Научная статья на тему 'Психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций у детей'

Психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций у детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / INTERACTION / LIFE COMPETENCES / INDIVIDUAL PROGRAM / COMPETENCES / COMMUNICATIVE FUNCTION / SOCIAL PRACTICE / EMOTIONAL AND VOLITIONAL REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолонская Анна Николаевна

В статье рассматриваются психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций у детей. Проводится мысль о том, что методическое обеспечение формирования жизненных компетенций у детей должно быть направлено на формирование умения конструктивно действовать, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолонская Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological and pedagogic approaches for the methodological support of the children’s life competences formation

In the article, the psychological and pedagogic approaches for the methodological support of the children’s life competences formation are considered. It is suggested that the methodological support of the children’s life competences should be directed to the formation of the ability to operate constructively, to development of the early forms of the cognitive and personal reflection

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций у детей»

Психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций...

УДК 159.9:316.6

Смолонская Анна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

sergiusav@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ

В статье рассматриваются психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций у детей. Проводится мысль о том, что методическое обеспечение формирования жизненных компетенций у детей должно быть направлено на формирование умения конструктивно действовать, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Ключевые слова: взаимодействие, жизненные компетенции, индивидуальная программа, компетенции, коммуникативная функция, социальная практика, эмоционально-волевая регуляция.

На современном этапе совершенствования образования возникает потребность не только обобщать локальный опыт работы по отдельным направлениям воспитания детей, но и выстраивать целостный процесс формирования компетенций, данный аспект позволил нам сконцентрировать внимание на методическом обеспечении, формирования жизненных компетенций с учетом сохранения самоценности индивидуально-личностного развития детей.

В научной и методической литературе (Т.Ю. Ан-дрющенко, А.И. Захаров, Т.Н. Доронова, Р.В. Ов-чарова, А.М. Прихожан, Н.В. Самоукина, В. Слот, Х. Спаниярд, О. Хухлаева, Т.А. Шорыгина, Т.И. Шульга, и др.) представлен разнообразный психолого-педагогического опыт развивающей и воспитательной работы с детьми: расширение разноуровневых и разнонаправленных социальных контактов, развитие практической культуры личности, включение в социальные практики [1; 2; 3; 4].

В связи с этим, определены следующие направления деятельности: а) комплексное исследование развития компетенций, умений, навыков познавательной деятельности, социальной, коммуникативной сферы, наблюдение за динамикой психического развития, выстраивание психолого-педагогического прогноза; б) формирование жизненных компетенций с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей ребенка, обеспечение устойчивой мотивации в различных видах деятельности; в) активное взаимодействие участников воспитательного процесса.

Комплексное исследование развития компетенций, умений, навыков познавательной деятельности, социальной, коммуникативной сферы, наблюдение за динамикой психического развития, выстраивание психолого-педагогического прогноза - преследует цель уточнения оценки уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, адекватности в типичной жизненной ситуации, соответствие его возрасту коммуникативной, познавательной, регуляторной, эмоционально-аффективной сфер; оценка ресурсных возможностей, в том числе его активность в различных видах деятельности; оценка социально-эмоциональной

адаптации в детском сообществе за счет пролонгированного наблюдения за ребенком; анализ влияния факторов ближайшего окружения.

Кроме того, формирование жизненных компетенций с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей ребенка, предполагает обеспечение у него устойчивой мотивации в различных видах деятельности.

Приведем пример индивидуальной программы развития жизненных компетенций ребенка младшего школьного возраста.

Задачи индивидуальной программы: развитие способности понимания собственных эмоциональных состояний, контроля и управления ими; снижение уровня тревожности, беспокойства; помощь в осознании своего реального «Я», оптимизация самооценки, формирование навыков анализа и оценки собственных действий, поведения; обучение навыкам релаксации, снятия излишнего мышечного напряжения.

Психолого-педагогическая поддержка детей рассматривается как процесс и особый вид педагогической деятельности, направленной на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование [6, с. 60].

Основные направления психолого-педагогической поддержки:

1. Развитие произвольности. В эмоциональной сфере формировались следующие умения: произвольно направлять свое внимание на собственные эмоциональные переживания; различать и сравнивать различные эмоциональные переживания, давать им названия; подражательно и произвольно воспроизводить или демонстрировать эмоции.

В сфере общения: улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; сопереживать и отвечать адекватными чувствами.

В поведении: определять конкретные цели своих поступков; искать и находить средства достижения целей, вырабатывать способы поведения, а также предвидеть конечный результат; адекватно относиться к оценкам и мнениям других людей.

2. Снижение агрессивности, тревоги, страхов. Результаты реализации развития личностно-

© Смолонская А.Н., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4

29

го потенциала, полученные по индивидуальной программе, впоследствии адаптируются для совершенствования групповых форм работы и разработки занятий формирования операционально-технологических компетенций младших школьников.

Задачи формирования жизненных компетенций: формирование навыков общения в различных жизненных ситуациях, толерантности к партнерам в ситуациях разногласий с ними; развитие способности к отражению и пониманию эмоциональных состояний других людей; коррекция отдельных личностных особенностей, поведения, настроения; формирование навыков взаимодействия с партнерами в различных видах (учебной и внеучебной) деятельности; обучение навыкам оценки результатов совместной деятельности и своего вклада; совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.

Основные средства и методы реализации проекта формирования жизненных компетенций: упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); игры с правилами (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые); творческие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации); беседы; подготовка и разыгрывание этюдов, их обсуждение, разбор и анализ; импровизации (индивидуальные и групповые); коллективное сочинение историй; споры и дискуссии; тематическая и свободная изобразительная деятельность; аутотренинг (с использованием релаксационной музыки и поэзии).

Данные методы были активно использованы в ходе групповых занятий по формированию жизненных компетенций у младших школьников. Организация и состав групп детей для проведения занятий формировался с учетом данных проведенной диагностики, а также результатов работы по индивидуальным программам. Группы были составлены не по одному какому-то признаку (только неуверенные в себе, только агрессивные и т. п.), напротив, дети с разными проблемами обычно занимались вместе, в одной группе. Состав групп мог изменяться в зависимости от целей занятия, каждая группа включала 6-8 детей.

Структура каждого занятия, включает в себя три взаимосвязанные части.

Первая часть занятия - направлена на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка.

Примерные виды форм и направлений деятельности: а) игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики, жестов; б) этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений; в) игры на развитие умения выражать различные состояния: интерес, удивление, удовольствие, радость, печаль, страдание, гнев, страх, вину, стыд, сосредоточенность,

отвращение; г) этюды и игры на выражение и сопоставление отдельных черт характера - отрицательных и положительных; д) сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей.

Стоит отметить, что в процессе общения важную роль играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние другого человека. Восприятие внешнего выражения эмоций побуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Ребенок, владея собственными мимикой, пантомимикой жестами и другими выразительными движениями, способен лучше понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и в движениях тела другого человека. Неумение выразить свои чувства, неловкость, скованность или неадекватность невербальных средств выразительности затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого человека - одна из весомых причин неуверенности в себе, отчужденности, враждебности.

Вторая часть занятия - направлена на развитие и коррекцию познавательной сферы психики ребенка. В ней используются дидактические игры и упражнения на развитие внимания, мышления, восприятия, памяти, воли, наблюдательности, воображения, творческой фантазии, речи.

Третья часть занятия - направлена на обучение детей приемам саморасслабления, снятия у них психомышечного напряжения. Для этой цели мы использовали игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц -рук, ног, туловища, лица.

Поскольку важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредотачиваться на высказываниях собеседника, одним из компонентов такого умения является способность к произвольному расслаблению, которая включает следующие составляющие: а) осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением; б) снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений; в) погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.

По окончании упражнений на напряжение/расслабление в группе проводилось обсуждение того, что дети чувствовали, какие испытывали ощущения. Таким образом, у школьников накапливался опыт того, что мышечное напряжение по их воле может сменяться приятным расслаблением, спокойным состоянием, необходимым для конструктивного дружеского общения.

Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения. Создание в детском коллективе, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Это достигается благодаря активной ра-

30

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

Психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций..,

боте не только с членами семьи, но и с педагогами, обучающими ребенка, с одноклассниками, друзьями и знакомыми.

Кроме того, формирование адекватных родительских установок на психолого-педагогические проблемы ребенка осуществляется путем активного привлечения родителей к совместной деятельности. Основная задача заключается в установлении необходимого баланса, создании необходимых условий, где происходит встреча и соотнесение разнонаправленных интересов, целей и их конкретных носителей: взрослого, педагога и ребенка, на которого направлена деятельность взрослого; где встречаются конкретные «социальные и субъективные реальности», при этом возникает общий проект взаимодействия, который будет одновременно помещен как в индивидуализирующую плоскость, так и в плоскость социализации.

Примером может являться тренинг общения с родителями «Влияние взаимоотношений взрослых на ребенка».

Цель: закрепить активный тренинговый стиль общения; способствовать самоанализу участников; диагностика внутрисемейных отношений; обсуждение и анализ типа взаимоотношений в семье.

1. Упражнение «Настроение». Психоэмоциональный настрой на занятие.

2. Рисуночный тест «Моя семья». Обсуждение по подгруппам (2-3 человека) темы «Идеальная семья. Какая она?». Подгруппа разрабатывает свою модель идеальной семьи и выносит на обсуждение в группе.

3. Упражнение «Медитация», «Что мне нужно для счастья?». Сядьте, расслабьтесь, задайте сами себе вопросы: «В чем ты нуждаешься? Что тебя радует? Что тебе нужно для того, чтобы быть счастливым?» (Размышления сопровождаются тихой спокойной музыкой).

4. Сообщение: «Ссора - всегда ли это плохо?». Дискуссия на тему: «Умеем ли мы решать конфликтные вопросы цивилизованно?».

5. Упражнение «Кто Я?».

6. «Обратная связь».

Вниманию родителей были предложены советы, которые помогут им установить более близкий эмоциональный контакт с ребенком, преодолеть трудности в сложившихся конфликтных ситуациях.

Согласимся с позицией Л.В. Скитской, что коммуникативное общение это процесс взаимодействия субъектов, приводящий к качественным преобразованиям структуры коммуникативной деятельности в ходе установления личностных отношений и познания другого человека, позволяющий достичь наиболее высокого уровня сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами [5, с. 5253].

Аналогично, в целях повышения социально-психологической компетентности педагогов, со-

вершенствования их умений эффективного взаимодействия с учениками, была создана «Мастерская педагогического общения».

Работа «Мастерской педагогического общения» включала в себя:

1. Знакомство с теоретическим материалом: обозначение актуальности проблемы общения; значение делового общения в жизни коллектива, что это предполагает; необходимость делового общения в педагогическом коллективе.

2. Практические занятия по деловому общению. рассмотрение уровней общения - проигрывание ситуаций обращения на каждом уровне и отслеживание эмоционального состояния; выявление барьеров общения и условий эффективного общения (игра «Передай информацию»).

Например, в структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Цель тренинга для педагогов заключается в развитии коммуникативных навыков.

Задачи тренинга: отработать навыки убеждения и умения найти аргументы в пользу своей позиции; развить умение находить подход к людям; подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации; развитие умения невербального средства общения; обучить эффективным способам общения.

Ход тренинга представляет собой следующий алгоритм:

Упражнение «Комплимент» в кругу. Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Упражнение «Ассоциации». Цель: побуждение к ассоциативному мышлению. Предложить участникам несколько слов и общими усилиями постараться зафиксировать все ассоциации, которые придут на ум при чтении этих слов.

Упражнение «Парное рисование». Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.

Упражнение «Подарок». Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.

В заключении ведущий узнает, какие трудности возникли у участников в ходе тренинга, благодарит за участие и желает всегда понимать себя и других.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4

31

Также, с педагогами проводились тематические педагогические советы («Правовое воспитание детей: миф и реальность»; «Роль регионального компонента в формировании познавательных компетенций у детей» и др.), совещания, методические объединения (не чаще 1 раза в месяц), на которых происходило обсуждение проблемных педагогических ситуаций, их психолого-педагогический анализ.

Важный результат деятельности «Мастерской педагогического общения» в том, что педагоги старались учитывать индивидуально-типологические особенности младших школьников при выборе и использовании приемов создания различных ситуаций успеха. Психолого-педагогическая подготовка родителей включала в себя родительские собрания, индивидуальные консультации, совместные с родителями воспитательные мероприятия, педагогический лекторий и заключалась в: разъяснительной работе с родителями по поводу задач и методов проводимого эксперимента; обучении родителей созданию ситуаций успеха в условиях семьи.

Таким образом, психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций у детей направлены на формирование умения конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, формирование уверенности в себе, своих

возможностях, адекватной самооценки и уровень притязаний, которые направляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Родители и педагоги, являясь ближайшим социальным окружением, играют значительную роль в формировании жизненных компетенций у детей.

Библиографический список

1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррек-ционные и развивающие игры для детей 6-10 лет. -М.: Академия, 2004. - 96 с.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.

3. Прихожан А.МПсихология неудачника: тренинг уверенности в себе. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 192 с.

4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М.: Новая школа, 1993. - 139 с.

5. Скитская Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. - 2013. № 2. - С. 5057.

6. Смолонская А.Н., Смолонский С.И. Проблема преемственности формирования жизненных компетенций у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - № 1. -Т. 20. - С. 5860.

32

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.