ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
ДЁМИНА Т.Б.
In this article the process of psychological and pedagogical tracking is considered as the condition of facilitating the adaptability of a first-year student to the new environment, conditions and requirements. Here is represented the complex of measures and the integrated work of all participants in the educational space in the period of primary adaptation (for the college entrants), the adaptive week (for the first-year students).
В новых социальных условиях современного общества особенно сложно протекают процессы адаптации подростков и молодежи. Актуальной проблемой психологии и педагогики в этой связи становится оказание разносторонней помощи несовершеннолетним.
Проблема обеспечения педагогами и психологами задач развития личности в образовательном процессе выражается в различных научных терминах. Наиболее распространены следующие: «педагогическая поддержка» (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, Т.А. Стрелкова, Д.Б. Поляков и др.); «психологическая поддержка» (А.Г. Асмолов, Н.Н. Загрядская, и др.); «психологическая помощь» (Т.Л. Гаврилова, Т.П. Гинсбург); «педагогическое сопровождение» (Е.В. Бондаревская, М.И. Губанова, С.Н. Чистякова); «психологическое сопровождение» (М.Р. Битянова, Л.М. Митина). В связи с этим важно отметить, что категории помощь, поддержка, обеспечение, которыми оперируют педагогика и психология, являются близкими. Однако использование термина «сопровождение» подчеркивает самостоятельность субъекта в принятии решения и наиболее точно отвечает традициям личностно-ориентированной парадигмой в образовании.
Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации основано на идее гуманизации личности. Успешно организованное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще не доступна.
Рассматривая сущность сопровождения процесса адаптации студентов, важно говорить о психолого-педагогическом сопровождении в условиях образовательного учреждения. Это связано с тем, что, выступая субъектом ведущей деятельности и общения, взаимодействия с различными участниками образовательного процесса — педагогами, студентами, сотрудниками — первокурсник испытывает необходимость в таком сопровождении. Это подтверждается и исследованиями З.Г. Даниловой [1].
На наш взгляд, особенно важным представляется постановка вопроса и о социальнопсихологической адаптации применительно к первокурсникам.
Социальная адаптация — один из механизмов социализации, позволяющих личности, группе активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность успешно функционировать в условиях диагностического социального окружения.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что эффективность работы по социальной адаптации студентов колледжа значительно повысится в случае организации ее на основе междисциплинарного подхода, включающего медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты. Безусловно, сопровождение социальной адаптации в условиях образо-
В статье рассмотрен процесс
психолого-педагогического сопровождения как условие адаптации студента-
первокурсника к новой среде. Представлены комплекс мероприятий и совместная работа всех участников образовательного процесса в период первичной адаптации (абитуриенты), адаптационной недели (студенты 1 курса).
вательного учреждения должно носить комплексный характер, предполагая при этом взаимодействие с семьей, студенческим и педагогическим сообществом, конкретной личностью.
В нашей практике применяется психолого-педагогическое сопровождение следующих согласованных процессов: индивидуальное и групповое сопровождение.
Индивидуальное сопровождение процесса социальной адаптации личности осуществляется в сфере личностной адаптации и предполагает сопровождение процесса развития и социальной адаптации конкретной личности. На данном уровне сопровождение предполагает выявление затруднений и проблем в адаптации студента; включение личности в жизнедеятельность различных групп и коллективов; помощь в разрешении внутриличностных конфликтов; включение его в разработку по самопознанию и самореализации; определение индивидуальных способов помощи в учебной деятельности.
Групповое сопровождение процесса социальной адаптации учащихся предполагает, что успешная социальная адаптация возможна только в ситуациях взаимодействия индивида с другими людьми. Мы рассматриваем адаптацию студента в условиях образовательного учреждения, следовательно, сопровождение в этом случае предполагает диагностику социальнопсихологического комфорта в среде студентов, социальной и профессиональной ориентации; формирование благоприятного психологического климата и межличностного общения на уровне «студент-студент», «педагог-психолог»; коррекцию внутригрупповых отношений (при необходимости); помощь в разрешении межличностных проблем и конфликтов.
В рамках психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода студентов и слушателей в процессе обучения, предусмотрена системная работа всех участников образовательного процесса. Она обусловлена объективными и субъективными сложностями, с которыми сопряжено обучение студентов в эти периоды.
Подготовительные курсы — это первичная адаптация слушателей (возможно, будущих студентов) в социально-педагогической среде колледжа, сопряженная с повышенной тревожностью, в связи с предстоящим поступлением.
Первый курс — это адаптация студентов в новой социально-педагогической среде; создание условий для эффективности приспособления к новой ситуации и помощь, испытывающим различные трудности в разработке приспособленного стиля поведения и отношений. Для большинства студентов является критическим этапом.
На каждом из обозначенных периодов студент испытывает определенные трудности. По нашему мнению, самый сложный — начальный период обучения, 1 курс. Это связано с тем, что выступая субъектом ведущей деятельности и общения, взаимодействия с различными участниками образовательного процесса — педагогами, студентами, сотрудниками, — первокурсник испытывает необходимость психологического сопровождении в различных аспектах.
Особое значение мы придаем первой неделе пребывания студентов в колледже - это адаптационная неделя. Выделенные выше подходы к организации психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации студентов-первокурсников позволили разработать тематический план про ведения адаптационной недели для студентов нового набора (Табл.1).
Таблица 1. Тематический план проведения адаптационной
недели для студентов нового набора
№ п/п Наименование разделов, тем Организаторы Дата проведения,группы
I. Первый шаг к профессии
1.1. Моё первое знакомство с колледжем Зав. отделениями, зам. директора, кл. руководители, студенты старших курсов 02.09.2009 1ВМ1, 1ДА, 03.09.2009 1ВМ2, 1ВМ3
1.2 Краткая историческая справка
1.3 Экскурсия по учебному корпусу
II. «Вертушка» знакомств
2.1 Знакомство с администрацией колледжа Зам. директора по социальным вопросам, кл. руководители, психолог 04.09.2009 Все группы
III. Моя будущая профессия
3.1 Встреча с выпускниками колледжа (специалистом по выбранной специальности) Зав. отделениями, зав. практикой, кл. руководители 05.09.2009 Все группы
IV. Межличностное взаимодействие
4.1 Адаптационный тренинг «Единство непохожих» Педагог-психолог 04-08.09.2009 Все группы
4.2 Диагностирование
V. Рефлексия адаптационной недели
5.1 Выбор актива группы. Знакомство с правилами и обязанностями для студентов Диагностика «Уровень комфортности» Анкета для студента (анализ адаптационной недели) Вручение памяток «Советы первокурснику» Кл. руководители Педагог-психолог. 11.09.2009
5.2 Рефлексия: анализ результатов диагностики, актива групп адаптационных мероприятий Зав. отделениями, Педагог- психолог 09.09.2009 Все группы
Успешность обучения на первом курсе влияет на все последующее обучение. Этот период характеризуется моделированием новых видов образовательной деятельности [2]. Оптимизи-
ровать эти важные процессы возможно, создав условия для реализации потребностных состояний студентов.
Библиографический список:
1. Данилова З.Г. Социальная миссия колледжа // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 10. С. 21-23.
2. Бизюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов / Г.В. Бизюлева: монография. - М.: НОУ ВПО Московский психологопедагогический институт, 2008 г.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. Ключевые слова: образовательный процесс, социальная адаптация, процесс психологопедагогического сопровождения, сущность, комплекс мероприятий.
Keywords: educational process, social adaptation, process of psychological and pedagogical support, essence, a complex of actions.