которые элементы рассогласованности эго-идентичности профессионала на уровне семантического пространства. Приведенные маркеры имеют количественные характеристики,что может быть использовано для скрининго-вой диагностики.
Литература
1. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания : учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
2. Китаев-СмыкЛ.А. Выгорание персонала, выгорание личности, выгорание души // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2. С. 43-50.
3. Исследования хронического профессионального стресса у врачей скорой медицинской помощи Невского района Санкт-Петербурга / В.М. Лы-маренко [и др.] // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2012. № 3. С. 39-45.
4. Мухамеджанова Н.М. Проблема свободы и порядка в модернизирующихся обществах // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 7. С. 53-59.
5. Обознов АА, Доценко О.Н. Эмоциональная направленность учителей как личностный ресурс их устойчивости к выгоранию // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 5. С. 227-237.
6. Посохова СТ. Личностный адаптационный синдром в экстремальных условиях профессиональной деятельности // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 4. С. 7-13.
7. Редина Т.В. Эмоциональное выгорание педагогов коррекционных образовательных учреждений // Знание Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 222-227.
8. Солдатова ЕЛ, Шевченко А.А. Взаимосвязь психического выгорания и показателей статусов эго-идентичности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Психология. 2013. Т. 3. № 3. С. 13-16.
9. Щербинина О.А. Асоциальная личность как объект исследования современной психологии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 4. С. 281-285.
ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН, УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ НАРУШЕНИЙ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАКОННОСТИ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
А. С. Душкин, Е. А. Щелкушкина
Аннотация: в статье представлены психологические аспекты нарушений служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел. Приводятся психологические характеристики сотрудников полиции, склонных к нарушению служебной дисциплины и законности. Описаны факторы, влияющие на нарушение сотрудниками полиции служебной дисциплины и законности (обусловленные спецификой полицейской
деятельности; личностного свойства; социально-психологического характера).
Ключевые слова: сотрудник полиции, состояние служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, профессиональная деформация.
В условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации и реализации на практике основ-
ных положений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [1], Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], Указа Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» [3], Постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» [4] в «Дорожной карте» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации определены основные параметры работы с кадрами, отвечающие требованиям сегодняшнего дня [12]. Их значимость и важность объясняются тем, что от уровня профессионализма, дисциплинированности и компетентности сотрудников полиции, их профессиональной мотивации, готовности и способности стоять на страже закона, в решающей степени зависят укрепление государственности, общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [6, 14, 16,19].
Проводимая в настоящее время реформа органов внутренних дел Российской Федерации направлена прежде всего на то, чтобы в органах внутренних дел остались наиболее подготовленные и дисциплинированные сотрудники полиции, выполняющие свои должностные обязанности, руководствуясь принципами законности и уважения прав и свобод человека и гражданина.
Однако приходится констатировать, что, к сожалению, на сегодняшний момент еще не полностью решены проблемы в сфере соблюдения сотрудниками полиции служебной дисциплины и законности. Состояние служебной дисциплины и законности не только во многом обусловливает результативность оперативно-служебной деятельности по защите конституционных прав и законных интересов граждан, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, но и непосредственно влияет на авторитет органов внутренних дел в обществе [18, 20].
Анализ обзоров состояния служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел вызывает серьезную обеспокоенность ростом правонарушений со стороны личного состава [23, 34]. Участие сотрудников полиции в совершении преступлений и административных правонарушений, превышение ими должностных полномочий, неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, утрата табельного оружия и служебных документов, совершение дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями, недостойное поведение в быту, как правило, имеют широкий общественный резонанс, увеличивая степень недоверия граждан к органам внутренних дел в целом [7, 10, 32].
Исследование проблемы служебной дисциплины и законности сотрудников полиции предполагает анализ различных аспектов проблемы, в том числе психолого-правовых. Существенным элементом системного исследования, на наш взгляд, является определение причин, условий и факторов, вызывающих действия и бездействие сотруд-
ников полиции, которые противоречат требованиям нормативных правовых актов и правомочных руководителей и отнесены по учетам МВД России к нарушениям служебной дисциплины и законности [18, 27, 29].
О причинах нарушения служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции можно судить, исходя из оценки дисциплинарной практики в итоговых документах по результатам оперативно-служебной деятельности МВД России за 2014 г. и предыдущие годы, выступлений и публикаций руководителей министерства, департаментов и служб, обзоров работы по укреплению служебной дисциплины и законности, публикаций ведомственных и независимых средств массовой информации, специально проведенных исследований и опросов сотрудников полиции. В официальных документах и выступлениях руководителей (начальников), как правило, указываются виды и масштабы нарушений служебной дисциплины и законности, но не анализируются причины и факторы этих негативных явлений.
Для полного понимания сущности нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции необходимо разобраться в причинах и условиях, способствующих данным нарушениям, к числу которых можно отнести:
- низкий уровень правовой культуры сотрудников, в том числе слабое знание личным составом действующего законодательства, нормативных правовых актов, регламентирующих служебную деятельность;
- низкие нравственные и профессиональные качества сотрудников поли-
ции, среди которых корыстные устремления, неуважение прав граждан, безразличие к интересам службы, профессиональная деформация личности;
- нечеткое определение должностных обязанностей каждого сотрудника;
- недостаточная профессиональная подготовленность сотрудников подразделений по работе с личным составом к индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками полиции;
- искажение показателей работы с целью достижения высоких результатов отчетности, постановка нереальных задач подчиненным, что толкает их на сокрытие заявлений и сообщений о преступлениях, искажение статистики;
- формализм и невнимание при рассмотрении обращений граждан;
- недооценка руководителями (начальниками) важности организации воспитания подчиненных, их самоустранение от данного вида работы;
- недостаточный контроль над профессиональным психологическим отбором кандидатов на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные организации МВД России со стороны руководства и сотрудников кадровых подразделений;
- недостойное поведение руководителей (начальников) различных уровней, подающих отрицательный пример подчиненным;
- формальное проведение служебных проверок, влекущее за собой неадекватное наказание виновных;
- низкий уровень правовой защищенности сотрудников полиции.
Еще одна причина, которую надо устранить в первую очередь, — слабое взаимодействие кадровых подразделений, подразделений по работе с лич-
ным составом, инспекций по личному составу с подразделениями собственной безопасности, что влияет на процесс сбора, анализа и обобщения точной, объективной,достоверной информации о реальном состоянии служебной дисциплины и законности в системе МВД России.
Необходимо отметить, что причины нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции определяются субъективными и объективными факторами: юридическими, политическими, экономическими, психолого-педагогическими [30, с. 35].
Среди причин можно выделить следующие:
1. Слишком широкое понимание законности.
2. Недостаточная связь науки с практикой, неиспользование апробированных и подтвержденных результатов исследований.
3. Отсутствие правовой защищенности сотрудников полиции.
4. Халатность при выполнении должностных обязанностей либо отсутствие соответствующего образования и необходимых практических навыков.
5. Недостаточно отлаженная государственная и внутриведомственная система контроля за законностью в сфере управления.
6. Слабая профессиональная подготовленность определенной части личного состава, особенно в вопросах применения мер принуждения, профессиональной этики и морали.
Служебная деятельность сотрудников полиции имеет свои отличительные характеристики. Выполнение должностных обязанностей сопряжено с самостоятельностью принятия и
реализации юридически значимых решений, повышенной ответственности сотрудников за свои действия [17, 28]. Кроме того, несение ими службы нередко сопряжено с наличием опасных ситуаций, характеризуется недостаточной определенностью ролевых функций, психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с антиобщественным контингентом граждан, что требует от сотрудника решительных действий и способности пойти на риск [13, 29]. Эти специфические особенности служебной деятельности в совокупности с социальными и семейно-бытовыми проблемами способны оказывать негативное влияние на личностные характеристики сотрудников полиции, содействуя развитию у них комплекса неудовлетворенности своим положением в обществе, оказывая в итоге отрицательное влияние на состояние служебной дисциплины и законности [35].
Следствием развития данных качеств могут быть поведенческие проявления со стороны сотрудников полиции, которые, вступая в противоречие с профессиональной этикой, влекут за собой нежелательные оценки граждан.
Анализ литературы, материалов исследований и статистических данных позволяет классифицировать факторы объективной реальности, в той или иной мере оказывающие воздействие на изучаемую проблему [8, 9, 10, 21].
Немаловажным в системе рассматриваемого причинного комплекса является низкий уровень правосознания сотрудников полиции, что нередко объясняется слабой профессиональной подготовленностью и изначально
искаженными ценностными ориента-циями [6, 11, 27].
Ценностные ориентации большинства сотрудников полиции оказывают самое непосредственное влияние на формирование личностной идеологии, профессиональной ментальности, а также их правосознания. Д.А. Рясов справедливо отмечает, что значение ценностных ориентаций в исследовании субъективных факторов личности сотрудника полиции невозможно преувеличить, особенно если в деятельности такого сотрудника преобладает антиобщественная направленность, как правило, его ценностные ориентации являются очень важным (иногда завершающим) звеном в процессе нарушения служебной дисциплины и законности [31]. Представляется, что в формировании личности сотрудника полиции ценностные ориентации способны играть многоплановую роль.
Во-первых, они могут стимулировать сложившиеся мотивы поведения и укреплять социальную или антисоциальную линию поведения сотрудника полиции. Так, если материальные потребности возникли у сотрудника, которому присуща корыстная ценностная ориентация, то можно предполагать с большой долей вероятности формирование устойчивого корыстного мотива, который, в свою очередь, будет реализован в его преступной деятельности.
Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях могут служить сдерживающим фактором в формировании антисоциальных потребностей и блокировать образование антиобщественного мотива поведения сотрудника полиции. Материальные потребности у сотрудника полиции с другой, законопослушной
ценностной ориентацией будут направлены не на преступное извлечение выгод имущественного характера, а, например, на законный заработок необходимых ему средств.
В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным мотивом поведения, например по политическим и нравственным причинам.
По данным проведенного Е.В. Соп-невой, В.В. Сергеевым, Д.А. Рясовым опроса сотрудников различных служб и подразделений органов внутренних дел, очевидно, что одной из главных причин нарушения служебной дисциплины и законности, по мнению 78,4 % сотрудников, является низкий уровень самодисциплины нарушителей, 54,3 % участников опроса высказали мнение о том, что к нарушителям относятся лица с низким уровнем общей культуры [33, с. 75].
Такие результаты подкрепляет мнение П.И. Новгородцева, который утверждает, что «сущность и содержание правоохранительной деятельности органов внутренних дел предполагают обязательное сочетание нравственного и правового элемента устойчивости ее субъекта» [22, с. 105]. Другими словами, для сотрудника атрибутивным качеством должна быть высокая правовая культура. Принятие правильного решения и твердость в его исполнении предполагают, что субъект правильно осознает свои права и обязанности, берет на себя ответственность за последствия своих поступков.
К иной группе причинного комплекса, носящего индивидуально-личностный характер, относятся обстоятельства, связанные с характеристиками среды (служебного коллекти-
ва), в которой осуществляют свою профессиональную деятельность сотрудники полиции.
Одним из подходов к изучению проблемы соблюдения служебной дисциплины и законности является анализ групповых норм, социальных детерминант поведения. Во взаимодействии с социальной группой, служебным коллективом сотрудник усваивает групповые нормы поведения, и от того, как он их усвоил, зависит последующее поведение:
—конформное внешнее — выражение согласия с правилами группы при внутреннем противлении;
- конформное внутреннее — принятие ценностных ориентаций группы;
- нонконформное — непринятие установок группы, противостояние групповым мнениям, целям.
К выделенной группе причин внутреннего свойства относится совокупность процессов, происходящих в сознании должностных лиц полиции и основанных на корпоративном характере взаимоотношений в коллективе того или иного подразделения. Формирующаяся субкультура, воспитанная на корпоративных интересах, в первую очередь связанных со стремлением повысить раскрываемость преступлений, подталкивает сотрудников к нивелированию официальных данных о зарегистрированных преступлениях и их раскрываемости [21, 27].
Таким образом, наличие указанных объективных обстоятельств обусловливает возникновение следующей группы причин и условий, выделенных в качестве причинного комплекса, носящего личностный характер, которые, в свою очередь, могут
быть обусловлены как психологическими качествами и недостатками самих сотрудников полиции, так и факторами, зависящими от воздействия среды, в которой им приходится осуществлять свои служебные функции. В группу психологического комплекса могут входить не только слабость общечеловеческих качеств, необходимых для сотрудника полиции, но и недостаточность или полное отсутствие сугубо деловых свойств (профессиональное мастерство, высокий уровень профессиональной культуры) и наличие профессиональной деформации.
Проведенное нами исследование сотрудников полиции, допустивших нарушения служебной дисциплины и законности, позволяет заключить, что для них характерны следующие особенности [18]:
- профессиональное образование получено в гражданских образовательных организациях, в связи с этим отмечается низкая профессиональная адаптация к службе в органах внутренних дел;
- не сформированы мотивы служебной деятельности, нет стремления к повышению уровня образования, выстраивания служебной карьеры, приобретению новых знаний и профессиональных навыков;
- узко утилитарные (материальные) ценности в сторону личного обогащения, перенос ответственности за свои действия на несовершенство нормативных правовых актов, руководителей, кадровую политику системы МВД России, на некомплект кадров в подразделении, на негативный пример других сотрудников, без оценки анализа (рефлексии) собственного поведения);
- отсутствие стремления к самовоспитанию и самосовершенствованию, а также нежелание обсуждать проблемы своего поведения на собрании служебного коллектива.
Другую группу факторов, негативно влияющих на служебную дисциплину и законность, можно представить в виде профессиональных стереотипов и установок, представляющих собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляющихся в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознание. Отрицательное влияние стереотипов обычно реализуется в упрощенном подходе к решению проблем: в ошибочном представлении, что имеющийся уровень знаний, умений, навыков и компетенций гарантированно обеспечивает успешность деятельности. Для сотрудников полиции данные стереотипы и установки очень опасны.
В психолого-правовой литературе указанные факторы дифференцируют по различным основаниям, например: факторы, обусловленные спецификой полицейской деятельности; факторы личностного свойства; факторы социально-психологического характера.
К факторам, обусловленным спецификой полицейской деятельности, относят [15, 17, 28]:
- излишне детальную правовую регламентацию поведения, способную привести к формализации деятельности и бюрократизму;
- пробелы в правовом регулировании властных полномочий, приводящие к злоупотреблениям и необоснованному их использованию сотрудниками полиции;
- корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников полиции и отчуждения их от общества;
- повышенная ответственность за результаты работы, сопряженная с воз-можнойойооййййойо неоднозначной их оценкой в перспективе;
- психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления физических и психических ресурсов личности;
- экстремальность (необходимость выполнения оперативно-служебных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);
- контакт с правонарушителями, способный привести к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона и т. п.).
К факторам, отражающим особенности личностных свойств сотрудников полиции, относят:
- неадекватный персональным возможностям уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;
- недостаточную профессиональну-юуюуюую и морально-психологическую подготовленность;
- специфическую связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника полиции (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т. п.);
- профессиональные установки и шаблоны (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, чрезмерной подозрительности и др.);
- особенности социально-психологической дезадаптации личности сотрудников полиции, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами;
- изменение мотивации профессиональной деятельности (потеря интереса к профессиональной деятельности, разочарование в профессии и пр.).
Факторами социально-психологического характера являются [7, 11]:
- неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;
- неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы;
- недостаточная общественная оценка деятельности полиции, ведущая к осознанию сотрудниками безысходности, возникновению профессионального бессилия и ощущения неуверенности в необходимости и значимости своей профессии.
Лояльно-снисходительное отношение к указанным факторам рано или поздно оборачивается нарастанием атмосферы напряженности в коллективе, индуцированием среди сотрудников не-гативистическихустановок,росту мер-кантилизации при исполнении служебных обязанностей вплоть до слияния с криминальными элементами. С.Г. Беспалая в своем исследовании подчеркивает, что источником негативных явлений в подразделениях нередко являются сотрудники, которые до посту-
пления на службу отличались дефектами нравственно-этического развития, низкой культурой и несформиро-ванной профессиональной мотивацией [5, с. 67].
В научной литературе подобное нередко относят к профессиональной деформации, проявляющейся не только в противоправных действиях сотрудников полиции и нарушениях ими служебной дисциплины, но и характерных личностных изменениях в виде развития жестких профессиональных стереотипов, подозрительности, переноса профессиональной роли в сферу внеслужебных отношений. Развитие проявлений рассматриваемого феномена объясняется действием разнообразных факторов, связанных не только со спецификой служебной деятельности, но и с недостаточным уровнем профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций сотрудников полиции, особенностями процесса их социализации [15, 19 ]. Личностные метаморфозы, происходящие с сотрудниками полиции, требуют повышенного внимания, поскольку они накапливаются постепенно, оставаясь в течение долгого времени не заметными, завершаясь психологическим срывом конфликтов, чрезвычайным происшествием [36].
Особенности личности профессионально деформированного сотрудника проявляются по-разному и во многих сочетаниях, но в итоге их развитие приводит к профессиональной бесполезности данного сотрудника или (в худшем случае) к нарушению им служебной дисциплины и законности или аморальным действиям.
Личностные изменения, обусловливающие нарушения служебной дис-
циплины и законности, можно определить в процессе наблюдения за поведением сотрудника полиции на основе анализа совершаемых им поступков и действий. Механизм их возникновения имеет сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности сотрудника, в его поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в его личности сотрудника, приводя к ее перестройке, что позднее проявляется уже в повседневном поведении. Установлено, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, а затем начинают исчезать положительные качества, на смену которым приходят негативные психические свойства, изменяющие психологический портрет сотрудника.
Таким образом, в основе причин, условий и факторов, влияющих на нарушение сотрудниками полиции служебной дисциплины и законности, лежат как те или иные дефекты их личности, так и причины объективного характера:
- социально-экономические проблемы, недостатки в организационно-управленческой деятельности, в первую очередь отсутствие должного ведомственного контроля;
- несовершенство критериев оценки правоохранительной деятельности;
- рассогласованность ведомственной практики и положений закона;
- недостатки в профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу, формализм в организации вхождения в должность;
- правовой нигилизм и профессиональная деформация сотрудников.
В современных условиях важную роль в обеспечении должного уровня служебной дисциплины и законности играют пересмотренные в связи с реформой органов внутренних дел Российской Федерации нормы, регламентирующие обязанности и права должностных лиц: повышенный контроль за исполнением принятых решений и персональной ответственностью за их исполнение, успешностью профессиональной деятельности подчиненных, за обстановкой в служебных коллективах и уровнем морально-психологического состояния личного состава.
Литература
1. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 702.
3. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 43. Ст. 5808.
4. Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 50 (ч. 6). Ст. 7075.
5. Беспалая С.Г. Психологический прогноз склонности к делинквентному поведению у сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 232 с.
6. Витольник ГА., Душкин А.С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта МВД России, 2014. 126 с.
7. Гаврилова Т.В. Акмеологические условия профилактики нарушений служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. наук. М., 2012. 28 с.
8. Гаврина ЕЕ. Психологические особенности проявления деструктивных отклонений в поведении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 87-95.
9. Гаврина ЕЕ. Специфика проявления агрессии в поведении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 51-59.
10. ГавринаЕ.Е. Специфика проявления коррумпированного поведения сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 64-69.
11. Гущина Е.Н. Психологические аспекты причин нарушения служебной дисциплины в коллективе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 1 (15). С. 79-81.
12. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. 2013. № 1. С. 4-17.
13. Душкин А .С. Компетентностный подход в кадровой политике полицейских структур зарубежных стран // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 132-143.
14. Душкин А.С. Об отдельных вопросах реализации компетентностного подхода в подготовке полицейских в системе МВД России // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы III Междунар. науч.-практ. конференции. Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. С. 236-238.
15. Душкин А.С. Особенности профессионального психологического отбора в полицейских структурах зарубежных стран // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России: сб. материалов I Все-рос. науч.-практ. конф. специалистов ведомственных психологических служб. Т. I. СПб.: С.-Петерб. им. В.Б. Бобкова ф-л РТА, 2012. С. 102-109.
16. Душкин А.С. Особенности профессиональной деятельности психологов полиции России // Образование в условиях модернизационныхпроцессов современного общества: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посв. 20-летию факультета психологии КГУ им. К.Э. Циолковского). Калуга: КГУ, 2013. С. 418426.
17. Душкин А.С. Психологические аспекты повышения эффективности профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 132-143.
18. Душкин А.С. Психопрофилактика нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции // Актуальные проблемы пси-
хологической работы в органах внутренних дел: материалы межвуз. науч.-практ. круглого стола. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2014. С. 88-91.
19. Душкин А.С, Зуева Е.Г. Психологическое сопровождение профилактической деятельности сотрудников органов внутренних дел: монография. М.: ДГСК МВД России, 2014. 122 с.
20. Душкин А.С, Щелкушкина Е.А. Професси-ографическое изучение деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 106-117.
21. Кожевникова Н.В. Проблемы нарушений служебной дисциплины сотрудниками правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 4 (31). С. 22-24.
22. Новгородцев П.И. Право и нравственность // Правоведение. 1995. № 6. С. 103-113.
23. О состоянии кадрового обеспечения в органах внутренних дел Российской Федерации: иллюстр.-справ. материалы. М.: ДГСК МВД России, 2013. 94 с.
24. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции: курс лекций. М.: ДГСК МВД России, 2012. 152 с.
25. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел: учеб. пособие / под общ. ред. В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2008. 80 с.
26. Павленко К.А. Служебная дисциплина в системе правоохранительной службы Российской Федерации: монография / под ред. Ю.Н. Стари-лова. Воронеж: Научная книга, 2012. 174 с.
27. ПапкинА.И. Причины формирования мотивов девиантного поведения у сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 135-146.
28. Пряхина М.В, Душкин А.С, Мартиросова Н.В. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России на основе компетентностного подхода: монография. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2012. 136 с.
29. Пряхина М.В, Душкин А.С. Профессиогра-фическое описание основных видов деятельности в системе МВД России: учеб.-метод. пособие. М.: ДГСК МВД России, 2013. 112 с.
30. Ряпухина И.А. Правовые основы обеспечения законности и дисциплины в органах внутренних дел: науч.-практ. пособие. Белгород: Белгор. юрид. ин-т МВД России, 2009. 48 с.
31. Рясов Д.А. Преступность сотрудников органов внутренних дел: монография. М.: Илекса, 2009. 152 с.
32. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. С.Н. Бочарова. М.: ДГСК МВД России, 2013. 88 с.
33. Сопнева Е.В. Сергеев В.В., Рясов Д.А. Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел. Ставрополь: Ставр. ф-л Краснодар. ун-та МВД России, 2009. 131 с.
34. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2011 год: сб. аналит. и информ. материалов. М.: ДГСК МВД России, 2012. 83 с.
35. Щелкушкина Е.А. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 118-119.
36. Юренкова В.А, Душкин А.С., Кораблев С.Е. Психология конфликта: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2014. 128 с.