УДК 796.011.5 ББК Ч4.200.55
ГСНТИ 77.03.05; 14.37.01
Код ВАК 13.00.04
Хашем Ю. Хассан,
докторант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); 350015, г.Краснодар, ул.Буденного, 161; e-mail: [email protected].
Терентьев Алексей Евгеньевич (перевод),
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, Институт физической культуры; директор Института физической культуры, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 259; e-mail: [email protected].
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ИГРОКАМИ ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ФУТБОЛИСТОВ К УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ С ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ,
ОТЛИЧАЮЩИМИСЯ ОТ ПРИВЫЧНЫХ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профилактика межличностных конфликтов игроков; эмоциональное состояние; педагогическая технология профилактики конфликтов в команде; мотивация; эмпатия; тревожность.
АННОТАЦИЯ. Адаптация футболистов к учебно-тренировочному процессу в период выездных сборов зависит от организации тренировочного процесса, в котором необходимо учитывать не только физиологическое, но и психологическое состояние спортсмена. Организация процесса адаптации футболистов к непривычным природно-климатическим условиям сопряжена в работе тренера с преодолением многочисленных преград, в ряду которых одно из ведущих мест занимает психологическое состояние спортсмена, определяющее его работоспособность. Важное значение для адаптации спортсменов в условиях тренировки в регионах, природно-климатические условия которых отличаются от привычных, имеет профилактика конфликтных ситуаций между игроками. Межличностные конфликты между игроками команды часто возникают в условиях проведения тренировочных сборов профессиональных команд и являются следствием физиологической дезадаптации спортсмена, которая проявляется в виде напряжения психологических функций организма.
Hashim Y. Hassan,
Doctoral Student, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
T erentiev Alexey Yevgenievich (translation),
Candidate of Pedagogy, Assistant Pforessor, Chair of Physical Education, Director of the Institute of Physical Culture, Ural State
Pedagogical University (Ekaterinburg).
KEY WORDS: prevention of interpersonal conflicts between players; emotional state; educational technology of preventing conflicts in a team; motivation; empathy; anxiety.
ABSTRACT. Adaptation of players to the training process during periodical training in sport camps de-
only physiological, but also psychological state of the athlete. Organization of the process of adaptation to
different from the usual. Interpersonal conflicts between team players, which often arise in training camps, are the result of physiological maladaptation of the athlete, which manifests itself in psychological stress.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF CONFLICTS PROPHYLAXY AMONG FOOTBALL PLAYERS IN THE COURSE OF THEIR ADAPTATION TO EDUCATIONAL AND TRAINING ACTIVITIES IN THE COUNTRIES WITH CLIMAT DIFFERENT FROM THAT OF THE NATIVE COUNTRY
pends on the organization of the training process, in which it is important to take into consideration not
unusual climatic conditions makes a coach overcom many obstacles, among which one of the most important is the psychological state of the athlete, which determines his performance. Prevention of conflict between players is important in the process of adaptation of athletes to training in the regions with climat
ктуальность заявленной темы оче- педагогически правильное разрешение
видна: когда футболисты трени- конфликтной ситуации несет тренер, кото-
руются в регионах с природно-климатиче- рый должен осознавать, что возможные
скими условиями, отличающимися от при- участники конфликтов в команде имеют
вычных, большое напряжение испытывает различные психотипы, игровой статус, чем
эмоционально-волевая сфера игроков. Это и определяется разное поведение в кон-
часто приводит к возникновению межлич- фликте. Таким образом, тренер должен
ностных конфликтов между игроками ко- владеть психолого-педагогическими прие-
манды. Особенно часто в команде обостря- мами и технологиями профилактики меж-
ются существовавшие задолго до выезда личностных конфликтов между игроками
конфликтные ситуации. Ответственность за команды.
© Хашем Ю. Хассан, 2013
© Терентьев А. Е., перевод на русский язык, 2013
Цель данной статьи — обосновать и разработать педагогическую технологию профилактики межличностных конфликтов между игроками команды в условиях выездных учебно-тренировочных сборов. В соответствии с целью выдвигались следующие задачи:
- изучить и проанализировать методологическую основу темы исследования;
- выявить цель, средства диагностики, формы, средства и педагогические условия профилактики межличностных конфликтов игроков в период выездных сборов;
- разработать педагогическую технологию профилактики межличностных конфликтов игроков команды;
- внедрить разработанную технологию в учебно-тренировочный процесс исследуемой команды;
- провести психолого-педагогический эксперимент и исследовать эффективность разработанной педагогической технологии.
В ходе исследований мы разработали психолого-педагогическую технологию
профилактики межличностных конфликтов в команде в период адаптации игроков к учебно-тренировочному процессу в непривычных для условиях. Для разработки технологии потребовалось определить критерии ее структуры. В современной теоретической педагогике существует множество критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в образовательном процессе. Для нашего исследования наиболее приемлемой является структура, основанная на выделении основных компонентов процесса организации профилактики конфликтных ситуаций: цели, содержания, организационных форм, средств диагностики, результата. Выделение структурных компонентов позволило нам в данной системе выделить следующие блоки: целевой, содержательный, организационный, функциональный, результативный.
В качестве общей цели мы определили организацию педагогической деятельности тренера по профилактике межличностных конфликтов в команде.
Для организации этой деятельности необходима психолого-педагогическая диагностика психологического состояния спортсменов. На данном этапе в качестве основных психолого-педагогических проблем мы обозначили психологические критерии, которые характеризуют снижение психологической адаптации игроков: тревожность, мотивацию, эмпатию, самоактуализацию и социализацию.
Для исследования уровня тревожности мы использовали метод тестирования. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как оно, с одной стороны, обусловливает поведение субъекта, с другой - является важным показателем
уровня адаптации, что позволяет дифференцированно измерять тревожность, в том числе как личностное свойство. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.
Мотивация исследовалась нами на основе морфологического теста жизненных ценностей В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной и теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Основным диагностическим конструктом методики В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной являются терминальные ценности. Жизненные ценности, формирующие мотивацию, включают познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик, социальные контакты, формирующие благоприятную социально-коммуникативную среду межличностного общения в команде.
Методика смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева направлена на диагностику внутреннего локуса контроля, с которым тесно связана осмысленность жизни, причем один из этих феноменов характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль.
Эмпатия - это способность субъекта к сопереживанию и объективной оценке отношений. Выделяется несколько каналов эмпатии. Рациональный канал определяет способность к эмоциональному и интуитивному отражению партнера и определяет мотивацию интереса к субъекту деятельности. Эмоциональный канал эмпатии диагностирует способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими, понимать внутренний мир субъекта отношений, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать в процессе деятельности. Интуитивный канал эмпатии позволяет уйти от оценочных стереотипов и строить в процессе отношений индивидуальную траекторию общения. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности.
Самоактуализация и социализация личности исследовались на основе теста самооценки личности Сосновского и теста измерения самоактуализации Джоунс - Крен-далла. При адекватной самооценке субъект социального взаимодействия правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, ставит перед собой реальные цели, умеет адекватно прогнозировать отношение окружающих к результатам своей деятельности.
Рисунок 1. Педагогическая технология организации профилактики межличностных конфликтов в команде
128 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2013. № 5
Следующий этап исследования - операционально-деятельностный. На данном этапе на основе результатов, полученных на этапе диагностики, мы выявили уровни психологической адаптации игроков. Первый - дезинтеграция деятельности. На данном этапе личность во время приспособления находится в состоянии динамического неустойчивого равновесия.
Второй уровень психологической адаптации - формирование идентичности. Оно может происходить по-разному: если образуется кризис идентичности, спортсмен полностью утрачивает мотивацию, что может привести к срыву тренировочного процесса. При научно обоснованном и организованном процессе адаптации наступает этап предварительной идентификации, который способствует достижению идентичности. Следующий уровень - рефлексия. В условиях рефлексии любая деятельность осуществляется осмысленно, с осознанием ее мотивов и целей. Рефлексивные процессы проявляются в проектировании и конструировании игроком деятельности, а также
на этапе самоанализа и самооценки деятельности, самого себя как субъекта.
На следующем этапе исследования мы определили формы, средства профилактики межличностных конфликтов в команде. В качестве адекватных форм, способствующих достижению цели, мы выделили рейтинги достижений футболистов, психологические тренинги, психологическое консультирование, занятия по физической релаксации.
В 2002-2012 гг. нами проводился педагогический эксперимент. В нем участвовали игроки команды «Порт» (Ирак).
Целью опытно-экспериментального исследования явилась проверка эффективности комплекса педагогических условий, обеспечивающих реализацию технологии профилактики межличностных конфликтов в команде.
В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что все критерии психологической адаптации в экспериментальной группе демонстрируют положительную динамику. Так, была отмечена более интенсивная динамика стабилизации личностной и ситуативной тревожности (таблица).
Таблица
Итоги диагностики ситуационной и личностной тревожности (по Спилбергеру )
Степень тревожности Г руппы Ситуационная тревожность Личностная тревожность
Начало эксперимента Окончание эксперимента Начало эксперимента Окончание эксперимента
очень высокая экспериментальная - - 1 1
контрольная - - 1 1
высокая экспериментальная 8,8 2,8 (-6) 5,8 - (-5,8)
контрольная 2 2,7 (+0,8) 0,3 1,3 (+1)
низкая экспериментальная 57,3 62,3 (+5) 47 50,4 (+3,4)
контрольная 42,8 47,9 (+4,9) 47,6 38,7(-8,7)
очень низкая экспериментальная 33,9 34,9(+1) 46,2 48,6 (+2,4)
контрольная 55,2 50 (-5,2) 48,1 59 (+10,9)
Рисунок 2
Как мы видим, при начале эксперимента у некоторых игроков экспериментальной группы возрастала ситуативная и личностная тревожность. Но по мере адаптации наблюдается снижение количества человек с высокой ситуационной и личностной тревожностью, переход указанных форм тревожности в разряды низких и очень низких, что может свидетельствовать о высокой степени адаптивности. В целом, согласно данным таблицы, прослеживается наиболее интенсивная динамика снижения уровни
тревожности в экспериментальных группах.
Динамика самооценки эмпатических способностей показывает возрастание адекватности самооценки как следствия освоения знаний об эмпатии, соответствующих умений, позитивных приращений в ценностной сфере личности (рис. 2).
Результаты показывают, что на начальном этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах преобладает мотивация II уровня («стараюсь добросовестно выполнять программу») и I уровня
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
ІІИ
I
II
III IV
Рисунок 3
(«проявляю интерес к отдельным фактам»).
Можно сделать вывод о необходимости повышения мотивации с уделением особого внимания формированию мотивации IV уровня (устойчивой мотивации).
На этапе окончания эксперимента было выявлено возрастание мотивации, в первую очередь связанной с III и IV группами мотивов, в обеих группах. Однако на диаграмме (рис. з) видно, что экспериментальная группа продемонстрировала значительную положительную динамику мотивации IV группы мотивов относительно контрольной. Это говорит о большей осознанности и самостоятельности.
Подведем итоги.
1. В период выездных учебно -тренировочных сборов в командах игроков могут возникать межличностные конфликты, для предупреждения которых необходима научно обоснованная работа по организации их профилактики.
2. Мы обосновали средства диагностики психологического состояния игроков, организационные формы, средства и педагогические условия профилактики возможных конфликтных ситуаций между игроками команды.
3. На основе предложенных нами средств диагностики психологического состояния игроков, организационных форм, средств и педагогических условий профилактики возможных конфликтных ситуаций между игроками команды мы разработали педагогическую технологию профилактики возможных конфликтных ситуаций между игроками команды.
□ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа
4. В ходе исследования динамики психологического состояния спортсменов команды методикой тестирования были выявлены следующие уровни адаптации у игроков команды: дезинтеграция деятельности, формирование идентичности, рефлексия.
5. В качестве адекватных форм, способствующих реализации заявленной цели, мы определили рейтинги достижений футболистов, психологические тренинги, психологическое консультирование, занятия по физической релаксации.
6. В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что по всем критериям психологической адаптации экспериментальная группа продемонстрировала положительную динамику, в отличие от контрольной. Например, была отмечена более интенсивная динамика стабилизации личностной и ситуативной тревожности, стабилизации эмпатийных способностей, возрастания мотивации.
7. Обобщенный анализ проведенных исследований позволил выявить возросшую динамику эффективности процесса психологической адаптации, что подтвердило наши предположения. Таким образом, использование разработанной нами технологии способствовало эффективному процессу профилактики межличностных конфликтов и соответственно может помочь в управлении процессом психологической адаптации игроков в условиях тренировочного процесса, отличающихся от привычных.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н. А. Адаптация и резервы организма. М. : Физкультура и спорт, 1983.
2. Адаптивная саморегуляция функций / под ред. В. М. Василевского. М. : Медицина, 1977.
3. Багрецов С. А., Львов В. М. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом : учеб. М. : Лань, 1999.
4. Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Социально-психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах / / Журн. невропат. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1994- Т. 94, № 6.
5. Гайк А. Спортивная морфология : учеб. пособие. Советсткий спорт, 2005.
6. Геселевич В. А. Медицинские аспекты нормы и патологии у высококвалифицированных спортсменов : автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 1991.
7. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван : Наука, 1988.
8. Шестаков М. М. Футбол: методологическая основа учета индивидуальных особенностей игроков : учеб.-метод. пособие / М. М. Шестаков. Краснодар : КГАФК, 1995.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. А. Новоселов.