УДК 37.01 МАЛЕНКОВ А.О.
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации», г. Орел
E-mail: malina5002219@list.ru
UDC 37.01 MALENKOV A.O.
The Federal state government military educational institution of higher education «The Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation», Orel E-mail: malina5002219@list.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES FOR THE FORMATION PROFESSIONAL ETHICS OF FUTURE MILITARY SPECIALISTS UNDER THE CONDITIONS OF THE MILITARY UNIVERSITY
В статье на основании интерпретации этической составляющей бытия человекаанализируется понятие профессиональной этики. Уточняется содержание понятия профессионально-этической компетенции курсанта военного вуза. Предлагается аксиоматический базис содержания этических компетенций, формулируются психолого-педагогические доминанты, и рассматривается механизм реализации требований профессионально-этического комплекса офицера.
Ключевые слова: профессиональная этика; этическая компетенция; подготовка военных специалистов; кодекс профессиональной этики.
The article analyzes the concept of professional ethics based on the interpretation of the ethical component of human being. The content of the concept of professional-ethical competence of a cadet of a military high school is specified. An axiomatic basis for the content of ethical competences is proposed, psychological and pedagogical dominants are formulated, and the mechanism for realizing the requirements of a professional ethical complex of an officer is examined.
Keywords: professional ethics; ethical competence; training of military specialists; code of professional ethics.
Этические начала стали всё чащеупоминаться в качестве базисных предпосылок гуманитарныхобластей знания в целом и предметнойсферыпедагогики, в частности. Очевидным объяснениемданного акцента является констатируемый многими учеными духовно-нравственный кризис, связанный с характерным для современного общества этапом трансформации системы ценностей. Можно констатировать изменение динамики и траекторий социокультурного развития человечества. Для современного общества характерны возрастание социальных и политических угроз и появление новых факторов опасности.В этой связи повышается актуальность этических исследований, которые получают новый импульс к развитию. При этом самаинтерпретация этики требует некоторого уточнения. В качестве обособленного философскогонаправления этика была рассмотрена всочинениях Аристотеля (Этика Никомаха [6], Евдемова этика [7], Большая этика [1]). Соответствующая предметная область отличаласьот тра-диционныхсфер технического и искусства, которые, в свою очередь, соотносятсясоответственно с благом, заключенным в вещах, и поиском средств для достижения частных целей. Отличительной же особенностью этики-являлось исследование«абсолютного блага», т.е. некоторого высшего идеала, которому подчинены все частные блага. Изначальный философский дискурс, находящийся в плоскости поиска предпосылок поступков человека, с течением времени расширился до понятий нравственности
© Маленков А.О. © Malenkov A.O.
и морали в пирамиде человеческих ценностей. В настоящее время этика выделена в раздел философской аксиологии, в рамках которой рассматривается дуализм бытия: реальность и ценность как возможность практической реализации.
Этическая составляющая бытия человека представляет собой особый вид сущего, вырастающего из культуры как духовной основы социальной организации. Этическое начало выступает регулятивным принципом конкретно-исторического способа бытия человека, соотносясь с категорией должного. При этом, для различных историче-скихпериодовхарактерны разные представления о должном, а,следовательно, содержание этического изменяется со временем, формируясь на основании новых смыслов.
На различных этапах общественного развития в разных культурах сформировалось множество этических традиций, которые в большинстве своем обладают некоторым единым началом, состоящим из «золотых правил морали», обуславливающих нормальное существование и развитие социума. Социальное расслоение, исходящее из неравенства социальных дистанций между стратами привело к тому, чтостали формироваться и особые правила поведения, определяемые развитием профессионального сознания и профессиональной морали. Соответственно, в методологическом плане этика трансформироваласьву-ниверсальнуюи профессиональную. Универсальная этика консолидирует принципы, правила и нормы поведения лю-
дей независимо от их социальных функций или профессиональной принадлежности. Профессиональная этика, соотносится с определенными видами деятельности человека, выступая в качестве системы профессиональных моральных норм.
В. Т. Ганжин и Ю.В. Согомонов выделяли два содержательных понятия профессиональной этики. Во-первых, этонепосредственно кодексы поведения и, во-вторых, способы обоснования последних в контексте социально-культурногообъяснения данной профессии и особенностей профессиональной группы [11]. Фактическое развитие данной позиции можно отметить в рассуждениях В.И. Бакштановского, по мнению которого понятие профессиональной этики во многомявляется условным, так какод-нозначно соотносится с профессиональными моральными кодексами. При этом,по егомнению,использованиесочетания «профессиональная этика» является оправданным с точки зрения отсутствия тавтологии и, более того, подчеркивает-значимость разработки ценностей и норм профессии. По мнению А.А. Гусейнова профессиональная этика фиксирует определенную сторону общих моральныхустановокот-носительноособенностей соответствующей профессии и ориентирована, главным образом, на правила и нормыпове-дения. При этомпредметом профессиональной этики являются конкретные моральные ситуации исоответствующее профессиональное поведение, в отличие от более широкого предмета прикладной этики, связанного с общезначимыми-аспектами [10].
Базисом профессиональной этики являются общие принципы, основанныена нормах поведения человека, возникающих в свою очередь из морали. Содержательными гранями современной системы моральных принципов выступают такие аксиологические нормы социального и личностного состояния как особое представление о чести и долге, профессиональное достоинство, профессиональная совесть, профессиональная солидарность, форма ответственности, обусловленная спецификой и родом той или иной деятельности.Особенности конкретных профессий определяют наличие частных принципов профессиональной этики, которые, как правило, имеют формализованное-выражение в системе норм, правил и требований.
В контекстеобщих принципов следует отметить, что указанные грани не являются ортогональными, а напротив, являясь элементами, образующими целостную систему, имеют сложные нелинейные пересечения. Так, очевидно, существует тесная связь между понятиями профессионального долгаи профессиональной ответ-ственности.Категория долга определяется социальной необходимостью, выраженной в нравственных требованиях к личности. Личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Применительно к профессиональному долгу моральные обязанности определяются ценностями, сформированными профессиональной деятельностью. Профессиональная ответствен-ностьсодержательно характеризуется корреляцией между результатами профессиональной деятельности и наступившими, либо прогнозируемыми последствиями, для всего общества, отдельных социальных групп либо конкретных людей. Таким образом, можно отметить категориальный синтез профессионального долга и профессиональной от-
ветственности, который определяет поведение актора в зависимости от особенностей текущей ситуации. Отметим, что формальная регламентация поведения закрепляется в этическом кодексе определенной профессии.
Профессиональное достоинство характеризует, во-первых, значимость индивида, основанную на самоуважении, а, во-вторых, отражает представление о значимости, т.е. важности и ценности его профессии для социума в целом. Профессиональное достоинство можно охарактеризовать как личное самоутверждение человека. При этом взаимосвязанным и, в значительной мере, взаимообусловленным является понятие профессиональной чести.Как содержательная грань оно отражает зависимость между моральным уровнем профессиональной группы и отношением общества к соответствующей профессии.Очевидно, что необходимость соблюдения нравственных требований с целью поддержания профессиональной чести носит обобщающий характер и затрагивает всех представителей группы.Особенностью профессиональной чести и достоинства как категорий профессиональной этики является то, что их содержание носит аксиологический характер для представителя профессии.
С точки зрения мотивов, определяющих значимость профессионального долга, гарантом его исполнения-является профессиональная совесть. Данная категория предполагает внутреннюю установку личности на профессиональные действия, вызывающие внутренний комфорт и психологическое равновесие. Профессиональная совесть выражает ощущение моральной удовлетворенности трудом с одной стороны иопределяется эмоциональными переживаниями в случае неспособности качественно и выполнить профессиональные обязанности с другой.
Одной из особенностей профессии военного выступает ответственность за безопасность другого человека,группы людей, а зачастую и государства. Ответственность за жизнь и здоровье другого человека, есть основное моральное требование для профессиональной этики военного, аее содержание предполагает понимание долга и чести, как категорического императива, определяемогозависимостью людей от действий профессионала.
Формированиеэтических установок является делом особой социальной значимости и, в значительной части, происходит в образовательной среде. Современное российское высшее образование является одним из звеньев данного процесса. Трудно переоценить его значение: курсант является уже достаточно взрослым, чтобы принимать сложные решения, обладает определенным жизненным опытом, знаниями и умениями, имеет сформировавшиеся привычки и вкусы. При этом многое еще можно изменить или, наоборот, закрепить в качестве нравственной доминанты [14].
В системе современной образовательной парадигмы предполагается формирование соответствующих этических компетенций, которые понимаются, как способность человека действовать на основе практического опыта, знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации в соответствии с нормами и ценностями профессиональной этики.Следует отметить, что введенное понятие является редукцией сложной концептуальной модели и требует дальнейшего анализа и уточнения. Действительно, в настоящее время трактовка понятия
этической компетенции носит неоднозначный характер. Например, Э.Р. Садартынова [12]в развитие гипотезы, выдвинутой С.Е. Шульпиным [14], рассматривает этическую компетенцию учителей начальных классовкак «сложное личностно-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и навыков в области этики и определенного набора личностных качеств, определяющих готовность учителя к реализации профессиональной деятельности на основе законов эти-кии». А.А. Кутепов определяет профессионально-этическую компетенцию как «интегративную характеристику личности, предполагающую наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающую способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, обеспечивающую способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве» [9]. В исследовании Юркиной Л. В., применительно к формированию культуры общения студентов,в качестве этической компетенции предлагается рассматривать «готовность к позитивной коммуникации, которая является совокупностью качеств личности, положительного отношения к культуре общения и достаточного объема знаний, умений и навыков в этой области» [15]. По мнению Глузмана Н.А. и Безносюка Е.В. профессионально-этическая компетенция «определяется способность специалиста интегрировать ценностные ориентиры, теоретические знания, практические умения и личностные качества, обеспечивать осуществление профессиональной деятельности на основе профессиональной этики» [4]. Л.Д. Голова считает, что «условием формирования этической компетентности личности, как результатаосвоения этических компетенций, является понимание концептов социального служения, справедливости, достоинства и значимости человека, важ-ностичеловеческих взаимоотношений, честности, выступающих требованиями этического кодекса» [5].
Вышеизложенное свидетельствует о том, что этическая компетенция современного специалиста является сложным многокомпонентным понятием, которое во многом определяется сферой профессиональной деятельности. Применительно к военномувузу, как считает А. Б. Кердан, приоритетом является формирование в качестве конечной цели учебно-воспитательного процесса подготовку офицера-интеллигента, носителя высокой культуры, обладателя ярких личных качеств и достоинств [8]. В данном контексте фундаментом формирования личности военнослужащего является общая культура, выступающая основой накопления и трансформации личностных качеств, их позитивного преобразования,осознания своей принадлежности выбранной социальной группе, понимание защиты государственности как великого, справедливого и самоотверженного дела. Общая культура дает возможность офицеру сформировать гражданскую и политическую нравственные доминанты, а также профессиональную специализацию, без которой не может быть выстроена профессиональная этика военного [3].
В контексте анализа психолого-педагогических основ формирования профессиональной этики будущих военных специалистов в условиях военного вуза представляется целесообразным уточнить содержание
понятия профессионально-этической компетенции курсанта военного вуза. В общем случае будем ассоциировать данное понятие с формированием сложных индивидуально -психологическим особенностей, основанных на общей культуре, теоретических знаниях, практических умениях и навыках в области профессиональной этики в совокупности с набором личностных качеств, определяющих готовность индивида к этически сообразному поведению в условиях морального выбора. Аксиоматический базис-содержания этических компетенций будущих военных специалистов, по нашему мнению, заключается в формировании следующих способностей:
- следование моральным стандартам поведения, основанным на общегуманистическихнравственных ценностях;
- приоритизациядуховно-нравственныхнормам, определяющих этическую направленность профессии офицера;
- принятие профессиональных решений на основании ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности;
- разрешение моральных дилемм и профессионально -этических противоречий;
- определение области и границ власти военного профессионала в контексте межличностных и общественных отношений.
- В качестве психолого-педагогических доминант формирования профессиональной этики будущих военных специалистов в условиях военного вуза, с точки зрения субъекта учебного процесса, можно выделить:
- понимание профессиональной деятельности как культуросообразной;
- осознание себя непосредственным носителемоб-щекультурных паттернов;
- использование компетенцийдля решения профессиональных задач в контексте профессионально-этических норм;
Механизм реализации требований профессионально-этического комплекса офицера должен предусматривать включение в учебные программы профессиональной подготовки курсантов отдельных тем в базовых курсах, либо отдельных элективных курсов по профессиональной этике. Именно учебные заведения, готовящие профессионалов, способны сформироватьформальные и неформальные кодексы профессиональной этики и посредством системы обучения и воспитания интериоризировать в сознание обучающегося посредством усвоения внешней социальной деятельности понимание ответственности в общественной и индивидуальной жизни. Матрица формирования системы этических компетенций будущих военных специалистов в условиях военного вуза, с нашей точки зрения, должна строиться исходя из последовательности достижения результатов в системе показателей: лояльность - вовлеченность - приверженность.
Лояльность может быть интерпретированакакстрем-лениекурсанта к следованиюв своей деятельности этическим принципам, ценностям и нормам. Данная установка является внутренним, психологическим состоянием, формирование которого, как правило, происходит на стадии, предшествующей началу профессионального обучения. Соответственно, на начальном этапе наиболее значимую
роль играют семья, средства массовой информации, дошкольные и общеобразовательные учреждения, общество в целом. Таким образом, проблема формирования лояльности как базовой составляющей способности будущего военного придерживаться в своей деятельности этических принципов, во многом развивается «вне границ» системы профессионального образования, а военные вузы имеют весьма ограниченные возможности влияния на соответствующий процесс. Показатель вовлеченности характеризуется желанием принимать решения, следуя этическим принципам. С одной стороны данный этап в значительной степени определяется уровнем достижения в части лояльности, с другой стороны, именно в части развития вовлеченности вклад вуза в формирование у курсанта приоритета следования этическим принципам в профессиональной деятельности является наиболее значимым. Приверженность, представляет собой готовность будуще-
го военного отстаивать этические принципы и ценности, выступает как интегрирующая характеристика, формирующая мотивацию, курсанта в следовании принципампро-фессиональной этики.
Таким образом, перед высшей военной школой стоит задача освоения курсантами этических компетенций как системообразующего фактора формирования личности будущего офицера. Спозиций системного подхода, лояльность курсанта этическим принципам является входным параметром системы, приверженность выпускников этическим ценностям - выходным параметром. Соответственно, последовательное преобразование лояльности в вовлеченность, а затем приверженность может быть признано одним из основных операционных процессов военного вуза в контексте формирования этических компетенций, определяемых профессиональной этикой военных.
Библиографический список
1. Аристотель Большая Этика//Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1984. С.296-374.
2. Бобриков В.Н., Шаров А.В. Формирование профессиональной этики специалиста в процессе его профессиональной подготовки// Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №2 (6).С.128-131.
3. Варшавский М.Р. Профессиональная этика военного и организационная культура// Вестник Курганского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. №1(40).
4. Глузман Н.А., Безносюк Е.В. сущность и структура профессионально-этической компетентности социального педагога// Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5.
5. Голова Л.Д. Компетентностный подход к формированию социально активной личности и ее гражданской позиции// Человек и образование. 2014. №2.
6. Грицанов А.А. Никомахова этика. В кн. История философии: энциклопедия. М.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002, 1376 с.
7. Гусейнов А. А. ЭтическиесочиненияиэтическаясистемаАристотеля. М. 2005, С. 382-407.
8. КерданА.Б. Воспитание чести офицера вооруженных сил Росс// сборник научных статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2008.
9. Кутепов А.А. Формирование профессиональной этики студентов туристского вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук:13.00.08 / Кутепов Александр Александрович; [Место защиты: Рос.междунар. акад. туризма] Москва, 2008 182 с.
10. Прикладная этика // Этика: энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2002.
11. Профессиональная этика // Словарь по этике [Текст] / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989.
12. Садартынова Э.Р. Педагогические условия развития этической компетенции учителей начальных классов // Молодой ученый. 2012. №10. С. 380-383. URL https://moluch.ru/archive/45/5458/ (дата обращения: 21.05.2018)
13. Симонова С.А. Нравственная доминанта современного отечественного образования // Вестник ВГУ: серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 1
14. Шульпин С.Е. Этическая компетентность как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Курган, 1999. 183 с.
15. ЮркинаЛ.В. Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов: Гуманитарные и технологические специальности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Москва, 2005. 209 с.
References
1. Aristotle The Great Ethics // Aristotle. Op .: In the 4th volume, T.4. M .: Thought, 1984. p.296-374.
2. Bobrikov V.N., SharovA.V. Formation of the professional ethics of a specialist in the process of his professional training // Professional education in Russia and abroad. №2 (6). P.128-131
3. VarshavskyM.R. Professional ethics of military and organizational culture // Bulletin of Kurgan State University. SeriesHumanities. 2016. No. 1 (40).
4. Gluzman N.A, Beznosyuk E.V. essence and structure of the professional-ethical competence of the social pedagogue // Modern problems of science and education. 2017. No. 5.
5. GolovaL.D. Competence approach to the formation of a socially active personality and its civic position // Man and education. 2014. №2.
6. GritsanovA.A. Nikomakh's ethics. In the book. History of philosophy: encyclopedia. M .: Interpresservice; BookHouse. 2002, 1376 p.
7. HuseynovA.A. Ethical writings and the ethical system of Aristotle. M. 2005, S. 382-407.
8. Kerdan A.B. Raising the honor of an officer of the armed forces Ross // a collection of scientific articles on the materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference. Ekaterinburg, 2008.
9. Kutepov A.A. Formation of professional ethics of students of a tourist university: the dissertation ... PhD thesis: 13.00.08 / KutepovAleksandrAleksandrovich; [Place of protection: Ros. Intern. acad. tourism] Moscow, 2008 182p.
10. Applied ethics // Ethics: encyclopedic dictionary [Text] / Ed. R.G. Apresyan, A.A. Huseynova. M .: Gardariki, 2002.
11. Professional Ethics // Dictionary of Ethics [Text] / Ed. A.A. Guseinova and IS. Kona. - 6 thed. Moscow: Politizdat, 1989.
12. Sadartynova E.R. Pedagogical conditions for the development of the ethical competence of primary school teachers // Young Scientist. 2012. №10. Pp. 380-383. - URL https://moluch.ru/archive/45/5458/ (reference date: May 21, 2013)
13. SimonovaS.A. The moral dominant of modern domestic education / / Vestnik VSU: series: Problems of higher education. 2015. No. 1
14. Shulpin S.E. Ethical competence as a factor in the professional preparation of the future teacher: PhD thesis: 13.00.08: Kurgan, 1999. 183 p.
15. Yurkina L.V. The formation of a communication culture for students of non-pedagogical universities: Humanitarian and technological specialties: the thesis ... PhDthesis: 13.00.01. Moscow, 2005. 209 p.