УДК 159.99
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Е.С. Фоминых
Аннотация. В статье представлена технология психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессионально-образовательной среде. Интегративная технология, нацеленная на максимальную реализацию возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного профессионального образования, включает следующие аспекты: методологические подходы, задачи, этапы, направления работы, формы и методы работы со студентами, основные планируемые результаты внедрения.
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инклюзия, профессионально-образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение.
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE
PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH IN THE
INCLUSIVE PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT
E. Fominykh
Abstract. The article presents the technology of psycho-pedagogical support of persons with disabilities in professional educational environment. Integrative technology is aimed at maximizing opportunities of individuals with disabilities in obtaining high-quality professional education includes the following aspects: methodological approaches, tasks, steps, work directions, forms and methods of work with students, the main expected outcomes of implementation.
Keywords: students with disabilities (HIA), inclusion, vocational educational environment, psychological and pedagogical support.
Приоритетным направлением современной модернизации и трансформации
профессионального образования является внедрение инклюзивных тенденций и практик, нацеленных на создание условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья как основы их эффективного социального функционирования, достижения социальной независимости и высокого качества жизни. Однако фактическая реализация данного процесса сталкивается с проблемой отсутствия и / или недостаточности инклюзивной
инфраструктуры в некоторых вузах и инклюзивной культуры участников
образовательного процесса [1;2;3 и др.]:
- несовершенством организационно-методического, управленческого и материально-технического обеспечения образовательной среды;
- психолого-педагогической некомпетентностью педагогов по вопросам обучения лиц с ОВЗ и взаимодействия с ними;
- психологическими барьерами лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, противоречие между возможностью позитивной социализации лиц с
ОВЗ (А.В. Махнач) и препятствиями (внешними и внутренними) в получении профессионального образования обусловливает необходимость обоснования и разработки основ психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в вузе. Целевым ориентиром данного процесса является устранение факторов и условий, препятствующих получению качественного профессионального образования лицами с ОВЗ и способствующих их виктимизации и социальной эксклюзии.
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в профессионально-образовательной среде - интегративная технология создания в образовательной среде условий для развития и саморазвития студента с ОВЗ, основой которой является взаимодействие процессов
компенсации, реабилитации и адаптации [4]. Психологическая компенсация способствует восстановлению / формированию внутренней стабильности, самопринятию в трудных образовательных ситуациях; психологическая реабилитация - основа реорганизации и оптимизации социально-психологического бытия посредством преодоления конфликта
возможностей и потребностей в условиях ОВЗ; социально-психологическая адаптация и
гармонизация личности позволяет сформировать комплекс свойств и качеств, необходимых для включения в образовательную среду.
Создание безопасной, психологически комфортной и развивающей среды для лиц с ОВЗ в условиях вуза опирается на совокупность методологических подходов [5;6]:
- аксиологического, основанного на признании личности человека как высшей ценности;
- системного - акцентирующего необходимость взаимодействия в системе «образовательная среда - студент с ограниченными возможностями здоровья»;
- междисциплинарного, позволяющего рассматривать сопровождение в междисциплинарном дискурсе;
- индивидуального, учитывающего персональные психологические характеристики и особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья;
- деятельностного, признающего деятельность основным условием полноценного развития и саморазвития личности.
Построение технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ включает два взаимосвязанных стратегических ориентира: воздействие на риски образовательного учреждения, а также работу по преодолению психологических барьеров лиц с ОВЗ и развитию их личностного потенциала. Минимизация действия образовательных рисков осуществляется посредством решения следующих задач [7;8;9 и др.]:
1. Комплексное (в том числе тьюторское) сопровождение студентов с ОВЗ в процессе адаптации к учебному процессу, освоении профессиональных образовательных программ, формировании общекультурных и профессиональных компетенций.
2. Создание в вузе системы интерактивного взаимодействия, способствующей реализации потребности студентов с ОВЗ в межличностном общении, равноправном участии в социальных сферах.
3. Создание психологически комфортной и безопасной среды, способствующей личностному развитию студентов, раскрытию их потенциала, самореализации, выбору индивидуальных жизненных стратегий (прежде всего на начальных этапах обучения).
4. Формирование / повышение социально-психологической компетентности лиц, участвующих в организации и реализации образовательного процесса; преодоление явлений интолерантности и негативных стереотипных установок в отношении студентов с ОВЗ.
Конструктивное преодоление внутренних психологических барьеров лицами с ОВЗ (негативные коммуникативные установки вследствие деструктивного опыта общения, усваиваемое лицами с ОВЗ отношение со стороны здоровых сверстников и др.), и мобилизация их внутренних ресурсов направлены на социально-психологическую адаптацию, укрепление и становление позиции субъекта, формирование и укрепление психологического здоровья. Указанное реализуется в решении следующих задач (И.И. Мамайчук, 2006; Е.С. Фоминых, 2013): формирование адекватной оценки своих возможностей и ограничений, активного отношения к своей жизни; формирование социально-психологической
компетентности; развитие личностных качеств и свойств, способствующих позитивной социализации (ответственности, уверенности в себе, позитивных смыслов жизни и др.); формирование способности и готовности самостоятельно преодолевать возникающие трудности, выбирать адекватные поведенческие модели в различных стрессовых ситуациях и др.
Организационная форма психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в профессионально-образовательной среде
включает следующие этапы [4]:
1. Диагностико-аналитический - постановка целей и задач в соответствии с выявленным ресурсным потенциалом - совокупностью биофизических, социально-психологических, творческих и др. особенностей, способствующих активизации потенциальных возможностей лиц с ОВЗ в процессе преодоления трудностей и проблемных ситуаций [10].
2. Деятельностный - отбор и применение методических средств, позволяющих сформировать позитивные изменения в личности студента с ОВЗ и системах социального взаимодействия.
3. Контрольно-аналитический - мониторинг эффективности результатов деятельности, анализ динамики процесса, достигнутого уровня изменений в поведении и психологическом состоянии студентов с ОВЗ.
Основные направления работы в рамках психолого-педагогического сопровождения
студентов с ОВЗ в профессионально-образовательной среде [4]:
1. Психопрофилактика в условиях вуза включает следующие основные векторы работы: максимально раннее выявление и устранение личностных особенностей, повышающих вероятность дезадаптации и виктимизации в условиях вуза (повышенной тревожности или низкого статуса в группе); развитие личностного
ресурсного потенциала; создание системы поддержки в условиях профессионально-образовательной среды. Реализация указанных мероприятий может осуществляться в форме лекций, консультаций, тренингов. Для минимизации и нейтрализации негативных эмоциональных состояний и предотвращения стресса, снятия напряжения и утомления, возникающих у лиц с ОВЗ в ситуациях формального и неформального взаимодействия, создаются комнаты психологической разгрузки, используются методы психологической саморегуляции, физические упражнения, гимнастика и др.
2. Психодиагностическая работа: исследование личностного ресурсного потенциала, а также психологических предпосылок дезадаптации и виктимизации личности в образовательной среде вуза (негативные коммуникативные установки, деформация системы ценностей, депривация границ психологического пространства личности и др.).
3. Психологическое консультирование: оказание студенту с ОВЗ помощи в самопознании, адекватной самооценке и адаптации в условиях профессионально-образовательной среды, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, личностном росте и саморазвитии (в.Э. Пахальян, 2006).
4. Психологическая коррекция -направление психологической деятельности, направленное на оптимизацию и гармонизацию развития психических процессов и личностных свойств. Формы психокоррекционной работы включают индивидуальные и групповые
занятия, направленные на различные аспекты личностного функционирования
(формирование резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию,
коммуникативной компетентности,
восстановление адекватных каналов
эмоциональной экспрессии индивида и др.).
Сформулируем выводы. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ в процессе получения ими профессионального образования - это комплексная система психолого-педагогических и социально-психологических условий, способствующих успешной адаптации, позитивной социализации, развитию и самореализации лиц с ОВЗ. Проектирование данного процесса определяется спецификой личностных деформаций студента с ОВЗ (негативные коммуникативные установки, деформация психологической суверенности, виктимность и др.) и его ресурсным потенциалом, а также спецификой образовательной среды вуза. Это предполагает проведение тщательной диагностики, позволяющей определить вектор дальнейшей работы, подобрать адекватные методы, средства и формы психолого-педагогической работы (психопрофилактической, психокоррекционной, психоконсультационной и др.). Перспективным направлением
совершенствования технологии психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в вузе является разработка компонента, координирующего и регулирующего
взаимодействия студентов с ОВЗ с потенциальными работодателями,
общественными организациями и социальными партнерами.
Литература:
1. Воеводина Е.В. Инклюзивное образование инвалидов: основные принципы и технологии реализации / Е.В. Воеводина // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - №2 5. - С. 254-266.
2. Крухмалев А.Е., Воеводина Е.В. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья / А.Е. Крухмалев, Е.В. Воеводина // Социологические исследования. - 2012. -№ 12. - С. 72-74.
3. Королева Ю.А., Аутаева А.Н. Инклюзивное образование в России и Казахстане / Ю.А. Королева, А.Н. Аутаева // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики инклюзивного образования / Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 4-7.
4. Фоминых Е.С. Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях / Е.С. Фоминых //
Клиническая и специальная психология. - 2012. - № 4(4). - С. 40-48.
5. Гостунская Я.И. Психолого-педагогическая помощь семье в процессе ресоциализации подростка с девиантной активностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Я.И. Гостунская. - Ставрополь, 2007. - 22 с.
6. Коршунова О.В. Теоретико-методологические основы инклюзии в образовании [Электронный ресурс] / О.В. Коршунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 8. - С. 1620. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56114.htm
7. Певзнер М.Н., Петряков П.А. Инклюзия как организационная стратегия современного вуза / М.Н. Певзнер, П.А. Петряков // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2016. - № 5(96). - С. 90-93.
8. Рассказов Ф.Д., Муллер О.Ю. Создание инклюзивной образовательной среды в вузе: проблемы и перспективы / Ф.Д. Рассказов, О.Ю. Муллер // В
сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития / Сборник материалов Международной научно-практической конференции. -
10. Фоминых Е.С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество [Электронный ресурс] / Е.С. Фоминых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 20. - С. 86-92. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56332.htm
2015. - С. 130-134.
9. Романова Г.А. Об условиях становления инклюзивной образовательной среды вуза / Г.А. Романова // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2016. - № 10. - С. 113-121.
Сведения об авторе:
Фоминых Екатерина Сергеевна (г. Оренбург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Fominykh (Orenburg, Russia), Candidate of Psychological Sciences, assistant professor of the Special Psychology Department, Orenburg state pedagogical university, e-mail: [email protected]