 с.

35. Щелкушкина Е.А. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 118-119.

36. Юренкова В.А, Душкин А.С., Кораблев С.Е. Психология конфликта: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2014. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.