Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И БЫСТРОТЫ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И БЫСТРОТЫ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОПРЯЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И БЫСТРОТЫ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ БОКСЕРЫ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сверзоленко Владимир Александрович

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию психологопедагогических условий, необходимых для сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров. Результаты ранжирования этих условий свидетельствуют, что основными из них являются: обоснование и разработка педагогической технологии сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров; включение в содержание тренировки квалифицированных боксеров упражнений для сопряженного развития координации движений и быстроты; создание скоростной основы для выполнения вариативных координационных действий; соблюдение последовательности этапов подготовки при сопряженном развитии координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров; учет индивидуальных возможностей квалифицированных боксеров при сопряженном развитии координации движений и быстроты; повышение эффективности реализации скоростного потенциала при выполнении тактико-технических действий на ринге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сверзоленко Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR THE CONJUGATED DEVELOPMENT OF COORDINATION OF MOVEMENTS AND SPEED OF QUALIFIED BOXERS

The article presents the results of the author's research on the justification of psychological and pedagogical conditions necessary for the conjugate development of coordination of movements and speed among the qualified boxes. The results of the ranking of these conditions indicate that the main ones are: the justification and development of pedagogical technology for the associated development of coordination of movements and speed among qualified boxers; inclusion in the training content of qualified boxers of exercises for the conjugate development of coordination of movements and speed; Creation of a rapid basis for carrying out variable coordination actions; consistency of training stages with the associated development of coordination of movements and speed among qualified boxers; taking into account the individual capabilities of qualified boxers in the associated development of coordination of movements and speed; increased efficiency of high-speed potential realization when performing tactical and technical actions on the ring.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И БЫСТРОТЫ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ»

3. Чесноков, А.В. Определяющая роль предмета «Теория и методика физической культуры» в процессе совершенствования подготовки педагога физической культуры / А.В. Чесноков // Философия образования. - 2009. - № 1 (26). - С. 226-232.

4. Молодежь: актуальные социальные практики : монография / Б.И. Бедный, Г.Л. Воронин, В.П. Козырьков [и др.]. - Нижний Новгород : НИСОЦ, 2020. - 250 с.

5. Ильюшкин, В.В. Социальный стереотип как концентрированное выражение социальной установки / В.В. Ильюшкин // Вестник науки и образования. - 2015. - № 1 (3). - С. 87-92

6. Tajfel H. Social Stereotypes and Social groups / H. Tajfel - In: Turner J.C., Giles H. (eds.) // Intergroup behavior. - Oxford : Basil Blackwell, 1981. - pp. 144-167.

7. Давыдова, Е.П., Эвристический потенциал личности как когнитивная основа модернизации российского образования : дис. ... канд. фил. наук / Давыдова Екатерина Павловна. -Ростов -на-Дону, 2011. - 129 с.

8. Каган, М.С. Избранные труды в VII томах. Том 1. Проблемы методологии // М.С. Каган. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2006. - 209 с.

9. Мурадян, С.А. Гносеологический анализ проблемы стереотипа : дис. ... канд. филос. наук / Мурадян Самвел Арамович. - Ереван, 1977. - 168 с.

REFERENCES

1. Zaretskaya, I.I. (2007), "Cultural aspect in space of continuous education", Personality in the sociocultural dimension: history and modernity: collection of articles, Indrik, Moscow, pp. 223-226.

2. Zeer, E.F. and Semanyuk, E.E. (2013), "Asymmetric professional future of modern youth", Pedagogical education in Russia, No. 4, pp. 258-263.

3. Chesnokov, A.V. (2009), "The determining role of the subject "Theory and methodic of Physical culture" in the progress of improving the training of a teacher of physical education", Philosophy of education, No. 1 (26), pp. 226-232.

4. Bednyi, B.I., Voronin, G.L., Kozyrkov, G.L. et. al. (2020), Youth: actual social practices, monograph, Nisots, Nizhny Novgorod.

5. Ilyushkin V. V. (2015), "Social stereotype as a concentrated expression of social attitude", Bulletin of Science and Education, No. 1 (3), pp. 87-92.

6. Tajfel H. (1981), "Social Stereotypes and Social groups", Turner J.C., Giles H. (eds.) Intergroup behavior, Basil Blackwell, Oxford, pp. 144-167.

7. Davydova E.P. (2011), Heuristic potential ofpersonality as a cognitive basis for the modernization of Russian education, dissertation, Rostov-on-Don.

8. Kagan M.S. (2005), Selected works in VII volumes. Volume I. Problems of methodology, Pe-tropolis, St. Petersburg.

9. Muradyan S.A. (1997), Epistemological analysis of the problem of stereotype, dissertation,

Erevan.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.09.2021

УДК 796.83

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И БЫСТРОТЫ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ

Владимир Александрович Сверзоленко, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров.

Результаты ранжирования этих условий свидетельствуют, что основными из них являются: обоснование и разработка педагогической технологии сопряженного развития координации движе-

ний и быстроты у квалифицированных боксеров; включение в содержание тренировки квалифицированных боксеров упражнений для сопряженного развития координации движений и быстроты; создание скоростной основы для выполнения вариативных координационных действий; соблюдение последовательности этапов подготовки при сопряженном развитии координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров; учет индивидуальных возможностей квалифицированных боксеров при сопряженном развитии координации движений и быстроты; повышение эффективности реализации скоростного потенциала при выполнении тактико-технических действий на ринге.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; сопряженное развитие координации движений и быстроты; квалифицированные боксеры; соревновательная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p249-253

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR THE CONJUGATED DEVELOPMENT OF COORDINATION OF MOVEMENTS AND SPEED OF QUALIFIED BOXERS

Vladimir Aleksandrovich Sverzolenko, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Abstract

The article presents the results of the author's research on the justification of psychological and pedagogical conditions necessary for the conjugate development of coordination of movements and speed among the qualified boxes. The results of the ranking of these conditions indicate that the main ones are: the justification and development of pedagogical technology for the associated development of coordination of movements and speed among qualified boxers; inclusion in the training content of qualified boxers of exercises for the conjugate development of coordination of movements and speed; Creation of a rapid basis for carrying out variable coordination actions; consistency of training stages with the associated development of coordination of movements and speed among qualified boxers; taking into account the individual capabilities of qualified boxers in the associated development of coordination of movements and speed; increased efficiency of high-speed potential realization when performing tactical and technical actions on the ring.

Keywords: psychological and pedagogical conditions, associated development of coordination of movements and speed, qualified boxers, competitive activity.

Соревновательная деятельность квалифицированных боксеров предъявляет высокие требования к уровню развития у них физических качеств. Особые требования предъявляются к уровню развития координации движений и быстроты. Все это требует наличия высокого уровня физической готовности у квалифицированных боксеров к соревновательной деятельности. Эффективное построение спортивной тренировки квалифицированных боксёров предусматривает овладение рациональными техническими действиями на основе развития психомоторики, одним из компонентов которой являются координационные способности и быстрота действий на ринге. В настоящее время проблема формирования физической готовности к соревновательной деятельности у квалифицированных боксеров решается с позиций сопряженного развития координации движений и быстроты.

Организация совершенствования и развития координационных способностей и быстроты у квалифицированных боксёров дифференцируется в зависимости от направленности тренировки на развитие целого ряда компонентов двигательных координаций. К ним относятся: дифференцированное различение параметров движений; способность к перестроению движений; сохранение устойчивого равновесия; комбинирование движений; поддержание ритма движений; быстрота двигательной реакции; срочная адаптация к изменению тактической ситуации; избирательное произвольное напряжение и расслабление мышц; антиципация действий соперника.

Основой применения такого подхода к тренировке квалифицированных боксёров являются следующие положения:

- формирование физической готовности к соревновательной деятельности у квалифицированных боксёров должно иметь специфические цель и задачи;

- физическая готовность и структура соревновательной деятельности квалифицированных боксёров должны быть тесно связаны между собой;

- процесс формирования физической готовности к соревновательной деятельности у квалифицированных боксёров должен осуществляться на основе сопряженного развития координации движений и быстроты действий.

Таким образом, использование сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров имеет огромное значение, для рассмотрения этого явления в виде педагогической системы.

Изучение процесса формирования физической готовности квалифицированных боксёров к соревновательной деятельности требует его рассмотрения одновременно с нескольких позиций.

Первая позиция фиксирует взаимодействие системы формирования физической готовности квалифицированных боксёров к соревновательной деятельности с тренировочным процессом.

Вторая позиция определяет всю совокупность психолого-педагогического содержания этого процесса. В частности, следует дифференцировать когнитивную, регулятивную и тренировочную системы, которые обеспечивают различные формы сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров.

Разрешить данную проблему можно, если придать процессу сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров определенный смысл. С этой целью следует обосновать психолого-педагогические условия, необходимые для сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров.

Для определения этих психолого-педагогических условий был проведен опрос тренеров квалифицированных боксёров. В опросе приняли участие 73 респондента. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Структура психолого-педагогических условий, необходимых для сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров (п=73)_

Ранговое место Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Обоснование и разработка педагогической технологии сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров 28,2

2 Включение в содержание тренировки квалифицированных боксеров упражнений для сопряженного развития координации движений и быстроты 21,8

3 Создание скоростной основы для выполнения вариативных координационных действий 17,1

4 Соблюдение последовательности этапов подготовки при сопряженном развитии координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров 12,9

5 Учет индивидуальных возможностей квалифицированных боксеров при сопряженном развитии координации движений и быстроты 11,3

6 Повышение эффективности реализации скоростного потенциала при выполнении тактико-технических действий на ринге 8,7

Результаты ранжирования этих условий свидетельствуют, что основными из них являются: обоснование и разработка педагогической технологии сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров; включение в содержание тренировки квалифицированных боксеров упражнений для сопряженного развития координации движений и быстроты; создание скоростной основы для выполнения вариативных координационных действий; соблюдение последовательности этапов подготовки

при сопряженном развитии координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров; учет индивидуальных возможностей квалифицированных боксеров при сопряженном развитии координации движений и быстроты; повышение эффективности реализации скоростного потенциала при выполнении тактико-технических действий на ринге.

Было установлено, что обоснование и разработка педагогической технологии сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров является определяющим условием для придания этому процессу определенного смысла, поскольку координационные способности представляют собой свойства двигательной сферы квалифицированных боксёров. Причем проявляются они при решении двигательных задач различной сложности на высокой скорости. Это требует обоснования и разработки педагогической технологии сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров.

Значимым условием, по мнению респондентов, является включение в содержание тренировки квалифицированных боксеров упражнений для сопряженного развития координации движений и быстроты. При этом следует учитывать, что физиологическую основу для сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров составляют врожденные и генетически обусловленные задатки. Поэтому упражнения для сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксёров должны подбираться с учетом этих задатков.

По мнению респондентов, в ходе тренировки квалифицированных боксёров должна создаваться скоростная основа для выполнения вариативных координационных действий. Для этого следует учитывать особенности функционирования нервной системы, качество и уровень функционирования анализаторов и сенсорных систем, особенности работы нервно-мышечного аппарата и темперамент квалифицированных боксёров.

Соблюдение последовательности этапов подготовки при сопряженном развитии координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров, по мнению респондентов, также будет способствовать росту их спортивного мастерства. Сопряженное развитие координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров имеет целью сформировать у них умения соизмерять и варьировать направление, темп, скорость движений, величину мышечных напряжений в изменяющихся условиях обстановки на ринге. Поэтому сопряженное развитие координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров должно осуществляться поэтапно.

Сопряженное развитие координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров, по мнению респондентов, должно осуществляться с учетом индивидуальных возможностей квалифицированных боксеров. Индивидуальное сопряженное развитие координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров влияет на особенности и стиль ведения спортивного поединка. Это усложняет задачу сопернику по достижению успеха в поединке на ринге. Высокий уровень развития быстроты и координационных способностей дает возможность в индивидуальном стиле решать сложные технико-тактические задачи в процессе ведения как оборонительных, так и наступательных действий боксёра. Проявление быстроты и координационных способностей у квалифицированных боксёров осуществляется на основе комплексного восприятия и переработки сигналов, поступающих из внешней среды: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных. Для своевременной переработки и передачи воспринимаемых сигналов требуется совершенствование функций воспринимающих анализаторов, которые передают информацию в исполнительские звенья двигательной системы. При высоком уровне развития быстроты и координационных способностей у квалифицированных боксёров реактивность двигательной сферы спортсмена характеризуется широкой вариативностью действий. Это обеспечивает разнообразие способов решения двигательных задач. Влияние сложившихся координаций и быстроты на результативность соревновательной деятельности боксёра чрезвычайно высоко.

По мнению респондентов, повышение эффективности реализации скоростного потенциала при выполнении тактико-технических действий на ринге, также является значимым условием, необходимым для сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров. Установлено, что особое значение для эффективности технических действий имеет точность и соразмерность движений, которая проявляется в соответствии прилагаемых усилий квалифицированными боксёрами. Значимыми в поединке также являются темп и скорость движений при неожиданно возникающих на ринге задачах. Поддержание высокого темпа ведения боя может оказать решающее влияние на исход спортивного поединка на ринге. Координационное реагирование боксёра в каждой конкретной ситуации заключается в точных своевременных действиях оборонительного характера, создании условий для перехода к контратаке и эффективной реализации технических атакующих приемов. Это предъявляет повышенные требования к свойствам оперативности внимания, реагирования и избирательности мышления и действий квалифицированных боксёров.

ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания выявленных психолого-педагогических условий для сопряженного развития координации движений и быстроты у квалифицированных боксеров.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.09.2021

УДК 613.955:797.1

ДИНАМИКА УРОВНЕЙ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 11-13 ЛЕТ, ДИАГНОСТИРУЕМЫХ ПО ПРОЕКТУ «НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ - ТЕРРИТОРИЯ

ЗДОРОВЬЯ»

Наталья Николаевна Селиверстова, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Игоревич Морозов, кандидат педагогических наук, доцент, Диана Борисовна Парамонова, кандидат биологических наук, доцент, Динара Загировна Мазитова, студентка, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные

Челны

Аннотация

В данной работе представлены результаты экспресс-оценки соматического здоровья (по Апанасенко) школьников 11-13 лет, диагностируемых в рамках проекта «Набережные Челны - территория здоровья». Авторами на протяжении двух учебных лет проводился мониторинг, который выявил влияние занятий плаванием на показатели здоровья и позволил оценить их зависимость от степени двигательной активности. Исходя из вышеизложенного, обосновано, что использование различных функциональных проб и оценок периодического функционального контроля в процессе мониторингового наблюдения за динамикой функциональной готовности детей, занимающихся физической культурой и спортом, создает условия для внесения корректив в составляющие их подготовки.

Ключевые слова: уровень здоровья, индексы, исследования, проект, школьники. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p253-261

DYNAMICS OF HEALTH LEVELS FOR 11-13 AGED SCHOOLCHILDREN

DIAGNOSED UNDER THE PROJECT "NABEREZHNYE CHELNY-THE TERRITORY OF HEALTH"

Natalia Nikolaevna Seliverstova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Igorevich Morozov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Diana Borisovna Paramonova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Diana Zagi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.