Научная статья на тему 'Психолого-педагогические средства формирования у школьников мотивов к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями'

Психолого-педагогические средства формирования у школьников мотивов к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ИНЖЕНЕРНЫЕ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ / ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИНИ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / SCHOOL CHILDREN / GENERAL EDUCATION ORGANIZATION / MOTIVATION / FORMATION OF INTEREST / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MEANS / ENGINEERING AND HIGH-TECH WORK PROFESSIONS / EXCURSION ACTIVITY / MINI GEOLOGICAL EXPEDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Наталья Григорьевна, Скрипова Надежда Евгеньевна, Селиванова Елена Анатольевна, Ильясов Динаф Фанильевич, Ведерникова Людмила Сергеевна

Раскрываются особенности профориентационной работы со школьниками на примере общеобразовательной организации малого города промышленного региона. Показана специфика педагогической работы по формированию у школьников мотивов к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями. Исходя из понимания возрастных особенностей школьников, определены психолого-педагогические средства, которые предполагают включение материалов о промышленных предприятиях региона в содержание естественно-математических и технологических учебных дисциплин. Изложен опыт реализации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации, основанный на использовании потенциала экскурсионно-познавательной деятельности и мини геологических экспедиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримова Наталья Григорьевна, Скрипова Надежда Евгеньевна, Селиванова Елена Анатольевна, Ильясов Динаф Фанильевич, Ведерникова Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MEANS OF FORMING INTEREST IN ENGINEERING AND HIGH-TECH WORK PROFESSIONS AMONG SCHOOL CHILDREN

The features of the implementation of professional guidance work with school children based on example of the general educational organization of a small city in the industrial region are revealed. The specifics of pedagogical work of forming interest in engineering and high-tech work professions among school children are shown. Proceeding from the understanding of the age characteristics of school children, psychological and pedagogical means are defined, which involve the inclusion of materials about industrial enterprises of the region in the content of mathematical and technological educational disciplines. The experience of implementing extracurricular activities in a general education organization is presented, based on the use of excursion activities and mini geological expeditions.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические средства формирования у школьников мотивов к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями»

УДК 371.315

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ

У ШКОЛЬНИКОВ МОТИВОВ К ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ИНЖЕНЕРНЫМИ

И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМИ РАБОЧИМИ ПРОФЕССИЯМИ

Н.Г. Каримова, Н.Е. Скрипова, Е.А. Селиванова, Д.Ф. Ильясов, Л.С. Ведерникова

Аннотация. Раскрываются особенности профориентационной работы со школьниками на примере общеобразовательной организации малого города промышленного региона. Показана специфика педагогической работы по формированию у школьников мотивов к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями. Исходя из понимания возрастных особенностей школьников, определены психолого-педагогические средства, которые предполагают включение материалов о промышленных предприятиях региона в содержание естественно-математических и технологических учебных дисциплин. Изложен опыт реализации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации, основанный на использовании потенциала экскурсионно-познавательной деятельности и мини геологических экспедиций.

Ключевые слова: школьники, общеобразовательная организация, мотивация, формирование мотивов, психолого-педагогические средства, инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии, экскурсионно-познавательной деятельность, мини геологическая экспедиция.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MEANS OF FORMING

INTEREST IN ENGINEERING AND HIGH-TECH WORK

PROFESSIONS AMONG SCHOOL CHILDREN

N. Karymova, N. Skripova, E. Selivanova, D. Ilyasov, L. Vedernikova

Abstract. The features of the implementation of professional guidance work with school children based on example of the general educational organization of a small city in the industrial region are revealed. The specifics of pedagogical work of forming interest in engineering and high-tech work professions among school children are shown. Proceeding from the understanding of the age characteristics of school children, psychological and pedagogical means are defined, which involve the inclusion of materials about industrial enterprises of the region in the content of mathematical and technological educational disciplines. The experience of implementing extracurricular activities in a general education organization is presented, based on the use of excursion activities and mini geological expeditions.

Keywords: school children, general education organization, motivation, formation of interest, psychological and pedagogical means, engineering and high-tech work professions, excursion activity, mini geological expedition.

В последнее время становится вполне очевидной потребность крупных отечественных предприятий, организаций среднего и малого бизнеса в квалифицированных специалистах инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий. Эта тенденция обусловлена запросами рынка, сопровождающимися переходом российской экономики с экспортной-сырьевой основы на производственно-перерабатывающую. Южный Урал является одним из промышленных центров страны. Отраслевую и корпоративную структуру крупного бизнеса Челябинской области составляют черная металлургия, пищевая промышленность, машиностроение. Обеспечение рабочих мест квалифицированными и подготовленными кадрами для области стоит на одном из первых мест. В этой связи приоритетное внимание к естественно-математическому и технологическому образованию является

характерной особенностью данного

промышленного региона. В образовательной концепции развития естественно-

математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» [4] отмечается, что процесс подготовки

высококвалифицированных кадров для региональной экономики имеет

пролонгированный характер и начинается в общеобразовательной организации. В этой связи обозначим цель статьи - описание психолого-педагогических средств активизации

профориентационной работы в

общеобразовательной организации в части формирования у школьников мотивации к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями и их дальнейшего выбора в качестве дела своей жизни.

Вполне очевидно, что профориентационная работа в школе должна быть выстроена с опорой на классические и современные разработки, проведенные в сегменте профессиональной ориентации молодежи и школьников. В этой связи полезно будет обратиться к работе Е.А. Климова, рассматривающего психологию профессионального самоопределения [3]. Автором раскрываются общие представления о разнотипных профессиях; представлены проекты профессиональных жизненных путей; исследуются вопросы соответствия человека конкретным видам деятельности.

Выстраивая профессиональную ориентацию школьников, полезно ознакомиться с работой Е.В. Балацкого, Н.А. Екимовой, презентующих доктрину высокотехнологичных рабочих мест в российской экономике [1]. В монографии показаны высокотехнологичные профессии, которые будут востребованы и актуальны для российской экономики в XXI веке. Продолжая рассуждения, А.А. Шполянская рассматривает современные высокотехнологичные отрасли, их особенности и условия развития [7].

Говоря о сопровождении самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий можно опираться на исследование Н.И. Исаевой и ее коллег [2], описывающих этапы профессионального самоопределения школьников. В работе показано психологическое сопровождение

профессионального самоопределения,

включающее диагностику, просвещение, консультирование, рефлексию

старшеклассниками своего профессионального выбора. Кроме того, авторами предлагаются тренинговые упражнения, полезные для активных форм работы с обучающимися.

Интересен зарубежный опыт исследователей по профессиональному сопровождению специалистов, к примеру, работа L.S. Gottfredson описывает характер осуществления

профессионального консультирования для сотрудников предприятий [8]. С целью выявления специфики профориентационных мероприятий в разных странах мира можно обратиться к работе A.G. Watts, R.G. Sultana, анализирующих специфику управления карьерой специалистов разных стран [9].

Полезным для осуществления педагогической работы по формированию у школьников мотивов к ознакомлению с рабочими профессиями является исследование одного из авторов данной статьи - Н.Е. Скриповой, презентующей аксиологическую концепцию ориентации школьников на рабочие профессии [6]. Автором отмечается значимость профориентационной

работы, начиная с начального общего образования. Такая пролонгированная работа, по мнению автора монографии, способствует осознанному выбору своей профессиональной траектории у выпускника школы и определяет ценности рабочих профессий.

Именно это исследование было выбрано в качестве методологической основы для построения методики формирования мотивов у школьников к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями. Ее внедрение осуществлялось на базе МОУ средняя общеобразовательная школа № 1 г. Кыштыма Челябинской области.

Важно понимать, что поиск эффективных средств ориентации на инженерные профессии предполагает изучение мотивации обучающихся к овладению соответствующими профессиями, применяемыми формами профориентационной деятельности и приемами мотивирования. Педагогами школы было проведено диагностическое исследование, направленное на изучение ценностного отношения к инженерным и высокотехнологичным рабочим профессиями в 10-11 классах МОУ СОШ № 1 г. Кыштыма. Стоит отметить, что педагоги разработали и апробировали психолого-педагогическую

диагностику сформированности ценностного отношения школьников к инженерным и высокотехнологичным рабочим профессиям, описанную в рамках научно-методического пособия [5]. Психолого-педагогическая диагностика позволила выявить приоритеты профессиональной направленности

старшеклассников (способности,

профессиональные интересы, осведомлённость об инженерных и высокотехнологичных профессиях г. Кыштыма). Результаты диагностики показали, что ученики 11 класса демонстрируют технические и гуманитарные способности в равной мере по 50%, а учащиеся 10 класса проявляют технические способности в 80% случаев. Однако анализ профессиональных интересов обучающихся обнаружил, что только 40% старшеклассников проявляют интересы, связанные с инженерными профессиями. Среди предпочтительных выборов старшеклассников были профессии, связанные с юридическим, экономическим, педагогическим профилем; инженерные специальности стояли на четвертом месте. Что касается осведомленности выпускников о промышленной специфике региона, запросах в рабочих кадрах на рынке труда, то она оказалась на уровне ниже среднего. Выше отмеченное указывает, что большинство выпускников имеют способности к техническим наукам, но предпочитают гуманитарные

специальности, которые менее востребованы в г. Кыштыме и других городах Челябинской области.

Таким образом, вполне очевиден вывод о необходимости широкого информирования старшеклассников о стратегиях выбора профессии, механизмах формирования рынка труда. Важно вырабатывать у школьников навыки анализа рыночной ситуации своего региона и собственных способностей. Иными словами, целесообразно определить

педагогические средства формирования мотивов у школьников к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями.

Для эффективного формирования мотивов у школьников к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями должна быть выстроена работа на каждом уровне образовательного процесса. При этом важно учитывать возрастные особенности школьников: ведущую деятельность и новообразования каждого возраста. Несмотря на то, что профессиональные интересы и самоопределение являются ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте, невсегда старшеклассники могут определиться с выбором профессии. В этой связи профориентационную деятельность необходимо начинать на уровне начального общего образования. В начальной школе необходимо развивать у детей уважительное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества. Это можно делать через развитие интереса к миру профессий на уроках, во внеурочной деятельности, внешкольных ситуациях (например, помощь родителям по дому).

В основной школе важно формировать у подростков профессиональные предпочтения, исходя из осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе (5-7 класс). Далее развивать эту работу через определение школьниками личностного смысла в выборе направления профессионального образования (8 - 9 класс).

В средней школе (10 — 11 класс) внимание важно уделить формированию значимых для профессионального самоопределения

компетентностей. На этом этапе осуществляется коррекция и реализация образовательно-профессиональных планов, в том числе углубленное изучение дисциплин профильного уровня, осознание и выбор способов оценки своих образовательных достижений.

При осуществлении ознакомления обучающихся с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями

важно понимать, что данный процесс не обязательно предполагает выбор в дальнейшем технической специальности. Такая деятельность важна, прежде всего, для формирования ценностного отношения к рабочим профессиям, востребованным на Южном Урале и в других регионах страны. Причем акцент делается не только на ознакомление с основными трудовыми функциями специалиста, но и на изучение другой стороны профессии - гарантированные государством льготы, досуговая деятельность работников, возможность саморазвития и реализации (участие в конкурсах, фестивалях) и пр.

Как ранее было отмечено, деятельность учителя в области профориентации обучающихся начинается в начальной школе. Целью этой деятельности является развитие у детей младшего школьного возраста понимания роли труда в жизни человека, расширение интереса к миру профессий и обогащение представлений ребёнка о профессиях. Наиболее эффективными средствами профориентационной работы с младшими школьниками является включение в процесс обучения информации о профессиях, которая непосредственно передается школьникам от учителя в форме тематических бесед о профессиях, экскурсий на предприятия родного города, работы с иллюстрациями и языковым материалом учебников на уроках чтения, русского языка, математики. Это служит наиболее ценным ориентиром для школьников в последующем выборе профессии. При правильно организованной учителем работе каждый учебный предмет способствует решению задач профориентации. Важно понимать, что учебник является необходимым путеводителем для школьника в мире профессий. Решая задачи по математике, дети знакомятся с разнообразием профессий (продавец, водитель, агроном, врач, швея, строитель, инженер, лётчик). Нередко в задачах упоминается о строительстве дома, ремонте комнаты, работе в саду, в огороде, что тоже обогащает знания школьника о труде специалистов. В программном материале по предмету «Окружающий мир» идет изучение таких тем, как «Как трудились в городах», «Здоровье человека», «Кто работает на транспорте». На уроках русского языка при проведении словарной работы можно использовать слова, связанные с профессиями. На уроках развития речи ученики могут выступать в роли журналиста, собирать информацию о профессиях родителей своих одноклассников и затем писать сочинение на темы «Такие разные профессии» или «Все работы хороши».

Обучающиеся подросткового и старшего школьного возраста на уроках физики, математики, химии, истории, технологии приобретают более глубокие знания, необходимые для освоения инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий. Проводя лабораторные опыты, решая задачи по физике, изучая географию области, школьники расширяют свое представление о профессиях, актуальных для региона. Так в МОУ СОШ № 1 г. Кыштыма ряд задач по математике и экономике конструируется с использованием материалов о промышленных предприятиях города. Уроки химии проводятся по принципу популяризации науки: учащиеся смотрят интересные видеоролики по теме, знакомятся с исследованиями в области химии и их пользе для человека. Успех профессиональной ориентации на уроках во многом зависит от творческого подхода учителя к организации урока, умения связать профориентационный материал с программным материалом и реальной жизнью.

Большая роль в формировании у школьников мотивов к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями отводится внеурочной деятельности. Школа тесно сотрудничает с предприятиями и образовательными организациями г. Кыштыма (ПАО «Радиозавод», ОАО «Кыштымский горнообогатительный комбинат», ОТИ НИЯУ МИФИ и др.). Это позволяет организовывать экскурсии на предприятия, вузы, геологические экспедиции, где школьники знакомятся с рабочими и инженерными профессиями. Так в 2016 году учащиеся начальной школы побывали на экскурсии ООО «Фламе» - «Кыштымский трикотаж», познакомившись с технологией производства трикотажа на разных этапах. Школьники были активными наблюдателями технологических процессов изготовления одежды, которую многие из них и сами носят.

Подростки же на большинстве экскурсий переходили из позиции наблюдателя в позицию деятеля. Учащиеся 6 - 8 классов совершили мини геологическую экспедицию в поселок Слюдорудник - район с богатейшей геологической историей и действующим современным предприятием по добыче и обогащению кварца. Цель экспедиции заключалась в изучении кварцевой жилы № 175. Экспедиции предшествовала предварительная подготовка: учащиеся разрабатывали

геологический маршрут, проводили описание пород и минералов, учились читать геологические карты и разрезы, наблюдать за современными геологическими явлениями, работать с научно-популярной литературой,

справочниками, определителями, осваивать способы ориентирования на местности, знать и соблюдать технику безопасности.

Таким образом, в рамках формирования мотивов у школьников к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями активно задействована экскурсионно-познавательная деятельность.

Экскурсия подростков и старшеклассников Кыштымской школы на предприятие «Русский кварц» сопровождалась исторической справкой о предприятии, виртуальном ознакомлении с деятельностью цехов, посещением в малых группах минералогической и химической лаборатории. Другая экскурсия - на радиозавод начиналась с посещения музея завода, где также происходило знакомство школьников с историей завода, структурой деятельности того или иного специалиста. На втором этапе было посещение цехов завода, где школьники изучали условия работы, современное оборудование, процесс изготовления продукции. Помимо экскурсий на производственные предприятия, рекомендуется организовать посещения организаций высшего профессионального образования.

Профориентационные экскурсии в

образовательные организации могут быть ценными для старшеклассников, которые стоят на пороге выбора учебного заведения и будущей профессии. Так, школьники 10 — 11 классов побывали на экскурсиях в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», филиал в г. Озерске, ближе познакомившись с профессиями инженера, химика-ядерщика, физика. Школьники изучали проекты студентов, участвующих в международных конкурсах, работали на тренажерах по сварке. Кроме того, школа имеет опыт проведения экскурсий на кафедру геологии ЧГ ПУ (школьный профильный лагерь), участия в мастер-классах в химическом лицее г. Казани (участие в заключительном этапе олимпиады УРФО).

Для закрепления полученной на экскурсиях информации важно организовать рефлексивную деятельность школьников. Изучение и закрепление эффекта экскурсии можно реализовать различными способами. Школьники могут сделать рисунок, коллаж, статью или видеорепортаж по материалам экскурсии. Так, младшие школьники организовали выставку рисунков и поделок после посещения ООО «Кыштымский трикотаж». Подростки презентовали доклады, стенгазеты, научные отчеты после посещения экскурсии и проведения экспедиции. Примечательно, что статья «По заводским цехам» десятиклассницы Кыштымской

школы была опубликована в городской «Тин-газете» в марте 2017 года. Кроме того, Кыштымская телерадиокомпания подготовила сюжет в рамках проекта «Наше время», побывав на экскурсии с одной из групп школьников.

Таким образом, психолого-педагогическими средствами формирования у школьников мотивов к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями являются традиционные уроки в начальной школе, включающие акцентирование внимания школьников на рабочих профессиях. Значительным потенциалом для этого обладают уроки естественно-математических и

технологических дисциплин в основной и средней школе, которые предполагают включение материалов о промышленных предприятиях региона. Кроме того, большими возможностями обладают познавательные экскурсии на предприятия города и организации высшего профессионального образования, мини

геологические экспедиции. Важно выстраивать данную профориентационную деятельность с учетом возрастных особенностей обучающихся, основываясь на принципах системности и пролонгированности.

Основная задача формирования у школьников мотивов к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями -раскрыть разные грани таких профессий: не только рассказать о трудовых функциях работника, но и показать место его работы, условия обучения, познакомить с современным оборудованием и досугом специалиста. Когда учащиеся, начиная с младшего школьного возраста, знакомятся в разных формах с миром профессий через игры, учебные задания, обсуждения, проекты, они начинают не только осознано выстраивать свой профессиональный маршрут в старшем школьном возрасте, но и уважительно относиться как к людям труда, так и продуктам их деятельности.

Литература:

1. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Доктрина высокотехнологичных рабочих мест в российской экономике: монография / Е.В. Балацкий, Н.А. Екимова. - М.: Эдитус, 2013. - 124 с.

2. Исаева Н.И., Ерошенкова Е.И., Кролевецкая Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий [Электронный ресурс] / Н.И. Исаева, Е.И. Ерошенкова, Е.Н. Кролевецкая // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5. - Режим доступа: http://www.srience-education.ru/ru/artide/view?id =7015

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М., Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

4. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»; сост. Е.А. Коузова, Е.А. Тюрина и др. - Челябинск, 2014. - 88 с.

5. Психолого-педагогическая диагностика

сформированное™ ценностного отношения школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии; сост. Д.Ф. Ильясов, Н.Г. Каримова, Е.А. Селиванова и др. Челябинск: ЧИППКРО, 2016. -48 с.

6. Скрипова Н.Е. Психолого-педагогические детерминанты ориентации школьников на рабочие профессии: монография / Н.Е. Скрипова. - Челябинск: Изд-во «Полиграф-Мастер», 2015. - 221 с.

7. Шполянская А.А. Высокотехнологичные отрасли: определение и условия развития / А.А. Шполянская // Молодой ученый. - 2015. - № 22. - С. 518-522.

8. Gottfredson L.S. Using Gottfredson's Theory of Circumscription and Compromise in Career Guidance and Counseling, 2004. - Р. 57.

9. Watts A.G., Sultana R.G. Career Guidance Policies in 37 Countries: Contrasts and Common Themes International Journal for Educational and Vocational Guidance, 2004, Volume 4, Issue 2-3. - Pp. 105-122.

Сведения об авторах:

Каримова Наталья Григорьевна (г. Кыштым, Россия), директор МОУ СОШ № 1 г. Кыштыма, email: sosh1@edu.kyshtym.org

Скрипова Надежда Евгеньевна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: metod-08@mail.ru

Селиванова Елена Анатольевна (г. Челябинск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: sel_lena@mail.ru

Ильясов Динаф Фанильевич (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, e-mail: metod-08@mail.ru

Ведерникова Людмила Сергеевна (г. Кыштым, Россия), заместитель директора по учебной работе МОУ сОш №1 г. Кыштыма, e-mail: lsv-95@mail.ru

Data about the authors:

N. Karymova (Kyshtym, Russia), Director of Secondary School № 1, e-mail: sosh1@edu.kyshtym.org

N. Skripova (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, assistant professor, Head of the Department of Primary Education, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: nscripova@mail.ru

E. Selivanova (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: sel_lena@mail.ru

D. Ilyasov (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, e-mail: metod-08@mail.ru

L. Vedernikova (Kyshtym, Russia), Deputy Director of Secondary School № 1, e-mail: lsv-95@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.