7. Монументально-декоративное и декоративно-прикладное искусство: тр. науч. конф. Академии художеств СССР (Москва, 21-24 февр. 1951). М., 1953. С. 110.
8. Кошаев В. Б. Композиция в русском народ-
ном искусстве (на материале изделий из дерева): учеб. пособие для студентов вузов. М., 2006.
9. Абрамцево. Л., 1988. С. 146-152.
10. Вышивка. Художник М. Н. Гумилевская: альбом. М., 2005.
n. a. gangur, l. yu. brylova. about the teaching methods of applied composition in high school ( The correlation of folk and professional)
The article deals with key issues of the teaching of applied composition in art institutions of higher education at the present stage, but with excursuses into artistic practice of the late XIX - mid XX century. The attention is also paid to correlation of professional / folk art in the theory and practice of studying by students the basic principles of ornamental composition.
Key words: decorative and applied art, theory of ornament, ornamental composition, professional art, folk art.
E. Г. ВАКУЛЕНКО, В. А. БЕРДЮГИНА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
В работе раскрываются система психолого-педагогических принципов передачи опыта народной художественной традиции и методы обучения декоративно-прикладному искусству на факультете народной художественной культуры.
Ключевые слова: восприятие народного искусства, народная педагогика, этнопсихология, народная художественная культура, профессиональное образование.
Психолого-педагогические подходы в работе профессиональных учебных заведений, как и форма организации, типы учреждений, система и методы работы в них, сейчас динамично обновляются и требуют поиска, уточнения, корректировки. В комплексе с принципами и методами исследований, применяемых в современной педагогике и психологии, это позволяет сформулировать новые цели и задачи образования, освоить прогрессивные технологии, гибкие организационные формы, выйти к их органичному сочетанию, пересмотрев ряд ключевых моментов.
В современных условиях - с попытками форсированного перехода к рыночной экономике -в стране наступил социально-экономический кризис, который не мог не отразиться на образовании, в том числе и профессиональном. Это потребовало с современных научных позиций наметить стратегию обновления - новые ориентиры развития образования в целом. Происходит, прежде всего, серьезное изменение его установок, а следовательно, и критериев эффективности. Не качество знаний как таковое (и тем более не объем усвоенных знаний и умений), а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования [1].
Психологические основы вузовской подготовки специалистов в сфере народной художественной культуры (НХК) определяются целями образования, особенностями процесса усвоения, характером и возможностями развития обучающихся и т. д. При этом важнейшее значение имеет управление процессом восприятия традиций родной культуры.
Восприятие, по определению «Педагогического энциклопедического словаря», есть «психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. Восприятие формируется в процессе жизнедеятельности, активных взаимоотношений с предметами» [2]. В учебной ситуации на развитие способностей восприятия и мышления направлены специальные формы работы - беседы, подготавливающие к освоению традиций народного искусства, наблюдения за работой мастеров. Предпосылкой к постижению выступает единство интеллектуального и чувственного аспектов: важен не только эмоциональный отклик, надо и мысленно воспринимать, понимать произведения народных мастеров. Понимание трактуется как мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека. Слияние восприятия и понимания происходит через эмоции.
Всестороннее изучение произведений народного искусства неразрывно с эстетической природой художественного образа, специфически соотнесенной с конкретно-чувственным своеобразием содержания каждого произведения. Вскрытие этого единства невозможно вне конкретной практической деятельности. В процессе изучения произведений народного искусства обучаемые должны получить комплекс определенных знаний, уме-
ний и навыков. Образная структура народного творчества несет так или иначе связанные между собою элементы регионально-национального языка, наделяет произведение определенным эмоциональным состоянием - синтезом народных представлений и понимания традиции, присущего данному мастеру.
К специфическим свойствам восприятия народного искусства обычно относят определенные сложности в изучении его семантической и коммуникативной функций. Известный фольклорист В. Е. Гусев в работе «О специфике восприятия фольклора» (книга «Творческий процесс и художественное восприятие», 1978) обратил внимание на глубокое замечание психолога-исследователя Р. М. Грановской о роли восприятия и памяти в жизни фольклора. Память и восприятие - звенья одной цепи; взаимосвязь и взаимозависимость делают их элементами развивающегося цикла действие - восприятие - сохранение - воспроизведение - измененное действие. Народные мастера хранят традицию и развивают ее, изменяя содержание элементов структуры народного искусства соответственно изменениям в окружающей действительности.
Для информации, которую получают обучаемые во время занятий, исследуя фольклор, важно максимальное уплотнение восприятия. Целесообразно применение методов, ведущих к саморегуляции личности. Непременным условием повышения эффективности обучения студентов, получающих профессиональное образование в сфере народной художественной культуры (НХК), является развитие творческого воображения. В его основе, как известно, лежит способность систематизировать впечатления, полученные от различных образов или явлений. Тонкость восприятия декоративно-прикладного искусства, чувство народности, умение выделить наиболее характерное в конкретно зримых или сохранившихся в памяти образах - эти психологические свойства личности следует воспитывать, развивать, углублять в процессе обучения.
В народном искусстве, по справедливому замечанию М. А. Некрасовой, образ создается не единичный, не отдельный, а целостный как выражение общего образа, единого чувства и видения мира, определяемых традицией. Развитое в своих родовых началах, это искусство не анализирует, а синтезирует коллективный художественный опыт, воспроизводя особый аутентичный строй мироздания [3].
Анализ природы возрастных категорий, соотношения целей и средств воспитания, данный И. С. Коном, Л. С. Выготским, позволил нам учитывать возрастные особенности. Используя идеи и методы развивающего обучения, предложенные в работах П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других авторов, мы сконструировали одну из возможных моделей обучения, способствующую развитию личности. Обоснованное Л. С. Выготским содержание основного генетического закона в развитии психических
функций человека [4] был применен нами при выявлении особенностей одаренности народных мастеров. Полученные сведения включены в методику организации учебного процесса, учитываются при составлении учебных программ по различным видам и жанрам народного искусства.
Не менее важными для нашего исследования являются работы А. В. Бакушинского, в которых освещен ряд существенных вопросов (особенности периода двигательно-зрительной установки психики; творческое развитие и художественная форма; сходство типической художественной формы родовой и индивидуальной) [5]. Психолого-педагогические основы развивающего обучения, рассматриваемые В. В. Давыдовым, оказали определенное влияние на создание методических средств реализации обучения в сфере НХК, а также теории эмпирического мышления в педагогической психологии [6].
Продуктивными этнопсихологическими идеями насыщены труды русских философов, историков, языковедов А. С. Хомякова, Н. Я. Данилевского, В. О. Ключевского, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, Г. Г. Шпета. В их работах дан анализ народного русского характера, объяснение «русской души».
Г. Г. Шпет предлагал направить исследовательское внимание не на продукты культуры как таковые, а на переживания людей по их поводу, подчеркивая: нигде так ярко не выступает психология народа, как в его отношениях к созданным им же духовным ценностям [7]. По Г. Г. Шпету, необходимость психологических исследований субъективного в культуре обусловлена тем, что единство человека с народом определяется «обоюдным актом признания».
В выявлении личностных черт носителя народной традиции нами был использован метод психологической антропологии - длительное интенсивное наблюдение (М. Мид) в сочетании с другими: интервью, запись биографий, тестирование, эксперимент и пр. Для этого были организованы фольклорно-этнографические экспедиции. В рамках исследований, проводившихся в период с 1980 по 2012 год на территории Краснодарского края, велось наблюдение естественных ситуаций в полевых условиях, задачей которого было выявить основные качества личности народного мастера, иерархию ценностей. Чувство причастности к традиции, совестливость, устремленность к высшим ценностям, духовный рост на протяжении всей жизни, потребность совершенствоваться в мастерстве - эти типичные черты характера можно понять лишь в соотношении с общей системой ценностей, зависящей от социально-экономических и географических условий, от образа жизни народа.
В этих фольклорно-этнографических изысканиях, направленных на выявление особенностей поведения и качеств личности народных мастеров - носителей местной традиции, на изучение специфики их творчества, для нас были руководством работы А. К. Байбурина [8].
Как мы полагаем, наибольший практический
смысл в нашем исследовании имеют методы сбора психологической информации (наблюдение, беседа, опрос, эксперимент, тестирование, анализ документов, систематизация результатов деятельности), использованные в выявлении носителей местной традиции и изучении личности народного мастера. Также следует упомянуть о принятых в психологической антропологии методах наблюдения и понимания естественных ситуаций (глубинные интервью, запись биографий и др.). Как итог полевых исследований, проведенных в станицах Краснодарского края, обобщены основные личностные черты, присущие народным мастерам Кубани. Известно, что характер народного мастера может быть понят лишь в «соотношении с общей системой ценностей, зависящей от социально-экономических, географических условий, от образа жизни народа» [9].
Исследуя вопросы традиционной системы ценностей кубанского казачества, Н. И. Бондарь отметил следующую иерархию ценностей: православие (вера); коллективизм; братство; воля; традиции, историческая память; представление о Родине, смыкающееся с идеей государственности. Особо отмечены и такие личностные качества как мужество, отвага, смелость, физическая сила и ловкость, трудолюбие, честность и справедливость, доброта, щедрость и гостеприимство, твердые нравственные устои в области семей-но-брачных отношений и трезвый образ жизни, уважительное отношение к старшим [10]. Эти данные были использованы нами при создании концепции региональной системы профессионального образования в сфере народной художественной культуры.
Педагогические аспекты профессионального образования являются предметом научной отрасли, разрабатывающей общеметодологические, теоретические, исторические, методические и технологические основания образовательного процесса на всех уровнях, во всех типах учебных заведений. Для педагогики, в том числе и профессиональной, роль стержневого понятия выполняет педагогический процесс, рассматриваемый как целостность с позиций системного подхода [11].
Профессиональное образование предполагает, как и указывалось выше, овладение конкретной специальностью и определенным уровнем квалификации; непрерывный рост компетентности, мастерства; развитие способностей в различных областях человеческой деятельности. В современных исследованиях по проблемам образования в системе ССУЗ - ВУЗ предлагается научно обоснованная модель подготовки специалистов. Разработаны конкретные рекомендации по ее реализации в системе профессионального образования, включая и подготовку педагогов (Л. В. Занина, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин и др.).
Для передачи педагогического мастерства в сфере народного искусства важно понять сущность, структуру, логику функционирования и развития учебного процесса, выделить его основные компоненты. Известно, что учебный процесс
есть совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность студентов, корректирует и оценивает ее. А обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, отраженными в программах обучения. Очевиден двусторонний характер - взаимосвязь и взаимообусловленность процесса преподавания / учения.
Особенно значимы для профессионального образования в сфере народной художественной культуры понятия «народная педагогика», «эт-нопедагогика»; в теории и практике данного направления деятельности необходимо учитывать народный опыт, национальные особенности, традиции, обычаи. К. Д. Ушинский подчеркивал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью» [12]. Следовательно, общей системы воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории. «У каждого народа, - писал он, - своя система воспитания <.. .> Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы» [13].
Следует вводить этнопедагогические, этнопсихологические, этнографические компоненты в состав российского регионального профобразования, учитывая конкретику многонациональной, полиэтнической, поликонфессиональной общности. В разработке психолого-педагогических основ подготовки специалистов в сфере народной художественной культуры мы исходили из того, что развитие профессионального образования на основе народной педагогики - один из главных путей его обновления. Большинство положений этнопедагогики не противоречит сложившейся теории содержания обучения в системе профессионального образования.
Мы руководствовались также системой принципов, разработанных с учетом данных этнологии, регионоведения, этнопедагогики и собственных исследований. Перечислим их, разграничив две группы - общие и специальные (частные).
Общие принципы:
- трактовка народного декоративно-прикладного искусства как части более широкой системы - традиционной культуры;
- учет специфики региональной традиции (и всестороннее ее исследование);
- систематическое общение обучающихся с подлинными носителями народной традиции.
Специальные (частные) принципы:
- установка на восприятие «картины мира» (мировоззрения) народного мастера;
- сохранение традиционных технологий при изготовлении инструментов (как и мастера, обучаемые изготавливают их самостоятельно);
- кропотливый подбор материала (посадка, уход за растениями, отбор, заготовка и обработка сырья);
- создание необходимых психолого-педагогических условий, приближенных к специфике народной традиции (многоступенчатая система обучения мастерству).
Исследования, проведенные в учреждениях, занимающихся приобщением детей Краснодарского края к основам народного искусства, показали: педагоги-практики строят обучение спонтанно, они мало знакомы с приведенной системой принципов. Среди причин этого можно назвать следующие. В педагогических вузах не ведутся специальные курсы по теории и истории традиционной культуры. Нет ни одного специального научного учреждения, разрабатывающего проблемы традиционного народного искусства как фундаментальной части духовной культуры. Конкретика местной фольклорной традиции мало изучена. Требуют специальной разработки принципы, методы, формы и содержание обучения народному искусству. В профессиональном образовании в области народной художественной культуры необходимо сочетать принципы научности и преемственности. Немаловажное место в реализации первого принципа занимает приобщение студентов к исследовательской деятельности. Особенно важна организация полевых исследований, опирающихся на знание фундаментальных основ науки, а не только и не столько прикладных направлений. Результаты полевых исследований обобщены как архив кафедры этнографии и декоративно-прикладного творчества КГУКИ. Материалы архива используются в научно-исследовательской работе сотрудников и студентов факультета и университета в целом [14].
Как о наиболее значимом для нашего исследования упомянем о принципе преемственности. Необходима тесная взаимосвязь, правильное соотношение частей учебного предмета на разных ступенях его освоения. В разработанные нами учебные программы мы ввели (и всячески стремились усилить) связь с традицией в живом виде, как ее отражают материалы фольклорно-этно-графических экспедиций, сведения, полученные непосредственно от народных мастеров Кубани. Таким образом был реализован принцип преемственности в обучении народному искусству. Сущность народного искусства и заключается в передаче традиций от поколения к поколению, что является особенно важным в данной системе.
Далее назовем принцип наглядности, который позволяет обучающимся народному искусству развить образное восприятие предмета (в данном случае - изделий народного декоративно-прикладного искусства) - вначале целостно вообразить продукт своего труда и лишь затем приступить к его созданию, представив различные варианты своих действий. Анализ изделий народного искусства предлагается проводить непосредственно у народного мастера. Это позволяет сохранить верность процессу создания подлинных, а не сувенирных работ; способствует более полному пониманию его смысла.
Не умаляя роль обучения на базе общедидактических принципов, подчеркнем, что их необ-
ходимо переосмыслить с позиций традиционной культуры - народного опыта и знаний, запечатленных в декоративно-прикладном искусстве. Следует отметить важность выбора наиболее эффективных методов обучения. Классифицируя их по источнику получения знаний, можно перечислить методы словесные (источником знания является устное или печатное слово); наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические (выработка умения при выполнении конкретных действий). В основу могут быть положены такие методы, как повтор, вариация, импровизация, описанные в работах М. А. Некрасовой, Т. Я. Шпика-ловой и др. Особо подчеркнем, что в преподавании предметов традиционной культуры традиция рассматривается нами как метод обучения, а не как объект и предмет обучения. Такой подход, как показал педагогический опыт, помогает формировать у обучаемых тип сознания, характерный для коренных носителей традиции.
Психолого-педагогическими основами обучения в сфере народной художественной культуры являются исследования в области народной педагогики (Г. С. Виноградов, З. П. Васильцова, А. Э. Измайлов, М. Г. Тайчинов, И. А. Шоров и др.), эт-нопедагогики (Г. Н. Волков, В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко и др.), дореволюционной отечественной педагогики народных школ (Н. И. Ильмин-ский, П. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, С. А. Рачин-ский, К. Д. Ушинский).
Разработка современной концепции актуальна в связи с проблемной ситуацией в системе образования, и в частности - в подготовке специалистов в сфере НХК. Анализ сложившегося положения показывает необратимые перемены. Многие виды народного прикладного творчества стоят на грани исчезновения: происходит утрата механизма передачи традиций, вызванная естественным уходом народных мастеров - носителей народной традиции. Ряд положительных факторов связан с ростом национального самосознания, с повышением общественного статуса феноменов, выражающих богатый духовно-нравственный потенциал народного искусства. Появление новых типов учебных заведений не может изменить ситуацию к лучшему - из-за явных противоречий в методах обучения. Концепции системы профессионального образования в сфере народного искусства призваны снять проблему передачи мастерства не просто как системы знаний, а как процесса воспитания личности с национальным самосознанием.
Предлагаемые психолого-педагогические основы, на наш взгляд, позволят эффективно разрешить охарактеризованный в данной статье комплекс проблем. Изложенная система, направленная на поддержание традиционной культуры, в том числе и народного декоративно-прикладного искусства, послужит определенным вкладом в развитие отечественной педагогики, будет способствовать сохранению и развитию традиционной культуры на Кубани через преемственность и реализацию методов (средств) обучения с учетом местной традиции.
Литература
1. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогичесюго исследования. М., 2003. С. 9.
2. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002. С. 44-45.
3. Народные мастера. Традиции, школы: сб. ст. / под ред. М. А. Некрасовой. Вып. 1. М., 1985. С. 22.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 388 и др.
5. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.
6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. С. 83-95.
7. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М.; Воронеж, 1996. С. 261-372.
8. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этногра-
фического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 7-21.
9. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 2000. С. 137.
10. Бондарь Н. И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1997. С. 3-28.
11. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
12. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 6. М.; Л., 1948-1950. С. 162.
13. Там же. С. 163.
14. Вакуленко Е. Г. Региональная система профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства (на примере Краснодарского края): дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар, 2004.
ye. g. vakulenko, v. a. berdyugina. psycho-educational basis of specialists' higher educational training in the sphere of folk art culture
The article reveals the system of psycho-pedagogical principles of transferring of folk art experience and methods of teaching decorative and applied art at the faculty of folk art culture
Key words: perception of folk art, folk pedagogics, ethnopsychology, folk art culture, professional education.
Н. Р. ТУРАВЕЦ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТОВ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В статье рассматриваются проблемы эффективной подготовки в системе послевузовского образования кадров, способных к интеллектуальной научно-педагогической деятельности.
Ключевые слова: художественное образование, совершенствование подготовки научно-педагогических кадров, интерактивность.
В многоуровневой системе профессионального музыкального образования, как правило, учитывают три основных звена школа - училище - вуз. Но поскольку существенной составляющей профессиональной подготовки кадров является система послевузовского образования - аспирантура, докторантура, следует включать эти звенья в состав системы непрерывного профессионального музыкального образования: школа -училище - вуз - аспирантура - докторантура. Для непрерывного совершенствования профессионального мастерства необходимы систематическая переподготовка и повышение квалификации.
Анализ современного состояния системы подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру, а также выявление основных тенденций и возможных путей дальнейшего развития на сегодняшний день особенно важны и актуальны: цель вузовского и послевузовского университетского образования - подготовка научных и научно-педагогических кадров -обеспечивает преемственность традиций научных
и педагогических школ, способствует сохранению высокого созидательного научного, культурного и духовного потенциала страны.
Мировые тенденции развития образования в сфере культуры и искусств показывают, что современный университет стал не только местом передачи готовых знаний, он формирует интеллектуальный капитал (знания, инновации, компетенции). Возможность обеспечить единство таких факторов, как преемственность в области художественного образования, успешная ориентация человека в современной жизни и его готовность войти в завтрашний день, реализуются благодаря интеграции трех социальных систем: образования, культуры и науки. На вузы культуры и искусств возложена миссия быть механизмом достижения устойчивого развития общества. Система интегрирующих функций университета в мировом образовательном пространстве существенно повышает значимость высшего образования как составной части культуры в условиях развития тенденций его интеллектуализации. Считается,