Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / DISABILITIES / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева Кристина Николаевна, Заднеулица Анастасия Владимировна, Зухарь Виолетта Ивановна

В статье рассматривается проблема осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описывается цель сопровождения - создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Описывается специфика работы, задачи каждого из специалистов, входящих в психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога. Рассматривается важное направление в системе сопровождения - работа с семьей ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихачева Кристина Николаевна, Заднеулица Анастасия Владимировна, Зухарь Виолетта Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH DISABLED IN PRESCHOOL INSTITUTIONS

The article deals with the problem of the implementation of psychological and pedagogical support for children with disabilities in a preschool educational institution. The purpose of support is described - the creation of a system of social, psychological and pedagogical conditions conducive to the successful adaptation, rehabilitation and personal growth of children in society. The specifics of the work, the tasks of each of the specialists included in the psychological and pedagogical support of a child with disabilities are described: educator, speech therapist, teacher-psychologist, teacher-defectologist. An important direction in the support system is considered - work with the child's family.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Лихачева К.Н.1, Заднеулица А.В.2, Зухарь В.И.3 Email: [email protected]

1Лихачева Кристина Николаевна - учитель-логопед; 2Заднеулица Анастасия Владимировна - педагог-психолог;

3Зухарь Виолетта Ивановна - воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 27, п. Разумное, Белгородский район, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматривается проблема осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описывается цель сопровождения - создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Описывается специфика работы, задачи каждого из специалистов, входящих в психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога. Рассматривается важное направление в системе сопровождения - работа с семьей ребенка.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическое сопровождение.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH DISABLED IN PRESCHOOL INSTITUTIONS Likhacheva K.N.1, Zadneulitsa A.V.2, Zukhar V.I.3

1Likhacheva Kristina Nikolaevna - Teacher-speech Therapist; 2Zadneulitsa Anastasia Vladimirovna - Teacher-Psychologist;

3Zukhar Violetta Ivanovna - Educator, MUNICIPAL PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION KINDERGARTEN OF GENERAL DEVELOPMENTAL TYPE № 27, VILLAGE RAZUMNOE, BELGORODSKY DISTRICT, BELGOROD REGION

Abstract: the article deals with the problem of the implementation of psychological and pedagogical support for children with disabilities in a preschool educational institution. The purpose of support is described - the creation of a system of social, psychological and pedagogical conditions conducive to the successful adaptation, rehabilitation and personal growth of children in society. The specifics of the work, the tasks of each of the specialists included in the psychological and pedagogical support of a child with disabilities are described: educator, speech therapist, teacher-psychologist, teacher-defectologist. An important direction in the support system is considered - work with the child's family. Keywords: disabilities, psychological and pedagogical support.

УДК 373.2

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные физические или психические отклонения, обуславливающие нарушение общего развития, не позволяющие этим детям вести полноценную жизнь.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации воспитания и обучения детей с ОВЗ. Она включает в себя, прежде всего, ДОУ компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с ОВЗ.С каждым годом число таких детей увеличивается, поэтому психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, начиная с дошкольных учреждений, является крайне необходимым.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (детском саду, школе, в семье, и т.п.).

Адаптация детей с ОВЗ в детском саду крайне важна. Для ребенка не будет травмой весь игровой и коррекционный процесс, если детский сад станет для него местом, где тот чувствует себя защищенным и любимым. Поэтому для адаптации детей отводится достаточно времени. Чтобы ребенок мог привыкнуть к новой обстановке и спокойно начать коррекционный процесс.

Воспитатель помогает во взаимодействии ребенка в рамках группы. Помогает с трудностями в режимных моментах, адаптации ребенка с ОВЗ посредством детских видов деятельности к новым социальным контактам. Развитие познавательной деятельности, коммуникации и речи - задачи, которые воспитатель не забывает исполнять с своей коррекционно- образовательной деятельности.

Учитель-логопед учитывает в своей работе специфику дефекта и его структуру. В его задачи входит: развитие импрессивной (что крайне необходимо для неговорящих детей) и экспрессивной речи, звукопроизношение, формирование связной речи, развитие внимания, развитие памяти, пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза). Работа над четкой артикуляцией и переключаемостью артикуляционных поз, дыханием, мелкой и общей моторикой. Работу по речевому развитию легче осуществлять в совместной деятельности, используя жесты и мимику, экспрессивную речь, привлекая и контролируя внимание ребенка.

Учитель-дефектолог обеспечивает успешность адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно- развивающих занятий, создает условия для развития сохранных функций, формирует положительную мотивацию к обучению, корригирует отклонения в развитии познавательной и эмоционально- личностной сферы.

Работа педагога-психолога направлена в первую очередь на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум, помогает постепенно сформировать у них систему социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, на основе партнерских субъект - субъектных отношений.

Ключевыми направлениями работы психолога в ДОУ с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья - это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ включиться в жизнь.

Необходимо создать доверительные отношения между специалистами и родителями, сформировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами. Помочь в этом могут беседы, консультации, обучение родителей совместным с детьми играм и упражнениям, составление индивидуальных программ для домашних занятий, участие в досуговых мероприятиях и групповых праздниках. Это поможет привлечь плохо мотивированных родителей обратить внимание на успехи их «особенного» ребенка и включиться в совместное дело.

Список литературы /References

1. Алехина С.А. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство [текст]: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / С.В. Алехина [и др.]. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. 147 с.

2. Алехина С.А. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции [текст] / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. 528 с.

3. Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы», утв. постановлением Правительства РФ от 1.12.2015 г. № 1297, 2014. 164 с.

4. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013- 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295. М., 2014. С. 155.

5. Гущина Г.Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося [Текст]: Педагогика: научно-теоретический журнал. М., 2012. № 2. С. 50-57.

6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. [Текст] / Р.Е. Левина. М.: Просвещение, 1968. 251 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.