УДК 616-002.5(4/9):370.153+614.2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЛОНТЕРСКОГО ПРОЕКТА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ © Осипова Н.Н., Зайцева В.М.
Смоленская государственная медицинская академия, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме: Организация волонтерской работы в медицинском вузе имеет очень важное значение. Позитивное влияние участия студентов в различных волонтерских проектах и акциях очевидно. Разработка и реализация волонтерских проектов имеют значительный потенциал для развития у студентов интереса к научной деятельности; углубления и систематизации профессиональных медицинских знаний, формирования профессионально значимых качеств личности будущего врача, повышения мотивации изучения иностранных языков, развития готовности и способности к иноязычному профессиональному и личностному общению, которое является составной частью процессов интернационализации и глобализации современного высшего профессионального образования.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL POTENTIALS OF AN INTERNATIONAL VOLUNTEER PROJECT TO FIGHT AGAINST TUBERCULOSIS Osipova N.N., Zaytseva V.M.
Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28
Summary: Development and implementation of an international volunteer project to fight against tuberculosis has a good pedagogical potential. On the one hand, the project provides an opportunity to realize students' professional knowledge and competence in prevention, diagnostics and treatment of tuberculosis to be one of the most serious community infections. On the other hand, the project motivates students to demonstrate their best personal qualities of charity, tolerance and support to sick people. Involvement into the project acts like a booster to improve students and teachers English and German language competence though preparatory activities and participation in the European Congress of medical students and young researches.
Введение
Современные тенденции интернационализации системы высшего профессионального образования затрагивают не только сугубо ученые и научные направления деятельности вузов, но также и воспитательное направление деятельности учебных заведений, которое является неотъемлемой составной частью подготовки современных специалистов.
Организация воспитательной работы в вузе имеет различные направления и огромный потенциал для формирования и развития компетенций будущих специалистов. Особенную значимость имеет организация воспитательного воздействия в медицинском вузе. С одной стороны, организация воспитательной работы в медицинском вузе имеет общие для всех учебных заведений характеристики, однако, особая роль врача в обществе, требования к его личностным, духовным компетенциям, формирует особую среду, в которой организуется воспитательная работа со студентами-медиками, фармацевтами, клиническими психологами и социальными работниками.
Одним из направлений воспитательной работы в медицинском вузе является организация волонтерской работы студентов. Для современных медицинских вузов системная плановая организация волонтерской деятельности достаточно новое направление, хотя история самой медицины демонстрирует нам большое количество примеров волонтерской работы самих врачей, организацию ими различных групп людей для волонтерской помощи больным людям, детям-сиротам и инвалидам.
Как и во всей детальности по воспитанию современных специалистов в области медицины, при формировании и развитии интереса студентов волонтерской работе проявляется своя специфика и новый, присущий именно студентам-медикам потенциал.
Организация проекта и его потенциальные результаты. Именно этот специфический потенциал медицинского вуза был положен в основу международного волонтерского проекта в области
109
борьбы с туберкулезом, инициированного на заседании рабочей группы под экспертным руководством проф. Т. Ульрихса, вице-президента российско-германского Форума им. Р. Коха и И.И. Мечникова. Сущность этого потенциал состоит в возможностях гармоничного и результативного сочетаний научно-исследовательской и просветительской деятельности в сфере борьбы с туберкулезом, а также разработке и реализации международной составляющей этого проекта, направленности на обмен своими взглядами и идеями, научными результатами на международном уровне, с привлечением студентов-волонтеров из других стран, и прежде всего, Германии.
Цель волонтерского проекта - внести вклад в снижение уровня заболеваемости таким социально опасным заболеванием как туберкулез посредством повышения осведомленности населения, молодежи, школьников, студентов России и Германии в способах распространения, возможностях профилактики, лечения и диагностики туберкулеза.
Этапы разработки и реализации волонтерского проекта
1 этап - организационный. На данном этапе была сформирована рабочая групп в составе студентов-волонтеров и преподавателей, курирующих их работу, а также непосредственно участвующих в самой волонтерской работе. Кроме того, на этом этапе создана научно-методическая база проекта, определены цели, задачи и план работы волонтеров.
2 этап - исследовательский. Работа на исследовательском этапе предполагает разработку основного инструментария исследования (анкеты, опросники, планы бесед) с последующим изучением степени осведомленности респондентов по проблеме диагностики и профилактики туберкулеза, а также отношение молодых к проблеме заболеваемости туберкулезом, как одному из социально значимых заболеваний.
3 этап - аналитический, предполагает анализ данных эмпирического исследования для составления плана мероприятий, направленных на повышение осведомленности и компетентности населения по вопросам профилактики туберкулеза.
4 этап - образовательно-просветительский. Предполагается создание специализированного ресурсного центра обучения волонтеров под руководством специалистов-фтизиопульмонологов, где для волонтеров будут организованы занятия по основам диагностики туберкулеза, а также с использованием интерактивных методов обучения. Создание видеопрезентаций, буклетов и другого раздаточного информационного материала, обучение проведению волонтерами мастер классов с элементами тренинга по выявлению первых симптомов туберкулеза и методам профилактики данного заболевания также входит в программу этого этапа.
Каждый из этапов предполагает учет индивидуальных особенностей студентов-волонтеров, их интересов, склонностей и максимально эффективной самореализации.
Обсуждение хода реализации проекта
Результатом образовательно-просветительского этапа должно стать посещение волонтерами образовательных и социальных учреждений, где населению будут представлены соответствующие просветительские программы с применением современных средств обучения. Не менее важной задачей планируется создание информационной площадки с привлечением средств массовой информации (телевидение и др.), где специалистами академии в области фтизиопульмонологии будут регулярно освещаться вопросы заболеваемости и возможностей лечения и профилактики туберкулеза. Предполагается активное использование сайта СГМА с созданием отдельной страницы, где регулярно будут отражаться мероприятия волонтерского проекта, проводится опросы студентов, а также публиковаться основные зарубежные и отечественные научные достижения в области диагностики, лечения и профилактики туберкулезной инфекции. Поскольку туберкулезная инфекция часто сопровождается другими социально значимыми болезнями, такими как наркомания, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, психические расстройства, то не менее важным направлением просветительской деятельности может стать организация круглых столов с привлечение специалистов разного профиля (медиков, социологов, представителей духовенства, психологов), где будут обсуждаться возможности комплексного подхода к профилактике социально значимых заболеваний. Так, круглый стол «Осторожно. Опасно. Туберкулез», проведенный в декабре 2013 г. позволил определить меру участия специалистов разного профиля и преемственность их взаимодействия, а также подтвердил реальную востребованность, прежде всего, просветительских мероприятий.
Международная составляющая проекта предполагает проведение представленных выше мероприятий в университетах и социальных учреждениях Германии. Кроме того, по предложению проф. Т. Ульрихса, вице-президента германо-российского форума им. Р. Коха и И.И. Мечникова этот волонтерский проект будет представлен в Берлине на Европейском конгрессе студентов-медиков и молодых ученых в сентябре 2014 г.
Подготовка к выступлению на Конгрессе имеет не только научное, но и серьезное воспитательное и образовательное значение. Все полученные в ходе разработки и реализации проекта материала должны будет переведены на английский язык для представления на международном конгрессе. Подготовка выступления, видеопрезентаций, постеров на английском языке может стать для студентов важным мотиватором к более глубокому изучению иностранных языков, научных достижений зарубежных специалистов в области туберкулеза, которые представлены в международных журналах на английском языке. Кроме того, регулярное поддержание страницы о современных зарубежных разработках в области туберкулеза, данных ВОЗ и Европейской ассоциации борьбы с туберкулезом даст возможность студентам более активно проявлять свою языковую компетентность.
Вывод
Разработка и реализация международного волонтерского проекта в области борьбы с туберкулезом имеет как научное, образовательное, так и воспитательное значение, которое состоит в просветительской мисси студентов, выполняя которую они имеют возможность реализовать свои профессиональные знания и профессионально значимые личностные компетенции. Психолого-педагогическое сопровождение участия студентов и преподавателей в международном волонтерском проекте поможет также сформировать необходимые компетенции интернационального общения и взаимодействия, способствовать изучению отечественного и зарубежного опыта борьбы с одним из наиболее социально значимых заболеваний.
Информация об авторах
Осипова Наталья Николаевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии, истории медицины с курсом психологии и педагогики ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Зайцева Вера Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры философии, истории медицины с курсом психологии и педагогики ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: verazayts eva @ yandex.ru