REFLECTIVE POSITION OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST AS A PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PROBLEM
Alipkhanova Fatima Nadirbekovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University, Grozny, Chechen Republic
Bekova Marina Ruslanovna, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, ingush State University, Magas, ingush Republic
The article discusses the psychological and pedagogical technologies of the formation of a reflexive position in the future educational psychologist in the educational environment of the university, namely such as: projective S workshops, professional ladder, didactic-psychological games. The introduction of which ensured the students' ^ profound mastering of the future profession of a psychologist-teacher, contributed to the analysis and adaptation of the earlier pedagogical experience and reflection of other people's experience. Students have significantly changed for the better the emotional-sensual, interested attitude towards the chosen professional activity, towards X life, have demonstrated directional cognitive activity.
L|J Keywords: reflection; reflexive position; future educationalpsychologist; psychological andpedagogical technologies.
О LU
УДК 378 ВАК РФ 13.00.08
©Алипханова Ф.Н., 2018 ©БековаМ.Р.,2018
< et
Lg
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В статье рассматриваются психолого-педагогические технологии формирования рефлексивной позиции у будущего педагога-психолога в воспитательной среде вуза, а именно такие как: проективные мастерские, профессиональная лестница, дидактико-психологические игры, внедрение которых обеспечило глубокое освоение студентами будущей профессии педагога-психолога, способствовало анализу и адаптации раннее полученному педагогическому опыту и рефлексии чужого опыта. Студенты значительно изменили в лучшую сторону эмоционально-чувственное, заинтересованное отношение к выбранной профессиональной деятельности, к жизни, продемонстрировали направленную познавательную активность.
Ключевые слова: рефлексия;рефлексивная позиция; будущий педагог-психолог; психолого-педагогические технологии.
I
АЛИПХАНОВА Фатима Надирбековна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Теории и технологии социальной работы, Чеченский государственный университет, Грозный, Че ченекая республика
БЕКОВА Марина Руслановна, старший преподаватель, кафедра Педагогики и психологии, Ингушский государственный университет, Магас, Республика Ингушетия
В современных исследованиях понимание рефлексивной позиции коррелируется с формой и видом теоретической деятельности личности, которая направлена на осмысление собственных действий, деятельности самоконтроля, самосознания, раскрывающего специфику духовного мира личности учителя, понимание им оценки своих действий другими. Соответственно, рефлексия как общепризнанный психолого-педагогический феноменом может анализироваться в качестве составляющей профессионально-педагогической позиции будущего педагога-психолога.
Будущий педагог-психолог, обладающий рефлексивной позицией, направлен на самого себя, сосредоточен на себе, идентифицирует себя как самоосознающую личность, становится способным развиваться дальше в профессиональном контексте. А поэтому рефлексивная позиция должна реализовываться в процессе профессиональной подготовки в вузе. И наоборот, профессиональная подготовка эффективно осуществляется и проходит при условии, если студенты производят систематический рефлексивный анализ предыдущего опыта. Таким образом, процесс рефлексии, как желание будущего учителя занять активную позицию по отношению к своей профессиональной деятельности, то есть к себе как к субъекту, позволяет осмыслить и оценить ее результативность и спрогнозировать дальнейшее развитие.
* Статьи Раздела соответствуют отрасли - 13.00.00 Педагогические науки, по которой КАЫТ включен в список рецензируемых журналов ВАК России.
У будущих педагогов-психологов слабо сформировано профессиональное видение избранной специальности, не сформирована система ценностей, характерная для данной специальности, что в итоге и определяет не выраженность у них профессионально значимых качеств. Все это потребовало организацию специально психолого-педагогических условий в воспитательно-образовательной среде вуза.
Формирование рефлексивной позиции будущего педагога-психолога предполагает несколько выходов. Во-первых, систематическое обращение студента к раннее усвоенному опыту профессиональной деятельности, а также анализ чужого опыта деятельности, что потом переносится на осуществление аналогичной деятельности. Во-вторых, в случае, если подобного опыта осуществляемой деятельности не было в прошлом, то студент должен составить план новой будущей деятельности, но выработанный на основе отдельных усвоенных элементов анализа прошлого опыта. Второй вариант позволяет будущему педагогу-психологу выйти на совершенно новую позицию, внешнюю как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности. Данный способ представляет прежние деятельности и опыт в качестве материала анализа, а будущая деятельность - в качестве уже перспективного, предполагаемого объекта, что подтверждает слова Л.М. Мити-ной о том, что рефлексия - это реконструкция в собственном сознании элементов внутреннего мира других людей, то есть понимание их [3].
Рефлексивность и способность к формированию рефлексивной позиции - важные составляющие профессиональной подготовки будущего педагога-психолога. Организуя своих учеников к рефлексии, будущий педагог-психолог должен уметь правильно организовывать и самого себя. С целью развития способности к саморефлексии, формированию рефлексивной позиции, нами были внедрены психолого-педагогические технологии.
Очень важным в формированием рефлексивной позиции у будущего педагога-психолога является работа педагога вуза по пробуждению у студентов интереса не только к содержанию знания по рефлексии, но и к процессуальной стороне формирования рефлексивной позиции, умению ставить и решать познавательные, рефлексивные задачи, овладевать рефлексивными умениями и навыками. Удачу в этом процессе студент может
достичь, если он проявит выдержку, самообладание, самостоятельность, волю и терпение, а также собственную организованность. Задача педагога не в принуждении студентов к учению, а в развитии у них волевого стремления к рефлексивной деятельности, к проявлению способности овладеть собственным поведением, формировать у себя навыки самоконтроля, самоорганизованности ради формирования основных качеств рефлексивной позиции.
"Проективные мастерские". В рамках формирования рефлексивной позиции у студентов нами создавались "Проективные мастерские". За счет предоставления выбора студентами темы, интересной для них в рамках мастерских, обеспечивалось глубокое освоение студентами будущей профессии педагога-психолога. Анализируя работу проективной мастерской, можно прийти к выводу о том, что разработка студентами собственных проектов является-продуктивной, поскольку студенты субъективно адаптируют ранее полученный педагогический опыт и рефлексия чужого опыта (например, своих педагогов вуза) в процессе создания проекта. Основываясь на главных составляющих рефлексивной позиции, студентам были предложены темы проектов. Суть и содержание некоторых защищенных проектов студентов 3 курса, специальности "Специальная психология", входящих в экспериментальную группу.
У. Базаева в рамках проектной мастерской подготовила и защитила собственный проект "Мотивация профессионального выбора студентом-психологом", где указывает, что особенностями студенческого возраста являются: а) появление противоречий и б) разрушение привычных жизненных представлений. При этом акцент расставлен на том, что нужно учитывать отличия в мотивации студентов в зависимости от возраста молодого человека или девушки различных курсов, а также факультетов и специальностей. Автор проекта отмечает, что в переходные, кризисные периоды развития молодежи возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Поэтому мотивы, характерные для данного возраста, выступают в качестве личностной системы и связаны с развитием и самосознанием, и осознанием положения собственного "Я" и самоконтроля в системе формирования профессиональных ориентаций будущего педагога-психолога.
со
1-Н
О си
-О О-
ш <
оэ си
сдмт Г Ё
И. Сайдулаева в авторском проекте "Помощь другим и помощь себе" подчеркивает, что сегодня большое количество молодежи в России стремится получить образование в области психологии и занимается психологической практикой, оказывая помощь людям в разрешении их проблем. В силу ряда политических, экономических и социальных причин, Чеченская республика и Россия в целом переживают различного рода потрясения, которые сказываются на психическом здоровье граждан: алкоголизм, наркомания, рост преступности, склонность к суицидальному поведению. Данная нездоровая обстановка сформировала социальный заказ обеспечения психологической помощью как отдельного человека, так и различные социальные группы, что диктует все более эффективную подготовку будущих педагогов-психологов в республике.
Цель создания авторских студенческих проектов в рамках проективных мастерских - это развитие оказания помощи студентам, будущим психологам, которые находятся в поиске и жаждут самопознания, саморазвития и самореализации в расширении собственных границ и представлений о мире, его разнообразии и уникальности.
Проективные Мастерские - открытая площадка для творческих студентов, которая предоставляет возможность для психологических исследований, открытий в области рефлексивной позиции, обучения, обмена собственным опытом. Девиз проекта "Сплоченность в многообразности!" - отражает ценность и уникальность каждого отдельного студента, независимо от национальности, приверженности к какой-либо религии, конфессии, важность принятия и уважения ценностей других людей. Сплоченность в многообразии решает еще одну задачу формирования рефлексивной позиции будущего педагога-психолога - это создание эффективной коммуникации и межличностных отношений студентов друг с другом, независимо от национальности, социального статуса и конфессиональности. Проективная мастерская по защите авторских проектов обеспечивала продуктивное общение участников педагогического процесса,формировала рефлексивное отношение к самому себе и своей деятельности, освоение основ взаимодействия с другими людьми, коллегами,учениками во время педагогической практики, когда педагог старается понять мысли и чувства своего ученика и когда он оценивает себя глазами этого "другого". Защита проектов рассматривает рефлексию как важный фактор эффективной коммуника-
ции и эффективность формирования межличностных отношений.
"Дидактико-психологические игры". В рамках формирования рефлексивной позиции у студентов проводились также "Дидактико-пси-хологические игры" со студентами-психологами, направленные на мобилизацию компонентов рефлексивной позиции - когнитивно-аналитического, профессионально-аналитического, смыслотворческого и других компонентов. Дидактические игры предусматривали методические подходы к игровой деятельности студентов, использовались различные варианты применения дидактических игр на разных этапах проведения учебных и внеучеб-ных занятий.
В реализации новых ФГОС ВО по психологическим профессиям, дидактическим играм уделяется, к сожалению, не так много внимания. По отдельным учебным дисциплинам объем часов значительно сократился. Вместе с тем, задания творческого характера при подготовке к дидактическим играм приучают будущих педагогов-психологов, студентов к самостоятельной творческой практической работе, способствуют развитию смыслотворческого компонента рефлексивной позиции. Дидактические игры формируют способность у студента концентрироваться на сути и содержании своих мыслей, своих проблем, на способе их разрешения. Игры придают осмысленность деятельности и взаимодействию с другими участниками, формируют умение моделировать свои действия, познание будущим педагогом-психологом себя и своей деятельности, своих сильных и слабых сторон; способность личности в познании своего внутреннего мира и осознании своего места во взаимоотношении с одногруппниками, педагогами, учениками (в процессе практики).
Все начинается со структуры и организации игры.
1. Выбор игры. Здесь происходит отбор содержания материала для игр на основе изучения преподавателем программы дисциплины, тематического плана, методической литературы. Определив игру, педагог четко себе представляет, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.
2. Подготовка игры.
А) Предварительная подготовка студентов к игре. Не все игры содержат этот этап. Задача преподавателя заключается в том, чтобы все студенты понимали, что они должны сделать в
ходе подготовительной работы. Но здесь надо дать больше самостоятельности студентам, поставив проблему. Важно поддержать у студентов высокий тонус в познании.
Б) Подготовка непосредственно перед игрой. Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения (переставить столы, включить музыку, приготовить к использованию ТСО, вывесить схемы, карты, картины); проверить готовность студентов к игре.
3. Ход игры. Чем интереснее и занимательнее игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результат может быть достигнут.
4. Подведение итогов (оценка и поощрение студентов)
Таким образом, дидактико-психологичес-кие игры активно развивают рациональное познание студентов - память, восприятие, знания, умения и навыки, формируют установку и переосмысление личностью прежнего собственного опыта, который отражает проблемно-конфликтные ситуации и пробуждает активное действенное отношение его к "Я" к собственному поведению и общению, а также к осуществляемой деятельности
"ПрофессиональнаяЛестница". Технология "Профессиональная Лестница" позволит студентам построить свою собственную профессиональную лестницу целей и ценностей психолого-педагогического образования из предложенных "ступенек". При этом наиболее важные тезисы встраиваются в нижнюю часть лестницы, где они являются фундаментом, последовательно надстраиваясь менее важными "ступеньками".
Технология "Профессиональная Лестница", рассчитан на 28 часов занятий - 6 теоретических и 6 практических. Профессиональная Лестница понимается нами как необходимые ступеньки: "профессиональное самоопределения", "профориентация" и "профконсультация".
На данном этапе будущий педагог-психолог осознает необходимость проявления рефлексивной позиции, пытается регулировать и контролировать свою собственную жизнедеятельность, осуществляет самоконтроль, самоанализ, самооценку, сопоставляет трудности решения учебных задач со своими возможностями, анализирует причины затруднений в проявлении рефлексии, обращает внимание на развитие способности концентрироваться на сути и содержании своих мыс-
лей, своих проблем, на способе их разрешения; осмыслении деятельность и взаимодействия, на умении проектировать и моделировать действия, познании своего внутреннего мира и осознании своего места во взаимоотношении с учениками; способности интроспективно просматривать и отслеживать ход своей интеллектуальной деятельности.
Именно на этом этапе можно было отметить значительный рост уровня проявления рефлексивной позиции и рефлексивности, повышения качества рефлексивных знаний, высокого уровня ответственного отношения к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.
В процессе исследования определялась эффективность реализации психолого-педагогической технологии формирования рефлексивной позиции у будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки В; вузе.
Таким образом, внедрение психолого-педагогических технологий в процесс формирования рефлексивной позиции у будущего педагога-психолога обеспечивали глубокое освоение студентами будущей профессии педагога-психолога, анализ и адаптация в ранее полученном педагогическом опыте и рефлексии чужого опыта.
Вместе с тем, студенты значительно изменили в лучшую сторону эмоционально-чувственное, заинтересованное отношение к выбранной профессиональной деятельности, к жизни, продемонстрировали направленную познавательную активность. Студенты проявляли потребность в разрешении педагогического сомнения как постоянного и руководящего фактора рефлексии, старались понять мысли и чувства другого человека, демонстрировали сформированное осознание того, как он воспринимается партнерами по общению и т.д.
Литература:
1. Алипханова Ф.Н., Алиева P.P. Рефлексивный подход к воспитанию дисциплинированности курсантов высших военных учебных заведений МВД России // Вестник Социально-педагогического института. - 201 б. - №1 (17). - С. 43-46.
2. Бекова М.Р. Структура и место рефлексивной позиции в профессиональной подготовке будущего педагога-психолога // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2018. -№59-1.-С. 74-77.
3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 2008. - 200 с.
СО
1-Н
О си
-0 Q-
LQ <
ОТ
си
сдмт Г
s