М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
осужденными. Получение образования, в основном, происходит дистанционно. При этом, осужденный-студент имеет возможность получать задания, сдавать зачеты и экзамены посредством использования компьютерных технологий. Дистанционное обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы с использованием телекоммуникационных технологий дает осужденным возможность получить высшее образование практически в любой географической точке без посещений ВУЗа и непосредственного контакта с преподавателем, кроме этого - учиться очно, заочно и экстерном.
Рассмотренный способ реализации права осужденных к лишению свобо-
112006
ды получать образование в уголовно-исполнительной системе является самым приемлемым и не нарушает норм режимных требований исправительных учреждений. Причем для некоторых видов учреждений, исполняющих наказания, он является единственно возможным. На сегодняшний день наиболее распространенной формой получения образования является заочная.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации.
3. Багреева Е. Г. Субкультура осужденных и их рееоцпл.пиицнн. М.: ВНИИ МВД РФ, 2001.
ПСИХОГЮГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Н. Ю. Волова, доцент, профессор, Самара, СГА
В работе анализируются психоло-го-педагогические эффекты обучения и воспитания в экстремальных условиях, реализуемые в рамках образовательного проекта, проводимого на основе телекоммуникационных технологий дистанционного образования в пенитенциарной системе. Определена специфика психолого-педагогичес-ких условий обучения осужденных, связанная с ситуацией социально прп вовой и психологической изоляции, прессинга. Выявлены новые эффекты и закономерности реализации педагогического процесса в экстремальных условиях, качественно отличные от традиционных дидактических
принципов. Установлено, что при использовании телекоммуникационных технологий обучения трансляция знаний происходит напрямую в сознание, минуя социально-психологический барьер и последствия пенитенциарной блокады.
Решение проблемы преступности является одной из самых острых и всегда актуальных в современном обществе. И главное решение этой проблемы связано с процессом перевоспитания преступника, причем не только в реабилитационный период, во время которого он должен адаптироваться к социуму и найти свое место в общественной структуре, но и непос-
64
Социальная психология и коррекционная педагогика
редственно во время отбывания нака зания.
Для борьбы с преступностью общество должно создать особые механизмы социальной реабилитации преступника, к которым относятся институты, обеспечивающие приобретение профессиональных навыков и позитивно влияющие на личность. Перевоспитание преступника непосредственно во время отбывания НЭ.КЭ.ЗЭ. ния является убедительной гарантией его социальной адаптации в обществе с выходом на свободу. При этом именно образование является уникальным методом перевоспитания и развития личности. Однако само по себе образование неспособно достичь этих целей. Более того, реализация самого образовательного процесса, особенно на базе высшего образования, без учета специфики экстремальных условий пенитенциарной системы, как выяснилось, безнадежна.
Проблема высшего образования в пенитенциарной системе связана не только с реализацией прав личности, но и й потребностями высшего порядка, удовлетворение которых определяет совершенствование, рост и самореализацию личности, а, значит, исправление. По сути, высшее образование в пенитенциарной системе является одним из действенных механизмов борьбы с криминализацией общества, а также управления этим процессом в порем поп среде. Одним из серьезных достижений в развитии исправительных мер и одновременно гуманистических мероприятий в пенитенциарной системе Российской Федерации было внедрение высшего образования в тюрьмах в рамках проекта
В.Т. Волова «Через высшее образование борьба с криминализацией общества без дополнительного бюджетного финансирования» на базе фили-Э.ЛЭ. Современной Гуманитарной Академии [1].
В процессе обучения проводится психолого-педагогический мониторинг [2], результаты которого показывают, что в пенитенциарной системе образовательный процесс имеет существенные отклонения от классических Законов и принципов педагогики, что во многом определяется экстремальными условиями, в которых находятся осужденные. Влияние оказывают как социально-бытовые, правовые условия обучения и жизнедеятельности, так и нравственно-психологические.
В исправительно-трудовых учреждениях осужденные формируют свою новую пассионарную среду - вынужденный социум, подверженный контролю и управлению, связанный с их социально-правовым положением. В нем существуют свои негласные правила поведения, свои касты и порядки. В тюремной среде сформировалась своя система ~ законов, стереотипов и правил поведения и отношений, своя мораль и этика. Ориентирована эта система, как и любая другая, на выживание, сохранение собственной аутентичности, связанной со стремлением к свободе и одновременной потребностью сохранения личностного суверенитета и достоинства.
Защитно-оборонительный, во многом агрессивный характер коммуникативных, интерактивных и перцептивных установок и паттернов в поведении тюремного социума проявля-
65
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
ется как к самой системе исправления-наказания, так и ко всем «внешним» раздражителям. И любое влияния на осужденного сопровождается выработанным системой криминального социума защитно-настороженным реагированием.
Подозрительность и настороженность проявляется в отношениях с людьми и в восприятии любой информации. Постепенно эти черты начинают доминировать и закрепляться на всех уровнях перцептивных, интерактивных и коммуникативных взаимодействий с миром. Характерной особенностью уголовной системы тюремной среды заключенных является ее частичная закрытость. В условиях ограничения прав и свобод личности отмечаются специфические эмотивно-аффективные и поведенческие реакции, носящие защитно-при-способительный и оборонительный характер. Вместе жесткие условия режима и тюремного социума формируют специфические стереотипы нравственно-оценочного восприятия и суждений. В комплексе эти факторы способствуют социально-психологической изоляции (и самоизоляции) заключенного. Данные изменения, связанные с общей социально мепхо логической блокадой и прессингом, резко ограничивают любые информационно-коммуникативные влияния. Любая информация, получаемая извне, воспринимается критически, с предубеждением.
Помимо очевидных негативно влияющих на физическое, психическое и моральное состояние факторов уголовной среды и плачевных условий жизни осужденных необходимо ис-
112006
следовать и на практике учитывать сложные психические процессы, происходящие непосредственно при отбывании наказания, вторично влияющие на процесс исправления и коррекции человека [5]. Проведенный психологический мониторинг лиц, отбывающих срок наказания в исправительно-трудовых учреждениях Самарской области, позволил выявить общие тенденции в аффективно-эмоциональной сфере, по особенностям перцептивной (система восприятия) и апперцептивной (особенности восприятия, связанные с предшествующим опытом, содержанием и направленностью личности) сферам, а ТЗ.КЖ6 общие механизмы психологической защиты. Данные исследования отражают особенности психологической организации, подсознательных механизмов эмоционального восприятия и реагирования обучаемого, находящегося в экстремальных условиях мест лишения свободы [2].
Так, у абсолютного большинства преобладает защитный механизм «рационализация». Посредством него происходит переработка травматической и стрессогенной информации путем объяснения собственных поступков, мыслей, установок, позволяющий скрывать истинные их мотивы и оправдывать себя. Такой тип защиты развивается под влиянием специфических условий и окружения. Обследованный контингент находится именно в такой специфической, дебной, стрессогенной среде. Помимо лишения прав и свобод, человек в рамках тюремного заключения лишается элементарных бытовых условий, ощущения безопасности, погружается в
Социальная психология и коррекционная педагогика
каждодневные фрустрационно-етрее-совые ситуации угрозы и неопределенности. Наряду с «рационализацией» в группе развита «проекция» -механизм защиты путем перевода субъективных переживаний вовне, наделением внешних объектов внутренними бессознательными желаниями и аффектами. Данный тип защиты сопровождается перенесением вины и ответственности за отвергаемые в себе наклонности на кого-либо другого, приписыванием другим людям собственных чувств и качеств. В отличие от «рационализации» «проекция» свидетельствует об уходе от проблемы и переживания, а не разрешения их путем рационального переосмысления, психологической схоластики. Данный тип защиты развивает такое качество как подозрительность. Также в группе выражена «регрессия» -специфическая, порой болезненно-патологическая форма защиты. При этом человек как бы возвращается на предыдущие ступени психологического развития, что проявляется в соответствующих типах реагирования, прежде всего на стрессоры - в форме первоначальных, примитивных способах мышления и поведения. Такая аварийная, бессознательная в своей основе, форма психологической защиты архаична, ее появление у взрослых мужчин в угнетающей стрессо-генной среде свидетельствует о критической ситуации. Проявление регрессивных реакций свидетельствует одновременно об отказе от осознания проблемы и попытки активного совладания с ней в ситуации безысходности, а также о потери контроля и самообладания с отказом от ответ-
ственности и норм нравственности. Учитывая специфику пенитенциарной среды, пронизанной воровским криминалом среды осужденных и прессингом со стороны администрации, провоцирующие «регресс» факторы сопровождаются тяжелыми психопатологическими реакциями с неконтролируемым выплеском агрессии.
Необходимо отметить, что защитные механизмы активизируются и реализуются, прежде всего, в травматических и стрессовых ситуациях. Учитывая хронический характер стрессоров в пенитенциарной среде и узкий диапазон психологических условий адаптации, указанные механизмы защиты и дезадаптивного поведения Закрепляются, и сами становятся па-тогномичными, В целом все указанные формы психологических защит и их сочетания патогенны в своей сути, а, учитывая положение и среду испытуемых,- опасны. Все это свидетельствует о едином, общем процессе, закономерно развивающемся в психике обследуемого контингента испытуемых. Выявленная картина становится понятной при учете того факта, что в исследуемой группе сильно выражена алекситимия (высокие показатели по таронтовской шкале) - психический феномен, при котором индивид почти не идентифицирует собственных чувств и чувств других людей. Такой тип реагирования развивается как защита от негативного влияния окружения и собственных хронических переживаний. Именно ситуация хронического дистресса потенцирует развитие эмоциональной невосприимчивости - таким образом заключенные отгораживают свою психику от
67
Казанский педагогический журнал
лишних переживаний и всего «нового», Выявленная система психологической защиты свидетельствует о глубоком кризисе субъект-объектной системы «человек-среда» [3].
Исходя из глобальных задач исправления-наказания, выявляемые психические и психологические противоречия, связанные с «человеческим фактором» и самой пенитенциарной системой, для перевоспитания и коррекции преступника требуется учитывать условия, механизмы и детерминированные сбои этой системы. Речь идет, прежде всего, о субъективном, психологическом факторе [4]. В частности выявленная интрапсихическая дисгармония, связанная с изоляцией, системой психологических защит эмоциональных и перцептивных блоков, может быть купирована за счет внешних влияний путем организации учебного процесса. Однако, для достижения этих эффектов необходим учет психологических условий и обстановки заключенного и выбор адекватных (конгруэнтных) им форм обучения, технологий и дидактических методов.
Одной из наиболее подходящих социально-психологическому состоянию и нравственно-правовому положению студентов-осужденных форм обучения, оказалась дистанционная образовательная технология, на практике показавшая свою состоятельность. Проект реализуется уже 8 лет. Социально-педагогический мониторинг показывает высокий уровень социальной адаптации лиц, обучающихся в пенитенциарной системе, и низкий уровень в их группе криминальных рецидивов.
112006
Для реализации дистанционных образовательных технологий используются различные формы и виды организации обучения, включая:
- создание специальной учебной среды; широкое использование обзорного обучения, формирующего целостную картину изучаемой области знания;
- регулярное применение глоссар-ного и алгоритмического обучения, предполагающих системное заучивание фактов и понятий, входящих в профессиональные словари, а также отработки алгоритмов профессиональных умений;
- погружение в сферу развивающего обучения, тренирующего обучающегося в самостоятельном поиске информации, ее творческом осмыслении и самостоятельных действиях в изменяющихся условиях; применение тотального контроля знаний обучающихся.
Учитывая специфику социально-психологического состояния осужденного и всю сложность влияния на его личность в условиях изоляции, применяемая телекоммуникационная технология обучения оказалась наиболее адекватной и перспективной как в плане социально-экономических условий реализации обучения (отсутствие материальной поддержки от государства), так и с точки зрения доступности. Немногочисленные примеры реализации классических систем образования в пенитенциарной системе не только не оправдали, но и отчасти дискредитировали себя.
Дистанционные формы обучения дают возможность организационно и технологически избежать выявленных
Социальная психология и коррекционная педагогика
психологических защит и эмоцио-нально-аффективных блоков, выводя образовательный процесс за рамки межличностного взаимодействия и восприятия, избегая традиционных менторских методов управления учебным процессом, соответствуют принципу конгруэнтности в образовании [3]. В такой ситуации, когда знания предаются напрямую, тесты иэкзаме-ны проводятся в электронном виде, минуя «посредников» в форме экзаменаторов, минуя социально-психологический барьер, психические блоки и последствия пенитенциарной блокады, педагогический процесс создает уникальную образовательно-коррек-ционную ситуацию. У студента активизируется интеллектуальная деятельность, управляемая виртуальными средствами и направляемая учебными задачами. Обучение переходит на уровень самообучения.
Телекоммуникационные технологии и многочисленные учебные программы (слайд-лекции, телелекции, обучающие компьютерные программы и др.) создают канал для утилизации неотреагированных чувств и переживаний, спроецированных на других. Новые впечатления, образно и эмоционально окрашенный учебный материал телекоммуникационных пособий и учебных программ активизируют перцептивные каналы и воображение. Именно при таком подходе, с учетом социально-психологических факторов и выбором конгруэнтных форм и методов обучения, в экстремальных условиях формируется об-разовательно-коррекционная среда, решающая проблемы развития и исправлении личности. Учебный менед-
жер выполняет здесь вспомогательную роль, не контролируя непосредственно деятельность обучающегося, он помогает реализации педагогического процесса, консультируя и предоставляя дополнительную информацию по предмету. Он не довлеет над осужденным, не выполняет менторских функций. Происходит восполнение интерактивного, коммуникативного и духовного дефицита. Согласно данным психолого-педагогического исследования, у осужденных за несколько лет обучения отмечается рост гуманитарного и технического интеллекта, происходит переструктурирование морально-ценностной сферы, гармонизация аффективно-побудительной сферы, меняется поведение [2]. Успеваемость в среднем соответствует 4 баллам.
Таким образом, выявленные психолого-педагогические аспекты высшего образования в пенитенциарных учреждениях дают новые представления о влиянии экстремальных условий на процесс обучения, учет которых делает возможным его реализацию и перевоспитание личности преступника.
Литература:
1. Волов В. Т.,Четырова Л. Б., Воло-Ш Н. Ю. Дистанционное образование. Истоки, проблемы, перспективы.- Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2000 - 100 с.
2. Волов В.В. Высшее образование в местах лишения свободы как психологический фактор социалыкм! адаптации заключенных.- М: Изд-во СГУ, Труды СГУ, вып. 26. С. 33-37.
3. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности.-М.: «Касталь», 1997,- 211 с.
4. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: «Поппури», 2000.- 672 с.