В. А. Педан
(Санкт-Петербург)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье показано, что обновление системы образования в соответствии с новыми образовательными стандартами не представляется возможным без консолидации усилий учреждений общего и дополнительного образования, программы которых должны содействовать старшеклассникам в выборе будущей профессиональной деятельности
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от него зависит его будущая судьба, место в жизни. В то же время молодые люди часто не знают своей индивидуальности, особенностей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Несмотря на это, реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника перед необходимостью ответственного выбора и предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Новый Закон «Об образовании в РФ», ФГОС определяют требования к образовательным результатам, достигаемым в рамках урочной и внеурочной деятельности, к уровню развития личности школьника. Увеличилось время, отводимое в учебных планах на внеурочную деятельность, и основной целью мероприятий, реализуемых в рамках этой деятельности, является подготовка выпускника к осознанному выбору будущей профессии, развитие его творческих способностей и личных качеств.
В самом начале выполнения задач, поставленных перед современным образованием новыми стандартами, выявился ряд проблем, существующих в общеобразовательной школе в данном направлении: недостаточность условий для проектирования индивидуальной образовательной траектории в связи с ограниченным количеством курсов по выбору и форм их проведения; академическая направленность программ курсов по выбору, разрабатываемых школьными учителями; недостаток кадрового, материально-технического и образовательного ресурсов для реализации курсов по выбору, осуществления профильных и профессиональных проб; вре-
мя проведения предпрофильной подготовки и профильного обучения зачастую неприемлемо для учащихся, долгосрочно получающих дополнительное образование различного направления (художественного, эколого-биоло-гического и т.п.].
Учреждения дополнительного образования имеют в плане создания условий для профильного обучения и профессионального самоопределения школьников явные преимущества: «отсутствие обязательных государственных стандартов и жесткой регламентации учебного процесса; неограниченные возможности в выборе направлений и форм профи-лизации обучения; широкий круг сетевого взаимодействия учреждений и предприятий; высокий уровень специализации педагогов дополнительного образования детей; свобода выбора на основе интересов и склонностей ребенка, возможность его самоутверждения в новом коллективе и др.» [8].
Поэтому логично профильное обучение организовывать на базе учреждений дополнительного образования детей в рамках сетевого взаимодействия или в вариативных формах дополнительного образования на базе школ с привлечением педагогов ДОД, специалистов профессионального образования. Интеграция базового, дополнительного и профессионального образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогической практики [6], так как необходимо предусмотреть и разработать механизмы многоканального финансирования различных проектов.
Эксперимент создания такой модели проводится на базе Центра внешкольной работы
Центрального района Санкт-Петербурга, имеющего лицензионное право на ведение образовательной деятельности, обладающего достаточным кадровым и материально-техническим потенциалом для создания оптимальной образовательной среды, обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.
Структурными элементами сетевой модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждении дополнительного образования являются: Центр внешкольной работы, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные] образовательные учреждения Центрального района, музей профессионального образования, учреждения НПО, СПО, ВПО и др.
В основе взаимодействия всех вышеуказанных субъектов модели лежат следующие принципы:
- принцип результативности, предполагающий четкое определение целей и задач каждого субъекта, нацеливание на конечный результат, выражающийся в создании образовательно-продуктивной среды для самоопределения обучающихся, развития их творческого потенциала;
- принцип синергетичности, в основе которого лежит консолидация материальных и нематериальных ресурсов (идеи, образовательные продукты, кадры, материально-техническое оснащение];
- принцип системности и персональной ответственности каждого субъекта модели.
Основными механизмами организации процесса профессионального самоопределения обучающихся в рамках сетевого взаимодействия на базе Центра внешкольной работы являются: интеграция существующих в районе ресурсов общего, дополнительного и профессионального образования, (кружков, клубов, студий, центров, лабораторий, производственных мастерских], решение задач профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, построение индивидуального образовательного маршрута с учетом уровня самоопределения обучающихся: профориентационного, предполагающего развитие самопознания обучающихся, знакомство их с миром профессий, привитие чувства уважения к
труду, профессиональные пробы, и профессиональной подготовки на основе сетевого взаимодействия общеобразовательных школ, учреждений профобразования и учреждений дополнительного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на базе Центра внешкольной работы осуществляется по следующим ступеням.
Первая ступень - психолого-педагогическое сопровождение самопознания и знакомства с миром профессий (1-7 классы]: организация работы с младшими школьниками по привитию любви к труду, реализация «Я - концепции» (1-6 класс]; диагностика резервов развития ребёнка, выявление интересов и склонностей, способностей обучающихся и формирование теоретических знаний о различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентация на выбор профиля обучения в старшей школе и выбора профессии в целом (5-6 классы]; предоставление информации о положении на рынке труда, сферах профессиональной деятельности, классификациях профессий и т.д., экскурсии, встречи с людьми разных профессий, проектная деятельность и т.д. (6-7 классы].
На данной ступени учащиеся с помощью сотрудников Центра занятости, работодателей, представителей профессиональных учебных заведений изучают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Основными результатами психолого-педа-гогического сопровождения обучающихся в данный период является обеспечение сфор-мированности у школьника: представлений о себе как субъекте собственной деятельности, понимание собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей; универсальных компетентностей, позволяющих школьнику проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми] и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями; общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона, в котором школьник живет, и
страны в целом, с прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике региона и страны; способности осуществить осознанный выбор профиля обучения на старшей ступени основного общего образования или (и] будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки [10].
В ходе обучения на данной ступени широко используются имеющийся в науке диагностический инструментарий (психологические методики, тестовые задания для выявления уровня подготовленности школьников к выполнению профессиональных проб и уровня развития их профессионально важных качеств, опросники и т.д.].
Обучающиеся принимают практическое участие в научно-исследовательской деятельности, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, встречаются с интересными людьми, посещают экскурсии, готовят тематические вечера, организуют выставки и т.д.
Основными формами организации работы на данной ступени являются: «экскурсия, образовательное путешествие, игры-состязания (викторина, конкурсы, математический бой, интеллектуальная игра и т.д.]; спортивные соревнования; дидактический театр, тренировки и репетиции, мастерская, консультация, лаборатория, полевые исследования, учебный проект, практики, деловая игра, дебаты, стажировка, аналитические и рефлексивные сессии; выездная школа-интенсив, дистанционное обучение]» [9].
Кроме этого огромную роль в профориентационной деятельности с обучающимися занимает использование ИКТ-технологий, Интернета и потенциала сетевых молодежных сообществ.
Например использование таких образовательных порталов, как club.itdrom.com и dviger.com, позволяет организовать практические ситуации применения полученных знаний и содействует пониманию бизнес-процессов, профессиональной ориентации в сфере ИТ, первым профессиональным пробам, получению ключевых навыков и опыта создания бизнес-проектов в команде. На данном портале происходит масса творческих и профориентационных конкурсов по различным направлениям: компьютерная графика, фотография, компьютерная музыка, программирование, анимация, проза и поэзия и т. д.
Огромное значение на первом этапе знакомства с профессией имеет работа в рамках
сетевого взаимодействия с социальными партнерами, школами, учреждениями профессионального образования, центром занятости, вузами, предприятиями в плане совместного изучения проблем подготовки молодых специалистов и их адаптации к рынку труда, организации различных форм познания мира труда и требований к современному специалисту, проведения совместно подготовленных интересных встреч, выставок, экскурсий, ярмарок, концертов и т.д.
Вторая ступень - приобретение практического опыта в некоторых сферах деятельности (8-9 классы].
На второй ступени психолого-педагогиче-ского сопровождения самоопределения обучающихся организуются профессиональные пробы, которые в рамках созданной модели ориентированы на обеспечение готовности старшеклассников к профессиональному выбору.
В этот период обучающиеся имеют возможность ближе познакомиться с девятью разными профессиями, оценить свои возможности, сопоставить их с желаниями и предпочтениями, получить опыт работы в коллективе.
Важным результатом и одновременно механизмом достижения предпосылок к эффективной профориентации учащихся на данной ступени «должна стать сформированная позиция учащегося как субъекта собственной деятельности. В этом случае роль педагогического сопровождения будет заключаться не только в организационном обустройстве пространства «безопасной» пробы учащимися своей субъектной позиции в деятельности, но и в продуцировании большого количества содержательных рамок, которые будут помещаться в эти пространства и задавать сюжеты, на которых будет происходить становление субъектной позиции учащихся» [10].
Профессиональные пробы для учащихся в Центре проводятся по четырём типам профессий: человек - человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - техника.
Основными задачами профессиональных проб является «ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы» [12], оказание помощи в их профессиональном самоопределении.
Работа по организации профессиональных проб проводится с учетом положений и рекомендаций интегративного профориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» и предполагает близкое знакомство обучающегося с профессией по определенному циклу.
Третья ступень - профессиональная подготовка на основе выбора сферы профессиональной деятельности (в рамках профильного обучения] по согласованию со школой и родителями.
Организация профессиональной подготовки осуществляется по следующим программам: «Многофункциональный графический редактор Abobe Photoshop», курсы для начинающих чертежников, «Уверенный пользователь Word + Excel», курсы для начинающих
имиджмейкеров «Создай свой имидж», курсы «Помощник юриста», «Интернет-журналистика», «Секретарское дело», «Юный предприниматель» и др.
Следует отметить, что несмотря на то, что экспериментальной деятельности в центре внешкольной работы Центрального района Санкт-Петербурга еще далеко до завершения, уже сегодня можно констатировать, что, используя потенциал модели сетевого взаимодействия и специфику учреждений дополнительного образования, можно значительно расширить социально-образовательное пространство, где на первый план выходит личность ребенка, его личностное самоопределение - через предоставление возможности максимального развития его способностей, через пробу собственных сил и поиск себя.
Литература
1. Баталов А. С. Модель многопрофильной школы полного дня // Справочник руководителя образовательного учреждения.
- 2007. - № 3. - С.64-73.
2. Бессонов Р. В. О дидактических средствах профилирования иноязычного курса на старшей ступени общеобразовательной школы // Инновации в образовании. - 2008. - № 7. - С. 89-95.
3. Гера Р. Предпрофильная подготовка - составляющая успешной социализации // Народное образование. - 2008. - № 2. -С.216-221.
4. Гурина И. А., Кулакова С. Ф. Развитие личности старшеклассников в условиях реализации профильного обучения // Профильная школа. - 2008. - № 5. - С. 9-14.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. Тематич. вып. -2002. - Декабрь.
6. Об организации взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного] общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http:// do.gendocs.ru/download/docs-197069/197069.doc/
7. Об эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного] общего образования : Письмо МО РФ от 03.02.04 № 03-51-12ин/14-03 // Вестник образования. - 2004.
- № 6. - С. 57-58.
8. Петрова Е. В. Организация предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2007. - 23 с.
9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования - вектор индивидуализации обучения в основной школе : проект / Ин-т образоват. политики «Эврика» ; под. ред. А. И. Адамского. - М., 2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://referatznate.ru/text/index-43030.html?page=5
10. Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования / Инновац. образоват. сеть «Эврика» [Электронный ресурс]. - URL: http://do.gendocs. ru/docs/index-187801.html/
11. Программа совместных мероприятий Минобразования России и РАО по введению профильного обучения учащихся на третьей ступени общего образования : утверждена приказом Минобразования России и Рос. акад. образования от 05.12.03 №4509/49 // Вестник образования. - 2004. - № 6. - С. 25-30.
12. Твоя профессиональная карьера: экспериментальный
курс : пояснит. записка [Электронный ресурс]. - URL: http:// referat.znate.ru/text/index-52101.html/
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утвержден приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Гарант : информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55070507/
14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/