Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения качества физической подготовки курсантов в артиллерийских вузах'

Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения качества физической подготовки курсантов в артиллерийских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КУРСАНТЫ / АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ ВУЗЫ / КАЧЕСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельников Евгений Вячеславович, Труль Андрей Романович, Капралов Александр Николаевич, Фадеев Александр Сергеевич

В статье обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для повышения качества физической подготовки курсантов в артиллерийских вузах. К ним относятся: формирование у курсантов постоянного интереса к занятиям по физической подготовке; применение индивидуального подхода к обучению курсантов в процессе физической подготовки; подбор средств физической подготовки, которые в наибольшей степени влияют на эффективность военно-профессиональной деятельности; разработка программы по физической подготовке для курсантов в соответствии с современными требованиями; обеспечение взаимосвязи процесса физической подготовки курсантов с решаемыми на практике военно-прикладными задачами; наличие объективных критериев оценки физической готовности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельников Евгений Вячеславович, Труль Андрей Романович, Капралов Александр Николаевич, Фадеев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of quality of physical training of cadets in artillery higher education institutions

In article, the psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of quality of physical training of cadets in artillery higher education institutions, are justified. There are the following: the formation at cadets of the permanent interest in physical training occupations; the application of individual approach to training of cadets in the course of physical training; the selection of means of physical training most of which influence on efficiency of the military professional activity; the development of the program for physical training of the cadets according to the modern requirements; the provision of correlation of the process of physical training of cadets with the military and application-oriented tasks solved in the practice; existence of the objective criteria for evaluation of physical readiness of the cadets.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения качества физической подготовки курсантов в артиллерийских вузах»

Материалы итоговой научн. конф. ин-та за 2003 г. / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2003. - С. 5-8.

6. Технология оценки организаторско-методической подготовленности курсантов и слушателей вузов Министерства Обороны / И.И. Варжеленко, И.Ю. Пугачев, С.М. Сильчук, В.В. Мико-ленко // Технологии образования в области физической культуры : сборник научно-методических работ / под ред. Г.Н. Пономарева, А.Н. Кислого ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 200-204.

REFERENCES

1. Abramov, S.A., Pugachev, I.Yu. and Loginov, Yu.V. (2007), "Ensuring the efficiency of graduates of engineering and technical universities by means of kettlebell lifting", Physical preparation for military professional activity in peacetime and wartime: International interuniversity collection of scientific and methodical articles, publishing house Military Institute of Physical Training, St. Petersburg, Part 2, pp. 187188.

2. Botsman, O.S. (2004), "To the urgency of improving the process of professional training of military aviation personnel", Actual problems of military-professional education and physical training in the Armed Forces of the Russian Federation: Collection of scientific articles, publishing house Military Institute of Physical Training, St. Petersburg, No. 5, pp. 157-163.

3. Deriy, I.A. (2005), "Physical training of cadets of military schools of communication troops in the process of military-professional training, dissertation, St. Petersburg.

4. Endaltsev, B.V. (1994), "Adaptation of a new replenishment to military service and professional activity with means of physical training", Theory and Methods of Physical Training, No. 1, pp. 136146.

5. Mironov, V.V., Levshin, A.V., Yatskovets, A.S. and Pashuta, V.L. (2003), "Perfection of the educational process in higher education institutions, as a factor of increasing the fighting efficiency and combat readiness of troops", Materials of the final scientific. Conf. inst. for 2003, publishing house Military Institute of Physical Training, St. Petersburg, pp. 5-8.

6. Varzhelenko, I.I., Pugachev, I.Yu., Silchuk, S.M. and Mikolenko, V.V. (2008), "Technology assessment of the organizational and methodological preparedness of cadets and students of universities of the Ministry of Defense", "Technologies of education in the field of physical culture": Collection of scientific and methodical works, publishing house Herzen University, pp. 200-204;

Контактная информация: sergey-mogilinec@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 14.01.2018

УДК 796.011.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В

АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ВУЗАХ

Евгений Вячеславович Мельников, кандидат педагогических наук, Андрей Романович Труль, кандидат педагогических наук, Александр Николаевич Капралов, соискатель, Александр Сергеевич Фадеев, кандидат педагогических наук, Михайловская военно-артиллерийская академия, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для повышения качества физической подготовки курсантов в артиллерийских вузах. К ним относятся: формирование у курсантов постоянного интереса к занятиям по физической подготовке; применение индивидуального подхода к обучению курсантов в процессе физической подготовки; подбор средств физической подготовки, которые в наибольшей степени влияют на эффективность военно-профессиональной деятельности; разработка программы по физической подготовке для курсантов в соответствии с современными требованиями; обеспечение взаимосвязи процесса физической подготовки курсантов с решаемыми на практике военно-прикладными задачами; наличие объективных критериев оценки физической готовности курсантов.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; курсанты; артиллерийские вузы; качество физической подготовки.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR IMPROVEMENT OF QUALITY OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS IN ARTILLERY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Evgeny Vyacheslavovich Melnikov, the candidate of pedagogical sciences, Andrey Romanovich Trul, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Nikolaevich Kapralov, the competitor, Alexander Sergeevich Fadeev, the candidate of pedagogical sciences, Mikhaylovsky Military and Artillery Academy, St. Petersburg

Annotation

In article, the psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of quality of physical training of cadets in artillery higher education institutions, are justified. There are the following: the formation at cadets of the permanent interest in physical training occupations; the application of individual approach to training of cadets in the course of physical training; the selection of means of physical training most of which influence on efficiency of the military professional activity; the development of the program for physical training of the cadets according to the modern requirements; the provision of correlation of the process of physical training of cadets with the military and application-oriented tasks solved in the practice; existence of the objective criteria for evaluation of physical readiness of the cadets.

Keywords: psychology and pedagogical conditions, cadets, artillery higher education institutions, quality of physical training.

В настоящее время большое внимание уделяется повышению качества физической подготовки курсантов военно-учебных заведений. Основными задачами повышения качества физической подготовки курсантов военно-учебных заведений являются:

- повышение уровня методической подготовленности преподавательского состава вузов;

- оптимальное планирование процесса физической подготовки курсантов в вузах;

- действенный контроль процесса физической подготовки со стороны учебного отдела вуза и командования;

- учет достигнутых результатов и внесение своевременных корректив в содержание процесса физической подготовки.

В руководящих документах по организации физической подготовки в военно-учебных заведениях отмечается, что сложность решаемых задач, предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности преподавательского состава. В этих документах указывается на необходимость создания психолого-педагогических условий, необходимых для повышения качества физической подготовки курсантов в военно-учебных заведениях. Особое внимание уделяется повышению уровня практической подготовленности курсантов на занятиях по физической подготовке [1, 2, 4].

Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что уровень физической подготовленности курсантов артиллерийских вузов не позволяет им в полной мере эффективно решать стоящие перед ними служебно-боевые задачи. Поэтому в процессе нашего исследования обосновывались психолого-педагогические условия, необходимые для повышения качества физической подготовки курсантов артиллерийских военно-учебных заведений. С этой целью был проведен опрос 178 преподавателей по физической подготовке, проводящих занятия с курсантами во всех артиллерийских вузах России. Результаты опроса представлены в таблице 1. В ходе исследования были обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для повышения качества физической подготовки курсантов в артиллерийских вузах. К ним относятся: формирование у курсантов постоянного интереса к занятиям по физической подготовке; применение индивидуального подхода к обучению курсантов в процессе физической подготовки; подбор средств физической подготовки, которые в наибольшей степени влияют на эффективность военно-профессиональной деятельности; разработка программы по физической подготовке для курсантов в соответствии с современными требованиями; обеспечение взаимосвязи процесса физической

подготовки курсантов с решаемыми на практике военно-прикладными задачами; наличие объективных критериев оценки физической готовности курсантов.

Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для по-

Ранговое место Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Формирование у курсантов постоянного интереса к занятиям по физической подготовке 25,3

2 Применение индивидуального подхода к обучению курсантов в процессе физической подготовки 24,7

3 Подбор средств физической подготовки, которые в наибольшей степени влияют на эффективность военно-профессиональной деятельности 16,2

4 Разработка программы по физической подготовке для курсантов в соответствии с современными требованиями 13,8

5 Обеспечение взаимосвязи процесса физической подготовки курсантов с решаемыми на практике военно-прикладными задачами 11,7

6 Наличие объективных критериев оценки физической готовности курсантов 8,3

Респонденты отметили в качестве наиболее важного условия формирование у курсантов постоянного интереса к занятиям по физической подготовке. Для практической реализации данного условия необходимо чаще внедрять на занятиях по физической подготовке инновационные технологии в спорте. Это, как правило, вызывает у курсантов повышенный интерес к занятиям по физической подготовке.

Для реализации второго условия - применения индивидуального подхода к обучению курсантов в процессе физической подготовки следует внимательно изучать возможности и способности каждого курсанта к освоению программы для артиллерийских вузов. Каждый курсант имеет индивидуальный набор собственных двигательных способностей. От его воли, характера и двигательных способностей зависит быстрота освоения программы по физической подготовке для артиллерийских вузов. Задача преподавателя кафедры по физической подготовке состоит в том, чтобы создать максимально комфортные условия для освоения программы по физической подготовке каждому курсанту, с учетом его возможностей и способностей [3].

Для реализации третьего условия, связанного с подбором средств физической подготовки, которые в наибольшей степени влияют на эффективность военно-профессиональной деятельности, необходимо знать и учитывать особенности деятельности артиллеристов. Особенности деятельности артиллеристов по своей сути формируют специальную направленность физической подготовки в артиллерийских вузах [1, 2, 4].

Для реализации четвертого условия, связанного с разработкой программы по физической подготовке для курсантов в соответствии с современными требованиями следует изучить эти требования, а затем руководствоваться ими при составлении программы. Изучение современных требований свидетельствует о необходимости повышения уровня методической подготовленности преподавательского состава и внедрения новых информационных систем в процесс физической подготовки курсантов артиллерийских вузов [1-4]. Это также позволит повысить качество физической подготовки курсантов артиллерийских военно-учебных заведений.

Для реализации пятого условия, связанного с обеспечением взаимосвязи процесса физической подготовки курсантов с решаемыми на практике военно-прикладными задачами следует проанализировать эти задачи. Практика свидетельствует, что военно-прикладные задачи в артиллерийских вузах имеют свои особенности. Они отличаются по своему содержанию от задач других военно-учебных заведений. Поэтому содержание физической подготовки курсантов должно соответствовать решению практических военно-прикладных задач. [1, 2, 4].

Для реализации шестого условия, связанного с наличием объективных критериев оценки физической готовности курсантов, необходимо постоянно совершенствовать систему проверки и оценки физической подготовки курсантов артиллерийских военно-учебных заведений. Надо помнить, что существующая система проверки и оценки физической

подготовки курсантов, артиллерийских военно-учебных заведений далеко не совершенна и требует постоянного изучения и внесения соответствующих корректив в данную систему.

ВЫВОД. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости практической реализации выявленных психолого-педагогических условий, необходимых для повышения качества физической подготовки курсантов в артиллерийских вузах. Повышение качества физической подготовки курсантов в артиллерийских вузах позволит повысить уровень физической готовности выпускников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатырев, Р.В. Модель физической подготовки офицеров воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий / Р.В. Богатырев, А.В. Борисов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 11-15.

2. Богатырев, Р.В. Факторы, определяющие восстановительную направленность физической подготовки офицеров воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий / Р.В. Богатырев, А.В. Борисов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 7 (149). - С. 28-32.

3. Караван, А.В. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного физического развития студентов вузов / А.В. Караван, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 5-7.

4. Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного самостоятельного использования упражнений аэробной направленности офицерами Воздушно-космических сил / Р.В. Богатырев, А.Э. Болотин, Н.Н. Северин, П.Н. Кадуцкий, Ю.М. Гусев // Современный ученый. - 2017. - № 4. - С. 75-79.

REFERENCES

1. Bogatyrev, R.V. and Borisov, A.V. (2017), "Model of physical training of officers of aerospace forces after return from the combat zone", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 11-15.

2. Bogatyrev, R.V. and Borisov, A.V. (2017), "The factors defining recovery orientation of physical training of officers of aerospace forces after return from the combat zone", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp. 28-32.

3. Karavan, A.V. and Bolotin, A.E. (2015), "Typological signs of the educational environment necessary for effective physical development of students of higher education institutions", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 5-7

4. Bogatyrev, R.V. and Bolotin, A.E., Severn, N.N., Kadutsky, P.N., Gusev, Yu.M. (2017), "Psychology and pedagogical conditions necessary for effective independent use of exercises of aerobic orientation by officers of Aerospace forces",Modern scientist, No. 4, pp. 75-79.

Контактная информация: Kapralov_A@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2018

УДК 796.011.3

АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ МОТИВАЦИИ К ФИЗКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук, Татьяна Викторовна Голушко, кандидат педагогических наук, Елизавета Викторовна Калганова, кандидат педагогических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Москва

Аннотация

В статье разрабатывается программа опережающего повышения мотивации студентов к физ-культурно-спортивной активности, основанная на выделении этапов организации и проведении спортивно-массовой работы в зависимости от динамики адаптации индивида в процессе обучения в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.