Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе'

Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4605
680
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / PEDAGOGICAL CORRECTION / COUNSELLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христидис Татьяна Витальевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения в вузе. Доказывается актуальность проблемы сопровождения в связи с современными изменениями в образовательной среде вуза, в которой наиболее полно раскрываются не только когнитивные способности, но и развивается личность каждого студента. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как вид деятельности, в которой создаются психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося; как сложный, многоаспектный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатами которого становятся решения и действия, способствующие прогрессу в развитии сопровождаемого. Раскрываются основные виды деятельности психолого-педагогическо-го центра Московского государственного института культуры, среди которых: диагностическая, развивающая, коррекционная, консультационная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The article considers some aspects of psycho-pedagogical support of students in the learning process at the university. The proof of the urgency of the problem of maintenance due to modern changes in the educational environment of the university, in which most fully revealed not only cognitive abilities but also develops the personality of each student. Psycho-pedagogical support is seen as an activity which produces psychological and pedagogical conditions for successful learning and development of every student; as a complex, multidimensional process of interaction between the attendant and followed which should result in better decisions and actions that contribute to progress in the development followed. Main activities of psycho-pedagogical center, Moscow state University of culture and arts, including: diagnostic, developmental, corrective, and consulting.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе»

ихолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе

УДК 378.178

Т. В. Христидис

Московский государственный институт культуры

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения в вузе. Доказывается актуальность проблемы сопровождения в связи с современными изменениями в образовательной среде вуза, в которой наиболее полно раскрываются не только когнитивные способности, но и развивается личность каждого студента. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как вид деятельности, в которой создаются психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося; как сложный, многоаспектный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатами которого становятся решения и действия, способствующие прогрессу в развитии сопровождаемого. Раскрываются основные виды деятельности психолого-педагогического центра Московского государственного института культуры, среди которых: диагностическая, развивающая, коррекционная, консультационная.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, диагностика, развитие, психологическое консультирование, педагогическая коррекция.

T. V. Khristidis

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The article considers some aspects of psycho-pedagogical support of students in the learning process at the university. The proof of the urgency of the problem of maintenance due to modern changes in the educational environment of the university, in which most fully revealed not only cognitive abilities but also develops the personality of each student. Psycho-pedagogical support is seen as an activity which produces psychological and pedagogical conditions for successful learning and development of every student; as a complex, multidimensional process of interaction between the attendant and followed which should result in better decisions and actions that contribute to progress in the development followed. Main activities of psycho-pedagogical center, Moscow state University of culture and arts, including: diagnostic, developmental, corrective, and consulting.

Keywords: psycho-pedagogical support, diagnostics, development, counselling, pedagogical correction.

ХРИСТИДИС ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

KHRISTIDIS TAT'IANA VITAL'EVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Христидис Т. В., 2015

Возрождение идеи психолого-педагогического сопровождения студентов в высших учебных заведениях обусловлено интенсивным ускорением темпа жизни, приводящим к увеличению нагрузки, предъявляемых требований к учебной деятельности, что приводит к психологическим нагрузкам, перенапряжению и появлению большого количества дополнительных психологических проблем. Поэтому необходимо предупреждать трудности, помогать студентам в процессе учебной деятельности в вузе, что требует от кафедры педагогики и психологии перестройки деятельности.

Главной функцией кафедры педагогики и психологии Московского государственного института культуры является психолого-педагогическое образование студентов всех специальностей, однако, в свете указанных проблем, одной из важнейших задач сегодня становится организация психолого-педагогического сопровождения студентов в вузе.

Ориентация на формирование полноценной личности, обеспечение условий для успешного проявления, по мере возможностей, всех её способностей, появление «человека целостного, думающего и чувствующего» — вот цели современной педагогики. Реализация гуманистических принципов позволяет перейти от централизованной системы образования, обеспечивающей формальный подход к подготовке специалистов, к созданию условий и возможностей для наиболее полного раскрытия и самореализации каждого студента высшего учебного заведения.

В последнее десятилетие XX века начинает складываться образовательная система, ориентированная на личность. Так, начиная с 2003 года Правительство Российской федерации разрабатывает и принимает концепции модернизации образования, меняет требования и государственные стандарты. Если прежде сфере образования был присущ знание-во-накопительный характер образовательной деятельности, самой главной задачей была передача знаний, умений и навыков через научение способам решения типовых задач, уровень

усвоения которых показывал успешность или неуспешность обучения, то сегодня, в связи с главным принципом учёта индивидуальности каждого обучающегося, обучение носит не столько познавательный, сколько развивающий характер.

Это позволяет переориентировать педагогов на создание такой образовательной среды, в которой не только наиболее полно раскрываются когнитивные способности, но и развивается личность каждого студента. Таким образом, учебная деятельность студента ориентирована не только на процесс получения знаний, но и на полноценное взаимодействие с педагогом и другими студентами, на развитие и саморазвитие, а мотивация к обучению в вузе из формальной и чисто внешней переходит во внутренний план и становится неотъемлемой частью личности.

В связи с этим огромное значение приобретает создание в учебном заведении психологической службы, которая в своей деятельности будет основываться на концепции комплексного психолого-педагогического сопровождения каждого студента.

Итак, говоря о комплексном психолого-педагогическом сопровождении каждого студента, определяя психологические условия для развития способностей и раскрытия индивидуальности, мы подразумеваем взаимосвязанность актуального и перспективного направлений.

Концепция сопровождения возникла как реализация на практике идеи гуманистического отношения к личности учащегося и в результате обращения особого внимания на его индивидуальность.

С одной стороны, можно с полной уверенностью сказать, что история её зарождения и становления насчитывает много лет. Но, с другой стороны, в частности в нашей стране, парадигма сопровождения — ещё молодое и интенсивно развивающееся направление психологической службы, ставшее в последние годы, в связи с изменениями в сфере образования, особенно популярным.

Действительно, на протяжении более двух

веков идеи сопровождения под разными терминами, так или иначе, звучали в работах многих выдающихся отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, Я. А. Коменский, Я. Корчак, А. Н. Леонтьев, К. С. Макаренко, В. И. Сухомлин-ский, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др. Но особенно интенсивно методология комплексного психолого-педагогического сопровождения стала разрабатываться в России только в последние десятилетия.

Предпосылками к появлению идеи сопровождения в его современном виде стали работы Г. М. Бардиер, О. С. Газмана, И. В. Дубровиной, Е. И. Рогова и др., которые, используя синонимичные сопровождению понятия, говорили о содействии, помощи ребёнку и т.д.

Так, О. С. Газман разработал теорию педагогической поддержки, главными положениями которой стали расширение представлений о целях образования, смена авторитарной педагогики гуманистической направленностью и ориентация на личность каждого обучающегося в процессе его воспитания и обучения. Методологическими основами концепции психолого-педагогического сопровождения в работах Л. Н. Бережновой, С. А. Марковой, Н. Н. Михайловой, Ю. В. Слюсарева, Л. Г. Субботиной, Ю. П. Федорова, Т. В. Чередни-ковой, С. М. Юсфин выступают комплексный, системный, проектный подходы, подчёркивается непрерывный характер сопровождения и его личностно-ориентированная направленность.

О психологическом сопровождении становления профессионала пишет Э. Ф. Зеер, понимая его как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности, прикладное направление в подготовке специалистов, «обслуживающее» процесс овладения фундаментальными теоретическими и практическими знаниями, умениями, навыками, обеспечивая их наилучшее усвоение [1].

Говоря о видах психолого-педагогического сопровождения, следует отметить, что оно может быть как групповым, так и индивиду-

альным. Групповое сопровождение направлено на профилактику или коррекцию какой-либо проблемы, характерной для групп обучающихся или для системы в целом. Психолого-педагогическое сопровождение каждого студента направлено на профилактику или решение его проблем, создание условий для гармоничного развития и образования конкретного студента.

На кафедре педагогики и психологии МГИК на общественных началах организован психолого-педагогический центр, занимающийся психолого-педагогическим сопровождением студентов института.

В качестве основных взаимосвязанных задач психолого-педагогического сопровождения студентов выступают:

1. Систематический контроль психологического состояния, отражающего особенности психического развития в процессе вузовского обучения.

2. формирование психолого-педагогических условий для эффективного обучения и саморазвития.

3. Создание специальных психолого-педагогических условий, являющихся основой для оказания помощи студенту, имеющему трудности, связанные с личностным развитием, учебной деятельностью и поведением [3].

В деятельности педагогов кафедры педагогики и психологии вуза в процессе сопровождения реализуются следующие виды работы:

1. Психодиагностика, направленная на сбор информации о психолого-педагогическом статусе студента.

2. Развивающая и коррекционная деятельность, направленная на студентов, имеющих трудности с усвоением знаний, проблемы в общении, неблагоприятное психическое самочувствие и др.

3. Психологическое консультирование студентов, магистрантов, аспирантов и сотрудников.

4. Адаптация первокурсников к вузовскому обучению.

5. Выявление актуальных проблем студенческой молодёжи.

Таким образом, парадигма сопровождения позволяет построить работу педагогов как логически продуманный, комплексный процесс, охватывающий все направления и всех участников вузовского взаимодействия. Находясь в едином процессе сопровождения, каждый вид деятельности, будь то диагностика, консультирование или психокоррекция, получает свои специфические особенности, конкретное наполнение, содержание и формы.

так, например, в качестве основных компонентов диагностики учебной деятельности в процессе психолого-педагогического сопровождения выступают:

1. Мотивационный компонент: 1) высокий уровень учебной активности и самостоятельности; 2) усиление учебно-познавательных мотивов; 3) появление мотива самообразования, заключающегося в интересе к дополнительным источникам знаний; 4) ориентация на освоение способов получения знаний, появление интереса к принципам и закономерностям.

2. Ориентировочный компонент: овладение основными компонентами учебной деятельности, а именно: способностью к целеполаганию (постановке и осмыслению учебной задачи) и планированию предстоящей деятельности (по решению поставленной учебной задачи) за счёт развития рефлексии.

3. Регулирующий компонент: овладение основными компонентами учебной деятельности — самоконтролем (итоговый, пошаговый, элементы планирующего) и умением оценивать результаты своей работы.

4. Интеллектуальный компонент: 1) владение знаниями на уровне конкретных понятий; 2) способность использовать приёмы логического мышления при решении различных учебных задач; 3) умение выявлять причинно-следственные связи между изучаемыми научными и житейскими понятиями; 4) примене-

ние речи в качестве инструмента мышления.

5. Социальный компонент: 1) принятие и выполнение вузовских норм и правил поведения; 2) уровень взаимоотношений с педагогами и другими студентами, проявляющийся в готовности к коллективному взаимодействию при решении учебных задач; 3) способность к налаживанию межличностных отношений с педагогами; 4) способность к установлению дружеских контактов с сокурсниками.

6. Эмоциональный компонент: 1) устойчивое эмоциональное состояние, проявляющееся в позитивном восприятии процесса обучения и образовательной среды вуза в целом; 2) хорошее отношение к педагогам и сокурсникам; 3) положительная самооценка; 4) эмоциональная готовность к переходу на последующие ступени обучения; 5) отсутствие высокой и ситуативной тревожности.

Для реализации функций психолого-педагогического сопровождения педагоги кафедры педагогики и психологии используют развивающую диагностику; тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития; психологическое консультирование; тренинги повышения профессиональной и психолого-педагогической компетентности, тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы.

таким образом, психолого-педагогическое сопровождение следует рассматривать как вид деятельности, в процессе которой создаются психологические и педагогические условия не только для успешного обучения, но и для развития каждого обучающегося в образовательной среде вуза. Это сложный, многоаспектный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого становятся решения и действия, способствующие прогрессу в развитии сопровождаемого.

Примечания

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб., доп. Москва : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. 336 с.

2. Микляева А. В., Румянцева П. В., Тупицына И. А., Тужикова Е. С. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности начинающих психологов : учебно-методическое пособие. Санкт-

Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 71 с.

3. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. Москва : Академия, 2008. 345 с.

4. Рогов В. И. Выбор профессии. Становление профессионала. Москва : ВААДОС-ПРЕСС, 2008. 332 с.

References

1. Zeer Е. F. Psikhologiia professii [Psychology professions]. Moscow, Akademicheskii proekt Pul. [Academic Project Publ.], Ekaterinburg, Delovaia kniga Publ. [Business book Publ.], 2003. 336 p.

2. Mikliaeva A. V., Rumiantseva P. V., Tupitsyna I. A., Tuzhikova E. S. Psikhologicheskoe soprovozhdenie professionalnoi deiatelnosti nachinaiushchikh psikhologov [Psychological support of professional activity beginning psychologists]. St. Petersburg, Publishing house of the Russian state pedagogical university named by A. I. Gertsena, 2003. 71 p.

3. Priazhnikov N. S. Professionalnoe samoopredelenie: teoriia i praktika [Professional self-determination: theory and practice]. Moscow, Academy Publ., 2008. 345 p.

4. Rogov V. I. Vybor professii. Stanovlenie professionala [The choice of a profession. Formation of the professional]. Moscow, VLADQS-PRESS Publ., 2008. 333 p.

дДополнительное образование

как условие профессионального самоопределения и формирования социально полноценной личности

УДК 371.398

О. В. Берникова

Московский городской педагогический университет

В данной статье автор поднимает актуальные вопросы профессионального самоопределения подрастающего поколения и самореализации личности в целом, а также, анализируя положительный опыт прошлых лет в области профессиональной ориентации учащихся, выявляет значение этой деятельности в процессе формирования социально полноценной личности. Освещая проблему необходимости создания психолого-педагогических условий для реализации комплексной системы мер, направленных на содействие в профориентации молодёжи, автор одновременно указывает на недостаточную организацию работы по формированию жизненного и профессионального самоопределения подростков в образовательных учреждениях. Раскрывая возможности дополнительного образования, автор обозначает позиции, которые оказывают помощь учащимся в выборе профессии, а также делает вывод, что использование дополнительных занятий по различным видам творческой деятельности является условием успеха в сфере профессионального самоопределения учащихся и воспитания целого ряда положительных качеств личности. Ключевые слова: содействие в профессиональном выборе, творческий потенциал, самореализации личности, психолого-педагогические условия, трансляция личного опыта педагога, радость созидательного труда.

БЕРНИКОВА ОАЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА — соискатель кафедры декоративного искусства и дизайна Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета BERNIKQVA QLGA VIACHESLAVQVNA — doctoral student of Department of Decorative Arts and Design, 176 Institute of Culture and Art, Moscow City Teacher Training University (MCTTU)

e-mail: [email protected] © Берникова О. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.