Научная статья на тему 'Психолого-педагогические проблемы работы офицера по укреплению воинской дисциплины'

Психолого-педагогические проблемы работы офицера по укреплению воинской дисциплины Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
968
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / ВОИНСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / SOLDIERLY DISCIPLINE / SOLDIERLY BEHAVIOR / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликов Александр Юрьевич

В статье рассматриваются основные направления укрепления воинской дисциплины в курсантских подразделениях военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main areas in soldierly discipline consolidation in student elements of a military institution of higher education are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические проблемы работы офицера по укреплению воинской дисциплины»

- подготовка к самостоятельному, индивидуальному уходу, независимому образу жизни и т.д.

Актуальными на наш взгляд являются следующие основные направления, по которым должны реализовываться многоаспектные реабилитационные мероприятия:

- предупреждение прогрессирования патологического процесса;

- восстановление и развитие личности;

- активное развитие различных видов детской деятельности;

- обеспечение возможности для постоянной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду нормативно развивающихся сверстников.

Таким образом, «особый» ребенок не пассивный объект социальной, педагогической и психологической помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве.

Библиографический список

1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001. -192 с.

2. Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы реабилитации инвалидов: Учеб. пос. - Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999. - 88 с.

3. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2004. - 400 с.

4. Технологии социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. -400 с.

5. Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2002. - 340 с.

6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. - №>48. - С. 45-63.

УДК 159.9:316.6

Куликов Александр Юрьевич

Военный финансово-экономический институт Военного университета, г. Ярославль

kayur2008@list.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ ОФИЦЕРА ПО УКРЕПЛЕНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В статье рассматриваются основные направления укрепления воинской дисциплины в курсантских подразделениях военного вуза.

Ключевые слова: воинская дисциплина, воинское поведение, мотивация

В Дисциплинарном уставе дано определение, которым пользуются в Вооруженных силах: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)» [14, с. 219]. Смысл этого определения прост: законы, уставы и приказы командира надо соблюдать. Соблюдение законов - это законопослушное поведение. Соблюдение уставов - это уставное поведение. Соблюдение порядка, установленного приказом командира, - это подчинение.

Все эти виды поведения можно объединить, представив его как нормативное, или правилосообразное поведение, поскольку законы и уставы содержат определенные нормы (правила). Для того чтобы строить поведение с учетом нормы,

нужна, прежде всего, сама норма. Если для той или иной ситуации конкретной нормы нет или человек о ней не знает, то он может действовать на основании оценки сложившейся обстановки и из целей и потребностей этого человека и других людей, такое поведение будет называться целесообразным, т.е. отвечающим целям совместной деятельности.

Таким образом, воинское поведение может планироваться и осуществляться как правилосообразное и как целесообразное. Нормы делятся на формальные и неформальные. Нормы действуют в системе отношений «человек - человек» и «человек - социальный предмет». Усвоение норм предполагает формирование знаний и умений, мотивации в форме желания или чувства необходимости подчинения соответствующей норме.

Основы воинской дисциплины указаны в ст. 2 Дисциплинарного устава: «Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу» [14, с. 219]. Эта статья утверждает, что военнослужащие будут соблюдать законы и уставы тогда, когда они: проникнутся сознанием воинского долга; прочувствуют свою ответственность за защиту Отечества; будут преданны своему народу. Эти факторы с точки зрения психологии и являются мотивами законопослушного поведения военнослужащих.

Воинское поведение в повседневных условиях службы дисциплинируется более простыми мотивами. В ст. 4 Дисциплинарного устава говорится о том, что высокая воинская дисциплина достигается воспитанием у военнослужащих сознательного повиновения командирам (начальникам) [14, с. 219]. Воинская дисциплина будет прочной тогда, когда будет опираться и на свои собственные мотивы. Эти мотивы вытекают из понимания ценности и необходимости закона, устава, порядка. Мотивы воинской дисциплины относятся к категории высших мотивов и предполагают достаточно высокое эмоционально-нравственное развитие личности.

Предпринимаемые командиром попытки рационально аргументировать необходимость соблюдения уставных норм порой воспринимаются подчиненными с недоверием и подозрительностью. Они приписывают своему начальнику эгоистическую заинтересованность в уставном порядке, видя в нем для себя только дополнительные тяготы. Для контроля за состоянием воинской дисциплины разрабатывается система непрерывного действенного сопровождения военнослужащих в течение полного суточного цикла. Ключевое звено, придающее этой системе непрерывный характер, это дежурная служба - от подразделения до вуза.

Надежная дисциплина, порядок в подразделении являются результатом общих усилий: каждого военнослужащего в отдельности и суточного наряда, коллектива в целом и его общественных организаций, помощников и заместителей командира. При опросе курсанты отметили низкий контроль суточного наряда (дежурный по роте и дневальные) за состоянием воинской дисциплины, по пятибалльной шкале их роль в предупрежде-

нии нарушений оценена на 2,8 и 1,5 соответственно. Каждый, кто понимает и ценит дисциплину, должен вносить свой вклад в ее обеспечение.

Подкрепление дисциплины. Нормы предназначены для ситуаций, где отсутствуют очевидные связи между действиями и их результатами, где негативные последствия определенных поступков не наступают немедленно. Поэтому необходимо искусственное подкрепление нормативного поведения (высокая оценка, поощрение). Даже сон часового на посту не всегда сопровождается нападением на охраняемый объект, пожаром или другим происшествием, но от этого он не становится незначительным проступком.

Дисциплинированное поведение мотивируется не сиюминутными потребностями, а порядком, создаваемым и поддерживаемым общими усилиями людей, организованностью, управляемостью, безопасностью. Таким образом, основной рабочий мотив дисциплины - это ценность порядка, привычка к порядку.

Дисциплинированное поведение военнослужащих может быть следствием ряда вспомогательных мотивов: межличностной идентификации и избегания санкций.

Идентификация представляет собой подражание родителям, командирам, товарищам, их конкретным поступкам, манерам или общему стилю поведения.

Распространенной разновидностью мотивов является избегание санкций - взысканий, наказаний, других социальных реакций. В подобных случаях играют свою роль так называемые регулирующие или контролирующие чувства: страх, стыд, вина. Они выполняют дисциплинарную функцию при условии, что возникают с опережением, в процессе прогнозирования и оценки последствий вероятного поступка.

Нередко страх перед наказанием вызывает изобретательность, хитрость, скрытность, изощренность в осуществлении запретного.

Наконец, дисциплинированное поведение может быть вызвано ложным мотивом: нормативное действие является средством, своеобразной жертвой, которая расчетливо приносится ради определенной эгоистической цели, маскирует недисциплинированность.

Таким образом, психологические основы дисциплины обретают личностный характер и становятся дисциплинированностью - устойчивой чертой личности военнослужащего, комплексом

познавательных, мотивационных и характерологических структур.

Специфика военной службы заключается в том, что ее нормы и законы затрагивают самые главные ценности человека - его жизнь и здоровье. Именно дисциплина становится критической точкой в боевой подготовленности курсанта.

Таким образом, адекватным содержанием дисциплинарной мотивации является уважение к закону, морали, системе управления и учреждениям, предназначенным для обеспечения справедливости и порядка в Вооруженных силах и в стране в целом. Принятие всех этих нормативных систем - необходимое условие развития дисциплинарной мотивации.

Ключевым звеном психологического механизма дисциплины курсантского подразделения является деятельность командира. Только он в полном объеме отвечает за состояние дисциплины в подчиненном подразделении.

Искусство дисциплинарного управления -это умение реализовывать все дисциплинарные функции, как организаторские, так и педагогические. Для опытного командира данные функции являются органичными, и у него не возникает трудностей в их реализации. Однако нередко молодые офицеры занимают позицию стороннего наблюдателя, ограничиваются ссылками на «недобросовестность», «медлительность», «нежелание служить», «невоспитанность» и другие, личностно обусловленные мотивы поведения подчиненных. Нередко причины неудовлетворительного состояния дисциплины в подчиненном подразделении «ищут» в противоречиях руководящих документов, подгоняя факты под оценки.

Анализ результатов проведенных исследований показывает, что в подразделениях, где командиры отгораживаются от курсанта официальной инструкцией, постепенно, месяц за месяцем, тает доверие к командирам, надежда на доброго и отзывчивого начальника, способного их понять (более половины опрошенных курсантов заявляют о разочаровании в человеческих качествах своих командиров), у них остаётся надежда только на себя и своих товарищей, которые подстрахуют в трудную минуту. Иногда, как отмечают в анкетах курсанты, они вынуждены обращаться за помощью к курсантам-нарушителям, так как не могут законным путем удовлетворить какую-то свою потребность, а командир даже не пытается вникнуть в проблему. Так формируется зависи-

мость от нарушителей дисциплины даже потенциально дисциплинированных курсантов и происходит включение их в систему круговой поруки.

С одной стороны, своевременное и полное устранение последствий недисциплинированности очень важно. Необходимо раскрыть обстоятельства совершенного проступка, найти виновного, тщательно разобраться, что именно он сделал, когда и при каких обстоятельствах какое уставное требование нарушил. Нужно оценить, в каком состоянии (настроении) был курсант, степень и форму вины (умысел, неосторожность, непреодолимые курсантом обстоятельства). Всю эту работу следует сделать достаточно быстро, потому что чрезмерно отсроченное дисциплинарное или иное воздействие малодейственно с точки зрения воспитательного эффекта как для нарушителя, так и для коллектива.

С другой стороны, возможна некоторая отсро-ченность наказания (в Уставе рекомендовано от одних до десяти суток), которая позволяет в условиях функционирования здорового коллектива подготовить соответствующее общественное мнение, а нарушителю самостоятельно осознать степень социальной опасности своего проступка.

По-видимому, можно говорить о существующей прямой зависимости между серьезностью проступка военнослужащего и сроком разбирательства и отсрочки применения наказания. В благополучных с точки зрения дисциплины подразделениях существует определенная система применения взысканий по нарастающей. Командир должен с величайшей осторожностью накладывать на курсанта первое взыскание. Для курсанта отсутствие в служебной карточке взысканий является мощным стимулом для недопущения нарушений дисциплины, и наоборот, их большое количество формирует безразличие.

Не во всяких условиях молодой человек может реализовать свои дисциплинарные намерения. И, значит, чем больше порядка во всем, что окружает курсанта, чем благоприятнее материально-технические условия службы и быта, чем меньше всего того, что мешает соблюдать правовые, нравственные и уставные нормы, тем выше дисциплина, тем прочнее навыки и привычки дисциплинированности.

Деятельность по укреплению воинской дисциплины опирается на фактический уровень дисциплинированности подчиненных. Никто не начинает заниматься укреплением воинской дис-

циплины с нулевого уровня. Оценить уровень дисциплины необходимо с точки зрения количества и динамики, а также персональной оценки личного состава. При оценке состояния дисциплины в подразделении следует составить ранжированный список курсантов-нарушителей воинской дисциплины, дифференцированно отметив уровень отрицания воинского порядка каждым из них.

В деятельности командира по укреплению дисциплины важное место занимает его служебное общение с нарушителями воинской дисциплины, с учетом характеристики подчиненных и социально-психологических причин нарушений дисциплины.

Дисциплинарный стиль начальника. Основой стиля начальника является выделение ведущего фактора, который предопределяет его тактику в решении задач по укреплению дисциплины.

На основе анализа работ разных авторов [см. 3; 7; 10; 15] можно выделить четыре дисциплинарных стиля: организаторско-технократический, демократическо-педагогический, оперативно-силовой, системный.

Организаторско-технократический стиль. Главным фактором дисциплины считается четкая организация деятельности подразделения, ее всесторонняя обеспеченность. Утопичная надежда на всепродуманность.

Демократическо-педагогический стиль - акцент на индивидуальную и групповую дисциплину подчиненных. В лучших своих формах этот стиль сводится к опоре на личность и коллектив, к способности людей делать правильный нравственный выбор. В худших же случаях он вырождается в малоэффективное морализаторство, бесконечные разносы, упреки и недовольство подчиненными.

Оперативно-силовой стиль означает опору начальника на себя, на свои собственные силы, на предоставленную ему власть, на требовательность, контроль, строгость. Для повседневной деятельности характерны тенденции лично вникать во все мелочи службы и сосредоточивать все решения в своих руках. Данный стиль дает определенные результаты, но достаточно начальнику отлучиться на более или менее продолжительное время, например, уйти в отпуск, как дисциплинарный механизм расстраивается.

Системный стиль означает, что руководитель стремится и часто умеет учитывать все дисциплинарные факторы, порой он мало отличается от случаев, в которых стиль не выражен.

Личная примерность командира. Дисциплина подразделения начинается с дисциплины командира, поэтому всякое дисциплинарное мероприятие разумно начинать с себя. Курсанту с первого курса необходимо сформировать в своем сознании образ дисциплинированного военнослужащего.

Личная дисциплинированность командира имеет две составляющие. Первая - это безукоризненное соблюдение общих обязанностей военнослужащих, то есть тех дисциплинарных норм, которые в равной степени относятся ко всем -и начальникам, и подчиненным. Вторая - это дисциплина власти, которая означает недопущение каких-либо злоупотреблений предоставленной властью, законность и справедливость требований, предъявляемых подчиненным. Правильно поставленная задача для подчиненных предполагает умение командира становиться на точку зрения исполнителя (искусство децентрации).

Таким образом, деятельность командира по укреплению дисциплины предполагает глубокие знания общевоинских уставов и закономерностей, которым подчиняется нормативно регулируемое поведение людей.

Библиографический список

1. Военная психология и педагогика: Уч. пос. / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г Лаптева, В.Г Михайловского. - М.: Совершенство, 1998. - 384 с.

2. Дерепко С.А., Желтобрюх С.П. Формирование профессионального менталитета у курсантов военно-учебных заведений. - Ярославль: ЯВФЭИ, 2003.

3. Доценко В. Т Психологические условия деятельности офицерского состава по укреплению воинской дисциплины на кораблях флота: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997.

4. Емелин А.И. Общение в деятельности военного финансиста: Уч.-метод. пос. - Ярославль: ЯФВФЭУ 2000. - 92 с.

5. Емелин А.И., КуликовА.Ю. Психология и педагогика: Уч. пос. для слушателей и курсантов военных экономических вузов: В 2-х ч. - Ярославль: ЯВФЭИ, 2003.

6. Емелин А.И., КуликовА.Ю., МатьяновВ.П. Психологические основы взаимоотношений и взаимопонимания в курсантских коллективах. -Ярославль: ЯВВФУ, 1997. - 88 с.

7. Емелин А.И., Куликов А.Ю. Психолого-пе-дагогические проблемы укрепления воинской

дисциплины в курсантских подразделениях вву-за: Монография. - Ярославль: ЯВФЭИ, 2007. -149 с.

8. ЕмелинА.И., ЧерновВ.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск: Уч. пос. - Ярославль: ЯФВФЭУ, 2001. - 144 с.

9. Изместьев П.И. Из области военной психологии. - 3 изд., доп. - Варшава, 1911.

10. КитовА.И. Психология воинской дисциплины. - М.: ВПА, 1969.

11. Корф Н.А. О воспитании воли военачальников. - СПб., 1906.

12. Коупленд Н. Психология солдата. - М.: Воениздат, 1991.

13. Крук В.М. К истории изучения неуставных взаимоотношений // Матер. 3 науч. конф. по советской военной психологии. - М.: ВПА, 1991.

14. Общевоинские уставы. - М.: Воениздат, 2008. - 592 с.

15. Утлик Э.П. Основы психологической теории дисциплинарных систем: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1996.

16. Утлик Э.П. Психология дисциплины. - М.: ГАВС, 1992. - С. 30.

УДК 355:37

Емелин Александр Иванович

Военный финансово-экономический институт Военного университета, г. Ярославль

alesha.afanasov@mail.ru

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИ ПЕРЕВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ ВВУЗА

В статье представлен психолого-педагогический подход к проблеме укрепления воинской дисциплины как сложного многопланового явления.

Ключевые слова: воинская дисциплина, воспитание, перевоспитание, педагогические методы.

Полная картина всей совокупности явлений и причинно-следственных отношений, всесторонне отражающих проблему воинской дисциплины и деятельности по ее укреплению, предполагает межпредметный подход. Научные представления о дисциплине подвержены постоянным трансформациям.

Психолого-педагогический подход к проблеме укрепления воинской дисциплины предполагает, что она рассматривается как сложное многоплановое явление.

1. Дисциплина - это величайшая, не всеми еще, к сожалению, осознанная человеческая ценность, достижением которой гордятся народы, страны, армии, большие и малые организации в обществе, небольшие коллективы и отдельные личности. Подлинная дисциплина - это сквозная составляющая человеческой культуры, демократичности общества, его действительной социальности (коллективизма).

2. Дисциплина является динамичным результатом комплекса специфических действий и неспецифических социальных и экономических условий, для чего необходима непрерывная работа соответствующих социальных институтов.

3. Дисциплинарная проблематика имеет как общую, так и узкоспециальную составляющие.

4. Психологической основой дисциплины является комплекс следующих факторов: а) индивидуальная дисциплинированность всех военнослужащих; б) групповая дисциплинированность воинских подразделений; в) дисциплинарное искусство руководителей и офицеров-воспитателей, выраженное в надлежащем качестве выполнения дисциплинарных функций.

5. Главным в содержании психологических основ дисциплины являются законы, уставы, нормы и принципы морали, предназначенные для регулирования воинской деятельности, быта и общения военнослужащих. В свою очередь, требования этих норм должны учитывать психологию человека и группы.

6. Интегральным свойством воинского подразделения, в котором выражается его способность выполнять функцию дисциплинирования, принято называть уставным воинским порядком.

При системном подходе может быть представлена исчерпывающая модель дисциплины воинского подразделения и система методов достижения требуемого состояния. Основными элемен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.