Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ЛИЧНОСТНЫЕ ВОПРОСНИКИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ADOLESCENCE / DEVIANT BEHAVIOR / PREVENTION / PERSONALITY QUESTIONNAIRE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PERSONALITY CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириллова Елена Борисовна

Статья представлена для обсуждения, так как затрагивает разлитые аспекты оказания психолого-педагогической помощи лицам подросткового возраста, склонных и совершивших преступные деяния. Показана роль психологического изучения личности подростка-правонарушителя; возможность применения полученных данных в коррекционно-профилактической деятельности в условиях исправительного учреждения. Рассматриваются пути коррекционно-педагогических мероприятий и динамика аффективно-личностных компонентов с позиций ретроспективных оценок, выявляемых в ситуации экспериментального обследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кириллова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF CRIME PREVENTION IN DEVIANT ADOLESCENTS

The article is presented for discussion, as it touches on the diffuse aspects of providing psychological and pedagogical assistance to adolescents who are prone to and have committed criminal acts. The role of psychological study of the personality of a teenage offender is shown; the possibility of using the obtained data in correctional and preventive activities in a correctional institution. The ways of correctional and pedagogical measures and the dynamics of affective and personal components are considered from the standpoint of retrospective assessments revealed in the situation of an experimental examination.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ»

В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ

УДК 343.851.5+159.9.072

Е. Б. Кириллова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Подростковый период в жизни человека нередко сопровождается обострением формирующихся черт характера и свойств личности, которые в условиях взаимодействия с окружающими людьми могут усиливать конфликты, способствовать девиант-ному стилю поведения. Манифестация детских и подростковых поведенческих реакций может приводить к аномальному дисгармоническому развитию личности подрастающего человека [1-3]. Склонность к правонарушениям у таких подростков резко возрастает. Так, данные официальной статистики МВД РФ свидетельствуют, что только за 2022 г несовершеннолетними было совершено 30369 преступлений, из них 9295 -являлись тяжкими и особо тяжкими [4]. Кроме того, серьезные опасения вызывает большой процент рецидивной преступности среди несовершеннолетних, где из числа всех лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, каждое 34 преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Более 20 % групповых преступлений совершается несовершеннолетними,

которые ранее уже привлекались к уголовной ответственности [5].

В этой связи следует обратить внимание на особенности формирующейся личности подростка, склонной к девиантному поведению. Термин «девиация» в научной клинико-психологической литературе трактуется как аномальное развитие личности, вследствие влияния эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов [6], тогда как с понятием «делинквентность» связывают конкретные правонарушения и данный термин больше применяется в юридической практике [7]. Деликты или преступность несовершеннолетних приобретает всё большую организованность и высокий уровень социальной опасности; увеличивается доля преступлений насильственного характера. Преступления несовершеннолетних отличается жестокостью, агрессивностью, вандализмом [8]. Аффективно окрашенные поведенческие реакции свидетельствуют в пользу формирующихся акцентуаций характера и психопатических форм реагирования в условиях различных фрустраций [9-10].

Вышесказанное свидетельствует в пользу актуальности исследований, которые раскрывают сущностные характеристики личности несовершеннолетних правонарушителей, объясняют мотивацию их противоправных деяний с точки зрения влияния различных детерминирующих факторов, которые лежат как внутри самой личности правонарушителя, так и во внешней среде, формирующей эту личность.

Целью настоящей работы являлось определение комплекса психолого-педагогических мероприятий по профилактике девиантного поведения у подростков на основе изучения их личностных свойств, социальной ситуации развития и прогностических мер в связи с формированием новых смысловых установок и ориентаций личности в условиях учреждений специального назначения. Результаты эмпирических исследований личностных психологических детерминант предрасположенности подростков к девиантному поведению [11] обсуждались в аспекте мер психолого-педагогической профилактики, выстраивания новых жизненных перспектив на основе про-фориентационной деятельности и трудового воспитания.

В нашем исследовании приняли участие более трехсот несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в воспитательных колониях, следственном изоляторе, а также в специальных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением (школа, специальные училища). Одной из задач исследования являлось установ-

ление различий в структуре личности несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от срока отбывания наказания и вида совершенного ими противоправного деяния.

Объектом исследования являлись несовершеннолетние правонарушители, отбывающие наказание в воспитательных колониях, а также содержащиеся в следственном изоляторе. В качестве психодиагностического инструментария использовались стандартизированные методики, включающие общеизвестные личностные опросники (опросник Г. Ай-зенка; опросник «Мини-мульт», представляющий собой сокращенный вариант MMPI; индивидуально-типологический опросник, предложенный Л. Н. Собчик и др.).

На первом этапе нас интересовало получение объективных данных о динамике личностных свойств деви-антных подростков в течение срока отбывания наказания под влиянием криминальной субкультуры. Для решения поставленной задачи мы определили две сравнительные группы: несовершеннолетние правонарушители, находящиеся в заключении не больше 6 месяцев в количестве 68 человек, несовершеннолетние правонарушители, отбывающие наказание больше года в количестве 58 человек.

В ходе сравнительного анализа значимые различия обнаружены по трем переменным: «уравновешенность» (FPI), «ложь» (ИТО), «реактивная агрессивность» (FPI). Первые два показателя оказались достоверно выше в группе осужденных и подследственных, находящихся в заклю-

чении более года. Более высокий уровень «реактивной агрессивности» зафиксирован в группе несовершеннолетних, отбывающих наказание меньше полугода. Анализируя полученные результаты, мы можем предположить, что данные различия в показателях отражают динамику процесса адаптации у несовершеннолетних к условиям исправительного учреждения. Одним из условий успешного приспособления к условиям воспитательной колонии (изолятора) является скрытность, умение сдерживать свои эмоциональные реакции, притворяться и скрывать истинные желания и потребности. Видимо, что с этим в том числе связаны различия в показателях «лживости» в группах несовершеннолетних.

На наш взгляд, несомненный интерес представляет изучение личности несовершеннолетних правонарушителей в динамике, то есть в начале и в конце срока отбывания наказания, что позволило бы получить более точное представление об изменениях в структуре их личности и определить мишени профилактической работы.

На следующем этапе исследования мы определяли уровень различия в структуре личностных свойств подростков-правонарушителей в зависимости от вида совершенного противоправного деяния. В исследовали приняли участие 184 несовершеннолетних правонарушителя. Для выполнения этой задачи все испытуемые были разделены на три подгруппы:

1) «корыстные» правонарушители в количестве 77 человек, осужден-

ные по следующим статьям: ст. 158, ст. 166 УК РФ;

2) «корыстно-насильственные» правонарушители в количестве 53 человек, осужденные по ст. 162, 161, 163 УК РФ;

3) «насильственные» правонарушители в количестве 54 человек, осужденные за совершение преступлений по следующим статьям: ст. 105, 111, 132, 131 УК РФ.

Для обнаружения различий средних оценок в этих группах, точно так же, как и на предыдущем этапе, был использован Т-критерий Стьюдента для независимых выборок при допустимом уровне значимости р < 0,05. Анализ результатов сравнительного исследования позволил обнаружить достоверно значимые различия между группами по четырем показателям опросника ИТО Л. Н. Собчик: «интроверсия», «лабильность», «ком-промиссность» и «коммуникативность». Уровень интроверсии оказался статистически значимо выше в группе подростков, совершивших корыстные преступления. По остальным показателям (лабильность, ком-промиссность и коммуникативность) значения достоверно выше в группе подростков, совершивших корыстно-насильственные преступления. Исходя из полученных данных, мы можем предположить, что «корыстно-насильственные» правонарушители характеризуются большей эмоциональной нестабильностью, склонны к перепадам настроения, аффективным реакциям и спонтанным действиям. Вместе с тем мы видим их большую социальную направленность, поиск признания, что может

иметь положительный эффект на этапе психокоррекционной работы.

Анализ результатов сравнительного анализа показателей в группе «насильственных» и «корыстно-насильственных» правонарушителей позволил зафиксировать достоверно значимые различия по показателю «лабильность», который достоверно выше в группе подростков, совершивших насильственные преступления. Полученные результаты свидетельствуют в пользу того, что подростки, совершившие насильственные преступления, более эмоционально неустойчивы, впечатлительны, склонны к резким перепадам настроения, демонстративны. Они испытывают трудности в контроле своих эмоциональных проявлений, что повышает вероятность импульсивных, необдуманных действий.

Результаты сравнительного анализа черт личности в группе «корыстных» и «насильственных» правонарушителей показали, что показатель «раздражительности» (FPI) достоверно выше в группе подростков, совершивших корыстные преступления, тогда как величина оценочного показателя «лжи» (ИТО), выше в группе «насильственных» правонарушителей. Насильственные правонарушители отличаются более выраженным стремлением создать о себе ложное представление и скрыть имеющиеся у них недостатки, тогда как группа «корыстных» правонарушителей характеризуется конфликтностью, вспыльчивостью, они склонны к аффективному реагированию, чаще проявляя эмоциональную неустойчивость.

Таким образом, полученные результаты указывают на то, что деви-антные подростки, совершившие различные противоправные деяния, имеют как общие черты, так и специфические индивидуально-психологические особенности. Наибольшие различия удалось зафиксировать между группой корыстных и корыстно-насильственных правонарушителей. Так, корыстные правонарушители характеризуются более выраженной интровертированностью и раздражительностью; корыстно-насильственные правонарушители являются наиболее эмоционально неустойчивой категорией; подростки, совершившие насильственные преступления, отличаются склонностью ко лжи. В целом можно сказать, что по мере перехода от корыстных преступлений к насильственным, увеличивается доля социально-психологического компонента в совершении преступлений, а также усиливаются проявления эмоциональной неустойчивости личности.

Выявленные характеристики личности подростков учитывались при разработке и реализации программ психолого-педагогической коррекции аффективных проявлений, цен-ностно-мотивационных установок на всех этапах перевоспитания, обучения и нравственно-трудового воспитания в условиях специального профильного образовательного учреждения. Так, кроме специально-структурированной психологической беседы с каждым из воспитанников, проводились индивидуальные и групповые психокоррекционные мероприятия, направленные на фор-

мирование адекватной самооценки, толерантности к конфликтам, рефлексивному осмыслению деликтов, относящихся к правонарушениям. В процессе групповой психокоррекци-онной работы подростки актуализировали сюжетные паттерны поведения, отличающиеся профилактической направленностью к устойчивости противоправным поступкам; анализировали стили поведения и характеристики личности в новых смысло-жизненных ситуациях. Особое значение в вопросах перевоспитания и самовоспитания личности играли обсуждения поведения героев классической отечественной и зарубежной литературы, отрывки сюжетных линий которых являлись предметом специального анализа в ходе психолого-педагогических кор-рекционных занятий. Занятия по

формированию чувств гражданственности и патриотизма открывали для подростков новые смысло-жизненные ориентиры, подготавливали молодых людей к выбору будущей профессии и к проявлению активной социальной жизненной позиции [12].

Программа психолого-педагогических занятий разрабатывалась на весь период пребывания того или иного подростка в условиях специального учреждения, что позволяло рассматривать в динамике корригирование когнитивно-личностных характеристик обучающегося, выявлять действенный удельный вес тех или иных педагогических условий в структуре учебной и профессионально-трудовой направленности формирующейся личности лиц подростково-юношеского возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста: Избр. главы. М.: Медицина, 1974. 320 с.

2. Личко А. Е. Эти трудные подростки: Записки психиатра. Л.: Лениздат, 1983. 126 с.

3. Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Монография. Киев: Здоровья, 1993. 144 с.

4. Статистика и аналитика [Электронный ресурс]: официальный сайт МВД РФ // URL: https://мвд.рф/reports/ item/35396677/ (дата обращения: 29.08.2023).

5. Ивасюк О. Н., Калашников И. В. Криминологические особенности современной преступности несовершеннолетних [Электронный ресурс] //

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. № 2 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kriminologicheskie-osobennosti-sovremennoy-prestupnosti-nesovershennoletnih (дата обращения: 29.08.2023).

6. Худик В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности: На материале исслед. детей и подростков. Монография / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 2000. 298 с.

7. Коченов М. М. Судебно-психоло-гическая экспертиза / Всесоюз. ин-т по изучению причин и разраб. мер предупреждения преступности. М.: Б. и., 1977. 179 с.

8. Кирилюк Е. В. Психологические особенности несовершеннолетних, имеющих опыт в совершении преступлений [Электронный ресурс] // Современная наука. 2023. №№ 2 // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-nesovershennoletnih-imeyuschih-opyt-v-sovershenii-prestupleniy (дата обращения: 12.08.2023).

9. Дозорцева Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением: Автореф. дисс. ... д-ра псх.н.: Спец. 19.00.04 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева]. СПб., 2000. 48 с.

10. Сафуанов Ф. С. Судебно-психо-логическая экспертиза в уголовном процессе: Науч.-практ. пособие. М.: Смысл, 1998. 191 с.

11. Кириллова Е. Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению. Дисс. ... к. псх. н. Специальность: 19.00.06. М., 2020. 231 с.

12. Логинова Н. В., Худик В. А. Представления о гражданской позиции и чувствах патриотизма у старшеклассников. Монография / С.-Петербург. акад. постдипломного пед. образования. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2007. 130 с.

REFERENCES

1. Sukhareva G. E. Lectures on childhood psychiatry: Selected chapters. M.: Medicine, 1974. 320 p. (In USSR).

2. Lichko A.E. These difficult teenagers: Notes of a psychiatrist. L.: Lenizdat, 1983. 126 p. (In USSR).

3. Khudik V. A. Psychology of abnormal personality development in childhood and adolescence. Monograph. Kyiv: Health, 1993. 144 p. (In UA).

5. Ivasyuk O. N., Kalashnikov I. V. Criminological features of modern juvenile delinquency [Electronic resource] // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Legal sciences. 2019. No. 2 // URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ kriminologicheskie-osobennosti-sovremennoy-prestupnosti-nesovershennoletnih (date of the application: 29.08.2023).

6. Khudik V. A. Ontogenetic aspect of psychological diagnosis and correction of abnormal personality development: Based on the study of children and adolescents. Monograph / Russian State Pedagogical

University named after A. I. Herzen. St. Petersburg: Education, 2000. 298 p. (In Russ.).

7. Kochenov M. M. Forensic psychological examination / All-Union Institute for the Study of Causes and Development of Crime Prevention Measures. M.: B. i., 1977. 179 p. (In USSR).

8. Kirilyuk E. V. Psychological characteristics of minors who have experience in committing crimes [Electronic resource] // Modern science. 2023. No. 2 // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-nesovershennoletnih-imeyuschih-opyt-v-sovershenii-prestupleniy (date of the application: 12.08.2023).

9. Dozortseva E. G. Abnormal personality development in adolescents and young men with delinquent and criminal behavior: Abstract of the dissertation ... Doctor ofPsychological Sciences. Specialty: 19.00.04 / St. Petersburg Research Psychoneurological Institute named after V. M. Bekhterev]. St. Petersburg, 2000. 48 p. (In Russ.).

Koppe^HOHHO-negarormecKoe 06pa30BaHHe. 2023. № 3

10. Safuanov F. S. Forensic psychological examination in criminal proceedings: Scientific and practical guide. M.: Smysl, 1998. 191 p. (In Russ.).

11. Kirillova E. B. Personal psychological determinants of adolescents' predisposition to deviant behavior. Dissertation... candidate of psychological sciences. Specialty: 19.00.06. M., 2020. 231 p. (In Russ.).

12. Loginova N. V., Khudik V. A. Ideas about civic position and feelings of patriotism among high school students. Monograph / St. Petersburg. Academy of Postgraduate Pedagogical Education. St. Petersburg: SPbAPPO, 2007. 130 p. (In Russ.).

nocmynma e pedaKy,UK>: 06.09.2023 e.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.