В.Н. Кузьмичева
Психолого-педагогические условия формирования
нравственно-этических отношений школьников и родителей в среднем общеобразовательном у на основе личностно-деятельного г
В статье рассматривается взаимодействие семьи и школы как неотъемлемый фактор формирования полноценной личности учащегося в среднем общеобразовательном учреждении. Автор опирается на ФГОС нового поколения, который показывает важность установления условий для гармоничного взаимодействия семьи и школы. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, автор делает вывод, что сотрудничество педагогов с семьей положительно сказывается на формировании нравственно-этических отношений между учениками и их родителями.
Ключевые слова: нравственно-этические отношения, формирование личности, взаимодействие родителей и школы, ФГОС, учебное сотрудничество.
Сегодня школа переживает новый этап серьезного реформирования, в центре которого по-прежнему находится ребенок. Как и всегда основная задача школы заключается в формировании полноценной личности учащихся. Но, говоря о воспитании и формировании личности, невозможно обойтись без такого взаимодействия, как «семья - школа», благодаря которому мы можем получить личность, способную выбирать приоритеты, отстаивать свою позицию, определять значимость своих и чужих поступков, а главное - находить смысл в жизни, принимать решения и брать ответственность на себя.
Жизнь ребенка состоит из двух сфер: школы и семьи. Особенностью данных сфер является их непрерывное изменение и развитие. Благодаря принятию «Закона об образовании» появляется необходимость внедрения творческого, равноправного, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Безусловным можно считать тот факт, что работа с родителями является одним из труднейших видов работы для педагогов. Как говорится в педагогическом афоризме: «Самое сложное в работе с детьми - это работ с их родителями». Педагог должен иметь опыт
чреждении подхода
о §
¡± о
го ср чд ю
ш о
^ го
о н
СС ° ?
^ Ф =т
ж о О
работы с родительским коллективом и способность грамотно применять в работе с родителями свои психолого-педагогические знания.
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения особым образом подчеркивается важность родительского участия в образовательном процессе. Семья, согласно ФГОС, является важнейшим институтом общества, отвечающим за такой фактор, как социализация нового поколения. А родители - это равноправные участники образовательного процесса. «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [4].
Основой нового стандарта образования в рамках взаимодействия семьи и общеобразовательных учреждений является то, что воспитанием детей занимаются сами родители, а все остальные социальные институты работают над тем, чтобы грамотно и вовремя оказать помощь в воспитательной деятельности.
Переходя к изучению проблемы взаимодействия «семья - школа», нам необходимо указать на то обстоятельство, что ребенок, поступая в учебное учреждение, попадает в «педагогический треугольник» (учитель - ученик - родитель). Безусловно, именно от этих взаимоотношений зависят достижения в воспитании ребенка.
Анализ имеющегося опыта во взаимодействии школы и семьи показал, что в советский период развития нашей страны государство не ставило перед собой цели считаться и опираться на мнение родителей при формировании и воспитании нового поколения. Семья являлась зависимым, подчиненным звеном в школьной системе. Семейное воспитание строилось на основе традиционной народной педагогики.
Социально-экономическое развитие нашего общества создало условия для активации педагогической и воспитательной деятельности семьи. Правильно выстроенное взаимодействие «семья - школа» способствует наиболее эффективному развитию личности подрастающего поколения.
В психолого-педагогической литературе последнего времени часто используется понятие «учебное сотрудничество», которое является наиболее объемным, личностно-деятельным, обозначающим многосторонние взаимоотношения в учебно-воспитательном процессе. Оно
ее г^
характеризуется пространственным и временным присутствием, нали- Е чием единой цели, организацией и управлением деятельности, наличи- § к ем позитивных межличностных отношений. Сотрудничество педагогов 5 ° с семьей положительно сказывается на формировании нравственно-эти- | 1 ческих отношений между учениками и их родителями. | <§
Для того чтобы родители становились настоящими партнерами о § школы в проблеме воспитания детей, необходимо строить работу, чю направленную на создание и поддержание авторитета семьи, учитывая с при этом и интересы самих родителей. Необходимо также опираться на уже имеющий родительский опыт. Назовем факторы, которые могут снижать эффективность такой работы: ожидание быстрого и легкого результата; отсутствие опыта работы с группой; отстраненность родителей, нежелание их идти на контакт; недоверие со стороны родителей: «Я и так все знаю», «Чему вы меня можете научить, я старше вас».
Отсутствие в обществе социально-нравственных ориентиров, разрушение традиционных ориентиров, низкий уровень жизни, сложность профессиональной реализации подрастающего поколения свидетельствуют о необходимости проведения работы по формированию отношений между школой и семьей [2].
Необходимость рассмотрения процесса формирования взаимодействий «семья - школа» сложилась в результате сложных социально-экономических изменений в нашей стране, повлекших за собой изменения в сфере межличностных взаимоотношений родителей и детей. В основу современной жизни положены рыночные отношения, которые подгоняют под себя систему приоритетов в обществе. Появление угрозы безработицы отнюдь не способствует формированию гармоничных отношений в семье, т.к. родителям необходимо много работать, чтобы обеспечить детей. Большое количество старшеклассников вынуждены подрабатывать после школы, т.к. материальное положение многих семей является низким. Это также сокращает необходимое время общения с родителями. Не стоит упускать из виду и отсутствие цензуры в СМИ, которое привело к распространению нежелательной, а иногда и вредной для ребенка информации.
Помимо проблем, связанных с социально-экономической ситуацией в современном обществе, в последнее время сохраняется тенденция того, что родители снимают с себя ответственность за воспитание собственных детей, предоставляя школе заботу о их будущем. Часто мы можем слышать от современных родителей следующие фразы: «Вы учитель, вот и решайте эти проблемы». Родители самоустраняются от проблем собственных детей, не осознавая, что на развитие личности ребенка влияют обе стороны. Семейное воспитание способствует обмену
*
го СС
1 1 любви между родителями и детьми, которое не способно в полной мере
Чго
£ ё предоставить образовательное учреждение.
В практике формирования взаимодействия семьи и школы наибо-к ^ лее распространены следующие формы: общие и классные собрания 1 родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, ^ ф лектории, конференции, посещение семей учащихся, распространение ю брошюр с рекомендациями, выставки работ учащихся и т.д. В последнее время активно создаются «Семейные клубы», которые направлены на установление и формирование прочных и доверительных отношений между школой и семьей. Эффективность взаимодействия школы и семьи также невозможна без тесного контакта классных руководителей с родителями.
Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль. «Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа - это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега - ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу» [3].
Необходимо особо отметить, что школа не способна и не должна заменить семью. Ее приоритетная задача состоит в увеличении воспитательного потенциала, создании авторитета семьи путем организации взаимодействия с родителями своих учеников. При взаимодействии «семья - школа» педагоги стремятся повысить уровень педагогических знаний для родителей, консультируют родителей учащихся по возникающим вопросам, оказывают социально-педагогическую помощь семьям, а также совместно разрабатывают пути воспитания учащихся.
Педагогам необходимо убедить родителей, что совместная деятельность способствует укреплению взаимоотношений с детьми, к чему, в конечном счете, стремятся большинство из них. Посещение театра, просмотр телепередач, походы и путешествия - самые простые способы сближения с детьми, которые могут позволить себе все современные семьи [1, с. 41].
Все вышесказанное свидетельствует о том, что первостепенной задачей перед общеобразовательными учреждениями стоит поиск новых идей, методик и методов, которые способствовали бы продуктивному развитию взаимоотношений с родителями учащихся.
общего образования. М., 2011.
о §
Библиографический список
1. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.
2. Кожина М.И. Работа педагогического состава с родителями // Иностран- ^ ные языки в школе. 2006. № 6. С. 13-19. s 5
го
3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. | S
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального о pg
_ о. ч: vo
ш о
О.В. Латыговская
Теоретическое осмысление сущности феномена «начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность детей младшего дошкольного возраста»
Одной из стратегий развития образования в XXI веке является обращенность его к проблемам здоровья, формирования у молодого поколения ценностного отношения к здоровью и готовности к здоровьесберегающему поведению и развитию. Статья носит теоретический характер и посвящена психолого-педагогическому осмыслению сущности феномена «начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность». Автор обосновывает актуальность компетентностного подхода, выделяет составляющие и параметры начальной элементарной здоровьесберегающей компетентности в младшем дошкольном возрасте, а также отмечает ее ключевые компоненты и педагогические условия в образовательном пространстве дошкольных учреждений. Ключевые слова: компетентностью подход, компетентность, ключевые компетентности, начальная элементарная здоровьесберегающая компетентность, субъект здоровьесозидания.
В современном социокультурном пространстве идет тенденция к формированию новой образовательной парадигмы, ориентированной