В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ
УДК 343.851.5+159.9.072
Е. Б. Кириллова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Подростковый период в жизни человека нередко сопровождается обострением формирующихся черт характера и свойств личности, которые в условиях взаимодействия с окружающими людьми могут усиливать конфликты, способствовать девиант-ному стилю поведения. Манифестация детских и подростковых поведенческих реакций может приводить к аномальному дисгармоническому развитию личности подрастающего человека [1-3]. Склонность к правонарушениям у таких подростков резко возрастает. Так, данные официальной статистики МВД РФ свидетельствуют, что только за 2022 г несовершеннолетними было совершено 30369 преступлений, из них 9295 -являлись тяжкими и особо тяжкими [4]. Кроме того, серьезные опасения вызывает большой процент рецидивной преступности среди несовершеннолетних, где из числа всех лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, каждое 34 преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Более 20 % групповых преступлений совершается несовершеннолетними,
которые ранее уже привлекались к уголовной ответственности [5].
В этой связи следует обратить внимание на особенности формирующейся личности подростка, склонной к девиантному поведению. Термин «девиация» в научной клинико-психологической литературе трактуется как аномальное развитие личности, вследствие влияния эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов [6], тогда как с понятием «делинквентность» связывают конкретные правонарушения и данный термин больше применяется в юридической практике [7]. Деликты или преступность несовершеннолетних приобретает всё большую организованность и высокий уровень социальной опасности; увеличивается доля преступлений насильственного характера. Преступления несовершеннолетних отличается жестокостью, агрессивностью, вандализмом [8]. Аффективно окрашенные поведенческие реакции свидетельствуют в пользу формирующихся акцентуаций характера и психопатических форм реагирования в условиях различных фрустраций [9-10].
Вышесказанное свидетельствует в пользу актуальности исследований, которые раскрывают сущностные характеристики личности несовершеннолетних правонарушителей, объясняют мотивацию их противоправных деяний с точки зрения влияния различных детерминирующих факторов, которые лежат как внутри самой личности правонарушителя, так и во внешней среде, формирующей эту личность.
Целью настоящей работы являлось определение комплекса психолого-педагогических мероприятий по профилактике девиантного поведения у подростков на основе изучения их личностных свойств, социальной ситуации развития и прогностических мер в связи с формированием новых смысловых установок и ориентаций личности в условиях учреждений специального назначения. Результаты эмпирических исследований личностных психологических детерминант предрасположенности подростков к девиантному поведению [11] обсуждались в аспекте мер психолого-педагогической профилактики, выстраивания новых жизненных перспектив на основе про-фориентационной деятельности и трудового воспитания.
В нашем исследовании приняли участие более трехсот несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в воспитательных колониях, следственном изоляторе, а также в специальных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением (школа, специальные училища). Одной из задач исследования являлось установ-
ление различий в структуре личности несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от срока отбывания наказания и вида совершенного ими противоправного деяния.
Объектом исследования являлись несовершеннолетние правонарушители, отбывающие наказание в воспитательных колониях, а также содержащиеся в следственном изоляторе. В качестве психодиагностического инструментария использовались стандартизированные методики, включающие общеизвестные личностные опросники (опросник Г. Ай-зенка; опросник «Мини-мульт», представляющий собой сокращенный вариант MMPI; индивидуально-типологический опросник, предложенный Л. Н. Собчик и др.).
На первом этапе нас интересовало получение объективных данных о динамике личностных свойств деви-антных подростков в течение срока отбывания наказания под влиянием криминальной субкультуры. Для решения поставленной задачи мы определили две сравнительные группы: несовершеннолетние правонарушители, находящиеся в заключении не больше 6 месяцев в количестве 68 человек, несовершеннолетние правонарушители, отбывающие наказание больше года в количестве 58 человек.
В ходе сравнительного анализа значимые различия обнаружены по трем переменным: «уравновешенность» (FPI), «ложь» (ИТО), «реактивная агрессивность» (FPI). Первые два показателя оказались достоверно выше в группе осужденных и подследственных, находящихся в заклю-
чении более года. Более высокий уровень «реактивной агрессивности» зафиксирован в группе несовершеннолетних, отбывающих наказание меньше полугода. Анализируя полученные результаты, мы можем предположить, что данные различия в показателях отражают динамику процесса адаптации у несовершеннолетних к условиям исправительного учреждения. Одним из условий успешного приспособления к условиям воспитательной колонии (изолятора) является скрытность, умение сдерживать свои эмоциональные реакции, притворяться и скрывать истинные желания и потребности. Видимо, что с этим в том числе связаны различия в показателях «лживости» в группах несовершеннолетних.
На наш взгляд, несомненный интерес представляет изучение личности несовершеннолетних правонарушителей в динамике, то есть в начале и в конце срока отбывания наказания, что позволило бы получить более точное представление об изменениях в структуре их личности и определить мишени профилактической работы.
На следующем этапе исследования мы определяли уровень различия в структуре личностных свойств подростков-правонарушителей в зависимости от вида совершенного противоправного деяния. В исследовали приняли участие 184 несовершеннолетних правонарушителя. Для выполнения этой задачи все испытуемые были разделены на три подгруппы:
1) «корыстные» правонарушители в количестве 77 человек, осужден-
ные по следующим статьям: ст. 158, ст. 166 УК РФ;
2) «корыстно-насильственные» правонарушители в количестве 53 человек, осужденные по ст. 162, 161, 163 УК РФ;
3) «насильственные» правонарушители в количестве 54 человек, осужденные за совершение преступлений по следующим статьям: ст. 105, 111, 132, 131 УК РФ.
Для обнаружения различий средних оценок в этих группах, точно так же, как и на предыдущем этапе, был использован Т-критерий Стьюдента для независимых выборок при допустимом уровне значимости р < 0,05. Анализ результатов сравнительного исследования позволил обнаружить достоверно значимые различия между группами по четырем показателям опросника ИТО Л. Н. Собчик: «интроверсия», «лабильность», «ком-промиссность» и «коммуникативность». Уровень интроверсии оказался статистически значимо выше в группе подростков, совершивших корыстные преступления. По остальным показателям (лабильность, ком-промиссность и коммуникативность) значения достоверно выше в группе подростков, совершивших корыстно-насильственные преступления. Исходя из полученных данных, мы можем предположить, что «корыстно-насильственные» правонарушители характеризуются большей эмоциональной нестабильностью, склонны к перепадам настроения, аффективным реакциям и спонтанным действиям. Вместе с тем мы видим их большую социальную направленность, поиск признания, что может
иметь положительный эффект на этапе психокоррекционной работы.
Анализ результатов сравнительного анализа показателей в группе «насильственных» и «корыстно-насильственных» правонарушителей позволил зафиксировать достоверно значимые различия по показателю «лабильность», который достоверно выше в группе подростков, совершивших насильственные преступления. Полученные результаты свидетельствуют в пользу того, что подростки, совершившие насильственные преступления, более эмоционально неустойчивы, впечатлительны, склонны к резким перепадам настроения, демонстративны. Они испытывают трудности в контроле своих эмоциональных проявлений, что повышает вероятность импульсивных, необдуманных действий.
Результаты сравнительного анализа черт личности в группе «корыстных» и «насильственных» правонарушителей показали, что показатель «раздражительности» (FPI) достоверно выше в группе подростков, совершивших корыстные преступления, тогда как величина оценочного показателя «лжи» (ИТО), выше в группе «насильственных» правонарушителей. Насильственные правонарушители отличаются более выраженным стремлением создать о себе ложное представление и скрыть имеющиеся у них недостатки, тогда как группа «корыстных» правонарушителей характеризуется конфликтностью, вспыльчивостью, они склонны к аффективному реагированию, чаще проявляя эмоциональную неустойчивость.
Таким образом, полученные результаты указывают на то, что деви-антные подростки, совершившие различные противоправные деяния, имеют как общие черты, так и специфические индивидуально-психологические особенности. Наибольшие различия удалось зафиксировать между группой корыстных и корыстно-насильственных правонарушителей. Так, корыстные правонарушители характеризуются более выраженной интровертированностью и раздражительностью; корыстно-насильственные правонарушители являются наиболее эмоционально неустойчивой категорией; подростки, совершившие насильственные преступления, отличаются склонностью ко лжи. В целом можно сказать, что по мере перехода от корыстных преступлений к насильственным, увеличивается доля социально-психологического компонента в совершении преступлений, а также усиливаются проявления эмоциональной неустойчивости личности.
Выявленные характеристики личности подростков учитывались при разработке и реализации программ психолого-педагогической коррекции аффективных проявлений, цен-ностно-мотивационных установок на всех этапах перевоспитания, обучения и нравственно-трудового воспитания в условиях специального профильного образовательного учреждения. Так, кроме специально-структурированной психологической беседы с каждым из воспитанников, проводились индивидуальные и групповые психокоррекционные мероприятия, направленные на фор-
мирование адекватной самооценки, толерантности к конфликтам, рефлексивному осмыслению деликтов, относящихся к правонарушениям. В процессе групповой психокоррекци-онной работы подростки актуализировали сюжетные паттерны поведения, отличающиеся профилактической направленностью к устойчивости противоправным поступкам; анализировали стили поведения и характеристики личности в новых смысло-жизненных ситуациях. Особое значение в вопросах перевоспитания и самовоспитания личности играли обсуждения поведения героев классической отечественной и зарубежной литературы, отрывки сюжетных линий которых являлись предметом специального анализа в ходе психолого-педагогических кор-рекционных занятий. Занятия по
формированию чувств гражданственности и патриотизма открывали для подростков новые смысло-жизненные ориентиры, подготавливали молодых людей к выбору будущей профессии и к проявлению активной социальной жизненной позиции [12].
Программа психолого-педагогических занятий разрабатывалась на весь период пребывания того или иного подростка в условиях специального учреждения, что позволяло рассматривать в динамике корригирование когнитивно-личностных характеристик обучающегося, выявлять действенный удельный вес тех или иных педагогических условий в структуре учебной и профессионально-трудовой направленности формирующейся личности лиц подростково-юношеского возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста: Избр. главы. М.: Медицина, 1974. 320 с.
2. Личко А. Е. Эти трудные подростки: Записки психиатра. Л.: Лениздат, 1983. 126 с.
3. Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Монография. Киев: Здоровья, 1993. 144 с.
4. Статистика и аналитика [Электронный ресурс]: официальный сайт МВД РФ // URL: https://мвд.рф/reports/ item/35396677/ (дата обращения: 29.08.2023).
5. Ивасюк О. Н., Калашников И. В. Криминологические особенности современной преступности несовершеннолетних [Электронный ресурс] //
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. № 2 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kriminologicheskie-osobennosti-sovremennoy-prestupnosti-nesovershennoletnih (дата обращения: 29.08.2023).
6. Худик В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности: На материале исслед. детей и подростков. Монография / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 2000. 298 с.
7. Коченов М. М. Судебно-психоло-гическая экспертиза / Всесоюз. ин-т по изучению причин и разраб. мер предупреждения преступности. М.: Б. и., 1977. 179 с.
8. Кирилюк Е. В. Психологические особенности несовершеннолетних, имеющих опыт в совершении преступлений [Электронный ресурс] // Современная наука. 2023. №№ 2 // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-nesovershennoletnih-imeyuschih-opyt-v-sovershenii-prestupleniy (дата обращения: 12.08.2023).
9. Дозорцева Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением: Автореф. дисс. ... д-ра псх.н.: Спец. 19.00.04 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева]. СПб., 2000. 48 с.
10. Сафуанов Ф. С. Судебно-психо-логическая экспертиза в уголовном процессе: Науч.-практ. пособие. М.: Смысл, 1998. 191 с.
11. Кириллова Е. Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению. Дисс. ... к. псх. н. Специальность: 19.00.06. М., 2020. 231 с.
12. Логинова Н. В., Худик В. А. Представления о гражданской позиции и чувствах патриотизма у старшеклассников. Монография / С.-Петербург. акад. постдипломного пед. образования. Санкт-Петербург: СПбАППО, 2007. 130 с.
REFERENCES
1. Sukhareva G. E. Lectures on childhood psychiatry: Selected chapters. M.: Medicine, 1974. 320 p. (In USSR).
2. Lichko A.E. These difficult teenagers: Notes of a psychiatrist. L.: Lenizdat, 1983. 126 p. (In USSR).
3. Khudik V. A. Psychology of abnormal personality development in childhood and adolescence. Monograph. Kyiv: Health, 1993. 144 p. (In UA).
5. Ivasyuk O. N., Kalashnikov I. V. Criminological features of modern juvenile delinquency [Electronic resource] // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Legal sciences. 2019. No. 2 // URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ kriminologicheskie-osobennosti-sovremennoy-prestupnosti-nesovershennoletnih (date of the application: 29.08.2023).
6. Khudik V. A. Ontogenetic aspect of psychological diagnosis and correction of abnormal personality development: Based on the study of children and adolescents. Monograph / Russian State Pedagogical
University named after A. I. Herzen. St. Petersburg: Education, 2000. 298 p. (In Russ.).
7. Kochenov M. M. Forensic psychological examination / All-Union Institute for the Study of Causes and Development of Crime Prevention Measures. M.: B. i., 1977. 179 p. (In USSR).
8. Kirilyuk E. V. Psychological characteristics of minors who have experience in committing crimes [Electronic resource] // Modern science. 2023. No. 2 // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-nesovershennoletnih-imeyuschih-opyt-v-sovershenii-prestupleniy (date of the application: 12.08.2023).
9. Dozortseva E. G. Abnormal personality development in adolescents and young men with delinquent and criminal behavior: Abstract of the dissertation ... Doctor ofPsychological Sciences. Specialty: 19.00.04 / St. Petersburg Research Psychoneurological Institute named after V. M. Bekhterev]. St. Petersburg, 2000. 48 p. (In Russ.).
Koppe^HOHHO-negarormecKoe 06pa30BaHHe. 2023. № 3
10. Safuanov F. S. Forensic psychological examination in criminal proceedings: Scientific and practical guide. M.: Smysl, 1998. 191 p. (In Russ.).
11. Kirillova E. B. Personal psychological determinants of adolescents' predisposition to deviant behavior. Dissertation... candidate of psychological sciences. Specialty: 19.00.06. M., 2020. 231 p. (In Russ.).
12. Loginova N. V., Khudik V. A. Ideas about civic position and feelings of patriotism among high school students. Monograph / St. Petersburg. Academy of Postgraduate Pedagogical Education. St. Petersburg: SPbAPPO, 2007. 130 p. (In Russ.).
nocmynma e pedaKy,UK>: 06.09.2023 e.