УДК 159.9.072 ББК 88
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ В
ПРЕОДОЛЕНИИ СТРАХОВ У РЕБЕНКА
В.В. ПЕСТЕРОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлены результаты пилотного исследования по проблеме помощи молодым родителям в преодолении страхов у ребенка. Обоснованы причины детских страхов, их разновидности. Предложена идея психолого-педагогической программы для родителей.
Ключевые слова: детские страхи, молодые родители, коррекция.
Актуальность. Наше исследование мы посвящаем важной проблеме детских страхов. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов [5].
По мнению А.А. Бодалёва, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной и других, ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные
экспериментальные исследования, наиболее распространены тревожность и страхи у детей (В.И. Гарбузов, И.В. Дубровина, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие) [5].
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.
[4].
С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка [1].
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, особенно не имеющих опыта воспитания. Молодые родители часто испытывают большой недостаток психологической и педагогической грамотности. Они не знают особенностей роста и развития своих детей и в процессе воспитания допускают ряд ошибок, зачастую вызывающих детские страхи, которые могут в дальнейшем привести к неврозам. Задача психолога, воспитателя, педагога - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью [5].
Молодое родительство является периодом открытия себя с позиции новой социальной роли, происходит усиление ответсвенности, эмпатии и одновременно возникают тревога и страх за ребенка. С одной стороны, это приводит к новообразованию осознанного родительства, с другой стороны притупляет конструктивность решения частных проблем, в том числе проблем детских страхов [3].
Проведенное нами исследование на базе муниципального дошкольного
общеобразовательного учреждения, центр развития ребенка № 308 г. Челябинска, в котором приняло участие 16 детей старшего дошкольного возраста, показало, что из 100% высокий уровень страха имеют 37%, средний уровень 63%, низкий уровень не выявлен (рис.).
Рис. Результаты исследования уровня страхов у старших дошкольников.
В исследовании был использован ряд методик: «Страхи в домиках» А. И. Захаров, М. А. Панфилова, проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, проективная методика «Мои страхи» А. И. Захарова.
У детей с высоким уровнем страха наблюдается большое количество различных видов страха, повышенная тревожность, такие дети не уверены в себе, нерешительны, имеют низкую самооценку, недоверчивы к окружающим, у них наблюдается подозрительность и агрессия на фоне пониженного настроения. Они нуждаются в
специальной коррекционно-развивающей
работе по преодолению страхов.
Проведенный анализ оценки детских страхов у родителей обследованных детей выявил три очевидных позиции родителей относительно проблемы: 1) тревога за ребенка, непонимание способов помощи; 2) переживание за ребенка, поиск способов помощи; 3) безразличие к проблеме. Первая и вторая позиции позволяют работать с родителями на основе ориентировки их в поиске способов поддержки ребенка. Третья позиция является наиболее опасной, так как родитель не готов к поддержке ребенка на мотивационном уровне. С этими родителями нужна специальная психологическая работа.
Для решения данной проблемы была разработана программа психолого-
педагогического обучения молодых родителей по преодолению страхов у старших дошкольников, состоящая из 10 занятий, которые проводятся в игровой форме с использованием арттерапии, игротерапии, сказкотерапии.
В результате реализации программы уровень страхов у детей снизился, а родители освоили способы преодоления вместе с ребенком его страхов.
Список литературы
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? / Е.Е. Алексеева// Учебно-методическое пособие. - 2012. - 283 с.
2. Андреева А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка / А.С. Андреева // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». - Челябинск. - 2015. - с. 6-11
3. Андреева А.С., Качанова О.А. Роль семьи в самоопределении и социальной адаптации студента высшего учебного заведения / А.С. Андреева, О.А. Качанова // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». - Челябинск. - 2015. - с. 12-18
4. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Андреева // Материалы III всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения». - Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013. -№ 1 (3). - с. 12-15.
5. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. / А.И. Захаров//- Москва. - 2000. - 448 с.
PSYCHO - PEDAGOGICAL SUPPORT FOR YOUNG PARENTS TO OVERCOME THE
FEARS OF THE CHILD
V.V. PESTEROVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article presents the results of a pilot study on the issue of assistance to young parents in overcoming the fears of the child . Grounded reasons for children's fears , their varieties . It proposed the idea of psychological and educational programs for parents. Keywords: children's fears, young parents, correction.