ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
значениям познавательной мотивации студентов обучения в вузе соответствуют высокие значения самостоятельности учебно-исследовательской деятельности. Поскольку значения связи показателей познавательной мотивации обучения в вузе и самостоятельности учебно-исследовательской деятельности студентов первой экспериментальной группы приближаются к + 1,00, то можно говорить уже не просто о связи, а о функциональной зависимости исследуемых переменных величин.
У участников второй экспериментальной группы эмпирические значения связи показателей познавательной мотивации обучения в вузе и самостоятельности учебно-исследовательской деятельности студентов находятся в интервале от 0,3 до 0,49, что свидетельствует об их умеренной связи. Данные связи по направлению являются положительными, по форме — прямыми: низким значениям познавательной мотивации обучения в вузе соответствуют низкие значения самостоятельности учебно-исследовательской деятельности студентов.
В результате проведенного статистического анализа был сделан следующий вывод: чем выше уровень развития познавательной мотивации обучения в вузе, тем более испытуемые самостоятельны в своей учебно-исследовательской деятельности.
Таким образом, полученные опытно-экспериментальным путем данные подтверждают предположение о возможности развития познавательной самостоятельности студентов медицинского вуза посредством выполнения групповых исследовательских проектов по психологии.
1. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников : моногр./ Т. И. Шамова. — М. : Педагогика, 1982. — С. 178.
2. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого
саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр
инновационных технологий, 2000. — 608 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 1999. — 224 с.
4. Осадчук, О. Л. Реализация проектной деятельности на основе контекстного подхода как инструмент развития профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза / О. Л. Осадчук // Образование и наука XXI века — 2011 : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. — Т. 9. Педагогические науки. — София : Изд-во «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. — С. 11-16.
5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2002. — 512 с.
6. Моросанова, В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 118-127.
ОСАДЧУК Ольга Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.
© О. Л. Осадчук
удк з78.о464 н. д. ГЕТМАН
Т. Н. ПЕДАН
Омская государственная медицинская академия
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Анализируется роль психолого-педагогической подготовки преподавателей медицинского вуза как условие реализации компетентностного подхода. Предлагаются пути реализации данного подхода в соответствии с общими задачами модернизации российского образования. Рассматриваются изменения требований к уровню психо-лого-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза как условие повышения качества образования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность преподавателя; психолого-педа-гогическая подготовка.
Реализация инновационных изменений высшей медицинской школы, повышение качества образования и внедрение стратегии «Образование-2020» осуществляются на основе Болонской декларации. После принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году образование рассматривает-
ся как общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности.
Подготовить будущих врачей к успешному решению профессиональных задач и способствовать их личностному развитию возможно при использовании компетентностно- и личностно ориентированных форм, методов, технологий обучения преподавателей медицинской школы.
Сформированность профессиональных компетенций преподавателя опосредованно влияет на формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся [1, 2]. Достижение этой цели требует реализации системы условий, одним из которых являются проектирование, организация и проведение психолого-педагогической подготовки преподавателей Омской государственной медицинской академии в рамках дополнительной образовательной программы послевузовского профессионального образования «Преподаватель высшей школы», осуществляемой на базе кафедры педагогики и психологии.
Психолого-педагогическая подготовка в системе дополнительного профессионального образования является важнейшим условием профессионального роста преподавателей вуза. Ее проведение включает несколько составляющих, например:
а) теоретико-методологическую подготовку слушателей в ходе освоения дисциплин по профессиональной педагогике и психологии;
б) практическую подготовку слушателей к проектированию, организации и проведению учебных занятий;
в)проведение психолого-педагогических исследований по актуальным проблемам медицинской высшей школы;
г) организацию психолого-педагогической практики, целью и задачами которой являются формирование профессиональных компетенций преподавателя в области психолого-педагогической, организационно-педагогической и научно-педагогической деятельности и т. д.
В качестве основных профессиональных компетенций преподавателей медицинского вуза были выделены следующие:
1) психолого-педагогическая компетенция — способность и готовность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего врача;
2) организационно-педагогическая компетенция — способность и готовность проектировать и организовывать образовательный процесс в медицинском вузе (проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий, организация самостоятельной и научно-исследовательской деятельности обучающихся, проведение мониторинга качества подготовки студентов);
3) научно-педагогическая компетенция — способность и готовность изучать актуальные педагогические проблемы, основываясь на принципах методологии психолого-педагогических исследований [3, 4].
Рассмотрим требования к результатам освоения программы «Преподаватель высшей школы» на примере научно-педагогической компетенции, которая нами рассматривается как способность и готовность организовывать исследовательскую деятельность студентов, представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада на основе методологии научного исследования; интегрировать современные научные знания с преподаванием.
Знает: основные тенденции развития науки и способы интеграции современных научных знаний
в преподавании учебных дисциплин; специфику пси-холого-педагогических исследований в медицинском вузе; особенности грантовой политики государства в области образования; требования к написанию конкурсных заявок, заявок на гранты; способы представления результатов проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада; способы организации исследовательской деятельности в медицинском вузе с учетом специфики специальностей.
Умеет: обобщать и критически оценивать результаты различных исследований (в том числе и студенческих); интегрировать современные научные знания в преподавание учебных дисциплин; определять методологические основания исследований в медицинском вузе; планировать проведение исследований (в том числе студенческих) в соответствии с целями обучения и уровнем подготовленности студентов; создавать конкурсные заявки, заявки на гранты; оценивать результативность исследовательской деятельности (в том числе студенческих) в медицинском вузе на основе критериев и показателей; проводить рефлексию научно-педагогической деятельности.
Владеет: инструментарием исследования в медицинском вузе; технологией интеграции современных научных знаний с преподаванием учебных (профильных) дисциплин; технологией организации и проведения исследований (в том числе студенческих) в медицинском вузе с учетом специфики специальностей; способами оценки и презентации результатов пси-холого-педагогических и медицинских исследований в медицинском вузе; технологией организации работы с проектами на грант.
Приведем пример исследования уровня развития профессиональной компетентности преподавателей Омской государственной медицинской академии. В качестве критерия данной компетентности выступали способность и готовность профессорско-преподавательского состава развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего врача. Данный критерий определялся по следующим показателям:
— знание основных профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;
— знание педагогических технологий, ориентированных на развитие профессионально важных качеств личности будущего профессионала;
— умение диагностировать уровень развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;
— умение проектировать (определять цели, содержание и способы) процесса развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;
— владение технологией развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача и т. д.
В соответствии с данными показателями нами была разработана анкета, с помощью которой мы определили уровень развития профессиональной компетентности преподавателей Омской государственной медицинской академии (табл. 1).
Для диагностики профессиональной компетентности, а именно диагностики умений и владения развивать профессионально важные качества личности будущего врача, преподавателям было предложено следующее задание: «Разработайте алгоритм развития конкретных профессионально важных качеств будущего врача на примере учебного занятия по Вашей дисциплине» (табл. 2).
Результаты проведенного исследования, в котором принимали участие 27 преподавателей Омской
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
Анкета определения уровня развития профессиональной компетентности преподавателей Омской государственной медицинской академии
№ п/п Вопрос
1 Перечислите основные профессионально важные и значимые качества личности будущего врача.
2 Какое значение имеют данные качества для эффективной и успешной профессиональной деятельности? Почему?
3 Как Вы определяете уровень сформированности профессионально важных качеств личности будущэго врача?
4 Какие диагностические методики Вы используете для определения уровня развития профессионально важных и значимых качеств личности будущэго врача? Перечислите.
5 Какие Вы знаете педагогические технологии, ориентированные на развитие профессионально важных качеств личности будущего профессионала?
6 Какие из данных технологий (или их элементы) Вы используете в своей педагогической деятельности? Перечислите.
7 Какие трудности Вы испытываете при определении и использовании данных технологий?
8 Что Вы понимаете под процессом проектирования развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача?
9 Какие составляющие включает данный процесс?
10 Какие трудности Вы испытываете при проектировании процесса развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача?
11 Что, на Ваш взгляд, включает в себя технология развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача?
12 Какие трудности Вы испытываете при определении и реализации данной технологии?
государственной медицинской академии, позволили сделать вывод о том, что часть (25,6 %) преподавателей имеют уровень профессиональной компетентности ниже среднего, 59,6 % преподавателей обладают средним уровнем данной компетентности и лишь у 14,8 % преподавателей высокий уровень психологопедагогической компетентности.
Уровень профессиональной компетентности преподавателей ниже среднего характеризовался следующими показателями:
— знание основных профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;
— поверхностное представление о педагогических технологиях, ориентированных на развитие профессионально важных качеств личности будущего профессионала;
— знание некоторых методов и форм обучения и воспитания, направленных на развитие профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;
— недостаточное умение проектировать процесс развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;
— не владение технологией развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача.
Для преподавателей со средним уровнем пси-холого-педагогической компетентности было характерно:
— достаточно глубокие представления о профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача, а также педагогических технологиях, ориентированных на развитие профессионально важных качеств личности будущего про-фессионала;
— знание основных методов диагностики уровня развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача и использование их в образовательном процессе;
— умение проектировать процесс развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача;
— владение технологией развития профессионально важных и значимых качеств личности будущего врача.
Преподаватели с высоким уровнем психологопедагогической компетентности, помимо глубоких представлений о профессионально важных и значимых качествах личности будущего врача и знания личностно ориентированных технологий, продемонстрировали высокий уровень проектирования и технологии реализации процесса развития профессионально важных качеств личности студентов.
Перспективным направлением в данной области исследований является создание программы формирования профессиональных компетенций преподавателей высшей медицинской школы, подготовка учебных и учебно-методических пособий, позволяющих обеспечить образовательный процесс реализации программы «Преподаватель высшей школы».
Таблица 2
Алгоритм развития конкретных профессионально важных качеств будущего врача
№ п/п Этап Задача этапа Действия преподавателя (методы, формы) Действия студентов Результат
1
2
3
1. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе / А. И. Артюхина [и др.]. — Омск : Полиграфический центр КАЛ, 2012. — 198 с.
2. Красинская, Л. Ф. Формирование психологопедагогической компетентности преподавателя технического вуза в системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Л. Ф. Красинская. — М., 2011. — 51 с.
3. Заир-Бек, Е. С. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение / Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына ; под ред. Г. А. Бордовского. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 287 с.
4. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза : метод. рек. для преподавателей медицинских вузов / под ред. Н. Е. Ва-жеевской. — М. : Изд-во Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, 2012. — 172 с.
ГЕТМАН Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.
ПЕДАН Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.
© Н. А. Гетман, Т. Н. Педан
УДК 37.025:303.442.3 н. Ю. ДЕМДОУМИ
Н. Ю. ВЛАСЕНКО Н. А. ПОЛЯНСКАЯ
Омская государственная медицинская академия
СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ И ДЕОНТОЛОГИИ У ВЫПУСКНИКОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
В статье представлены результаты анкетирования выпускников педиатрического факультета о современных медицинских технологиях и понимании вопросов этики и деонтологии. Проведенное анкетирование выпускников выявило ряд проблем, тесно связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Широкое использование высокотехнологичной медицинской помощи населению требует от врача-професси-онала четкого понимания своего предназначения, твердых моральных устоев, способности самостоятельного принятия решения во благо пациента.
Ключевые слова: этика, деонтология, врач, дети.
Значимость медицинской этики и деонтологии в современный период особенно усиливается под воздействием научно-технической революции с ее процессами дифференциации и интеграции, развитием знаний, когда происходит бурное насыщение медицины аппаратурой и сложной техникой для диагностики и лечения. В связи с этим все более сложными и опосредованными становятся связи между врачом и больным [1]. Создаются объективные возможности для обесценивания личностного подхода к больному. При отсутствии нравственных качеств у медицинского работника эта возможность может превратиться в действительность [2].
Бесспорно, взаимоотношения медицинского работника и больного — понятие сложное. Оно охватывает целый комплекс морально-этических, психологических и нравственных проблем, с которыми медицинскому работнику приходится постоянно сталкиваться и находить единственный правильный ответ. Поэтому человек, решивший посвятить себя медицине, должен не только освоить эту профессию, но и обладать особым умением общаться с людьми, реагировать на чужую боль, бьгть готовым всю жизнь неутомимо бороться за здоровье человека [3].
Для квалифицированного оказания медицинской помощи детям врачу необходимо иметь не только глубокие теоретические знания, умело использовать практические навыки, но и тонко понимать психологию больного ребенка и его родителей, четко представлять существующие в этой области этические проблемы [4].
Одна из важнейших среди них — осведомление родителей, родственников ребенка об особенностях заболевания для получения согласия на лечение. Умение врача успокоить, объективно информировать родителей о методах диагностики, организации медицинской помощи ребенку, развитии возможных осложнений и при этом ободрить, настроить на активную помощь, является обязательным этическим требованием [5].
Во второй половине XX века американский ученый В. Р. Поттер предложил понятие «биоэтика» как определение новой этики человечества, которая должна стать «наукой выживания», «мостом в будущее» в условиях современного экологического кризиса [6].
С 2011 года в отечественных медицинских вузах в соответствии с ФГОС третьего поколения в программу подготовки врачей-педиатров была введена
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ