DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-3-40-54
УДК 377.5+371.3+88.6 ББК 74.47+74.026.8+88
O.V. Basharina, N.V. Trusova (Chelyabinsk Institute of Vocational Training, Chelyabinsk, Russia)
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF COLLEGE STUDENTS IN ELECTRONIC LEARNING
The concept of "psychological andpedagogical support" is analyzed. Specific characteristics of electronic learning that can be both positive and negative pedagogically and psychologically are discussed. To solve the problems that are encountered in learning process psychological and pedagogical support of students in six areas is proposed: study of individual personal specifics, development level of psychic features and qualities, interpersonal communication specifics of electronic learners; helping students to develop, implement and correct their individual learning paths; providing psychological comfort during electronic learning; formation and development of information and communication competences; development of electronic teaching package to include psychological mechanisms providing high motivation level and realization of personality and activity as well as problem approaches to teaching/ learning. Appropriate forms, methods and tools for teachers and psychologists are proposed.
Keywords:electronic learning, psychological and pedagogical support, needs and motives, mediated learning, electronic teaching materials, media safe information educational environment.
О.В. Башарина, Н.В. Трусова
(Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск, Россия)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Проведен анализ понятия «психолого-педагогическое сопровождение обучающихся». Рассмотрены специфические характеристики электронного обучения, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные результаты педагогического и психологического характера. Для решения возникающих в процессе обучения проблем предлагается психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в шести направлениях: изучение индивидуальных личностных особенностей, уровня развития психических свойств и качеств, особенностей межличностных отношений участников электронного обучения; оказание помощи обучающимся в разработке, реализации и коррекции индивидуальной образовательной траектории; g обеспечение психологического комфорта в процессе электронного обучения; формирование и Е развитие информационно-коммуникационных компетенций; разработка электронного учеб> но-методического комплекса и включение в него психолого-педагогических механизмов, обеспечивающих высокий уровень мотивации, а также реализация личностно-деятельностного I и проблемного подходов к обучению. Предлагаются соответствующие данным направлениям формы, методы и средства работы педагогов и психологов. я Ключевые слова: электронное обучение, психолого-педагогическое сопровождение, > потребностно-мотивационная сфера, опосредованное обучение, электронные учебно-мето-о дические комплексы, медиабезопасная информационно-образовательная среда.
The rapid development of information technology accelerates the informatization of all spheres of human activity, including education. One of the main directions of modernization of education in the State program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020 is called e-learning [3].
The concept of "e-learning" today is enshrined in Art. 16 of the Law "On Education in the Russian Federation": "E-learning refers to the organization of educational activities with the use contained in the databases and used in the implementation of educational programs information, and provide processing of information technology, hardware, as well as information and telecommunication networks, providing the transmission along the lines of communication of this information, the interaction of students and teaching staff" [9].
Using e-learning in the educational process of organization of secondary vocational education must be understood that its specific characteristics can have both positive and negative results of pedagogical and psychological character.
Therefore there is a need for the organization of psycho-pedagogical support of students of secondary vocational education in the process of e-learning.
The problem of psycho-pedagogical support of students of vocational education is considered by many scientists.
N.G. Ershova under psycho-pedagogical support understands system of the professional activity of the teacher, aimed at creating psychological and pedagogical conditions for successful training and education of professional and personal development of the student in the situation of university interaction [5].
Psychological support of professional development of E.F. Zeer defines as a holistic process of learning, formation, development and correction of professional formation of the person [6].
Strategy of the psychological and pedagogical support, i.e. choice of targets and
direction, O.L. Goncharova defines two main principles of normativity of development and systematicity of development of psycho-pedagogical activity, and tactic of work, i.e. the choice of means and methods to achieve these goals, - the principle of the activity-support [2].
The relevance of psychological and pedagogical support of the use of information and communication technologies is designated in the work of scientists E.I. Mashbitsa [8], I.A. Press [10] E.G. Skibitskaya, L.I. Choline [11] and others. "Adapting to the new information conditions requires other approaches to content and technology of professional activity of the teacher, setting new didactic goals and pedagogical tasks, changing the means and methods to achieve" [10, p. 110].
Based on the definition ofN.G. Ershov, for psycho- pedagogical support of students in the process of e-learning we will understand the system of professional activity of a particular specialist (psychologist or teacher), aimed at creating a psychological and pedagogical conditions for successful training, education and vocational and personal development of students in conditions of information-educational environment.
In order to determine directions of activities of psycho-pedagogical support, consider the main characteristics of e-learning and the possible positive and negative results of its using.
Active development of information technologies allows gradually withdraw spatial and temporal constraints in the learning process. E-learning does not require direct contact between teacher and students, there is a possibility of synchronous and asynchronous communication. However, active participation in this training will only accept students who already have a high motivation to learn and formed skills of independent activity.
Based on the study of Y. A. Dubrovskaya, the development of cognitive and practical independence of students must be conducted in the following directions: motivational (development of need-motivational sphere
CO
о 'с о
о <D
<D T3
<D JD
"5
О ч— О
-e о
Ci Ci
го о ст о сл го
тз ф
Ci
го о
о о
-С
о ^
(Л
CL
of students); projecting (alleged selection of training and supporting information and various ways of assimilation, development of tasks for self-control, planning forms of cooperation); constructive (which includes the development of electronic educational complex (EUMK) providing training); organizational (organization of regular interaction between the teacher and the students for advice and assistance, implemented by means of teleconferencing, e-mail, forum, chat, etc.) [4].
In the process of e-learning is changing the character of the interaction between the participants in the educational process. A.E. Solovyov notes the changing character of the interaction through the following parameters: interactivity (interaction rate); intensity (frequency); communicative interaction (enhanced symbolic component of the educational information, changing personal component) [12].
In this interaction the following problems occur:
1) the time gap between the question and the answer in the process of dialogue;
2) the limitation of means the organization of dialogue;
3) the absence of immediate instant reaction of interlocutors;
4) the inability to use such means of communication like gestures, facial expressions, intonation.
Therefore, teachers and psychologists need to prepare students for such communication to solve these problems.
Using a temporary pause in the dialogue will enable students to cope with the emotions and ponder replica, edit response style. In response to a question the teacher even the students who are not confident in their ro knowledge will be ready to look for the answer 8 in other sources and to respond to it in full. h Lack of eye contact with the teacher
^ allows students to overcome shyness when я answering the questions, and they will be 'is absorbed only by the response, not how they ¡§ look in response.
^ E-learning, which is based on the use
о of telecommunications networks open to
students access to a wealth of information. Sources of information are thematic sites, electronic dictionaries and encyclopedias, virtual laboratories, etc. However, the information may have both positive and negative character. Only students who have the critical thinking and skills of working with information can conduct sorting and selection of a large amount of information. Consequently, there is a necessity of formation of information and communication competence of students, as well as education of moral and civic and national position, which is forming their critical thinking.
Fixed assets of e-learning are electronic educational-methodical complexes, which include different types of presentation material (hypertext, multimedia), which positively affects his perception of students. All of these materials are interactive, they require the active inclusion of students in activities, involvement in communicative interaction with colleagues and teachers [1].
According to the position L.V. Lvov, intrapersonal resources are the basis for self-development not by themselves, but only as a result of contradictions with the externally given factors [7, p. 168]. This implies the need to incorporate of personal features of students in e-learning system.
For effective work with electronic educational and methodological complexes is necessary: first, determine the personality characteristics of students (the leading modality of perception, learning pace, etc.); secondly, prepare students to work in large and small groups, develop communication skills (conducting discussions, written speech).
Another advantage of e-learning means is the possibility of individualization of learning. The student does not need to adapt to the pace of studying the whole group, learning rate depends only on him. The disadvantage in this case it may be uneven progress on the educational trajectory (skipping topics, non-fulfillment of the individual tasks, and so on).
These negative effects can be eliminated through the creation of high-quality
electronic educational and methodological complexes which develop educational and cognitive needs and improve the efficiency of learning.
Qualitative or can be regarded as an ideal resource by which the student can meet their educational needs with a minimum expenditure of time and effort [see. Formula (1)].
® 01+02+03H-----l-On
I - where - ideal ratio of the resource; F - satisfaction of cognitive needs of the subject;
W - costs time and effort to meet the cognitive needs;
F1, F2, ... - a set of functional parameters that affect the satisfaction of cognitive needs;
P1, P2, ... - set the cost factors affecting the satisfaction of cognitive needs.
Factor ideal electronic educational complex can vary due to the functionality of the information and communication technologies. Consider a few options for this change (Table. 1).
Table 1. Change ratio resource imperfection
The functionality of the resource F (cognitive demand) functional indicators W (costs) cost figures I (ideal resource)
1. Multimedia (use of video -audio) increases, as: 1) it is possible to obtain information leading to learning modality; 2) increases the perception and comprehension of the information; 3) there is an interest in learning reduced because: 1) increasing the efficiency of mnemonic processes; 2) mobilizing the physiological processes and ensures their optimum level of mobilization. increases
decreased it: 1) introduction excess material is present in different forms; 2) audio and video of poor quality information. increased it: 1) the student becomes the time to study the same material in different forms; 2) spent an extra effort for the perception of information. decreases
2. Nonlinearity increases, as: 1) are active in the choice of the trajectory of advancement in the study of the material; 2) it is possible to return to any material and repeat it; 3) is formed by self-organization and self-discipline; 4) develops logical thinking and alternative. decreases as: 1) reduced time for searching and obtaining the necessary information; 2) freedom of the source selection information from any point of the educational path provides the minimum expenditure of energy. increases
та с
с
ф
тз □
(Л О)
та ф
о о. о.
(Л
та о та го тз ф
.
тз с го
та о о .л
о >.
(Л
Q.
The functionality of the resource F (cognitive demand) functional indicators W (costs) cost figures I (ideal resource)
Drops if: 1) the system of hyperlinks distract students from learning the basic material; 2) there is a loss of interest in learning; 3) decreased activity; 4) not built of individual educational trajectories of learning Increases if: 1) the student spends too much time browsing distraction from the main purpose of the material; 2) spent force in the search for the necessary information. decreases
3. Interactivity increases, as: 1) the student is included in the active; 2) increasing interest in learning as a result of interaction; 3) increasing the level of communication; 4) increased mobility of students. decreases as: 1)reduced the response time between the learner and his assessment; 2) it is possible to use the knowledge and experience of participants in the educational process. increases
decreased if: 1) resource interface is inconvenient or not clear; 2) if there is bound in cooperation (requiring mandatory acknowledgment or comments) increased if: 1) no communication competence 2) there is a waste of time and effort for the implementation of the action without affecting the learning outcomes decreases
го
>
о
(Л
го
m
>
О
The table shows that, depending on the ratio of the positive or negative impact on the satisfaction of cognitive needs and changes cost ratio varies ideal electronic educational complex. Uniform promotion of the educational trajectories of students provides a competent and complete use of e-learning control system settings, which is designed methodical complex [1]. According to the above definition of psychological support E.F. Zeera [6], as well as the researcher identified values intrapersonal resources for self-development [7] and carried out analysis of the main characteristics of e-learning, we highlight the main activities of psycho-pedagogical support of students in the process of e-learning:
1) study of individual personality characteristics and level of development of mental properties and qualities, the characteristics of interpersonal relations of participants of e-learning;
2) to assist students in the development, implementation and correction of individual educational trajectory;
3) provision of psychological comfort in the process of e-learning;
4) formation and development of information and communication competencies;
5) EUMK development and inclusion of psychological and pedagogical mechanisms to ensure a high level of motivation, as well as student-activity-and problematic approaches to learning;
6) creation mediabezopasnoy educational environment. The basic directions of psycho-pedagogical support of students, consider further the corresponding
forms, methods and means of the work of specialists of the educational organization (Table. 2).
Table 2. The forms, methods and means ofpsycho-pedagogical support of students
Directions Form Methods Facilities
1. The study of Full-time The conversation, Questionnaires,
individual personality survey, observation surveys
characteristics and Remote The electronic Questionnaires,
level of development of mental properties and qualities, the characteristics of survey, testing tests
interpersonal relations of
participants of e-learning
2. Assist students Full-time Talk, personal Educational plans
in the development, consultations
implementation and Forums, chat Discussion Electronic media
correction of individual rooms, video-
educational trajectory training
3. Provision of Full-time Talk, personal Handbooks,
psychological comfort in the process of e-learning consultations manuals, algorithms
Built-in e-learning, video-training Video lectures Help system, online application instructions
4. Formation and Full-time Practice-oriented Training manuals
development of Remote-controlled Practice-oriented Electronic
information and training, the body discussion resources, office
communication of mentoring applications
competencies
5. Development EUMK Full-time Differentiated Abstracts,
and the inclusion of Practice-oriented methodical
psychological and Remote aimed Discussions, Hypertext database,
pedagogical mechanisms instructor Projects multimedia
to ensure a high level of resources
motivation, as well as
the implementation of the student-activity-and
problematic approaches to learning
6. Create a media safe Full-time Moral and aesthetic Aid
educational environment and patriotic civil conversation, projects
Remote TV Projects Informational resources
ro ®
о с о
+J
о <D
<U T3
<U
CT ®
15 о
4—
о -e о ü. ü.
го о ст о сл го
тз ф
а.
го о
о о
-С
о ^
(Л
CL
E-learning is carried out using electronic learning management systems, implemented on the basis of computer technologies and Internet-based technologies. The task specialists carrying out psychological and pedagogical support, to efficiently use the advantages of both forms of study (fulltime and part-time). Thus, e-learning is a promising technology for the adaptation of students in today's fast-developing information society. No psycho-pedagogical support of the educational process will be accompanied by the problems that arise due to the specific characteristics of e-learning, such as: the absence of non-verbal communication components, changing the nature of the interaction, the use of e-learning, etc. In the e-learning system, it is advisable to use the forms, methods and means of psychological pedagogical support of students, implemented with the help of modern information and communication technologies. Consequently, the system of psycho-pedagogical support, carried out by experts, will eliminate problems and give students the opportunity to personalization and extra motivation for vocational training. References:
1. Basharina O.V. Transdisciplinary electronic teaching materials for the programme as an element of information educational environment. Vestnik Che-lyabinskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta. - 2014. - № 2. P. 70-83. [in Russian]
2. Goncharova O.L. Pedagogical support of student personal identity in primary and secondary vocational training is sociological and pedagogical problem. Proceedings of 2nd All-Russia scientific and practical conference. - M.: MESI, 2008. P. 357-360. [in Russian]
° 3. State program of the Russian Federation £ "Development of education" for 2013-
> 2020. [available at] http://bolplotds.
ucoz.net/FEDERAL/gos_programma_ § razvitija_obrazovanija.pdf. [in Russian]
"I 4. Dubrovskaia Yu.A. Pedagogical 03 support of student self education in
о distance learning. Author's abstract.
Dis. ... cand. ped. nauk. SPb., 2005. [in Russian]
5. Ershova N.G. Professional and personal development of students in psychological and pedagogical support at a sports higher school. Teoria i praktika fizicheskoi kultury. - 2005. - № 9. P. 4447. [in Russian]
6. Zeer E.F. Psychology of vocational training. - M.: Akademia, 2013. [in Russian]
7. Lvov L.V. Educational professional environment as a complex of conditions to improve the efficiency of the projected pedagogical system. Vestnik ChGPU. -2014. - № 2 P. 162-172. [in Russian]
8. Mashbits E.I. Psychological and pedagogical problems of learning computerization. - M.: Pedagogika. 1988. [in Russian]
9. "On education in the Russian Federation" federal law №273-FZ of 29.12.2012 [available at]: http://www.consultant.ru. [in Russian]
10. Press I.A. On some psychological and pedagogical aspects of e-learning. Vyssheee obrazovanie v Rossii. -2011. - № 10. P. 105 - 111. [in Russian]
11. Skibitsky E.G., Kholina L.I. Psychological and pedagogical aspects of distance learning. - Novosibirsk: NIPKiPRO, 1999. [in Russian]
12. Soloviev A.E. On understanding the text in the space of distance learning. Vzaimodeistvie v srede distantsionnogo obuchenia. [available at] URL: http:// do.pstgu. ru. [in Russian]
Стремительное развитие информационных технологий ускоряет информатизацию всех сфер деятельности человека, в том числе и образования. Одним из основных направлений модернизации образования в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы названо электронное обучение [3].
Понятие «Электронное обучение» сегодня закреплено в ст. 16 закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [9].
При использовании электронного обучения в образовательном процессе организаций среднего профессионального образования необходимо понимать, что его специфические характеристики могут иметь как положительные, так и отрицательные результаты педагогического и психологического характера.
Поэтому возникает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся среднего профессионального образования в процессе электронного обучения.
Проблема психолого-педагогического сопровождения обучающихся профессионального образования рассматривается многими учеными.
Н.Г. Ершова под психолого-педагогическим сопровождением понимает систему профессиональной деятельности преподавателя, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия [5].
Психологическое сопровождение профессионального становления Э.Ф. Зеер определяет как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности [6].
Стратегию осуществления психолого-педагогической поддержки, т.е. выбор целей и направленности, О.Л. Гончарова определяет двумя основными принципами нормативности развития и системности развития психической и педагогической деятельности, а тактику работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, - принципом дея-тельностного сопровождения [2].
Актуальность психолого-педагогического сопровождения при использовании информационно-коммуникационных технологий обозначена в работах ученых Е.И. Машбица [8], И.А. Пресс [10], Э.Г. Скибицкого, Л.И. Холиной [11] и др. «Адаптация к новым информационным условиям требует иных подходов к содержанию и технологиям профессиональной деятельности преподавателя, постановки новых дидактических целей и педагогических задач, изменения средств и способов достижения» [10, с. 110].
Опираясь на определение Н.Г. Ершовой, под психолого-педагогическим сопровождением обучающихся в процессе электронного обучения мы будем понимать систему профессиональной деятельности конкретного специалиста (психолога или педагога), направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в условиях информационно-образовательной среды.
Для определения направлений деятельности психолого-педагогического сопровождения рассмотрим основные характеристики электронного обучения и возможные положительные и отрицательные результаты его использования.
Активное развитие информационных технологий позволяет постепенно снимать в процессе обучения территориальные
го ®
о с
о +-'
о ®
ф
ф тз
ф
сл .ф
15 о
ч—
О
-е о
ГО О СЛ О сл го
тз ф
го о ел о о
-С
о
(Л
о.
и временные ограничения. Электронное обучение не требует непосредственного контакта преподавателя и обучающихся, появляется возможность их синхронного и асинхронного взаимодействия. Однако активное участие в таком обучении будут принимать только студенты, уже имеющие высокую мотивацию к обучению и со сформированными навыками самостоятельной деятельности.
Руководствуясь результатами исследования Ю.А. Дубровской, развитие познавательно-практической самостоятельности обучающихся необходимо проводить в следующих направлениях:
1) мотивационном, предусматривающем развитие потребностно-мотива-ционной сферы обучающихся;
2) проектировочном, предполагающем отбор учебной и вспомогательной информации и различные способы ее усвоения, разработку заданий для самоконтроля, планирование форм взаимодействия;
3) конструктивном, включающем разработку электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК), обеспечивающего обучение;
4) организационном, предусматриваю -щем организацию регулярного взаимодействия педагога и обучающихся для консультаций и помощи, реализуемого с помощью телеконференций, электронной почты, форума, чата и т.д.) [4].
В процессе электронного обучения меняется характер взаимодействия между участниками образовательного процесса. А.Е. Соловьев отмечает изменение характера взаимодействия через следующие параметры: интерактивность (ско-го рость взаимодействия), интенсивность ° (частоту); коммуникативное взаимодей-н ствие (усиление знаковой составляющей ^ учебной информации, изменение лич-(о ностной составляющей)[12]. й При таком взаимодействии возника-
¡8 ют следующие проблемы: со 1Л
1) временной разрыв между вопросом и о ответом в процессе диалога;
2) ограничение средств организации диалога;
3) отсутствие непосредственной мгновенной реакции собеседников;
4) невозможность использовать такие средства коммуникации, как жесты мимику, интонацию. Следовательно, для решения данных
проблем педагогам и психологам необходимо подготовить обучающихся к такому общению.
Использование временной паузы в общении позволит обучающимся справиться с эмоциями и обдумать реплику, отредактировать стиль ответа. При ответе на заданный педагогом вопрос даже не уверенные в своих знаниях студенты будут готовы искать ответ в дополнительных источниках и отвечать на него в полном объеме.
Отсутствие визуального контакта с преподавателем позволит обучающимся побороть стеснение при ответе на вопросы, и они будут поглощены только самим ответом, а не тем, как они выглядят во время ответа.
Важным условием для такого общения становится знание сетевого этикета, представляющего собой свод правил для общения в сети, ведения переписок, рас-сылок, обмена мнениям, знаниями, опытом. Его соблюдение позволяет выражать свои эмоции, не оскорбляя собеседника.
Электронное обучение, основанное на использовании телекоммуникационных сетей, открывает обучающимся доступ к большому объему информации. Источниками информации являются тематические сайты, электронные словари и энциклопедии, виртуальные лаборатории и т.д. Однако информация может иметь как позитивный, так и негативный характер. Провести сортировку и отбор информации большого объема могут только студенты, обладающие критическим мышлением и навыками работы с информацией. Следовательно, возникает необходимость формирования информационно-коммуникационных компетенций студентов, а также воспитания нрав-
ственнои и гражданско-патриотическои позиции, формирующих их критическое мышление.
К основным средствам электронного обучения принадлежат электронные учебно-методические комплексы, которые включают различные виды представления материала (гипертекст, мультимедиа), что положительно влияет на его восприятие обучающимися. Все эти материалы интерактивны, они требуют активного включения обучающихся в деятельность, вовлечение в коммуникативное взаимодействие с коллегами и с педагогами [1].
Согласно позиции Л.В. Львова, вну-триличностные ресурсы выступают основанием для саморазвития не сами по себе, а лишь в результате противоречия с внешнезаданными факторами [7, с. 168]. Отсюда следует необходимость учета личностных особенностей обучающихся в системе электронного обучения.
Для эффективной работы с электронными учебно-методическими комплексами необходимо: во-первых, определить личностные особенности студентов (ведущую модальность восприятия, темп обучения и т.д.); во-вторых, подготовить студентов к работе в больших и малых группах, развить коммуникативные навыки (ведение дискуссии, письменную речь).
Еще одним преимуществом таких средств электронного обучения является возможность индивидуализации обучения. У студента отсутствует необходимость приспосабливаться к темпу учебы целой группы, скорость обучения
зависит только от него. Отрицательным моментом в этом случае может быть его неравномерное продвижение по образовательной траектории (пропуск тем, невыполнение отдельных заданий и т. п.).
Исключить такие негативные последствия можно благодаря созданию качественных электронных учебно-методических комплексов, развивающих учебно-познавательные потребности и повышающих эффективность обучения.
Качественным или идеальным можно считать ресурс, благодаря которому обучающийся может удовлетворить свои познавательные потребности с минимальной затратой сил и времени (см. формулу (1)).
Ф1+Ф2+ФЗ + ---+ФП
Ф
И = - =
з
» со.
31+32+334-----1-Зп
где И - коэффициент идеальности ресурса;
Ф - удовлетворение познавательной потребности субъекта;
З - затраты сил и времени на удовлетворение познавательной потребности;
Фр Ф2, ... - набор функциональных показателей, влияющих на удовлетворение познавательной потребности;
Зр З2, ... - набор показателей затрат, влияющих на удовлетворение познавательной потребности.
Коэффициент идеальности электронного учебно-методического комплекса может меняться благодаря функциональным возможностям информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрим несколько вариантов этого изменения (таблица 1).
Таблица 1. Изменение коэффициента идеальности ресурса
Функциональность ресурса Ф (познавательная потребность), функциональные показатели З (затраты), показатели затрат И (идеальность ресурса)
1. Мульти-медийность (использование видео, -аудио) увеличивается, так как: 1) появляется возможность получать информацию в ведущей для обучающегося модальности; уменьшаются, так как: 1) увеличивается эффективность мнемических процессов; 2) мобилизуются психо- увеличивается
та с
с
ф
тз □
ч-»
(Л О)
та ф
о сг сг
(Л
та о та го тз ф сг тз с го
та _о о .л
о >.
(Л
О.
го
>
о
(Л
го
со >
О
Функциональность ресурса Ф (познавательная потребность), функциональные показатели З (затраты), показатели затрат И (идеальность ресурса)
2) увеличивается восприятие и осознание информации; 3) появляется интерес к обучению. физиологические процессы и обеспечивается оптимальный уровень их мобилизации. увеличивается
уменьшается, если: 1) присутствует избыточное представление материала в разных формах; 2) аудио- и видео информация низкого качества. увеличивается, если: 1) обучающийся теряет время на изучение одного и того же материала в разных формах; 2) затрачиваются дополнительные усилия для восприятия информации. уменьшается
2. Нелинейность увеличивается, так как: 1) проявляется активность в выборе траектории продвижения при изучении материала; 2) появляется возможность вернуться к любому материалу и повторить его; 3) формируется самодисциплина и самоорганизация; 4) развивается логическое и альтернативное мышление. уменьшается, так как: 1) уменьшается время на поиск и получение необходимой информации; 2) свобода выбора источника информации из любой точки образовательной траектории обеспечивает минимальные затраты сил. увеличивается
уменьшается, если: 1) система гиперссылок отвлекает обучающихся от изучения основного материала; 2) происходит потеря интереса к обучению; 3) снижается активность; 4) не выстроена индивидуальная образовательная траектория обучения. увеличивается, если: 1) обучающийся затрачивает лишнее время на просмотр отвлекающего от основной цели материала; 2) затрачиваются силы на поиск необходимой информации. уменьшается
3. Интерактивность увеличивается, так как: 1) обучающийся включается в активную деятельность; 2) увеличивается интерес к обучению в результате взаимодействия; 3) возрастает уровень коммуникации; 4) повышается мобильность обучающегося уменьшается, так как: 1) сокращается время между ответом обучающегося и его оценкой; 2) появляется возможность использовать знания и опыт участников образовательного процесса. увеличивается
Функциональность ресурса Ф (познавательная потребность), функциональные показатели З (затраты), показатели затрат И (идеальность ресурса)
уменьшается, если: 1) интерфейс ресурса неудобен или непонятен; 2) если присутствует обязательность во взаимодействии (требование обязательных подтверждений или комментариев) увеличивается, если: 1) отсутствуют коммуникационные компетенции 2) происходит потеря времени и сил для осуществления действий, не влияющих на результаты обучения. уменьшается
Из таблицы следует, что в зависимости от соотношения показателей, положительно или отрицательно влияющих на удовлетворение познавательной потребности, и изменения затрат меняется коэффициент идеальности электронного учебно-методического комплекса.
Равномерное продвижение по образовательной траектории обучающихся обеспечивает грамотное и полное использование управляющих настроек системы электронного обучения, в которой проектируется учебно-методический комплекс [1].
Согласно представленному выше определению психологического сопровождения Э.Ф. Зеера [6], а также выявленному исследователем значения внутри-личностных ресурсов для саморазвития [7] и проведенному им анализу основных характеристик электронного обучения, мы выделяем основные направления деятельности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе электронного обучения: 1) изучение индивидуальных личностных особенностей, уровня разви-
тия психических свойств и качеств, особенностей межличностных отношений участников электронного обучения;
2) оказание помощи обучающимся в разработке, реализации и коррекции индивидуальной образовательной траектории;
3) обеспечение психологического комфорта в процессе электронного обучения;
4) формирование и развитие информационно-коммуникационных компетенций;
5) разработку ЭУМК и включение в него психолого-педагогических механизмов, обеспечивающих высокий уровень мотивации, а также личност-но-деятельностный и проблемный подходы к обучению;
6) создание медиабезопасной информационно-образовательной среды. Определив основные направления
психолого-педагогического сопровождения обучающихся, рассмотрим далее соответствующие им формы, методы и средства работы специалистов образовательной организации (таблица 2).
Таблица 2. Формы, методы и средства психолого-педагогического сопровождения обучающихся
Направление работы Формы Методы Средства
1. Изучение индивидуальных личностных особенностей, уровня развития психических свойств и качеств, Очная Беседа, опрос, наблюдение Вопросники, анкеты
Дистанционная Электронное анкетирование, тестирование Анкеты, тесты
го .ф
о с
о +-'
о .ф
ф
ф тз
ф
сл .ф
15 о
ч—
О
-е о
ГО О СЛ О сл го
тз ф
тз с го
"го о ел о о
-С
о
(Л
о.
Направление работы Формы Методы Средства
особенностей межлич-
ностных отношений
участников электрон-
ного обучения
2. Оказание помощи Очная Беседа, опрос, Учебные планы
обучающимся в раз- личностные
работке, реализации и консультации
коррекции индиви- Форумы, чаты, Дискуссии Электронные
дуальной образова- видео-тренинги средства
тельной траектории
3. Обеспечение психо- Очная Беседа, лекция, Справочники,
логического комфорта личностные руководства,
в процессе электронно- консультации алгоритмы
го обучения Встроенное в электронную систему обучение, видео-тренинги Видео-лекции Справочная система, сетевые приложения, инструкции
4. Формирование и Очная Практико-ориен- Обучающие
развитие информаци- тированные пособия
онно-коммуникацион- Дистанционное Практико- Электронные
ных компетенций управляемое ориентированные ресурсы, офисные
обучение, теле- Дискуссии приложения
наставничество
5. Разработка ЭУМК Очная Дифференциро- Конспекты, мето-
и включение в него ванные дические разра-
психолого-педагоги- Практико-ориен- ботки
ческих механизмов, тированные
обеспечивающих Дистанционная, Дискуссии, Гипертексты,
высокий уровень направляемая Проекты базы данных,
мотивации, а также инструктором мультимедиа
реализацию личност- ресурсы
но-деятельностного и
проблемного подходов
к обучению;
6. Создание медиабе- Очная Нравственно- Пособия
зопасной информаци- эстетические и
онно-образовательной гражданско-
среды патриотические беседы, проекты
Дистанционная Телепроекты Информационные ресурсы
н Электронное обучение осуществля-
^ ется с помощью электронных систем я управления, реализуемых на базе компьютерных технологий или на базе Ин-$ тернет-технологий. Задача специалистов, осуществляющих психолого-педагоги-о ческое сопровождение, грамотно исполь-
зовать достоинства обеих форм обучения (очной и заочной).
Таким образом, электронное обучение является перспективной технологией для адаптации обучающихся в современном быстро развивающемся информационном обществе. Без психо-
лого-педагогического сопровождения образовательный процесс будет сопровождаться проблемами, возникающими вследствие специфических особенностей электронного обучения: отсутствия невербальных компонентов коммуникации, изменения характера взаимодействия, использования электронных средств обучения и др. При электронной системе обучения целесообразно использовать формы, методы и средства психолого-педагогического сопровождения обучающихся, реализуемые с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. Следовательно, система психолого-педагогической поддержки, осуществляемая специалистами, позволит исключить возникающие проблемы и дать обучающимся возможность индивидуализации и дополнительной мотивации к получению профессионального образования. Библиографический список:
1. Башарина О.В. Трансдисциплинарный электронный учебно-методический комплекс специальности как элемент информационно-образовательной среды // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2. С. 70-83.
2. Гончарова О.Л. Педагогическая поддержка самоопределения обучаю -щихся в условиях преемственности начального и среднего профессионального образования - социально-педагогическая проблема // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Изд-во МЭСИ, 2008. С. 357-360.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы // [Электронный ресурс]: http: //bolplotd s.ucoz.net/ FEDERAL/gos_programma_razvitija_ obrazovanija.pdf
4. Дубровская Ю.А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. ... к.п.н. -СПб., 2005. - 20 с.
5. Ершова Н.Г. Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения в вузе физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 9. С. 44-47.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Академия, 2013. - 416 с.
7. Львов Л.В. Образовательно-профессиональная среда как комплекс условий повышения эффективности проектируемой педагогической системы // Вестник ЧГПУ - №2. - 2014. С. 162-172 с.
8. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988. -192 с.
9. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон №273-Ф3 от 29.12.2012 // [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru
10. Пресс И.А. О некоторых психолого-педагогических аспектах применения e-learning // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. С. 105-111.
11. Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 1999. - 138 с.
12. Соловьев А.Е. О понимании текста в пространстве дистанционного образования // Взаимодействие в среде дистанционного обучения: сборник статей // [Электронный ресурс]: URL: http://do.pstgu. ru
Поступила 03.09.16
го üi о с о
+J
о
üi ф
ф тз
ф
сл üi 15 о
ч—
О
-е о
CP CP
го о сл о сл го
тз ф
CP
го о ел о о
-С
о ^
(Л
Q_
About the authors:
Basharina Olga Valentinovna, Head, laboratory of informatization of vocational training and sociological research, Chelyabinsk Institute of Vocational Training (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Education), basholgachel@mail.ru
Trusova Natalia Vladimirovna, Associate Professor, Department of Education system development, Chelyabinsk Institute of Vocational Training (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Psychology), nvtrusova@mail.ru
For citation: Basharina O.V., Trusova N.V. Psychological and pedagogical support of college students in electronic learning // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 3. Р. 40-54. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-3-40-54
Об авторах:
Башарина Ольга Валентиновна, заведующая лабораторией «Информатизация профессионального образования и социологических исследований» Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт развития профессионального образования», (Россия, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 36), кандидат педагогических наук, basholgachel@mail.ru
Трусова Наталья Владимировна, доцент кафедры развития образовательных систем Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт развития профессионального образования» (Россия, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 36), кандидат психологических наук, nvtrusova@mail.ru
Для цитирования: Башарина О.В., Трусова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся среднего профессионального образования в процессе электронного обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 3. С. 40-54. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-3-40-54
го
>
о
(Л
го
СО >
О