Командиры (педагоги), рассматривая регулятивную функцию в связи с принятием решения, отмечают, что в этом случае субъект всегда опирается на развернутую систему предписаний, вытекающую из содержания ситуации и условий деятельности, которые целесообразно рассматривать в качестве факторов, регулирующих этот процесс. Они по существу, составляют совокупность правил, регулирующих и направляющих процесс решений в соответствии с целью, предметом и условиями деятельности.
Процесс воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России - глубоко социальный процесс. Поэтому очень важно правильно определить объект управления. В педагогической системе объектом управления выступает познавательная деятельность развивающейся личности офицера в период профессионального становления. В педагогических исследованиях можно выделить два направления активизации познавательной деятельности. Первое из них опирается на идею целостного подхода, обеспечивает активизацию деятельности на протяжении всего учебного процесса, углубляет дидактическое взаимодействие обучаемых с объектами познания, включает методы, оптимизирующие по данному курсу учебную деятельность обучающихся по всей системе знаний в целом (включая лекционный, семинарский и другие виды занятий). Другое направление называет в качестве источников познавательной активности такие методы и средства учебной деятельности, которые обеспечивают активность на отдельных этапах учебного процесса и диапазон применения которых ограничен, как правило, одним или несколькими занятиями.
Таким образом, модель должна служить ориентиром в организации процесса воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в процессе их профессионального становления в частях.
А. Н. Сивак, И. Н. Зюкин
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России,
$йй@тай. ги
В статье представлены результаты исследований автора по выявлению организационно-педагогических условий, необходимых дляэффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в
период профессионального становления.
В качестве основных организационно-педагогических условий, авторы отмечают следующие: обоснование и разработка структурно-функциональной педагогической модели воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период их профессионального становления; включение в процесс боевой подготовки отдельных планов, программ по воспитанию психологической и нервно-эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов служебно-боевой деятельности. Кроме того, к числу важных условий соискатели относят постоянный поиск путей повышения уровня мотивации к службе у молодых офицеров; активное применение средств физической подготовки для развития смелости, решительности, настойчивости, упорства и других морально-волевых качеств; разработку педагогических мер для сокращения сроков адаптации молодых офицеров к службе во внутренних войсках.
Активные преобразования в России начала 1990-х гг. не только привели к коренным изменениям в ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов демократического общественного устройства, в нашей стране так и не завершилось формирование многих государственных и общественных институтов.
Причинами этого явились не только просчеты проводимых реформ и борьба между старой и нарождающейся общественной элитой. Отставанию в развитии также способствовало возникновение и развитие в российском обществе ряда крайне социально опасных явлений: межнациональные конфликты, борьба с незаконными вооруженными формированиями на Северном Кавказе, организованная преступность, бюрократизм, коррупция буквально захлестнули формирующуюся российскую систему государственных органов управления, деформировали не только ее структуру, но и «кадровый ресурс». Это привело к созданию слабого, малоэффективного механизма государственного управления, власть которого стала средством удовлетворения личных и клановых интересов отдельных групп государственных служащих, произошло их сращивание, как с представителями бизнеса, так и с организованной преступностью.
Эти проблемы особенно актуализировались в последние годы в условиях попыток государственной власти и ее верховных институтов провести конкретные мероприятия по укреплению государственности, наведению порядка в системе государственного управления. В таких условиях на офицеров внутренних войск МВД России возлагается большая ответственность по наведению порядка в стране.
Таблица 1
Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного формирования личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в _ период профессионального становления (п=78) _
Ранговое Ранговый
место Организационно-педагогические условия показатель
(значимость) (%)
1 Обоснование и разработка структурно-функциональной педагогической модели воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период их профессионального становления 19,7
2 Включение в процесс боевой подготовки отдельных планов, программ по воспитанию психологической и нервно-эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов служебно-боевой деятельности 17,1
3 Постоянный поиск путей повышения уровня мотивации к службе у молодых офицеров 15,2
4 Активное применение средств физической подготовки для развития смелости, решительности, настойчивости, упорства и других морально-волевых качеств 14,3
5 Применение коллективных тактических и физических упражнений для воспитания командно-методических умений и качеств коллективного взаимодействия в боевой обстановке 11,7
6 Разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития личностных качеств 9,8
7 Выработка объективных критериев оценки развития личностных качеств 7,9
8 Разработка педагогических мер для сокращения сроков адаптации молодых офицеров к службе во внутренних войсках 5,3
Практика службы офицеров внутренних войск МВД России требует решения задачи формирования специалистов нового типа, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастерства и обладающих высоким уровнем развития личностных качеств. Служба в частях внутренних войск требует от офицеров проявления личностных качеств: смелости, решительности, мужества, самообладания, дисциплинированности, самоотверженности, чувства коллективизма, взаимовыручки и других. Анализ психолого-педагогической литературы и практики позволяет нам сделать вывод о том, что формирование личностных качеств у выпускников вузов внутренних войск МВД России является важным этапом на пути их становления как профессионалов.
Между тем, сложившаяся к настоящему времени система воспитательной работы в подразделениях внутренних войск не соответствует требованиям современного общества, не обеспечивает эффективного решения служебных задач. В приказах Командующего внутренними войсками отмечаются недостатки в воспитательной работе, особенно с молодыми офицерами, выпускниками вузов внутренних войск МВД России. Им не хватает профессионализма и достаточного уровня развития личностных качеств, необходимых для решения профессиональных задач. Все вышесказанное требует пересмотра воспитательной работы с офицерами внутренних войск в период их профессионального становления. Главной целью воспитательной работы в настоящее время должно стать формирование всесторонне и интеллектуально развитой, профессионально подготовленной, морально и нравственно устойчивой личности офицера внутренних войск.
Анализ практики показывает, что во внутренних войсках все еще имеются существенные недостатки в воспитательной работе с выпускниками вузов внутренних войск МВД России. У некоторых молодых офицеров отмечается безразличие к службе, отсутствие стремления к профессиональному росту. Основными причинами наличия этих недостатков являются: низкий нравственно-интеллектуальный уровень, недостаточный уровень развития личностных качеств у молодых офицеров внутренних войск МВД России к решению служебных задач. Это является следствием недостаточного научно-методического обеспечения организации воспитательного процесса в частях и подразделениях внутренних войск, слабого использования психолого-педагогического потенциала офицерских коллективов.
В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием и созданием условий для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период их профессионального становления.
С целью выявления педагогических условий, необходимых дляэффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления был проведен опрос опытных офицеров, имеющих стаж службы 15 и более лет. Всего в опросе приняло участие 78 респондентов. Результаты этого исследования представлены в табл. 1.
В качестве основного организационно-педагогического условия, необходимого дляэффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления, отмечается необходимость обоснования и разработки структурно-функциональной педагогической модели воспитания у них личностных качеств. Кроме того, к числу важных условий респонденты отнесли постоянный поиск путей повышения уровня мотивации к службе у молодых офицеров; активное применение средств физической подготовки для развития смелости, решительности, настойчивости, упорства и других морально-волевых качеств; разработку педагогических мер для сокращения сроков адаптации молодых офицеров к службе во внутренних войсках.
Таким образом, выявленные организационно-педагогические условия жизненно необходимы дляэффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления. Создание этих условий позволит в значительной степени улучшить процесс воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания педагогических условий, необходимых дляэффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления.
Сивак А.Н., Сыромятников О. В.
ОБОСНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ГОТОВНОСТЬ КУРСОВЫХ ОФИЦЕРОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К САМООБРАЗОВАНИЮ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТА
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, ъйй^тЬох. ги , Саратовский военный институт внутренних войск МВД России
В статье показано, что основными показателями готовности командиров курсантских подразделений, к самообразовательной деятельности, в сфере физической подготовки являются: устойчивая мотивация к самообразовательной