психолого-педагогическое обеспечение игровой деятельности детей в СЕмьЕ: от педагогических замыслов — к реальностям культуры*
Е. А. Репринцева
Статья посвящена одной из актуальных проблем детства, отрочества и юности — педагогическому, психологическому, материальному и т. д. обеспечению игровой деятельности ребенка. Автор определяет содержание педагогических, психологических и материальных условий организации и проведения игровой деятельности. На базе основных составляющих психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности детей в семье автор предлагает свое определение этого феномена. В статье представлен анализ основных направлений психолого-педагогического обеспечения и игровой деятельности детей и на базе этих направлений разработана логика всего этого процесса.
В чем состоит смысл психолого-педагогичес-кого обеспечения игровой деятельности детей? Какова его сущность в условиях семьи? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к толкованию этого понятия. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова так трактует понятие «обеспечить»: «Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым» [1, с. 418].
Поскольку в рамках нашей проблемы мы исходили из потребностей педагогической практики в обеспечении возможностей для реального осуществления игровой деятельности детей, то необходимо вести речь о психологических, педагогических и материальных условиях.
Психологические условия предполагают создание комфортной среды для всех участников
* Статья подготовлена при поддержкеРГНФ. Грант 09-06-00836а.
игры, благоприятной эмоциональной атмосферы, учет психофизиологических особенностей группы детей и каждого ребенка, уровня их личностного развития, проведение послеигро-вой рефлексии, направленной на изучение отношения детей к игре и между собой, к выполняемым игровым ролям, определение перспектив развития детской игры. Педагогические условия предполагают создание равных возможностей для всех играющих детей; подбор игр, конструирование их содержания, ориентированного на развитие социально ценных качеств личности; создание воспитывающих игровых ситуаций, корректирующих отклонения в поведении личности, стимулирующих проявление отношений дружбы, товарищества, оказания помощи и поддержки; оптимальное руководство игровой деятельностью школьников со стороны педа-гогов-организаторов. Материальные условия предполагают разработку и изготовление необходимого игрового оборудования, выбор места проведения игры, соответствующего возрасту и развитию детей, игровому сюжету.
Определив основные составляющие психо-лого-педагогического обеспечения игровой деятельности детей в семье, попытаемся сформулировать рабочее определение этого понятия. Психолого-педагогическое обеспечение игровой деятельности детей в семье представляет собой непосредственную и опосредованную помощь родителей детям в подготовке и проведении игр с целью ориентации играющих на саморазвитие, самопознание, самосовершенствование, и тем самым, на профилактику и преодоление игровой зависимости. Систематическое наблюдение за родителями, организующими детские игры, позволяет утверждать, что психолого-педагогическое обеспечение игровой деятельности школьников представляет собой совокупность приемов и способов осуществления детской игры от момента зарождения игрового замысла и до анализа ее результатов.
В современной психолого-педагогической литературе представлен ряд работ, посвященных педагогическому обеспечению детской игры (А. В. Волохов, О. С. Газман, В. С. Захаров, В. Н. Кочергин, М. И. Рожков, И. И. Фришман и др.). Разработанные этими авторами «Взрослые игры детей» предполагают участие взрослых как помощников в создании сюжета и как непосредственных участников всего игрового действия. Однако чаще всего представленные
разработки являют собой сценарий игры и не содержат анализа процедуры ее психолого-пе-дагогического обеспечения. Представленные в них рекомендации носят общий характер и не регламентируют деятельность родителей по психолого-педагогическому обеспечению детской игры, попытаемся раскрыть содержание разнообразных видов помощи со стороны взрослых в игровой деятельности детей.
Если говорить о реальном психолого-педа-гогическом обеспечении игровой деятельности школьников в семье, то в первую очередь следует иметь в виду реальное взаимодействие родителей и ребенка, в котором и осуществляется обеспечение, приобретая форму субъектной позиции, игровой роли, игровых правил, результатов игровой деятельности, послеигро-вой рефлексии и т. п. Таким образом, каким бы «высоким» ни был уровень, к которому обращено психолого-педагогическое обеспечение игровой деятельности школьников, он не может быть рассмотрен вне реального взаимодействия родителей и детей.
Разработанный нами модуль психолого-пе-дагогического обеспечения игровой деятельности школьников в условиях семьи предполагает широкий диапазон направлений организации такой работы: 1) организация игровой среды семьи; 2) информационно-просветительская работа с родителями и школьниками; 3) включение школьников в альтернативные виды игровой деятельности; 4) формирование социально ценных качеств личности; 5) создание условий для проявления социальной ответственности, инициативы, творчества; 6) актуализация потенциальных возможностей каждого ребенка; 7) минимизация негативных последствий игровой зависимости.
Для того чтобы представить логику процесса психолого-педагогического обеспечения детской игры в семье, необходимо обратиться к анализу основных направлений его осуществления и того конкретного их наполнения, которое обеспечит искомый результат. Организация игровой среды семьи начинается с сохранения или возрождения семейных праздников, традиционно имевших место в дни рождения, памятные семейные даты и т. д. Большое значение имеет совместная работа по подготовке семейного праздника, особенно если он проводится в многопоколенной семье. Именно во взаимодействии взрослых и детей осуществляется
осознание ребенком своей принадлежности к общему делу, понимание меры собственного участия в сохранении семейных традиций, приобщение к социокультурному опыту семьи.
Содержание семейного досуга обогащается спортивными, развивающими, интеллектуальными играми. Совместный отдых детей и взрослых минимизирует отчуждение ребенка, переориентирует его интересы с игр сомнительного содержания и качества на игры, дающие толчок развитию ума, фантазии, воображения, стимулирующие физический рост ребенка.
Информационно-просветительская работа — наиболее распространенная форма пси-холого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников, но ее значимость в условиях кризиса детской игровой культуры и нарастающих в ней явлений социального отчуждения, «виртуализации» сознания, эгоиза-ции, индивидуализации, гедонизации игрового процесса и «варваризации» содержания детской игры еще более возрастает. Этот вектор осуществляется посредством бесед родителей с детьми об опасности азартных игр, игровых автоматов, компьютерных игр агрессивного содержания. Суть такой работы родителей сводится к попытке воздействия на когнитивные процессы детей с целью повышения их способности к осознанию опасности игровой зависимости.
Содержание бесед в семье целесообразно направлять на обсуждение последствий формирующейся «игромании» и способов ее сдерживания, минимизации, выработку качеств личности, способных противостоять пагубному явлению. Усиление качества и успешности информационно-просветительской работы родителей с детьми достигается сокращением запугивающей информации, ее дифференциацией с учетом опыта педагогов, их профессионального мастерства, пола и возраста детей.
Вектор включения школьников в игровую деятельность социально ценной направленности ориентирован на достижение «заместительного» эффекта увлеченности школьников низкопробными играми сомнительного содержания. Игровая деятельность социально ценной направленности при социально значимой ее инструментовке вытесняет или же минимизирует пристрастия школьников к суррогатам игровой индустрии, азартным играм, тем, что связаны с риском для жизни и проявлением отрицательных эмоций.
В условиях семьи достижение заместительного эффекта осуществляется за счет переориентации ребенка со своих узкоэгоистических игровых интересов на помощь родителям, младшим братьям и сестрам в организации досуга. Весьма эффективно в этом плане объединение усилий нескольких семей, где обнаруживается детская игровая зависимость с целью ее минимизации посредством организации различных соревнований, состязаний, забав, заочных путешествий, возрождения забытых игр и пр. В целях профилактики такую работу необходимо начинать как можно раньше, так как к подростковому возрасту игровые притязания уже сформированы и в большинстве случаев имеют устойчивый характер. В этой ситуации личность ребенка становится уязвимой в отношении негативного влияния игровой зависимости.
Вектор формирования социально-ценных качеств личности средствами игры реализуется за счет дифференцированно-групповых и индивидуально-групповых игровых форм, которые представлены игровыми тренингами, воспитывающими игровыми ситуациями, играми-упражнениями в усвоении социально ценных норм и способов бытия. В условиях семьи наиболее эффективным является обращение к играм-упражнениям, так как они не требуют специальной подготовки родителей и не занимают много времени. Игры-упражнения нацелены на формирование и развитие навыков самообслуживания, приучают к соблюдению режима дня, самоорганизации. В семейном воспитании эффективно обращение и к игровым воспитывающим ситуациям, которые напоминают «обходной маневр» и очень результативны в том случае, когда прямое требование родителей остается без внимания ребенка. Реальная жизненная ситуация, чаще всего конфликтная, заменяется игровой, которая имеет положительный воспитательный результат. Понятно, что в этом случае родители идут на скрытый обман, но ситуация выглядит как интересная игра, в которой проигравших нет.
Осуществление вектора создания условий для проявления школьниками социальной ответственности, инициативы и творчества в условиях семьи, пробуждение инициативы ребенка эффективно в сочетании с формированием долга и ответственности за организуемое дело. Здесь же осуществляется включение механизмов, стимулирующих проявление и творчес-
кого воображения ребенка, и мотивации включения в совместный созидающий труд творческого характера. Игровые ситуации в семье направлены на развитие и повышение качества ответственности ребенка за порученное дело, выполнение семейных обязанностей. Творческая атмосфера игры пробуждает в ребенке мотивы, способности, знания и умения, благодаря которым создается «продукт», отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Важную роль в этом процессе играют воображение, интуиция, потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Актуализация потенциальных возможностей каждого ребенка средствами игры достигается посредством включения детей в разнообразные игровые акции, программы, проекты, что создает предпосылки для активизации внутренних сил школьников, а разнообразные сферы их применения развивают скрытые потенции личности. В условиях семьи актуализации потенциальных возможностей ребенка содействуют традиции, обычаи, домашние концерты детей и родителей, спектакли, инсценирование сказок, чтение по ролям и пр. Совместные путешествия, наблюдения за природными явлениями, разнообразные виды коллекционирования, занятия прикладным творчеством — все это выступает стимулирующим моментом в приобщении ребенка к социокультурному наследию семьи и пробуждает его внутренние резервы.
Вектор минимизации негативных последствий игровой зависимости детей в пси-холого-педагогическом обеспечении их игровой деятельности обусловлен нарастающими негативными тенденциями в детской игровой культуре, под влиянием которых формируется устойчивая игровая зависимость детей. Этот вектор психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников актуален в том случае, когда «игровая зависимость» ребенка уже сформирована и выявлена. Он предполагает активное включение родителей в работу по профилактике рецидивов или их негативных последствий. Эффективные результаты достигаются в искусственно создаваемых ситуациях, провоцирующих рецидивы и обнаруживающих явные или скрытые резервы личности в способности противостоять соблазнам «игромании».
Семья оказывает действенную помощь при объединении усилий со школой в строгом соблюдении рекомендации педагога-психоло-га, контроле за содержанием досуга ребенка, ограничении контактов с детьми, страдающими игровой зависимостью. Здесь весьма важно не упустить момент, когда появляются первые признаки начинающегося «выздоровления», с тем чтобы восполнить вакуум ценностно-смысловым жизненным содержанием, педагогически организованными играми социально ценной направленности.
В осуществлении психолого-педагогическо-го обеспечения игровой деятельности школьников в условиях семьи важное значение имеют его механизмы, на характеристике которых следует остановиться отдельно. На каждом из возрастных этапов — от младших школьников до старшеклассников — процесс психолого-пе-дагогического обеспечения игровой деятельности осуществляется посредством комплекса механизмов, от которых зависит его результативность и эффективность. Систематическое наблюдение за игровой деятельностью школьников дает основание для выделения основополагающих механизмов, доминирование которых зависит от возраста детей, их игрового опыта, подготовленности к этой работе педагога. Попытаемся охарактеризовать некоторые из них, ориентируясь на конкретные возрастные группы детей.
Так, в младшем школьном возрасте основным механизмом психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности является стимулирование подражания. С одной стороны — стремление приблизиться ко взрослому миру, познать все тайны бытия человека, а с другой — отсутствие собственного опыта постижения взрослой жизни являются движущим мотивом подражания поведению и действиям взрослых как в реальной жизни, так и в условной игровой ситуации. Подражание позволяет детскому воображению создавать образ, идентичный тому, которому младший школьник желает следовать, в результате он берет на себя те функции, которые взрослый выполняет в реальной жизни и переносит их в игру, тем самым осваивая нормы и правила отношений между людьми.
Естественно, что примером для подражания могут быть как социально ценные, так и асоциальные личности, однако, и те и другие
заставляют ребенка действовать согласно присущим им нормам морали. В случае победы в игре носителей социально ценных способов взаимодействия у ребенка сформируются установки на подобные формы отношений, в случае успешности действий согласно асоциальному типу индивид будет выстраивать типичные линии поведения как в игре, так и вне ее границ. В этом случае важную роль должна иметь послеигровая рефлексия, позволяющая отследить результативность разнообразных способов поведения играющих детей с точки зрения их социальной значимости как для игроков, так и для окружающих.
Не менее важным механизмом психологопедагогического обеспечения игровой деятельности младших школьников является освоение роли ребенком. Освоение роли в разнообразных игровых ситуациях позволяет познать большой спектр социальных функций: от штурмана корабля до капитана команды в спортивной эстафете, от ведущего в инсценированной сказке до старосты класса. Строгое подчинение ролевым требованиям формирует чувство ответственности за порученное дело, создает условия для осознания важности выполняемого поручения, задает определенный уровень отношений между капитаном и рядовыми игроками, между ведущим и исполнителями других ролей. В случае смены ролей создается ситуация, позволяющая проверить себя в способности выполнить другие социальные функции и осознать свои возможности.
В связи с этим считаем, что обеспечение условий для подчинения (правилам, нормам коллективного игрового действия, ролевым обязанностям, требованиям коллектива, табуированным нормам) также является одним из важных механизмов психолого-педагогическо-го обеспечения игровой деятельности школьников в условиях семьи. Подчинение не означает безропотного выполнения требований командира или ведущего в игре — подчинение имеет в виду строгое соблюдение игрового замысла и сюжета игры, четкое следование нормам и правилам, установленным сценарием игры, от которого в конечном счете зависит успех или поражение всей команды.
Послеигровая рефлексия стимулирует функционирование механизмов одобрения и осуждения. Несмотря на то что в младшем школьном возрасте дети еще не готовы к объектив-
ной оценке поведения и способов деятельности окружающих в силу своей высокой эмоциональности, которая существенно затрудняет этот процесс, необходимо отметить возможности в развитии умений детей оценивать себя и других. Важность выделенных механизмов в процессе психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности младших школьников бесспорна, так как высказывание суждений по поводу состоявшейся игры является хорошим социальным тренингом, демонстрирующим отношение школьников к игре и ее результатам.
В системе механизмов психолого-педаго-гического обеспечения игровой деятельности младших школьников можно выделить создание условий для состязательности и соревновательности в детской игре. Стремление к самосовершенствованию еще не свойственно младшему школьнику, но желание быть лучше других, быть замеченным среди равных подталкивает ребенка к выбору таких форм взаимодействия, которые предполагают соперничество в любом виде. Здоровое соперничество в игре похвально, но если оно является самоцелью, то утрачивает здравый смысл и становится целью всей жизни. Именно здоровое соревнование команд или состязание между игроками показывает, на что они способны, насколько сплочены, насколько слаженны их действия.
Семейные традиции дети принимают от старших или создают вместе с ними. Но так или иначе и те, и другие в значительной степени влияют на содержание психолого-педаго-гического обеспечения игровой деятельности детей в семье. Традиция семьи выступает одним из цементирующих начал детского игрового сообщества, тем отправным моментом, тем показателем, по которому можно судить, как долго будет жить детская коллективная игра и насколько прочными окажутся коллективные отношения. Традиции проявляются в умении детей в нужный момент сплачиваться, организовываться, направлять свои знания и умения на достижение игровой цели и задачи. И чем сильнее традиции, тем ярче выражены основы формирования социокультурного опыта младших школьников.
Доминирующими механизмами психологопедагогического обеспечения игровой деятельности подростков являются сотрудничество, сопереживание, сострадание. Именно в подростковом возрасте они проявляются с большой
силой и играют важную роль как в развитии личности, так и в процессе самоактуализации и самопознания. Желание проявить заботу о ближнем, оказать ему помощь, поддержку характерно далеко не для каждого подростка, но чем чаще у него проявляется подобное желание и чем глубже возникающие чувства сопереживания и сострадания к ближнему, тем показательнее эффективность влияния коллективного сотрудничества в игровой и других видах социально значимой деятельности, в которые включается подросток.
Традиции в подростковом возрасте приобретают более устойчивый характер — это связано прежде всего с тем, что подростки проявляют к ним бережное отношение, чтят и берегут их. Выходя за пределы собственного игрового пространства, изучая традиции других семей, одни из них подростки принимают и делают своими, другие — отвергают. Каждая новая традиция получает иное прочтение, обогащается и дополняется новым содержанием.
Пример как механизм психолого-педагоги-ческого обеспечения игровой деятельности в младшем школьном возрасте в подростковом заменяется идеалом. Стремление к самопознанию приводит подростка к самоидентификации себя с человеком, производящим сильное впечатление, поражающим своей силой, интеллектом, волей, выдержкой, популярностью. Желание быть похожим на своего кумира иногда толкает подростка на необдуманные поступки, заставляет выбирать формы поведения, идущие на грани дозволенного и недозволенного. Но и такая идентификация себя с кумиром, или идеалом имеет положительное значение, так как подросток, примеряя на себя чужую роль, чужой образ, самопроизвольно осуществляет игровой тренинг, в результате которого формируются новые способы и формы отношения в реальном мире. Проблема состоит в другом: ожидаемы ли результаты такого отношения, будут ли они востребованы окружающими и какую реакцию вызовут со стороны родителей?
Именно в этот момент необходимо включение еще одного механизма, который сможет разрешить возникшее противоречие и отрегулировать отношения внутри семьи, — этим механизмом является неприятие семьей форм и способов поведения детей. Если подросток дорожит мнением семьи, то он вынужден будет подчиниться тем требованиям, которые к нему
предъявляются, в противном же случае будет включен еще один механизм — игнорирование более сильный и более действенный по сравнению с предыдущими. Подросток, не принимающий традиций, не признающий требований семьи, может стать изгоем.
В старшем школьном возрасте сотрудничество является важным показателем стремления личности к самоутверждению и самоопределению. Старшеклассники желают быть на виду и стремятся продемонстрировать свои способности и умения. Приглашение к сотрудничеству других и предложение себя в качестве помощника или организатора семейных праздников — важный показатель эффективного осуществления психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности старшеклассников в семье. В этом плане не уменьшается и роль такого механизма, как традиция. Если в семье все делается сообща, если не требуется диктата со стороны родителей в ходе распределения обязанностей или поручений и это явление постоянное и систематическое — значит, в семье сложилась традиция самоорганизации ее членов на социально значимые виды деятельности.
Состязательность и соревновательность в старшем школьном возрасте проявляются лишь в случае интеграции новых идей и новых игровых форм. Старшеклассники, стремящиеся к самоутверждению не как к форме, а как к содержанию, могут обращаться к состязаниям в интеллекте, которые иногда принимают изощренные формы, особенно в школах для одаренных детей. Но этот факт никоим образом не вредит процессу формирования их социокультурного опыта, наоборот, делает его более устойчивым, стимулирует его расширение и совершенствование. Старшеклассники более снисходительны к отдельным явлениям или нестандартным способам поведения своих сверстников, не проявляют по отношению к ним острого неприятия. Каждый имеет право на собственную форму самоутверждения и самоопределения. Каждый сам определяет, как ему поступать и каким быть в жизни. Однако в отдельных случаях неприятие вызывающих форм и способов поведения проявляется с огромной силой — и это является подтверждением высокого уровня рефлексии старшеклассников, их способности адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
В психолого-педагогическом обеспечении игровой деятельности школьников всех возрастных групп важную роль играет механизм психолого-педагогической поддержки и сопровождения детской игры со стороны родителей. Оттого, какова роль отца или матери в детской коллективной игре от момента ее зарождения до послеигровой рефлексии, зависит ее продуктивность. Сначала интегратор игровых идей, затем наставник, после советчик, затем наблюдатель — в каждой из форм педагогического обеспечения детской игры имеют место и ее поддержка, и ее сопровождение со стороны родителей. И отец, и мать могут быть примером для подражания, идеалом для идентификации, просто хорошими помощниками, советчиками, наставниками. В любом случае их роль и участие в детской игре важны и необходимы.
Таким образом, семейное психолого-педа-гогическое обеспечение игровой деятельности современных школьников должно быть направлено на сдерживание игровой зависимости, обнаруживающей себя в детской игровой культуре. Основным сдерживающим фактором обозначившейся тенденции должно стать совместное игровое творчество взрослых и детей.
Содержание их творческой деятельности может быть направлено как на совершенствование правил и содержания игры, так и на разработку новых игровых форм, отвечающих интересам и потребностям современных школьников. Игра обладает целым комплексом возможностей, актуализация которых способствует сдерживанию негативных тенденций в развитии современной детской игровой культуры. В их числе — игровые тренинги, позволяющие преодолеть явление отчуждения ребенка, ролевые познавательные игры, отвлекающие ребенка от виртуального мира компьютерных игр, игры на преодоление этапов, позволяющие ребенку поверить в собственные силы и освободиться от влияния мистификации и мифологизации.
Четко выверенная стратегия и тактика пси-холого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников в условиях семьи позволит преодолеть тенденцию трансформации игры из педагогически ценного в антипедагогическое средство, усилить ее позитивное влияние на процессы социализации личности, развитие индивидуальности ребенка, профилактику и преодоление нарастающей тенденции формирования зависимости детей от азартных, компьютерных игр и игр, связанных с риском.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Рос. АН ; Рос. фонд культуры. — 3-е изд., стереотип. — М. : АЗЪ, 1996. — 928 с.
Поступила 10.11.08.